FantLab ru

Владимир Данихнов «Девочка и мертвецы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Голосов:
240
Моя оценка:
-

подробнее

Девочка и мертвецы

Другие названия: Серые

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Они ведь все хорошие, дяденька. Все! Все хорошие. Несчастные, но хорошие. Посмотри в эти глупые злые лица, дяденька: они ведь все дети, были детьми, детьми и остались. Как их можно не любить? Разве возможно такое? Ну, посмотри: посмотри им в глаза! Видишь искру? Это та искорка, которая никогда не потухнет. Видишь? Скажи: видишь?

Примечание:

Книгу можно купить на сайте автора

http://danihnov.ru/books/5


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 213

Активный словарный запас: средний (2934 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 65% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2011 // Лучший роман. 2 место «Серебряный Кадуцей»

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2011 // Крупная форма

номинант
РосКон, 2011 // Роман

номинант
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Роман

номинант
Бронзовая Улитка, 2011 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2011 // Крупная форма (роман)

номинант
Независимая литературная премия «Дебют», 2012 // Фантастика

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Девочка и мертвецы
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2011 г.

Ох, не зря, девочку в книге зовут Катенькой.

Аллегорично и аллюзийно.

Луч света, да… В сером царстве.

«Жизнь она такая, родной: на вкус дерьмо, но так пьянит, что не захочешь с ней расставаться». Вот и не расстаются герои книги, цепляются изо всех сил. Подставляют друг друга. Убивают. Верят в тарелочки – авось, чем помогут. Становятся живыми мертвецами.

И вот девочка — добрая, послушная, работящая, жалостливая. Среди злых, пьяных, тупых, жестоких, предающих, мёртвых при жизни и после неё.

И Катеньку жалко, и опекуна Ионыча хочется прибить. Буквально до того момента, пока не происходит история с Мариком.

Вот тогда наступает перелом. И пересмотр. И орать натурально хочется – Катя, ну что же ты! Не делай так!

Вот тогда начинает хотеться прибить эту девочку. На самом деле, это очень страшно – такое желание. Ещё какое-то время ищешь оправдание Катеньке, как она ищет оправдание поступкам людей вокруг себя. Ну, не виновата же! Жизнь у неё тяжёлая, добра и ласки не видела, жертва она жертвенная.

Но чем дальше, тем больше кажется, что самый главный злодей не сволочь и садист Ионыч, не лебезящая подстилка Федя, не тупая серая масса насильников, «оплодотворённая чужим миром», а вот эта, всегда улыбающаяся, всех жалеющая, всех любящая, всех оправдывающая и всем подчиняющаяся, хорошая и послушная девочка Катенька. Святая, от которой тошно.

Парадокс – жертва управляет своими мучителями, никак их не останавливая, только раззадоривает их, убеждает в безнаказанности и способствует следующим жертвам.

Жертва управляет миром, делает его серым, мертвецким — просто самим своим существованием. И никому не больно. Даже Катеньке. Мертвецам – не больно.

Очень сильная книга.

Прекрасная иллюстрация непротивления злу – вот тут-то самое зло и происходит.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2011 г.

Чем отличается хорошая книга от плохой? Очень многим, и очень немногим. Хорошая — вызывает эмоции. «Девочка и мертвецы» очень хорошая книга, потому что пробуждает очень много эмоций. Причем самых разнообразных. Он ненависти до жалости. От удивления до брезгливости. Потому что каждый персонаж романа получился живым (пусть даже он и мертв) и настоящим.

Роман порой жесткий, порой жестокий. Роман выворачивает наизнанку все самые черные уголки человеческой души, заставляя ненавидеть некоторых его героев. Причем в заслугу автору можно поставить то, что ненавидишь их как вполне живых и реальных людей — настолько яркими и достоверными они получились.

Поместив действие романа на какую то забытую всеми богами планету, автор по большому счету описал жизнь в некоторых провинциальных городах, где развлечения просты, люди незатейливы, самогон — основной продукт питания.

Поступки этих людей столь же незамысловаты. Грань между добром и злом столь же расплывчата, а после употребления очередной поллитры пропадает вообще. Позитива, доброты и чистоты в этих людях примерно столько же сколько в протухшей рыбине, да и вообще — не верится что на этой планете вообще бывает что то кроме туч и снега.

И вот в такой вот атмосфере, в этой грозе жестокости и обыдленности, пробивается лучик. Тот самый лучик в темном царстве по имени Екатерина. Абсолютному злу некоторых персонажей противопоставлено абсолютное добро.

Добро Катеньки столь же всепоглощающе, как и зло, исходящее от Ионыча, её опекуна.

Ионыч, без сомнения оказался наиболее ярким и заметным персонажем романа. Если посчитать, сколько раз желал ему самой страшной и лютой смерти, то цифра получится воистину гигантской.

