fantlab ru

Джон Бойд «Последний звездолёт с Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Оценок:
71
Моя оценка:
-

подробнее

Последний звездолёт с Земли

The Last Starship from Earth

Другие названия: Последний звездолёт Земли; Последний корабль с планеты Земля

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В этой альтернативной истории Иисус Христос повел войска в поход на Рим и поработил его, что позволило компенсировать средневековый развал и послужило толчком в развитии прогресса — уже в XIX веке найдены способы заселять планеты чужих звезд. Но на Земле царит консервативная церковная диктатура воинствующих христиан. Героя романа осуждают на ссылку в планету-тюрьму.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Дикий волк», 1992 г.

— антологию «Клуб любителей фантастики — 21-й выпуск», 1992 г.


Похожие произведения:

 

 


Клуб любителей фантастики
1992 г.
Дикий волк
1992 г.
Опылители Эдема
1996 г.
Опылители Эдема
1996 г.

Самиздат и фэнзины:

Последний звездолёт с Земли
2007 г.

Издания на иностранных языках:

The Last Starship from Earth
1968 г.
(английский)
The Last Starship from Earth
1978 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самобытный образец утопического романа. Очень понравилось управление общества. классовое деление, религиозные установки, правила и тому подобные фишки классической утопии. Многие вещи в этой вселенной выглядят дикими для нас (обитателей другой утопии) и этим книга цепляет. Что мы без правил? В каждой цивилизации есть правила, режимы правления. Демократия это режим ограничения прав всех ради соблюдения прав этих всех.

Понравился язык произведения, красивая образность поэзии прошлых веков незаметно вплетаются в повествование. жизнь математика прикоснувшегося к прекрасному миру литературы и поэзии словно обрастает с каждым днем красотой, чувствами и новыми острыми и живыми ощущениями жизни. Первая часть произведения на мой взгляд великолепна. Очень напоминает Оруэла и его известную утопию. По поводу второй части произведения, которое я бы назвал Ад,у меня возник резкий диссонанс. Словно жанр произведения поменялся- появилась шутливость изложения, лёгкая грубость, какая то непонятная клюква на »хохлов», сексизм, непосредственность .Жанр преобразовался в авантюрно приключенческий- что на мой взгляд сильно испортило книгу. Я понимаю, что это замысел писателя был показать ,что Ад населен живыми людьми, а не профессиями и классами. Однако мне показалось, что эта естественность Ада была чересчур вычурной и сломала общую стилистику произведения.

Главную интригу и финал я с трудом понял (но это не точно). Пришлось перечитывать некоторые моменты-автор как бы намекает на то, что что то происходит персонажами и историей из Библии, но додумать нужно нам, что у меня целостно не вышло, что немного разочаровало.

В итоге роман самобытный и интересный ,для ценителей жанра утопии обязателен к прочтению.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Те, кто попытаються в произведении найти космические приключения, думаю будут явно разочарованы. Но и те, кто соблазнится явно ошибочной анотацией альтернативно — исторического чтива попадут в те же ряды читателей, которых немного обманули.

Произведение явно не из простых и весьма лёгких чтив в метро или по дороге в транспорте. От него веет отчетливым отклонением к Оруэловскому «1984» и некому психологизму на романтико — сексуальные сентенции, которые сам автор не вполне раскрывает, так как подобная тема с отклонением в социальные рамки ну, весьма очень глубокая и серьёзная для такого малого объёма. И конечно же, лично мне жаль, что оно даже небыло наминировано на высшие премии Американской фантастики, потому как заложено в нём отнюдь немало мыслей и размышлений. Поверхностно же роман выглядит немного простым с заеженной темой Ромео и Джульеты, где опрастовалосевшемуся юноше — математику автор отводит роль некоего мессии — теоретика. Его попросту окручивает «наивная» девица с планеты для изгнанных, руководство которой решило, что и Земля теперь может подпасть под их экспансию в большой космос. В этом есть и некоторое отклонение к повести Шекли «Цивилизация статуса» (весьма схожие оттенки и зарисовки). При этом альтернативный мир развитого общества на Земле очень родниться с нашей дествительностью. В особенности с правозащитной адвокатской и судейской системой современного США, где суды превращаются в особого рода шоу и игру слов, а точнее словоблудия и софистики.

Конечно же, на мой зашёренный взгяд, автор весьма смазал и, честно говоря, запутал окончание романа вплетая совершенно ненужное перемещение во времени и временные парадоксы. Но возможно, на то и воля автора. Да и сам роман хоть как — то остаётся в своей канве более цельным и завершённым.

Стоит ли перечитывать это произведение? Думаю, что — да. Но это придётся делать и по ходу самого прочтения, пытаясь вникнуть в определённую информацию, которую автор выдаёт через диалоги героев, чтоб более чётко уяснить, что же хочет донести нам автор. Скажу даже чуть более, что во втором романе трилогии — (автор сам признаётся в предисловии, что «Последний звездолёт с Земли» перввый роман триптиха произведений связаных одними размышлениями на обобщённую тему «некоего влияния сексуальных импульсов в социальной среде на поведенческие реакции и их последствия» (ну как — то так). Остальные два — «Опылители Эдеме» и «Повесы небес») — это ещё более услажненно и завуалированно в витиеватых речах и размышлениях. От этого немного устаёшь и перечитываешь вновь и вновь, чтоб более чётко создать картину филосовской концепции создаваемой автором.

...Да, и может, повторюсь, что очень жаль, что Дж. Бойда даже не наминировали ни на какие высшие награды. Хотя если смотреть в истинность, то оно и понятно — чуть подхромало исполнение. И здесь замах оказался не столь могуществен и открыто явен, а более скрыт, как в даосийском афоризме с завуалированным смыслом.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Название романа может легко ввести читателя в заблуждение, сами собой в голове проносятся приключения в открытом космосе, колонизация иных миров и, возможно, первый контакт с внеземным разумом, т.е. что-то из серии космической фантастики. На деле же картина совершенно иная — Дж. Бойд предлагает нам замечательный коктейль, совмещающий в себе антиутопию, альтернативную историю и хронооперу с элементами космической и планетарной фантастики. Думается, что именно нехарактерное для антиутопий название и невысокая популярность автора в нашей стране стали причиной того, что произведение не дошло до основной массы своей целевой аудитории, будучи любителем вышеперечисленных жанров, я наткнулся на этот роман совершенно случайно и был несказанно удивлен и обрадован этой находкой.

Перед нами мир альтернативной реальности — конец 60-х гг. XX столетия, Северная Америка. Здешняя реальность существенно отличается от нашего мира, неудивительно, если учесть, что точкой бифуркации автор избрал эпоху зарождения христианства. Согласно его версии Исус избежал мученической смерти на кресте и возглавил христианский поход на Рим, приняв земную смерть от вражеской стрелы при взятии Вечного города. Судя по всему это авторский ляп, но по сюжету распятие осталось главным символом христианства. Описывая теократическую модель общества автор уходит от избитого представления этой модели, как торжества мракобесия, костров инквизиции и прочих популярных среди атеистов атрибутов — технический прогресс здесь шагнул дальше, чем наше реальное общество.

Мировое правительство представляет собой триумвират Психологии, Социологии и Церкви, воплощающих принцип разделения властей с действующей системой сдержек и противовесов. На смену Римскому Папе пришел суперкомпьютер с искусственным интеллектом, легализована проституция, принцип евгеники лежит в основе государственной политики, а планеты Солнечной системы уже колонизированы, хотя космический проект изрядно тормозят реакционные социологи. В социальном плане общество делится на специалистов и пролетариат, наука в почете и у каждой отрасли знаний — своё министерство. Специалисты в свою очередь делятся на закрытые касты, заключение браков регулируется на государственном уровне и связи между представителями разных каст под запретом.

Главный герой — двадцатилетний студент математического факультета Халдан IV — любимец женщин, гений в своей сфере и пассионарий. Процесс становления главного героя автору удалось показать замечательно — постепенное познание истины, мерзости и лицемерия окружающего мира описаны достоверно. Нашлось место и детской психологической травме и непростым отношениям с отцом, но главное место отведено любовной линии, которая до степени смешения сходна с романтической фабулой оруэлловского «1984». Возлюбленная главного героя — студентка факультета поэзии Хиликс — не только красива, но и чересчур умна. Вообще, все персонажи романа получились рельефными, запоминающимися и яркими, даже эпизодическим характерам-функциям автор старался придать личностные черты.

Очень хорошо показано извечное противостояние физиков и лириков, постепенный процесс перехода главного героя из одной категории в другую. Авторский язык легок и поэтичен, описания чувств главного героя, фонов и интерьера зачастую настраивают на возвышенный лад, также в тексте много цитат из классической англо-американской поэзии. Автор одновременно искусно владеет и сухой и точной манерой выражения ученых, и романтичным слогом гуманитариев — это умение он использует часто и к месту. Удалось показать зарождение чувственной любви между мужчиной и женщиной в мире, который давно забыл о существовании этого понятия, где умение чувствовать и сопереживать официально признано атавизмом, а дар новой жизни может караться строже убийства.

Отдельные части в романе не выделяются, но условно можно выделить первую, самую объемную долю романа, представляющую собой антиутопию. Здесь самым ярким моментом является описание судебного процесса — очень пространное и с массой подробностей, но нисколько не скучное, напротив именно с этого фрагмента я понял, что по-настоящему увлекся книгой, здесь в полной мере чувствуется кафкианская атмосфера зла и абсурда. Перед нами описания досудебных встреч с присяжными, и яркая речь адвоката и жуткое напряжение, когда судьба обвиняемого висит на волоске и даже может решиться оправдательным вердиктом — по степени лицемерия, лжи, пренебрежения человеческим достоинством этот трибунал сочетает в себе черты средневековой инквизиции, сталинских репрессий и нюрнбергских обвинительных процессов, окончательно дискредитировавших институт международного публичного права.

Действие второй, опять же условно, части романа переносит нас на планету-тюрьму с говорящим названием Ад. С этого момента произведение приобретает больше сходства с трилогией Г. Гаррисона «К звёздам!», где после антиутопической первой части протагонист отправляется в ссылку на планетарную каторгу. С этого места автор начинает сминать ткань повествования, по-хорошему для воплощения замысла нужно было избрать формат дилогии, в рамки одного тома всё вместить нереально, завершение ожидаемо получилось смазанным. Тем не менее, компенсирует эту оплошность перед читателем автор тем, что вводит в произведение неожиданные повороты и сюжетные ходы. Если Г. Гаррисон решил финал своей трилогии в жанре приключенческого боевика, то Бойд избрал довольно оригинальное решение, предложив нам в финале хронофантастику, но, опуская подробности, сразу поставил читателя пред эпилогом.

Несмотря на ряд общих недочетов, наличие логических нестыковок и скомканный финал перед нами великолепный образец антиутопии — подробный и красочный мир, реальные и запоминающиеся герои, неожиданные повороты сюжета и вскрытие религиозно-политической проблематики на грани фола — я считаю, что этот роман станет прекрасным открытием для всех любителей антиутопий, Оруэлла с вершины пьедестала ему не потеснить, конечно, но занять место где-то поблизости Дж. Бойду вполне по силам.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы думаете, что аннотация — это завязка какого-то остросюжетного романа, смею вас огорчить. На самом деле, это практически весь его синопсис. Само произведение о том, как юноша-математик в очередном антиутопическом мире пытается охмурить девушку-лирика, с которой не может быть вместе по закону. А ссылка и другая планета появляются лишь к ближе к финалу. Ну и на фоне всего этого душевные терзания, самокопания, поиски истины и определенный выверт сюжета в конце. Короче, типичный такой набор антиутопии. И к слову, очередная инсинуация на тему «а что если бы Христос...» раскручена мало. Все захватила церковь, прогресс ускорился и на этом все. В этом мире даже поэты остались те же, вроде Байрона, хотя по идее перетряхнуть его должно было капитально. Но для автора, по всей видимости, альтернативная история — просто гвоздь, на которую он повесил свою антиутопическую картину, и особого внимания он этому аспекту не уделял.

В целом неплохо, но на фоне многочисленных собратьев по литературному жанру ничего ничего особенного.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная антиутопия малоизвестного у нас автора. Динамичный роман о тоталитарном обществе будущего с явным уклоном в эротику, но все очень прилично по современным меркам. Симпатичный герой, динамичный и непредсказуемый сюжет, ирония и сарказм — книга будет интересна как для любителей легкой, так и более серьезной литературы. О качестве перевода в современных изданиях сказать ничего не могу, читал в издании 1992 года, очень достойно.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать, что Джон Бойд, хотя и проходит по ведомству НФ, является, наравне с Тинто Брассом и Ф.Фармером, эдаким маркизом де Садом ХХ века, оригинально и с неизменным юмором решая проблемы секса, эротики и религии в тоталитарных, демократических и анархических моделях будущего.

Необходимое добавление: перевод 1996 года выхолощен, лучше ищите книжку 1992 года выпуска в переводе С.Иванова.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эталонная антиутопия о регламентации численности и классового состава населения под пером Бойда из гротеска обращается в притчу. Герой — неортодоксальный математик, усомнившись в целесообразности Системы, углубляется в своего рода расследование: что же изменило историю и кем были всеми признанные герои. Сцены суда над этим нонконформистом — едва ли не сильнейшее место в книге. Четверо присяжных — психолог, священник, математик и социолог — предлагают свои версии, которые изначально ложны. Герой признан виновным и... Дальше нас ждет еще несколько концептуальных переворотов.

Заключительная часть несколько скомкана (из предисловия понятно — почему), но в целом впечатление очень сильное. Многие темы новой волны обыграны не без экстремизма, корректно и уверенно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх