fantlab ru

Уолтер М. Миллер-младший «Страсти по Лейбовицу»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
845
Моя оценка:
-

подробнее

Страсти по Лейбовицу

A Canticle for Leibowitz

Другие названия: Гимн Лейбовичу; Гимн Лейбовицу; Гимн по Лейбовитцу

Роман, год; цикл «Святой Лейбовиц»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 93
Аннотация:

«Гимн Лейбовицу» — постапокалиптическая книга. Произошла война, цивилизация отброшена сильным пинком назад, возник негатив к науке, а слишком умных выскочек отправляли к праотцам. Лейбовиц — специалист по ядерному оружию, после холокоста потерял семью и ударился в религию. Основал орден католической церкви, перед монахами которого встала задача сохранить те зерна знаний, что до войны двигали человечество вперед. Хотя монахи уже сами «не въезжали» в нюансы фундаментальных наук, ими двигала надежда, что вскоре эти знания помогут вернуться к прежним устоям. Со стороны писателя происходит попытка обручить науку и силу, религию и технологию.

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


8.31 (85)
-
2 отз.
7.93 (104)
-
2 отз.
8.11 (101)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Знание-сила 1991`10», 1991 г.

— журнал «Знание-сила 1991`11», 1991 г.

— журнал «Знание-сила 1991`12», 1991 г.

— журнал «Знание-сила 1991`9», 1991 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1961 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (США, 1960)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Переиздание года (США)

Похожие произведения:

 

 


Гимн по Лейбовитцу
1991 г.
Гимн Лейбовичу
1993 г.
Страсти по Лейбовицу. Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь
2001 г.
Гимн Лейбовицу
2017 г.
Гимн Лейбовицу
2018 г.

Периодика:

Знание-сила 1991`9
1991 г.
Знание-сила 1991`10
1991 г.
Знание-сила 1991`11
1991 г.
Знание-сила 1991`12
1991 г.

Издания на иностранных языках:

A Canticle for Leibowitz
1959 г.
(английский)
Un cantico per Leibowitz
1986 г.
(итальянский)
A Canticle for Leibowitz
2001 г.
(английский)
A Canticle for Leibowitz
2006 г.
(английский)
Кантика для Лейбовіца
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новая история человечества после ядерной катастрофы удивительно похожа на предыдущую – Феникс обречен возродиться.

Мрачное средневековье в первой части, эпоха возрождения во второй – появление просвещенных людей, этаких «новых Ньютонов», презирающих религию и готовых ради науки жертвовать людьми и служить тиранам. И наконец, в третьей – «холодная война» и взаимное подозрение, которое неизбежно ведет к катастрофе.

Почему мы обречены на постоянное повторение своих ошибок, почему не учимся на них? Почему так быстро забываем и на что надеемся? Почему религия слишком костна и нетерпима, а наука бездушна и безжалостна? Похоже, человек не может стремиться к знаниям и одновременно соблюдать заповеди.

Гениальная, мрачная, правдивая эпопея о природе homo sapiens.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великое произведение!

Прочитал с огромным удовольствием. По построению и общему впечатлению книмга напомнила мне «Имя розы» Эко. И там, и там — приключенческая история в основе, которая играет в общем-то декоративную роль, ведь вряд ли кто-то будет читать Миллера, чтобы узнать, каким хитрым образом монахи восстановили потерянный уровень науки и техники, равно как абсолютно неинтересно читать «Имя розы», чтобы узнать, кто убийца (я честно говоря, так до конца и не понял там ход мыслей Шерлока Холмса). Главное же — философские и теологические переживания, завернутые в чрезвычайно изящную канву дискуссий о смысле бытия (достаточно увидеть, как перекликается в «Гимне Лейбовичу» дискуссия отброшенных в феодализм монахов о том, что означает «Транзисторная система управления узлом», и споры монахов в «Имени розы» о том, улыбался ли Христос).

Глубина и актуальность прозведения необычайная, и грустно становится от безысходности, ведь наверняка и на планете, на которую в конце книги улетел передовой отряд монахов, все точно также через пару тысяч лет закончится «Падением Люцифера».

И в то же время произведение пронизано тонким юмором — это и визит Франциска к папе, и битва аббата с Отвратительным Автосекретарем, и ряд других эпизодов.

В целом рекомендуется к многократному чтению по мере приобретения и осмысления жизненного опыта.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень мощный роман. Присоединяюсь к оценке романа как шедевра научной фантастики. Не знаю, насколько он был пионером в теме постапокалипсиса, но саму тему он если и не исчерпывает, то представляет настолько выпукло и глубоко, что едва ли тут можно что-то добавить не впадая в частности и детали. Тем более, что роман написан и опубликован в годы холодной войны, когда вероятность возможного фатального шага была весьма вероятна.

Хотя в книге нет по современным меркам ничего привлекательного для читателя — интриги (с неожиданными поворотами), экшена, яркого сюжета — все-таки читается она очень легко и с большим интересом.

Роман состоит из трех частей, каждая посвящена отдельной теме. Первая — Церковь и варварство, вторая — Церковь и наука, и третья — Церковь и страдание. Интересно читать тем, кому не безразлична религиозная тематика, поскольку в центре повествования — история католической монашеской общины в мире после ядерной катастрофы. Вопросы веры не так уж часто поднимаются в фант.литературе, а тем более на таком высоком уровне. Видно, что человек сильно погружен в тему, но в то же время нет прямого навязывания своей точки зрения, хотя опять же заметно, что автор весьма симпатизирует своим героям-католикам. Представлена галерея аббатов и «простых» монахов Ордена святого Лейбовитца очень живо.

Удивительно, что автор говорит о религии положительно, при этом не впадая в слащавость или явную проповедь, предоставляя героям говорить за себя. Жаль, что не прочел этот роман раньше.

Читал в переводе И.Полоцка, хотя и не идеальном, но в целом от него достаточно приятные впечатления.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга. Безусловно очень религиозная. Скорее не гимн; а плач по человечеству; безнадежно погрязшему в грехах и обреченному на гибель;снова и снова. Но несмотря на мрачный финал; какая то светлая вера автора в высшие ценности. И при том очень увлекательно. Атмосфера; настроение;юмор! Живые персонажи и острый сюжет. Великолепно!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман состоит из трех условно связанных частей. В начале мир относительно недавно пережил ядерную войну с последующим геноцидом ученых и других образованных людей, а потому пребывает примерно в раннем средневековье, эдаких темных веках. Однако, монашеский орден Лейбовица пытается сохранить как знания, там и образованных людей. К сожалению, спустя годы большая часть знаний ожидаемо теряются, а монахи просто механически копируют все сохранившиеся бумаги из прошлого мира от настоящих чертежей до записок и списка продуктов.

Во второй части описана эпоха возрождения нового мира: грамотность активно распространяется в светском обществе, наука возвращается, а монахов и священников, хранящих, но не умеющих использовать знания, начинают считать ретроградами.

В заключительной части романа человечество снова обладает высокими технологиями, вплоть до звездолетов, а заканчивается все, как и когда-то, ядерной войной с уже новыми участниками. Получилась интересно описанная цикличность как сюжета книги, так и истории в целом. Разве что в этот раз люди успели создать инопланетные колонии, и орден святого Лейбовица продолжит деятельность уже там. Очень мощной вышла сцена, где последний монах-член экипажа, садясь на корабль, покидающий Землю, отряхивает обувь.

«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.» (Мф. 10:14)

Помимо цикличности исторического процесса автор весьма занятно подает тему обрастания реальных событий мифами и их превращения в легенды. Каждая часть романа отделена от предыдущей не одной сотней лет, и кто-то из героев обсуждает реальные события прошлого, утверждая, что это наверняка выдумка. Или напротив додумывает какие-то детали, потому что так выглядит убедительнее. А читатель несколько страниц назад читал правдивые описания событий и может сам убедиться, что соответствует действительности, а что нет.

Роман оказался довольно христианский, что для меня стало неожиданным. Я привык к тому, что и советская, и западная фантастика религию зачастую или игнорирует, или считает вредной для человека будущего, познавшего тайны науки. В «Страстях по Лейбовицу» все не так, да и показано это грамотно, церковь — это люди не идеальные, но стремящиеся к добру и помогающие другим по мере сил и своего понимания лучшего.

Советую почитать всем без исключения, это очень годная социальная научная фантастика с маленькими вкраплениями чуда.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продублирую отзывы по повестям и подведу итог.

Первая повесть очень мощная. Восприятие останков некогда развитой нашей цивилизации через призму религии — это невероятно интересно. Густое, «выпаренное» повествование с максимумом фактов и минимумом «воды». Все диалоги (буквально — ВСЕ) интересны, познавательны, в чем-то нравоучительны.

По атмосфере похоже как на «Город» Клиффорда Саймака (своими «воспоминаниями» о прошлом), а столкновение Фрэнсиса с разбойниками и братьями, высмеивающими тот или иной труд (например, тщательную перерисовку никому непонятных древних чертежей), веет «Кысью» Толстой. По сути, обе ассоциации — тоже своего рода постапы.

Главный герой получился мощнейшим и максимально выпуклым, хоть и его религиозность привела к некому притуплению личности. Но недаром — в будущих частях он становится святым.

Концовка повести неожиданна, грустна и... Нравоучительна. После такого уже не очень полагаешься на надежду и честность. Очень показательно.

Отдельный момент — аббаты, регулярно допрашивающие Фрэнсиса. Карикатурно, абсурдно и в какой-то степени, пожалуй, бюрократично, в духе Кафки — слом личности, стремление пресечь флёр образующегося микрокульта свидетельства появления святого. Тем выгоднее смотрелся Фрэнсис, который так и не сдался в своих убеждениях.

Вторая повесть показалась мне менее интересной.

Пожалуй, самое сильное, что здесь есть, это последние предложения после жуткой концовки. А именно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Грифы гордо расхаживали, прихорашивались и ссорились из-за обеда – тот был еще не готов. Пришлось несколько дней ждать волков. Пищи хватило на всех. Наконец Поэта съели.

Как всегда, черные крылатые падальщики вовремя снесли яйца и с любовью выкормили птенцов. Они летали высоко над прериями, горами и равнинами, разыскивая долю жизни, которая принадлежала им в соответствии с планом Природы. Их философы доказали – исключительно доводами разума, – что Cathartes aura regnans создала мир именно для грифов. В течение многих веков они поклонялись ей с большим аппетитом.

Правдивее слов и не придумаешь, исходя из того, как повернулось развитие постъядерного общества.

Прогресс встречается аббатством как божественные проявления, что является предметом насмешки ученого Таддео.

Самые интересные персонажи здесь — Бенджамен и Поэт. Своего рода люди-фельетоны, противовес современному обществу.

Самая мрачная и самая страшная повесть. Тревожная и жуткая.

Угроза ядерной войны и страх перед ракетными ударами витает на каждой странице произведения. Атмосфера невероятно мрачная, тяжелая и гнетущая. Поднятые вопросы эвтаназии, обустройство лагерей для кремации смертельно облученных людей, обсуждение оной целесообразности на примере коллизии религии и рациональности — вот это всё угнетает и заставляет пораскинуть мозгами в том плане, что какую бы ты принял сторону. Сложно, очень сложно.

Тяжело представить себя на месте Дома Зерки, испытывающего боль и терзания при виде беженцев, заполонивших аббатство. Особенно пронзительны сцены с женщиной и ребенком.

Ну а сцены с лагерем милосердия, когда автор описывает, как привозят урны и печь для кремирования — это вообще до дрожи и мурашек.

Третья часть романа получилась самой богатой на цитаты. Не могу не привести:

1. Про гипотетическую цикличность ядерный уничтожений:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неужели мы обречены, Господи? Неужели мы прикованы к маятнику наших собственных безумных часов и не в силах остановить его замах? На этот раз он отправит нас прямиком в забвение.

2.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда на массовые убийства отвечают массовыми убийствами, на изнасилования – изнасилованиями, на ненависть – ненавистью, нет смысла спрашивать, на чьем топоре больше крови.

3. О разрешении расположить лагерь умерщвления в аббатстве (тот самый религиозный взгляд на это мероприятие и контрответ ученой стороны):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Хорошо. Дайте мне всего одно обещание, и можете располагаться во дворе.

– Какое обещание?

– Что вы никому не будете советовать идти в «лагерь милосердия». Ограничьтесь диагнозом. Скажите смертельно больным то, что от вас требует закон, утешайте их, как хотите, но не говорите им, чтобы они покончили с собой.

Врач помедлил.

– Полагаю, будет правильно обещать это в отношении пациентов, которые принадлежат к вашей вере.

Аббат опустил взгляд.

– Извините, этого недостаточно, – произнес он наконец.

– Почему? Другие не связаны вашими принципами. Если человек не принадлежит к вашей религии, то почему вы отказываетесь разрешить… – Он сердито умолк на полуслове.

– Вы хотите, чтобы я объяснил?

– Да.

– Потому что если человек не знает о том, что что-то плохо, и действует по неведению, на нем нет вины – в том случае, если обычная логика не доказывает ему то, что он поступает неправильно. Однако хотя неведение может извинить человека, оно не извиняет поступок, дурной сам по себе. И если я допущу, чтобы человек сотворил зло по неведению, то вина падет на меня. На самом деле все просто – до боли просто.

– Представьте, святой отец, они сидят напротив вас и смотрят вам в глаза. Кто-то кричит, кто-то плачет. И все спрашивают: «Доктор, что делать?» Что мне им ответить? Ничего? Сказать: «Умирайте»?.. А что бы ответили вы?

– «Молитесь».

– Ну да, конечно. Слушайте, я знаю только одно зло – боль. И только с ним я могу сражаться.

– Да поможет вам Бог.

– Антибиотики помогают больше.

4. Об атмосфере страха:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Что ты там увидел в окне? – резко спросил Зерки. – Сейчас все постоянно смотрят на небо – смотрят и думают. Но если это произойдет, то все равно до вспышки ты ничего не успеешь увидеть, а на вспышку лучше не смотреть. Прекрати. Нездоровая привычка.

Отец Лейхи отвернулся от окна.

– Да, преподобный отец. Но я не это высматривал. Я следил за грифами.

– За грифами?

– Их тут десятки. Целый день кружат в небе.

– Где?

– Над лагерем «Зеленой звезды» у шоссе.

– Это не дурное предзнаменование, а просто здоровый аппетит.

5. Мнение смертельно облученных о Боге:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лицо женщины ничего не выражало. Он посмотрел на нее:

– Тебе больно, дочь моя?

– Какая разница?

– Отдай боль небесам, дитя мое.

Она холодно посмотрела на него:

– Думаете, это порадует Господа?

– Если ты отдашь ее, то да.

– Я не могу понять Бога, который радуется тому, что моему малышу больно!

Священник поморщился:

– Нет, нет! Дитя мое, Бог не радуется боли. Небеса радуются стойкости души, вере, надежде и любви, несмотря на телесные недуги. Боль – словно искушение наоборот. Бог не радуется плотским соблазнам. Он радуется, когда душа преодолевает их и говорит: «Изыди, сатана». То же самое и с болью – часто она является искушением, которое ведет к отчаянию, гневу, утрате веры…

– Не трудитесь, святой отец. Я не жалуюсь. Малышка жалуется. Но она не понимает вашу проповедь. А вот боль она чувствует.

6. О принятии неизбежного:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда аббат очнулся, он уже был не один. Трое сидели на груде обломков и смотрели на него торжественно, словно на похоронах. Он пошевелился. Они расправили черные крылья и зашипели. Он бросил в них камень. Двое взлетели и стали кружить над ним, третий же остался на месте, переступая с лапы на лапу и мрачно поглядывая на аббата. Темная и уродливая птица, но совсем не такая, как та, другая Тьма. Этой нужно только его тело.

– Обед еще не готов, брат гриф, – раздраженно сказал аббат. – Придется подождать.

Каждая из этих цитат — до мурашек. Я восхищен этой повестью. Как и романом в целом. Но об этом — в отдельном отзыве к роману.

Самая ёмкая, грузящая и депрессивная часть. Тут и мрачные нотки Брэдбери, и сожаление по человечеству в духе Саймака.

И страшный результат.

РЕЗЮМИРУЯ: тяжелейшая качественная постапокалиптичная притча. Роман-нравоучение. Роман-тоска. Роман-предостережение. Конечно, в те времена проблема ядерного удара была высока, а страх по войне — актуален как никогда. Однако даже сейчас, в век, когда, скорее всего, исхода, случившегося в романе, не будет, читать это тревожно.

Мне понравилась закольцованность концовки. Цикличность сюжета, цикличность человечества, цикличность проблем и ошибок.

Отмечу обилие религии, которое не было назойливым, пропагандирующим или навязчивым. Все показано аккуратно, а особо ретивым аббатским речам всегда противостоит глас науки.

Одно из мрачнейших произведений.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая и правильная книга, которую следует прочитать каждому интересующемуся вопросами религии или хотя бы не враждебному к оным. Если вы не принадлежите к этой категории людей — будьте уверены, ваш отзыв будет похож на невежественные возгласы про «пропаганду религиозности», «нудные философские рассуждения» и прочее тут соседствующее. Ну да, тут нет типа прикольных пострелушек на крутых тачках с пушками по пустынным хайвеям выжженной атомом Америки — и что с того? Зато тут сугубо правильные рассуждения о месте веры в жизни человечества, попытки осмыслить прогресс и то, к чему людскую натуру заведет горделивое невежественное желание превзойти Бога в могуществе, вкусив однажды и не насытившись плодами древа познания добра и зла.

Фактически, Уолтер Миллер в своей истории не говорит так уж совсем новых вещей, а повторяет то, что было: действительно, на протяжении истории именно монастыри были колыбелью всех наук и библиотеками знаний, а священнослужители хранили и передавали их поколениям, как это происходит и в пост-ядерном мире романа. Дальнейшее отмежевание науки от религии мастерски и точно описано в романе: светский ученый приезжает в аббатство, чтобы взглянуть на документы, которые хранят монахи, уверенный, что бумагам место в «компетентных руках». Преисполненный гордыней и невежеством, светило науки изумлен и поражен, с какой легкостью монах аббатства изобретает динамо-машину и действующую лампочку (тоже типичный сюжет истории: Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Декарт и многие другие, коих и не перечислить — убежденные и глубоко религиозные люди). Для монаха, по его словам, все его увлечение наукой просто игра и он пришел в аббатство, чтоб время в молитве проводить, а не лампочки изобретать, а ученый, замкнутый собственной темнотой, этого искренне не может понять, ведь для него не существует ничего за пределами тварного мира и именно мерами тварного мира он судит и живет. Уолтер Миллер убедительно показывает, что наука без оглядки на смысл ее деяний, без оглядки на нравственную оценку своих открытий и без веры в Воплощение Христово в конечном счете ведет к отлучению людей от Божественной Мудрости, гибели и окончательному владычеству князя мира сего над душами несчастных темных дураков, кои, осознавая свой грех, что лежит на них с момента сотворения мира, не искупили его, а приумножили, чем себя и погубили. Да и можно ли думать иначе, оглядываясь вокруг? Сколько среди ваших друзей искренне верующих людей? Скольким близким вы стесняетесь сказать, что верите в Бога и ходите в церковь?

При всей серьезности поднятых тем книге не чужд искренний, тонкий, порой довольно мрачный юмор на всевозможные темы, в том числе не совсем приличные (религиозность, смерть и т.д.), при всем при этом оно смотрится достаточно уместно и действительно смешно.

Прекрасный роман искренне религиозного человека. Если чувствуете в себе близость подобных тем — не будете разочарованы.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочла начало романа в журнале «Знание — сила», потом купила издание 1993г., а недавно — и томик ЗБФ. Замечательный роман, хоть и слишком пессимистичный для католика. Противостояние аббата и доктора в последней части романа — один из лучших моментов.

Посмотрела некоторые отзывы — впечатление, что попала на форум «научного» атеизма. Поэтому не удержусь от малой толики полемики:wink:. Не понимаю, почему религиозность автора — обязательно плохо??? Да, автор — верующий, и это прекрасно. «Церковь, служащая светом для людей в эпоху тьмы « — да в раннем Средневековье всё так и было! Монастыри были центрами культуры и образования, этот сюжетный ход совершенно естественен и исторически обоснован. А по-настоящему остроумно пошутить на религиозную тему могут именно верующие (поскольку «в теме») — и делают это часто и с удовольствием:smile:.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не надо роману клеить ярлык Постапокалипсис. Все же это антиутопия. Ведь мир людей существует, он не в прахе, а то что погибнут миллионы-так не все же. Редко покупаю книги, но эту когда-то купила не читая. Только что перечитала второй раз за три года. Впечатление после знакомства с романом оставило уверенность — буду перечитывать. Первое ощущение- я только проскользила поверху, и не разглядела подледный пейзаж. За пятьдесят с лишком лет читательского стажа перечитала/ю всего несколько книг, меньше десятки, точно. Эта вещь — в тонкой оранжевой книжке «Гимн по Лейбовитцу» пер. И.Полоцка — в этой десятке. «не для средних умов» (с) одна из фраз нашего драгоценного учителя математики. Да, чтоб понять, о чем прокричал Уолтер Миллер-мл. надо очень хорошо быть знакомым с другими книгами, в том числе, Евангелием и Библией. Не помешает ознакомиться с «История церкви», не помешает кое-что из великой Античности, и нужны знания, как устраивался Мир после катастрофы неядерной войны середины 20 века.. Без этих знаний совершенно невозможно понять даже канву сюжета, тем более-аллюзии. Про ядерную войну, дети второй половины 20в, знаем неплохо, начиная от уроков ГО до детского кино «Здравствуйте, дети!», снятого в 1962 году. Про умирающую от лейкемии японскую девочку. А религиозность, по-моему, это не культурная «традиция» это качество рожденной души.

«Кое-кто из вас или те, кто придут после вас, станут нищенствующими монахами и странниками, которые будут рассказывать об истории Земли и учить гимнам в честь Распятого в тех колониях и тех людей, что будут воссоздавать новую культуру. Ибо забвение приходит быстро. Ибо многие со временем могут потерять веру. Учите их и привлекайте в орден тех, кто чувствует призвание служить ему. Дайте им прикоснуться к вечности. Воплощайте для Человека память о Земле и о Начале. Помните и не забывайте нашу Землю. Никогда не забывайте ее, но — никогда не возвращайтесь.

Одна книга написана писателем. Книга великая, честная.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, действительно эталон постапокалиптической фантастики. Написано без излишеств, без особых страстей (страсти разве что, в старом переводе названия романа).

Несмотря на обилие монахов и прочих религиозных атрибутов, роман не показался мне чересчур религиозным. И мистики тут нет, присущей любой религии, в той или иной степени. Наоборот, монашеский орден представлялся мне как отряд собирателей древностей..

Роман невероятно атмосферный. И поэтому его надо читать только летом, в жару. Желательно в засуху.. Эта не та атмосферность которая присуща Симмонсу и его «Террору» — давящая и пугающая, иногда даже слишком давит, нет, тут она..., как бы это сказать.., ненавязчивая. Натуральная, вот.

Роман состоит из трех частей. И на мой взгляд эта структура, отображает видение автора человеческой природы. Как историки обычно говорят, история развивается по спирали. Да нет, эт не история, это люди в любое время одинаковы.

10/10

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее по глубине и силе произведение.

И при этом я думаю многим не понравится.

Даже человек имеющий склонность к тяжелым философским произведениям если не будет в нужном настроении, которое создается стечением событий жизни — может психологически «не вьехать».

Но если Вам «повезло» находится в таком состоянии (например Вы чуть не умерли, лежите в больнице и с удивлением обнаруживаете что Ваши приоритеты что важно в жизни что нет начинаютт сильно меняться) то Вы поймете что читаете гениальную книгу.

Главный герой живет по принципу.

Делай что должен и будет как будет.

Собирает ошметки знаний после атомной войны.

Он не только не понимает что он он собирает, он даже в общем то не понимает зачем они нужны.

Просто он ВЕРИТ что это зачем то надо.

А Вы не задумывались никогда какого нафиг рожать детей, ростить их кормить.

Тратить себя на них?

А я вот и не собираюсь об это думать.

При желании могу много неглупо помудстровать на эту тему.

Но зачем?

Я просто верю что так надо.

А тратить силы и время на думать у меня есть на что.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильное произведение. Хороший перевод С.Борисова.По силе восприятия, по глубине восприятия все три части не уступают друг другу. С тонким юмором, наполненным горечью, Миллер рассказывает нам эту историю — историю гибели человечества, историю возрождения человечества, историю гибели человечества. Каждую часть Миллер заканчивает радостным пиршеством канюков, которые считают, что Небесная высшая власть создала мир для них, канюков. Ибо у них всегда есть еда,много еды, во все века. Хочется плакать. Но есть ли надежда, что человечество образумится и перестанет применять научные достижения для собственного уничтожения? И Миллер устало отвечает нам, что ЕСТЬ. Это бесконечно усталая надежда , почти безнадежная надежда, но есть.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

мне понравилось. книга весьма совпала с моим тогдашним мировосприятием. любопытно было в дальнейшем находить ссылки на нее у мистиков. мрачное преходящее будущее и неизменный Агасфер, чертящий посохом на песке непонятные знаки. очень сильно!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать. Да что тут вообще можно сказать. Страшная книга. Смотрим в окно и спрашиваем сами себя: а верно ли, что «знания — сила»? И для чего, если уж прямо, оно, это знание нужно, если итог...

И может быть люди эпохи «упрощения» самые адекватные? И как бы поступили мы?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальный роман! Полный тонких нюансов и грубой правды о человеке!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх