fantlab ru

Сергей Тармашев «Катастрофа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
2777
Моя оценка:
-

подробнее

Катастрофа

Роман, год; роман-эпопея «Древний»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 71
Аннотация:

Идет 2111 год, весь мир сотрясает энергетический кризис. Последние залежи энергоресурсов служат постоянным яблоком раздора среди наиболее влиятельных государств, приводящим к бряцанью оружием. На всей планете осталось одно месторождение нефти, вокруг него вспыхивает новый конфликт. Никто не верит в повторение обмена ядерными ударами…

А в это время русский миллиардер, вложивший огромные деньги в строительство подземных бункеров, собирается сдать свой объект госкомиссии. Считает свои бешеные прибыли, радуется своему чутью на деньги. Он еще не знает, что очень скоро они ему не понадобятся. Больше они никому не понадобятся…

Входит в:

— роман-эпопею «Древний»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 332

Активный словарный запас: средний (2900 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 79 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Древний. Катастрофа
2008 г.
Древний. Катастрофа
2009 г.
Древний. Катастрофа
2010 г.
Древний: Катастрофа. Корпорация. Война
2011 г.
Древний: Катастрофа. Корпорация. Война
2012 г.
Катастрофа
2015 г.
Катастрофа
2021 г.
Древний: Катастрофа. Корпорация. Война
2023 г.
Древний: Катастрофа. Корпорация. Война
2023 г.

Аудиокниги:

Древний. Катастрофа
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Katastropha
2015 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня зовут Денис, мне 33 года, эту книгу я хотел бы прочесть никогда.

Вопрос даже не в безнадежной вторичности. Перекладывать сеттинг и декорации Fallout на бумагу не зазорно. «Фешенебельные VIP-апартаменты», «мощнейший коммуникатор последнего поколения», «мощнейшей аппаратуре связи новейшей разработки» закрыть глаза можно и на стилистическое неряшество (хотя глаз дергается). Клюква? Бабушка печка и балалайка это старое, как будто обязательное, общее место Российских фантастов. Реалистичность? Но медицина это не доктор в халате, а космические полеты мало связаны с виртуозным управлением ракетой. Как говорил один из братьев Пилотов (серия про Кроликов) «и так дальше, и так вечно, и так бесконечно».

С другой стороны книга и не претендует на что-то большее нежели «как страшно жить» и «славные сыны отечества». Заявок на глубокую глубину, социальную проблематику, красивые декорации и т.п. не замечено. Однако это и не детское чтиво или янг эдалт. Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тармашев по честному умерщвляет всех опоздавших, включая детей
, не делая исключений никому.

С динамикой все в порядке, заданные темы развиты и проработаны (на уровне доступном автору). Вероятно для своего времени такая фантастика была норм, тем более не переводная. Простое необременительное чтиво.

Вопрос только один: откуда с 2021 по 2023 целых 3 переиздания, да и еще и с доп тиражами? Неужели все так... Впрочем это уже второй вопрос.

P.S. + 1 балл за милый оммаж второй части Fallout, где главный герой носил комбинезон с номером 13, т.к. был выходцем из подземного убежища с таким номером.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приветствую читателей!

Без преувеличения скажу, что именно с этой книги и всей серии «Древний» Сергея Сергеевича Тармашева я стал книголюбом. Примерно за полгода прочитал все доступные в продаже книги этой серии, а так же серии «Ареал». И только когда стало трудно найти другие книги других серий, а так же приходилось ждать выхода новых книг, я стал сбавлять обороты и переключаться на других авторов.

В большой увлечённости мне помогла простота «композиции» в текстовом выражении и несомненно тематика ядерной войны и её последствий. Развитие сюжета достаточно динамичное, но несмотря на это автор выбирает ключевые моменты в хронологии событий, детально описывает и, что называется, здесь уже надо видеть «между строк». И видеть это так же позволяет упрощённое изложение автором своей мысли в простых формах действия и примерах поведения людей. Книга будет понятна и взрослому, и подростку.

Произведение на мой взгляд отражает суровые реалии и перспективы сегодняшнего дня, в которых алчность, эгоизм, лень, страх — благоприятные условия для катастрофы любого масштаба и формата. От того достаточно логичным и правдоподобным выглядит развитие сюжета(мысли автора) на фоне текущего состояния и развития общества. Но тем не менее в произведении подчёркнуты исключительные черты человека, такие как мужество, самопожертвование, осознанность. Главные герои изначально делают выбор не в пользу лично себя, что позволяет в условиях катастрофы выжить большему числу людей и дать надежду спасения человеку в целом как виду на планете. Это придаёт оттенок морали, консервативной, без расслоений и размытия, всегда воспеваемой поэтами и описываемой прозаиками в каждой эпохе Человечества.

Первая книга является лишь ступенькой в необъятном фантастическом мире, от чего увлечённому читателю постепенно становится доступен масштаб событий, география, охватывающая всё больше космического пространства, уходящего далеко за пределы третьей планеты от Солнца.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась. События описаны достаточно реалистично, близко к действительности. Минимальное количество воды, присущей отдельным категориям фантастов, описывающей сверхглубинные и от того не выглядящие естественными переживания героев. Много конкретики, задающей планку интереса. Достаточно хорошо, хотя и образно, описаны взаимоотношения во власти. Крайне мало нестыковок даже на 3 и более раз прочтения. Ощущение, что человек не выдумывал, а скорее пересказывает то, что произошло где-то в параллельной вселенной, очень похожей на нашу. Это похожесть берет тебя за горло и не отпускает. Сразу возникает вопрос про уникальные боевые качества главного героя и его способности к анализу обстановки, ситуаций, людей, что конечно транслируется на аналогичные вопросы к автору, являющемуся схожим по возрасту и изначальной профессии своему главному герою. Где и как такому учат? Сильная книга. Благодарю автора за труд.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаю в данный момент 4 ю часть. Первые две зашли неплохо очень даже. Затем стала видна непроработка и примитивность картины будущего. Наивно немного. Автору неплохо было бы проконсультироваться перед написанием с ученым контингентом . Неплохо проработаны психологические портреты персонажей за исключением... главного героя. Дочитаю цикл до конца только из за желания узнать чем же все закончилось . Как то так.....

Вот и добрался до 7 части , заключительной. Борюсь с желанием бросить и переключиться на что то другое. Но останавливает только желание узнать чем же все закончится .

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знакомство с современной российской космической фантастикой у меня состоялось в период появления данного цикла С.Тармашева. Я слушал, а не читал. Это важно, так как если в фоновом режиме за рулем слушать — можно сильно понизить требования к владению автора словом (писательский талант. так сказать) и сосредоточиться на общей концепции книги и деталях ее реализации.

Сейчас, после прочтения сотен современных фантастических книг российских авторов (без преувеличения) наверняка я был бы уже более требователен и так не впечатлился циклом Древний, но тогда (более 10 лет назад) я был в восторге, что и предопределило последующее активное чтение в этом направлении. Автор не очень «большой» писатель (человек владеющий словом), но грубо и часто манипулируя простыми эмоциями читателя и имея в арсенале неплохой сюжет в итоге писал захватывающе и я прочел цикл запоем (меня выбивал пафосный патриотизм (у Дмитрия Руса такой же перебор в этом плане) и раскрашивание все и вся в черное и белое (а этих цветов в реальной жизни не существует), но если на этом не циклиться, то читалось круто.

В общем, меня сразу зацепило то, как началась война, так как я сам считаю, что именно так все происходит всегда...стороны делают степ-бай-степ и большинство из них вообще не планирует придти туда, куда бодро все побежали, но сделав 5 шагов от идущего уже мало зависит направление 6 шаг, он еще может остановиться и подумав изменить направление, но уже не может это сделать без остановки...а еще через несколько шагов уже и остановиться никто не может и события летят сами собой, а их участники лишь смотрят на них отстраненным взглядом не в силах изменить и поверить, что это конец.

А дальше, уже подкупленный таким началом, я читал Тармашева, как родного и не обращал внимание на его навык писательства и несостыковки сюжета. Конечно, как и все свои циклы Тармашева не умеет писать концовки, но как раз в Древнем это у него получилось лучше всего... наверное поэтому он потом начал писать Предысторию, которую превратил в еще более длинный цикл.

Резюме: Рекомендую попробовать, зайдет — наслаждайтесь, а нет, так и не мучайте себя. Все же минусов у творения не меньше, чем плюсов.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаменитый, разрекламированный «Древний». Симпатичная, привлекательная обложка. Завлекательная аннотация. Фото самого автора: фактурный, колоритный, модельной внешности качек. Множество переизданий и допечаток тиражей. Неужели и сама книга получится качественно-добротной ? Как это не удивительно, а первая часть романа «Древний» такой и получилась. Литературно, атмосферно, увлекательно. Первая половина книги «держит» читателя, а это в жанре развлекательной беллетристики очень важно. Страницы проглатывались за страницей, с «аппетитом» и интересом. А потом, на самом разгоне — вторая часть. И автора словно подменили. Монотонно, наивно, предсказуемо, по-детски. Неинтересно. Видно, что автор вымучивает текст, без «задора» и малейшей интриги. Если читать данный роман лет в пятнадцать, то наверное, будете в восторге от всей книги целиком. После тридцати, понравится первая половина книги, а вторая разочарует своей посредственностью. Хотя, справедливости ради, читал я книги и НАМНОГО похуже. Кое-какой литературный талант у Тармашева все-таки имеется. Жаль, что он, по его собственному признанию, пишет книги исключительно для заработка, а не для ДУШИ. И это чувствуется по его текстам, очень часто, «накиданным» просто для объема. Увы...

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю, если бы это был жанр «дикая фантастика», тогда однозначно 10. А раз заявлена книга как «пост-апокалипсис», то тройка..

Пролог — эпический делириум с флотам арабов, топящим флот НАТО (паралельная вселенная?) и Россией, строящей супербункера. Хотя если учесть, что книга писалась в 2008, когда нефтянным странам казалось, что бог уже схвачен за бороду, то это может объяснить помешательство.

Первая история — отлично. Интересный, динамичный сюжет. Интрига, описание боев, описание мира — отлично. А вот вторая история — идея целиком и полностью взятая из «Судьи «Дредда», да еще размазана на килобайтах длиннющих описаний, в результате чего сюжет продвигается вперед со скоростью движения тектонической плиты... даже читая по диагонали, впадаешь в анабиоз.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга.... если читать наискосок, отключив мозг. Первый раз, году в 2011-м я так и делал. Но намедни перечитал уже повнимательней....Я не буду отвлекаться на такие технические вопросы, как реальность ядерной зимы, как она написана в книге — я в этом мало разбираюсь, и хотя воспоминание о том, что радиационный фон должен весьма сильно спадать уже на следующие сутки немного давит — это мелочь. Мутировавшая фауна — условность. Так что же по-настоящему царапает глаз? Ну, это две вещи.

Первая, менее серьезная — очевидно, в черновике у автора Третья Мировая случалась в первой половине 21-го столетия. Мир, как он описан, на 22 век практически не тянет — вот БТР, в котором безошибочно угадывается БТР-80, вот БМП-2. Есть какие-то то электоромобили — да и только. Я не знаю, почему автору потребовалось сдвигать время действия, но без правки соответствующего куска выглядит все коряво. Тоже не так давно я перечитал книгу «Иной разум» за авторством Ливадного — там будущее более близкое, но оно все таки ощущается будущим. Здесь этого нет.

Ну и откровенной халтурой выглядит окончание данной части цикла. Нету объяснения тому, почему спецназовцы действуют именно так, как действуют — безоглядно поверив первым встречным. При этом, на своем сайте, как я смотрю, автор агрессивно защищает это их решение, ссылаясь на то, что вот, если прочитать весь цикл.... Но видится мне, что объяснение такой развязке одно, и оно весьма простое — автор схалтурил. Может, сроки поджимали, может, таланта не хватило. Я не удивлюсь, если в последующих книгах автор уже присобачил/присобачит костыль к этому сюжету, но это несерьезно. Окончание описано слишком четко и подробно для того, чтобы был простор для правок задним числом. А так сцена

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бодрой зачистки Древними правительства Земли
выглядит не просто ляпом — это сюжетообразующий для следующей книги ляп.

Именно поэтому 5/10.

Что? Я сказал «5», но поставил «2»?

Ну тут все просто. Посетив сайт автора и посвещеннную ему и его творчеству страницу в Википедии, я узнал, что автор оценивает свои работы чрезмерно высоко — на предложения некоего американского продюсера по их правке реагирует что «они там ДИГРАДИРОВАЛИ!!!», да и идеологию какую-то да продвигает.

Если оценивать свою литературу так высоко — то выше «1» то, что получилось выбирается с трудом — тяжесть двух вышеуказанных ляпов усиливается, и к ним добавляются вопросы о непроработанности персонажей. Единицу, лично для меня, натянуло интересное описание как самого Судного дня, так и мира после него.

Оценка: 2
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличительной чертой книг автора является то, что при наличии интересного мира со своими законами и прекрасно описанных боевых сцен, остаётся много информации на «подумать». Как живём? Зачем? Что будет дальше?

Данная книга рекомендуется для знакомства с творчеством автора

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Убивать просто так людей без разговоров, стариков и т.д. даже не допрашивая это откровенная чушь, также как и без выяснения порядка субординации текущего политического положения момента времени состояния обьекта и прочей чертовски важной мелочи слушать одного потенциального шизофреника это верх дибилизма. Просто видимо в анабиозе были зэки каторжники с умственными отклонениями и жаждой крови а не сб.

Оценка: 2
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравились книги Сергея Сергеевича Тармашева, за 2 года неторопливо прочёл их все. Большую часть успел и по второму разу перечитать. Поскольку сейчас есть некоторое понимание целой картины, хочется внимательнее рассмотреть детали, в том числе, упущенные с первого взгляда.

Мне искренне жаль читателей, коим в силу многих причин общего или индивидуального свойства не удалось увидеть всего многообразия мира, созданного автором. Возможно, очень велик соблазн отгородиться, упрекнуть в недостатках, выплеснуть негатив — этого слишком много в окружающем нас обществе. Впрочем, ни один человек (или даже сверхчеловек из книг автора) не в силах «наполнить чашу, которая полна». Способен ли читатель осознать, проникнуться высокими идеалами вселенского разума — пусть даже в попытке одного человека доступными ему средствами через книги донести людям что то важное? Способны мы с вами попытаться понять, принять, изменить ход мыслей и начать спасать себя сами? Или у нас всё прекрасно, можем расслабиться и кинуть в кого-нибудь помидором? Упрекнут ... скажем, накормить хотели, вот даже в лицо попали.

Да, книга это коммерческий продукт. Отдавая деньги, читатель рассчитывает что-то для себя приобрести. Что это? Знание и развлечение? Или, в основном, развлечение? Возможно, нехваткой времени на чтение пытаемся оправдать быструю (поспешную) реакцию. Вы просто вдумайтесь в соотношение — сколько в мире писателей и сколько читателей. Каждый писатель может что-то сообщить, это же бесценно — знания. А мы что же? Размах не тот, слог не идеален, то затянуто, это не раскрыто, а порой, и я всё лучше автора знаю... это же цинизм, скудность фантазии. Скажите критика? Критика побуждает автора тщательнее работать? Нет, только благодарность стимулирует, отзывы и пожелания могут создать атмосферу. Но, друзья, только с уважением. Можно не редко услышать о конфликте между учителем и учеником. По-хорошему, это абсурд. Как может возникать такого рода конфликт? Где благодарность, взаимоуважение? Мы привыкли, а разве может быть иначе?!

Тогда мудрецы, учёные, писатели, многие светлые умом люди находят время и силы на беседу с обществом. И оказывается, так много предубеждений, языковые и религиозные различия, взгляды на культуру — вы сами себя хорошо слышите в этой какофонии звуков и событий? Хотите и дальше в том же духе или пора взглянуть со стороны, а, возможно, даже внутри себя поискать? В таком деле без проводника может быть крайне сложно. Просто цените всякую возможность узнать, осознать, восприять, будьте всегда благодарны тем, кто передаёт знания и умения. Ничего нового не сказал, вы и без меня всё понимаете, только не всегда об этом думаете. Знаю совершенно точно, таких книг мне не написать — далеко, как до звезды. Я благодарен тебе, дорогой Учитель!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл Сергея Тармашего «Древний» достаточно известен среди любителей фантастики. На данный момент в цикл входит 7 книг (11, если считать с предысторией). Я когда-то прочитал немало книг в жанре постапокалипсис от российских авторов, поэтому имею представление о подобных книгах. В настоящее время подобных книг читаю мало, а вот тут что-то захотелось приобщиться к «легенде». Вдруг распробую!

По жанру книгу можно отнести к жанру боевой фантастики в антураже постапокалипсиса. Она нам расскажет об очередном ядерном конфликте. Мы увидим первые дни перед войной и затем жизнь после катастрофы. Люди практически уничтожили свою планету ядерным взрывом. Некоторым удалось укрыться в убежищах. В общем, классика жанра. Не это ли мы видели в серии игр «Fallout»? Уцелело лишь несколько бункеров, а также Австралия, страдающая от радиоактивного загрязнения. Хотя в отсутствие ядерного вооружения ударов по континенту не наносилось, последствия затронули и его. Ещё удалось спастись Международной космической станции. У каждого бункера есть своя специализация, которая является разменной монетой в международных отношениях. У российского бункера – это медицина, у американского – программное обеспечение, у МКС – уникальное топливо, у Швеции – вода, у Канады – деревья, у Австралии – полеты в атмосфере.

Главный герой – Тринадцатый. Он бывший военный, побывавший во множестве горячих точек. Во время катастрофы работал в службе безопасности российского бункера и поэтому успешно спасся. Оказался в нужное время в нужном месте.

Основных сюжетных линий две. В первой мы видим людей сразу после катастрофы. Они напуганы, подавлены и не могут прийти в себя после случившегося. «Как жить дальше? Неужели это всё правда?» – именно такие вопросы мучают спасшихся. Во второй со времени Катастрофы прошло несколько столетий. Жители бункеров пытаются обустроить свою жизнь и научиться нормально существовать в мире, похожем на радиоактивный ад.

Главным плюсом произведений Тармашева часто называют боевые сцены. Они действительно замечательные и прописаны особым образом. План сражения порой интереснее самого сражения. Чаще всего в бой вступают группами. Каждый ход каждого отдельного бойца расписан, и возникает сложная многоуровневая паутина. Читать нужно очень внимательно – просто упустить важные детали.

Минусом для меня была монотонность. Порой читать было откровенно скучно. Особенно этим страдает вторая часть. Ни сюжет, ни герои меня не зацепили. Интересен был лишь сам посыл – противодействие возможному ядерному конфликту. Но сама реализация подкачала. На мой взгляд, книга – жестко переоцененный среднячок. Нет, роман не плохой, но до уровня «легенд» сильно недотягивает. Возможно автор, раскрывается лучше в продолжениях цикла, но читать их после данной книги нет никакого желания.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Двоякое впечатление осталось от этой книги. Первая половина, когда произошла катастрофа и Внешняя группа облучилась, было интересно. А вот история с Арториусом мне показалась бредом. Нет, я конечно слышала, что военные — не самые умные люди, но в первой части герои мне показались по крайней мере адекватными. Во второй же... Блин, я кажется нашла людей, способных в колонии для насильников попасться на детскую разводку: «закрой глаза, открой рот», искренне считая, что им дадут конфету.

Какой-то непонятный чувак разбудил их и наплел с три короба, и они с радостным гиканьем отправились мочить всех вокруг, даже не потрудившись остановиться на миг и задуматься, а так ли всё на самом деле. Ведь даже в ситуации с генералом Ладейником они «языка» взяли, хотя «свои» же люди кругом были. Наверно, даже если бы их отправили расстреливать младшую группу детского сада, назвав их террористами, они бы тоже этому поверили. «Элита» спецназа, мать их.

Оценка: 6
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень забавная вещица. Нет, когда она только вышла я прочел с огромным удовольствием, поскольку подобной литературы тогда было в бумаге минимум и тема интересная. Но боже ж ты мой...Не знаю, служил ли реально Тармашев в спецуре, как это позиционируется, но над ним либо зловещая форма один висит (кто служил, тот знает, о чем я), либо это человек, слабо представляющий что такое спецназ. Я ржал в голос, читая про Тринадцатого. Это герой, достойный эпичного разбора в каком-нибудь научном труде филолога, я к сожалению к ним не отношусь. Про супергеройскую чушь не буду даже касаться. Возьмем элементарное поведение в данной книге Тринадцатого и его сослуживцев. Начнем прям с первой главы. Какой идиот будет ставить сторожем в лифте супербойца, прошедшего кучу горячих точек? Это все равно, что нанимать в макдональдс профессоров из Гарварда. Далее там же. Команда «вспышка с тыла» не то, что у спецуры- у любого прошедшего армейку в крови. Какие ....(долгое и непечатное)... бойцы с выжженной сетчаткой, тем более за много километров от объекта? Туда дураков по объявлению набирали? Но это еще не самое смешное. Дальше лифтер Тринадцатый начинает командовать- с чего вдруг? Для военных нет ничего страшнее нарушения субординации в подобных экстренных ситуациях, за это вообще расстреливают. Да, вроде как подается, что объект частная собственность, но простите, строится она на государственные субсидии и это тоже в книге проговаривается. Туда наверняка не охранников из ближайшей «пятерочки» нанимали. Просто дичь какая-то. После анабиоза и обсуждать нет смысла, абсурд соревнуется с идиотизмом. В общем за яркое начало- два балла автору. За то, что дальше он ушел совсем в отрыв- снимаю восемь.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать после «Тьмы». Читал-слушал до середины, далее только пролистывал до конца, читая моментами. Главная идея та же, что и в «Тьме»: восхваление ГГ — военного, армейских умений, армейской идеологии и т.д. И параллельно — показ коварных и совершенно несимпатичных чиновников, которые, тем не менее, управляют честной армией и заставляют совершать её грязные поступки. И это я без иронии, так как такое в жизни бывает часто. Автор опять литературно показывает свою судьбу и судьбу армии в целом. Правда при этом у меня почему-то постепенно исчезло положительное отношение к ГГ (которому сначала я сопереживал). Потому что НЕЛЬЗЯ положительного ГГ делать настолько тупым, чтобы он практически без вопросов уничтожил кучу невиновных людей и нормальный политический режим в угоду диктатуре. Да, его обманули. Но он хотел обмануться, потому что единственное, что он хорошо умеет, это воевать, и это занятие ему нравится. И этим любимым занятием ему вволю дали заниматься.

Да ещё: автор не понимает детей и не умеет их показывать, все детские персонажи у него совершенно одинаковы по поведению.

Но баллы ставлю выше среднего из-за сюжета. То есть сюжет интересен, а вот идеология романа — разрушающая.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх