Святослав Логинов «Свет в окошке»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Социальное
- Место действия: Загробный мир | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Главное богатство для человека на том свете — память о нём. И неважно, хорошая или плохая, важно, чтобы помнили. А за лямишки и мнемоны любое желание исполнится, какое захочешь. Только вот сын у Ильи Ильича давно уже помер, жена тоже, кто о нём вспоминать будет? Загробная жизнь — она ведь тоже не вечна, рано или поздно в нихиле все будут.
Фрагмент романа переводился на английский язык: Svyatoslav Loginov «A Light in the Night», переводчик Max Hrabrov (Trafika Europe, 13, «Russian Ballet»).
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 2014, № 1», 2014 г.
— сборник «Свет в окошке», 2018 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 222
Активный словарный запас: средний (2891 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Русская фантастика, 2003 // Премия "Русская фантастика" | |
лауреат |
Странник, 2003 // Крупная форма | |
лауреат |
РосКон, 2004 // Роман. 2 место ("Серебряный РОСКОН") | |
лауреат |
Литературная премия имени И.А. Ефремова, 2004 // За выдающееся литературно-художественное произведение. Роман: |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2003 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2003 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Премия Кира Булычева, 2004 // (роман 2002 года) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2004 // Крупная форма, романы |
- /языки:
- русский (6), литовский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (1)
- /перевод:
- Б. Станков (1), Н. Якубаускайте (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Неизвестный Ч., 23 мая 2023 г.
День прошёл вкусно и бессодержательно.
Святослав Логинов -- Свет в окошке
Человек умер и попал куда-то, «куда все»...
Из множества подобных сразу вспоминаешь первые романы «Мира Реки» Фармера (последних у моей памяти нет), в которых умершие люди разных рас и эпох живут, сражаются и пытаются дознаться, куда их занесло. Подробности забыты, но ощущение качественного рубилова, поиска, тайны — осталось.
Но это не для нас.
У нас в пустыне из нихеля утопает город,
lvov231, 27 апреля 2023 г.
В Библии чётко сказано в Книге Бытия (3:19) я: «Земля — это место, откуда ты взят. В землю ты вернешься, потому что ты прах, и в прах ты вернешься».
Без оценки.
Пусть каждый фантазирует о загробной жизни как ему нравится. ПМСМ просто выключится свет. И всё. Как когда-то его включили при нашем рождении.
Написано всё талантливо, на высоком уровне.
porcufine, 8 августа 2022 г.
«— Тут нет людей. — Взгляд чёрных глаз, словно привезённых из Италии, где <...> провёл худшие свои годы, наконец осмысленно остановился на лице Ильи Ильича. — Кругом одни трупы нарумяненные, а я первый среди вас. Душно…»
«Если нет ничего, кроме мнемонов, то и бить следует мнемонами»
В книге, без преувеличения, потрясающая завязка (пролог да первая пара глав), неплохие финальные страницы и очень многообещающая идея (не реализация) «небесного» мироустройства. Концовку можно назвать спорной, но стилистически она все еще очень и очень хороша. Жаль, что сшиты они – начало и конец – между собой скучной, грубовато написанной «бытовухой».
Вступительные страницы обещают нам, казалось бы, печальный, но поучительный и вдохновляющий магический реализм… Последняя улыбка от незнакомого малыша, хоспис. Идея приравнять память к потусторонней валюте – прекрасная. Ушедшим там хорошо, пока мы помним – важная мысль, и помнить нужно обязательно, в том числе и для себя. Автору хочется похвалить за образ сыщика Афанасия, и многократно пожать руку за потрясающую сцену встречи Ильи Ильича с тетей Сашей, за эту линию с сувенирными слониками, в которых сосредоточилась память о человеке, память, благодаря которой человек и выживал. А какое развитие получает в итоге этот короткий эпизод, какую грустную, но жизненную развязку! За желанием поразить ближнего своего широкими жестами человек про самого ближнего и забывает. Читаешь и понимаешь, почему у романа столько «пятерок» и «десяток»…
И вот Илья Ильич попадает в Город, место, где в разных кварталах живут все люди Земли. Вот, наверное, где-то здесь и начинает потихоньку сыпаться, оказывается, очень схематичный мир. Я допускаю, что автору хотелось рассказать историю, поэтому он уделил внимание только фундаментальным элементам, но… Неужели только мне Город показался «маленьким»? По ходу, конечно, упоминается численность населения в несколько миллиардов человек, только создается впечатления, что автором описан максимум областной центр на периферии нашей необъятной. Не нашлось тех, кто захотел воспроизвести небоскрёбы или иные архитектурные чудеса? А место проживания элит – пресловутая Цитадель – четырехметровый забор да две башни внутри? Если есть дороги — где транспорт? Раз город такой огромный, раз fast-travel (привет, будущие Лит-РПГ) не работает без денег, почему нет такси, самолетов, да чего угодно еще? Зато есть компьютерная симуляция. Пусть при желании можно найти всему оправдания, но мир попросту скучен, а тягучая, беспросветно обыденная история только затрудняет чтение. Животным достался куда лучший удел — и на том спасибо.
Расстраивает и количество оборванных сюжетных линий (привет, Серега и иже с ним) и внезапных странных эпизодов, вроде
Разбавляет эту серую тягомотину появление
Встреча с сыном, погибшим на войне в Афганистане и желающим попасть в ряды стражников Цитадели эмоционально описана куда беднее, нежели беседа за чаем с тетей Сашей.
!!! СПОЙЛЕРЫ К ФИНАЛУ !!!
Прочитавшие – задумайтесь? О чем книга? Какую идею она несет? Что все равно, что за память о себе оставить? Что после смерти человека ждет все то же бренное существование во грехе среди бескрайних просторов нихиля, где главные развлечения – потешить похоть и набить желудок? И пусть автор сколько угодно утверждает нам, что это – справедливо, ведь здесь никто не может никому навредить осознанно (оказывается, еще как может – нужно лишь зажать деньги в кулаке – иронично), в чем же тогда посыл? Громи и убивай, чтобы на том свете жилось хорошо? Важно всегда оставаться человеком, но книга тонко намекает, что есть и иной путь. Это не есть честность с читателем, это насаждение ему абсолютного декаданства и погружение его в дефицитарное состояние. Может, роман посвящен критике христианской веры, в частности Рая? Эту стороны вопроса я даже не буду затрагивать – в других отзывах и рецензиях все было сказано.
Главный герой проживает самую обычную жизнь, просто смиряясь со своим существованием. Мрачный сюрреализм кварталов Отработки с улицами выдернутых из панелек квартир, Лидия Михайловна с ее идеально чистой библиотекой, рассыпавшаяся книга… Пожилые люди и там и тут заканчивают свой путь в одиночестве — вновь социальная проблематика. Я не согласен с теми, кто считает, что история заканчивается ничем. Последняя улыбка от незнакомого малыша – и Илья Ильич получает надежду исправить свое положение, но мое желание видеть такую трактовку не коррелирует с настроением книги – скорее всего он просто просуществует немного дольше, так и не подняв опущенные руки.
«Свет в окошке» способен напомнить об очень важных вещах и зародить в голове самые правильные мысли. Так раскрывается смысл названия, но в этом и главная загвоздка — далеко не каждый разглядит этот самый свет за пеленой мрака. Не сдавайтесь, как сдался Илья Ильич, но всегда помните своих слоников, как помнил он.
Очень сложно давать объективную оценку такому произведению. Первый раз придется обойтись без нее. Скорее всего, в формате повести история смотрелась бы намного лучше, независимо от снижения числа жизнеутверждающих цитат на страницу текста.
P.S.
neli mustafina, 1 августа 2022 г.
Однажды мама сказала: я в молитвах поминаю отца, маму, всех родных умерших...потому что пока я их поминаю, они живы.
Вот что я вспомнила, читая эту книгу.
Что останется после нас? Какими запомнят нас дети?
Повествование грустное, никаких наставлений или поучений...Интересно то что автор не рассказал — кому принадлежит власть в крепости, куда пропуск не разрешен «простым смертным»...но мы ведь и так догадались — Иисусу? А вы о ком подумали?
Ибо имя его бессмертно.
Molekulo, 28 декабря 2021 г.
Это пример книги, немного напоминающей русскую классическую литературу: интересная мысль подается через призму страданий, тлена и безысходности.
Автор предлагает такой вариант посмертия: умерший человек отправляется в ничто, где существует, пока не потратит весь свой капитал, который создается из памяти живущих об умершем. Деньги-мнемоны можно тратить на ежедневный обязательный платеж, создание вещей по памяти, получение навыков от вселенной и получение услуг от других людей. Когда деньги кончаются, человек исчезает. Любое воспоминание об умершем приносит тому копеечку, поэтому известные люди живут припеваючи. Все, включая отъявленных злодеев.
Отобрать деньги нельзя, можно только отдать добровольно. Если, например, кого-то бьют, то ударивший теряет деньги, а побитый забирает по известному одной вселенной курсу. Вообще навредить человеку в этом мире сложно: против воли ничего не сделаешь, хотя мне кажется, что этот момент автор не додумал. Приводится пример, в котором не особенно совестливые люди подсаживались к другим в кафе и ели их еду, что вроде бы не возбранялось мирозданием. Напротив, требует денег защита своего личного пространства. Такой вот странный мир.
Никаких сверхъестественных сил в произведении не замечено. Напротив, Святослав Логинов яростно проходится по религиям, а особенно по христианству. И ладно бы полемика была на уровне, но автор берет максимально слабые аргументы для своих противников (причем не реальные догматы, а стереотипы и популярные заблуждения) и с легкостью их побеждает. Еще больше усиливает глупость происходящего факт, что иногда рассуждения подаются словами не героя, а автора. Неужели герой в одиночку с этим не справляется? Примерно так же прошел диалог с Гоголем, где героический протагонист переиграл и уничтожил никчемного Николая Васильевича.
Остальные аспекты романа тоже не блещут. Главный герой одновременно уныл, непримечателен, но при этом мудр аки змий и несет высшую Правду. Чего стоит его разгадка того, как работает Цитадель (место, где живут знаменитые), и уже упомянутая беседа с Гоголем. Другие персонажи не запоминаются, большинства хватает только для пары диалогов, второстепенные сюжетные линии прерываются или бросаются. Вот была у героя жена, страдала она и при жизни, и после смерти, встретилась с мужем, поговорила, да ушла обратно проживать оставшееся время. Зачем, спрашивается, она вообще была нужна в тексте? И остальные так же.
Самое обидное, что автор проигнорировал столько вариантов развития сюжета: он мог бы исследовать, почему так устроен мир, мог бы организовать или хотя бы попытаться устроить счастье для всех после смерти, мог бы заняться революцией и свергнуть тамошних богатеев, да на худой конец мог бы больше развить уже имеющуюся философию. Но все впустую, вместо этого книгу заполняют тлен и какая-то бытовуха. Печально.
ВладимирВас, 5 июля 2021 г.
Философский грустный трактат о том, как важно думать и помнить близких людях. Фантастическая оболочка лишь форма подачи, а не самоцель. Конечно этот роман сильно слабее Многорукого бога или Колодезь, но читается легко, интересно и есть над чем поразмышлять. Мне у Логинова нравятся вообще все его произведения (жаль он не плодовит, как Донцовы-Устиновы)). Это качественный автор, который умеет писать и которого приятно читать.
Shorek, 7 февраля 2021 г.
Определённо тяжёлая книга и дело даже не в философии, просто иногда становится нудно, вроде бы читаешь книгу про посмертие, а потом появляется отрезок про виртуальную реальность, откуда, зачем?
Довольно необычное изображение жизни после смерти, с изрядной долей философии и даже некоторыми элементами стёба над религиями.
Действительно неприятен конец своей открытостью
Теги: Тот свет, вера, религия, воспоминания, философия, стёб, смысл существования, безысходность, фэнтези, время деньги, ирония, тяжело, социальная фантастика, бездуховность, атеизм, скептицизм, несправедливость, правила, после смерти, временные промежутки, известные личности, город, общество.
kidd, 11 ноября 2020 г.
Неоднозначное произведение. Посыл понятен, автор, воспитанный в христианско-православной парадигме, пережив 90-е наши, пытается адаптировать все и ко всему. Он пишет про атеизм, но подспудно понимаем, что атеизм приобретенный, воспитывался в другой концепции. Причем, рос и начинал творить на всех исторических переломах нашей многострадальной державы.
Долго думал между 6 и 7 за произведение.
iliandr, 7 ноября 2020 г.
Маленький шедевр Анюты
Хотя «Свет в окошке» официально именуется романом, по форме и содержанию он гораздо ближе к сборнику рассказов о жизни после смерти. Будь это так – то и десятки не выстреливших чеховских ружей воспринимались бы антуражем маленьких трагедий, а не странным решением автора. Однако раз уж это роман, то и оценка будет общая.
Честно говоря, в целом роман меня особенно не зацепил. Что касается элементов идейной вторичности как внешнего вида послесмертия, так и местных жизненных ресурсов, то виноват тут я сам – он вышел в 2002 году, и читать его нужно было в это время, и вторичными бы для меня справедливо выступали бы более новые произведения. Но прочитал его сейчас, и ничего с этим уже не сделать. Но в первую очередь проблема кроется в самих историях, если судьба самого Ильи Ильича скорее порадовала, то истории его сына, жены, сыщика Афони, стражника на стене и даже Николая Васильевича просто не зацепили. Есть в них, конечно, и жизнь, и душа, но прочитав забываешь сразу, не то, что мнемончика, даже лямишки им от меня не достанется.
Зато великолепно выглядят, казалось бы, страничные, даже не истории, а антуражные наброски о тете с её слонами, библиотекарше, учительнице младших классов и случайном малыше, запомнившем улыбку старика на скамейке.
И словно звезда на елке горит история Анюты, случайно повстречавшейся на том свете главному герою. К этому моменту, за 150 страниц, роман меня уже порядком утомил, а юный гадкий утенок дал не просто второе дыхание, а буквально вдохнул новую жизнь в роман. Невероятно трогательная, красивая, наивная, грустная и трагическая история длинною в полтора дня, которая стоит для меня особняком от всего романа и заслуженно получает признание и восхищение. А последние 3 абзаца Анютиной главы разбивают сердце.
Спасибо, Святослав Владимирович, за Анюту и её свет в окошке.
strannik102, 4 ноября 2020 г.
Либо Герой, либо Злодей, главное, чтобы непременно Великий, и чтобы все о тебе знали...
А довольно оригинальная версия послесмертия. По крайней мере, логично связывающая в одно целое представления о каком-то потустороннем мире (однако вовсе не похожем ни на какое-либо религиозное представление о рае или аде) и память людскую. Тут вам и 9 обрядовых дней, и сороковины, годины, и ежегодные поминания, и просто дни поминовения усопших. И от частоты и мощи этих воспоминаний напрямую зависит загробное существование.
Хотя… а почему это существование! Самая настоящая жизнь. Да ещё и, в отличие от нашего материального реала, имеющая кучу разных бонусов. Типа там омоложение, материальные блага разные, и прочее. Правда, и риски тоже имеются, причём многое от самого живоусопшего как бы и не зависит. Т.е. если не сильно «наследил» в реальной жизни, то со временем память о тебе становится всё более мелкой, упоминания-воспоминания всё более редкими, а числе людей, как-то когда-то знавших тебя, в силу естественной убыли уменьшается…
На самом деле, всякие там описания повседневного существования жильцов этого «подлунного» мира порой довольно занимательны просто в силу некоторых приключенческих моментов. Хотя некоторые событийно-смысловые линии автор до конца не дотянул, например, линию жизни сына главного героя. Т.е. всё активно разрабатывалось и прорабатывалось, велось к определённой цели, а потом бац! Цель достигнута… Ну и всё, и больше об этом так и не упомянулось.
Не скажу, что слишком уж сильна и философская составляющая, типа «старайтесь оставить память о себе крепкую и долговечную, и пребудет вам жизнь вечная...». Что-то такое, конечно, есть, и понятно, что автор всё к этому и ведёт, но всё-таки — спасибо ему — не навязчиво. Да ведь и дураку понятно, что вечную загробную жизнь обретут только лишь мощные исторические личности, неважно, реальные или мнимые — т. е. крупные религиозные фигуры и разные Хамурапи и Нефертити конечно обречены на бессмертие в послесмертии. А вот обычный народец всё-таки рано или поздно уйдёт в небытие...
Ну и ладно.
Shab13, 28 октября 2020 г.
От старости и сопутствующих болезней умирает Илья Ильич. Умирает и попадает в... чистилище? рай? ад? Смотря с какой стороны посмотреть. Вот такая простенькая завязка.
Всю книгу Илья Ильич, и читатель вместе с ним, пытается разобраться в тонкостях жизни в загробном мире. У каждого умершего, в этом мире есть кошелек с двумя видами монет — лямишки и мнемоны. Первые мертвец получает, если его вспоминает кто-то с ним не знакомый, вторые (в одном мнемоне 360 лямишек) — за воспоминания тек, кто знал лично. Монетки эти можно использовать как угодно, хоть внешность поменяй, хоть покушать сделай. Только надо помнить, что за один день в загробном мире снимается одна лямишка, автоматически. Истратив все монетки превратишься в нихиль, субстанцию, которая здесь везде, и из которой здесь все сделано. Шорошая шутка, нихиль с латыни — ничего.
Умереть в этом мире нельзя, убить кого-то — себе дороже, известные мертвецы живут обобщенно, в огромной цитадели, а простые смертные могут выиграть конкурс и стать смотрителем «зомбака». Зомбаки, кстати, очень интересная находка — мумии, которых откопали после забытья и выставили в музей. Лямишки за них капают, а сами «зомбаки» напоминают умственно отсталых. Геймеры тут создают свои виртуальные миры, а военные планирую штурмом взять цитадель.
И все бы ничего, но основного сюжета, кроме «Илья Ильич в чистилище», здесь нет. Больше того, сюжет похож на плоховато пошитое лоскутное одеяло. Вот кусочек-введение, с закусочной и хитры детективом, вот кусочек про сына и штурм, вот небольшой лоскут про жену, вот про поиск родни, вот про знакомство с девушкой, вот ускоренный пересказ последующих лет. Спросите «и что тут такого?». А то, что каждый кусочек, во-первых, почти ни к чему не ведет, во-вторых, больше служит для размышлений автора, чем для читателя и сюжета. Эпизод с женой служит для демонстрации геймерскх миров, и не ведет ни к чему, без эпизода с матерью и отцом Ильича тоже можно смело обойтись, история сына вроде завершена, но оставляет в недоумении.
Сам Илья Ильич, как персонаж, вызывает симпатию, пока автор не делает его самым умным, находчивым, правильным на всем потустороннем свете.
С другой стороны книга отлично демонстрирует идею, что мы живы, пока жива память о нас, и то, что в конце мы все уходим в ничто. Здесь есть прекрасные детали, вроде слоников тёти Саши, грустного Гоголя, истории о брошенных детях, стареньких интеллигентов, тратящих последние лямишки на поддержание личной библиотеки.
Благодаря небольшому объему книга не успевает утомить и утопить читателя в ненужных эпизодах. Мне понравилось, но с оговорками.
izubr_, 2 октября 2020 г.
О романе очень много как положительных так и отрицательных отзывов, но прочтения он стоит. Да он не всегда однозначен, да он иногда очень тяжел, да он не динамичен и не оставляет надежд для героя... Но идея интересна, персонажи хороши, пусть на душе грустно от истории девочки убитой младенцем, но такого посмертия еще не встречалось. Но есть у книги один большой плюс — да, она многих поддержит во время когда потеряны близкие и , ГЛАВНОЕ, пока ее читаешь и потом какое-то время вспоминаешь всех своих близких и думаешь , что пусть им по Мнемону перепадет
ТимЧин, 2 октября 2020 г.
Несколько дней ходил под впечатлением от романа. Тяжёлая и страшная вещь. Даже если мы умираем, мы живы, пока о нас кто-то помнит, и абсолютно неважно, чем ты запомнился за земле, хорошим или плохим, важно чтобы эта память жила. Великие герои и гуманисты и самые отъявленные мерзавцы оказываются равными перед людской памятью. Но настоящие подвиги, как выясняется, совершают совсем не они, а те, кто зная об этом, отдаёт свою вторую и, возможно, последнюю жизнь за других, не получая в ответ ничего и ничего при этом не требуя.
vorpol, 19 сентября 2020 г.
Отличная вещь, очень глубокие мысли и идеи, при этом повествование не занудное, а наоборот — держит в напряжении. Пара-тройка мелких вопросов по мироустройству есть (штампованный взгляд на другие культуры), но они не портят общей картины.
На фоне волны графошлака, книга оставила очень глубокое впечатление, Анюте реально сочувствуешь, и переодически возвращаюсь мыслями «А что если...». Плюс тянет перечитать ее еще раз — в целом, считаю это признаки шедевра.