fantlab ru

Тед Чан «Выдох»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Оценок:
854
Моя оценка:
-

подробнее

Выдох

Exhalation

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 103
Аннотация:

Некую Вселенную, ограниченную стеной из хрома, населяют механические создания. Они считают источником жизни воздух, которым дышат, ежедневно заменяя опустевшие легкие новыми, наполненными. В то время как один из исследователей решает загадки мышления, во всем мире становится заметной еще более удивительная и важная вещь: время ускоряется...

Примечание:

Имеется сетевой перевод под названием «Выдох».


Входит в:

— антологию «Eclipse Two: New Science Fiction and Fantasy», 2008 г.

— антологию «BSFA Awards 2008», 2009 г.

— антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Three», 2009 г.

— антологию «The Year's Top Ten Tales of Science Fiction», 2009 г.

— антологию «Year's Best SF 14», 2009 г.

— антологию «НФ-52», 2012 г.

— журнал «Lightspeed, Issue 47, April 2014», 2014 г.

— антологию «Погружение», 2018 г.

— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.

— сборник «Выдох», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2009 // Малая форма

лауреат
Локус / Locus Award, 2009 // Рассказ

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2009 // Рассказ

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 EV // Короткая форма, переведённая на французский

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2021 // Зарубежный рассказ (США; отдельный рассказ)

Номинации на премии:


номинант
Sky Awards, 2009 // Самая популярная переводная фантастика (США; рассказ)

номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2009 // Лучшее произведение малой формы

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第42回 (2011) // Переводной рассказ

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2021 // Короткая форма, переведённая на французский

Похожие произведения:

 

 


Выдох
2019 г.
Выдох
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

BSFA Awards 2008
2009 г.
(английский)
НФ-52
2012 г.
Самое далекое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку
2018 г.
Погружение
2019 г.

Аудиокниги:

The Year's Top Ten Tales of Science Fiction
2009 г.
(английский)

Электронные издания:

Lightspeed, Issue 47, April 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Eclipse Two
2008 г.
(английский)
The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Three
2009 г.
(английский)
Year's Best SF 14
2009 г.
(английский)
Exhalation: Stories
2019 г.
(английский)
Издихание
2023 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ. На нескольких страницах как-то незаметно, без натуги, разбирается проблема существования нашей Вселенной. Далее будут спойлеры.

Нам показывают накрытый куполом мирок, в который постепенно нагнетается воздух. Обитающие в этом мирке странные механические существа понимают, что как только давление воздуха на земли и у «крыши» сравняется их жизнь прекратится. «Вселенная придет к состоянию абсолютного равновесия. Всякая жизнь и всякие мыслительные процессы остановятся, а с ними и само время».

Механические люди всеми силами пытаются оттянуть этот момент, но не в их силах создать вечный двигатель. Остается лишь питать надежду, что за хромовыми стенами их мирка есть и другие вселенные. Быть может, куда большее, чем их собственные. Если бы только можно было просверлить хром…

Я затеял этот длинный пересказ потому, что как мне показалось, большинство читателей не заметили аллегории, вложенной автором в рассказ.

Мир накрытый куполом – наша вселенная. А уравнивание давление – тепловая смерть, которая по некоторым теориям ожидает мироздание через миллиарды лет. Механические существа (думаю, и так все поймут, кто имеется в виду) бессильны победить энтропию. Своими действиями они лишь ее увеличивают. Мы на их месте можем лишь надеяться, что наша вселенная не замкнутая система, что за ее «стенами» есть другие миры.

Посыл рассказа представляется мне одновременно оптимистическим и пугающим.

С одной стороны читатель знает, что другие миры «за стенами» есть. А с другой стороны понимает, что сам мир этих странных механизмов искусственен и возник по воле неизмеримо более могущественных существ, цели которых совершенно непонятны. Если отвлечься от оптимистичных слов главного героя, то невольно появляется мысль – как же ничтожно мало мы знаем об окружающей нас вселенной.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ этот ценен прежде всего тем, что принадлежит к плеяде произведений, которые при желании можно трактовать совершенно по-разному. Посмотрите-ка, как рассуждают лаборанты: это об энтропии, нет об искусственном интеллекте, нет всё же это про невероятный и непостижимый мир. Жаль, мы не можем прямо сейчас зажать Теда Чана в тёмном углу и допросить с пристрастием )). Что же, каждый может понимать этот текст по-своему и с моей колокольни кажется, что Orm Irian попала в девятку в своём отзыве и была наиболее близка к пониманию этой вещи. «Весь рассказ не могла избавиться от впечатления, что герои живут в каком-то огромном заводском цеху. Потому что мира-то как раз в рассказе и нет...» пишет она. А может так оно и есть? В буквальном смысле? Знаете, я пока читал, не мог отделаться от ощущения, что это уже было. Потом вспомнил завлекательный, интересный и немного жутковатый мультфильм «Шкатулка с секретом» 1976 года, по мотивам сказки Одоевского. Может всё сложнее и проще, чем мы думаем? Всё прямо как в мультфильме: «Сломается вот эта штука — шкатулка не издаст ни звука!» Только и всего! Герой рассказа — персонифицированная деталь некоего сложного механизма, как и его собратья, а весь рассказ то ли мистерия, то ли фантазия хитро прищурившегося автора. Как вам такой вариант, коллеги?

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна история об искусственном интеллекте. Но совершенно особенная. Во-первых, в данном случае автор представил нам не единичный объект, а целый мир механических разумных существ. Причем существ необычных. У них есть такие чисто человеческие качества, как любознательность и желание себя увековечить, преодолев таким образом конечность индивидуальной жизни. Механические существа Чана именно живые.

Традиционно механическое создание противопоставляют живому. А Чан показывает нам механическое существо с искусственным интеллектом как одну из разновидностей жизни. И кто сказал, что так не может быть? Жизнь бесконечно многообразна в своих проявлениях. Вполне возможно, что где-нибудь и такая цивилизация была, есть или будет.

Живые механические существа очень похожи на нас. Не внешне, не по укладу жизни. Но по своим устремлениям и целям. Им хочется понять, как функционирует их мозг, механизмы памяти, причины потери накопленной памяти в случае гибели мыслящего существа, даже если его удается оживить. У них развивается академическая наука, не связанная с сиюминутными потребностями. И когда они понимают, что конечна не только жизнь индивидуума, но и жизнь их мира тоже, они, совсем как мы, пытаются найти способ избежать конца. Но находят только способ сохранения памяти о себе в виде записей, которые когда-нибудь сможет прочесть заглянувший в их погибший мир исследователь. Тоже совсем как мы.

Идея личного бессмертия завлекательна, но весьма дискуссионна. И Тед Чан не углубляется в нее. Герой его рассказа осознает конечность своей личности и по примеру всех земных человеческих поэтов противопоставляет этому «нерукотворный памятник» в виде научно-популярного и отчасти художественного трактата, адресованный будущему.

Это рассказ об общности разумной жизни во Вселенной, которая всегда стремится к самопознанию, к познанию мира и запечатлению себя.

Прекрасная вещь.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новый замечательный рассказ, традиционно (для данного автора) отмеченный премиями, соединивший в себе черты, характерные для прозы Чана.

Как всегда, странный, непривычный мир. Вокруг него стена из хрома, тела жителей состоят из титана, мозг — из золота, а по артериям движется аргон. Книги гравируются на листах меди... Поначалу пытаешься провести аналогии, ждешь, что существа окажутся аллегорически описанными автомобилями, или механизмами, в общем, чем-то из реального мира. Но нет — фантазия автора достаточно мощна, чтобы не переиначивать существующее, а выдумывать абсолютно новое.

Опять же, характерные герои. Мне всегда казались безосновательными претензии, что персонажи Чана «картонные», «деревянные», «бездушные». Откуда??? Поймите же, это — не «приключения тела» (пришел-увидел-и т.д.) и не совсем «приключения духа» (тварь ли я дрожащая, или...). Это — «приключения мысли». Да, Чан передает в основном рассуждения, а не эмоции, однако представить переживания героев, проследить их «перерождение» (один из признаков качественной фантастики) лично для меня не составляет никакого труда. Но, даже если и правы критики, здесь «бездушность» как раз в тему! Это мир механических людей: мы не знаем, как зовут героев и есть ли у них вообще имена, ничего не говорится о том, есть ли у них семьи, родственники (только друзья и знакомые), но существа, такие иные, живут, а главное — мыслят — практически так же, как мы! Их тянет друг к другу, они любят общаться, обмениваться слухами и маленькими знаками вежливости (наполнить легкие воздухом для другого). Им интересен окружающий мир, из жажды познаний они способны провести опыт над собой. А когда выясняется неизбежная истина, они испытывают страх, а затем находят утешение в философии — и надежде...

Философия. Тоже традиционная для Чана сторона рассказа. Но если во многих произведениях автора она имеет оттенок депрессивности — новые знания ничего не меняют в жизни тех, кто их получает, — то здесь все обстоит наоборот. Да, сделать что-то вряд ли удастся, но в данном случае это необходимый закон природы. Общий для механических созданий и для нас, да и скорее всего для всех остальных Вселенных, какие только можно себе представить. А главное — надежда ГГ не беспочвенна, ведь мы читаем его записи и видим, что в своих рассуждениях он прав.

Отличная история, помогающая понять совершенно иных существ и законы нашего мира.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чан решил аллегорически описать закон увеличения энтропии, и создал для этого целый мир. Но однако мир получился до невозможности механистическим. Весь рассказ не могла избавиться от впечатления, что герои живут в каком-то огромном заводском цеху. Потому что мира-то как раз в рассказе и нет. Есть только хромированная стена и станция смены легких. И где то все великолепие, которое, как надеется главный герой, когда-то увидят представители других цивилизаций? Автор как будто хочет, чтобы мы просто поверили, что они есть. Как тот пресловутый суслик из «ДМБ»...

Единственное, что мне по-настоящему понравилось в рассказе — это сцена, где герой разбирает и обследует собственную голову. Только я так и не поняла, почему все это время никто не проводил таких исследований. Аргументация какая-то неубедительная. Да и странно, что этот процесс никак не повредил воздушным потокам, которые, собственно, всем мышлением и управляли...

В общем, идея хороша и интересна, но все выглядит в высшей степени недоделанным.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление, как от «Вавилонской башни», хотя последняя написана ярче, зато в «Выдохе» фантазия побогаче.

Рассказ выполнен в виде отчета ученого, отсюда сухость. По логике делится на три части. Сначала мы знакомимся с миром, необычным, но хорошо продуманным. Не буду спойлерить, тут гражданин ниже уже наспойлерил по самое нехочу. Но мир действительно необычный, автор раскрывает его, используя свой старый метод «новый абзац — новый штрих».

Потом подробное описание эксперимента, немного гимнастики для ума, все продуманно, логично и суховато. Отчет-с. Далее — спекуляции ученого об устройстве мира, заключительная часть, где опять разворачивается фантазия автора, границы мира раздвигаются, и он становится еще более необычным. В отчет прорываются эмоции, и персонаж становится более зримым и даже вызывает какие-то чувства (сочувствие, симпатию).

Соглашусь с мнением, что неэффективная растрата идеи. Хорошо бы немного развернуть, добавить персонажей. Но увы, Чан, насколько понимаю, фантаст идей, не словоблудия. После современных «Спинных слепотей» воспринял как конфетку, в которой не хватает чуть-чуть сладости.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Метафора — необходимый инструмент всякого писателя. И, пожалуй, более других в этом инструменте нуждается автор, пишущий в фантастическом жанре. С помощью метафоры писатель помогает читающему прочувствовать события, которые еще не произошли или уже никогда не произойдут. Метафора зачастую работает там, где оказывается бессильным внутренний взор разума.

В зарубежных рецензиях и аннотациях о Теде Чане нередко отзываются как об авторе «твердой» sci-fi, предпочитающем оперировать исключительно положениями современных научных концепций и терминологией. Мне это упрощение представляется странным: Чан как хороший писатель умеет преподнести научно-фантастические детали через красивый и даже поэтический образ.

Подтверждением этого для меня некогда стало стилизованное под восточную сказку произведение о путешествиях во времени и свободе воли — «Купец и вошебные врата». А «Выдох» в этой мысли укрепил. Не знаю почему, но финальные строки «Выдоха» напомнили мне прекрасную метафору бессмертной души, закрепленной Буниным в рассказе «Легкое дыхание». Хроника расширяющейся Вселенной записана в продолжительном выдохе — череде кажущихся бесконечными фазовых переходов, которые творят жизнь на своем долгом пути.

Очень красиво выписана Чаном проблема самопознания. Главный герой, представитель странноватой механизированной расы, пытается найти в себе отголоски того самого космического «выдоха» — невидимые колебания воздуха, составляющие его физическую основу. На ум тотчас пришло «Рассуждение о методе» Декарта, в котором выдающийся математик и философ сначала устанавливает собственный рационалистический метод, а затем с его помощью пытается установить место и устроение человеческой души. Нет сомнения: Тед Чан — очень талантливый писатель.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный пневматический мир, где изо всех эмоций и чувств доминируют лишь те, что связаны с поиском истины. Будучи физиком, я испытываю уважение к автору этой стилизации, строго подчиняющейся физическим законам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вечные двигатели невозможны, говорит Чан. Нельзя, получая энергию только за счёт разности давлений, с помощью полученной энергии эту разность давлений до бесконечности и поддерживать. Есть, конечно, и неувязки, если подходить строго. Например, трение и износ движущихся частей механизмов. Но это так, придирки
Однако жить в таком мире или даже на время попасть в него мне бы не хотелось. Скучно. Не трогает. Главный герой не вызывает настоящих сопереживаний (хотя во время своего ключевого исследования, он достоин восхищения). Трагедия его мира не поднимает в душе протест и желания спасти. Может быть за счёт особенностей жанра. В коротком рассказе Чан успевает лишь упомянуть о прекрасной музыке и поэзии, созданной этой цивилизацией. Однако истинное мастерство, когда об этом не упоминают вовсе, но исподволь через отношение героев влюбляют в созданное читателя. Можно ли это сделать не в повести или романе, а в рассказе? Наверное, да. Ставил ли перед собой такую цель Тед Чан? Наверное, нет. Мне кажется, его цель была обратной. Не протестовать и бурить стену до полного изнеможения, а философски подойти к неизбежному. Без лишних сильных эмоций, но спокойно, найдя даже в таком окончательном уходе некий оптимизм.

Что есть мы? — спрашивает Чан и отвечает — Колебания воздуха. Сейчас и здесь. Рано или поздно они прервутся, но если вызовут сходные колебания в ком-то другом, мы оживём. Не в полной мере, конечно, но что есть полная мера, если, живя, человек каждый раз разный?

И ещё. Можно придумать фантастический мир, нарушив физические законы. Слово фантастический в известной мере это подчёркивает. Про фэнтези и не говорю. Чан придумал абсолютно новый мир. Фантастический. Демонстративно подчиняющийся существующим законам физики. И аргон, конечно, не случаен — инертный газ не окисляет. Нам этот мир кажется странным. Не объяснимы окружающие стены, природа местных людей (роботов?). Но физическое родство миров спрашивает, а что, разве твой мир не таков, разве природа материи и людей более понятна?

Мне кажется, эта аналогия между мирами, их жителями, проблемы начала и конца — важные послания этого короткого, в чём-то стерильного, но очень ёмкого рассказа. Почитайте, это не рядовая фантастика.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами суховатый, каким он и должен быть, дневник учёного — представителя расы механических людей. Для себя я отметил три момента.

Автоанатомирование. Важный шаг для любого существа — додуматься заглянуть в себя ради новых открытий. Заглянуть можно по-разному: через искусство, через медитацию. А герою рассказа ближе, видимо, соответственно его образу, заглянуть в себя буквально. И в результате сделать сразу россыпь открытий.

Субъективное ускорение времени. Земные люди тоже наблюдают аналогичный феномен — с возрастом течение времени всё ускоряется и ускоряется. Наверное, какой-то жизненный эфир (аргон) с годами всё медленнее бежит по каналам наших тел.

Вместо простого шипения выходящего под давлением воздуха загадочным образом рождается культура во всём многообразии: науки, искусства, технологии со всеми их плодами, остающимися в наследство другой расе после «конца мира». И герой рассказа со своими соплеменниками здесь — инструмент, посредством которого всё это создаётся.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова Тед Чан предлагает нам необычный, невероятный мир. Разумные существа, напоминающие механических роботов на пневматическом приводе, тысячи лет живущие в замкнутом металлическом объеме, создавшие свою науку, искусство, культуру. Главный герой, самоотверженно исследовав собственный мозг, обнаруживает, что процесс мышления тоже основан на пневматике. И еще одно открытие — разность давлений внутри обитаемого объема и снаружи, откуда эта странная раса берет воздух для обеспечения собстввенного существания, постепенно уменьшается, что приведет к угасанию жизни. Вот, собственно, и все... Неужели вся соль рассказа — в финальной фразе: «Живи и наслаждайся жизнью!»? Получается, снова мир, придуманный ради необычной идеи, и никакой вокруг этого философии. Жаль. Хотя читается рассказ с интересом...

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну чтож, «Выдох» ещё раз напоминает нам что в научной фантастике главное это состояние души а не оболочка в которой эта душа заключена. На каждый выдох должен быть вздох, восстанавливающий равновесие. и ужас из за того что мир жителей «Выдоха», вселенной, родившейся в момент когда неимоверно огромное дыхание задержалось (The universe began as an enormous breath being held) как мы её видим катится в тар-тарары вполне понятен. Спасибо автору, так скурпулёзно и дотошно он описал нам привлекательность неведения.

К сожалению, меня эта история не вдохновляет. кроме несчастных случаев эта пневмо-механическая расса не знает смерти. не задаётся вопросом о смысле жизни, или о загробном мире. зачем им, они вечны, perpetuum module, пока есть порох в пороховницах(ладно, воздух в поршнях), не считая коллективной заправки аргоном, никакого духовно-религиозно-интелектуального обмена не происходит, так откуда берётся массовый страх и ужас? просто из желания существовать вечно несмотя на то что память о рождении отсутствует? что-то не верится. такая механически-совершенная нация с холодным умом и горячим сердцем (или что там у них гоняет воздух по поршням), почему то они не пракничны и, не заправляются концентрируя аргон из окружающего их воздуха обратно в легие. газ есть газ, тем более наш прекрасный, благородный и инертный аргон который... инертый он, не то что кислород или водород

не проняло, не идеально и потому печально что ненашлось ни одного достойного конкурента на такое количество премий.

да, интересно описание этих живых роботов и их микро-мира. может механики и восхитятся, мне так вполне хватает увлекательнейшиех историй о залипающих калиперах и прикипевших клапанах которыми наполнены мой будни

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличнейший рассказ, в котором в простой, доступной форме объясняются такие понятия, как энтропия и тепловая смерть вселенной. В одном из отзывов написано, что описанная Тедом Чаном вселенная родилась не из Большого Взрыва, а из Большого Выдоха. Другой рецензент сравнивает этот мир с заводским цехом, в котором происходит некий производственный процесс.

И то и другое в рассказе имеет место быть, подводя читателя к мысли об изолированности описанного мира-системы. Система в данном случае абсолютно изохорная по отношению к другим, гипотетически существующим системам. А внутри этой изохорной системы мы наблюдаем две другие изохорные подсистемы, обменивающиеся между собой веществом, в результате чего каждая подсистема, к удивлению местных жителей, изобарной уже не является. В общем, великолепный материал для того, чтобы вспомнить школьный курс термодинамики в части изопроцессов.

И это позволяет считать рассказ не только научно-фантастическим, но и научно-популярным, познавательным, художественная составляющая в котором призвана прежде всего оживить выдвинутую научную идею. Помнится, Айзек Азимов в своё время писал подобные произведения, прежде всего — на биохимическую тематику. Так вот, «Выдох» можно смело ставить в один ряд с творениями классика, а Теда Чана — считать достойным продолжателем. Ведь помимо «Выдоха» у автора есть ещё, например, геометрически выверенная «Вавилонская башня», математически просчитанное «Деление на ноль» или полная лингвистических изысков «История твоей жизни».

Однако вопреки большинству отзывов к «Выдоху» всё же не следует считать рассказ сухим и лишённым поэтики. Идеалистический мотив в произведении есть и ярко выражен в последних абзацах. Как и во многих других произведениях, Тед Чан постулирует, что важен не результат, а сам процесс жизни. На этот раз он находит его в радости познания — радости безграничной и многообещающей, радости, манящей в прекрасные дали.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гимн жизни от механического таракана, работающего на пневматике — это ли не показатель бесконечных возможностей искусства и его великого гуманистического пафоса?!

А еще Чана обвиняют ,что он детерминист и пессимист! Ну где же? Я думаю смысловой центр рассказа в словах о том, что вся их — да и любая другая — Вселенная могла изойти бессмысленным пшиком. Но этого не произошло, возникло чудо жизни и этот факел должен сиять, сколько хватит сил разума.

Причем рассказчик не просто пафосно разглагольствует. Очень взволновало и вдохновило, как этот пытливый ученый с риском для жизни на самом себе поставил фундаментальный эксперимент и проник в глубочайшие тайны мироздания.

Так что рассказ гимн не простому существованию, а мужеству мысли, которое должно быть присуще каждому разумному существу. Очень важный урок мужественности и стоицизма.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшое философское рассуждение в форме рассказа. Сюжет вторичен, герои тоже не так важны. Это именно что рассуждение на тему конечности жизни и невозможности этому противостоять. Определенная сухость изложения, присущая описанию механической цивилизации, и общая печаль темы не способствуют легкости восприятия. Хотя в финале автор и говорит о чуде разнообразия жизни, которой можно и нужно восхищаться, не оглядываясь на неизбежный финал.

По сути из всего рассказа запомнилась одна главная мысль — что вся жизнь и все отведенное ей время это один долгий выдох Вселенной. Формулировка, не лишенная печального очарования.

Думаю, ради этой мысли рассказ и задумывался.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хм. Ожидал большего, ну да ладно. Может еще что-то из непереведенного покруче будет.

Есть в рассказе один минус — надо было описать принцип работы обычных механизмов.

Хотя есть и еще один минус. А почему никто из анатомов не изучил «задохнувшихся»? Механизм конечно понятным бы не стал, но никаких пререканий о структуре точно не было б.

Сам же рассказ напоминает не столько «Вавилонскую башню», сколько «72 буквы». Предельно сухой и нединамичный их вариант.

Финальная «мораль» чересчур примитивна. Невольно возникает вопрос — неужели рассказ был написан ради этой вот «морали»? Зря она туда поставлена.

П. С. Видимо номинационный список Локуса и Хьюго в 2009-м был и вовсе слаб. Или автору уже по-привычке вручили?:smile:

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх