fantlab ru

Кир Булычев «Половина жизни»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
1028
Моя оценка:
-

подробнее

Половина жизни

Повесть, год (год написания: 1972); цикл «Павлыш»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 158
Аннотация:

Во время исследовательской экспедиции был обнаружен потерявший управление корабль, который принадлежал чужой цивилизации, летевший бесцельно и обреченный миллионы лет проваливаться в черную пустоту космоса. Энергии, чтобы тащить его на буксире, не хватает, поэтому Павлышу придется провести остаток пути на этом корабле, чтобы приглядывать за ним.

Первый же обход корабля приносит сенсационное открытие. Записку, написанную на русском языке.

© ZiZu
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Павлыш»

— журнал «Знание-сила 1973'7», 1973 г.

— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 14», 1974 г.

— сборник «Люди как люди», 1975 г.

— антологию «Groźna planeta», 1980 г.

— антологию «Chlapík z pekla», 1986 г.

— антологию «Люди как люди», 1992 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 46

Активный словарный запас: крайне низкий (2166 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 14
1974 г.
Люди как люди
1975 г.
Кому это нужно? Фантастические истории
1991 г.
Люди как люди
1992 г.
Великий дух и беглецы
1993 г.
Последняя война
1997 г.
Великий дух и беглецы
1999 г.
Доктор Павлыш
2002 г.
Поселок
2005 г.
Поселок
2013 г.
Последняя война
2016 г.
Пленники долга
2018 г.
Последняя война
2023 г.

Периодика:

Знание — сила № 7, 1973
1973 г.

Издания на иностранных языках:

Half a Life and Other Stories
1977 г.
(английский)
Half a Life
1979 г.
(английский)
Media vida en el espacio
1979 г.
(испанский)
Mag Ik Nina Even?
1979 г.
(голландский)
Groźna planeta
1980 г.
(польский)
Хора като хора
1981 г.
(болгарский)
Kettészakított élet
1983 г.
(венгерский)
Zákon pre draka
1984 г.
(словацкий)
Chlapík z pekla
1986 г.
(чешский)
Ostatnie sto minut
2014 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно, «Половина жизни» перекликается с «Извне» братьев Стругацких. Но при всём моём огромном уважении к Стругацким должен признать, что повесть Булычёва на порядок сильнее. Герой «Извне» думает о проблемах контакта, о характере чужой цивилизации, её технических возможностях, собирается наладить связь с хозяевами, ни минуты не сомневаясь в том, что это подлинные братья по разуму. И умеренно счастливый финал. «Половина жизни» — страшная, пронзительная и поразительно сильная история без хэппи-энда. Она производит почти шоковое впечатление даже при повторном прочтении. Надежда — обычная женщина из маленького среднерусского городка, совершенно не избалованная жизнью. Её,в общем, мало интересуют перспективы контакта, чудеса инопланетной техники и даже сами невидимые хозяева, для которых каждый, кто не свой — это животное. И прожив много лет на положении животного в жуткой темнице-зверинце, без единого шанса увидеть снова человеческое лицо, она осталась человеком. Не опустилась, сохранила характер, достоинство, привычку к труду и даже сумела ещё помочь обитателям соседних клеток. Это не навязанная кем-то толерантность. Это идущая от сердца потребность помочь тому, кому приходится плохо. Даже если тебе самой очень плохо. Даже если товарищи по несчастью совершенно не похожи на людей. Душа этой нормальной русской женщины — это и есть настоящее чудо Вселенной. Чудо, которое даёт надежду.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ступая какими-то неведомыми космическими тропками, я все чаще натыкаюсь на Булычева; сначала мне повстречался «Протест» – короткий, легко стираемый из памяти рассказ о спорте, олимпийских играх и таких-разных-инопланетянах. А теперь «Половина жизни» (повесть за таким фасадом могла скрывать все, что угодно) – история похищения, выживания и жертвы. Сначала хотела написать вместо жертвы «подвиг», но у меня все же не поднимается рука обозначить принятое решение/действие подвигом. Потому что а. все произошедшее кажется нелепой случайностью; б. спасти только избранных, а остальных оставить позади – это не подвиг.

Повесть трагична, и с самого начала, как только герой вступает на палубу заброшенного корабля, можно догадаться, что обитатели не просто так покинули свой дом. Формат записок, в котором подается большая часть истории, тревожит душу, но главная героиня словно находится в другой плоскости. Да, безысходность. Да, надежда. И все же ожила она для меня только в тот момент, когда обратилась в прах. Так всегда с героями, уже медленно угасающими, доживающими свое, отчасти смирившимися со своей судьбой – они внезапно вспыхивают в наивысшей точке, и сгорают за считанные секунды. В ней заключена неимоверная сила духа – жить, несмотря ни на что, даже потеряв ориентацию во времени и пространстве, удерживаясь от безумия только отчаянной попыткой занять себя делом.

Если бы не первая глава, оценка у повести была бы совсем другая. Уже с первых строк веет чем-то необратимым; скоро все изменится – но совсем не так, как предполагают герои. Этот маленький островок нормального человеческого существования тем более пронзителен, что перекликается с финалом. И корабль, так же медленно угасающий и десятки лет дрейфующий в космосе, мне не менее жаль, чем его обитателей.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, сразу вспоминаются АБС и их «Извне», но это сходство только антуражное, что ли. Дежурная ситуация. А содержание — совсем о другом. Вырисован совершенно замечательный типаж человека. Для него есть традиционное такое название: простая русская женщина. Которая будет плакать, но не сдастся. Которая пожалеет живое существо, даже если это жуткого вида червяк с другой планеты. Которая будет бороться до конца, бороться своей силой духа, а отнюдь не мускулами и оружием.

История грустная — и сильная. И очень точную «нотку справедливости» добавил автор, с этим памятником. Кстати, она «всего лишь» спасла нескольких обитателей чужой планеты. А у себя, на фронте, сколько было ей спасено?..

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ, наверное, одна из лучших фантастических историй, которые я читал. Многие помнят шквал сообщений в прессе о пропавших людях, которые бесследно исчезли и никто не знает их дальнейшую судьбу. То есть, практически каждый человек может вспомнить такую историю, случившуюся в разные времена.

Конечно, большая часть имеет какое-то объяснение, очень часто криминального характера. Но мы же всё-таки любители фантастики, как и сам автор, поэтому его версия выглядит не просто логичной, но и по-настоящему жуткой.

Самая обычная женщина, которой выпало родиться и жить в очень непростое время, растить в одиночестве дочь, попадает на корабль неизвестных космических пришельцев. Абсолютно чуждые её пониманию существа передвигаются по вселенной и захватывают биологические образцы для своей коллекции. Пока ты жив, живешь в тюрьме, что-то ешь, о чём-то думаешь. После смерти тебя ждёт банка с раствором и путешествие в виде экспоната.

Павлыш с компанией случайно находят этот корабль, который продолжает бороздить просторы космоса, уже без всякой цели, превратившись просто в кусок железа. Дневник женщины, которой была уготована роль живого объекта исследований, станет настоящим шоком для всей команды. Эта жуткая история никого не оставит равнодушным и даже повидавшие многое в своей жизни космонавты, будут под впечатлением кошмара, выпавшего на долю несчастной женщины.

Это новая грань творческого наследия Кира Булычева. Жесткая, психологическая проза, описывающая душевное состояние человека, по велению злого рока, ставшего подопытной крысой. На мой взгляд, пока это самая сильная история, нереальные ощущения от прочитанного, особенно если осознавать какие эмоции переживала попавшая в ловушку женщина.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть «Половина жизни» была прочитана мной на одном дыхании, пока не дочитала, не могла оторваться ни на секунду. Кир Булычев любил людей, он в них верил, на страницах его книг есть место подвигу, смелости, героям. И есть один важный момент, его герои — это не сверх люди, это обычные люди, ставшие героями благодаря их человеческим качествам. Надежда — обычная медсестра, становится настоящим героем, благодаря своей человечности, которую она сохранила в поистине нечеловеческих условиях. Стойкостью, доброта, смелость, находчивость, трудолюбивость этой женщины поражают. Героиня восхищает и дарит надежду.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ по сути очень простой, что называется, с линейным сюжетом. И, в общем-то, в нём нет действия, экшена. Есть пустой непонятный корабль, неизвестно откуда взявшийся и покинутый экипажем по непонятной причине. Но, как выяснилось, стены этого корабля хранят целую историю, драматическую, трогательную. Оказывается, в этом корабле когда-то находилась обыкновенная женщина с Земли середины XX века.

Сейчас тема похищения людей НЛО уже избита и обсосана до косточек, достаточно просто включить телевизор — и можно услышать очередную байку об опытах над землянами со стороны представителей инопланетных цивилизаций. Во времена написания рассказа эта тема была ещё не так широко развёрнута. И, соответственно, взгляд на неё «из того времени» значительно отличается от взгляда современного человека. Этот небольшой рассказ показывает тему похищения человека под особенным углом — автор отталкивается не от того, какова цель инопланетян, куда они везут свой «зоопарк» и что собираются с ним делать, а от чувств, ощущений человека, его трагедии. Рассказ буквально пропитан чувством безысходности, боли, щемящей тоски. Остро, пронзительно.

Я думаю, что не случайно Кир Булычев назвал свою героиню Надеждой. Несмотря на то, что для неё всё сложилось трагически, то, во что она верила, на что надеялась и чем жила — весточка домой, чтобы кто-то нашёл её записи, передал родным, чтобы они узнали, что случилось — сбылось. Не иначе, как произошло чудо, ведь вероятность этого была ничтожно мала. Может быть, автор хотел сказать, что надежду у человека нельзя украсть, пока человек живёт, в нём живёт надежда? Надежда на то, что всё будет хорошо, что можно выбраться из корабля и обмануть роботов, что записки когда-нибудь найдут и прочитают, что есть спасение. Маленькая, едва заметная, но такая необходимая человеку искорка.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

1972 год. По-моему именно в то время СССР захлестнула УФО-истерия, людей похищали инопланетяне, летающие блюдца видели и стар и млад во всех концах загнвающей империи. Соблазн воспользоваться удобным случаем и написать историю похищения простой русской женщины бездушными космическими роботами наверное был велик, Кир Булычёв так и сделал. И опять, вместо путешествий по чужому кораблю, вместо битв с железными надсмотрщиками, вместо бравого сержанта Элен Рипли, мы видим широкой души женщину, с тоской вспоминающую свою потерянную дочь, своего умершего мужа, которая с безнадёгой смотрит в своё будущее и ценой своей жизни, помогает спастись таким же как она узникам, омарам с неизвестной планеты. Но даже в смерти есть продолжение жизни, что и доказывает эта повесть.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В редко посещаемом секторе космоса Павлыш с товарищами обнаруживают космического «Летучего голландца» — покинутый экипажем мёртвый корабль, бесцельно бороздящий прсторы космоса. И вдруг Владислав находит тряпку с надписью «Меня зовут Надежда», та тут же рассыпается в прах. Так начинает открываться тайна жизни Надежды Сидоровой — простой советской медсестры из провинциального Калязина...

Повесть о сотрудничестве между разными разумными существами, различными внешне, но с общей целью — обрести свободу, пусть даже и ценой жизни. Недаром Кир Булычев дал героине имя Надежда. Надеждой она и жила долгие годы, несясь на корабле чужаков через холодный космос всё дальше от Земли. Не утопая в жалости к себе и находя себе дело — уход за огородом, за драконом, знакомство и общение с «трепангами». Смыслом были наполнены и последние минуты жизни Надежды Сидоровой пусть и не удалось ей спасти «шариков», но помнить теперь её будут не только потомки на Земле по нескольким фотокарточкам.

P.S. Написав свой, почитал чужие отзывы. В одном Надежда названа «неумной заурядной мещанкой». Тут согласиться не готов. И по поводу ума и по поводу заурядности. Полагаю, что анализ ситуации она произвела максимально логично и едва ли какой-нибудь профессор МГУ сильно много сумел бы добавить к её выводам. По крайней мере, профессор её же эпохи. Что до заурядности, то заурядный человек, не важно — мужчина или женщина, уже через год — другой бы прыгал по кораблю голяком, уставившись в никуда бессмысленным взглядом.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похожа повесть на Извне Стругацких , но гораздо, гораздо сильнее. Там ГГ сам влез в корабль, искренне веря, что быстро встретится с инопланетными людьми, наладит с ними отношения ради блага всего человечества. Заметьте непросто с инопланетянами, а ЛЮДЬМИ(это меня особенно коробило). Конец в Извне явная работа «Бога из машины» . А тут гораздо реалистичнее и гораздо трагичнее. Очень хорошо показана тема, что не важно какого ты вида и как выглядишь. «Разумные существа всегда помогут друг другу» и «Горе сближает». Но тем не менее показано, что разумные и даже высокоразвитые существа могут быть жестокими и бездушными в противовес всей остальной советской фантастике.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жители Земли иногда пропадают бесследно. Булычев прослеживает в повести «Половина жизни» предполагаемую судьбу одного из таких пропавших — женщины, которую унёс навсегда неведомый похититель чуть ли не из постели любимого мужчины. Это несравнимо хуже, страшнее, чем описанные Пушкиным в «Руслане и Людмиле» разногласия между витязем и злым волшебником. Пути назад нет, и вторая половина жизни Надежды Матвеевны Сидоровой это драма космического, без преувеличения, масштаба. Автору удалось создать один из лучших женских образов русской литературы, не говоря уже о литературе фантастической, где ничего подобного даже и близко не находится. И это понятно, героиня повести взята автором из повседневной реальности, и вокруг одной из русских женщин, похожей на тех, воспетых Некрасовым, просто возведены фантастические декорации. Думаю, не просто так Автор почти демонстративно пренебрегает законами теории относительности, и соглашаюсь с ним в этом — здесь космология на десятом плане за одним исключением. При наличии массы неоспоримых достоинств (а повесть ещё и хорошо написана, что многими здесь отмечено; особенно достоверны письма Надежды, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на читателя) в повести присутствует один момент, который можно было бы объяснить, если бы это был перевод, где подобные ляпы не редкость, но здесь, при всей почти безупречности остального текста...написано следующее: «... они знали — корабль, найденный ими, шёл не от Солнца. По крайней мере, много лет он приближался к нему. А перед этим должен был удаляться.» Откуда знали? Видимо из расчёта траектории, хотя то, что должен был удаляться, никакой расчёт узнать не позволит. Такое движение корабля относительно Солнца возможно, если предположить, что корабль летит по галактоцентрической орбите в направлении противоположном движению Солнечной системы. Удалялся, облетел почти всю Галактику (!) и теперь идёт на сближение. Но тогда история Надежды — полный бред. Следовательно, как ни крути, а процитированное означает, что курс корабля не так уж давно был изменён на обратный. Из этого следует, что Автор планировал что-то похожее на произошедшее в повести АБС «Извне», где захваченного человека, разобравшись, вернули на Землю. Планировал, но от замысла этого отказался, а следы в тексте замести забыл. И хотя ошибка не критична и всю повесть не зачёркивает, но минус напрашивается жирный; как-то не получается у меня проходить мимо подобных казусов (см., например, отзывы на Р. Янга «У шатров Кидарских» и на К. Саймака «Грот танцующих оленей»), не обращая на них внимания.

Читать эту повесть, конечно, есть смысл, и мне хотелось бы надеяться, что кто-нибудь предложит другую, непротиворечивую, схему полёта корабля-зоопарка.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как многими отмечено, Кир Булычев явно испытал при прочтении неудачной повести Стругацких «Извне» такое же раздражение, как большинство читателей, и потому взялся рассказать эту историю ещё раз – на новый лад. «Половина жизни» намного более осмысленна, чем «Извне», причём не только сюжетно. История женщины, землянки, не самозабвенной героини в духе ранних 60-х, поэтизировавших смерть учёных-атомщиков от лучевой болезни, а самой обычной заурядной мещанки откуда-то с окраины, неинтеллигентной, неумной, однако оказавшейся способной отдать жизнь не за абстрактную идею, а ради спасения жалких представителей чужой разумной расы, чуждой, совсем чуждой... Это трогательно, человечно и совершенно не пафосно.

Конечно, современным россиянам, наперебой уверяющим друг друга, что ксенофобия является врождённым инстинктом, подобный поворот сюжета неприятен и, полагаю, кажется неправдоподобным, но я, будучи человеком глубоко советским, считаю, что Кир Булычев и его героиня правы.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное произведение о поколении очень сильных женщин, закалённых Великой Отечественной войной, женщин с огромной Душой.

Оказавшись казалось бы в безвыходной ситуации, где в завершении тебя ждёт банка с формалином, Надежда всё-же не потеряла надежду на лучшее, проявив при этом твёрдость духа и сохранив человеческие ценности.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Половина жизни» для меня-одна из вершин творчества Кира Булычева. Небольшая по объему повесть написана просто и ясно, фирменным авторским стилем. Сложные проблемы ксеноконтакта передаются здесь через восприятие простой, не очень образованной женщины средних лет. Когда я читал «Половину жизни», временами буквально перехватывало дыхание-настолько пронзительно и вдохновенно передана писателем тоска человека по дому, его одиночество в бескрайнем космосе. Всепобеждающий гуманизм -вот, на мой взгляд, главная особенность этого небольшого шедевра Кира Булычева. К прочтению обязательно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настолько трогательный, берущий за душу рассказ, что становится непонятным, как кто-то может говорить о том, что сюжет заимствован из повести «Извне». Я почти плакал, когда дочитывал повесть «Половина жизни». И немножко полегчало, когда все-такие узнал, что на планете «трепангов» стоит памятник Надежде...

А от «Извне» — ничего, кроме общей идеи. Не говоря о том, что сюжет то вообще бродячий.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор — зверь. Дважды меня заставил разреветься. Первый раз — побег, шлюпка, робот из-за угла. Второй раз — памятник. Молодец.

Отличный рассказ о простой женщине в сложных обстоятельствах. Глупышки — да, это сильно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх