Джек Вэнс «Эмфирион»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На планете, в жутком закосневшем и лишенном свобод обществе, которым правили Финансово независимые утонченные, изысканные лорды, рос мальчик Гил, сын резчика по дереву. Его бунтарский дух не угас с возрастом и, облетев многие планеты, Гил нашел истоки легенды об Эмфирионе и выяснил, что его родная планета многие века изнывает под игом инопланетян, хотя никто и не подозревает этого...
Входит в:
— цикл «Сфера Гаеан»
— журнал «Fantastic, August 1969», 1969 г.
— антологию «American Science Fiction», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
Прометей / Prometheus Awards, 1997 // Зал славы | |
номинант |
Прометей / Prometheus Awards, 2021 // Зал славы |
- /языки:
- русский (6), английский (6), итальянский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- П. Кампиоли (1), А. Фет (5), В. Фёдоров (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 17 ноября 2023 г.
Входит в цикл «Сфера Гаеан».
История мира , заселенного много тысячелетий назад землянами. Антиутопия. Режим, установленный чужаками другой планеты. Марионетки правят планетой. И молодой парень с детства увлекся подвигами мифического героя Эмфириона. И у него получилось стать самому Эмфирионом. Сюжет увлекательный благодаря таланту автора.
URRRiy, 11 января 2019 г.
Роман, который мог бы называться «Эмфирион или современный Прометей» (пардон за заимствование перед Мэри Шелли и ее Франкенштейном, который вовсе не чудовище, а его создатель). Одна из вещей Вэнса, где идея освобождения народа от коварного угнетения поставлена во главу угла, а роль личности в истории нельзя преуменьшить. В принципе этот посыл характерен для абсолютного большинства научно-фантастических книг автора, но «Эмфирион» (легендарный герой местного человечества, гг использует его имя как псевдоним) наиболее близок к Прометею по части жертвенности и самоотречения.
Про хитрые манипуляции на основе генной инженерии и психологической обработки населения, с целью превращения этого населения в источник ценного продукта, понятно получаемого в порядке «не эквивалентного обмена» (как изящно выразился товарищ Сталин по поводу использования крестьянства СССР как источника финансирования индустриализации), упомянуто достаточно. Отмечу опять же изящество стиля автора, придумавшего организацию такового «обмена»: .тоталитарный режим, бессмысленные ритуалы — кстати, местных облапошиваемых жителей законно можно назвать «скакуасами»:)), ибо кто не скачет в определенной последовательности, за тем придут и сделают лоботомию, искусственная «высшая раса», а также сокрытые кукловоды с холодной головой (а вот насчёт чистых рук уже есть несовпадение).
Несмотря на такую суровую социальную направленность романа, он нисколько не уступает в увлекательности по части описания мира, интриг, любовной линии и тем более фирменной Вэнсовской иронии большинству книг автора. Произведение среднего объема, становление героя, то есть, Становление героя как Героя, показано логично, то есть, присутствует не только стремление к справедливости, а враги не полные идиоты.
В целом роман правильный по сути и фантастический по финалу, рекомендую.
primorec, 6 июля 2015 г.
«Марионетки со временем становятся бесполезны. Начинают осознавать окружающий мир, догадываться о действительном положении вещей. Капризничают, нервничают, перестают слушаться. Их приходится ликвидировать, чтобы вредные настроения не передавались всей труппе»/Джек Вэнс «Эмфирион»/.
С первого взгляда может показаться, что это очередной роман об обретении свободы, угнетении, внутреннем рабстве и социальном неравенстве, заканчивающийся торжеством справедливости и воцарении Добра. Или это роман взросления, повествование о пути, который проходит юный Гил Тарвок от мечтательного мальчика через максималистические проблемы юношества к трезво смотрящему на реальность мужчине.
Или то и другое в одном флаконе — неспешное продвижение вместе с героем по уготовленной судьбой дороге. От первой детской неудовлетворенности недосказанной древней легендой о герое Эмфирио, через обычные подростковые проблемы — скучная учеба, разочарование в родителях, друзья, подбивающие на глупые шалости, кружащие голову девушки — к удручающей обыденности и убивающей радость монотонности взрослой жизни с ее до боли знакомыми реалиями в виде нехватки времени, денег, мастерства, любви, мужества. Причем повествование наполнено мельчайшими деталями быта, культуры, социальных связей, традиций. И порой кажется, что это и не роман вовсе, а отчет этнографа, фиксирующего нужное и ненужное, в надежде, что потом разберется в тиши лаборатории.
Так вот, все это не так. И по форме, и по содержанию. Только добравшись до самого конца, понимаешь, как был не прав в определении всего происходящего и начинаешь корить себя за то, что был ленив и не собран, пропуская детали и игнорируя описания. Все — буквально ВСЕ — важно: рисунок, вырезанный мастером на деревянной нише, танец на вечеринке, интонация в разговоре, жесты, пейзажи. Собираясь по крошке, по кусочку, по пылинке и зернышку на чаше весов осознания, чтобы в нужный момент накопилась критическая масса деталей, дающая неповторимую возможность достичь понимания происходящего одновременно с героем, чтобы горько рассмеяться вместе с ним над ответом, расставляющим все по своим местам.
И тогда становится понятным и весь замысел, неспешность и детализация, декоративные описания, повествование, напоминающее порой пьесу, скомканная концовка, которая уже не важна, после того, как марионетка осознала свою кукольную судьбу. И ясным и правильным становится даже то, что наш герой исчезает со страниц, оставив после себя лишь табличку из полированного черного обсидиана. Легенда состоялась и марионетке больше не надо вглядываться в зал, отыскивая в лицах зрителей понимание.
Жуткая, мастерски написанная история, в которой Вэнс играет с читателем, дергает за ниточки его интереса, как кукольник Холькервойд, умело направляя мысли и эмоции в нужное ему русло. Ставя вопросы и не давая на них ответа. Вы мните себя свободными? Самостоятельными, независимыми? Считаете, что сами принимаете решения, и совершаете поступки, руководствуясь только своими желаниями и помыслами? А может вы всего лишь марионетки в умелых руках хорошо скрытых от глаз кукольников, которые дергают за ниточки, лепят и формируют вас по своему вкусу и в угоду своим целям, умело направляя вас в нужную сторону? И все наши желания, мечтания, устремления, порывы — лишь бледная тень их, кукловодов, прихотей и замыслов.
А может, ну ее эту философию. Играйте свои роли в свое удовольствие и радуйтесь, что спектакль не завершен. Или смейтесь над марионеточной судьбой. Или кричите со сцены Истину, играя роль легендарного героя. А то будет так: «У меня в труппе одна кукла начинает слишком много думать о себе. И о других. Я ей и выговор делал, и предупреждал — ничего не помогает. Вместо того чтобы исполнять роль, подходит к софитам на самый край сцены и разглядывает зрителей». Кто там, в зале? Кто вы, зрители?
lexxking, 28 августа 2011 г.
Интересный роман, но одноразовый какой-то. Но обо всем по порядку. Планета Доона, населенная потомками землян-колонизаторов, когда-то в прошлом пережила тяжелую войну с некими пришельцами и вроде по легенде благодаря правдолюбивому и храброму герою по имени Эмфирион победила, но планета после этого стала вымирать пока не прилетели некие «лорды» и не восстановили ее для жизни создав закрытое кастовое-общество наверно можно сказать социалистического типа с примесью феодальных устоев вроде цехов практикующих ручное ремесло при развитой технике и межзвездных полетах, а также с кастой тех лордов которые ничего не делают, но засчет прошлых заслуг взимающих с доходов населения 1,18 %. Главный герой Гил живет с гениальным отцом, лучшим резчиком по дереву и очень образованным человеком, что не приветствуется в обществе. Гил с детства одержим историей об Эмфирионе и мечтает узнать правдивое окончание этой истории. Гил как и его отец не понимает навязанных правил, и скромным существованием в этом обществе, где практически каждая судьба предопределена и пытается сопротивляться этому. Со временем он и его друзья становятся изгоями для соседей и со временем становится преступником, он и его друзья сбегают с планеты. Пережив несолько приключений он узнает шокирующию правду об Эмфирионе, что тот на самом деле проиграл пришельцам, а так называемые лорды это всего лишь марионетки в руках алчных пришельцев. Очень понравилась идея религии в котрой главные церемонии осуществляются посредством прыжков по узорам в храмах. Вэнс как всегда гениален в мелочах и создании миров)). Тем кому нравится Большая планета или серия об Умирающем мире врядли понравится этот роман.
duke, 22 ноября 2008 г.
Хороший роман. Неплохой сюжет, интереснейшая Вселенная, где происходит действие, прелюбопытнейшие персонажи. Вместе с тем произведению присуща некая инфантильность. Особо она книгу не портит, но будь автор более серьезен и менее наивен, получилось бы гораздо интересней. Хотя прочитав его лет двадцать назад, наверное, подобные замечания мне и в голову бы не пришли. И даже несмотря на несколько скомканный финал, высокой оценки «Эмфирион» совершенно точно заслуживает. Не сказал бы, что это лучший роман Вэнса, но то, что один из лучших — факт. Всячески рекомендую.
Falconer, 4 августа 2007 г.
Лучший роман Вэнса из прочитанных мной. Очень необычен и интересен созданный мир (как впрочем и большая часть миров Вэнса — за что его и люблю) — театр живых марионеток, целая планета ремесленников, за бесценок поставляющая свои изделия в другие миры. Весьма хорош и сюжет с неожиданной развязкой в финале.
swOOpY, 27 марта 2006 г.
Мне понравилось, довольно интересный роман, в нем хороший замысел.