Генри Лайон Олди «Рассказы ночной стражи»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое ) | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Китайской/японской ) | Социальное | Философское | С множеством интриг | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Становление/взросление героя | Спецслужбы | Боевые искусства
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Торюмон Рэйден – самурай из Акаямы, младший дознаватель службы Карпа-и-Дракона. Его дела – случаи насильственных смертей и воскрешений. Убийца жертвует свое тело убитому, таков благородный закон, дарованный буддой Амидой в эпоху великой резни. Но люди не были бы людьми, если бы не пытались вывернуть любой закон наизнанку, приспособить к своим корыстным желаниям. А значит, жизни молодого самурая тоже грозит опасность.
Вторая книга романа «Карп и дракон».
В произведение входит:
|
|
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Чистая Земля» > роман «Карп и дракон», 2020 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 289
Активный словарный запас: средний (2751 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Фэнтези года | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Лучшая отечественная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Barrell, 10 сентября 2020 г.
ЧИТАТЬ!
Перечитать первую книгу и следом, не запивая, и натощак и после еды, не менее трёх раз в день!
О замечательном много говорить – сложно. А как у авторов получилось рассказать о чуждой, загадочной, непонятной нам, «европейцам», культуре – вообще непонятно. А уж если получилось не просто рассказать, а увлечь читателя – талант и мастерство, мастерство и талант!
Вот только на задворках сознания болтался вопросик: на что же это, всё-таки, похоже? Короткие, эмоциональные предложения. Никаких деепричастных сложносочинений. Главы размером в полторы страницы. Максимальная визуализация текста в сознании…
Манга! У Олди получилась манга! Перевести на «родной» японский и на экран!
Читать-смотреть!
PS.
«ЯПОНСКИЕ ЧАСТУШКИ» (продолжение)
Если к мужику мужчина
Лезет целоваться,
Есть законная причина:
У него – фуккацу!
(Хой-хой-хой, хой-хой-хой!)
Shean, 29 августа 2020 г.
Путь скрашивают — размышления, попутчики и изменения пейзажа.
Что касается размышлений, то Олди не изменяют себе, и любитель размышлений может со спокойной душой брать в руки их книгу «Путешествие от компьютера на кухню за бутербродом и обратно», (если таковая будет написана) твердо зная, что его там не обидят. Торюмон Рэйден премного размышлял в первом томе, и не бросил этой похвальной привычки и во втором томе. Только применять результаты размышлений он стал уже не только в детективном, но и в политическом смысле. Есть подозрение, что в третьем томе политики станет еще больше, а бытовых расследований меньше: если плыть вверх по реке, ряска и болотистые омуты все чаще уступают место бурным водопадам и каменным перекатам. Крепись, карпик, золотей чешуёй, отращивай лапы.
А вот с попутчиками еще интереснее. Олди не изменили фокального персонажа. История рассказано полностью членами семьи Торюмон (чуть не сказала «мужчинами» и вовремя осеклась), почти вся — Рэйденом. Но главный персонаж второго тома не принадлежит ни к семье Рэйден, ни к японской культуре. Фактически, второй том «Карпа и дракона» — книга о потерявшем лицо идальго, о грязном каонае Мигеру. Его конфликт, его противостояние как псевдохристианству Тэнси, так и псевдобуддизму Чистой Земли, его покровительственная верность юному начальнику, его маска Зорро (ой, извините, «зеро») выходят на первый план и несут на себе сюжет книги.
В дальнейшую жизнь дознавателя Рэйдена каонай, видящий сны на испанском, не попадет.
Но Мигеру останется с ним.
И здесь мы переходим к изменениям пейзажа. Впереди у Торюмона Рэйдена явственно маячит путешествие в столицу, нахождение под рукой весьма высокопоставленной и очень ненадежной особы, особенно ненадежной потому, что особы такого масштаба чрезвычайно не любят быть кому-то обязанными. Чрезвычайно не любят, когда кто-то рядом оказывается умнее их. А Торюмону Рэйдену, увы, некуда было свернуть. Путь становится круче — приближается к вершинам.
Пожалуй, имеет смысл предупредить читателей о том, что периодически будет трудно разобраться с механикой, с тем, что, почему и по каким правилам происходит на Чистой Земле и какие у правил Чистой Земли возможны исключения. Убивая кого-то ради того, чтобы попасть в рай — ты не делаешь убиваемого каонаем? Ах, ну да, ты же хотел что-то для себя. Каонай, убивающий кого-то, предоставляет убиваемому пустое лицо? Или что-то другое? Зачем вообще убивать каонаев? Почему вымершая христианская деревня перестает быть Чистой Землей?... Если читателю неинтересно распутывать все эти «здесь получилось, тут почему-то не получилось, вот тут вся лаборатория бахнула, а эти три серии вышли как родненькие, хотя я даже в пробирку от досады плюнул» — читать не стоит. Мне было интересно.
PS Говорят, авторам удалось меня обмануть, и третьего тома не будет. В таком случае, перераспределение веса событий выносит Мигеля де ла Роса в центр рампы, и еще большой вопрос, кто в этой истории путник, а кто попутчик. Наверное, важнее то, что дознаватель и его слуга смогли друг друга понять, и смогли друг друга уважать.
Тимолеонт, 12 ноября 2020 г.
Если первая часть больше знакомит читателя с очень и очень чудаковатым и необычным миром, его законами и правилами, то «Рассказы ночной стражи» концентрируется уже конкретно на человеческих характерах. Этому крайне способствует сквозной сюжет — если в «Повести о карме» каждая из трёх повестей независима и связана с остальными только персонажами, то здесь нам рассказывают уже единую и последовательную историю. Ну а так, как Олди всегда были больше мастерами большой формы, а не рассказов, то и вышла вторая часть намного сильней и интересней.
Вообще в принципе невозможно отделаться от ощущения, что «Повести о карме» были обкаткой новой литературной вселенной, а во второй части Олди оторвались уже по полной, завершая всё таким громким и впечатляющим финалом, что остаётся только пот со лба утирать!
Северина, 4 апреля 2023 г.
У тех, кто прочитал первые три повести «Карпа и дракона», выбора почти не остаётся: придётся читать весь цикл. Иначе не будет ни сна, ни медитаций)) Отлично написано, прекрасный лёгкий стиль, необычная манера исполнения. Мир ещё более необычный: подобие средневековой Японии с её чуждыми европейскому разуму правилами. Однажды эта японоподобная страна была то ли проклята, то ли благословлена неведомым более нигде фуккацу — и понеслось!
В книге интересно всё: обстановка, герои — от главных до второстепенных, стиль изложения, эпиграфы, сюжет и даже длинные внутренние монологи. Театр с поющими дУхами воспоминаний — услада для очей и повод всласть посмеяться.
Авторы не отказали себе в удовольствии потроллить японские заморочки по поводу ритуальных самоубийств. В первой части постоянная готовность героев с честью зарезаться ещё пугала, во второй уже начала смешить: «Прикажи Фудзиваре, пусть покончит с собой! Пусть вспорет себе живот! Немедленно!»
Так же авторы поиздевались над привычкой японцев беспрестанно падать на колени перед вышестоящими чиновниками. То и дело в романе кто-то перед кем-то бУхается в землю носом, нередко в грязь.
Из минусов: самое начало идёт сложно из-за необходимости объяснить читателю природу фукаццу. Без этого никак.
Наблюдать за причудами обитателей Чистой Земли было интересно. Продолжение читать буду.
Manowar76, 14 октября 2020 г.
Ну, это было круто!
Последние десятки страниц — просто не оторваться!
Красочная Япония, благородные самураи, верные своему долгу.
Второй том «Карпа и Дракона» жанрово и композиционно отличается от первого.
В «Повестях о карме» были три самодостаточные детективные повести, показывающие нам особенности фуккацу и мироустройста, а также взросление и становление Рэйден-сана.
В «Рассказах» же, несмотря на формальное разбиение на три повести, нас ждёт одна сквозная история с прихотливым сюжетом, мало общего имеющего с детективным расследованием.
Слог по-прежнему прекрасен. Где надо — витиеват, а где-то — краток и резок, что прекрасно передаёт динамизм сцены.
Понравилось столкновение мира Чистой Земли с христианством.
Как я и предполагал, второй том был посвящён истории Мигеро, бывшему идальго, а сейчас безликому каонай, слуге Рэйдена.
Тут многим казалось, что должен существовать третий том «Карпа и Дракона». Перед прочтением я решил, что если и мне история покажется оборванной на полуслове, то, значит, авторы недокрутили, если же завершение будет ярким и цельным, значит, читатели придираются или невнимательны.
Ну что ж, «Карп и Дракон» — цельная дилогия, не нуждающаяся в продолжениях. Сёгуна нам показали, Рэйден проявил себя, Мигеро тоже. Авторы молодцы! Нет, если будет продолжение — я только за! Но это будет уже совсем другая история!
9(ОТЛИЧНО)
Corwin Morgan, 10 февраля 2022 г.
Продолжение такое же прелестное, как и оригинал. Не знаю, как Олди это удаётся, но в «Рассказах ночной стражи» удивительным образом сочетается простой стиль, восточный колорит и динамичный сюжет. Этот роман также поделён на три истории, но эти арки стали значительно менее обособленными и, по сути, формируют один сюжет. Хорошо или плохо, но практически пропала детективная составляющая — теперь это, скорее, приключение. Очень интересно подана мораль — пусть местная Япония и смягчилась из-за фуккацу, но самурайский милитаризм выглядывает из-за каждого угла. Поэтому, в некоторых случаях, персонаж, вроде как и натворил дел, и, ожидаешь, что он уже носит метку «злодея», но, нет — герои его не осуждают, а, даже, наоборот. Ох уж этот путь самурая.