FantLab ru

Александр Куприн «Поединок»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.51
Голосов:
332
Моя оценка:
-

подробнее

Поединок

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 51
Аннотация:

Захолустный городок на юге России, воинская часть N-ского пехотного полка. Куприн сам служил в армии и небольшие эпизоды, описывающие будни русской армии второй половины 19-го века, показаны автором очень ярко и исторически правдиво.

В книге вы найдете колоритные образы русских офицеров, философские размышления о человеке и великий накал страстей.

В окружении пьянства, разврата и тупой армейской жизни вырисовывается светлый, романтичный образ молодого субалтерн-офицера Ромашова, взросление его души и поиск ответов на простые вопросы, поставленные самой жизнью.

Отсутствие ясных целей, оторванность от реальности и любовь к замужней женщине приводят его к роковой дуэли.

Написанная во время русско-японской войны повесть Куприна «Поединок» вскрывает болезненные проблемы, назревшие в российской военной среде. Глубокий психологический анализ, усвоенный Куприным от Толстого, страстное отношение писателя к поставленной им проблеме, блестящий стиль делают «Поединок» столь же интересным для нас, как и для современников Куприна.

Примечание:

Первая публикация в мае 1905 года в сборнике «Знание», кн. VI.


Входит в:

— сборник «Рассказы. Том второй», 1906 г.

— сборник «Полное собрание сочинений. Том 2», 1912 г.

— антологию «Дуэль», 1990 г.

— антологию «В мире гость», 2002 г.


Экранизации:

«Поединок» 1957, СССР, реж: Владимир Петров



Похожие произведения:

 

 


Сборник товарищества
1905 г.
Полное собрание сочинений. Том второй
1912 г.
А. И. Куприн. Избранные произведения
1947 г.
Избранные сочинения
1947 г.
А. И. Куприн. Избранные произведения
1951 г.
Поединок
1953 г.
Куприн А. Сочинения в трех томах. том 2
1954 г.
Повести и рассказы
1954 г.
Поединок
1954 г.
А. И. Куприн. Избранное
1956 г.
Поединок
1956 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3. Произведения 1902-1905
1958 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы в двух томах. Том 1
1961 г.
Поединок
1962 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 4
1964 г.
Поединок
1967 г.
Избранные произведения
1969 г.
Александр Куприн. Избранное
1971 г.
Собрание сочинений. Том 4.
1971 г.
Повести
1973 г.
Повести
1973 г.
Александр Куприн. Избранное
1974 г.
Александр Куприн. Избранное
1974 г.
Поединок
1974 г.
Избранное
1975 г.
Повести и рассказы
1976 г.
Повести. Колесо времени
1976 г.
Повести. Колесо времени
1976 г.
Поединок
1976 г.
Поединок
1976 г.
Поединок. Гранатовый браслет
1976 г.
А. И. Куприн. Избранное
1977 г.
А. И. Куприн. Рассказы и повести
1977 г.
Рассказы и повести
1977 г.
А. И. Куприн. Повести
1978 г.
Поединок. Гранатовый браслет
1978 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1979 г.
А. И. Куприн. Рассказы
1979 г.
Гранатовый браслет
1979 г.
Повести и рассказы
1979 г.
Поединок
1979 г.
Поединок. А. И. Куприн. Рассказы
1979 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1980 г.
Повести
1980 г.
Поединок
1980 г.
Поединок
1981 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести; Рассказы
1981 г.
 А. И. Куприн. Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1982 г.
Александр Иванович Куприн. Повести
1982 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1982 г.
А. И. Куприн. Повести
1983 г.
Избранное
1983 г.
Олеся. Поединок. Гранатовый браслет
1983 г.
Поединок
1983 г.
Поединок
1983 г.
Поединок
1983 г.
Поединок
1983 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1984 г.
А. Куприн. Избранное
1984 г.
Гранатовый браслет
1984 г.
Олеся. Поединок. Гранатовый браслет
1984 г.
Поединок
1984 г.
А. Куприн. Повести и рассказы
1985 г.
Избранное
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Молох. Поединок. Рассказы
1985 г.
Повесть и рассказы
1985 г.
Поединок
1986 г.
Река жизни
1986 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1987 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1987 г.
Поединок
1987 г.
Поединок. Рассказы
1987 г.
А. И. Куприн. Избранное
1988 г.
Гранатовый браслет
1988 г.
Гранатовый браслет
1988 г.
Дуэль
1990 г.
А. И. Куприн. Избранное в двух томах. Том 2
1993 г.
О любви
1993 г.
Александр Куприн. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1994 г.
Поединок. Яма
1995 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1995 г.
Повести. Рассказы
1997 г.
Гранатовый браслет
1998 г.
Гранатовый браслет
1998 г.
Повести и рассказы
1998 г.
Поединок
1998 г.
Любимые лица России. Том 2. Век серебряный, переходящий в железный
1999 г.
Золотой петух. Повести. Рассказы. Публицистика
1999 г.
А. И. Куприн. Избранное
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 1. Молох. Олеся. На переломе (Кадеты). Поединок
2001 г.
Суламифь
2001 г.
В мире гость
2002 г.
Гранатовый браслет
2002 г.
Избранное
2002 г.
Поединок
2002 г.
Поединок. Рассказы
2002 г.
Юнкера. Поединок
2002 г.
Олеся. На переломе. Поединок. Яма. Рассказы
2003 г.
Повести. Рассказы. В 2 томах. Том 1
2003 г.
Гранатовый браслет
2004 г.
Избранные сочинения. В 3 томах. Том 1. Молох. Олеся. На переломе (Кадеты). Поединок
2004 г.
Кадеты. Юнкера. Поединок
2004 г.
Гранатовый браслет
2005 г.
Поединок
2005 г.
Поединок. Повести и рассказы
2005 г.
Поединок
2006 г.
Избранная проза
2007 г.
Избранное
2007 г.
Повести. Рассказы
2007 г.
Поединок
2007 г.
Поединок
2007 г.
Поединок
2008 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Рассказы и повести 1901 - 1913 гг.
2008 г.
Юнкера
2008 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
2009 г.
Александр Куприн. Полное собрание романов и повестей в одном томе
2009 г.
Повести. Рассказы. В 2 томах. Том 1
2009 г.
Поединок. Олеся. Гранатовый браслет
2009 г.
Поединок. Яма
2009 г.
Гранатовый браслет
2010 г.
Юнкера. Поединок
2010 г.
Александр Куприн. Малое собрание сочинений
2011 г.
Белый пудель
2011 г.
Поединок
2011 г.
Поединок
2011 г.
Поединок
2012 г.
Поединок
2012 г.
Поединок
2012 г.
Гранатовый браслет
2013 г.
Олеся. Повести и рассказы
2013 г.
Поединок
2013 г.
Поединок
2013 г.
Поединок
2013 г.
Поединок
2013 г.
Поединок
2013 г.
Полное собрание повестей и романов в одном томе
2013 г.
Малое собрание сочинений в одном томе
2014 г.
Поединок
2014 г.
Поединок
2014 г.
Поединок. Люция. Впотьмах. Яма. Олеся. Гранатовый браслет. Суламифь
2014 г.
Поединок. Олеся. Гранатовый браслет. Романы, повести, рассказы
2014 г.
Романы. Повести. Рассказы (подарочное издание)
2014 г.
Яма
2014 г.
Поединок
2015 г.
Суламифь
2015 г.
Поединок
2016 г.
Яма. Поединок
2016 г.
Поединок
2017 г.
Гранатовый браслет
2018 г.
Гранатовый браслет. Поединок. Олеся
2018 г.
Гранатовый браслет. Поединок. Олеся
2018 г.
Избранные произведения
2018 г.
Поединок
2018 г.
Гранатовый браслет
2019 г.
Поединок
2019 г.

Аудиокниги:

Поединок. Гранатовый браслет (аудиокнига на 3 кассетах)
2000 г.
Поединок
2003 г.
Поединок
2005 г.
Поединок
2007 г.
Поединок
2007 г.
Поединок
2007 г.
Поединок
2007 г.
Избранное
2008 г.
Поединок
2009 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №12
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее в своей тоске и безысходности произведение.«Жестокий романс».Грязный провинциальный городок ,один из многих в России конца 19 века.Бессмысленная и безрадостная жизнь подпоручика Ромашова,тянущего лямку командира взвода. В прошлом остались радужные мечты о блестящей карьере, подвигах и радости служения отечеству. В действительности понятия честность,благородство оказались никому не нужны. Гарнизонные будни заняты муштрой «серой скотинки», пьянками в офицерском собрании,сплетнями о чужих женах.Любая «чистая» женщина находящаяся рядом видится светлым идеалом. Душа заплутавшего в любовном треугольнике бедного Ромашова в смятении,впервые полюбив,он видит единственный выход сохранить свою честь и репутацию любимой — пожертвовать собой. «Жестокий век,жестокие сердца...»

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Офицеры, офицеры...», «Офицеры России, вся надежда на Вас...»

«Поручик Голицын, подайте бокалы

Корнет Оболенский, налейте вина...» ну и так далее «Раздайте патроны, поручик Голицын... на бой вдохновляет Россия-страна...»

Еще с советского детства, под воздействием подобных песен и фильмов о тех временах у меня сложилось некое романтическое впечатление о офицерстве, гардемаринах, чести и долге. Несмотря на победившую революцию коммунизма, советская страна старалась героизировать в том числе и царское прошлое, победа над которым так превозносилась с другой стороны. Вот такое дуалистическое единство противоположностей и фактическая преемственность режимов, несмотря на отказ возвращать долги. Произведение же Куприна раскрывает нам реальность с другой стороны, глазами человека-современника, видевшего реальность изнутри и посвятившего службе несколько лет своей молодости. Что мне нравится в авторе, что он не старается что-либо идеализировать или использовать прием привлечения наигранного романтического ореола. Наоборот Куприн старается расскрыть жизнь и ее проявления как она есть: суровая будничность и серость. На страницах произведения нет места романтике службы, наигранному героизму, единению с «великой целью становления Российской империи», зато здесь есть пьянство, чавкающая грязь под ногами, ругань и побои офицерами солдат, разгульная и загульная жизнь офицеров и их жен, тупость и слепое следование уставу. Нет, конечно не все так уныло и есть некоторые позитивные проявления, но в целом ни одного позитивного героя нет. Становится интересно, как должны были реагировать современники автора на это его произведение, особенно армия, офицеры, в том числе и те с кем он служил в одном из таких городков?

На этом Куприн не останавливается и в его произведении играют даже нотки трансцендентального (более потом прозвучавшего, например, у Пелевина): «Я — это внутри, — думал Ромашов, — а все остальное — это постороннее, это — не Я. Вот эта комната, улица, деревья, небо, полковой командир, поручик Андрусевич, служба, знамя, солдаты — все это не Я. Нет, нет, это не Я... Я вижу руку, подымаю ее кверху — это Я. То, что я теперь думаю, это тоже Я. И если я захочу пойти, это Я. И вот я остановился — это Я. О, как это странно, как просто и как изумительно. Может быть, у всех есть это Я? А может быть, не у всех? Может быть, ни у кого, кроме меня?...

Гм... а ты позабыл? Отечество? Колыбель? Прах отцов? Алтари?.. А воинская честь и дисциплина? Кто будет защищать твою родину, если в нее вторгнутся иноземные враги?.. Да, но я умру, и не будет больше ни родины, ни врагов, ни чести. Они живут, пока живет мое сознание. Но исчезни родина, и честь, и мундир, и все великие слова, — мое Я останется неприкосновенным. Стало быть, все-таки мое Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, о любви? Вот я служу... А вдруг мое Я скажет: не хочу!...»

Да «алтари»... видно «скрепы» еще с тех пор..., тем и интересно почитать великих классиков, чтоб немного освободиться от шор и навеянной пропагандой реальности. Куприн видно черпает свое вдохновение у других классиков вроде Достоевского, Чехова, ..., стараясь докопаться до сути вещей, раскрыть всю психологию и подноготную мотивов и поступков. Подобно Достоевскому препарирующего мотивы и поступки студента Раскольникова, или же подобно тому как сам автор в «Яме» исследовал подноготную публичного дома, в «Поединке» Куприн препарирует подноготную офицерской жизни в лице молодого субалтерн-офицера Ромашова. Его герой тяготится своей жалкой жизнью, воздыхает о жене одного из своих коллег офицеров и блудит с женой другого, ходит на бессмысленные провинцельные офицерские «балы» и принимает участие в попойках. Зато его сердце не чуждо состраданию к другим и он не приемлет брани и рукоприкладства к рядовым солдатам. (Кстати, в конце произведения есть сцена публичного дома, которая прямо сошла с декораций событий происходящих в Яме.)

Итак, 2/3 посвятив разносу понятий чести, долга, службы родине, надо понимать в том виде, в каком молодой Куприн ощутил их в годы своей службы, писатель заканчивает примером женского коварства и драматической развязкой.

Любопытно, если вдуматься, что все СМИ несут нам определенную «богоизбраноость» России, России на страже истинного православья, последний оплот в борьбе со вселенским злом, причем не только на современном историческом рубеже, но страны, издревле почитающей свои «духовные скрепы». Хотя, если вдуматься, в ту серость и безысходность которую Куприн описывает далеко не только в данном романе, в ту эпоху сто лет и более тому назад и представить, что люди были бы действительно духовными и богобоязненными, то не было бы ни трагедии Гранатового браслета ни ужаса Ямы ни драмы данного романа — врут значит, и тут врут...

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Страшно перечитывать «Поединок», особенно после «Юнкеров» и «Кадетов». Капитаны и поручики из «Поединка» — это практически одногодки Александрова-Куприна. Учились вместе с ним или в таком же училище и так же думали, что их ждёт мир чести, славы, большой чистой любви. А вместо этого служебная рутина, которая пожирает почти всё время и почти все силы. Надо отключиться хоть ненадолго, а как? Маленький пограничный городок, где никогда ничего не меняется, и почти не бывает новых людей. Ни театров, ни библиотек. Ни Интернета, ни телевизора. Хотя с телевидением они опустились бы ещё быстрее. Единственный доступный и надёжный способ отключиться от рутины — водка. Многие пробуют и другие варианты, но они ещё хуже. И люди опускаются. Симпатию вызывает только Ромашов — он добрый, в нём очень много детского, он ещё не успел опуститься, и, главное, мы смотрим на мир его глазами. Если посмотреть на мир лазами другого офицера, вероятно, возникнут симпатии и к нему. А через 9 лет рутине придёт конец, и полк почти в полном составе погибнет под Танненбергом или под Лодзью.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная повесть о трагической судьбе офицеров царской России вызывает бурю эмоций и заставляет присмотреться к мирку, в котором живешь.

Перед читателем разворачивается бесконечная череда армейских будней, пожирающих скукой и рутиной души героев. Солдаты, забитые, не видящие смысла в своих действиях люди, подобны роботам, выполняющим заложенную в них программу. Офицеры, словно отбывающие повинность, от тоски и безысходности опускаются, кто-то находит отдушину в беспричинном рукоприкладстве, кто-то пьет, кто-то ныряет с головой в разврат, кто-то играет до последней копейки,..

Потуги захолустного гарнизонного общества в попытке создать подобие светской жизни образуют лишь уродливый мираж таковой. И характеристика, которую автор дает обитателям «высшего общества» загнивающего гарнизона, легко переносятся на все сферы армейского быта:

«жалкая бедность, усилия, ухищрения, сплетни, взаимная ненависть, бессильная провинциальная игра в светскость и, наконец, скучные, пошлые связи…»

И на фоне серого, унылого течения жизни мы наблюдаем рождение любви, посягнувшей на безопасность и равновесие привычного уставного уклада, оказавшейся сильнее правил и победившей врожденную робость и вечную растерянность героя-мечтателя с романтическим мировоззрением.

Но чудовище-одиночество не готово выпустить из когтей добычу. Все предопределено, и если предательство и ложь стали частью обыденности, если «расчеловечивание» в обществе поставлено на поток, если герой лишь размышляет, при этом практически ничего не предпринимая, то ему никогда не сломать систему, у него нет ни малейшего шанса вырваться из топи, он не сможет выиграть поединок с собой и закоснелым обществом…

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то домучен. Почему домучен, не понятно. Но не было к нему душевного и эмоционального расположения. Но под конец, что-то все таки зацепило и повело за собой.

Интересно было прочитать об офицерах до революции, которых сейчас преподносят как образцы доблести и чести. А ведь получается, что быт маленьких гарнизонных городков практически ни чем не отличается. Что в начале 20 века, что в начале 21. (Где ты, девочка из будущего. Так вот же она, смотрит на тебя в зеркало). Маленькое сообщество, одни и те же лица, чтобы не сказать в некоторых случаях – морды. Одни и те же разговоры, одни и те же действия. Служба, в которой не видишь смысла. И соответствующие развлечения: пьянство, драки, адьюльтеры, , сплетни, скандалы. Все это показано чётко, без жеманства и кокетства. Снимает так сказать розовую пелену с романтического представления о золотом веке дореволюционной России.

Главный герой, не герой во все. Подпоручик Ромашов, обыкновенный молодой человек, который пошел в армию в силу жизненных обстоятельств, тянет свою лямку, ничем не отличаясь от других. Да, ему не нравятся некоторые вещи, но он не имеет сил сопротивляться устоявшемуся порядку. В его жизни происходит душевный перелом. Тут сыграла и любовь к женщине, и неудача на смотре полка, за который он получил выговор. У него появилось время и желание думать о своей жизни. Но, по большему счету, счастья в жизни ему это не прибавило. И не к чему не привело. Хотя, возможно, просто он не успел.

Примечательно, что один из самых ярких, мудрых и неоднозначных монологов в книге произносит запойный пьяница, находящийся в полубреду. Вот там все сконцентрированные мысли о чести офицера, о смысле войны, о том, что самое важное в человеке это его я. И только начав любить себя, свои мысли, тело, желания, мы уподобимся богам. И как может один бог причинить вред другому. Что это? Юродивые всегда говорят правду или они сумасшедшие, и не надо их слова воспринимать всерьез.

Есть, есть над чем подумать. Значит не зря был этот «Поединок».

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Поединок» великолепен. Куприн очень точно обрисовывает всех персонажей, их привычки и характеры. Как читатель, я всегда представляю себе лица героев, костюмы, комнаты, в которых происходят события. При чтении этой повести мне все это удавалось очень легко, я буквально ходил по этой военной части, сидел в столовой с офицерами... Драматичный сюжет, хотя нельзя сказать, что события развиваются очень уж быстро. Вообще, по настроению мне показались близки «Кадеты» и «Поединок». Дальше спрячу под спойлер...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почитав отзывы по разным сайтам, удивляюсь сочувствующим ГГ. В чем он чист?.. в чем романтичен?.. Молодой человек ходил сначала к одной офицерской жене, потом, не завершив даже первую интрижку, начал засматриваться на другую... И он ведь молод, еще не испорчен именно этой частью! Уже у него вот такие понятия о чести. Он слаб, труслив, безответственен. Он НИЧЕГО не сделал для того, чтобы спасти якобы любимую женщину от слухов и анонимок. Он НИЧЕГО не делает для того, чтобы добиться ее по-хорошему — добиться успеха, которого она желает, проваливает смотр. Он жалеет солдат, которых бьют, в какой-то момент проникается теплотой к своему денщику, но срывается на него при первом же нервном напряжении. Он занимает деньги, не собираясь отдавать. Он говорит, когда нужно смолчать, и не может выдавить из себя и слова, когда нужно ответить. И так далее... Он как «Буланка» из «Кадетов», который в первое же время попался на долге старшему и поплыл по течению — опускался, не успевал, со всем соглашался... Это совсем не Александров из «Юнкеров»...

Считаешь все вокруг пошлым, грязным, неправильным? Начни с себя. Будь офицером, каким мечтал быть в «Юнкерах». Помогай солдатам, узнай их. Не смотри на чужих жен, это чужие женщины. Или добивайся их, как положено, а не сиди под забором, не прячься по кустам.

Вот такие у меня ощущения. ГГ — недостойный. Роман — очень хорош.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не фантастика, но произведение замечательное.

Особенно поразило описание отношения к одной и той же женщине троих разных мужчин — мужа, любовника и тайного обожателя.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная повесть, читается на одном дыхании. С самых первых страниц жаль главного героя Ромашова, жаль, что он попал в это болото. Финал повести ожидаем, но тем не менее поражает.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх