fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Последний Дозор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
6947
Моя оценка:
-

подробнее

Последний Дозор

Роман, год; цикл «Дозоры»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 183
Аннотация:

Существует ли конец Пути? Возможен ли конец Борьбы человека с самим собой и окружающим миром? На эти и многие другие вопросы Сергей Лукьяненко дает ответы в своей новой книге.

«Последний Дозор» – это путешествие с лучшим российским фантастом в поисках новой истины. Но будьте осторожны: Сергей Лукьяненко не любит простых решений и коротких дорог. Так что приключение обещает быть ярким и заманчивым. Как сама жизнь, с разнообразием которой может сравниться только фантастика «Последнего Дозора».

В Путь?!

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


  • Общее дело
  • Общий враг
  • Общая судьба

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Дозоры»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 108

Активный словарный запас: средний (2915 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2007 // Роман. 3 место («Бронзовый РОСКОН»)

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези

номинант
Сигма-Ф, 2007 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Дозоры
2006 г.
Последний Дозор
2006 г.
Последний Дозор
2006 г.
Сумеречный Дозор. Последний Дозор
2006 г.
Дозор
2012 г.
Дозоры. От Ночного до Шестого
2015 г.
Последний Дозор
2015 г.
Последний Дозор
2019 г.
Дозоры: Последний Дозор. Новый Дозор. Шестой Дозор
2022 г.
Последний Дозор
2023 г.

Аудиокниги:

Последний Дозор
2006 г.
Последний Дозор (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Poslední hlídka
2006 г.
(чешский)
Wächter der Ewigkeit
2007 г.
(немецкий)
Ostatni patrol
2007 г.
(польский)
Последен патрул
2007 г.
(болгарский)
The Last Watch
2008 г.
(английский)
The Last Watch
2009 г.
(английский)
Utolsó Őrség
2009 г.
(венгерский)
The Last Watch
2009 г.
(английский)
Последен патрул
2012 г.
(болгарский)
Ostatni patrol
2014 г.
(польский)
最后的守护人
2014 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно почитать на досуге.

Первые две новеллы это боевик с фентезийными элементами, они мне не очень понравились, а вот последняя написана в общем ключе всей серии, и отношение к книге у меня заметно повысилось.

Что характерно для Лукьяненко, кроме развлекательной составляющей, в его произведениях дается оценка и окружающей его в данной момент действительности, и интересно читать что думал автор в разные отрезки времени. А еще любопытно следить за главным героем серии, его «взрослении», от книги к книге.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё началось с того, что в Эдинбурге обескровили российского студента местного университета. Звали его Виктор Прохоров и по совместительству он оказался сыном депутата Госдумы, который в свою очередь охотно оказывал услуги как Дневному, так и Ночному Дозору. Поэтому, когда Антон Городецкий, теперь уже Высший маг, отправился в Шотландию с целью раскрыть убийство, в дорогу его собирал не только Гесер, но и Завулон.

Закрученный конспирологический детектив. Городецкому противостоит весьма неожиданное трио. Заговорщики жаждут неясного, не понимая до конца природу сил, с которыми их столкнула неожиданно проснувшаяся сентиментальность. Это, кстати, довольно уязвимый для критики момент. Ибо Высшие Иные выглядят как люди с дополнительными возможностями, не более. Зато в сюжете мелькают Томас Рифмач, Мерлин и Рустам, сумасшедший друг Гесера с Востока, открываются слои Сумрака, о которых в предыдущих книгах не было сказано ни слова, и много-много перестрелок, можно даже сказать, что боёв.

Всё ещё крепкая часть «Дозорного» цикла, не уступающая двум предыдущим. Возможно, автору стоило оправдать название этой книги и на ней остановиться.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то я уже писал, что книжные циклы должны умирать вовремя. С «Дозорами» этого не произошло, и они превратились в некое подобие Кощея Бессмертного. А жаль. В молодости «Дозоры» были ой-как хороши. Читать «Последний дозор» можно, как кто-то уже тут написал, либо из ностальгических чувств, либо будучи оголтелым фанатом серии.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, вот и началась пора разочарования в Лукьяненко и цикле. Первые три удивляли меня интересным детективным сюжетом, отдельными моментами и лихо вывернутыми твистами, благодаря которым всё повествование переворачивалось с ног на голову. И лор, конечно же, интересовал. Но Последний Дозор, считаю, пока что слабой книгой цикла, и что-то подсказывает, что дальше будет хуже.

В чем беда? Сюжет стал вымученным. Да, у него есть интрига, да, в первой части есть парочка интересных деталей, но если так посмотреть, ничего интересного и цепляющего в истории нет. Злые колдуны пытаются найти артефакт Мерлина, чтобы воскресить любимых. Окей, допустим. Они ищут способ, как это сделать, и в этом им невольно помогает Городецкий. Хорошо. Но пока сюжет делает всё новые и новые обороты книга внезапно заканчивается. То есть у Лукьяненко большие проблемы со структурой книги (коих, по традиции, три) — начало, середина, ещё середина, ещё середина... упс, финал! Причём, настолько резкий и неожиданный, что все конфликты сливаются сами собой (я не шучу), а тот глобальный замес, которым нас кормили всю первую половину оказался пустым пшиком. За это большой минус.

С другой стороны, в романе есть несколько интересных моментов. На смену Москвы приходят Лондон и Самарканд со всей присущей ей атмосферой и архитектурой. Плюс, мы наконец-то узнаем как выглядит Шестой Слой Сумрака и что там происходит (на мой взгляд, самый лучший момент романа). Да и финал, несмотря на её скоротечность, оставляет после тоску, которая плавно переходит в надежду. Но... турели? Развратные школьницы-оборотни? ГГ становится Марти-Сью? Рассуждения-наставления Лукьяненко по делу и без?

Что ж, это неплохая книга, но явно тревожный звоночек.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Уста погибшей чародейки Тигрёнка сказали чистую правду:

«В продаже появились фальшивые ёлочные игрушки. Такие же, как настоящие, но радости в них никакой».

С «Последним Дозором» я свёл знакомство с новым Лукьяненко. Я его раньше не знал, честно. И это даже не тот человек, который писал «Сумеречный Дозор» и «Спектр». Совсем другой. Откровенно коммерческий текст, вопиюще подготовленный к «главному фильму 2006 года», со всеми пасхалками, примочками, и прочим.

Я долго пытался сформулировать, что же не так.

От книги веет... сытостью. Такой вот откровенной, лоснящейся сытостью довольного жизнью человека, которому уже в жизни, в принципе, всё ясно и понятно, который может и другим объяснить, как правильно. Приход «взрослости» и «зрелости» — не всегда к лучшему. Первые три книги, пусть даже прошло всего несколько лет, мучали и главного героя, и автора, своеобразными и богатыми апориями, да, простенькими, да, откровенно «кухонными», но искренними. Основная проблема, таким образом, заключена в том, что вместе с автором поменялся и Антон Городецкий — его моральный компас окончательно расстроился, и виной тому вовсе не релятивизм, и не компромисс с Тёмными. Виной тому — его... довольство. Он потерял свои раздирающие душу сомнения, противоречия, метания, и стал безликим. Это вполне стандартный обыватель, который делает свою работу, и даже совершенно натужные рассуждения, картонные переживания за судьбы человечества, на которое Антон смотрит с ноткой превосходства, презрением и — совсем чуточку — с жалостью — скорее отталкивают читателя, чем притягивают. Раньше был искатель Истины, боец, слабенький, но мыслитель; нынче же — обыватель магического мира, просто ну очень прокаченный... Если раньше Городецкий многое делал по наитию, или в тяжкой борьбе с совестью и обстоятельствами, часто идя вопреки, то теперь он просто стандартный персонаж боевичка, которому, во первых, тупо везёт, во вторых, окружающие его персонажи настолько тупы, что он смотрится просто гигантом мысли...

Да и с миропостроением... подляночка. Главной загадкой и таинством был Сумрак, его слои, раз за разом преобразующий и искажающий окружающую действительность. В погоне за Ариной Светлана что-то увидела на пятом слое, о чём нельзя болтать... и автор явно мучительно хотел придумать, что же именно — не знал сам. И вот, основная интрига готова — глубокие слои Сумрака, оказывается,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
загробный мир для Иных, куда все они попадают.

Какой-то ехидный и злобненький червячок во мне заставил полезть меня в библиографию почтенной Ле Гуин, чтобы узнать, когда вышел роман «The Other Wind», последний о Земноморье, где продвигалась ровно такая же идея окончательного упокоения, разрушения каменной стены и так далее. Быть может, я несправедлив к почтенному автору, и он дошёл до этой идеи сам, но... Осадочек-то никуда не делся. Но и вновь дело даже не в этом. Такой Сумрак, закольцованный и уютный, в котором Городецкий и даже его крошка-доча ходят вдоль и поперёк, меняя слои как комнаты в квартире. Кстати, удачная аналогия — такой одомашенный, приручённый и уютный Сумрак утрачивает всякую интригу, и это как раз тот случай, когда открытие тайн не приносит радости.

Тем не менее, мастерство не пропьёшь. Роман читается интересно и увлекательно, пусть даже и не так, как предыдущие. Да, персонажи выцвели (что он сотворил такое с Эдгаром, это точно персонаж «Дневного Дозора», или его тёзка? Похож, как муха на майского жука), да, смысловая нагрузка испарилась, да, полно самоповторов, но сюжет-то по прежнему выписан увлекательно. Убийство в Эдинбурге, поиски Рустама, охота за Венцом — всё равно читать интересно, в отличие от поздних книг того же Перумова.

И тем не менее... Это уже чистая конъюнктурщина. Прилично сделанная, на «середнячка», но не «выше среднего». «Дозоры» для меня всё же заканчиваются в том самом месте, где Антон Городецкий с болью смотрит на огоньки звёзд, обещая самому себе «постараться не падать». Остальное — уже автофанфики, поскольку Лукьяненко потерял самого себя. Поэтому я не буду пока перечитывать «Новый Дозор», и не возьму в руки так и не читанный «Шестой» — знаю, что разочарование неизбежно. Простите меня, автор, но я хочу остаться с тем, молодым Антоном Городецким, смотрящим на звёзды.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной «Дозор». Вроде бы, «Последний», на деле — далеко не завершающая цикл книга.

Прямо, как классический сериал. И сюжет в предыдущих книгах уже логически подошёл к финалу. Все хорошо, что хорошо закончилось. Но, нет, автор продолжает. Мне, это напоминает некую пристройку к дому. По проекту уже построен стройный особняк, живи и радуйся. Нет, хочется большего! Хозяин начинает лепить к зданию пристройки, чердаки, веранды и сараи. Потом, сам долго плутает в запутанных переходах, от гармонии нет и следа. Но, зато, места много! Вот и этот роман. Писать уже не о чем? Как бы не так! С фантазией у Лукьяненко никогда проблем не было. И вот, он «надстраивает» очередную конструкцию.

Герои — все те же. Супермаг «высшей категории» Антон Городецкий продолжает искать «приключений на свою ж...». Жена, ребёнок подрастает. Что нужно человеку, чтобы встретить спокойную старость? Но нет, вся необъятная Вселенная «волшебного мира», вращается вокруг Антона. Ну, и его не менее великой и могучей супруги. И дочки — потенциальной «сверхволшебницы».

В прошлой книге герои искали могучий артефакт — книгу. В этом романе, опять занимаются поисками клада — «Венца Мерлина».

Стройматериал (пардон, за грубое сравнение, но, эта книга, естественно, на мой взгляд, ремесленная работа, пусть и отлично выполненная. А для работы нужен материал.)стандартный. Опять, все завязано на компьютерной игре. Герои повышают навыки, «прокачивают» силу, переходят на другие уровни. Ключевые моменты — магические сражения. Подготовка заклинаний. Атаки, установка блокирующих щитов. Контратаки. Сила, скорость, ловкость рук и интеллекта. Ну, и, конечно, герои, по-ходу, решают головоломные задачи. А ещё, очень аппетитно кушают «водочку-селедочку», узбекский плов, шотландское виски. Слушают популярные шлягеры. Ну и между делом, Антон Городецкий, как всегда, спасёт мир.

Не буду писать про сюжет. Опять, три части, три истории. Опять, Антон Городецкий, умнее и сильнее всех. Ну, или, ему «везёт на дурика».

Скучно? Нет, довольно увлекательно. Правда, мне уже порядочно надоел этот цикл. Но, сказать, что читать неприятно, утомительно — нет. Затягивает.

Недостатков — куча. Все тоже, что и в других «Дозорах». Герои, становятся картонными и плоскими. Да, рассчитано на то, что читатель уже близко знаком с центральными персонажами по прошлым книгам, что он успел полюбить героев, привык к ним. Но, если человек начал чтение цикла с этого романа? Наверное, он им и закончит чтение «Дозоров». Что ещё? Повторы, самокопирование. «Рояли в кустах». Гениальные загадки — на деле, просты, как «2*2». Штампы.

Но, читабильно. Отвлекает от насущных проблем, в то же время, не напрягает мозг. Тот же сериал. Да, герои ведут себя как дети. Глупо все. Автор умело «имитирует» построение целостного, грандиозного и гармоничного фэнтезийного мира. Но, все-таки, это — подростковая книга. И относиться к ней нужно соответственно.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если рассматривать «Дозоры», как историю моральной деградации Антона Городецкого, то без «Последнего дозора» в ней никак не обойтись. На протяжении нескольких книг автор проводит своего героя через цепь моральных кризисов, в каждом из которых Антоша, в общем, ведет себя одинаково — поистерит-поистерит из-за какой-нибудь несправедливости, заставит окружающих, включая лично Гесера, как следует попрыгать и похлопать крыльями вокруг своей страдающей особы, а в итоге позволяет окружающим убедить себя в том, что все несправедливости необходимы и оправданы, а значит, рыпаться бессмысленно. Очень удобно, если вдуматься. С одной стороны — сохраняешь приятный образ самого себя, как совестливой, рефлексирующей личности среди бесстыжих интриганов и манипуляторов. С другой стороны, можно спокойно пользоваться всеми плюшками, которые тебе дает положение мага и сотрудника Дозора. И как-то незаметно, постепенно начинаешь думать, что именно так оно и должно быть. Что это очень правильно и справедливо, что у тебя, такого исключительного и прекрасного, все складывается как нельзя лучше — ты самый сильный маг в Дозоре, ты практически бессмертен, все твои друзья, жена и дочка тоже никогда ничем не заболеют и умрут. А люди — это просто кормовая база, обеспечивающая вам, Иным, приятное и интересное существование. Разница между Светлыми и Темными, и без того довольно эфемерная, в этом романе стерлась окончательно. Читалось очень интересно, хотя уважения к Лукьяненко такая философия не добавляет

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательная и интересная книга. Конечно в ней немало минусов причём типичных для Лукьяненко, но плюсов гораздо больше. Роман читается очень легко, интересно узнать что будет дальше, хоть и сюжет не настолько оригинален. Диалоговая часть конечно перевешивает над действием, но и по сравнению с предыдущими романами цикла автор не забыл развлечь читателя. Тут просто больше разнообразия и цельности истории. В целом эта часть понравилась мне больше первых романов, да и фильм по ней вышел бы очень неплохой для нашего кинематографа.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

"— Есть вещи, которые исправить нельзя, — согласился я.

А про себя добавил: «Но есть и те, которые исправить можно».» ©.

Последнее время в книгах мне везет на цитаты, превосходно отражающие суть прочитанного. Казалось бы — «Сумеречный дозор» был настолько неудобоваримым чтивом в худших традициях самых глупых американских комиксов и боевичков эпохи восьмидесятых, что никаких надежд на сносное качество четвертой книги я попросту не питал. А вышло...

А вышло так, что «Последний дозор» — пока что лучший роман в цикле. Здесь, наконец, персонажи перестали вести себя как умственно-отсталые, регулярно претендующие на гениальность волей автора. Теперь это люди с четкой мотивацией, пусть и клишированной, но лучше уж так. Сюжет становится цельным, действительно цельным, не шитым белыми нитками, как мы наблюдали это в «Ночном» и «Сумеречном» дозорах. Экшен-сцены больше не напоминают драки малышей в песочнице, пытающихся косить под взрослых, с миллиардом тузов в рукаве. Налицо — взросление серии, что не может не радовать. На этот раз даже подумать завезли, причем действительно подумать, а не сделать вид.

Может быть положительно сказалась смена декораций и подходов к мифологии. Все же запороть историю, напрямую связанную с родоначальником магии Мерлином — надо постараться. Но факт остается фактом — моментов, когда хочется схватиться за голову и сжечь книжку в печи, в четвертом романе цикла нет. Читается приятно, оставляет неплохое послевкусие. Очевидный прогресс.

П.С. Одна беда, чтобы оценить, насколько «Последний дозор» получился удачным романом, нужно прорваться через тысячу страниц отвратительно глупой первой, ровной второй и весьма средней третьей книги.

П.П.С. Название «Последний дозор» действительно сюжетно обоснованно. Хочется думать, что это не такой себе хитро замаскированный маркетинговый ход.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Следовало остановится на Сумеречном дозоре, цикл был логично закончен. Но так как серия популярна, автор начал высасывать из пальца новые сюжеты. Во вселенную добавленны лишние сущности которые там плохо смотрятся.Весь сюжет выглядит искусственно.

Из плюсов, написано качественно, складывать слова автор умеет профессионально и мастерство не пропито. Если не вдумываться читать приятно, но перечитывать не тянет.

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

нормальная лёгкая фантастика: сюжет напоминает игру в шахматы, присутствует пара интриг, в целом, впечатление хорошее.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Последний Дозор» прочитан. Сюжет интересен, но только для тех, кто жаждет разобраться в подробной информации про слои Сумрака, про историю Иных... Т.е. все те вопросы, которые могут мучить фаната серии. Ставлю 6/10. Т.е. на троечку, зато заслуженную. Приступим к «Новому Дозору», вышедшему через 7 лет после «Последнего...».

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это называется «заявка на сценарий». На тупой голливудский сценарий, с грохотом и топотом и дымом. Когда продьюсер даст бабла, то специально обученные люди пропишут диалоги.

Юная сучка весьма анимешна. Городецкий — Том Хэнкс. Злодеи — толерантно идиотичны. Здравствуй, Дэн Браун!

ИМХО, автор намеренно пишет на забугорного читателя и издателя.

Фанатам «Дозоров» НЕ ЧИТАТЬ.

Остальным ЧИТАТЬ с любой страницы.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё хорошо и тут бы ему было бы и закончить..

Уже чувствуется кризис жанра..

Уж никак Эдвард не тянул на любовника самоубийцу.. Какое то не тёмное поведение..

А во общем суета вокруг дивана — какие то иные террористы с непонятными целями...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний дозор. Отзывы как-то не очень положительные. Так что попробую выступить с оправдательных позиций. Все книги цикла читал давно. Поэтому в голове осталось немного. Перечитывать “Последний Дозор” начал относительно случайно. Книга, безусловно, читабельная и захватывающая. Первую часть я не помнил совсем. Настолько, что даже появление вампира в подземельях не освежила мою память. Но со второй части я помнил общий вектор событий и, тем не менее, от книжки оторваться не смог.

Антон в этой серии мне напомнил Недотёпу, более позднего Лукьяненко. Возможно, он им был с самого начала Дозоров. Но здесь как-то особенно видно.

Иные всё более выглядят слабо самоорганизующеюся силой. Отсутствие единой “масонской” ложи принимающие решения очень начинает мешать Иным.

Вроде бы к концу первой части становится понятно, что ситуация серьёзная. Мало того и Гесер и Завулон знали, что она серьезная с самого начала. Ну ладно Антону человеческий фактор помешал вычислить вампира, а что помешало Гесеру и Завулону. Можно конечно предположить, что у них были дела поважнее, но как-то смутно верится. Гипотеза, что Завулон и Гесер были заинтересованы в продолжении событий, а не прерывания их на корню, высказанная Антоном, вписывается в концепцию Дозоров. Но

Куда смотрела инквизиция, знающая что замешан инквизитор, что использовались люди и техника, что бы не проверить всех кто имел отношение к амулетам тоже не ясно.

Ну допустим тут Лермонт убедил Гесера, что они сами справятся, что бы не показывать свои скелеты в шкафу, но Завулон вроде бы Лермонту ничего не должен. И тем не менее всеобщей тревоги не подняли. И получили уже полный апокалипсис, когда сотни людей с амулетами штурмуют Дозоры Самарканда. И вот ни одному, ни пришло в голову забрать амулет себе. Дезертировать. Штурм Самаркандского дозора, и даже информация кто из инквизиторов виноват, не помогает поймать таких неуловимых преступников, среди которых два совсем недавно высших, позволяющих находится достаточно далеко от единственной действительно сильной волшебницы.

Лучшая находка книги это конечно дядюшка Афанди. Навсегда остаётся загадка ученик ли он Рустам или Рустам прикидывается. Но смешнее всего мне было читать именно этот кусочек.

Ну Надя тоже выдала несколько приятных перлов.

Концовка показалась смазанной. Но зато стало понятно ещё один общий интерес Последнего Дозора и Гесера, в чём тут интерес Завулона не ясно — инициация абсолютной Светлой Надежды.

Очень понравилась зарисовка двух Дозоров в одном здании. Я сталкивался с похожей ситуацией. Две организации , которые в Москве готовы воевать, а уже в крупных городах миллионерах филиалы этих организаций сидят в одном здании, а иногда даже директор у них общий.

Ещё считаю удачным обоснованием странных киносценариев. Я смотрел только Ночной Дозор и был очень удивлён тем, что при изменении сюжета менялась и мораль и логика повествования. Но если это сны-иная параллельная Вселенная всё становится на свои места.

В книге не ставят целью всё объяснить. Как мог уйти в Сумрак Рустам, почему и как умер бессмертный абсолютный Мерлин и так далее. Особенно не ясно как среди миллионов теней иных, Антон находил знакомых. И как вообще работает география на 6ом уровне сумрака. Тут мне вспомнился Чистилище у Кира Булычёва из “Операции Гадюкка”, там тоже был вопрос о географии мёртвого мира.

Всё более впечатляет Арина. Напомнило серию. «Меч Истины» Терри Гудкайнда. Там в конце после всех битв выяснилось, что всё зависит не от великих магов и волшебниц, а от битвы двух ведьм. Тут всего одна ведьма, так что она всех вертит как хочет.

(Нашёл, что читал первый раз Последний Дозор в Январе 2006, но весь отзыв уложился в два слова, что книга понравилась и интересна завязка в вампиром с фамилией на С. )

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх