FantLab ru

Роберт И. Говард «Призраки Замбулы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Голосов:
539
Моя оценка:
-

подробнее

Призраки Замбулы

The Man-Eaters of Zamboula

Другие названия: Shadows in Zamboula; Тени Замбулы; Ночные тени Замбулы; Людоеды Замбулы

Рассказ, год (год написания: 1935); цикл «Конан», цикл «Конан. Первоначальная серия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 71
Аннотация:

В очередной раз, промотав до последней монеты все свои деньги, Конану предстоит, либо провести ночь на улице, либо переночевать в таверне Арама Бакша, за ночлег в которой он уже заплатил. Но знакомый кочевник пытается отговорить его, ссылаясь на слухи о том, что чужеземцы, оставшиеся там на постой, исчезают бесследно, а их вещи потом продаются на рынках Замбулы.

Входит в:

— сборник «Conan the Wanderer», 1968 г.

— сборник «Skull-Face and Others», 1946 г.

— антологию «The Spell of Seven», 1965 г.

— сборник «Conan the Barbarian», 1954 г.

— журнал «Weird Tales» November 1935», 1935 г.

— антологию «Конан-варвар. Принцип оборотня», 1993 г.




В планах издательств:

Конан. Легенда Хайбории
2016 г.

Издания:

Конан-Варвар
1991 г.
Конан, варвар из Киммерии
1992 г.
Конан-варвар. Принцип оборотня
1993 г.
Конан бросает вызов
1993 г.
Конан бросает вызов
1993 г.
Конан, варвар
1993 г.
Конан-варвар
1994 г.
Корона кобры
1996 г.
Конан из Киммерии
2002 г.
Конан. Карающий меч
2010 г.
Конан-варвар. Легенда о киммерийце
2011 г.

Аудиокниги:

Сага о Конане. Свиток третий. Конан-Пират
2011 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» November 1935
1935 г.
(английский)
Skull-Face and Others
1946 г.
(английский)
Conan the Barbarian
1954 г.
(английский)
The Spell of Seven
1965 г.
(английский)
Conan the Wanderer
1968 г.
(английский)
The Conan Chronicles, Volume 1: The People of the Black Circle
2000 г.
(английский)
The Conquering Sword of Conan
2005 г.
(английский)
Конан, варвар із Кімерії
2005 г.
(украинский)
Conan — Les Clous rouges. Troisième volume : 1934-1935
2008 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Закон Старджона, — 90% написанного дерьмо, — крайне оптимистичен. Драгоценности, благородные металлы и редкие элементы разрабатывают при меньшем содержании в гораздо более твердой породе. Литература про киммерийца в этом смысле навроде аллювия. Эолового отложения, отвалов... Вы поняли. Слишком бедно для регулярной разработки, но, порой, среди банальной гальки там блеснет старателю прелесть что из давным-давно размытого коренного месторождения.

А «Теням Замбулы» есть чем блеснуть.

Даже фанат вряд ли нарисует карту Замбулы. Но населяющие ее брутальные силачи, красотки, колоритность рас и культур, смех стигийского студента, беглый палач бескровного культа, магия и электромагнит фильм о событиях одной тамошней ночи не испортили бы. Колоритно, сочно, лаконично.

Линия костров в роще вносит в хайборийскую эру реалии рабовладельческой Вирджинии, где после захода солнца тоже сменялась власть (подробности у А.Р. Экерча в главе IX «На исходе дня»).

Вместо амбала иллюстраций и экранизаций варвар предстает смекалистым авантюристом. Конан во всей красе своих джентельменских противоположностей. То легкий на руку вор, то невезучий, т.е., честный, игрок. Предводитель, вождь, а действует в одиночку. Безжалостный убийца, который спешит на выручку даме по первому зову. Осторожный боец — снял койку в доме Арама Бакша.

Ради таких яхонтов стоит рыться в хламе.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом небольшом произведении тесно переплетены две сюжетные линии, объединяющим звеном которых является неистовый Конан.

Вызывает праведное возмущение и даже омерзение коварство жителей Замбулы, знающих о людоедстве своих рабов из Дарфара, но не препятствующих им в этом.

Такая негласная договоренность, устраивающая обе стороны: днем вы рабы, способствующие процветанию своих хозяев и не помышляющие о свободе, потому что ночью вам дано право быть властителями жизни и смерти и устраивать свои кровавые пиршества за чертой города. Такие своеобразные санитары города, в меню которых попадает любой, случайно оказавшийся на улице человек. Причем любой, невзирая на статус и должность. Поэтому местные по ночным улицам не ходят, но и чужеземцев не предупреждают, предпочитая просто молчать и закрывать на это глаза.

Верховный жрец Ханумана Тотрасмек, возжелавший верховной власти в Замбуле и обладание волшебным кольцом Звезда Хорала, обманом дает магическое зелье сатрапу Джангир Хану, в результате чего тот становится безумным и может легко стать добычей людоедов, либо источником бунта и резни в городе.

Но все это стигийско-туранское болото не учло маленькую, но алмазной твердости деталь по имени Конан, который с завидной последовательностью уменьшает количество людоедов, спасает Нефертари, выводит на время из игры безумного сатрапа, убивает жуткого душителя, а затем и Тотрасмека, дарит людоедам роскошное блюдо под названием «коварный трактирщик» и в итоге уезжает из города на коне, с кучей золота и...Звездой Хорала! Вот так, легко и просто!

На самом деле великолепный, динамичный рассказ, в котором Конан не только гора мышц и вожделеющий самец, но и по восточному хитрый и мудрый человек!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Черные ловят всех, кого придется, но в основном им попадаются чужеземцы, до которых местным нет дела.

На протяжении всей жизни Конан успел побывать во всех известных и во множестве никому неизвестных уголков Хайбории. Неутолимая жажда перемены мест, помноженная на такую же жажду приключений провели его по трактам, дорогам и тропинкам, тянущимся, стелящимся и извивающимся по территории многих и многих стран подлунного мира. Однажды эти дороги завели его в Замбулу — стигийский город, несколько десятилетий назад завоеванный Туранским королевством и превращенный им в свой самый западный аванпост. Город этот стал настоящим плавильным котлом для множества наций, которые населяли его: «Вавилонское смешение самых разнообразных говоров и наречий, разноязычные крики и галдеж, неустанно меняющиеся картины причудливо переплетающихся улочек Замбулы впечатляли даже видавшего виды киммерийца». Отдыхая от трудов, Конан несколько переусердствовал в карточных играх и остался не только почти без денег, но и без коня. Благо расчетливый варвар загодя оплатил себе ночлег в доме Арама Бакша и был весьма рад своей предусмотрительности... но лишь до момента встречи с кочевником-зуагиром, в племени которого он прожил некоторое время. Тот несколько сбивчиво рассказал киммерийцу об опасности, подстерегающей путников в доме Бакша. Вот только Конан, вняв предостережению, всё же решил не отказываться от уже оплаченного ночлега.

Не устаю следить за той эволюцией, которую претерпевает образ главного героя от истории к истории — автор успел показать Конана недалеким мачо и весьма образованным воином, отважным бойцом и удачливым авантюристом. На этот раз киммериец предстал перед читателями в образе очень расчетливого и хитрого вора, который нигде и ни при каких обстоятельствах не упустит свою выводу. Вроде бы думать он должен несколько о других делах, ведь в душной замбулийской ночи ему приходится и отбиваться от дарфарских каннибалов, и вступать в единоборство с профессиональным душителем, и противостоять магу-гипнотизеру. Он, попутно прорежая поголвье дарфарской диаспоры, мстит подлому трактирщику и, вроде как из чистого благородства, помогает совершенно случайно встреченной на ночной улице обнаженной танцовщице, но ни на миг не забывает о своей выгоде и при малейшей возможности хватается за подвернувшийся шанс поправить своё пошатнувшееся материальное состояние. Таким образом перед читателем предстает не традиционный Конан-разрушитель или Конан-мститель, а, в первую очередь, Конан-ловкач. Говарду такая трансформация образа дается легко и из-под его пера выходит весьма увлекательная авантюрная история в псевдо-восточном антураже с непременными минаретами (при отсутствии ислама) на заднем плане. Видимо, по его мнению, они всё таки являются неотъемлемой частью восточного колорита. Но, кроме того самого колорита, автор преподносит читателям отменный набор приключений, позволяющий с головой окунуться в текст рассказа и буквально своей кожей ощутить всю бархатистость южной ночи, пропитанной ароматами экзотических специй и изысканных благовоний.

При всех вышеперечисленных достоинствах эта говардовская история имеет, на мой взгляд, один крупный недостаток. И имя этого недостатка — Хануман. Совершенно непонятно чем руководствовался автор, когда решил из покровителя деревенской жизни и наставника в науках, одного из самых популярных божеств индуистского пантеона, так же известного как Сунь Укун, на сто процентов доброго божества, создать такой нелицеприятный образ местного божка: «В неопределенном, меняющемся освещении лицо Ханумана казалось живым. В его злобном вожделеющем взгляде была скотская чувственность. Он сидел со скрещенными ногами в позе человека, а не обезьяны, он от этого его вид был ничуть не менее обезьяньим. Идол был высечен из черного мрамора, глаза, сделанные из рубинов, горели красным похотливым огнем, как угли самых глубоких преисподних. Его огромные руки лежали на коленях, ладони были приподняты, и хищно скрюченные когтистые пальцы торчали в разные стороны. В непристойной выразительности атрибутов фигуры, в плотоядном взгляде его сатироподобного лица отражался отвратительный цинизм дегенеративного культа, который обожествлял его». К тому же, по версии Говарда, ему ещё и людей в жертву приносят. Чем ему так оригинальный Хануман не угодил?

Итог: приятная во всех отношениях плутовская история, показывающая киммерийского варвара с новой стороны, что конечно же радует. Конан здесь изменяется не изменяя себе, что позволяет как бы влить новое вино в старые мехи. Вполне рекомендую для ознакомления.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После нескольких рассказов, где Конан уже имел более осмысленный, целенаправленный образ, снова попадается рассказ в духе Конана начала саги. И снова наш герой бесцельно бродит улицами очередного городка, напивается, абсолютно бездумно транжирит деньги и не чужд бессмысленного риска. Хотя в транжирстве денег он достигает новых вершин — осознанно поступая так с деньгами, Конан наперёд снимает комнату на одну ночь, дабы не спать на улице. Ах какой примерный мальчик-паинька, думает о будущем.

Вообще, дочитав в цикле до данного рассказа, можно набросать уже определённый психологический портрет его главгероя. По сути это должен быть человек глубоко несчастный по жизни, переживший большое горе, понёсший тяжёлую утрату. Что-то такое, что лишило его цели. И теперь он скитается по свету, днём с риском, по краю лезвия, зарабатывая себе пропитание, на вечер — топя горе в выпивке и гульне. Что-то типа нашего Брюса Уиллиса, в его основном амплуа. Но и нет, Конан, как тупой варвар, ещё и падок на женщин, причём, думаю, в достаточно грубой форме, как примитивный самец. В любом случае, таким людям можно лишь посочувствовать, не имея в жизни цели, забыв отчий дом, по своей воле пустившись родной земли, ничего их не держит в жизни и они, скорее всего, даже не в состоянии понять смысл слова счастье.

А так, в данном рассказе Конан, после очередного загула, устраивается на ночь на постой у хозяина, где ему настоятельно не рекомендовали останавливаться. Здесь ему предстоит постичь отвратительную тайну из жизни Замбулы, за что хозяин понесёт хоть и заслуженное, но очень жестокое наказание. Постигая тайну, Конан оказывается среди ночи на улицах окраины города, где-то вдалеке за городом слышатся удары там-тамов, а мимо тёмные тени тащат отбивающуюся нагую девушку. Конечно, если девушка хорошенькая, к тому же нагая, а тащит её ещё не сам Конан, то амплуа нашего героя никак не позволяет ему пройтить мимо этого безобразия. И вот они уже вдвоём на пустынных тёмных улицах и варвар всем своим видом жаждет получить причитающуюся ему награду. Девушка говорит, что она танцовщица Забиби и ремесло танца располагает её к прогулкам нагишом без стеснения, и хотя она и не прочь отблагодарить жаждущего варвара, но прежде нужно спасти её возлюбленного и убить злодея жреца.

Что-то такое насторожило Конана в словах или «образе» девушки и вместо того чтоб сразу по варварски забрадь награду, он соглашается ещё повременить, и вот теперь он скачет на встречу новым приключениям с тугим кошелем золота и волшебным кольцом в кармане...

И на последок ещё пару мыслей. ♣Смутно припоминаю, что когда-то уже читал эту тёмную историю Замбулы. ♣И что Конан собирается делать с кольцом, которое позволяет без ума влюблять в себя? Или про кольцо (скорее всего) мы больше не услышим?, видно пропьёт опять, тупая скотина. ♣Ну ладно танцовщица, а почему жена местного властителя ночью, на улице и в чём мать родила?

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе Конан снова примерил на себя честное ремесло вора, провернув нехилую многоходовую комбинацию. Наш варвар не любит половинчатых побед, поэтому из двух предложенных вариантов всегда найдёт третий. Оказавшись на грани смерти, и случайно попадает в тиски борьбы за власть в городе Замбула, Конан вышел абсолютным победителем, свиснув у высших иерархов города ценнейший амулет...

...Интересно, как Говард относится к чернокожему племени. У него они очень часто людоеды, дикари, убийцы — мало положительно в них он видит. Видимо, время было такое...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный приключенческий легкий рассказ.

Конан, как часто бывает проиграл почти все деньги, решил снять комнату в дешевой таверне. Его предупреждают что там опасно останавливаться, но когда это останавливало Конана? Дальше приключения в которые его втягивает прекрасная незнакомка(варвар никогда не отказывал красавицам). Концовка же, открыла простоватого варвара совершенно с неожиданной стороны и порадовала. Мне показалось что тут в варваре начинает просыпаться будущий король.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На удивление получился вполне недурственный приключенческий рассказ. минимум крови, минимум фэнтези, зато максимум приключений, интриг, переодеваний, страха, тайн, надежд и разгадок... Да, и главный герой, как великолепный авантюрист, интриган и благородный герой и вор, готовый и жаждущий приключений. Написано увлекательно, ровно, читается с интересом.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не в первый раз сталкиваюсь с одним интересным фактом в творчестве Р.Говарда. Очень не хочется обвинять классика в расизме...Но сюжет, связанный с некой склонностью «африканцев или их допотопных коллег из Хайборийской эры» к....простите меня,банальному или в лучшем случае ритуальному людоедству и прочим дикостям, прослеживается во всём творчестве. Вспомните «Чёрный Канаан»,«Луна Замбибве» и т.д. А положительные герои,просто агитплакат на тему «Ходячий образец арийской нации». Я ни коем образом не решаюсь судить о отношении великого писателя к нацизму,расизму и т.д. До войны он не дожил,но таки был человеком своего времени и гражданином своей страны. Родившись в Техасе, где всегда были неоднозначные отношения к «чёрным» (родина Ку-клукс-клана:mad:)),он таки пронёс в себе и в своём творчестве бытовавшее там отношение к добру и злу. Первое белое, второе....чёрное.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Динамичный классический рассказ, который содержит пару интриг и читается с прежним интересом даже спустя десятилетия. Конан здесь находится примерно посередине своего жизненного пути, он уже не просто куча мышц, вооружённая мечом и мастерством — в нём развились ум и хитрость... Как легко и непринуждённо он обводит вокруг пальца Забиби-Нефертари! :)

Опять же, рассказ является определённой вехой в Саге, да и читается настолько легко и приятно, что было бы грешно не порекомендовать его для всех желающих...

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный текст!

(Классику, тем более родоначальнику Саги Р.И.Говарду вряд ли все нации и расы были «толерастны». И более поздний, привитый варвару образ «благородного дикаря» создан продолжателями Саги)

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх