FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений»

Лабиринт отражений

Роман, год

Перевод на немецкий: C. Pöhlmann (Labyrinth der Spiegel), 2010 — 1 изд.
Перевод на чешский: П. Вейгел (Bludiště odrazů), 2007 — 1 изд.
Перевод на эстонский: T. Rõigas (Peegelduste labürint), 2005 — 1 изд.
Перевод на польский: E. Skórska (Labirynt odbić), 2002 — 2 изд.
Перевод на болгарский: В. Велчев ( Лабиринтът на отраженията), 2009 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 235

 Рейтинг
Средняя оценка:8.66
Голосов:7738
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Мир виртуальных реальностей компьютерных сетей. Мир Глубины. Мир, в который легко окунуться. Мир, из которого трудно вынырнуть. Компьютерные корпорации создают в этом мире блистательный город Диптаун — дорога в него не заказана никому. Более того — ты можешь создать в Глубине собственный мир. В Глубину уходят в поисках свободы. И, обретя ее — или ее видимость — пытаются остаться там навсегда. «Отказников» выводят с Глубины профессиональные спасатели — «дайверы», для которых не существует никаких моральных запретов: виртуальные дуэли и компьютерный секс, свои обычаи и законы — порою забавные, а зачастую — жестокие… Добро и зло находят новое поле боя в новом романе Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений». Роман написан в жанре инфоромантизма, сочетающем достижения классического киберпанка и зрелищность фильмов Спилберга.

Входит в:

— цикл «Диптаун»

— антологию «Странники»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 289

Активный словарный запас: средний (2917 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 1998 // Большой Зилант

лауреат
Литуаникон / Lituanicon, 2001 // (Россия)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2006 // Переводной роман (Россия)

Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 1998 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Лабиринт отражений
1997 г.
Лабиринт отражений
2000 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2003 г.
Лабиринт отражений
2006 г.
Лабиринт отражений
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2011 г.
Лабиринт отражений
2012 г.
Глубина
2014 г.
Лабиринт отражений
2017 г.

Аудиокниги:

Лабиринт отражений
2002 г.
Лабиринт отражений
2005 г.
Лабиринт отражений
2005 г.

Электронные издания:

Странники
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Labirynt odbić
2002 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2002 г.
(болгарский)
Peegelduste labürint
2005 г.
(эстонский)
Bludiště odrazů
2007 г.
(чешский)
Labirynt odbić
2009 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2009 г.
(болгарский)
Labyrinth der Spiegel
2010 г.
(немецкий)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2009 г.

Сугубо имхо:

На данных страницах вижу довольно приличное количество критики наряду с хвалебными отзывами.

Как мне кажется, не следует забывать о том, что роман написан в 97 году. Соответственно писался он годах в 95-х.

Я практически уверен, что большинство из пишущих отзывы в те годы с сетью еще не контактировало.

Сам я попал в паутину как раз в конце 95-го года, и помню как все было, в т.ч. и в мозгах у людей.

Помню разговоры в чатах о трехмерной реальности, и т.д. Помню фильмы «Сеть», «Хакеры», на которые нынче без улыбки не взглянешь, потому что это продукт того времени. Как дискеты, как монохромные дисплеи, «диггер», хакинг паролей «суперсекретной» програмулиной, многоминутный дозвон в долбанный «Ситилайн», порою занимающий больше времени, чем сам серфинг, картинки, загружающиеся по 40 секунд, пропускная способность в 9600, deathmatch в дум, еретик или дюка, и пр и т.д.. Все это было, и уже никогда не будет. И все это — малоинтересно тем, кто этого не застал. Глядя на все это с высоты можно лишь снисходительно улыбаться.

Так вот на этот роман можно положа руку на сердце глядеть БЕЗ улыбки.

Я помню собственное впечатление от лабиринта, прочитанного еще в школе.

Это было первое произведение, с которого я начал процесс познания Лукьяненко, который для меня не автор «Дозоров», слава Богу.

А в первую очередь автор «глубины», «императоров иллюзий» и «Осенних визитов».

ИТОГО: Мне — однозначно в коллекцию (уже давно есть). Кому-то, кто еще не читал — хотя бы прочитать.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 декабря 2009 г.

«Лабиринты отражений» — первое фантастическое произведение, прочитанное мной. Благодаря нему зародилась любовь к жанру фантастики. Книгу вместе со второй частью дилогии «Фальшивые зеркала» (и рассказом «Прозрачные витражи») перечитывал три раза. Лишь после последнего прочтения все кусочки мозаичного замысла автора сложились в цельную картину. Мы слишком часто стремимся уйти от действительности, заменить реальную жизнь вымышленной, иллюзорной. Иногда это намного проще, чем взглянуть в глаза своему страху и попытаться справиться с проблемами. Виртуальный город Диптаун — нематериальное воплощение этой идеи. Он манит, предлагая погрузиться все глубже и глубже. Если нырнешь слишком глубоко, обратного пути не будет.

«Лабиринты отражений» написаны Сергеем Лукьяненко в тот период, когда он еще не был известен широкой публике и писал, не особо ориентируясь на коммерческий успех. Видимо, поэтому роман получился столь сильным. Интересный замысел, продуманные персонажи, динамичный сюжет, непредсказуемая концовка, уникальная авторская манера повествования — все эти составляющие, подобно снежинкам Deep-программы, складываются воедино, образуя замечательное произведение, которое хочется перечитывать еще и еще. «Лабиринты отражений» содержат в себе много разноплановых мыслей, а это неотъемлемая составляющая хорошей книги.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2010 г.

Читаю отзывы, и поражаюсь — сколь многих потребителей текста (читателями их называть не хочется) интересуют в первую очередь декорации — угадал ли автор с количеством гигабайтов и скоростью процессора, почему у него программы на той базе, а не на этой, зачем у него такие примитивный способы коннекта.

Господа, вы что, справочник читали?

Для меня ключевой фразой книги стал ответ главному герою на вопрос о добре:

«Если нет точки отсчета, все теряет смысл».

И книга-то именно об этом, а не о матрицах и компьютерных игрушках. А мы слишком к ним привыкли, и упрямо не видим леса за большим количеством деревьев.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2009 г.

Отзыв CJIAu затронул интересную тему. Хотел бы выразить и свои размышления на этот счет.

При моем негативном впечатлении от книги, я застал все то, что было перечислено из лихо... новорожденного интернета 90х. Я даже испытал небольшой приступ ностальгии от комментария CJIAu, за что ему отдельное спасибо — его отрезок текста был мне более ценен, чем произведение.

Так вот, когда я, к примеру, читаю «Непобедимый» Лема, то несмотря на сверх-устаревшую техническую часть, где на «ферромагнитном источнике накопления информации» того и гляди записано байт 8, за этой стариной есть что-то ценное — это модель внеземной жизни, модель её необычной истории, её влияния на эволюцию других живых существ. Именно поэтому я могу назвать эту книгу ценной, ей не страшно время.

А что есть за устаревшей оболочкой ЛО? Нет, стоит только задуматься, что было бы, представь все действо книги не в вирт.реальности, а обычной жизни. А будет совершенно рядовой сюжетец, который не создает никаких моделей и не затрагивает никаких важных тем. Думаю ценность ЛО одна — воспоминания молодости. Так может добавим в каталог книг такое произведение — «Воспоминания молодости», поставим ей десятку, а этому шлаку выставим взвешенную оценку — текст, не представляющий художественной ценности.

Оценка: 1
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2009 г.

Просто удивительно, как из простенького киберпанковского (ну, или почти такого) сюжетика Лукьяненко соорудил столь интересное произведение. Появлением пресловутого Deus ex machina человечество грезит/бредит/кликушествует уже, наверное, пару тысячелетий в том или ином виде. Примета нашего времени — сетевой разум. С лёгкой руки Кэмерона призрак Skynet будоражит воображение более, чем какой-либо другой. Нам куда легче вообразить себе врага рода человеческого, воплотившегося в глобальные сети, нежели просто родившегося там виртуального младенца. Нет, я никоим образом не намекаю на второе пришествие Сами-знаете-кого, просто размышляю о следующем после человечества витке эволюции. Не помню сейчас, кто первым предположил, будто истинная цель существования хомо сапиенс заключается в порождении на свет и воспитании разума машинного. В принципе, мысль вовсе не так безумна, как обидна, впрочем, на обиженных воду возят. Лукьяненко не побоялся одним из первых на полном серьёзе заговорить о вполне гуманистичном и очевидно самопознающем искусственном разуме. На фоне декораций Диптауна и игровых локаций «Лабиринта смерти» набирают силу три ярких тенденции.

Первая. Это дайверы. Вполне себе бесталанные в плане программирования личности, чьё умение видеть нутро виртуальных сетей эйдетично, вне познания, выносит их за рамки всеобщей юзерской массы. Программные изъяны дайверы видят, как бреши в заборах, стенах и т.п. По сути они — продукт эволюционного симбиоза человека и компьютера.

Вторая. Император. Существо, произведённое на свет постоянно совершенствующимися и самообучающимися прогами и процессами внутри игровой схемы «Лабиринта смерти». Учась убивать назойливых геймеров в рамках своей программной задачи, Император рождается как субъект, задающий себе вопрос «Кто я?». Наличие такого вопроса — граничное условие для Разума, как гласит одна из теорий. И даже сверхагрессивные мотивы, изначально заложенные в этот искусственный интеллект, не приводят его к стремлению к тотальному уничтожению человеческих букашек, являющихся по сути лишь беспомощными водолазами в его родном «море». Авторский оптимизм вновь торжествует, несмотря на мрачную оболочку повествования.

Третья. Собственно, главный герой романа, его, так сказать, смысл жизни. Неудачник. И хотя Лукьяненко устами Леонида не определяется с происхождением Неудачника, выбирая меж двух основных вариантов, внутрисетевого и инопланетного, всё же думается, что сам автор-то склоняется к первому. Логика событий, знаете ли, велит. Неудачник ведёт себя, на первый взгляд, совсем странно, подставляясь вновь и вновь под пальбу игровых юнитов. Однако он прекрасно знает, что за площадкой «Лабиринта» создатели игры ведут пристальное наблюдение. А раз так, то остаётся предположить, что главной целью Неудачника был отлов именно дайвера. Отлов и тщательная проверка. Поскольку проверку Леонид прошёл, мы легко можем прийти к выводу, что в появлении пришельца не было бы смысла, не будь дайверов в природе. Такая взаимная увязка первого и третьего компонентов романа не оставляет нам другого выбора, кроме как счесть Неудачника продуктом Сети, а не визитёром из галактических глубин.

Забегая вперёд, подытожим первый роман трилогии посредством воспоминания событий из романа второго. Неудачник вовсе не ушёл восвояси, неважно — в глубокий ли космос, иные пласты мироздания или саморазвивающиеся глубины Диптауна. Не ушёл полностью, оставив в дайвере Леониде неизгладимый след, след не контакта — симбиоза.

Таким образом, вопреки нарочито душноватому антуражу Диптауна, в его недрах автором посеяны вместе с тремя плодами вертикальной эволюции семена светлого оптимизма и веры в неизменно радостное будущее Разума. Я сказал «Разума», а не «Человечества».

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2017 г.

Мне уже за 30. За плечами полностью прочитанные Лазарчук, Стругацкие, Лем, Гибсон и прочие корифеи жанра. Лукьяненко со своими потугами на психологизм характеров и формулирование эрзац-философской проблемы киберпространства выглядит по сравнению с вышеозначенными писателями даже не младшим братом — просто пигмеем. Признаю, что в качестве подростковой литературы данный многостраничный опус вполне бы сгодился (написано довольно качественно), если бы так морально не устарел всего-то за 20 лет... Чего не скажешь о том же «Нейроманте», с которого по всей видимости и был вылеплен «Лабиринт отражений».

Разумеется Лукьяненко стоит наголову выше всего остального безликого треша отечественной фантастики, которая демонстирирует поразительный регресс к НФ 40-х годов. Однако, называть подобную литературу серьезной фантастикой у меня язык не поворачивается. С «Лабиринта отражений» я начал знакомство с серией про Диптаун, ей же и закончу.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2015 г.

Брался за первый роман цикла с надеждой прочитать отличный боевик в киберпанковском антураже. После достаточно неплохих «Фальшивых зеркал» я и подумать не мог, что их предшественник окажется настолько безвкусен и разочаровывающ. Но обо всем по порядку.

Дмитрий Дибенко создал программу гипноза (дип-программу), после которой юзер начинает верить в происходящее на экране монитора, то есть переносится в виртуальность. Сразу же толпа людей ломанулась в Глубину, подальше от реальности, а компьютерные компании начали на этом наживаться. Естественно, нашлись люди, плохо восприимчивые к гипнозу, способные в любой момент вынырнуть из Глубины и абстрагироваться от виртуальности. Такие люди стали называть себя дайверами. Дайверы стали чуть ли не супергероями Глубины, т.к. обладали почти такими же способностями, как Нео в Матрице. Стезю они выбирали одну из двух: вора или спасателя.

Главный герой, дайвер Леонид, занимается и тем, и другим. При краже очередной полезной наработки его направляют на новое дело: спасти Неудачника из «Лабиринта смерти».

Есть такая игрушка в глубине – «Лабиринт смерти». По сути это DOOM-клон, который позволяет ощутить на своей шкуре приключения и отстрел монстров. Неудачник застрял на 33 уровне. Он попытался пройти его раз пять, после чего сел на входе и 25 часов провел в ожидании чего-то. Ему на помощь были отправлены штатные дайверы, способные пройти «Лабиринт» с закрытыми глазами, но Неудачник неизменно умирал, если не от врага, то от падающего потолка или от своего же ружья. Словно над ним висел злой рок. Именно ему на помощь отправляется Леонид.

Вот до момента спасения все довольно интересно и захватывающе, а дальше...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нам не объяснят сущность Неудачника, он может быть пришельцем с другой планеты, гостем из параллельного мира или из будущего, компьютерной программой или хитрым хакером, или вовсе мегадайвером. Мы не узнаем, кто он, увидим лишь, как он уйдет в конце, а во второй книге о нем лишь мельком вспомнят. Не люблю такого.

Еще один глобальный маразм – история любви. Это просто мрак.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Леонид выдумал себе девушку мечты, сделал ее своим интерфейсом Винды, назвал Викой. Затем встретил в виртуальном борделе виртуальную проститутку Вику с той же внешностью. Влюбился в нее, встретил в реале, и жили они долго и счастливо, не вспоминая об этом в следующей книге. Я понимаю, романтика фатализма и грез, но тут не делается на этом акцент. Все преподносится как нечто нормальное и от этого выглядит искусственно и стремно.

В целом я разочарован. Вторая часть и интереснее, и глубже, и логичнее. «Лабиринт отражений» выглядит сырым и недоделанным, будто бы автору пришла неплохая идея, но он не смог ею правильно распорядиться. Оттого только 7 баллов.

P.S. Есть шанс, что Неудачник не ушел бесследно и результаты его воздействия на Леонида мы и увидим в «Фальшивых зеркалах». Но это смотрится уж слишком громоздко и как-то не могу я уяснить конечный смысл всего прочитанного.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2010 г.

Эту идею, отнюдь не новую, можно было воплотить совершенно иначе. Закрутить спираль событий еще туже, проработать провисающую матчасть... Убрать лирические отступления вроде Лориэна... И получить очередную «классику твердой НФ» с никакущими героями и блестящим сюжетом. Спасибо Лукьяненко, что он этого не сделал.

Это не о наивных хакерах и не о высоких технологиях. Это о нас с вами, про которых говорят «в тюрьме столько не сидят, сколько ты в Интернете».

Каждый, кто числит в своих друзьях хотя бы парочку людей, которых он никогда не видел, но знает о них... многое, каждый, у кого на все яркое, ценное, интересное — мгновенная реакция: показать народу!, отлично понимает, о чем эта книга. Рецепт кофе от безымянной девушки из... Ростова? — не помню точно. Нарисованные горы от Вики. Белые деревья Лориэна от сетевых ролевиков. У каждого из нас есть такие виртуальные сокровища. Мы и сами говорим друг с другом языком ссылок, мы дарим друг другу френдов и радуемся, когда с нашей легкой руки возникает между ними дружба. Это и есть тот Диптаун, который мы создаем. И каждый из нас — немного Неудачник, уносящий в свой таинственный реал все, с чем соприкоснулся в Глубине.

А иногда мы развиртуализовываемся. И френды становятся друзьями. Я знаю, я пробовала.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2008 г.

Кроме технических деталей быта в виртуальном городе — ничего особенного. Где нужна динамика — там она частенько подвисает. Хотя порой и не подвисает. В DOOM играть было раз в 100 интереснее, чем прочитать об этом здесь. А «фелосовские мысли»... Да где их нет! Уж лучше бы их хоть здесь не было. Кто хочет настоящих мыслей — читай Лема. А Лукьяненко, если въедешь в Лема, ты выбросишь сам. Прочитавши же про Диптаун, я просто пожал плечами — есть же многие тысячи тех, кто ведется на такое.

Оценка: 2
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2010 г.

Вот плохо быть админом — работка не особо прибыльная, а от этих злобных компутеров одни беды — зрение падает, сидячий образ жизни... Да еще и часть книг, которые нормальные люди читают с удовольствием, вызывают стойкое отторжение. Взять хоть лабиринт отражений, относящийся к жанру компьютерного фэнтези.

Например, автор пишет: на первом курсе Огненного факультета Тёмной академии изучают спел «Огненная стрела», а на втором курсе — Файрбол. Ну, ладно, кто спорит то? Это ж фэнтези, тут автор всегда прав. Найдите мне живого мага, который докажет обратное. Но вот когда магия заменяется на все эти компутерные штучки... Вместо заклинаний — программы, вместо параллельных миров — киберпространство. Мозг айтишника упорно отвергает мысль о файле, который невозможно посмотреть, не запустив встроенный туда злобный вирус. О программе-убийце в виде расчески или платка. Об искусственном интеллекте в виде виндовс хоум, наконец! Проклятое айтишное образование... Да и устарела уже сказочка то — «тяжеловатый файл» в 2 мегабайта? Ну ну...

Сдался после первых 50 страниц, уж извините. Оценку не ставлю по той же причине.

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2010 г.

Лукьяненко определенно не лишен писательского дара, но стать действительно хорошим писателем ему ИМХО мешают две вещи.

Первая — ему особенно нечего сказать своим читателям. Какую собственно смысловую нагрузку несет «Лабиринт отражений»? Ну придумал он как совместить реальный и виртуальный миры, а что дальше то? Сколько нибудь глубокого анализа как у того же Лема нет даже близко.

Второе — он халтурщик. Его знакомство со всем, что он описывает откровенно поверхностное, можно сказать на журналистком уровне. Если кому приходилось читать журналисткие статьи по тематике, в которой они действительно разбираются, или о чем то, что действительно знают, то они сказу поймут о чем речь. Описания геймеров или ролевиков именно журналисткие, все же от писателя ожидаешь чего то большего, но у Лукьяненко этого просто нет.

Да и характеры героев весьма поверхностны и схематичны.

Короче именно глубины, о которой Лукьяненко столько пишет у него самого то и нет...

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2010 г.

Как тут все обсуждают угадал-неугадал автор пути развития компьютерного мира, информационных технологий и прочей ерунды. И почти никто не обратил внимание на выбор пути развития МИРА, нашего мира, того, в котором мы живем. Не важно, откуда пришел Альен-Чужак, из Глубины, с другой планеты, из другой реальности, не важно. Важно то, что он унес с собой, какой отпечаток нашего мира он получил. А это — тупое мочилово Лабиринта, «интеллектуальный» Хозяин Сириуса (тоже мочилово, но стратегическое), бордель «Всякие забавы» (именно что всякие, любая, самая больная фантазия найдет здесь свое), повелители Глубины с медалью Вседозволенности на груди и т.д. А с другой стороны прерасные горы, веселые приключения эльфов в Лориэне, дайвер, готовый помочь любому заблудившемуся, оборотень, бросающийся на помощь другу... Так что такое мы, человеки? И что такое наш мир? К чему мы идем?

А ведь мир уже реально нырнул в глубину... Интернет-зависимость уже ставится психологами в один ряд с наркотической и алкогольной. Сколько людей УЖЕ живет только в сети, изолировавшись от окружающего мира? А ведь там можно быть любым, хоть героем, хоть бродягой, хоть женщиной/мужчиной вопреки физиологии, хоть ребенком... Придумай как представиться, создай свою личность и вперед! Сколько таких, кто имея сотни интернет-френдов практически не способен просто общаться с незнакомцами в реальном мире? И нет спасателей-дайверов, способных вытащить человека из этого плена...

Кстати, линия «повелителей» Глубины очень интересна. Я не про дайверов, а про Аль-Кабар и прочих. Все должно быть так, как они просчитали, все должно подчиняться их распоряжениям. Кто не согласен — того просто сотрут. ИМ ВСЕ ДОЗВОЛЕНО. Вам это никого не напоминает?

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2009 г.

Главная и наибольшая удача этой книги — конечно Диптаун. Огромный виртуальный мегаполис завораживает, нити, связывающие его с реальным миром, компьютерами, серверами, пользователями распутывать, находить и обозначать необыкновенно увлекательно. Лукьяненко сумел подать мир виртуальной реальности как абсолютно живой, яркий и полноценный. Каждый штришок Диптауна врезается в память, раскрывая, как в причудливом переплетении гигабайтов памятиможет существовать своя Вселенная. Конечно, способствует «погружению в текст» (те, кто читали,должны оценить каламбур:)) и привычная «лукьяненковская» манера письма — на первый взгляд простая, но динамичная, образная, яркая: минимум тяжеловесных конструкций, максимум динамики и образности.

К сожалению, практически равнодушным оставил сам сюжет — вся эта беготня вокруг Неудачника меня не особенно занимала, поэтому я просто любовался красотой и совершенством Диптауна, оставив сюжетные коллизии катиться по своим рельсам.

И еще — эта книга заставила задуматься. Большинство жителей Диптауна в реальности — ущербные люди, которые не смогли найти себя и потому ищут забвения в виртуальном мире. Но я не чувствую к ним ни жалости, ни сочувствия, ни даже иронии. Только понимание. И мне кажется, что если бы такой Диптаун существовал на самом деле, возможно, я бы тоже стал его завсегдатаем... Тревожный и неприятный симптом...

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2012 г.

Книга понравилась. Не описанием боев в Лабиринте Смерти и многочисленными батальными сценами в киберреальности, не филигранно выписанными Автором персонажами, и даже не юмором, коего по сюжету хватало. Что-то есть в этом описании виртуального мира, так похожего на настоящий. Может быть, виновата легкая грусть человека, заставшего расцвет и падение ФИДО, азартно рубившегося в Doom и С&С, переживавшего восторг от обладания Пентиумом одной из первых моделей. А может – то самое послевкусие книг «додозорного» Лукьяненко, заставляющее снова и снова размышлять над вопросами, которые щедрой рукой Автора рассыпаны по тексту. Каким он будет – первый контакт? И в реальной жизни ли он состоится? Какими увидят нас «они» — пришельцы из далекого мира? Очень понравилась мысль Автора о том, что мы слишком многого требуем от «чужих» — а ведь на самом деле они нам абсолютно ничем не обязаны. Они вовсе не должны раскрывать нам секрет земного благоденствия, хотя бы потому, что почти ничем не отличаются от туристов «Диптауна». И волею судьбы этот турист вдруг попадает туда, где выплескиваются самые примитивные стремления человеческой сущности: агрессия и сексуальное удовлетворение. Лабиринт и бордель. Так-то вот. Оправдывайся потом, дескать, мы лучше и сложнее. Куда уж. Были бы мы сложнее, не несли бы это за собой в глубину.

А ведь эта книга не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Это – предостережение. Человечество подарило себе Глубину (интернет?) – величайший подарок, до которого еще не доросло. Подарок, который может помочь человечеству, а может и напрочь его погубить. Блуждая по виртуальным мирам мы забыли о реальности. Мы не хотим наяву лететь в космос и строить дворцы. Мы погружаемся в виртуальность, и… начинаем играть. Господи, да Автор просто кричит: ПОРА ВЗРОСЛЕТЬ, ВАШУ МАТЬ!!! Пора созидать, творить Добро, делать хоть что-то для того мира, в котором мы живем наяву. А мы глотаем «Лабиринт отражений», словно бодренький экшен, говорим себе: «неплохо!» и… опять пропадаем в сети. Стыдно, господа. Ей-Богу, стыдно…

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2014 г.

Этот роман — как глубина. Пока ты внутри — всё красиво, всплываешь — и лица превращаются в пиксели.

Во-первых, насчет технической стороны. Когда я в 2014м брал в руки роман 1997 года о компьютерных технологиях, я опасался худшего. Однако, к счастью, детали не отражаются на главной идее романа. Да, сейчас смешно читать про то, что «Эппл» — провал, а пентиум — верх совершенства. Хотя «Лабиринт смерти» вышел очень даже прогрессивным. Шутер с полной интерактивностью и нешаблонными декорациями. Впрочем, если бы Лукьяненко ещё и технологии реального будущего вписал, то звали бы его Сергеем Брэдбери. Или Сергеем Уэллсом. Мне ещё повезло, что я застал ту эпоху медленных соединений и нортоновских таблиц, чтобы прочувствовать ту зарю компьютерной эры в России, на которую опирается автор.

Во-вторых, сама тематика романа — человек в виртуальном пространстве. Вот это уже интересно, тема неплохая. В сравнении с той же «Матрицей», «Призраком в доспехах», да хоть с «Троном». Здесь упор делается на внутреннюю мораль человека в мире, где нет видимых ограничений, где всё иллюзорно, и поэтому, всё дозволено. Но раскрывается тема... не раскрывается она особо. Ключевая фигура сюжета, Неудачник, провоцирует Леонида, главного героя, на серию философских размышлений о добре и зле, о морали, но... в итоге это ни к чему не приводит. Батальные сцены, огонь, взрывы, выстрелы, фейерверки! И в сухом остатке — Леониду дали девушку. В принципе, герои приходят к такому выводу ещё в середине романа: несмотря на сгущающиеся тучи, Леонид и Вика радуются, что они встретили друг друга. Что вы говорите? Проблемы человеческого поведения? Сами решайте.

Собственно, невнятный финал портит впечатление от достаточно колоритного романа. Да, колорит тут главное. Весь этот Диптаун, зеркала, визуализация компьютерных процессов. Язык повествования тоже неплох, читается легко. Мне особенно понравилась сцена падения Леонида сквозь портал. Так и просится на экранизацию.

В итоге, роман колоритен, но не блестящ.

З.Ы. Вот я совсем не удивился появлению борделя в романе. Такая лукьяненковщина.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу