fantlab ru

Дарья Бобылёва «Ночной взгляд»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
90
Моя оценка:
-

подробнее

Ночной взгляд

Сборник, год

Аннотация:

Дарья Бобылёва — восходящая звезда не только литературы ужасов и мистики, но и литературы вообще. Выпускница Литинститута им. Горького, член Союза писателей Москвы, ведущая литературных курсов. Ее талантом восхищаются как критики, так и читатели. Ее дебютный роман «Вьюрки» стал бестселлером и вошел в лонг-лист сразу четырех крупных премий: «Большая книга», «Ясная Поляна», «Интерпресскон», «Премия АБС», а права на экранизацию куплены сразу после выхода книги. У Дарьи Бобылёвой свой взгляд на наш мир. Особый, присущий только ей, позволяющий заглянуть за изнанку и увидеть то, что скрыто,— ночной взгляд. «Ночной взгляд» — это сборник малой прозы, включающий как уже известные произведения автора, так и совершенно новые, ранее нигде и никогда не публиковавшиеся рассказы.

© издательская

В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.16 (98)
-
2 отз.
7.13 (136)
-
4 отз.
6.95 (125)
-
2 отз.
6.36 (118)
-
2 отз.
6.28 (114)
-
2 отз.
7.46 (122)
-
2 отз.
7.14 (109)
-
2 отз.
6.65 (112)
-
2 отз.
6.53 (111)
-
2 отз.
6.39 (105)
-
2 отз.
7.00 (110)
-
2 отз.
7.21 (104)
-
2 отз.
6.75 (102)
-
2 отз.
6.51 (98)
-
3 отз.
7.56 (103)
-
2 отз.
6.80 (79)
-
2 отз.
6.38 (80)
-
2 отз.
6.44 (82)
-
2 отз.
6.31 (79)
-
2 отз.
7.32 (80)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов

номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучший роман / авторский сборник

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Ночной взгляд
2019 г.
Ночной взгляд
2021 г.

Аудиокниги:

Ночной взгляд
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я уже писал отзывы и ставил оценку каждому рассказу сборника отдельно. Но понял, что просто необходимо написать отдельно про книгу целиком. Почему? Потому что я уверен, что отдельные рассказы, «вырванные» из сборника могут казаться не самыми интересными, или неудачными (это даже по моим оценкам видно). Сборник же целиком — «работает», запоминается. Я вот себе сделал пометку, что Дарья — сильный автор. В планах почитать и «Вьюрки» и «Наш двор».

Да, некоторые (немногие) сюжеты показались вторичными, знакомыми. Но! Бобылёва — отличный рассказчик. Даже что-то знакомое она расскажет как-то иначе, ярче, опишет живым, образным языком.

Наверняка настоящим любителям хоррора книга может не особо понравиться. Всё-таки автор сама говорит, что пишет на стыке жанров и мистики/магического реализма в её рассказах порой больше, чем «ужасов». Но читать — интересно и приятно. За творчеством Бобылёвой буду теперь следить.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

О Дарье Бобылевой активно заговорили в 2018 году после публикации ее первого романа «Вьюрки». Этому способствовали и необычность самого романа, и особый авторский стиль, и ряд премий, на которые «Вьюрки» были номинированы. Не удивительно, что о малой форме автора тоже вспомнили. «Ночной взгляд» — сборник, состоящий из двадцати рассказов, четырнадцать из которых несколько лет назад уже выходили под одной обложкой. Сейчас, правда, то издание найти крайне проблематично, так что выход обновленного сборника более чем оправдан.

«Ночной взгляд», как и «Вьюрки», примечателен, прежде всего, двумя составляющими: авторский стиль и авторские идеи. Что касается стиля, то все рассказы написаны очень легким и, можно сказать, «мягким» языком с долей иронии. Бобылева словно гипнотизирует читателя своим текстом, обволакивая его внимание разнообразными странноватыми эпитетами, обилием бытовых мелочей и необычными портретами персонажей. В итоге весь сборник прочитывается за пару дней и не успевает надоесть, несмотря на недостатки, о которых чуть позже.

Каждый рассказ «Ночного взгляда» — история о бытовой мистике, которая окружает обычных людей. Странное и непознаваемое живет настолько близко, что иногда человеку достаточно войти в лифт, чтобы его жизнь изменилась навсегда. И в этом кроется вторая примечательная особенность сборника, а заодно и его главный плюс. Дарья Бобылева берет фольклорные мотивы и смешивает их с человеческой повседневностью. Получается не страшно, а скорее тревожно. «Вьюрки» скроены по той же схеме, только вместо мотивов там использовались вполне узнаваемые образы славянской нечисти, вроде Полуденицы и Анчутки. «Ночной взгляд» же предлагает встретиться с существами иного порядка. Эта нечисть малоизвестная или неизвестная вовсе, возникающая в городах и приходящая из иных земель. Иногда она подчиняется некоторым правилам: заманивает к себе с помощью красивых бусин («Бусы») или нападает, если повредил старую баньку, когда тебе сказали ее не трогать («Место жительства»). А иногда никаких правил просто нет («Тараканы»). Герои рассказов наталкиваются на неведомое на каждом шагу, просто наведя объектив фотоаппарата куда не следует («Тетка»), спустившись в метро («Тот, кто водится в метро») или переехав в новую квартиру («Забытый человек», «Крики внизу»). Подобным образом, кстати говоря, очень бережно, но плотно вплетала в повествование сверхъестественное Мариам Петросян в своем «Доме, в котором…».

Проблема сборника в том, что, по сути, почти все рассказы представляют собой литературную версию страшилок, рассказанных у лагерного костра. Пара примеров:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Крики внизу» — женщина переезжает в новую квартиру и по ночам начинает слышать крики соседей снизу. Вскоре выясняется, что в той квартире когда-то произошло убийство и сейчас она пустует. После этого женщина переезжает и у нее все становится хорошо. Это, наверное, самый фрустрирующий ужастик про дом с привидениями, который только можно придумать.

«Ночной взгляд» — влюбленные съехались и стали жить счастливо. Вот только девушку беспокоило, что ее парень по ночам смотрит на нее «пустым» взглядом. Сначала она списывает это на лунатизм, но вскоре ее возлюбленный начинает еще и кусаться. А в конце он девушку съедает. Ни напряжения, ни страха при прочтении не испытывал, концовка вообще позабавила.

Вдумчивый читатель достаточно быстро раскусит паттерн, по которому развиваются сюжеты, и потеряет всякий интерес к развязкам историй, которые во многом похожи друг на друга. Особняками в этом плане стоят «Тот, кто водится в метро», предлагающий посмотреть не на нечисть, а на ведающую старушку и «Место жительства», которое является «Вьюрками» в миниатюре. Старушкам, кстати, в сборнике уделено особое место, зачастую именно они как-то связаны со сверхъестественным или, хотя бы, что-то знают о нем. Что не особо удивляет, в сказках и преданиях обычно также.

Несмотря на предсказуемость и некоторую шаблонность в сюжетном плане, сборник хорош и рекомендуется к прочтению всем любителям «Вьюрков», бытовой мистики и страшилок, которые зачастую больше развлекают, нежели пугают. Только не ждите каких-либо объяснений, хорошая мистика свой туман загадочности не развеивает. А «Ночной взгляд» — это именно хорошая мистика.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Утекай. В подворотне нас ждет маниак

Остались только мы на растерзание-е.

Парочка простых и молодых ребят.

С этим сборником мне повезло больше, чем дебютными «Вьюрками». Тогда похвалы были неумеренными, ожидания завышенными, а исполнение скорее разочаровало. На сей раз с точностью до наоборот: брала книжку уже знакомого автора, ничего особенно не ожидая и вдруг совершенный инсайт. Возможно потому, что горожанка Бобылева лучше чувствует себя в сфере городских легенд.

Попытаюсь объяснить. «Дачные» «Вьюрки» брали оригинальностью Столкновением носителей городской культуры с исконной хтонью, до сих пор незатронутой в отечественной литературе. «Да ладно — мне возразят, — каждый первый этнохоррор на этом строится: смена среды и ужасы, которые начинаются сразу за тем». Все так, но феномен дачной жизни, когда горожане по собственной воле, отработав неделю, устремляются за дополнительной работой в село и это происходит в массовом порядке, без какого бы то ни было принуждения — кажется это чисто наше.

Она была первой, кто описал массив разных по социально-имущественному положению людей в ситуации отрезанности, произошедшей от общего на всех желания припасть к корням. Хотите истоков? Будут вам истоки. Все получилось, книга выстрелила, автора заметили и запомнили. А все же дачная жизнь ближе пенсионерам. И по времени в нашем климате занимает не больше трети года.

То ли дело город. Здесь мы находимся все время, независимо от пола и возраста. Здесь пространство, физически ужатое относительно дачного простора располагает к контактам и конфликтам. Здесь для ситуации «некуда идти» не надо изобретать мистическую невозможность покинуть место.

Сборник неоднороден по качеству. Сколько понимаю, в него вошли заготовки, не попавшие во «Вьюрки», вроде «Розария», «Длинного белого», «Осины», «Заговора грибницы». Другая группа рассказов-зарисовок из тех, что проходят по касательной, глубоко не задевая: «Крики внизу», «Благоустройство города», «Забытый человек».

И третья группа маленькие шедевры, законченные, чаще «девочковые» с девчачьими игрушками и украшениями в антураже и женскими судьбами в сюжете: «Старшая сестра», «Тот, кто водится в метро», «Бусы, «Ночной взгляд» — эти по-настоящему хороши.

Бобылева не дружит со структурой. Крупная форма не ее сильная сторона, «Вьюрки» вспоминаются как что-то аморфное, состоящее из отдельных эпизодов. В то время, как концентрированный смысл рассказа — то, с чем Дарья хороша необычайно. Коротко, емко, в хорошем темпе. Создать атмосферу, наметить характеры, одной-двумя яркими чертами насытить происходящее жизненной энергией и придать достоверности. Читатель взят

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая же молодец эта Дарья Бобылева! Настоящая мастерица дарить незабываемые бессонные ночи всем любителям качественной литературы). А литература у нее, хоть и принадлежит к развлекательному жанру, очень качественная из-за неповторимого авторского стиля, который ни на минуту не дает заскучать, да и в целом жанр, в котором Дарья чувствует себя аки рыбка в воде, в своем роде уникален, не поддающийся четкому определению. Это не ужасы в прямом понимании этого жанра, так как ее книги не столько пугают, как погружают в свой мир, укутывают тонкой пеленой мистики, легенд, бабушкиных басенок и древнего славянского фольклора (а этого нам в современной (да и в несовременной тоже) литературе очень не хватает). Это какой-то новый дачный бытовой магический реализм, в котором оживают древние страхи наших предков, которые нам уже не кажутся страшными, но все еще невыразимо притягательны (гены?). Не смотря на сквозную тему дачной жизни, которая проходит чуть ли не через все творчество автора (если по Фрейду, то очень бы хотелось узнать, что там, на этой даче, пережила бедная маленькая девочка, что ее так этой темой накрыло)), и которая, не будь автор Дарьей Бобылевой, уже давно вызывала бы у читателей изрядную оскомину, у Дарьи получается подавать ее великолепным, сочным языком с кучей метафор и речевых оборотов, которых я в литературе до этого не встречал, что делает ее стиль уникальным. Такой стиль вырабатывается годами, ибо не подражает никому и есть чисто авторским, поэтому не удивлюсь, если «в столе» у Дарьи припрятана не одна сотня черновых набросков к рассказам и, возможно, романам, на которых автор набивала руку. Если же нет, то снимаю шляпу, ибо это великий дар непревзойденного рассказчика.

Еще хочется отметить, что автору прекрасно удается создавать атмосферу и поддерживать постоянный интерес читателя как в короткой форме, так и в романах, что не удалось, например, Кабиру, с его потрясающим сборником рассказов и очень посредственным романом, от которого много ждал и в котором был жутко разочарован. После прочтения «Вьюрков» с некоторой опаской брался за чтение «Ночного взгляда», но сборник получился ничуть не хуже романа, поэтому от молодого автора, который не умеет разочаровывать, буду с нетерпением ждать очередных творений, и пускай это будут все те же вариации на тему дачной жизни, скучно с Дарьей Бобылевой точно не будет.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятный сборник: уютный такой, домашний. И ностальгический. Сразу вспомнилось далекое пионерское детство, походы, колхозы, ночевки у костра. И всенепременные страшилки про «черную руку» и «черный дом», которых каждый в то время знал целый ворох и которыми совершенно бескорыстно делился с друзьями, и от которых потом не было никакой возможности заснуть, разве что забравшись с головой под тяжелое ватное одеяло.

И вот что интересно: пионерское детство давно и безвозвратно прошло, собственные дети уже повзрослели, но впечатления от тех беспокойных ночей оказывается живы и здравствуют до сих пор. Вероятно, они просто спали. А сборник Дарьи Бобылёвой взял да и разбудил их. И заставил опять пережить то, что считал давно уже утраченным. Как волшебный мостик в далекое прошлое, которое само уже наверное стало городской легендой.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший литературный сборник мистических рассказов, плавно переходящих в хоррор. В основном в стиле «одна баба сказала, а писательница пересказала», но есть и на более широкую тематику, с претензией на социальную значимость.

Конечно, стиль страшилок не требует особого погружения, все легкоусвояемо, несложно воспринимаемо, и также просто и быстро забываемо, но для развлечения очень даже годный вариант.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник мистических историй.

Хоть он и издан в серии «Самая страшная книга», все-таки, тут больше мистики, чем хоррора. Нет, есть несколько, по-настоящему страшных рассказов, но, в основном — истории про сверхъестественное, необъяснимые явления.

Много произведений, герои которых — дети. И рассказы написаны, соответственно, от их лица. Но, в то же время, книга не для детей. Много жестокости.

Сразу чувствуется, что автор — представительница прекрасной половины человечества.

Очень эмоционально, все подаётся с точки зрения женского видения мира. Психологично, сложно, глубоко, а действия — маловато.

Впрочем, в сборнике двадцать рассказов, разные сюжеты.

Но, по-стилю, манере написания, сборник получился очень однородный.

Читается книга очень легко, но, все, что у меня останется в памяти — мерзкие и страшные старухи, старые квартиры, где «живет» полтергейст и нехорошие дачные посёлки. Почему-то, все рассказы сливаются. Нет одного-двух, резко выделяющихся из сборника произведений. Хотя, общий уровень довольно высок, на мой взгляд, нет «изюминки», истории, выделяющейся из общего ряда.

Но, неплохая развлекательная книга. Прочитал с удовольствием.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх