Антон Орлов «Медсестра»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Заболевший и отставший от каравана писатель Стефан внезапно встречает прекрасную, но вынужденную насильно отдавать своё тело подонкам, медсестру. Пытаясь добиться её благосклонности, писатель продаёт всё и приезжает за ней. Но медсестра уже уехала с претендентом на Весенний престол...
Входит в:
— цикл «Сказки Долгой Земли»
— антологию «Русская фантастика 2009», 2009 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 77
Активный словарный запас: очень высокий (3267 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Frigorifico, 20 июля 2012 г.
Первое знакомство с циклом. Сразу же бросилось в глаза — очень недурной слог, читаешь с удовольствием. И ещё — произведение больше похоже на мейнстрим, как будто автору не удалось напечататься в сборнике реалистической прозы. Убрать всю эту колдовскую мишуру и выйдет вполне себе такая грустная любовно-романтическая история в духе Грина (где-то в какой-то стране европейского типа) про
Cumbrunnen, 30 июня 2009 г.
Это не повесть. Это автореферат романа. Как еще можно объяснить тот факт, что несмотря на довольно рельефно прописанные фигуры главных героев, сюжет повести поражает своей отрывочностью и недосказанностью. До конца не доведена ни одна сюжетная линия. Более того, во многих случаях отсутствует даже середина.
Казалось бы, нормальная завязка: ГГ случайно, но точно, как предсказывала таинственная колдунья, попадает в некий город и случайно встречает некую особу женского пола. Особа красива собой, умна, но тяжело морально травмирована и угнетена метным обществом, состоящим из одних только гопников. Фоном служат некие негуманоидные существа «кейсу», живущие в абстрактном «Лесу» (где это?) и периодически убивающие людишек и ворующие и них сладости. В принципе, довольно стандартное начало для рыцарского романа, в финале которого ГГ должен вызволить Прекрасную Деву и отдать ей все, что у него есть.
Но... не судьба. Автор усложняет сюжет. Прекрасная Дама слишком тяжело травмирована и буколической картины не получается. Наоборот, на сцене появляется третий — некий злой колдун, желающий не известно чего, но однозначно плохого, причем всем сразу и каждому по отдельности. Развитие сюжета сопровождается картинами разной степени психоделичности и не завершается ничем. Одним махом пропустив годов этак 20-30 автор сразу описывает чем все вроде бы закончилось. И кажется, что все Ок, злодей как-бы повержен, но как? кем?чего он хотел в конце концов? кто эти кейсу? и о чем собственно было пророчество, прозвучавшее в самом начале? Автор, очевидно, решил быть оригинальным и не отвечать на все вопросы, ограничившись скупыми полунамеками. В итоге смысл происходящего остался тайной, и такой же тайной осталась необходимость все это писать и печатать.
irish, 27 декабря 2009 г.
Так случилось, что я раскрыла «Медсестру» на утро после просмотра «Аватара» — и знаете, для меня она оказалась глотком свежего воздуха. Насколько при всем своем внешнем, визуальном великолепии «Аватар» банален и сюжетно вторичен (до сих пор не могу отойти от ощущения, что за три часа в киноатеатре я просмотрела разом все Шедевры Мирового Кинематографа — от «Цельнометаллической оболочки» и «Звездного десанта» до «Чужих» и «Властелина колец») — ровно настолько же, при внешней непритязательности, небанален Орлов. Казалось бы, тыщу раз уже писали и про параллельные миры, и про темных магов, и про несчастную любовь, и про поэтов — а поди ж ты, если «Медсестра» и вызывает какие-то ассоцииации , то разве что с «Серебряным любовником» Танит Ли, и то не сюжетом и деталями, а общей щемящей душу атмосферой. Ну еще с Сапковским можно сравнить — получилось бы немного похоже на «Ведьмака», рассказанного с точки зрения влюбленного в Йеннифер Лютика.
Когда я писала отзыв на повесть «Последний приют» («Медсестра» — это ее продолжение или, точнее, вторая история того же мира, из общих героев у которых — один колдун Валеас), то говорила о том, что автору хватит созданной им канвы на все, что только вздумается сочинить. И о чудо — так и случилось, в «Медсестре» сошлись и социальная сатира, и кондовое, с мечами и страшным колдунством фэнтези, и лирико-философская драма. Вместе получилось очень нестандартно и достоверно, и указанные Cumbrunnen недостатки, как ни странно, только придают тексту шарма. Как справедливо заметил главный герой — продавшийся власти за гонорары поэт — художественный текст либо живой, либо нет. Вот «Медсестра» — живая. А безупречно снятый, сыгранный как по нотам «Аватар», увы, так и родился мертвым. =)
Darth_Veter, 14 августа 2021 г.
Лично мне кажется не совсем логичным и этичным помещать в итоговый сборник выдержки из длинных литературных циклов. Это нелогично, т.к. не дает представления о ВСЁМ произведении, а только об одной его главе. Неэтичным такое является потому, что заставляет заинтересовавшегося читателя искать продолжение (а, по возможности, и весь цикл целиком), тратя свои кровные сресдтва и нервы. Тем более это еще и глупо: читатель не сразу понимает, о чем идет речь в этом произведении, каков описываемый в нем мир и его возможная связь с нашей Вселенной, кто его населяет и как строит свое общество. Зачем устраивать такие сложности, если можно сделать всё по-человечески просто — выпустить отдельный сборник? Это, так сказать, претензии к составителю сборника. А что касается самого произведения, то оно вызывает двойственное чувство.
С одной стороны, уникальный мир Долгой Земли предполанает увлекательный сюжет, раскрывающий отдельные его грани — волшебную и технологическую. Тут о-очень большое пространство для полета фантазии: дикий лесной народ кесу, кланы колдунов, предсказателей, политиков и караванщиков, сезонные правители и сексуально-озабоченные ублюдки. И сама Долгая Земля — четыре оазиса среди зарослей Леса, в котором безраздельно господствуют кровожадные дикари. Явная «восьмерка» по 10-балльной шкале.
С другой стороны, весьма слабые персонажи, поведение которых вызывает не только вопросы, но и откровенное недоумение у читающего. Взять хотя бы главную героиню — медсестру Эфру Тебери. Сначала она отдается кому ни попадя, а потом скрежещет зубами, мечтая убить своих недавних сексуальных партнеров. От нее несет неразборчивостью и животной покорностью, но никак не женственностью и душевной красотой. За что такую вообще можно полюбить? Но Стефан в ней почему-то души не чает, хотя предел его мечтаний с регулярной частотой посылает своего воздыхателя в грязное интимное место. Через пару десятков страниц такое ослиное упорство начинает уже изрядно действовать на нервы. Но автор считает такой типаж геройским и даже посвящает ему оду в прозаической форме — просто комедия абсурда какая-то! Единственный персонаж, который лично мне импонирует — это сумасшедшая колдунья с царственным именем Клеопатра. Она обладает всеми необходимыми героине чертами характера (добротой, открытостью, мужеством, преданностью делу, способностью сострадать и даже жертвовать собой), но почему-то относится лишь к вторичным лицам поверствования! Да и в самом сюжете много «дыр», как явных, так и неявных. Например, о событиях Темной Весны читатель узнает в весьма искаженной форме — из гиперболизированного сказания, написанного Стефаном. Можно сказать, кульминация повести — и в таком похабном виде! Много сюжетных «концов» вообще провисает. Например, так и осталась неясной судьба Клеопатры, да и про Эфру ничего толком не сказано. Может, автор посвятил этой истории отдельный рассказ? Но какой смысл помещать в сборник повесть с неясным финалом? В общем, за эту сторону нельзя выставить ничего выше «шестерки».
Среднее арифметическое — это «семь», т.е. говоря нормальным языком: повесть с большими надеждами и не полностью раскрытыми сюжетными линиями. Читать ее или нет — на усмотрение читателя.
-----------------
РЕЗЮМЕ: сказ про мир Долгой Земли, где правят не добро и любовь, а жестокость и бесчувственность. Детям до 18 лучше пока не знакомится с подобной мерзостью жизни.
Antarctida, 4 октября 2013 г.
Из всех частей цикла «Сказки Долгой земли» «Медсестра» понравилась меньше других. Главный герой влюбляется в Эфру Прекрасную, но ему недостает сил любить девушку с непростой судьбой. Свидетель и участник событий Темной весны, ГГ создает лживую легенду о любимой девушке, которая становится официальной историей. По моему мнению, любовные линии и эпизоды не лучшая часть цикла. Переживания героев и их поступки не вызывают ни отклика, ни большого интереса. Эдакая история Снежной Королевы без королевства, которой совсем не нужен Кай, и которая сама находится в плену (на работе) у еще более холодного Главного Злодея.
zvezdochet2009, 12 января 2011 г.
Познакомился с автором через сборник «Русская фантастика — 2009», который ныне в свободное время пролистываю.
Плюсы: хороший язык, атмосферный мир. И все. :smile:
Минусы: рваный сюжет, отсутствие идеи, громоздкое и порой нудное повествование.
Механика мира, где технология соседствует с магией, не оригинальна, тысячи их, но это не минус, а констатация факта.
А вот сам мир довольно занятен, в этих декорациях могло произойти что-то поинтереснее, чем
Что там у нас на счетчике... язык — 2, сюжет — 1, мир/атмосфера — 2, идея — 0, стиль изложения — 1.
Katizteni, 20 июля 2010 г.
Сравнивать фильм и книгу в принципе можно. Наткнулась тут на сравнение этой повести с Аватаром и даже решила все Сказки Долгой Земли Орлова прочесть. Сравнение не в пользу Аватара меня искренне удивляет. Там нет оригинальной идеи? А в Сказках есть? Параллельный земле мир, где вместо науки магия, — это разве не банально? Сто раз уже было. Аватар – вещь знаковая, как и почти всё у этого режиссёра. Мир Пандоры сделан выпукло и ярко, его обитатели тоже. Показаны и их быт, и духовная основа их культуры. Этот лес – действительно Лес, тогда как лес в Сказках Долгой Земли так же невнятен, как и его обитатели кесу. А-а, ну да, они могут сожрать тех плохих, кто главных героев обижает. Плохих не жалко, но глубокой гуманистической идеи тут не вижу, а вот в Аватаре она ощущается и весьма остро. Да, там стандартный набор: война, любовь, прозрение… Всё красиво и ясно, но ясно не в смысле примитивно. Я вижу этот мир и их всех вижу. Никому же из Сказок Долгой Земли сказать «Я тебя вижу» я не могу. Понимаю, что больше получилось про фильм, чем про эту книгу, но про него интересней говорить.
gorvzavodru, 18 апреля 2014 г.
Страдания маленького обыкновенного, не очень храброго и не очень способного писателя при встрече с очень красивой и совершенно недоступной девушкой. Не понравилось. Как то не очень завлекательно. И не понял в чём поучительность.
elent, 10 марта 2010 г.
Если бы середина и конец были такими же как начало, то было бы очень неплохо. А так.... Подробное разжевывание мыслей и поступков ГГ сменяется прыжком через пространство и время и оставляет читателя в совершеннейших непонятках о происшедшем.
pavelgubarev, 3 апреля 2009 г.
Неоднозначное произведение. В плюс – убедительные, проработанные персонажи, целостная картина поступков и мыслей. Цепляет, заставляет переживать. В минус (минус ли?) вязкий текст. То ли авторский, то ли стилизованный под неуклюжий мыслепоток главного героя-графомана. В результате читать всё же мучительно, хоть и очень интересно. Скажем так, автора я запомнил, будем следить.