fantlab ru

Виктор Пелевин «Омон Ра»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
2438
Моя оценка:
-

подробнее

Омон Ра

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 129
Аннотация:

Омон Кривомазов вместе с другом Митькой решает связать свою судьбу с небом и поступает в краснознамённое лётное училище имени Маресьева в городе Зарайске.

Подростки тогда и не подозревали, что станут главными героями нового секретного космического проекта, в рамках которого им предстоит полёт на Луну...

© sham
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

По мотивам произведения создан графический роман.



В произведение входит:


7.32 (357)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Знамя № 5, 1992», 1992 г.

— сборник «Сочинения», 1996 г.

— журнал «Порог 1999'10», 1999 г.

— журнал «Порог 2000'01», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 102

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2735 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 86 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1993 // Средняя форма (повесть)

лауреат
Бронзовая Улитка, 1993 // Средняя форма

лауреат
Странник, 1994 // Золотой Остап

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма

номинант
Странник, 1994 // Средняя форма

Похожие произведения:

 

 


Омон Ра
1992 г.
Бубен Нижнего Мира
1996 г.
Жизнь насекомых
1997 г.
Омон Ра / Жизнь насекомых
1998 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2. Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Принц Госплана
1999 г.
Омон Ра
2000 г.
Омон Ра
2001 г.
Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Принц Госплана
2001 г.
Желтая стрела
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2003 г.
Песни царства «Я»
2003 г.
Сочинения в 2 томах. Том 2. Омон Ра. Generation `П`. Желтая стрела
2003 г.
Чапаев и Пустота. Омон Ра
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2004 г.
Омон Ра
2007 г.
Омон Ра
2007 г.
Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 55. Виктор Пелевин
2009 г.
Омон Ра
2010 г.
Омон Ра
2012 г.
Омон Ра
2013 г.
Полное собрание сочинений. Том 3. Омон Ра
2015 г.
Повести, эссе и психические атаки
2015 г.
Омон Ра
2015 г.
Желтая  стрела
2016 г.
Омон Ра
2021 г.
Омон Ра
2021 г.

Периодика:

Знамя № 5, 1992
1992 г.
Порог № 10, 1999
1999 г.
Порог №1, 2000
2000 г.

Аудиокниги:

Омон Ра
2006 г.
Лучшие романы. Избранная проза. Выпуск 1
2013 г.
Омон Ра
2013 г.
Собрание сочинений
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Omon Hinterm Mond
1994 г.
(немецкий)
Omon-Ra
1995 г.
(французский)
Om on Ra
1996 г.
(английский)
Omon Ra
1997 г.
(норвежский)
Omon Ra
1998 г.
(итальянский)
Omon Ra
1998 г.
(французский)
Omon Ra
1998 г.
(английский)
Omon Ra
1999 г.
(шведский)
אומון רע
1999 г.
(иврит)
Omon Ra
2000 г.
(словенский)
Omon Ra
2002 г.
(чешский)
Omon Ra
2002 г.
(финский)
Omon Ra
2002 г.
(английский)
Omon Ra
2003 г.
(турецкий)
Omon Ra
2003 г.
(хорватский)
Omon Ra
2003 г.
(хорватский)
Затворника и Шестопръстия. Принцът на ДПК. Жълтата стрела. Омон Ра
2003 г.
(болгарский)
Omon Ra i inne opowieści
2007 г.
(польский)
Омон Ра
2007 г.
(сербский)
宇宙飛行士オモン・ラー
2010 г.
(японский)
Omonas Ra
2014 г.
(литовский)
اومون‌را
2014 г.
(персидский)
Omon Ra
2017 г.
(румынский)
Omon ​Ré
2018 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такая довольно лёгкая и занятная мешанинка из Филипа Дика, Андрея Платонова, Виктора Суворова (это который Резун) и «Гарантийных человечков» Эдуарда нашего Успенского. Ну и, конечно, знаменитое учение о подделанном американцами полете на Луну в самой основе — но только вывернутое наизнанку. На мой вкус, в «антисоветчине» упрекнуть довольно трудно — ведь в момент выхода романа этой самой антисоветчины были уже вагоны, притом далеко не первый год и самой разнузданной. Скорее уж — по крайней мере сейчас — воспринимается как насмешка над тою дичайшей антисоветчиною конца 80-х — середины 90-х. А читать весело и приятно. Мне понравилось, хотя ни оригинальности особой, ни талантливости нет. Однако ж развлекуха вполне добротная

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проволочный космос

Ненавистная моя родина...

...Мать и мачеха,

благослови.

Это хрестоматийный Пелевин, которого все, кто есть кто-то давно прочли. Конечно и я как все, хотя и не тридцать лет назад, когда книга вышла, а двадцать, когда он сделался модным автором и о нем заговорили вообще все. И я спросила у своего книжника — мы тогда покупали книги у лоточников, книжные магазины никуда не делись, но работали бестолково, и ассортимент там обновлялся медленно, а у книжников можно было не только покупать, но брать модные новинки напрокат, как в библиотеке, только за деньги. Недолгий период, когда все менялось феерически быстро, вот-вот я стану распечатывать для себя книги на лазерном принтере, после научусь читать с монитора, с телефона, обзаведусь электронной читалкой, и забуду о бумажных книгах, но самое начало нулевых было временем книжных развалов. Я спросила: — Сереж, а Пелевин как тебе? Что он вообще пишет? — Такое, бред наркомана, — был ответ. — Ну давай какую-нибудь книжку на пробу».

Не помню сейчас, что взяла, кажется «Желтую стрелу». Прочитала и пришла в смятение я тогда еще не умела понимать постмодернизма, это было не похоже ни на что, читаное прежде, совсем не наркоманские бредни и очень хорошее — встроенный определитель качества литературы мое имманентное свойство. После перечитала у него все, до чего могла дотянуться, не прониклась Generation «П», но оценила «Жизнь насекомых» и насмерть влюбилась в «Затворника и Шестипалого». Активно не понравился мне тогда только «Омон Ра» Просто не люблю вивисекции ни в каком виде. Да и чернуха девяностых в начале нулевых уже превысила возможность восприятия, хотелось оптимистичного, верилось в лучшее, Россия поднималась с колен и вот это вот все. Тогда как нельзя более некстати была...

История русского египтянина Омона Кривомазова, которого папаша, отставной мент и алкоголик назвал так, чая для сына милицейской карьеры — с таким именем далеко пойдешь! Не имея представления ни об орфиках с их метемпсихозом, ни даже о теории инкарнаций, он сильно удивился бы, скажи ему кто, что омонимически приманенный именем Амон войдет в душу кривомазовского мальца стремлением к Высокому небу. Однако вышло так, мальчишка подрос и стал мечтать о космосе. И сильно удивился бы, скажи ему кто, что это не тяга к полету как таковому, но в большей степени тоска по гармоническому упорядоченному мироустройству, которое первоначальное значение этого слова, в противоположность хаосу реальности, данной в ощущениях. Семантика порой играет с нами жестокие шутки.

Пересказывать роман объемом меньше двух сотен страниц было бы глупостью, к тому же жестокой по отношению к тем, кто возьмет эту книгу и прочтет, а лучше — послушает, я в этот раз слушала в исполнении Михаила Горевого. Со времени первого раза много воды утекло, изменилось время, изменилась я, и теперь это была совсем другая книга, умная, тонкая, всклянь налитая горькой нежностью к нам, бывшим советским детям. И ненавистью к тем, кто переплавлял их веру в дерюгу, кирзачи и телогрейки подземного космоса.

Я сейчас в чатике однокурсниц педа прочла восторженное описание одной из нас своего дня рождения, проведенного под девизом «Назад в СССР», с музыкой и едой из 70-х, с гостями, которые оделись по моде того времени, с пионерскими галстуками и мороженым в хрустящих вафельных стаканчиках, и какая у нас была прекрасная страна. И я подумала: как странно, у всех нас был свой СССР, чуть отличный от того, что у других, однако мой ближе к пелевинскому.

А ваш?

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебют Пелевина в крупной форме — очень язвительное, даже злое произведение. Автор нещадно проходится по официозным символам СССР, особое внимание уделяя священной корове — космической программе. Разумеется, книга собрала щедрый урожай обвинений в антисоветчине, ненависти к советскому народу, клевете и тэдэ и тэпэ.

Абсурдистский, гротескный роман, описывающий жизненный путь парня со странным именем Омон — лётное училище и участие в полёте на Луну. Уже с имени главного героя (большой привет Владленам и Гертрудам) начинаются постмодернистские отсылки к советскому культурному коду, которые будут сопровождать читателя на протяжении всей книги, выскакивая в самых неожиданных, зачастую не очень явных моментах. Главный же объект интереса автора — исследование культивируемой официальной пропагандой темы жертвенности советских людей, отрицания «я» ради «мы». Так ли это? Пелевин, следуя известной формуле, доводит советский концепт «отказ от частного ради общего» до абсурда и показывает результат читателю. Да, это сильнейшая гипербола, искривлённый мир, но очень многое узнаётся. Пропагандистские штампы, которые воспринимались как иконы, что-то ирреальное, вдруг оживают и заставляют крепко задуматься.

Был ли отдельный вид homo soveticus, или же это самые обычные люди, такие же, как и во всём мире? Свойственна ли была нашим соотечественникам самоотверженность ради далёких не очень понятных целей? Что же, всё-таки, сильнее, «я» или «мы»? Автор не даёт на это ответов сам, он показывает читателю странную картинку, эдакий тест Роршаха, разглядывая который, каждый видит что-то своё. Красота (как и уродство), она, как известно, в глазах смотрящего.

Очень специфическая книга. Злая. Издевательская. Грустная. Смешная. Перечитывать не хочется, но задуматься заставляет.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спонтанно решил написать рецензию на одну из любимых у Пелевина книг – «Омон Ра» и только в процессе написания понял, что на дворе 12 апреля. Вот так так! Банально, наверное, но скажу от себя, что ранний Пелевин был и точнее, и нужнее, чем поздний. Мне кажется, что Виктор Олегович состарился, но не повзрослел, исчезла какая то легкость в текстах. Маты, цинизм, которые раньше воспринимались как нечто естественное, в текстах позднего Пелевина звучат как мерзкое стариковское подхихикиванье. Ну да ладно, перейдем к «Омону». Космос, модельки летательных аппаратов, военное училище, дружба, капитан Ландратов, строительство светлого будущего – все это создает с одной стороны реалистично-узнаваемую (для тех, конечно, кто застал советскую эпоху), а с другой – мистическую, таинственную атмосферу книги, в которая и жутковата, и оттого привлекательна. Скажите мне, дети 60-80х, ну кто из вас не хотел в детстве стать героем и примером для всех? Кто не мечтал о Подвиге, о жертве собою ради…Ради чего? Да хоть чего, хоть Родины, хоть коммунизма, хоть светлой памяти Ленина? Так уж были мы воспитаны. Ну, или изуродованы – тут уж как кто воспринимает это, красота – она в глазах смотрящего. Сам для себя даже не знаю как относиться к тому, о чем повествует книга. С одной стороны все понятно – уродство советского строя, казенный патриотизм, юные герои как жертвы нового культа, серость и безнадега, и невкусный куриный суп со звездочками. С другой стороны, при чтении у меня возникает смутная тревога от того, что мир сытого довольства, в котором мы живем сейчас – это мир лишенный каких-либо героев совершенно, это мир, променявший мечту о Великом на машину в кредит и новый айфон, на лайки в соцсетях. И уродства этого мира тоже не менее отвратительны. И жертвы, принесенные на заклание Идее, ставшие топливом, энергией советской онтологии так и остались жертвами, только уже онтологии новой — рыночной или даже рыночно-постмодернистской, в которой ее статус низведен до презираемой роли офисного планктона, расходующего свою жизнь в протирании штанов на офисных креслах, или ипотечника, пожертвовавшего своею жизнь ради квадратных метров. Эх, Омон, Омон, как же сложилась твоя судьба в дальнейшем, надеюсь, ты жив и счастлив. 10 из 10

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколь разнообразными и противоречивыми были отзывы рецензентов на данную повесть, столь же многогранной и всеобъемлющей сама по себе оказалась работа Виктора Олеговича. Кощунственная и бесстыдная саркастическая насмешка над прошлым канувшего в лету государства в глазах одних. Невероятно едкая и находчивая метафора о жизненном цикле отдельно взятого винтика в огромном механизме «передовой советской автоматики» для других. Для меня же – превосходная самодостаточная история, которая для каждого открывается по-разному, в зависимости от внутренней философии, мировоззрения и жизненного опыта читателя.

В одном лишь противоборствующие лагеря почитателей и критиков автора сходятся во мнении: вещь написана в духе времени, ему соответствует, и с ним же теряет свою актуальность, а потому, становится, в некотором роде, бесполезной для современного читателя. На мой же взгляд, повесть можно со спокойной душой назвать нестареющей классикой, наряду с работами Гоголя или Достоевского. Ведь образы и характеры персонажей, их поведенческие шаблоны и ролевые модели чуть ли не на сто процентов совпадают с поведение окружающих нас людей и обретают с одной стороны комичные, а с другой крайне мрачные оттенки, как и у двух великих классиков.

Чтобы не быть голословным, приведу пример из жизни. Я работаю в организации, предоставляющей мед услуги по всей стране, где у нас существует внутренний аналог органа власти под названием «отдел качества», который по своему функционалу (поиск правонарушений и наказание за них) сравним в реальном государстве с полицией или ФСБ. И глава этого отдела, на мой взгляд, является воплощением и начальника полёта, и полковника Урчагина, и всех их фанатичных подчинённых в одном лице. Ведь для него попросту не существует обычных, неформальных человеческих взаимоотношений. Есть только долг и подвиг. Вся его деятельность посвящена поддержанию жизнедеятельности нашего «Левиафана», в котором я и мои коллеги являемся деталями, но не людьми. И не важно, каких усилий каждому из нас стоит обслуживание микрогосударства и его функций. В глазах главы отела качества мы все окажемся на тонущем корабле, где он, аки капитан будет героически бегать и громогласно, с некоторой театральностью (какая свойственна только людям, несущим службу в госорганах) раздавать приказы по задраиванию дыр в днище нашего космического судна.

«Поэтому новость о том, что мой подвиг останется никому не известным, не была для меня ударом; ударом была новость, что придется совершать подвиг».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильными сторонами произведений Пелевина является их глубокая и многослойная философичность, просто виртуозная ирония и включение в повествование мелких фраз, деталей или полутонов, которые настолько всегда попадают в цель, что даже самый надуманный сюжет превращается в знакомую реальность и даже Станиславский сказал бы: «Верю». Людям выросшим в СССР, служившим и до сих пор не знакомым с творчеством Виктора Пелевина, я бы рекомендовал начать знакомство с этого небольшого романа, в нем раскрыты все лучшие стороны писателя и сделано это в сжатом, концентрированном виде, почти без воды. Молодым людям наверняка тоже стоит начать с этого романа, но там уже как пойдет. Возможно, если для Вас СССР и наши нынешние государственные приоритеты и наклонности что-то идущее параллельно Вашей жизни, то Вы и не поймете ни иронии, ни философичной глубины, и тогда весь роман покажется бредом воспаленного мозга. Но большинству, даже молодых людей, должно понравиться. Эта книга из разряда тех, что после прочтения еще долгое время вспоминаешь из нее какие-то тезисы или сцены и вновь и вновь смакуешь их, обдумываешь и удивляешься, как тонко автор умеет передать мысль. Вердикт: Рекомендую.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не читая фантлабовских отзывов на этот роман, могу предположить, что часть читателей обвиняет Пелевина в антисоветизме, попрании святынь и глумлении над советской историей. Я с большим уважением отношусь к советской истории, но роман «Омон Ра». считаю одной из лучших вещей автора. Попробую объяснить, почему.

Книга была Пелевиным написана, а мною прочитана, в интересное время — в начале 90-х. Советский Союз разваливался, и перед глазами ошалевших от происходящего граждан бывшего государства одна за другой возникали картины, которые до этого могли им разве что присниться. Цена на кирпич ржаного хлеба, которая не менялась десятилетиями, стремительно скакнула вверх. Газета «Комсомольская правда» — один из главных идеологических рупоров государства — стремительно желтела. Великая Октябрьская Социалистическая Революция внезапно стала переворотом с маленькой буквы. Вечная дружба народов СССР замигала и погасла — народы вспомнили про старые счёты и начали их сводить. В такой ситуации впору было начать сомневаться и в полёте Гагарина. А хоть бы и в законах Ньютона — а ну как и тут нас обманывали?

Примерно эти ощущения книга отлично и передаёт — в присущей автору гротескной манере. Неважно, реальность это или кому-то пригрезилось — собственно, у Пелевина редко можно отличить одно от другого. Часть описанных историй — например, про миллион подпрыгнувших заключённых — это и вообще не его выдумки, а пересказы советских анекдотов. Здесь, мне кажется, важно иное — автор имеет право так об этом писать. Он жил в СССР в эти времена, его взгляд — взгляд изнутри, а не снаружи. Поэтому ему разрешено многое из того, что я бы, вероятно, не простил молодому современному литератору, если бы тот попытался изобразить что-то подобное. Но Пелевину — можно. Сейчас он пишет, на мой взгляд, довольно остранённые и холодные тексты, но в «Омоне Ра» ещё чувствуется что-то личное и живое — пожалуй, это последняя подобная вещь у Пелевина. Это еще не «роман про них», а роман про нас. А шутить над собой, как известно, позволяется, даже если юмор ваш циничен и чёрен, как отрезанная у курсанта лётного училища имени Мересьева нога.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По литературной _форме_ — прилично. Но содержание — говно из 1992-го, говно из всей истории Человечества, и снова говно. Оценку поставить не могу.

Если ты — не литературовед, не филолог, не исследователь времён распада СССР вместе с умами его граждан, то не читай. Ни уму, ни сердцу.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Виктор Пелевин – один из известнейших русских писателей на сегодняшний день. Для меня данный роман был первым знакомством с автором, и не скажу, что оно прошло удачно. Вокруг писателя складывается мистический и загадочный образ – информации о его биографии крайне мало. «Омон Ра» — это первый роман, написанный в 1992 году, т.е. сразу после распада СССР, и отсылки к этому событию мы увидим неоднократно.

Двоякое название характерно для Виктора Пелевина. Во-первых, оно напоминает имя древнеегипетского бога солнца Амона Ра. Во-вторых, Омон Кривомазов – это имя главного героя. Оно довольно необычное – его отец всю жизнь проработал в милиции и хотел чтобы сын пошел по его стопам. Также в дальнейшем словосочетание Омон Ра станет его позывным.

В начале книги мы следим за детством и юностью главного героя, узнаём, что он мечтает стать лётчиком и космонавтом. Эта часть мне понравилась больше всего – ярко и правдоподобно описывается жизнь ребенка СССР. Везде чувствуется атмосфера разрухи и безысходности. Но вот Омон поступает в Зарайское лётное училище имени Маресьева, где его вербуют в космонавты.

Роман интересен тем, что в нём множество отсылок к самым различным аспектам жизни. Правда понять все их крайне сложно, и не думаю, что мне это удалось. Можно перечитывать её много раз и каждый раз открывать что-то новое. «Омон Ра» – это в первую очередь философско-сатирическое произведение, и для его лучшего восприятия нужны немалые знания о событиях того времени. Например, я далеко не сразу понял, что отстыковывающиеся ступени космического корабля, в которых сидели люди (причем все разных национальностей) – это не что иное как отсоединившиеся республики бывшего СССР.

Юмор в романе присутствует, но чаще всего он чёрный и довольно абсурдный: отрезание ног в училище, названном в честь героя войны с подобным увечьем; ядерного оружия у России на самом деле нет – на испытаниях в поле вывели два миллиона политзаключённых и заставили одновременно подпрыгнуть; егерь, наряжающийся в диких животных и позволяющий на себя «охотиться» потому, что настоящие животные могут поранить высокопоставленных чиновников. Звучит абсурдно? Да, но подумайте, мало ли подобного абсурда нас окружает.

Но вот сюжет романа откровенно слабоват – сумбурен и при этом довольно примитивен. Но, думаю, книги Пелевина любят не за сюжет. Герои яркие, но при этом довольно плоские и карикатурные. Может быть, именно такого эффекта автор и добивался.

По итогу, книга оставляет двоякое впечатление. Временами читать было интересно, а иногда в голове рождался лишь один вопрос «что это было?» – настолько нестандартно написано. Вероятно, Пелевин просто не мой писатель. В книгах я люблю лихо закрученный сюжет, множество интриг, хорошо проработанный мир, глубоких и многогранных героев. Но тем не менее книга равнодушным не оставит никого.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело оценивать данную книгу с точки зрения сюжета в классическом понимании. Здесь сюжет — это связанный в единый клубок переплетение отсылок и смыслов, не всегда гармонично перекликающихся друг с другом. Если воспринимать текст книги как он есть, без попыток понять гипертекстуальность и фабуляцию, то воспринимается он как бред чистой воды. Если же пытаться залезть поглубже, становится жутко скучно и не интересно.

Часто закрадывается мысль, что автор решил просто нагородить бреда и прикрыться постмодернизмом, мол здесь все под капотом, умейте искать. Но, камон, если искать не интересно, то зачем? Никуда не идет в сравнение с Эко или Павичом, где используются те же литературные приемы, но текст захватывает и привлекает к «прочтению».

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсурд и стёб, очень характерные для времени написания романа. Увы, для молодежи смысл книги уже вряд ли понятен, кто по-наивней, воспримет всерьез изложенные события, остальные сочтут за сюрреализм, но большинство ещё читающих попросту посчитают роман слишком сложным и отложат роман на потом.

Я читал примерно в середине-конце девяностых, и впечатления остались не особо приятные. Какая то серая, унылая, мрачная вещь, хотя и с прикольными элементами абсурда. Признаю, что и задумка, и финал, и реализация «запуска» отражены очень впечатляюще, то есть, понятная идея, четкая картинка, великолепная ирония, но ощущение на душе после прочтения остаётся невеселое.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная повесть, написано простым языком. Очень похоже на романы Кафки, присутствует атмосфера абсурда (чего только стоят собака в генеральском кителе, мужик маскирующийся под медведя, задействованный в партийной охоте)

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давайте сразу, я ни в коей мере не стороник СССР. И вообще за либерализм в литературе. Однако, эта книга не вызвала у меня особого интереса. Все дело в том, что кроме игры на запретной для многих теме в книге нет вообще ничего. Да, места с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
училищем Маресьева и смертью космонавтов
поражают. А в концовке действительно сочуствуешь главному герою. Но в остальном... Это нудный провокационный поток желчи без интересной истории, персонажей и стиля. В 90-е это было круто, когда стало можно говорить на подобные темы. А сейчас это выглядит таким же артефактом эпохи, как советские книги, которые этот роман пародирует.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Омон Ра» — написанный на изломе эпох, в 1991-м году, первый нашумевший и скандальный роман Виктора Пелевина, главного отечественного мистика и магического реалиста.

Криптоисторический триллер про смертников, призванных по-настоящему погибнуть ради торжества запоздалой отечественной «лунной программы», на деле – павильонной «показухи», на момент выхода многими современниками был воспринят как меткий плевок на могилу Советской Космической Мечты.

Но с годами стало понятно: не плевок это был, а написанная кровью сердца эпитафия.

Потыкав копьем в ветряные мельницы коммунистической утопии, автор всерьез и надолго обосновался на их развалинах, заняв круговую оборону с «глиняным пулеметом», и если сейчас и есть в нашей стране писатель, способный вдохнуть новую жизнь в мечты предков и являющийся буквальным олицетворением понятия «русский космос», это, несомненно, Виктор Олегович.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Персонажи, которые рьяно открещиваются от ура-патриотизма, одновременно хая идею данной повести — у меня для вас плохие новости. Тут, как говорится, у кого что болит...

И данный факт ярко иллюстрирует все творчество Пелевина: не ставя цели обидеть/облить навозом что-либо (будь то советская космонавтика или московские протесты начала десятых), постоянно находятся обиженные люди, которые видят в пелевинском символизме свои скрытые страхи и/или фетиши.

Но да ладно.

Повесть одна из самых пронзительных у автора, как это часто бывает в ранних произведениях. Отрывок про Пинк Флойд всякий раз заставляет чуть ли не сдерживать скупую мужскую слезу. В каком-то смысле это есть Пелевин, которого мы потеряли, но, слава Ра, нашли другого, не менее талантливого.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх