Роберт Чарльз Уилсон «Вихрь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Америка (Северная Америка ) | Полярные регионы ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Близкое будущее | Очень далёкое будущее | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля | Контакт | Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования | Бессмертие | Пророчество | Обмен разумов, перемещение разума | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Каждые 10 000 лет на планете Экватория активируется Арка Времени, созданная Гипотетиками для сохранения и восстановления накопленной информации. Несколько людей, оказавшихся в этот момент рядом, захватываются Аркой, и воссоздаются спустя очередные сто веков, в сильно изменившемся мире. Обстоятельства заставляют их примкнуть к обществу плавучего города-государства, главной целью которого является установление контакта с Гипотетиками, и отправиться вместе с его жителями в опасное путешествие на старую Землю.
Входит в:
— цикл «Спин»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 10-е место | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第44回 (2013) // Переводной роман |
- /языки:
- русский (1), английский (1), французский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- Ж. Гулле (1), А. Кабалкин (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 20 августа 2013 г.
В романе «Вихрь» автор подводит все сюжетные линии к логическому концу и даже обозначает историю развития Вселенной до самого её конца с учётом наличия в ней гипотетиков. Ещё из первой книги было понятно кто такие гипотетики, здесь же расставлены все точки над i в отношении них, например, объясняется для чего они строили Арки. В романе два связанных друг с другом параллельных сюжета. В первой линии сюжета рассказывается о событиях, происходящих до описанных в романе «Ось», где мы узнаем о том, что за преступление совершил Турк Файндли, увидим самого молодого Файндли (хотя он здесь и не главный герой), у которого появится шанс изменить свою жизнь. Во второй линии сюжета рассказывается о том, что произошло с Турком и Айзеком после того, как они прошли через Арку Времени.
Макес, 16 января 2012 г.
Похоже автору надоело слушать упрёки в неспешности повествования и в Vortex события разворачиваются гораздо динамичнее, чем в предыдущих книгах. хотя общая неторопливость, размах и необычные идеи никуда не пропадают. Читать заметно приятнее, чем Axis, а возможно и чем первую часть трилогии.
avazgaziz, 20 сентября 2012 г.
не пожалел о прочтении всей трилогии (аксис и вортекс вынужденно прочитал на англиском). советую.
автор молодец!
Deliann, 13 августа 2013 г.
И вот наконец-то перед нами завершение трилогии, начатой «Спином». Первый роман – отличная НФ, второй – скорее детектив и уже не отличный, ну а третий... Даже не знаю, триллер, смешанный с боевиком? Перед нами две линии романа: одна берет начала спустя несколько десятилетий после «Спина», вторая – спустя 10000 лет после «Оси». И обе они – примерно на уровне той же самой «Оси», то есть ни воображение не цепляют, ни чувства.
Для начала нам напоминают, что с Землей еще не покончено, и знакомят с Оррином Матером, которого поместили в социальный приют для людей с умственными отклонениями. Оррин ведет записи приключений человека из далекого будущего Турка Файндли. Дело в том, что Турк вместе с Айзеком оказались на плавучем континенте в далеком будущем, в обществе людей, ожидающих гипотетиков и поклоняющихся им.
Герои шаблонны, но не слишком, действие несколько скомкано, зато развивается быстро и читается легко. А что касается вопросов и главной интриги всей трилогии, то все ответы нам даются, однако настолько неуместно, что остаешься в недоумении: зачем нужны были романы-продолжения?
В итоге «Ось» и «Вихрь» стоят где-то на одном уровне и сильно проигрывают в сравнении со «Спином». Однако за последнюю главу я накину «Вихрю» еще один балл, т.к. хотя бы там нам дают ответы на вопросы, поставленные в первой части трилогии.
osipdark, 28 декабря 2014 г.
Трилогия неоднородная, необычная — как уже сказали, явление, событие в современной фантастике.
Не изобилуя научными терминами, что является, для некоторых, изъяном новой волны (Уоттс, Рейнольдс, Бактер), романы не являются «ненаучными» — очень даже наоборот. Современная, но твердая фантастика.
Ну-с, а далее — довольно много подробностей о второй и третий книгах, так что не советую читать дальше мой комментарий нечитавшим.
Первую книгу прочел в прошлом году, этим же вечером — две последние в электронном варианте. Да, как уже тут говорили, истинным бриллиантом цикла, конечно, является сам «Спин» — первая часть трилогии, с более живым сюжетом и героями, произведение, уже дающее кое-какие ответы на уже появившиеся вопросы, заставляющее читать нас и «Ось», и «Вихрь». И вот, десять лет по хронологии цикла спустя, происходят события, описываемые в «Оси». Не могу сказать, что роман такой же живой, как и первый — уступает в очень многом, плюс, полюбившиеся герои из первой части здесь не появляются (точнее, герой — Тайлор), но прочитал его довольно быстро и легко, надо заметить. Интересны были подробности об остатках гипотетиков, искусственности Экватории. Плюс, в принципе, основные ответы, уже мелькавшие в первом произведении, всплывают и здесь, так же в конце произведения. Ну, и наконец, третья часть. Уже с самого начала повествования многое вводит нас в тупик, из-за расхождения с аннотацией и жанровой классификацией от фантлаба. Но это лишь на первый взгляд. Присутствие якобы хронооперных элементов, иначе говоря, свидетельств передачи информации из будущего в прошлое лишь кажущееся, или же частично соответствующееся истине. Мы видим новых героев с Земли, которые, оказывается, опять же, стоят хронологически раньше «Оси», меняют жизнь молодому Турку — главному герою как раз-таки «Оси» и немного «Вихря». Потом, после истории плавучего архипелага Вокс из далекого будущего, узнаем истинную природу гипотетиков и их цели, уже мелькавшие в первом и втором произведениях. Еще чуть позже наконец-то можно понять все неясности устройства сюжета третьего романа, судьбу гипотетиков, их новое и интересное предназначение (вообще, сами гипотетки очень перекликаются с себе подобными из «Опоздавших» Брина), судьбу Айзека и всей Вселенной. Это сняло с меня грусть, пришедшую от описаний остывающей галактики (концовка, так что, перекликается с «Городом в конце времен» Бира и многих других авторов — многомерность с квантовой вариативностью теперь излюбленные темы многих авторов).
Да, как уже неоднократно писали, «Ось» — довольно скучный роман, но крайне важный в сюжетном плане. «Вихрь» — такой же, но дающий заключительные ответы на волнующие вопросы. Да, да, да — это может быть и не то, чего многие ждали. Да-да-да, первый роман два последних даже в своей сумме не перевесят, но, тем не менее, цикл интересный и захватывающий, пусть и немного разочаровывающий в конце из-за такого сильного начала.
Procion, 12 августа 2013 г.
«Спин» выдавал нам неплохую историю с развитием персонажей на протяжении десятков лет на фоне захватывающих фантастических событий. В «Ось» события с главными героями сильно упростились до авантюрного детективчика с легкими погонями и временные рамки сжались. А до того грандиозные фоновые события перестали так сильно будоражить и подаются параллельной линией повествования через интересную историю несчастного мальчика и мудрой марсианки.
«Вихрь» же может похвастаться прогрессом относительно динамичности и интересности историей главных героев. В Отличие от «Оси» появилось сопереживания всем этим авантюристам-героям. Возникает интерес об их дальнейшей судьбе. Временной охват резко возрос и от того книга потерял в в атмосфере. Ну а фоновая фантастичность набрала в том, что нам наконец покажут замысел гипотетиков, объяснят все «от» и «до». И оно вполне логично, хотя ожидалось большего.
Лично мне не хватило проработки героев, которая была в «Спин». В Вихре герои в общем то не развиваются ,а чуточку меняются, в силу скорей физических обстоятельств, чем моральных. Также не достает той гнетущей атмосферы, которая была во время чтения первой книги, при том что в третьей книги поводов для безнадежности у героев куда больше. Ну хотя бы даны ответы на все вопросы и на том спасибо.
technocrator, 2 июня 2019 г.
Интересно использована идея многовариантности миров и «вложенность» сюжета о происходившем десять тысяч лет «тому вперёд» в альтернативном будущем.
К идейной стороне основной части сюжета претензии в общем-то те же, что и к предыдущему тому. Конфликт между противниками и сторонниками контакта. «Враги считали любую попытку привлечь внимание гипотетиков не просто заведомо провальной, а самоубийственной и, хуже того, представляющей опасность не только для самого Вокса».
Причём абсолютно непонятна как причина их пессимизма, так и их страхов – по сути, внимание человечество привлекло давным-давно, когда случился Спин, а до событий «Вихря» гипотетики никакой прямой агрессии к представителям человечества не применяли.
Видимо, им настолько нравится тихо сидеть как хомячкам в клетке и даже «не рыпаться» на неизвестных хозяев, что готовы зафигачить ядерной бомбой по городу инакомыслящих.
Сторонников контакта автор выставляет какими-то культистами-сектантами, у которых локальная Сеть «взаимодействуют с более примитивными участками мозга, создавая интуитивноэмоциональный консенсус», в то время как у противников «при принятии решений используется коллективное мышление на основе предметной логики».
(Хотя именно по логике, всё должно обстоять с точностью наоборот).
Только ещё спустя тысячелетия «человечество стало разбираться в сущности гипотетиков». Автор не уточняет, каким образом. Может быть, как раз благодаря одиночкам и отдельным сообществам, идущим «против системы»? Учитывая, что это принесло виртуальное бессмертие, можно подытожить: тупое нежелание и боязнь исследований привели к безвозвратной гибели миллиардов разумных существ.
Моя оценка: 8 из 10 (как и общая оценка трилогии).
Надо ли читать: да, если хочется узнать, чем завершается история «Спина» и охватить взором грандиозную картину эволюции разума, цивилизаций и систем во Вселенной и Мультивселенной.
Собственно, если в творчестве автора нравится именно НФ-составляющая, то из «Вихря» достаточно будет познакомиться только с одной завершающей главой :)
nevreale, 1 июня 2013 г.
Намного интереснее чем Ось. Более динамично и интригующе, но по эпичности со Спином не сравнимо.
В данном романе описываются события в промежутке между временем после Спина и Осью — своеобразная параллельная история событий, игры времени и изменение настоящего. Автор превратил этот роман в своеобразный фантастический боевик, со своими злодеями и жертвами. По сути этот роман описывает период молодого Турка
Тайна Гипотетиков наконец-то раскрыта, однако всё это в конце книги — о чем расскажет Азейк Двали.
Все что между Спином и концовкой Вихря своеобразная игра на воображение — кто такие гипотетики и как с ними связаться.
В общем и целом больше всего понравился роман Спин. Ось и Вихрь как-то уже не то, однако и заслуживают право на прочтение.
Gilad, 11 ноября 2017 г.
Моя оценка данного произведения – 8 баллов.
Продолжение истории «Спина» и «Оси» спустя десять тысяч лет. Взору читателей предстанут как уже известные из предыдущих частей герои, так и новые, необычные действующие лица. Роман состоит из двух переплетенных между собой сюжетных линий, одна из которых повествует о другой и о судьбе «выживших» из «Оси», по средствах приема «книга в книге», в данном случае – через рукопись / дневник бродяги, который случайно становится объектом в чужой игре с большими ставками и порождает цепочку событий, отразившихся на второй части цикла. В конце вы поймете, для чего автор придумал такую путанную историю.
Все повествование строится вокруг переживаний главных героев о своей жизни, неудачах и поступков, в которые время от времени добавляется элемент фантастики, в основном в виде фона. Ни сами герои, ни локации какого-то сильного впечатления не производят, технологии туманны, хоть и поданы с большим размахом, но как бы мимолетом, нехотя. Более-менее законченную форму принимает текст ближе к концу, когда автор расставляет все точки над i в судьбах героев и начинает все-же приоткрывать завесу над главными интригами цикла – загадочных гипотетиков и их деятельности, хотя из-за слишком длинного вступления (на 2,5 книги) дальнейшие объяснения выглядят слишком резкими и сделанными в спешке, без должных смысловых связок и переходов. Хотя именно концовка 3 книги цикла понравилась мне в большей степени, чем все то, что было в этом цикле ранее (наверное, из-за бесконечного ожидания смысла всей этой затеи). Динамика появляется, в общем-то даже слишком мгновенно, полет мысли автора масштабен и несколько непривычен из-за этого.
Но тут возникает самая главная проблема цикла – сильная задумка и слабая реализация, многие (и я в том числе) были заинтригованы интересной идеей, но так и не дождались такой же сильной упаковки, в которой была бы она воплощена.
«Вихрь» слишком зависит от «Оси», чтобы быть самостоятельным произведением, многие элементы цельной картинки просто выпадут в этом случае, так что рекомендовать читать этот текст я могу только тем, кто уже осилил первые две части, и все еще хотят знать, что же задумал автор.
prozakpeople, 11 ноября 2013 г.
Похоже, автор успел устать от своей трилогии, завершение достаточно скомкано. Но все же на мой взгляд это очень неплохой подарок для тех читателей, которые дали шанс автору после второго романа серии и нашли в себе силы познакомиться с последним.
dimon1979, 25 апреля 2014 г.
Можно четко описать все три книги цикла «Спин». Первая — яркая и необычная, вторая — тусклая и абсолютно проходная, третья — дает ответы на многие вопросы, но не всем эти ответы понравятся. В чем-то можно автора упрекнуть. Уилсон придумал настолько невероятную картину возможного будущего, что от него ждешь только еще более невероятных ответов на вопросы. А вот получилось это или нет, каждый определяет сам.
Наверное, автору нравится жанр боевика и детектива, потому что он всячески старается использовать это в своих романах, особенно во второй и третьей частях цикла. На мой взгляд, от этого цикл сильно проигрывает. Получается некая смесь научной фантастики с книгами Дэна Брауна или Джеймса Роллинса. Конечно, у этих писателей намного больше поклонников и почитателей. И мне полностью понятно желание автора расширить коридор своей читательской аудитории, за счет заурядной приключенческой линии.
Сюжет в «Вихре» развивается в двух временных отрезках. В наше время и через 10 000 лет после. Почему-то мне было не особо интересно читать ни про одно время, ни про другое. Как-то все вяло и маловразумительно. Большая часть книги посвящена незначительным событиям, которые должны подвести читателя к раскрытию основных загадок цикла. Мне никогда не было настолько наплевать на героев книги, ни один персонаж не вызывает абсолютно никаких эмоций. Такое ощущение, что они все действуют механически в рамках заданной программы.
В итоге мы имеем скомканный конец, быстрое объяснение природы гипотетиков и на этом все. Или автор устал от цикла, или не знал о чем еще можно написать, или решил заняться чем-то другим, но проиграл от этого читатель.
k2007, 6 февраля 2014 г.
Книга написана интересно, но в конце остается вопрос: И все? И это все?
Есть две параллельные линии — в одной странный парень ведет записи о жизни, которые расказывает человек, живущий через десять тысяч лет. В другой сюжетной линии как раз этот рассказ мы и читаем — рассказ о жизни в то время, когда человечество расселилось по Солнечной системе, а на Земле вымерло. При этом небольшая группа надеется на встречу с инопланетным разумом. Читать интересно что одну линию, что другую, но вот только стыкуются они как-то пресно.
В общем, неплохой рассказ с непонятной концовкой
_AVP_, 22 марта 2016 г.
В общем, как многие и отметили, «Вихрь» и близко не дотягивает до первой книги, и является прямым продолжением второй. Но все же, «Вихрь» понравился больше. Чем? Да, с одной стороны персонажи все те же, и, в общем-то, глубиной не блещут (если не считать таковой раздвоение личности), но в нем появилась атмосфера. Нет, не та атмосфера непонятности и безысходности, что была в оригинальном Спине, но и не заглушка в «Оси». Обреченность здесь показана в другом смысле, как плод наплевательства самих людей, но, в общем, не в укор им — люди есть люди.
Вполне достойное завершение трилогии.
garuda, 23 июня 2013 г.
Штирлиц, что это было? Задав тон Спином, автор явственно не справился синдромом второй книги. Ну и третьей тоже. Насколько Спин хорош, масштабен и любопытен, настолько пресными оказались продолжения, в Вихре скатившись до, по сути дела, экологическим назиданиям и грозным помахиваниям пальцем: мол, нельзя Землю мусорить, ай-я-яй, стыд и позор и так далее.
Спин, как по мне, брал отлично проработанной психологией персонажей. Они были живыми и им было интересно сопереживать. Даже тем, с которыми был не согласен. В Вихре персонажи скучнее даже, чем в Оси. Есть хороший коп, хороший доктор и хороший, хоть и немного тронутый персонаж, который записывает пророческие сны и которого надо спасти. Плюс ведётся альтернативная линия Турка из гипотетического будущего. Так вот все эти персонажи скучны и малоинтересны, потому как исключительно шаблонны и поступают они соответствующе.
Что касается гипотетиков... Вот уж с кем автор обошёлся просто беспощадно. Не знаю, как написать не проспойлерив главные моменты, поэтому скажу просто: неинтересно и примитивно. С такой концовкой можно было их и не вводить вовсе. На мой взгляд самая слабая линия трилогии и это не смотря на колоссальный потенциал, заложенный в первой части.
Elric, 29 апреля 2013 г.
У данного романа есть только одно достоинство, он наконец объясняет : почему возник Спин, что и зачем происходило в романе Ось, ну и наконец более-менее логично завершает все повествование. Все остальное изнивините по наклонной по отношению к предыдущим романам . Что абсолютно не симпатичные клонированные персонажи, что их поступки и логика в их действиях. Конец романа напоминает плохую детскую сказку с действиями типа «Взмахул этим — время отступило» , «Взмахул тем — пространство сжалось « .