Итог. Жесткий, порой жестокий, порой язвительный и сатиричный роман с яркими, живыми героями. Атмосфера планеты передана превосходно. Любой, пусть самый проходной персонаж выглядит живым и настоящим.

Одно из лучших произведений из прочитанного мной за последние пол года — год.

Роман способный не только увлечь интереснейшим сюжетом и довольно интересным миром, но и способный заставить сопереживать. Перевернув последнюю страницу пожалел только об одном — о том, что роман закончился...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2010 г.

Этот роман написан в очень интересном жанре – жанре моральной сатиры. Данихнов, что называется, выносит сор из избы. Рассказывает кому-то неведомому о человечестве самое неприглядное, страшное, отвратительное. Не надеясь на понимание, и опасаясь сострадания. Рассказывает легко, просто. Эта простота иногда производит гораздо более жуткое впечатление, чем те страшные вещи, о которых рассказывает автор. Нарочито простой, тем не менее, отточенный язык — плюс роману еще и потому, что не оттолкнет никакого читателя стилистическими сложностями и наворотами. Местами роман напоминает, как ни странно это прозвучит, Бажовские сказы. Но на том доброта автора к читателю благополучно заканчивается. Далее с читателем никто не сюсюкает и не либеральничает, а показывает современного человека во всей его мерзости. И кто скажет, что роман этот всего лишь произвольный «воображариум» мизантропически настроенного автора, что во всем этом нет правды, тот сам живет иллюзиями и «страшно далек» от реальности.

Роман Данихнова полифоничен – в нем затрагиваются разнообразные темы. Однако, наиболее последовательно и четко автор обозначает в тексте две темы – тема агрессии, абсурдно бессмысленной, которая становится для человечества обыденной, как стакан воды, и тема, если так можно выразиться «отцов и детей». Конечно, это весьма условное название. Скорее, это взаимодействие детей, подростков с миром взрослых. Лицемерие взрослых, доведенное до абсурда, насилие и агрессия по отношению к детям, которые пока не могут ответить. Но только пока. И последствия этого взаимодействия зловеще непредсказуемы. Это явственно читается между строк романа, несмотря на то, что главной героиней романа является девочка Катя, доброта и смирение которой настолько неадекватны окружающим обстоятельствам, что вызывают у читателя чувство, среднее между жалостью и отвращением. Катя – такой себе князь Мышкин в «девачковом» обличье. Складывается такое впечатление, что автор и сам не определился, восхищаться ему Катенькой или презирать за это ее блаженное всепрощение.

Роман «Девочка и мертвецы» – безусловная творческая удача автора. Однако, Данихнову есть, что пожелать: чуть больше психологичности, чуть больше глубины. Впрочем, это субъективные ожидания мои, как читателя. Кто-то может возразить мне, что жанр сатиры не предполагает глубоких психологических рефлексий персонажей и будет прав. Однако, лир. герой романа «Чужое» сам поставил для своего автора такую высокую планку.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2010 г.

В качестве эпиграфа:

При встрече с вонючими мужиками Пушкин кивал им головой и зажимал пальцами свой нос. А вонючие мужики ломали свои шапки и говорили: «Это ничаво».

(Даниил Хармс)

Владимир Данихнов написал гениальную вещь «Девочка и мертвецы». Он лично отзывается о ней как о юмористической фэнтази, которую не рекомендуется читать женщинам и девушкам, но мы-то с вами точно знаем, что ни фига это не йумор, а выдающиейся памятник русской словесности, слепок соверменного общества, и вообще все то, что напишут о произведениях В.Данихнова составители учебников по Русской Литературе.

Читаешь и думаешь — вот ведь, *опт, нихренаэтонефэнтази, так оно и есть. Это только в операх люди гибнут за металл. В жизни (и в романах Данихнова) люди гибнут по-глупому: за шашлык, за водку, за соленые огурцы и драповое пальто, за намерение помочь ближнему своему, получают в рожу за улыбку, и хорошо если получают кулаком, а не сапогом к примеру. Убийцы и мародеры живут долго и счастливо. Любящих предают любимые. Мертвецам не угнаться за живыми, а грешные попадают прямиком в райский Китеж-град. Сначала вам, читатели, может показаться, что страшноват роман В.Данихнова, что многовато в нем сцен насилия, жестокости и безнаказанности. Это ничаво, это правда жизни. Живем же, варимся же в этом каждый день, видим, пропускаем через себя — и проходим мимо. Так почему бы про это и не почитать? Может, потому что закрывать глаза на что-то легче, когда проходишь мимо, а не когда читаешь?

Я вот сейчас задумалась, о чем этот роман. Ведь не красота спасет мир, как завещали предыдущие русские классики, а наоборот, мир спасет неведомая опа-она-какая хня, которая так *опнет, так *опнет, что мало не покажется. А красота не спасет, нет. Все будут умирать, спасая красоту, а сама-то красота никого уже спасти не сможет... Красота нужна этой жизни только как противовес опа-она-какой хне, для контраста, чтоб не перепутать — вот красота, а вот хня, а вот все мы тут, в кровавой юшке, струпьях и вчерашней блевотине, красотой не блещем, но и опа-она-какой хней не размахиваем, мы простые как валенки и предсказуемые как перегар со вчерашнего. И хочется нам тоже известно чего — бабам замуж и ребеночка, а мужикам — чтоб было чего закусить и кому сказать, чтоб накрывали на стол. Hу люди как люди, где бы ни жили и что бы ни выделывали. А В.Данихнов взял и написал роман, снежный в синих искрах, чтоб мы об этом не забывали. И, перевернув последнюю страницу, мне стало одновременно светло на душе и немного завидно, вот умеет же Вова Данихнов писать — смешно, страшно и правдиво даже о неведомой опа-она-какой хне...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2012 г.

Штука получилась сильная. Свинцовой мерзостью бытия меня уже и не напугаешь, а вот пронзительность языка и игра литературная за душу берут и не отпускают. Ну это ничего-ничего.

Видел в отзывах я сравнения с Платоновым — есть и такое. А лично мне местами Веня Ерофеев и Веня Д`ркин на ассоциациях выплывали.

Произведение могло и 10-ку получить, но четвертая часть — она мне всё сбило.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 октября 2010 г.

«Тайна некрасива, мой Стак. Тайна всегда некрасива. И если ты хочешь иметь

дешевую колбасу, тебе придется делать ее из человечины...»

С.Витицкий.«Поиск предназначения или двадцать седьмая теорема этики»

Я узнал о таком замечательном писателе как Владимир Данихнов после того как прочел в журнале «Если» цикл новелл «Адский галактический пекарь» неплохая пародия в сеттинге космооперы показалась мне оригинальной по стилю, и весьма неплохой по исполнению и я взял автора на заметку.

Во время очередного вечернего серфинга по фантлабу я заглянул на страничку Владимира и с удивлением обнаружил там неопубликованный роман «Девочка и мертвецы» и отзыв VuDu о нем. Разуметься я не мог его пропустить и вышел на ЖЖ автора, для того чтобы лично попросить файл с романом. Через некоторое время файл был мне предоставлен, за что мне хочется поблагодарить автора и сказать ему большое спасибо за возможность одним из первых познакомиться с одной из самых ярких и многоплановых произведений современной российской фантастики. Это невообразимый коктейль из трэша, сатиры, эмоционального драйва и пародии. Пародии и сатиры на все и вся. Начиная от штампов научной фантастики и заканчивая спецификой российского менталитета.

Действие романа происходит на планете колонизированный потомками русской нации. Автор не указывает не время действия, ни названия планеты, что подчеркивает некую условность и абсурдность происходящего.

Все начинается с того что двое русских мужиков находят рядом со своей фермой маленькую летающую тарелку, и чтобы скрыть этот факт от властей убивают пошедших на ферму сотрудников «Федеральной службы дисциплины». После совершенного преступления они берут вездеход, на котором приехали агенты ФСД, летающую тарелку, и девочку Катю, которую фермер Ионыч взял из приюта в качестве бесплатной рабочей силы, и начинают сматывать удочки.

Нужно сказать, что в действиях Ионыча и его друга сокольничего Федора не присутствует никакого здравого смысла и все решения принимаются в пьяном угаре. В этих двух образах Данихнов блистательно гипертрофирует типичного инфантильного русского мужика, который никогда не в чем не виноват и ищет оправдания своих действий в поведении других людей и окружающей действительности, которая негативно на него влияет. Попутно это не мешает ему быть набожным и верить в высшие силы. Ему чужда достоевщина и мысли о том, что ты всегда и во всем виноват, или мысли о значении слезинки ребенка.

Нужно сказать, что сюжетообразующим для романа является также тот факт, что люди после смерти на этой планете превращаются в ходячих мертвецов, которые питаются некими голубыми искорками находящихся в местном снеге.

Именно на противостоянии живых и мертвых и построен сюжет романа. В нем практически нет положительных героев кроме блистательно прописанной девочки Кати, и ее друга Марика, который превращается в мертвеца, после того как его убил опекун девочки. Нужно сказать, что подобно героине Островского Катя является единственным светлым лучом в этом тёмном царстве. Она подчеркнуто максиэтична и по мере чтения издевательств (слава богу, не сексуальных) которые учиняет над ней опекун Ионыч реально хочется пить корвалол, и воскликнуть на предмет Ионыча, «Ну когда же ты сдохнешь сука и перестанешь издеваться над бедной девочкой???». Нужно сказать, что это случиться в самом конце. Чуть позже после прочтения мне почему-то подумалось, что в образе Кати автор имеет ввиду Россию, над которой измываются все и вся, а она все терпит. Возможно, эти предположения ничем не обоснованы, ну я думаю, нас просветят непосредственно виновники действия сего.

Так вот на фоне эмоционального накала мы имеем еще сатиру на многие явления окружающий нас ныне действительности. Наиболее удачным в этом плане мне показался безымянный человек из библиотеки, чьи сентенции «- Не интеллигентишко я, дядь Вася, но стремлюсь!» и «- Подонки! Совесть разбудили!» заставили меня буквально давиться от смеха. Также мне запомнилась пародия на песню группы Nautilus Pompilius «Я хочу быть с тобой».

Нужно сказать, что сатирические нападки на сегодняшнюю действительность весьма многочисленны и разнообразны и вполне возможно, что далеко не все из них заметны после первого прочтения .Данный роман показался мне многограннее и смешнее подобных творений Каганова,Толстой и Лукина. Возможно, дело в том что автор сделал атмосферу романа максимально условной, и минимально привязанной к реальным мемам нашей сегодняшней действительности, что позволило автору свободно хулиганить в своем абсурдно искусственном мирке, который однако, навивает весьма грустные мысли.

А теперь позвольте поиграть в Настрадамуса и спрогнозировать то что если данный роман выйдет осенью в издательстве» Снежный ком», то он получит несколько литературных премий(что не удивительно при их многочисленности ) и Владимир наконец то будет замечен широкой фантастической общественностью. Иначе я как герой из известного мультфильма «Ничего не понимаю!!!» в фантастике.

Написано 15 апреля 2010 года.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2016 г.

Литература не для всех, это точно. Автор попытался раскрыть мерзость человеческой натуры, показать все плохое, что только может быть в среднестатистической личности — и у него получилось. А знаете, что хуже всего? То, что Ионыч — не какой-то там фантастический персонаж, да и Катя тоже. Таких по городам и деревням — пруд пруди.

Я бы назвал этот роман злой социальной фантастикой с изрядной долей черного (грустного?) юмора. И зомби здесь тоже есть, только не совсем обычные. Классические зомби едят людей. Здесь люди едят зомби.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2011 г.

Взрослый, мудрый, интересный и жестокий роман.

Читал не отрываясь. Мир другой планеты заселенный русскими поселенцами, и между тем во всем видны параллели, аллюзии, на том и держится интерес.

Рекомендую всем.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2012 г.

В отзывах на эту книгу автора порой сравнивают с Филиппом Диком, Гофманом, Хармсом. Дело житейское, отчего бы не сравнить? Хотя «Девочка и мертвецы» — это типичный Воффка, «данихновее» не бывает: гротесковый сюжет, своеобразный язык, абсурд ведрами, отменный черный юмор, наивная жестокость etc. Просто такого писателя широкие читательские массы пока не знают. Хотя «Девочка…» — уже пятая книга автора.

И самая необычная. Хотя главной ее героине Катеньке двенадцать лет, детям книгу давать не стоит. Да и сами заранее приготовьтесь к шоку; у писателя Данихнова правило одно: никаких правил! Политкорректность? Добро, всегда побеждающее зло? Счастье мира не стоит слезы ребенка?.. Забудьте! Нет такой гадости, которой бы не совершили герои этой книги, в том числе — совершенно безнаказанно.

Действие романа происходит на неназванной планете, колонизированной землянами. На отдаленной ферме под Лермонтовкой живут трое: маргинал Ионыч, на всем белом свете привязанный лишь к маленькой летающей тарелке с лампочками, слизняк Федя и их маленькая рабыня, кроткая девочка Катя. Здесь всё, как на Земле, «далекой родине человечества»: те же люди, те же пейзажи, — только грибы бегают, зайчики летают, а жаворонки вьют гнезда из сигаретных окурков. А зимой выпадает волшебный снег, благодаря которому люди не умирают в привычном смысле слова, а становятся серыми. Как и положено зомби из ужастиков, они навязывают свое общение живым, беспокоят, тянут к ним тонкие руки, но те инициативу эту пресекают без проблем – с помощью оружия. Победить серых легко: они «как снег, слабые, бледные, из снега появляются, в снег и уходят». Ну, а потом, по поводу победы людьми, конечно, устраиваются «массовые гуляния на свежем воздухе с танцами и поеданием шашлыка». Шашлыка из мертвецов, в которых победители иногда узнают пропавших родных и близких (впрочем, это ничего-ничего). Но однажды с мирными покойничками что-то происходит. Они стекают с шампуров, из еды превращаются в монстров, и начинается бойня…

Книга жутковатая, но не оживающие трупы за то в ответе. Самые страшные ужасы в ней — бытовые. Чтобы почувствовать атмосферу книги, достаточно прочитать короткое вступление к первой части:

«Каждый год в России от рук родителей погибают около двухсот детей.

Собственно, вместо двухсот можно вписать любое число.

Это ничего-ничего.

Никто не плачет над цифрами».

Главный Злодей книги — Катенькин мучитель-благодетель Ионыч. Если первая его «мокруха» кажется не рядовой и случайной (прикончив тонколицего службиста, чересчур интересовавшегося заветной летающей тарелочкой, Ионыч и его домашние бегут с фермы), то довольно быстро начинаешь понимать: да нет, это для мужика «пустяки, дело житейское». Причем, не один он в книге такой. Среди главных героев романа нет ни одного положительного. Жестокие не выросшие дети убивают, походя, мимоходом, между дел, по надуманным причинам, совсем без причин. «Мы жрем мертвых, мертвые жрут нас и никакого просвета», — говорит один из персонажей и тут же объявляется сумасшедшим. На прекрасной далекой планетке почти не осталось живых. Даже те, кто формально считаются таковыми, «мертвы как яблоко, сгрызенное изнутри червем-попугайчиком».

Страшному миру противопоставляется юродивая Катенька, твердящая: «Они ведь все хорошие, дяденька. Все! Все хорошие. Несчастные, но хорошие. Посмотри в эти глупые злые лица, дяденька: они ведь все дети, были детьми, детьми и остались. Как их можно не любить? Разве возможно такое? Ну, посмотри: посмотри им в глаза! Видишь искру? Это та искорка, которая никогда не потухнет. Видишь? Скажи: видишь?» Она оправдывает своих мучителей («У них жизнь была тяжелая», «Это я виновата, я, только я одна!») и пытается накормить мертвецов конфетами, которых сама никогда не пробовала, но распахивает дверь Ионычу, пришедшему убивать ее друга: дяденька велел открыть, как ослушаться? Он столько страдал в жизни!.. Такой вот луч света в этом темном царстве… своеобразный. И хочется воскликнуть вслед за сообразительным мертвецом Мареком: «Святая ты девчонка, Катя. Только вот от твоей святости иногда тошно становится».

Данихнов читателя злит, шокирует, удивляет, выворачивает наизнанку привычное и удобное, заставляет ненавидеть себя и героев. «Девочка и мертвецы» — некомфортное чтиво. Но неприятного послевкусия и ощущения безнадеги, как от хрестоматийных «Осиной фабрики» или «Повелителя мух», после этой книги не остается. У романа есть какой-никакой хеппи-энд, к тому же, несмотря на реалистичность описаний, читатель отлично понимает, что перед ним — гротеск и сатира («юмористическая фэнтази», как говорит сам автор).

Это хорошая книга, отвязная, хулиганская, но заставляющая встряхнуться и будоражащая чувства. Живая.

Герои вот только мертвые.

Но это ничего-ничего.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2015 г.

Чудовищно-понятный роман, фантастический и социальный одновременно. Жестокий на всём своё протяжении и сатирический в конце. Правильно про него сказали – штучный товар.

Фантазией автора читатель послан на некую планету, которая вначале кажется Землёй, но истинная сущность которой вскрывается по мелким уточнениям, не характерным для Земли особенностям, и вот на планете-то этой и вершится чёрт знает что чёрт знает по каким причинам, которые до самого конца будут разрозненными и так и не сольются в одно. Ждать, что автор чётким языком скажет, кто есть кто, не стоит – он с самого начала поставил своих героев в такие рамки и позы, что с ходу назвать вот этого преступником, этого – подхалимом, а вот эту – наивной дурой не выйдет. Как не выйдет и закрыть глаза на творимый беспредел, прописанный столь живо и даже смачно, что только диву даёшься, откуда всё это могло взяться. Впрочем, что тут думать? Всё это взято с нашей родной Земли-матушки, добро-пожаловать-в-реальный-мир.

В какому бы жанру отнести роман о приключениях (иного слова не поберу) троицы героев, каждый из которых настолько же ярок, настолько и убог (каждый по своему)? К фантастике? Вон ведь и чужая планета есть, и ксенофантастика, как ни крути, и даже тарелочка летучая… К мистике? Не ксенофантастикой, по сути, попахивает, а мертвецами, да ещё и способностями сверхъестественными, от которых рукой подать до предвидения. К ужасам? Я столько смертей давно не встречала, да притом смертей людей от руки человека же! Можно ещё детектив упомянуть мимоходом – ну, чтоб уж весь спектр выкидываемых романом коленец охватить.

А ведь суть-то романа в чём? Чего это мертвяки без конца на людей нападают и чего это люди мертвяков из года в год на кострах жарят и шашлыки жрут? Неужели это развлечение такое? Мерзко же!

А вот героям не мерзко. Ни Ионычу, безжалостному мужику с замашками тирана, ни Феде, подпевале ионычевскому, ни Катеньке, той самой девочке, которая всех жалела, а себя – ни-ни. Троица, которая будет мне, наверное, теперь долго сниться. Если я сначала никак не могла понять, что их вместе держит, то потом уже не могла представить, чтобы кого-то из них вдруг не стало, чтобы их компания развалилась. И финал на фоне этих размышлений стал действительно взрывным, потому что порушились все карточные домики, сошлись все центральные и второстепенные силы, и автор постарался приоткрыть завесу тайны над судьбой и происхождением некоторых из героев, да так и оставил её на полуавтоматической режиме. Мол, додумай сам, читатель, как ты относишься к моему детищу и что по поводу героев думаешь, потому что подумать можно многое, как плохое, так и хорошее, и если бы не откровенная ирония в конце, я бы приписала роману категорию «21+». Он и так-то написан для взрослых, а многочисленные подкожины, которыми автор оперирует, взывая к совести и разуму (у кого что есть), заставляют думать, думать, думать.

Рекомендую всем, у кого нет рамок в голове.

+9

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2010 г.

Сокольничий положил Ионычу руку на плечо и задушевно предложил:

- Ионыч, а давай друг другу, как это по-научному, помастурбируем! Но не как гомосеки какие-нибудь, мы ведь не такие, мы – настоящие мужики, а по-хорошему! По-братски!

Ионыч не успел толком осмыслить Федино неожиданное предложение, а уже вломил ему промеж глаз. Сокольничий подобно тяжелому кулю с волчьими ягодами свалился на пол.

(с) Владимир Данихнов «Девочка и мертвецы»

~~~~~~~~~~

Вот так всегда с необычной неформатной прозой – слов не находится, чтобы выразить впечатления от прочтения книги. Поэтому рецензию с конструктивной критикой, упаси боже, написать вряд ли смогу. А небольшой отзыв, пожалуйста, без проблем. Попробую.

Я рекомендую «Девочку и мертвецы» тем, кто гонится за качеством текста, любит стильную, высокую прозу, тем, кто уже не мало читал на своём веку и требовательно относится к литературе. Книголюб, книгофил, книжный червь, литературовед… да называйтесь как хотите, главное знайте, что в «Девочке и мертвецах» вы столкнётесь с оригинальным неповторимым языком, массой подтекстов, символизмов и параллелей, завёрнутых в оболочку из беспрерывного стёба и крепкого юмора. И всё это щедро приправлено щепоткой кровяшки и дюжей жестокости по отношению ко многим героям книги, как в физическом, так и моральном смысле.

Остальным людям тоже будет полезно почитать, и я уверен, что среди серой массы найдётся немало человек, которые не только полюбят произведение и захотят почитать остальные книги Владимира Данихнова, но и могут даже с брезгливостью посмотреть на всё то, что читали до этого.

Персонажи прорисованы блестяще. Ионыч – однозначно самый удачный и интересный образ, которого сразу ненавидишь, желаешь ему смерти или чего похуже, но душа радуется, когда он снова появляется на страницах романа. А ведь действительно бывают такие люди, совпадения и в упоротых взглядах на справедливость, и в несдержанных поступках, и в тяге к алкоголю. И действительно, едва у таких уродов появляется не только сила, но и власть, то совсем беда: новый Гитлер выйдет, если не хуже. За огромной спиной Ионыча мы видим хрупкую маленькую Катеньку и загадочного трусливого Федю, которые при всей яркости образов всё же сильно уступают своему вожаку. Другие герои книги в основном появляются и исчезают за короткие периоды времени, но они настолько разные и, одновременно с этим, живые, что даже многочисленные имена запоминаются и не путаются в голове, что уже говорит о многом.

Мир, в котором разворачивается история, несмотря на многочисленные фантдопущения, набор необычных животных и устройств (каждому такому элементу можно было посвятить отдельный рассказ – обычное дело в романах Данихнова, что и делает его миры такими уникальными), чрезвычайно похож на наш мир, наше время, и это тоже неспроста. Как это обычно случается в мейнстриме, мы смотрим на себя со стороны, смеёмся с себя и других наций, будто это и не мы вовсе, а выдуманные герои из текста Задорнова, хотя в душе понимаем, что – вот блин, а я тоже чем-то похож!

Мораль «Девочки» не ясна, потому что моралей этих там целый букет: и рассуждения о вере в бога, и о ценностях в жизни, и о том, какие люди бывают и ради чего живут, и что такое добро и зло, чёрт возьми. Автор проходится метлой сверху до низу – от политиканов до простолюдинов, оголяя такую смешную и такую горькую правду, что инопланетяне, прочитав эту книгу и поверив ей, решили бы, наверное, что человеческая раса обречена на вымирание – и это лишь вопрос времени. Пристрелят и съедят друг дружку, не поделив бутылку водки, как-то так. Это ничего-ничего.

Я человек привередливый, конечно, и лично для меня минусы тоже отыскались. Не обошёлся текст без маленьких провисаний, а под конец так совсем уже сумбур какой-то начинается. Если на перевале через середину сюжет постоянно материализовался перед глазами, как в каком-то сумасшедшем (в хорошем смысле) фантастическом фильме, и я уже готов был дать «Оскара» Ионычу за лучшую роль, то под конец действо внешне напоминало какой-то сюрреалистический мультфильм, может даже в стиле ненавистного мне аниме. Да, тяжеловато представлять некоторые моменты. И иногда, когда какой-нибудь набор персонажей вроде бы по-тарантиновски сам себя уничтожает в эпичной сцене, складывается впечатление, что всё немного притянуто за уши, наивно и так хочется крикнуть «не верю!». И такие моменты не раз сбивают серьёзно настроенного читателя, в итоге — ни жанр, ни общий смысл невозможно охарактеризовать. Так если мозг отключить, то вообще ничего не поймёшь. В общем, не ясно, как реагировать, кроме того чтобы читать дальше. Но концовка (начиная от капканов ещё) меня немного покоробила. То ли ловкости автору не хватило, изловчиться закончить ярко и красиво, а может — шокирующе. То ли это я чего-то недопонимаю.

И тем не менее, гарантирую, «Девочка и мертвецы» оставит у вас положительные впечатления, читается очень легко, а повествование беспрерывно дёргает читательскую душу: «смейся!», «а теперь злись на Ионыча!», «а теперь смейся!», «бойся за Катеньку!», «а теперь плачь!», «плачь, сука!», «ну а теперь смейся!». А ведь авторы, которым удаётся так воздействовать на эмоции, являются, прости господи, классиками…?

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2010 г.

Когда к тебе приходит опыт, вместе с ним приходит и пресыщение. И вот уже не трогают, как раньше, новинки фантастики, ведь все это было, было, было… Было лучше у других авторов, и темы повторяются, и литературная речь не сравнима с Гоголем, и не так увлекательно, как у Стругацких. Знаете, как обидно, когда чтение уже не доставляет удовольствие, как когда-то раньше!

И вдруг меня удивили! Уже и не помню, когда последний раз такое удовольствие получал.

Роман «Девочка и мертвецы» завораживает с первых страниц и дальше уже не отпускает. Жанр романа определить достаточно сложно. На мой взгляд это сюрреалистическая или гротесковая фантастика. Отдаленно могу сравнить стиль романа Владимира Данихнова со стилем Даниила Хармса. У Данихнова блестящие диалоги и, кажется, что ”картинка” происходящих событий сразу встает перед глазами. Безумные и алогичные события романа изложены с подкупающей убедительностью и с какой-то , я бы сказал, искренностью. Роман несколько затянут, мне подумалось, что в таком стиле лучше бы смотрелась повесть среднего размера, но надо отдать должное, автор до самого конца “держит темп” и удачно заканчивает свое произведение, хотя и оставляет читателя в некотором недоумении и философской прострации.

При чтении несколько раз у меня возникало ощущение, что автор где-то со стороны насмешливо наблюдает за реакцией читателей. И еще, возможно, вам покажется, что Владимир Данихнов владеет какой-то нечеловеческой, “космической” информацией о нашем мире и о нашем месте в этом мире. Это завораживает и впечатляет. Может быть, это та самая “божья искра” или талант.

Запомните это имя – Владимир Данихнов. Это отличный автор для тех, кто ценит литературный сюрреализм!.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2013 г.

Вообще книга тяжеловата, потому как ни фига не фантастическая. Очень уж все знакомо, узнаваемо и близко. Отупевшие от бедности и бухла люди? Ни на какую далекую планету лететь не надо за ними, есть в изобилии. Побои и унижения «для твоего же блага», «чтоб не разбаловалась», «чтоб проституткой не выросла», а на самом деле просто потому, что ты сильный и ты можешь, и это так приятно — мочь? Ну так это дело называется «народной педагогикой», «традиционным воспитанием» и прочими приятными терминами, которые взрослые садисты любят произносить с ханжеским придыханием. Привычка, как по накатанной, оправдывать любую гадость честью, патриотизмом, долгом? Знакомая государственная политика. Никакие живые мертвецы, летающие зайцы и бегающие грибы не способны превратить эту черную жестокую сатиру в фантастику. Хотя смотрятся хорошо и сердце радуют :)

Язык повествования чудесен — прочла книгу за неполных 5 часов, одним махом. Отменный черный юмор. То горький и цепляет, то веселит, чтоб совсем уж намертво не зацепило.

Но вот Катенька... не справился автор с Катенькой. Вроде бы вышла она у него таким себе несовершеннолетним Иешуа в юбке, который твердо знает, что все злые люди — добрые, просто когда-то другие добрые люди их искалечили. Но не вызывает она восхищения, только жалость или раздражение, как точно заметил кто-то ранее в отзыве. Есть у меня такая версия, что не смог автор увидеть в Катеньке святой, пересилило негодование и сатирическая горечь, так и осталась эта несчастная плевком в каждого из нас: в то, как мы молчим, терпим, смотрим, как нас топчут, как калечат в участках, как хамят врачи, как унижают учителя, как надувают на выборах, как на деньги наши ставят золотые унитазы в обнесенных высоким забором хоромах... И все верим в большого доброго дядю, который заботится и без которого нам бы давно кранты. Оно так привычно, что уже почти и приятно.

С другой стороны, я хорошо понимаю Данихнова, ну нельзя же было оставлять читателя в этом говне по самые брови, надо ведь было дать живучей, как серый мертвяк, надежде хоть какую-то зацепку. Я бы тоже искала, как ее дать, если бы была на его месте. И, наверное, тоже бы ничего элегантного не выдумала. Но как читатель из-за этой неэлегантности пару балов сбрасываю.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2010 г.

Ужасающий своей эмоциональной силой роман.

Чистый взрослый стиль.

Простой чужой мир.

Немыслимые, грязные до дна души, персонажи.

И Катенька.

Святая или идиотка, что в масштабах текста — практически синонимы.

Не могу припомнить случая, когда я бы так горячо и полно ненавидел книжных героев.

Ионыч с Феденькой справились. Сжимать, стискивать пальцы, пока не хрустнут ненавистные шеи!

В тексте все крайне уместно.

Кроме концовки.

Она сера и безлика.

Надрыв, нерв, душерзадирание первых двух частей уступают потным разборкам и замыканию сюжета в кружочек.

Ружья дают залп и вроде как даже попадают в цель.

Но — «не верю!» (с)

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2012 г.

Сложно оценить такой неформатный роман. Вроде после прочтения и тапком кинуть в автора хочется, но понимаешь, что это субъективное мнение «за что ж вы, батенька, так людей не любите? Мы ведь еще ничего-ничего, не все еще в Ионычей мутировали поди…» Вот Данихнов не рекомендует читать роман женщинам. Наверное, я неправильная женщина, потому что роман мне понравился. Правда, частями. Особенно хороша первая часть, которая прямо-таки идейно вопиет к читателю «загляните в глаза чудовищ и узрите свое отражение! в крайнем случае, отражение соседа….» Первая часть впечатляет самой своей формой злой гротескной сатиры, хлесткими диалогами, динамично развивающейся сюжетной линией, когда с напряжением следишь за чередой бесчеловечных поступков Ионыча. И кажется, что черный вездеход не в город едет, а прямиком в ад направляется, сея зло и разрушение. Характеры тоже, безусловно, удались, они хоть и вызывают у читателя отвращение, но назвать их картонными язык не повернется. Особенно меня позабавил Федор, как он умело «гасит» вспышки злости Ионыча, лавируя между лестью, повторением слов собеседника и искажением фактов. Это ведь женский стиль поведения-подстраивания к мужчине деспоту! Так что главные герои представляют собой самую настоящую семейку из монстра-отчима, «доброй» мачехи и бедной Золушки. Зло, приспособленец и непротивленец злу, который это самое зло подстегивает. Иногда вызывали сомнения витиеватые монологи Катеньки. Для необразованного выкормыша фермы слишком складно и аргументировано она защищает Ионыча, Но в конце концов, тут все характеры ходячие гиперболы, что и ожидаешь от сатиры. Вторая часть в целом неплоха, и если в первой нам образы «мертвецов» показывают индивидуально, то во второй они уже сбиваются в стадную некромассу и выписывают сюжетные восьмерки по городу, демонстрируя торжество пьяного агрессивного бессознательного в полной красе. А третья часть вызвала искреннее недоумение, словно автор решил вытянуть отличную повесть до размеров романа, втиснув в нее лишних героев и лишнее «сюжетное время». Битвы уныло-комичных представителей силовых структур против теток с тентаклями напоминают уже «йумористическую фантастику», а не злободневную сатиру. Зачем? К чему? О чем? Посмешить читателя? Так автор нас и так изрядно рассмешил в первых частях своим глубоко философским «Подонки, совесть разбудили!», нам анимешное мельтешение с перебрасыванием гранат из рук в руки ни к чему.

К языку произведения придраться можно. А нужно ли? Честно признаться, «тишина противная как капли в нос» способна озадачить, наверное, даже матерого филолога. Это автор сюрреализм происходящего подчеркивает или просто прикалывается? Но на фоне замечательных диалогов Ионыча с Федором, бредовость некоторых метафор в описаниях автору можно простить. А за явные смысловые или прочие языковые ошибки глаз не зацепился.

Поэтому минусую за последнюю неудачную (на мой взгляд) часть и размазанный ровным слоем по этой самой части финал. И Оскара, Оскара вручить Ионычу за победу в номинации «Самый злобный отрицательный герой года»!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх