fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Последний Дозор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
6948
Моя оценка:
-

подробнее

Последний Дозор

Роман, год; цикл «Дозоры»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 183
Аннотация:

Существует ли конец Пути? Возможен ли конец Борьбы человека с самим собой и окружающим миром? На эти и многие другие вопросы Сергей Лукьяненко дает ответы в своей новой книге.

«Последний Дозор» – это путешествие с лучшим российским фантастом в поисках новой истины. Но будьте осторожны: Сергей Лукьяненко не любит простых решений и коротких дорог. Так что приключение обещает быть ярким и заманчивым. Как сама жизнь, с разнообразием которой может сравниться только фантастика «Последнего Дозора».

В Путь?!

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


  • Общее дело
  • Общий враг
  • Общая судьба

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Дозоры»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 108

Активный словарный запас: средний (2915 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2007 // Роман. 3 место («Бронзовый РОСКОН»)

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези

номинант
Сигма-Ф, 2007 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Дозоры
2006 г.
Последний Дозор
2006 г.
Последний Дозор
2006 г.
Сумеречный Дозор. Последний Дозор
2006 г.
Дозор
2012 г.
Дозоры. От Ночного до Шестого
2015 г.
Последний Дозор
2015 г.
Последний Дозор
2019 г.
Дозоры: Последний Дозор. Новый Дозор. Шестой Дозор
2022 г.
Последний Дозор
2023 г.

Аудиокниги:

Последний Дозор
2006 г.
Последний Дозор (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Poslední hlídka
2006 г.
(чешский)
Wächter der Ewigkeit
2007 г.
(немецкий)
Ostatni patrol
2007 г.
(польский)
Последен патрул
2007 г.
(болгарский)
The Last Watch
2008 г.
(английский)
The Last Watch
2009 г.
(английский)
Utolsó Őrség
2009 г.
(венгерский)
The Last Watch
2009 г.
(английский)
Последен патрул
2012 г.
(болгарский)
Ostatni patrol
2014 г.
(польский)
最后的守护人
2014 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно прочел «Новый дозор», который оказался последнее «Последнего...» , и решил что у автора некоторый кризис названий. Посему решил подкинуть ему пару-тройку идей.

Итак, варианты возможных будущих произведений писателя:

- Предпоследний дозор;

- Утренний дозор;

- Обеденный дозор;

- Послеобеденный дозор;

- Сверхновый дозор;

- Пьяный дозор;

- Дозор с похмелья;

- Дозор на кумарах;

- Дозор два в одном;

- Клевый дозор;

- Дозор «для чайников»;

- Дозор (ремикс);

- Ну, типа, последний дозор;

- Обновленный дозор;

- Постпоследний дозор;

- Офигенный дозор;

- Самый последний дозор (честно!);

- Дозор «а вы думали больше не напишу? фиг вам!»;

- Светлый дозор;

- Темный дозор;

- Осветленный дозор;

- Безалкогольный дозор;

- Свежий дозор;

- Старый дозор;

- Тухлый дозор;

- Дозор «к 90-летию автора»;

- Дозор в доме престарелых;

- Дозор с того света.

Ну вот, поскольку мы обеспечили автора работой до самой смерти, остается только ждать процента от прибылей.

Оценка: 4
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитала только что «Последний дозор»... В отличие от большинства авторов комментариев, не скажу, что книга плоха, нет. Сюжетно связанная с предыдущими книгами серии, увлекательная, приятная (даже несмотря на то, что явно написана по впечатлениям турпоездок и пестрит ненавязчивой рекламой — Бог с ней), легкая...

И еще крайне легковесная с точки зрения содержания. От финала у меня осталось стойкое ощущение того, что гора (три толстенных тома трех предыдущих дозоров) родила мышь: ну решил Городецкий загадку Мерлина, ну упокоил всех ушедших магов и вампиров окончательно, ну и что с того? Для меня причин разочарования в романе две.

Во-первых, зловредная ктулхоподобная зараза, пожирающая мозги большинства наших писателей-фантастов, именуемая «компьютерные игры в жанре РПГ». В приличной книге количество пота и крови, проливаемых героем, увеличивается от начала книги к концу (сравните хотя бы Фродо в Мориа и Фродо в Мордоре), и когда герой, несмотря на все препятствия, все-таки побеждает, сопереживающий ему читатель испытывает катарсис. Как, кстати говоря, ни тупы голливудские боевики с пришельцами и прочим, но они-то четко выдерживают жанровое требование, согласно которому настоящая драма — это когда максимальный вес держится на волоске минимальной толщины, и никак не иначе. У Лукьяненко (как у опытного геймера, проходящего тридцатую РПГ-игрушку) получается строго наоборот: герой в каждом эпизоде напрягается все меньше и меньше, ему заботливо подстилается соломка (подсказка малолетней дочки, амулеты Гесера против заклинаний Эдгара и т.п.), так что сопереживать совершенно нечему, только успевай щелкать кнопкой мышки... пардон, переворачивать страницы. Резанула глаз реплика Геннадия Саушкина: «Ну как мог вампир четвертого уровня отомстить Высшему магу? Пришлось прокачиваться...»

И во-вторых, неверная, на мой взгляд, расстановка акцентов. Лукьяненко придумал оригинальный мир — молодец. Но до самого конца эпопеи действие завязано на внешние атрибуты этого оригинального мира — заклинания, артефакты, слои, уровни, прочий магический быт — и не затрагивает, по большому счету, нравственные проблемы. Хотя постоянно звучат упреки в адрес Гесера и Светлых, мол, не такие уж они белые и пушистые, и автор намекает, что добро и зло в его мире вещи относительные, в цельную картину как-то не складывается. Меня вот лично сильно интересует вопрос: что это за Изначальные Силы, которыми клянутся маги и которые решают (следовательно, как минимум, имеют разум и свободную волю), утверждать клятву или нет. Такое вот Зло или Добро, обладай они личностным бытием, просто обязаны, по логике вещей, вмешиваться — чего у Лукьяненко не происходит. Неувязочка... :)

Имхо, эпопея была бы гораздо сильнее, если бы Последний Дозор стал действительно последним дозором, если бы, к примеру, Мерлинов артефакт превращал, как предполагалось, всех Иных в обычных людей, и семейству Городецких (двое Высших и одна Высочайшая) пришлось бы вернуться к жизни без волшебства, в пещеры, так сказать... Но такой вариант развития событий не для пера Лукьяненко, поскольку магия для него — воплощение комфортабельной жизни, а комфорт он явно любит больше, чем что-либо еще. Его книги прямо сочатся мелкими радостями жизни: хорошая еда всех кухонь мира, хорошие авто, хорошие отели, хороший коньяк в самолете и т.д. и т.п.

Разумеется, его право любить все это и писать об этом книги.

Только читать об этом с каждым разом все скучнее и скучнее. :)

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Итак, после «Сумеречного дозора» я уже попрощался с этим циклом. Каково же было моё изумление, когда появился ещё и «Последний«!

И знаете, что скажу? Пускай бы дозорная серия осталась трилогией. Для меня высшая степень интереса пришлась как раз на третью книгу и она славно подходила для того, чтоб на ней завершить цикл.

Но четвёртая всё же появилась.

Более ранние книги серии были как бы ступеньками вверх (я не повышение уровня силы Антона имею в виду), этапами расширения понимания читателем мира дозоров, сути иных, различий между Светом и Тьмой или, наоборот, того, что эти различия не так уж велики и не так принципиальны, и всё это сдобрено захватывающими приключениями и интригами, и обе эти составляющие — в меру, так, чтобы книги не превратились ни в философский трактат, ни в пустой и бессмысленный боевичок. А в «Последнем дозоре» я увидел как раз скатывание сюжета в сторону упрощения. Что же нового хотел показать нам автор? Ведь кроме открытия тайны глубоких слоёв Сумрака мы так ничего и не увидели. Герои, знакомые по прошлым книгам, выглядят уже как-то бледно, немного картонно, сюжет — некая комбинация сюжетных ходов прошлых книг серии, смена декораций — искусственна. От прозрачных намёков на фильмы в повествовании остаётся неприятный привкус — уж так это натянуто, что сомнения берут — а может при редактуре кто-то за большой бакшиш их туда сунул без ведома автора? Видно в целом, что предпочтение отдаётся действию, а не мысли.

При всём этом автор просто не умеет писать неинтересные книги, но только интерес этот — уже какой-то иной, сродни интересу читателя к книгам некоторых других авторов, у которых выходит по две-три книги в год, и которые пользуются бешеной популярностью, но отзыв на эти книги, то, что они оставили в душе читателя по прочтении — три предложения восторга и больше ничего.

Если Сергей Лукьяненко и дальше будет идти по такому пути, то в этой серии можно издать и ещё не меньше четырёх книг, искусственных, пустых, бессмысленных, таких, которые напрочь изничтожат очарование от этого мира, возникшее после первых трёх книг. Но всё же... Вы знаете, не поспешу я присоединиться к хору голосов, твердящему — автор, хватит! Вам хочется, чтобы столь славная серия, принесшая автору, что уж греха таить, известность не только у нас, но и за рубежом, закончилась ЭТИМ? Мне — нет. Пусть появится ещё одна книга, которая станет одной из лучших у Лукьяненко и достойно завершит «дозоры». Пускай не сразу, через годы. Сможет автор не идти на поводу издательств, требующих больше и быстрее? Вложит ли душу?

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я открывал книгу «Последний дозор», я уже знал, что он не последний. Это как с франшизой «Пятница, 13-е»: четвертый фильм имеет подзаголовок «Последняя глава», а пятый – «Новое начало», а всего фильмов уже больше десяти.

Тем не менее перед нами довольно неплохое продолжение развлекательного цикла. Итак, что мы имеем:

- детективную историю о том, как Высший маг Антон Городецкий отправляется в Шотландию расследовать убийство обычного человека, совершенное неизвестным вампиром при загадочных обстоятельствах;

- историю о том, как Антон Городецкий отправляется в Самарканд на поиски древнего мага, обладающего ценной информацией;

- историю о том, как Антон Городецкий пытается разгадать загадку Мерлина и пробиться на седьмой слой Сумрака.

Вопреки традициям серии, эта книга более цельная: не три повести, объединенные в роман, а три части единого целого.

Читать по-прежнему интересно за счет перемещения действия в другие страны, акцента на Сумраке и усиления приключенческо-квестовой составляющей. Сумрак – вообще отдельная тема. Все самое интересное в романе заключено в самых глубоких слоях Сумрака. Уже ради этого книгу стоит прочитать.

Из неприятных моментов стоит отметить традиционную тягу персонажей употреблять спиртное, персонажа в стиле «Лолита отдыхает» и избыток морализаторства автора. В плане последнего Лукьяненко стоит на одном уровне с Емцем, так что, наверное, это свойственно авторам отечественного городского фэнтези.

К прочтению книгу я рекомендую, но не стоит читать цикл залпом, а то никогда не выйдете из Сумрака. Мне-то можно, я десять романов «Вампирских хроник» Энн Райс подряд прочитал и выжил.

На этом я с вами прощаюсь, ведь меня уже ждет «Новый дозор».

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня удивило в книге то что даже Высшие Маги и опытные маги первого уровня оказались абсолютно бессильны против людей с огнестрельным оружием. Пусть зачарованным да. Но когда один Высший сталкивался с другим Высшим лицом к лицу то бой шел на равных. А когда Высший сталкивался с зачарованным оружием произведенным другим Высшим, то решительно сливал бой, не мог ничего противопоставить. Нелогично. Вообще изумила слабость Высших. Удивило то что никто не пробовал вооружаться зачарованным огнестрельным оружием ранее. За сотни лет никому не пришло в голов! Идея ,мягко говоря, неоригинальна. Из мелочей насмешил и оставил неприятный осадок момент где Светлые маги вспоминали как сражались друг с другом с помощью магии на поле боя в Крымской войне. Как другие солдаты и офицеры не заметили этого?! Как Иных не раскрыли за столько лет? При таком-то отношении к делу?

Оценка: 1
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дозоры» люблю, пусть не нежной любовью, но все же. Однако «Последний Дозор» покоробил. Дочитала лишь потому, что не привыкла забрасывать книги на середине.

Бог с ним, с натянутым сюжетом, в нем даже проскальзывает некоторая восточная сказочность и это хорошо. Дэвы, восток, легенды – это для серий подобного сорта необходимо, как воздух, хотя роман потерял свое городское очарование. Если первые «Дозоры» были именно тем самым жанром, то «Последний» — это что-то другое. Очень не понравились искаженные характеры персонажей. Эдгар, Арина, Геннадий – все они в предыдущих книгах были другими. Развитие характеров – это, по сути, хорошо, но ломать их на корню явно не стоит. И если позицию Геннадия можно объяснить, то поведение Эдгара и Арины – никак.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Последний» дозор. Казалось бы, когда история более-менее логично завершается в Сумеречном дозоре, появляется новая книга — теперь уже вроде как «последняя». «Последний» дозор в своё время был для меня чуть ли не открытием — я не ожидал его появления, несмотря на мою любовь к городской саге про Иных. Вот, не представлял, что ещё можно вытянуть из этой истории и как повернуть повествование, чтоб не было ощущения deja vu. Оказалось, такое вполне возможно, хотя бы отчасти. Браво Сергей Васильевич!

Месть. Та самая, которую подают холодной. Последний дозор — это как раз сосредоточение мстительности. Кто-то припоминает старые обиды, всякие мелочи, а кто-то свежие раны и серьезные потери. Несчастные, одинокие, обиженные люди — это страшно и грустно, но Иные в таком состоянии становятся просто опасными. Теперь Антон Городецкий едет за кордон в Европу и в Азию, с весьма мутными поручениями от Гесера, сам не зная, кого ему нужно ловить и как это делать, но очень пытается систематизировать ту мизерную информацию, которой владеет.

Мне было интересно — по большей части именно из-за прежних историй полюбившихся героев. Если бы это была какая-то отдельная книга, просто попавшая мне в руки — скорее всего оценка была бы негативная, действительно интересного или захватывающего в книге немного, но как часть одной большой истории о светлом Ином Антоне Городецком, его семье, друзьях и недругах — очень неплохо читается.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Уста погибшей чародейки Тигрёнка сказали чистую правду:

«В продаже появились фальшивые ёлочные игрушки. Такие же, как настоящие, но радости в них никакой».

С «Последним Дозором» я свёл знакомство с новым Лукьяненко. Я его раньше не знал, честно. И это даже не тот человек, который писал «Сумеречный Дозор» и «Спектр». Совсем другой. Откровенно коммерческий текст, вопиюще подготовленный к «главному фильму 2006 года», со всеми пасхалками, примочками, и прочим.

Я долго пытался сформулировать, что же не так.

От книги веет... сытостью. Такой вот откровенной, лоснящейся сытостью довольного жизнью человека, которому уже в жизни, в принципе, всё ясно и понятно, который может и другим объяснить, как правильно. Приход «взрослости» и «зрелости» — не всегда к лучшему. Первые три книги, пусть даже прошло всего несколько лет, мучали и главного героя, и автора, своеобразными и богатыми апориями, да, простенькими, да, откровенно «кухонными», но искренними. Основная проблема, таким образом, заключена в том, что вместе с автором поменялся и Антон Городецкий — его моральный компас окончательно расстроился, и виной тому вовсе не релятивизм, и не компромисс с Тёмными. Виной тому — его... довольство. Он потерял свои раздирающие душу сомнения, противоречия, метания, и стал безликим. Это вполне стандартный обыватель, который делает свою работу, и даже совершенно натужные рассуждения, картонные переживания за судьбы человечества, на которое Антон смотрит с ноткой превосходства, презрением и — совсем чуточку — с жалостью — скорее отталкивают читателя, чем притягивают. Раньше был искатель Истины, боец, слабенький, но мыслитель; нынче же — обыватель магического мира, просто ну очень прокаченный... Если раньше Городецкий многое делал по наитию, или в тяжкой борьбе с совестью и обстоятельствами, часто идя вопреки, то теперь он просто стандартный персонаж боевичка, которому, во первых, тупо везёт, во вторых, окружающие его персонажи настолько тупы, что он смотрится просто гигантом мысли...

Да и с миропостроением... подляночка. Главной загадкой и таинством был Сумрак, его слои, раз за разом преобразующий и искажающий окружающую действительность. В погоне за Ариной Светлана что-то увидела на пятом слое, о чём нельзя болтать... и автор явно мучительно хотел придумать, что же именно — не знал сам. И вот, основная интрига готова — глубокие слои Сумрака, оказывается,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
загробный мир для Иных, куда все они попадают.

Какой-то ехидный и злобненький червячок во мне заставил полезть меня в библиографию почтенной Ле Гуин, чтобы узнать, когда вышел роман «The Other Wind», последний о Земноморье, где продвигалась ровно такая же идея окончательного упокоения, разрушения каменной стены и так далее. Быть может, я несправедлив к почтенному автору, и он дошёл до этой идеи сам, но... Осадочек-то никуда не делся. Но и вновь дело даже не в этом. Такой Сумрак, закольцованный и уютный, в котором Городецкий и даже его крошка-доча ходят вдоль и поперёк, меняя слои как комнаты в квартире. Кстати, удачная аналогия — такой одомашенный, приручённый и уютный Сумрак утрачивает всякую интригу, и это как раз тот случай, когда открытие тайн не приносит радости.

Тем не менее, мастерство не пропьёшь. Роман читается интересно и увлекательно, пусть даже и не так, как предыдущие. Да, персонажи выцвели (что он сотворил такое с Эдгаром, это точно персонаж «Дневного Дозора», или его тёзка? Похож, как муха на майского жука), да, смысловая нагрузка испарилась, да, полно самоповторов, но сюжет-то по прежнему выписан увлекательно. Убийство в Эдинбурге, поиски Рустама, охота за Венцом — всё равно читать интересно, в отличие от поздних книг того же Перумова.

И тем не менее... Это уже чистая конъюнктурщина. Прилично сделанная, на «середнячка», но не «выше среднего». «Дозоры» для меня всё же заканчиваются в том самом месте, где Антон Городецкий с болью смотрит на огоньки звёзд, обещая самому себе «постараться не падать». Остальное — уже автофанфики, поскольку Лукьяненко потерял самого себя. Поэтому я не буду пока перечитывать «Новый Дозор», и не возьму в руки так и не читанный «Шестой» — знаю, что разочарование неизбежно. Простите меня, автор, но я хочу остаться с тем, молодым Антоном Городецким, смотрящим на звёзды.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так до конца и не решил, почему Лукьяненко решил написать четвертую книгу. У меня несколько вариантов:

1) Чтобы срубить бабла

2) Чтобы сделать приятно фанам

3) Автору самому очень очень нравятся «Дозоры» и он написал продолжение ради собственного удовольствия.

4) Все варианты правильны или я заблуждаюсь и все вышеперечисленное бред сивой кобылы.

Книга в принципе получилась хорошая и я был рад снова окунуться в мир Сумрака, но на фоне предыдущих книг, «Последний дозор» смотрится не очень убедительно. Лукьяненко старался, как мог и я это оценил. Увеличился масштабность книги, события разворачиваются как в Москве так и в Эдинбурге и в Самарканде. Появляются новые герои, все больше крутых магов, все больше противников, все больше запутано и все больше новых фактов о Сумраке.

Кстати, я заметил, что Ночной и Дневной дозоры Москвы после появления зеркала Виталия Рогозы, практически перестали противоборствовать и подчас объеденяются,преред лицом внешней угрозы

Не могу не порадоваться за главного героя. Если в «Ночном дозоре» Городецкий с трудом входил во второй слой сумрака, то теперь ему покорился предпоследний слой сумрака – шестой. Парень взрослеет на глазах, черт подери. И с четвертого уровня силы (если память меня не подводит) он вырос до мага вне категорий, короче говоря круче только яйца, (а в данном случае, только дочурка Надя).

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гонорары это хорошо, но не надо тянуть кота за хвост. Вопли громкие, противные и окружающие затыкают уши.

Типичный роман-продолжение-продолжение-продолжение.

Главный герой все растет, из пешки становится уже не конем, а ладьей. Когда уже Гесера с Завулоном подвигать будет?

Автор в очередной раз показал, что следит за событиями в мире, старается быть в курсе модных мэмов и актуальных пожеланий среднего класса.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько лет назад, совершенно внезапно узнав о том, что популярный фантаст написал еще одну книгу о противостоянии Тёмных и Светлых магов, я отнёсся к этому событию скептически. То, что «Последний Дозор» был выброшен на рынок практически одновременно с премьерой второй части фильма Тимура Бекмамбетова, наводило на мысль о тотальной коммерциализации творчества Лукьяненко. Однако, прочитав книгу, я понял, что писатель не просто разрабатывает «золотую жилу». С уверенностью можно сказать, что «Последний Дозор» — лучшая из пяти книг, посвященных этой теме.

Да-да, именно пяти, ведь Ночной и Дневной Дозоры фигурируют не только в книгах Лукьяненко, но и в романе Владимира Васильева «Лик Чёрной Пальмиры». Именно с него и стоит начать разговор о «Последнем Дозоре».

Произведение Васильева выгодно отличается от первых трёх книг Лукьяненко, поскольку в нём гораздо более точно показана магическая составляющая жизни героев. Сергей Лукьяненко неоднократно признавался, что ему гораздо легче описать в книге принцип работы космического корабля, нежели дать расшифровку магических операций. И, несмотря на все достоинства его «Дозоров», эта область была обозначена в них лишь несколькими штрихами. А ведь при более глубоком погружении в тему книги могли бы стать намного интереснее! Что и произошло с романом Васильева (должно быть, этот автор увлекается мистикой и в своей обычной жизни).

Так вот, очередной «Дозор» авторства Лукьяненко может считаться лучшим именно потому, что в нём Сергей стал уделять гораздо больше внимания описанию магических элементов. Теперь мы видим на страницах не просто упоминание заклинаний, используемых Антоном Городецким или Гесером, но и объяснение того, что именно происходит, когда маги применяют «Белое марево» или «Тень владык». Это делает повествование намного более живым и динамичным.

Книга вполне заслуживает высшего балла, но я, всё же, поставлю на один меньше. Исключительно по причине гибели очень понравившейся мне девочки-оборотня. Больше претензий нет.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенная халтура, написанная на волне интереса к фильмам, а также, вероятно, по впечатлениям поездки в Эдинбург и для оплаты оной. Нарушает основные принципы построения вселенной «Дозоров», мотивацию героев, и т. д. Несколько линий сюжета автор просто забыл дописать. Саваоф Баалович Городецкий сделался крут так, что дальше уже некуда. Круче только Нео и Кенни. УжОс.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Следовало остановится на Сумеречном дозоре, цикл был логично закончен. Но так как серия популярна, автор начал высасывать из пальца новые сюжеты. Во вселенную добавленны лишние сущности которые там плохо смотрятся.Весь сюжет выглядит искусственно.

Из плюсов, написано качественно, складывать слова автор умеет профессионально и мастерство не пропито. Если не вдумываться читать приятно, но перечитывать не тянет.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не стоило писать эту книгу. Перепевка старых сюжетов надетая на банальные идеи давно разжёванные Урсулой Ле Гуин в 3-й книге Земноморья. Да и эти идеи «адаптированы» так, чтобы удалить из них всякий намёк на отрицательные эмоции, вплоть до полной кастрации. Городецкий спускается в царство мёртвых, но в оличие от Геда Урсулы ле Гуин это ему ничего не стоит. Эдакий туризм (пусть и экстремальный).

Зато чтобы пощекотать нервы читателей появляется очередное существо женского пола (на этот раз — совсем девчонка) посланное Завулоном на верную смерть. Однако по сравнению с первой третью «Дневного Дозора» эта сюжетная линия смотрится совсем бледно... Хочется, вслед за Станиславским, крикнуть «Не верю».

Как детектив эта книга тоже ничего не стоит — разгадывается, ну, может и не с первых страниц — но, скажем, сильно в первой половине книги.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если рассматривать «Дозоры», как историю моральной деградации Антона Городецкого, то без «Последнего дозора» в ней никак не обойтись. На протяжении нескольких книг автор проводит своего героя через цепь моральных кризисов, в каждом из которых Антоша, в общем, ведет себя одинаково — поистерит-поистерит из-за какой-нибудь несправедливости, заставит окружающих, включая лично Гесера, как следует попрыгать и похлопать крыльями вокруг своей страдающей особы, а в итоге позволяет окружающим убедить себя в том, что все несправедливости необходимы и оправданы, а значит, рыпаться бессмысленно. Очень удобно, если вдуматься. С одной стороны — сохраняешь приятный образ самого себя, как совестливой, рефлексирующей личности среди бесстыжих интриганов и манипуляторов. С другой стороны, можно спокойно пользоваться всеми плюшками, которые тебе дает положение мага и сотрудника Дозора. И как-то незаметно, постепенно начинаешь думать, что именно так оно и должно быть. Что это очень правильно и справедливо, что у тебя, такого исключительного и прекрасного, все складывается как нельзя лучше — ты самый сильный маг в Дозоре, ты практически бессмертен, все твои друзья, жена и дочка тоже никогда ничем не заболеют и умрут. А люди — это просто кормовая база, обеспечивающая вам, Иным, приятное и интересное существование. Разница между Светлыми и Темными, и без того довольно эфемерная, в этом романе стерлась окончательно. Читалось очень интересно, хотя уважения к Лукьяненко такая философия не добавляет

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх