Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература | Любой
Сборник рассказов посвященных детству Алисы Селезневой, девочки из будущего, рассказанные ее папой. Алису ждет звонок Бабе-яге, встреча с привидением, подарок от знаменитого капитана Полоскова, дружба с самым настоящим динозавром и поиск гостей с очень далекой звезды.
Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные ее отцом.
Отдельно публиковались главы «Я набираю номер» и «Об одном привидении» под названиями: «Девочка, с которой ничего не случится» (1970), «Девочка, с которой ничего не случилось» (1995); рассказы «Об одном привидении» и «Пропавшие гости», совместно с главой «Кустики» из повести «Путешествие Алисы», под названием «Девочка с Земли» (1995).
По главам из повести выпущен диафильм под названием «Девочка из XXI века» (1977).
Снят фильм-спектакль на польском языке, ТВ Польши, 1994г.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Алиса»
— антологию «Мир приключений. Альманах № 11», 1965 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 15. Антология советской фантастики», 1968 г.
— антологию «Viaje por tres mundos», 1969 г.
— антологию «Russiese Essef», 1970 г.
— сборник «Девочка с Земли», 1974 г.
— антологию «Lo mejor de la ciencia ficción soviética I», 1986 г.
— антологию «Ключ земли», 1991 г.
- /языки:
- русский (52), английский (2), немецкий (1), испанский (2), голландский (1), финский (1), чешский (2), украинский (1), польский (2), словацкий (1), болгарский (2), казахский (1), румынский (1)
- /тип:
- книги (68), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М.A. Буйчук (1), П. Вейгел (2), М. Гинзбург (1), Э. Зыхович (1), С. Кастро (1), М. Коскинен (1), Дж. Костелло (1), И. Левандовская (1), Е. Литвиненко (1), А. Мёккель (1), Ф. Петров (1), Н. Ракева (1), В. Слободникова (1), М. Схрёдер (1), Т. Хайдаров (1), М. Халачева (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 18 апреля 2024 г.
Прекрасные маленькие сказки про детей для любителей хороших историй всех возрастов. Ни в коем случае не глупые и не наивные истории о самых невероятных приключениях маленькой смышлённой девочки. Великие силы, как же счастлив был я в раннем детстве, читая всё это.
Baskk, 5 апреля 2024 г.
Семь прекрасных новелл о девочке живущей в будущем (как его представлял советский фантаст). Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, но в целом получилось замечательное произведение, которое надо читать детям и внукам.
muravied, 1 апреля 2024 г.
Добытая недавно книга «Антология советской фантастики том 15» сподвигла меня на чтение в ней всего подряд. Этот седой фолиант 1968 года с запахом Советского Союза завораживает. Но вот о сборнике рассказов Булычева про самое раннее детство Алисы Селезнёвой хочется сказать, что я разочарован. По сравнению с Гусляром, тут прям детская-пре-детская книга. Вот моей 5-летней дочке в самый раз наверное. Бронтозаврика покормили хлебушком. Позвонили Бабе Яге (тут вспоминается классика Жванецкого про «крысу однозубую»). Рассказики простенькие, лёгкие и предсказуемые. Забавно, что дача у Селезнёвых находится во Внуково, а я тут и сам живу. Понравилась концовка в Тутексах про внешний вид собственно Тутексов. Понравился «свой человек в прошлом», думал, что Стругацкий, но такой книги «Пятна на Марсе» у него я не знаю.. В целом почитать можно, но не ждать откровения.
K3K, 13 января 2024 г.
А вот эту повесть в рассказах я прочитал в глубоком детстве, в БСФ, единственном томе из той серии, который у меня тогда был) Очень понравилось, перечитывал много раз. И поэтому когда вышла экранизация «Сто лет тому вперед», или «Лиловый шар» в «Пионерской правде» — я уже знал главную героиню, о чем с гордостью и рассказывал одноклассникам)
rezviy-homiak, 18 августа 2023 г.
Дети всегда остаются детьми, где бы они не росли и к какому веку бы не принадлежали. Они всë время во что-то влипают. То подружатся с бронтозавром, то окажутся на космодроме, то вообще спасут учëного, попавшего в затруднительную ситуацию. И все это легко и непринужденно, а главное совершенно случайно.
С большим удовольствием перечитала эти маленькие истории о маленькой Алисе. Автор знакомит нас с девочкой, которая, став старше, побывает в огромном количестве приключений, а пока она ходит в детский сад, периодически заставляет папу волноваться и растёт.
Истории могут показаться немного скучными взрослому читателю, но как же над ними смеются дети. Да и родители нет-нет, да и узнают в некоторых шалостях Алисы своих дочек или сыновей.
Нужно сделать скидку на то, что писалась история во времена Советского Союза, отсюда некоторая наивность. Но при этом в истории чувствуется лёгкость и светлость. В таком будущем хочется жить.
Если вы решите читать «Алису» Булычёва в хронологическом порядке, советую не бросать после первой книги. Дальше будет становиться интереснее.
Chicago84, 13 июля 2023 г.
Если ничего не ждать, то можно даже получить удовольствие от рассказа состоящего в свою очередь из микрорассказов. в которых мы узнаем что девочка Алиса идет в школу , а дальше интересен сам взгляд автора на будущее... просмотр Алисой телевизора , полет в прошлое и тд..., но есть и обратная сторона-это консервативность самого рассказа. Автор вырос в СССР, и это очень заметно. Его произведения не сравнимы с аналогами зарубежной литературы. Далеко ему до Нарнии, Волшебника Земноморья , очень далеко до произведений Саймака, Гаррисона .. Да понятно что у автора детская литература, но подобно тому как фильм «Гостья из будущего» кажется устаревшим на фоне современного кино , так и произведения Булычева кажутся устаревшими и консервативными на фоне классиков мировой литературы
zotovvg75, 5 июня 2023 г.
Удивительный мир открывает нам Кир Булычев! Все значимые писатели-фантасты в своих книгах передают свой взгляд на будущее, или в ожидаемых прогнозах, или же в красочных мечтах. Например грядущее Ефремова строго выверено в социальных и этических аспектах, мир Полдня Стругацких населен обычными людьми с близкими нам интересами, чувствами, устремлениями. У Булычева Алиса живет в мире выкристаллизованном из детской мечты в прекрасное далеко из известной песни Евгения Крылатова и Юрия Энтина. К термину «прекрасное далеко» я видимо буду неоднократно обращаться в последующих отзывах посвященным книгам о приключениях Алисы, больно уж он мне нравится своей поэтической точностью и абсолютным попаданием в суть. Как говорил сам Крылатов о песне:«Это призыв, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы». Вот это прекрасное далеко увиденное глазами ребенка и есть этот самый мир Алисы Селезневой созданный талантом Булычева.
Данная повесть и по дате написания и по внутренней хронологии цикла открывает нам серию увлекательных приключений Алисы. Здесь показано дошкольное детство девочки, уже богатое путешествиями и необычными событиями. Полет на Марс, открытие пропавшей цивилизации марсиан, удивительные животные, таинственное привидение, встреча с инопланетными гостями, путешествие в прошлое-обо всем этом говорится в небольших рассказиках составивших повесть. А свой человек в прошлом из последнего рассказа, по моим ассоциативным представлениям есть сам Булычев, пишущий свои книги по рассказам своих гостей из будущего. Правда замечательная картина-писатель с Алисой сидят на кухне, девочка пьет чай, а Булычев старательно записывает очередную необыкновенную историю из мира грядущего. Конечно это фантазия, но в нее хочется верить так же как в мечту, доброту, любовь, справедливость. Все это содержится в конце 21 века Булычева, уже не столь далекого и увы, с наверняка несбывшимися ожиданиями. Но есть книги о жизни там Алисы Селезневой, в которых и воплощаются все надежды и мечты о том самом прекрасном далеко. Эта повесть дает начало погружению в чудную детскую фантазию, в которой легко и свободно, и можно отдохнуть от жизненных передряг. Итак, в добрый путь!
Dashet, 3 марта 2023 г.
Уважаю творчество Булычева и тепло отношусь к его произведениям об Алисе, но насчёт данного сборника рассказов просто обязан высказаться в негативном ключе и даже занизить рейтинг (сам не рад, но пришлось, уж простите!). К сожалению, по сравнению с остальными частями цикла данные рассказы выглядят весьма посредственно, даже, прямо скажем, плоховато. Что ещё хуже — в настоящее время этот сборник имеет крайне высокий рейтинг, один из самых высоких во всём цикле. Отсюда проблема: если кто-нибудь из современных читателей приступит к знакомству с циклом и начнёт с этой вот части, как хронологически первой и вдобавок столь высоко оцененной, то возникает существенный риск того, что дальше этого сборника современный читатель и не пойдёт, бросит, — и это будет большой ошибкой, ведь дальше — лучше. В данном же сборнике рассказы совершенно невыразительные, блёклые, даже бессмысленные, совершенно ничтожные как с литературной, так и с фантастической точки зрения, — это в худшем смысле слова обычные незамысловатые детские сказки, не представляющие никакого интереса для читатетелй старше нескольких лет от роду (в комментариях этот момент пару раз отметили). Хоть убей не понимаю, откуда взялись столь высокие оценки — не иначе как у дорогих читателей срабатывает «синдром утёнка» по отношению к детским воспоминаниям. В дальнейшем Булычев успешно преодолевает первоначальную слабость и цикл развивается в весьма самобытные и интересные произведения, хоть отчасти и простоватые (во многом из-за принципиальных ограничений «детской» фабулы), но вместе с тем имеющие и массу неоспоримых достоинств. Но вот задел цикла оказался, к сожалению, весьма слаб. Остаётся надеяться, что предполагаемый современный читатель обратит внимание на этот комментарий (к сожалению, в настоящее время он единственный в таком вот «негативно-справедливом» ключе) и ему повезёт не бросить чтение цикла, а перейти дальше, к более ценным произведениям, по праву составляющим часть «золотого фонда» советской подростковой фантастики.
Baskk, 15 января 2023 г.
Первый раз прочитал в 7 лет и был в восторге. Периодически перечитываю — иногда для детей и внуков, а иногда для собственного удовольствия
Яна_Даниэль, 6 ноября 2020 г.
В детстве я была знакома с историей Алисы по фильмам и мультфильмам и уже тогда ее история мне полюбилась больше всего. Читать книги об Алисе я уже начала гораздо позднее. Несмотря на то, что повесть рассчитана на возраст от младшего школьного до предподросткового, мне и во взрослом возрасте интересно читать эту историю. Каждый рассказ этой повести добавляет подробностей Вселенной Алисы, и в воображении вырисовывается начало удивительного, счастливого и прогрессивного мира, который неизвестно, возникнет или нет, но известно наверняка — каждый, знакомый с этим миром, был бы не против в нем оказаться.
tolstyi1010, 20 апреля 2018 г.
Книга с которой начались приключения Алисы Селезневой, девочки из будущего. Короткие, смешные, добрые рассказы. Помню их еще с детства. Перечитываю. Особенно нравится рассказ «Пропавшие гости». Их ждала вся планета, а они сидели в землянике.
AlisterOrm, 31 марта 2018 г.
Уж не знаю, можно ли назвать моё нынешнее обращение к «Алисе» ностальгией. Конечно, кое-что я читал ещё в 1990-е, «Гай-до», «Конец Атлантиды», «Путешествие Алисы»... Но это было вскользь и мимоходом, симпатичная НФ с библиотечной полки. Я, конечно, вроде бы помню эти повести, они для своего времени яркие светлые, но повести об Алисе Селезнёвой быстро ушли с моего взора. Были комиксы из детских журналов и гениальная «Тайна третьей планеты»... а вот «Гостья из будущего» и «Лиловый шар», что называется, «не смотрелись». Для меня Булычёв, значительно позже, стал автором «1185» и «Истории Бирмы», «Великого Гусляра» и «Верёвкина», «Павлыша» и «Тайны Урулгана»...
И вот я читаю «Девочку, с которой ничего не случится», первое произведение об Алисе, написанное за два года до «Полдня, XXII век» и в один год с «Мы — из Солнечной системы», этими воплощениями оптимистической советской фантастики. Точно такой же дух присутствует и в этой незамысловатой, я бы даже сказал, слегка легковесной повести. Но вот сам дух времени здесь чувствуется прекрасно, хоть и исподволь, ненавязчиво.
А так — по своему забавно, эдакий сборник баек про девочку-егозу, которая залезет в любую, самую жуткую дыру на свете, если её увидит. И при этом ей дико, фантастически везёт и на неприятности, и на пути выпутывания из них, что без всякого удивления фиксирует явно уставший от своей специфической дочи папаша.
В общем, вполне приличная детская повесть. Лёгкая, ненавязчивая и совершенно неидеологизированная, какой и должна быть детская литература.
lammik, 25 ноября 2017 г.
Девочка, с которой ничего не случится, но с которой много чего происходит. Вступительная повесть в мир Алисы несёт в себе заряд настроения, присущего всему циклу. Умная и смелая Алиса попадает в истории и выходит из них победительницей, вселяя в читателей веру в будущее нашего мира и в своих не столь отдалённых потомков. Можно было бы дотошно разбирать по пунктам предсказания Булычева — (о, видеофон!), узнаваемо, марсиан не обнаружили, что же, бывает. Но не хочется, книга ведь не об этом и в целом, вообще не для взрослой аудитории, и если уж не довелось прочитать её в детстве и знакомство состоялось гораздо позже, то для получения удовольствия стоит включить в себе внутреннего ребёнка, не утратившего способность удивляться и смотреть в будущее с надеждой и интересом.
тессилуч, 30 октября 2017 г.
Первый сборник рассказов об Алисе Селезневой, явно сочиненных для устного пересказа. Сюжеты очень неровные и поэтому, когда читал подростком абсолютно не запомнились. Повесть явно для маленьких детей и поэтому включение её БСФ считаю излишним. Может служить только памятником начального творчества И Можейко.
Оценку поставил на основании впечатлений 1965 года.
Солнечный ветер, 15 сентября 2017 г.
Уморительная вещь, которую к сожалению я не читал в своем детстве, но к счастью прочитал своим детям перед сном.
Отличный сборник рассказов про Алису и ее отца. О ее маленьких шалостях и забавных казусах. Книга очаровывает своей добротой, детской чистотой и конечно юмором.
Искренне посмеялись с детьми :)