fantlab ru

Север Гансовский «Доступное искусство»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
156
Моя оценка:
-

подробнее

Доступное искусство

Рассказ, год; цикл «Лех и Чисон»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

На этом этапе человечество приобрело возможности почти неограниченные. Без всякого труда и за небольшое время можно вложить себе в голову любые знания, можно приобрести произведения искусства, которые будут не менее подлинными, чем сами подлинники. Можно материализовать любого гения и, к примеру, послушать «Лунную сонату» в исполнении самого Бетховена. Но суррогат, он и есть суррогат...

© Lucy
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Три шага к опасности
1969 г.
День гнева
2002 г.
Тревожных симптомов нет. День гнева
2018 г.
День гнева. Новая сигнальная
2024 г.

Периодика:

Искатель № 3 1965
1965 г.

Самиздат и фэнзины:

Часть этого мира. Том 1
1994 г.
Шесть гениев
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Die Stimme aus der Antiwelt
1972 г.
(немецкий)
Der Kristall und andere phantastische Erzählungen
1977 г.
(немецкий)
Das Mädchen aus dem All / Die Stimme aus der Antiwelt / Der Intelligenztest
1979 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Процесс чтение нескольких рассказов Гансовского подряд напоминает контрастный душ: не угадаешь, будет ли данный рассказ отличным или никуда не годным. Этот, по-моему, отличный. Он стилистически и, отчасти, тематически примыкает к любимой мною «Части этого мира» (и совершенно не похож на «Демона истории», который, по чисто формальному обстиоятельству — имени главного героя — отнесён классификатором к тому же циклу).

Тема искусственной гениальности, вероятно, сильно интересовала Гансовского — вспоминается его «Пробуждение», в котором посредственность временно превратилась в гения. Здесь же обыватели «воссоздают Бетховена», но единственное, что они могут спросить у великого немца — это «sprechen Sie Deutsch?» (отличная сцена!). Кстати, на похожую тему писала через десять лет Ольга Ларионова в своей «Картели» — только там любопытные потомки создали «цифрового Пушкина». И возможно, Ларионова этой своей повестью ответила на пафосный рассказ Юрия Соколова «Строка из стихотворения» — там тоже про воскрешение Пушкина.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. Хотя посыл его не нов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не может быть подлинника подлинника; и все эти шедевры ничего не значат без тех творческих мук, без работы, без усилий, которые привели к их созданию. И это справедливо не только в плане искусства, но и в плане науки, спорта и т.д. А над всем этим, как купол, общество потребления, богатое, но недалёкое…
Рассказ всё это показывает. Может слишком уж неприкрыто. Но это компенсируется отличным стилем – лёгким, ясным, выточенным. И иронией – умной, тонкой. Гансовский – отличный художник, и «картины» (истории и миры его) узнаваемы и надолго остаются в памяти. Данный рассказ из их числа.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чисон (видимо тот же, что и в «Демоне истории») со своим приятелем Лехом попадают на приём в дом Лин Лякомб. У приёма сразу два «гвоздя» — демонстрация картины Рембрандта «Отречение Петра», точнее её помолекулярной копии и материализация Людвига ван Бетховена с целью исполнения последним «Лунной сонаты».

Я бы воздержался от трактовки рассказа как порицания капиталистического общества. Автор высмеивает невежественное тщеславие. А его хватало и в Советском Союзе. Чего стоят книжные полки с выстроенными рядами, тщательно подобранными по цвету корешков, книгами, что ни разу не открывались. А ведь многие будущие фантлабовцы готовы были на всё, только чтоб прочитать какого-нибудь из заключённых этих полок.

Ну и сама идея точного копирования уникальных объектов перспективна в любом случае. Готовы ли представители фирмы «Доступное искусство» копировать живое?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не надо так высокомерно «эрзацы...». Я с удовольствием перелистываю чудесные альбомы, на которых изображены копии произведений великих мастеров. И дома на стене не один год висела у меня репродукция мадонны Литта Рафаэля. Я благодарен искусству и мастерству людей, которые позволили мне прикоснуться к великому. И труд этих неизвестных мне людей заслуживает уважения.

Другое дело, что не стоит швырять бисер перед свиньями. И эрзацем являются не произведения, которые наука и техника воссоздают со всей возможной точностью, а люди, мещане в самом худшем советском смысле слова, которые корчат из себя личностей, а сами никем не являются.

И ещё по поводу денег — в рассказе совершенно ясно подразумевается, что богатая самка тратит деньги, которые не она зарабатывала, которые достались ей в результате стечения обстоятельств. Но и один из героев ненамного лучше — просто выбросить копию картины гениального художника — это тоже поступок свинский. Заразился что ли...

А представьте себе картину — небогатый студент с благоговением тащит из магазина дорогущий альбом с репродукциями великих мастеров, который он купил, месяцами откладывая свои жалкие гроши, отнятые у желудка.

Вы и здесь скажете — «эрзацы!...»

Автор верен себе, в психологическом плане рассказ великолепен, способен затронуть самых разных людей, и породить различные мнения. А равнодушным может остаться только тот, кто не читал.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ близок другому произведению Гансовского — «Голос», но это произведение сатирическое и в чем-то пророческое. В 60-х, когда написано «Доступное искусство», автор, очевидно, имел в виду «проклятых капиталистов», которые норовят все купить за деньги. А в нынешней России в период дикого капитализма уже и искусство становится все менее доступным (сколько стоят хорошие билеты в театр или на концерт, альбомы по живописи), и качественное образование зависит не только от способностей, но и от кошелька. Есть в рассказе и волновавшая Гансовского мысль об ответственности ученых за свои открытия. На первый взгляд благие идеи выродились в карикатурные фирмы «Доступное искусство», «Доступный спорт» и «Доступная наука».

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ оставил двойственное впечатление. С одной стороны автор порицает мир потребления, как это и должно быть в советской фантастике, а с другой стороны, порицает новые методы обучения, распространение копий произведений искусства. Вот со второй частью утверждений автора никогда не соглашусь. Выходит не нужны нам фотоальбомы произведений искусства, которые в подлиннике я никогда не увижу?..

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эрзацы... их все больше в нашей жизни. А неумные снобы и нувориши, играющие в ценителей искусства, были и будут всегда, как «...и споры — о романе модном, и о приехавшем певце...».

А рассказ хорош. Стиль, действующие лица... Какая реальная дама эта Лин Лякомб, замечательно выписана!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стать настоящим мастером и сотворить шедевр можно только через тяжелый труд.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх