FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Прозрачные витражи»

Прозрачные витражи

Повесть, год; цикл «Диптаун»

Перевод на чешский: П. Вейгел (Prozračnyje vitraži), 2008 — 1 изд.
Перевод на польский: Э. Скорска (Przezroczyste witraże), 2005 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 129

 Рейтинг
Средняя оценка:7.67
Голосов:4301
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Молодая юрист-стажёр Карина отправляется на первую в своей жизни инспекцию виртуальной тюрьмы Диптауна. По слухам там творится что-то странное. Но действительность оказывается ещё более пугающей, чем можно было бы предположить сначала – из заключенных искусственно пытаются сделать дайверов...

Примечание:


Повесть была написана по инициативе Андрея Черткова специально для публикации на сайте интернет-магазина «Озон», где Чертков работал тогда выпускающим редактором, и публиковалась еженедельно по главам, по мере их написания, с июля по сентябрь 2000 года. Посетители сайта могли оставлять к каждой главе свои комментарии на счет дальнейшего сюжета, которые могли учитываться автором при написании следующих глав. Это была одна из первых попыток интерактивной сетевой литературы в российской фантастике.

Повесть имеет 2 финала: «Алый» и «Синий».

Входит в:

— цикл «Диптаун»

— условный цикл «Фантастика»  >  антологию «Фантастика 2001», 2001 г.  >  Повести

— сборник «Атомный сон», 2002 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 68

Активный словарный запас: средний (2886 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2002 // Средняя форма добавлен решением Оргкомитета

номинант
Интерпресскон, 2002 // Средняя форма (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Атомный сон
2002 г.
Фантастика 2001
2002 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2003 г.
Лабиринт отражений
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2011 г.
Глубина
2014 г.

Аудиокниги:

Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2003 г.
Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Atomowy sen
2005 г.
(польский)
Lživá zrcadla
2008 г.
(чешский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2016 г.

Примерно год назад я познакомился с циклом «Диптаун», и он мне в целом понравился. Да, у меня были претензии, но в основном впечатления остались приятные. Сейчас я цикл перечитал, и можно сказать, что он не выдержал проверку временем, т.к. оставил после себя больше негатива, нежели позитива. Но и новизны привнес: «Прозрачные витражи» я прочитал впервые.

Данная повесть – нечто вроде любопытного сетевого эксперимента, когда автор выкладывает свое произведение по главкам в интернете, читает комменты, после чего корректирует курс сюжета. «Прозрачные витражи» примечательны еще и тем, что имеют два финала, к которым я еще вернусь.

Сюжет довольно незатейлив. Молодая сотрудница МВД Карина приходит в виртуальные тюрьмы с инспекцией, по ходу сюжета узнавая скрытое назначение этих тюрем и раскрывая несколько тайн Глубины. Впрочем, для человека, читавшего предыдущие романы цикла, Карина не раскроет ничего нового, так что откровений ждать не стоит. Зато будет встреча с Чингизом и Падлой, а также мимоходом упомянут Леонида.

Первая и самая главная беда повести: у нее нет особой сюжетной ценности. Она не является прямым продолжением цикла, не несет в себе значимые события, да и темп повествования довольно неспешный.

Вторая проблема – наполнение. Я про перлы вроде: «Грубоватая и крепенькая девица – типичнейшая Ксюша. Наверное, любит травку и старый рок...» и знание женской психологии на уровне «поговорили подруги про семейную жизнь, разговор перешел на лесбийский секс, и они сразу решили его попробовать», которые вгоняют в недоумение и тоску. Размышления про «свихнувшихся на законности американцев» и всякая кухонная философия прилагаются.

Теперь про финалы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как я уже говорил, их два: алый и синий. И оба нелепы и неправдоподобны. Первый акцентируется на любви и говорит нам, что все было взаправду, и теперь Карина нашла себе богатого воздыхателя. С определенной долей условности можно сказать, что это положительный финал. Второй финал акцентируется на Глубине и по нему выходит, что Карина – порождение этой самой Глубины и в реальной жизни ее не существует, хотя она себя так почти не осознает, блуждая в иллюзиях о собственной природе. С определенной долей условности можно сказать, что это отрицательный финал. Лично мне обе концовки не по вкусу, но, выбирая меньшее из зол, я предпочту алую. Хотя ее главная фишка с пазлом – та еще тупость, ведь если мозаику разделить так, что останутся небольшие зазоры между фрагментами, то у картины останется лишний фрагмент, но никак не пустое место в середине.

В общем, повесть рекомендуется к прочтению самым ярым фанатам цикла, т.к. совершенно необязательна. Всем остальным лучше пройти мимо и не портить себе впечатление от дилогии.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2010 г.

Как и все поклонники Лукьяненко, рассказ прочитала с удовольствием уже за то, что это рассказ Мастера. Как и всякой нормальной женщине больше понравился романтический алый финал, люблю хеппи-энды (правда не понимаю, как можно так раскроить пазл, чтобы не хватало одного кусочка, скорее уж один должен оказаться лишним). Поскольку люблю перечитывать интересные книги, то и цикл Диптауна перечитывала уже не знаю сколько раз... Вот только «Прозрачные витражи» перечитывала не полностью, ограничивалась любимым алым финалом. Вообще разницу финалов с самого начала восприняла просто — останутся герои вместе или нет.

И вот очередной раз, стоя перед книжным шкафом и выбирая книгу, взяла в руки сборник «Атомный сон». И, наконец-то, внимательно перечитала ОБА финала. Может я просто такая тупая, но до меня только недавно дошло, что романтика девичьих грез здесь и не ночевала, рассказ-то несколько о другом. Что есть вообще Глубина? В первой книге за порождение Глубины приняли Чужого, но он не отсюда, заглянул и ушел. Детство Глубины, игры в песочнице, медаль Вседозволенности... Вторая книга — Глубина взрослеет, люди научились оставлять там слепки себя, а Глубина научилась сама подобные слепки снимать, ведь Ромка не пользовался «Искусственной натурой», но сумел оставить часть себя в Глубине. И вот третья часть. Глубина еще не осознала себя, но детство кончилось. Да и юность как таковая уже практически позади. Появилось огромное количество людей, для которых Глубина не поле боя, не работа, а просто образ жизни, часть объективной реальности. А так же появились те, кто хочет все разобрать по винтикам, разложить по полочкам, всему присвоить бирочку и научиться собирать винтики-шпунтики в нужном только им порядке. И Глубина учится защищаться. Уже не призывая на помощь своих стражей — дайверов, а создавая нужные инструменты сама.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кто такая Карина — обычный человек или порождение Глубины — вот главный вопрос двух финалов.
Автор не дает ответа, ведь у каждого СВОЯ Глубина. И каждый читатель может сам построить свою линию развития виртульного мира.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2009 г.

у автора не получилось войти в одну и ту же воду дважды, точнее трижды. Рассказ призрачные витражи совершенно не вписывается в общую канву цикла Диптаун. Здесь нет уже той привычной Глубины. манящей и завлекающей неосторожных пользователей, полной тайн и загадок, своих героев и легенд. Необычный и оригинальный мир превратился в «обычный» виртуальный осколок мира, пусть там даже еще и помнят о старой Глубине, в которую ныряли дайверы, ставшие легендарными. Рассказ не открывает абсолютно никаких новых сторон бездонной Глубины, ни продолжает ее сюжета. По сути рассказ висит грузом на предыдущих рассказах, без них он теряет весь свой смысл.

Данное творение может понравится только истинным поклонникам Диптауна, согласным прощать автору все огрехи и вторичности в сюжете, лишь бы только снова уйти в Глубину. Но на этот раз едва у них это получится, даже две альтернативных концовки практически не спасают рассказ, хоть это и было довольно оригинальным ходом...

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2014 г.

Для меня эта повесть стала переломным моментом в творчестве Лукьяненко: концом Лукьяненко — обалденного писателя-фантаста, и началом Лукьяненко — «напишу побольше, продам подороже».

Если первые две книги — это целая субкультура для тех, кто в те времена только пришёл в сеть, невероятно захватывающая дилогия, в которой есть и приключения, и философия, и обычная правда жизни, то «Прозрачные витражи» — это обычный авто-фанфик, выданный быстро, а от того с кучей несвязух и несуразной главной героиней. Вообще герои в этой повести какие-то не живые, шаблонные, что ли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оповещение взрослой дочкой родителей о выходе из глубины: «Папа, мама, я дома!», а так же то, что родители обращаются к дочке — «Дочка!» — это всё конечно смотрится очень дико, особенно, когда привык читать раннего Лукьяненко, где такого бреда не было. Замена папой-программистом слова «кулер» на «вентилятор системного блока» с целью не использовать сленг — это вообще финиш. О том, что возраст героев дилогии не изменился, хотя между вторым и третьим произведением по сюжету прошло много лет — я вообще уже не говорю.

В общем, как фанфик — вполне себе произведение, но включать его в печатные издания как полноправную часть теперь уже трилогии — это, по-моему, было большой ошибкой. «Прозрачные витражи» явно портят впечатление от первых двух книг.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2007 г.

Вы спрашиваете, зачем эта повесть, что она даёт Диптауну? Жизнь. Reality.

Ребята, в смысле леди и джентельмены, логичное продолжение того диптауна который нарисовался после Лабиринта в Зеркалах «про Лёню и Вику» — Дип Склероз, и оно уже написано [autor=1033]О. Кулагиным[/autor]. Неужели этот игрушечный мир, в котором всё настоящее начисто отвергается, так привлекателен? Это могла бы быть дверь в иные миры, но людям нужней площадка для игр. Леониду пришла в руки возможность сделать в Диптауне всё что угодно — он использует её чтобы испортить жизнь всему дайверскому «сословию». Вам ещё интересно? Странно!

А за эту повесть хотелось бы пожать автору руку. Лукьяненко хватило ума, я бы даже сказал мудрости, чтобы сделать поворот на 90 градусов. И оживить впадающий в склероз цикл, собственно говоря — мир Диптауна, как его убийца Казаков — лисичку-фенька.

За полупрозрачный паззл без одной фигурки и небо, в которое можно упасть — отдельное спасибо. Пронимает до мурашек по коже.

А красный и синий финал... Оба хороши, и такая развилка уместна. Помимо отсылки к «Матрице» — есть в этом что-то от Дика.

Всё таки Диптаун не совсем попсовый слипстрим :smile:.

Для справки моя оценка «Лабиринту» — 7, «Зеркалам» — 4.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2012 г.

Красивый карандашный этюд. Легкий шоколадный десерт. Теплый вечерний ветер.

С таким объемом копнуть куда-то глубоко было невозможно, поэтому я никакой сюжетной метели не ждала. Возможно, поэтому меня и не постигло разочарование, как многих здесь отписавшихся.

Это легкое, приятное чтение без погружения, визит в уже знакомый мир.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как приятный бонус — новая встреча с Падлой и Чингизом.

Хороший, приятный... рассказ. А потому, мой конец — алый конец.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2009 г.

Зачем был написан сей труд? Неясно... Эксперимент или «замануха» для посетителей Озона? Мир Диптауна не изменился с приходом этой книги и не приобрёл новые краски. Два финала, гораздо хуже одного — попса, игра на публику.

Светлые моменты повести, как уже отметили предыдущие рецензенты — разгадка истории с пазлом и лисичка — фенёк. Жаль, но Диптаун — это, всё-таки, дилогия.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2013 г.

С самого дня прочтения этот рассказ казался мне ярким примером того, как созданная вселенная не отпускает своего автора. Мир Диптауна хорош. Без лишних эпитетов. Дилогия хороша без обрастания фансервисом. А именно таким «наростом» кажется этот рассказ. Чтобы не испортить вселенную, надо вовремя остановиться писать по ней книги. Как бы это парадоксально ни было.

Позже узнала, что «Прозрачные витражи» стали результатом эксперимента на поприще интерактивной литературы. В принципе тут и выбор вселенной очевиден, и раздвоенность концовок понятна. Но вряд ли автор стольких вселенных не мог придумать еще одну специально для проекта. Мне тут видится скорее рекламный ход, который в свою очередь свидетельствует о некоей несерьезности и непричастности рассказа к самой дилогии. Ни к селу, ни к городу.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2010 г.

Слабое блёклое подобие романов о Диптауне. Ожидаешь чего-то настолько же сильного и интересного, как предыдущие части… Но не случилось. Работа интересна, только как сетевой эксперимент, но не более… Поскольку в моёй книге два романа и рассказ были под одной обложкой, то по инерции последний тоже был прочитан, но впечатление после абсолютно никакое, из разряда прочитал и сразу же забыл… :frown:

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2009 г.

Рассказ только для больших любителей Лукьяненко. Не очень ясна цель с которой он был написан, наверное по многочисленным просьбам поклонников:smile: Интриги с определением личности девушки не получилось, искуственное создание дайверов тоже по моему — мимо.Могу предположить, что это — любовная история:weep:Встреча со старыми знакомыми — абсолютно не интересна. В итоге имеем невнятную историю, с двумя невнятными концами.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2008 г.

Всякую самую блестящую идею можно истрепать до полного ничтожества. В данном случае именно это и произошло; чудесный, таинственный, манящий Диптаун в третьей книге превратился в свою противоположность: место серое и скучное. Если бы не история с двувариантным пазлом, и вовсе можно было бы ставить единицу.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2007 г.

Впечатление такое, что «Витражи» писались в расчете на фанов, которые будут рады ЛЮБОМУ продолжению. Первые две книги мне кажутся вполне самодостаточными.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2006 г.

Понравилось не очень сильно, но под воздействием двух первых книг поставил 10.Хотя очень интересный подход к проблеме, да и раскрученно все было неплохо.Вопрос такой:почему бы не экранизировать весь цикл?

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2011 г.

Немного скучновато... честно говоря, ожидала большего. Повесть меня разочаровала, но, если читать не опираясь на первые два произведения, то этим можно занять совсем уж лишнее время. На мой взгляд — алый финал был бы уместнее.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2008 г.

С творчеством Лукьяненко я практически не знаком, и это, смею предположить, позволяет избежать некоторой «зашоренности».

На мой взгляд, очень милый, добрый рассказ (ведь запоминается не столько Казаков, зверски убивший жену, сколько маленький зверек с острой мордочкой), местами уморительно смешной (один только памятник Последнему Спамеру чего стоит). Написано все очень легким простым языком, но затронуты вещи весьма важные: одиночество, противостояние системе и даже покаяние, катарсис.

Самое неприятное- «раздвоившийся» финал — явно коммерческий ход(за что и снял 2 балла ).

Содной стороны «Зеркала» намного более продуманы, но «Лабиринт» теплее что-ли, в духе самого рассказа, поэтому и нравится мне гораздо больше.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх