fantlab ru

Андрей Лазарчук «Мост Ватерлоо»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Оценок:
708
Моя оценка:
-

подробнее

Мост Ватерлоо

Роман, год; роман-эпопея «Опоздавшие к лету»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 79
Аннотация:

Вторая часть блистательной эпопеи «Опоздавшие к лету». История строительства грандиозного моста, который должен помочь Империи выиграть безнадёжную, бессмысленную войну. Чтобы запечатлеть историю столь эпохального строительства, прибывает киногруппа. Но постепенно отснятые плёнки начинают показывать другую реальность. Правда и вымысел переплетаются друг с другом. Где ложь и где правда? Во что можно верить? Пусть каждый решает для себя сам...

© ceh

Входит в:

— роман-эпопею «Опоздавшие к лету»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 184

Активный словарный запас: средний (2910 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 75 знаков, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)
/языки:
русский (9)
/тип:
книги (9)

Тепло и свет. Зеркала. Мост Ватерлоо
1990 г.
Опоздавшие к лету
1990 г.
Солдаты Вавилона
1995 г.
Опоздавшие к лету. Книга первая
1996 г.
Мост Ватерлоо
2002 г.
Опоздавшие к лету
2005 г.
Опоздавшие к лету
2005 г.
Опоздавшие к лету
2018 г.
Опоздавшие к лету: Колдун. Мост Ватерлоо. Аттракцион Лавьери
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно, ох, как трудно пропускать такую повесть сквозь призму рационализма, выискивать те самые зёрна, что придали неповторимый вкус одной из лучших вещей в отечественной фантастике... Однако буду пробовать.

Смятение. Это первое осмысленное чувство, пришедшее после прочтения последней страницы. Да что там последней – смятение рождалось всякий раз, когда Петер Милле сталкивался с бронированным, бесформенным, безжалостным и слепым левиафаном государственной военной машины. Хотя, почему именно военной? Просто – государственной, поскольку на войне работа этой самой машины становится более размашистой, а значит, и опасной для составляющих её клеток. Пропагандистский фильм, снимаемый под патронажем жуткого Мархеля, овеществлённой аскариды, обитающей в недрах титанического организма и кормящейся в её булькающих кишках, фильм, подчинивший себе всё, даже самоё строительство моста, обещающего переломить ход войны, этот фильм превратил съёмочную бригаду в призрачные тени, мечущиеся меж миром живых и миром мёртвых. Страшное дело, когда пресловутое «становление/взросление героя» происходит в таком вот тартаре. Тут не на теле – на душе раны и рубцы остаются. И такие стигматы имеют обыкновение знаменовать переход человеческой личности в совсем иное качество – недаром ведь в конце эпопеи престарелый Милле окажется носителем некоего надмирового знания, знания, неподъёмно тяжкого для просто человека.

Страх. Ничего собственно фантастичного и невероятного в событиях «Моста Ватерлоо» нет и в помине. Такое в истории нашей страны бывало и, наверное, ещё будет. Жутко представить себя на месте любого из персонажей, жутко и гнетуще тяжело.

Извращённый восторг. Бесприукрасная панорама массового страдалища пополам с агонией государственного голема захватывает дух и поражает воображение. Сложно понять, каким образом Лазарчуку удались эти картины, сплетаемые в трансцедентного рода полиптих…

Надежда. На руинах прошлого тем охотнее произрастает Новая Жизнь, чем эти руины качественнее раскиданы. Правда, та самая жизнь, как выяснится в дальнейших вещах эпопеи, не вполне нам по плечу в плане даже простого понимания.

Чудо. Тяжеловатый язык, нарочито удлиненные словесные конструкции лишь дополняют общую картину, а вовсе не портят её. Батальные сцены, в конце-то концов, в пастельных тонах не пишутся!

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий антивоенный роман. По–настоящему чудовищная в своей фантастической нереальности и удивительной правдоподобности одновременно история. История, которая по–началу заставляла от недоумения пожимать плечами, затем возмущаться, удивляться, негодовать, с болью соглашаться с увиденным на страницах этой короткой, но такой эмоционально мощной книги. Соглашаться, потому что это, к сожалению, возможно – ведь так много исторически знакомого вывел Автор в своей придуманной истории.

Невероятно быстро становится понятно, что здесь самое главное и самое важное. И это вовсе не мост, ради, которого всё задумывалось, который был так стратегически необходим. Фильм, кинолента, нужные кадры на плёнке, правильная постановка и, как следствие, правильный отчёт, утвердительный рапорт о ,, проделанной'' работе, кинохроника, которая в очередной раз затуманит разум, усыпит бдительность, заставит верить в миф, в легенды, которых, наверняка уже существует бесчисленное множество, продолжит манипулировать и играть судьбами и настроением. И для этого все приёмы и любые средства хороши. Всё идёт на службу и на ,, пользу''. А сам мост, ради которого положено столько сил и жизней уже никому и не нужен. Как оказывается реальность никому не нужна, её можно заменить макетом – на экране всё выглядит настоящим.

Для меня ещё главным в книге были сами люди, солдаты. Когда я, читая ещё в самом начале, впервые поняла, что перед ними, и передо мной естественно, рисуется реальная постановка снимаемого на камеру действия, что вот сейчас – это будет не сыграно и снято, а прожито и снято, мне стало так тяжело и плохо, что я на три дня отложила книгу. Я не могла согласиться и принять прочитанное. Автор очень просто, местами тяжело и сумбурно заставил меня почувствовать чудовищность происходящего. И нет ничего удивительно, что для людей, там, на этом мосту не было покоя никогда и нигде, даже там, куда они уходили после жизни.

Великолепная, сильная, страшная история. Она произвела на меня сильнейшее впечатление. Наверное, это одна из самых сильных книг, прочитанных мною в этом году. Не знаю пока, так ли сильны будут последующие части ,,Опоздавших к лету'', но эта история однозначно стоит ознакомления.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютная вещь. Антитоталитарная и вместе с тем — человеческая. Совпадающая с реальностью (слышала про сумасшествие инженерной мысли даже в таком ракурсе)

У меня мало слов в отношении этой вещи. Могу сказать одно. Когда ко мне приходили стажеры на журналистскую практику — я им давала прочитать Мост Ватерлоо. Лучше всех семинаров.

И моя любимая фраза «А вы сценарием вообще не предусмотрены»

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятной силы и тяжести книга. Но она не придавливает безволием, как например «Сирены титана» Курта Воннегута, она заставляет жить. Разрывать в клочья чужую давящую волю и жить. Жить ради тех, кто уже умер и вопреки им. Жить вопреки пониманию безисходности ситуации. Жить зная что все равно умрешь.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Едва ли не самое сильное антивоенное произведение из всех, которые я знаю. Нигде так не показаны вся бессмысленность войны, вся жестокость правящего режима и совершенная абсурдность происходящего. По последнему пункту строительство моста чем-то напомнило строительство узкоколейки Павкой Корчагиным.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших вещей, что я прочитал в своей жизни. Тоскливая и вместе с тем полная надежды правда жизни видна в каждой строке. Перечитывал и буду перечитывать ещё!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, которой я зачитывался даже на улице в 30 градусный мороз.

Редкой чистоты передача эмоций героев, такой абсурдной и, вместе с тем, сверхреальной ситуации, в которую попали люди, военные люди, идущие строить, снимать и убивать. Люди правды. Несвободные. Подприказные.

Прямая трансляция чужой жизни в душу.

Лучшая книга Лазарчука. Имхо.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Категорически не согласен с мнением jonx. Книга не развлекательная, глупо оценивать ее по меркам коммерческой «литературы». Хотя гениальные романы всегда вызывают такие противоречивые чувства и отличаются разбросом оценок от 1 до 10. Моя оценка — 10, роман выше всяческих похвал...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

»...Да, прогресс; да, противоречия — это двигатель его; а что такое сам прогресс? Мотаемся по кругу, по спирали — виток, виток, еще виток...еще и еще? А дальше-то что? И каждый этот виток устилается телами и душами, мертвыми, покалеченными, слепыми, пробитыми насквозь — а дальше? Зачем? Куда? К всеобщему счастью? Но с точки зрения тел, счастье — это когда тепло, сыто, мягко, нигде не жмет и ничего не нужно делать; а с точки зрения душ — это когда дико, ново, просторно, интересно...

Так куда?

Куда попроще?

Да, как обычно...»

Что тут еще добавить? Гениальное произведение!

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Апокалипсис как стиль жизни

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть легендарного метаромана Андрея Лазарчука «Опоздавшие к лету», просто навсего, едкая, жестокая и взрывоопасная смесь; настолько будоражащей сознание текст, что все становится одним сплошным вопросом. Впрочем, простые тексты он почти не пишет, он создает новые грани расписывая их безумно литературным и провокационным языком, заставляющим думать, решать задачи данные автором и делает это Лазарчук профессионально ему в этом не откажешь, и найдешь мало равных.

«Мост Ватерлоо» — это безумная концепция созданная автором, чтобы поработить разум и подкинуть ему с десяток задач. Здесь все решает штурм, иллюзии, обманы, идеи и оборачивают время вспять. Здесь энтузиасты снимают фильм о мосте Ватерлоо, и это просто приводит к чему? К сдвигам, к истории нового порядка, роман словно накладывается сам на себя и яростно перекручивается, играет, разыгрывает и устраивает шоу с читателем бросая его в пекло вопросов, где нет ответов и самому попытаться разобрать, что было, а чего не было, где ложь, а где правда. И начинаешь путаться, следить внимательно за Петером и его действиями пытаясь понять что же это будет. В антиутопичном мире автора сложно выжить и понять ответы на все вопросы, стать другим, отличимым от всех, в прогнившем насквозь обществе, где не все так радужно и буднично.

Такие романы как «Опоздавшие к лету» извечное событие, причем если оно хорошо сдобрено и читаемо, и обречено на элитарность, то книга получается великолепной. Так и часть этого огромного лазарчуковского труда «Мост Ватерлоо», безумная часть мозаики военного времени, призыв сложить оружие, отличить правду и ложь, и наконец сделать правильный выбор.

Отличное продолжение «Колдуна», что на голову выше его, и достойное похвал.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр! Вообще то уже и фанатастикой то не назовешь. Аналогии почему то с «магическим реализмом» возникают.

Самодостаточное произведение. Куда лучше смотрится в отрыве от всех «Солдат Вавилона».

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мост Ватерлоо» — очень сильный, жестокий и страшный роман. Фантастики, как таковой, в нем нет, не хочется верить и в то, что это реализм в чистом виде, но очень на него похоже.

По ходу чтения очень скоро начинаешь понимать, что главное в романе вовсе не пресловутый мост, вокруг которого крутится сюжет, и не люди, которые находятся на строительной площадке, хотя их жизнь и судьба очень интересны – среди них есть и честные труженники, и трусы с предателями, и двуличные офицеры. Но, главное — фильм. Тот самый фильм, который первоначально задумывался как обычная кинохроника, но в процессе создания подчинивший себе всех и вся.

Тем более страшно становится тогда, когда понимаешь, что мост, ради которого было положено столько сил, времени, ресурсов и человеческих жизней попросту уже никому не нужен – главное снять красивое кино, отчитаться перед руководством и для достижения этой цели хороши любые средства. Даже те, которые, казалось бы, и вовсе неприемлемы.

По настоящему антивоенный роман в котором показана бессмысленность войны как таковой.

Книга очень сильная, но понравится далеко не всем. Читается тяжело, местами очень сумбурно, оставляет тяжелый осадок, но любителям серьезных книг должно понравиться.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое сильное в этой книге — это стиль, язык. Конечно, он очень «стругацкий», но это не подражательство, это попадание. Картинка всё время получается чрезвычайно яркая и выпуклая. Антураж, описания, диалоги — всё сделано сильно. Чтение таких произведений — безусловное удовольствие.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хорошая, но уж очень депрессивная. Не для развлечения.

Слишком сильное впечатление оставляет.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх