Эдгар Райс Берроуз «Принцесса Марса»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Уходя от погони индейцев, капитан Джон Картер из Вирджинии попал в странную пещеру, где потерял сознание. Очнулся он в странном месте, как выяснилось позже — на Марсе, где и был пленён племенем зелёных шестируких марсиан...
Роман впервые опубликован в 1912 г. в журнале «The All-Story», под заглавием «Under the Moons of Mars». Первое книжное издание вышло в 1917 г. На русском роман публиковался под названием «Дочь Марса» в русскоязычной эмигрантской газете «Последние новости» (Париж) с 31 июля по 25 августа 1932г.
Входит в:
— условный цикл «Солнечная Система» > цикл «Джон Картер — марсианин»
— антологию «Under the Moons of Mars: A History and Anthology of "The Scientific Romance" in the Munsey Magazines, 1912-1920», 1970 г.
— антологию «Ковбои космоса», 1992 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «A Princess of Mars & New Tales of the Red Planet», 2012 г.
— сборник «Mars Trilogy», 2012 г.
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 |
Экранизации:
— «Принцесса Марса» / «Princess of Mars» 2009, США, реж: Марк Аткинс
— «Джон Картер» / «John Carter» 2012, США, реж: Эндрю Стэнтон
- /языки:
- русский (35), английский (6), вьетнамский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (39), самиздат (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Э. Бродерсен (14), Т.В. Голубева (3), А. Иванов (4), В. Каротам (1), Нгуен Тхань Нян (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 18 сентября 2011 г.
Есть произведения, на которые не следует писать отзывы, рецензии или анализировать их сюжет. Их нужно просто читать, перечитывать и наслаждаться словом, сюжетом и героями. Именно к таким книгам относится данный роман. Это просто классика. Прекрасный сюжет, благородные герои и, что самое непривычное для современного читателя, благородные враги. Понятие чести превыше закона, бесчестный поступок просто невозможен в этом мире. А каков набор приключений, он просто завораживает и заставляет читать на одном дыхании. Так и хочется назвать такой жанр — космический рыцарский роман. Красиво, не правда ли?
evridik, 28 августа 2009 г.
Моя любимая книга возраста от 13 до 15 лет. Зачитывалась ею, влюблялась в героя и завидывала его избраннице. Перенос человека на Марс показался мне отличной идеей для фантастичекой книги, и приключения Джона Картера на красной планете до сих пор радуют меня (в воспоминаниях). Я не искала тогда явных противоречий, подвохов или неточностей, я просто наслаждалалась книгой. Все ее продолжения, органично вписывающиеся в цикл, столько же великолепны, хотя, без сомнений, первая книга всегда лучшая. В моем детстве эта книга звалась «Дочь тысячи джеддаков».
+ 10
alex_mclaud, 1 ноября 2012 г.
Одна из первых фантастических книг, которые я прочёл. И одна из самых любимых.
Отличный стиль повествования, запоминающиеся герои, невероятные приключения — по-моему любой ценитель жанра должен прочесть «Принцессу Марса» — это настоящая классика космической оперы :super:
Прочёл уже два продолжения (от них тоже в восторге). А вот экранизация мне не понравилась — в ней исчез сам дух романа.
Mierna, 28 августа 2011 г.
Тоже любимая книга детства. Издание 1990-го года, и девушка на обложке казалась действительно неземной красавицей. Иногда, дочитав книгу, я немедленно начинала читать её заново, не в силах расстаться с волшебным миром, где все проблемы решаются мощным прыжком и решительным ударом меча, все девушки прекрасны, но наша, конечно же, — лучше всех.
Продолжения появлялись с большими перерывами и неравномерно, поэтому до сих пор больше всех нравится первая, вторая и 9-10. Видимо, потому, что они были прочитаны раньше, хотя я и позже находила их более интересными, чем насквозь шаблонные 3-8. Перемена главного героя ничего не меняет в его характере, почти ничего — во внешности и уж ну вообще ни капельки — в моральных убеждениях. Девушки тоже на одно лицо и характер, эдакие боевые нимфы, в случае чего не переминут храбро заколоть врага кинжалом, но обычно не вмешиваются... А ведь в детстве автор безумно нравился!
Полагаю, целевая аудитория этого сериала на сайт пока ещё не ходит. Если ребёнку лет 9-14, сериал ему или ей наверняка понравится.
Digama, 6 января 2019 г.
Интересное произведение,захватывающие приключение! Хотя Марс представленный в этой книге очень отличается от настоящего, но учитывая год написания то все норм! В то время его представляли именно таким!
DukeLeto, 24 декабря 2006 г.
Превосходный образец романтической фантастики. Прочитал в первый раз в году эдак 1990, Карельское издание в мягкой обложке. Хочу для всех, кто не читал этот роман, процитировать автора предисловия к нему «Я приветствую впервые открывших эту книгу и завидую им». Присоединяюсь.
Natalis, 2 мая 2008 г.
Ну, просто это первая прочитанная мною много-много лет назад книга с грифом «фантастика». Восторгам не было границ.
РПП, 8 апреля 2016 г.
Книгу читать.
Фильм «Джон Картер» не смотреть, а если посмотрели, то с книгой не связывать, совпадения только в именах и названиях.
У меня вся серия в бумажном варианте. Но прочитал только то, что читал в юности. Два года назад перечитывал — тяжело, потому что очень наивно — это минус. Много второстепенных героев — это плюс. Детям своим обязательно дам книги в руки — пусть читают, чем раньше тем лучше.
kravchenkoff, 10 октября 2010 г.
Одна из моих любимых книг детства.Надо будет еще раз перечитать этот сериал.:glasses:
jokes58, 5 января 2010 г.
увлекательный сериал. прочал его полностью еще в школе)) и остался очень доволен)
Journalist, 17 декабря 2012 г.
Часто так получается, что только посмотрев фильм, я начинаю по настоящему ценить оригинальную книгу. Так был с Мастером и Маргаритой, так было с «В дороге» Джека Керуака, так получилось с Джоном Картером ну или в данном случае «Принцессой Марса».
Обвинять фильм в том, что он не сохранил духа книги — нет смысла. Фильм — отдельный продукт, который вышел для широкого круга зрителей. В нем нет намека, чтобы они посмотрели кино и обязательно прочли книгу. Посмотрели, и все. Главное — чтобы продюсеры бабло отбили.
А фильм действительно отличается. Во-первых, в книге герой более похож на джентельмена. Он сразу же понимает, что даме нужно помогать. В фильме же его заботит только пещера с золотом. Сюжет киношники тоже решили подсократить: тут вам и быстрое изучение языка, и минимум персонажей, чтобы глаза не разбегались и мозг не напрягался. Но все же Джон Картер с Марса — один из моих любимых фильмов. Ну люблю я дикие сопли и приключенческое кино )))
А книгу вот совсем недавно перечитал. В духе Берроуза: приключения, дружба, честь, мораль (без морализаторства!), любовь и верность. Конечно, иногда был заметен слегка рваный темп. Одним событиям писатель посвящал десяток страниц, другие, более важные, описывал одним абзацем. Но, будем считать, что Берроуз просто тренировал свое гусиное перо перед тем, как написать продолжения.
И еще одно. Тут вот один товарищ в комментариях роману единичку поставил. Мол, куча штампов и отсылов к другим марсианским романам. Дам ему совет посмотреть, когда Муркок писал Город зверя (вот там действительно под копирку с Берроуза), а потом уже обвинять первопроходцев в плагиате. Жюль Верн он как бы тоже почти по Эмилио Сальгари писал. И даже почти, как Хайнлайн, но только не так.
zvezdochet2009, 20 декабря 2020 г.
У замечательного романа, открывающего знаменитый цикл о Джоне Картере, джентльмене и воителе с Земли, если покопаться, можно найти кучу недостатков. Но и достоинств наберется немало. А уж культурное значение этого произведения в фантастической литературе признают даже самые ярые скептики и ворчуны. Но обо всем по порядку.
Прежде чем говорить о данном романе, необходимо раскрыть понятие «pulpfiction». Под «пальпом» в западной культуре было принято понимать книжки и журналы в мягких обложках, рассчитанные на самого массового читателя – то, чем можно скоротать время в ожидании автобуса или в вагоне метро. Что-то легкое, необременительное и вместе с тем занимательное. Как правило, в конце 19 и первой половине 20 века в американской жизни спросом пользовались истории в стиле приключений, эротики и нуар-детективов, чуть позже – ужасы. А потом эту нишу заняла журнальная приключенческая фантастика, плотно поселившаяся на страницах изданий вроде «AmazingStories». Это позже, к концу золотого века, фантастика стала претендовать на звание высокой литературы и сдвигать тектонические пласты в массовом сознании, раскрывая горизонты непознанного, а в довоенное время, причем даже до Первой мировой войны, фантастика играла роль развлекательного чтива, снабженного стандартным набором клише.
Спрашивается: какое к этому всему имеет отношение «Принцесса Марса» Берроуза?
Все просто как дважды два.
Рискнем заявить, что популярная фантастика началась именно с «Принцессы Марса».
По ряду причин. Во-первых, роман был хронологически первым большим произведением, снискавшем популярность в Штатах, он издан в 1912 году и принадлежит перу интереснейшего автора, имевшего к тому моменту богатый жизненный опыт и деловую хватку. Для понимания: именно Берроуз создал Тарзана. До Берроуза в Америке никто даже не смотрел в сторону фантастики как коммерческой литературы, все авторы были заняты в основном вестернами и приключениями. Во-вторых, В «Принцессе Марса» Берроуз смог очень грамотно и умело совместить элементы старого и нового направлений, вестерн и космос, избрав в качестве театра действий ближний космос, конкретно Марс, предмет самого пристального интереса землян, не без помощи старины Герберта Уэллса, конечно. Рецепт нового коктейля оказался удачным: выяснилось, что отважный герой, спасающий принцессу-в-опасности, вполне может действовать не на Земле, а его врагами могут быть не только люди и звери, но и инопланетяне с внеземными монстрами. В-третьих, Берроуз написал именно фантастико-приключенческий роман, не обремененный великими идеями, что кардинально отличает его прозу от ранних вещей того же Уэллса или приключений Жюля Верна, наполненных духом первооткрывательства, вау-эффектом. Нет, Берроуз использует марсианскую культуру и мир сугубо как функцию, все подчинено раскрытию приключений Картера, и, если заменить джеддаков на индейцев, а восьмилапых монстров на лошадей, мы получим чистый приключенческий вестерн, содержательно никак не страдающий от подобных рокировок. И это чрезвычайно важно, потому что пересаженный на новую почву цветочек пустил корни и приступил к пышному росту: «Принцесса Марса» обрела такую дикую популярность, что Берроуз создал еще одиннадцать (!) полновесных романов того же цикла.
Разумеется, у цикла и конкретно данного романа есть ряд системных недостатков. Это примитивный сюжет, простой как табуретка, повествующий о чудесном перемещении золотоискателя Джона Картера на фэнтезийный Марс, населенный остатками некогда великой цивилизации и повествующий о его участии в межрасовой войне и спасении принцессы. Это малый объем, заточенный под быстрое чтение, чрезвычайно сдержанный язык повествования, сжатость описываемых действий, отчего история обретает схематичность, производит эффект наброска, повести, зарисовок к чему-то большему. Это декоративность фантастики без углубления в подробности фантастических идей, концепций, архетипов.
Но если перевернуть монету и посмотреть на ее обратную сторону, мы поймем, что те же недостатки вполне прекрасно превращаются в достоинства. Примитивный сюжет? Почему нет, если героика всегда шла по этому пути еще с мифологических времен: инициация, отказ, зов, преображение, путь, битва, спасение. Так было, есть и будет, пока не придумают нечто принципиально революционное и востребованное. Всего лишь фантастические декорации? Ну и что, массовому читателю нужны и более простые впечатления, зрелища, так почему бы не дать им эти зрелища, ведь подобная околофантастика тоже важна, она «прикармливает» читателя к жанру, готовит к более сложным текстам. Малый объем и схематичность сюжета в нынешних реалиях – это скорее достоинство, чем недостаток, особенно для заявленной цели. Вот и получается, что Берроуз написал эталонное произведение массовой фантастической приключенческой литературы – создал золотой стандарт фантастического романа, на который будут равняться как минимум лет тридцать.
Очевидно, что тогда это был смелый эксперимент, волей случая увенчавшийся удачей. Новая схема сработала, показала свою эффективность и стала очередным ориентиром. «Принцесса Марса» — отличный пример того, как и почему обновляется литература на сломе эпох. Ну и еще, это конечно, захватывающий, насыщенный действием роман, история удивительного путешествия в Иной мир.
Tighhr, 14 июня 2015 г.
Отличная книга. Захватывающая. Независимо от того в каком возрасте ее читаешь. А тем, кто читали ее в детстве и « заставляют» себя читать в более зрелом возрасте- сделайте скидку себе же на возрастное восприятие и на перевод, который мягко выражаясь не «блещет» ни в одном из переводных изданий. Читайте на языке оригинала или ждите хорошего перевода.
Берроуза надо издать в хорошем качестве, не просто в хорошей серии, например Рамке, а и в хорошем переводе и с иллюстрациями сделанными не любителем и не дешевым художником-рвачем.
И автор и произведение это заслужили.
igor_pantyuhov, 30 мая 2016 г.
Можно много сказать слов об этом романе. Можно как критиковать, так и хвалить. Можно сказать что роман полон логических нестыковок. Можно сказать, что Джон Картер — это супергерой первой четверти 20 века. Можно сказать, что приключения достаточно стандартны для нашего времени. Многое можно сказать. Но мне почему-то впервые не хочется ничего говорить, настолько хорош роман для меня. Я просто поставлю свою оценку — 9/10
Solvejg, 21 января 2009 г.
Даже если забыть, что книга создана в начале прошлого века и автор не имел понятия о многих и многих вещах, известных нам сегодня, все равно ощущается новизна и эксклюзивность во всем этом мире, созданном автором, в тонком сочетании первобытных нравов, средневековой варварской роскоши и высоких технологий марсианских народов. Берроуз умеет и заинтриговать, и напугать, и восхитить, а что его герои — такие все расгеройские герои, честные благородные, без страха и упрека, так тут как раз можно дать поправку на эпоху:wink: