fantlab ru

Андрей Валентинов, Генри Лайон Олди «Тирмен»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
639
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

До конца ХХ века оставалось меньше шести лет, когда они встретились в парковом тире. Мальчишка-школьник бежал от преследований шпаны, старик-тирщик ожидал прихода «хомячков» местного авторитета. Кто они, эти двое — торговцы расстрельными услугами, стрелки без промаха и упрёка? Опоры великого царства, знающие, что не всё на этом свете исчислено, взвешено и разделено?! Они — тирмены. Рыцари Великой Дамы. Но об этом не стоит говорить вслух, иначе люстра в кафе может рухнуть прямо на ваш столик.

Время действия романа охватывает период с 1922 по 2008 год. Помимо большого современного города, где живут главные герои, события разворачиваются от Петрограда до Памира, от Рудных гор в Чехии до Иосафатовой долины в Израиле, от убийственной виртуальности бункера на «минус втором» до мистического леса Великой Дамы на «плюс первом».

Примечание:

«ТИРМЕН»: июль 2004 — октябрь 2005 — январь 2006 г. г.



В произведение входит:


7.84 (32)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— сборник «Тирмен», 2008 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 370

Активный словарный запас: невероятно высокий (3468 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Портал, 2007 // Крупная форма

номинант
Бронзовая Улитка, 2007 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2007 // Крупная форма (роман)

номинант
Сигма-Ф, 2007 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Тирмен
2006 г.
Тирмен
2006 г.
Легаты печатей
2007 г.
Тирмен
2008 г.
Тирмен
2009 г.
Легаты печатей
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«...Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать...».

Не тщу себя надеждой — в данном конкретном случае — быть понятым адекватно, в соответствии с собственным замыслом, а не по сумме тех впечатлений, что будут — избирательно — восприняты как единая и неделимая суть. А вот встретить — случайно — родственную душу, сравнить «узловые точки чтива» и найти что-то новенькое из достойного внимания — может быть и реально. Хотя... Ну, в общем, чем черт, как бы... (Как примечание — Механизм рекомендаций сайта в моем случае, как бы, не очень: три четверти из перечня — уже читал, половину — уже давно читал, треть — не особо впечатлила).

Сама книга — ИМХО, естественно — твёрдые 8 баллов. До «гениальности» не дотянула «по техническим причинам». Книга заставляет думать. О смысле жизни, о Любви, о Предательстве, о предназначении личности, а конце концов. Та вот, ИМХО — она уже оправдала средства, на ее покупку затраченные. Но тут в конце книжки — некое послесловие интересное имеется. Да, 9 из 10 — даже читать не станут, за ненадобностью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вспоминаем диалог с часовым в фильме «Бумбараш»:

- Чего читаешь?

- Капитал, КарлА МарксА (регистром ударения означены).

- Ну, и как?

- Нууу..., таблицы и картинки — пропускаю, а в пролетарскую суть — вникаю...

Так вот, не случайно оно там. Суть посыла — проста как валенок, в гениальной книжке, которую воспримут и душа и рынок — чтобы обое волне адекватно — три составные части, а именно: ЧТО (тема), О ЧЕМ (Идея) и КАК (Исполнение). А если подробнее — то так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
*** Тема:

— контент (сюжет, композиция, форма исполнения — «предлагаемые обстоятельства»);

— «тематический фон» (тематика «лирических отступлений», объём и фактура «второстепенных деталей» и т. п);

— реализация (эмоциональность, эстетизм, интеллектуальность);

*** Идея:

— сверхзадача (для чего эта книга, в принципе, создавалась; ну, помимо бабла, естественно);

— набор сверхценностей, «канализируемых» автором в сознание читателя (принципы, идеологические установки, моральные установки и т.п.);

— цель литературной обработки материала (морализаторство, миссионерство и т.п);

*** Исполнение:

— фантастическое допущение (допущения);

— антураж (погони, сопли, взрывы и т.п);

— техника исполнения (новизна, достоверность, язык, стиль и т. п.).

Как видно из структуры материала, «базовых узлов» оценки не 9, а 27, но не суть. Видите — как их МНОГО, этих элементов адекватной оценки, без упоминания которых сама оценка становится неполной, неадекватной, необъективной. Таки, в итоге, из кучи недостоверных оценок — разве можно сложить нечто, что имеет практическую ценность в смысле принятия решения («читать — не читать»)?

Так вот — если просто посчитать долю «реализованных аспектов» (сколько из 27), то получается (по 100-бальной системе) — 67. А «порог «вменяемости» рекомендации» — 40.

Так что — с чистой совестью — РЕКОМЕНДУЮ

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На одном из изданий, на обложке это произведение охарактеризовано как «Мистический триллер».

Нет. Это не триллер. Мистический — да. Но несмотря, на то что там относительно много смертей, жанр этого романа все что угодно, но не триллер.

Несмотря на, как обычно, очень хороший слог авторов, где-то в последней трети романа, начало немного утомлять. Наверное, все таки из-за нестандартного сюжета.

И тут концовка ... . Я считаю, блестящая концовка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Данька улыбнулся.

- Кто я? Я — твой друг.

Ствол «Беретты» на вкус оказался слаще леденца.

А дальше был Эпилог. Который каждый волен понимать как считает нужным.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мутная книга. Написано, конечно хорошо, но что в сухом остатке? Жил-был хороший мальчик, стал метким стрелком, живет под магической крышей и все у него хорошо: задушевно дружит с бандитами и регулярно убивает незнакомых людей, и все это — строго для спасения мира.

Я не моралист, но концепция выходит откровенно гнилая, конфликта по сути нет — у героя же все хорошо! — потому и сюжет никакой.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый раз беря книгу Олди не знаю чего от нее ожидать.Для меня это или полный провал как было с « Магом в законе» или же открытие каких то новых горизонтов, как в случае с «Путем меча»

Данное произведение в соавторстве с А.Валентиновым вызввало двоякие чувства: с одной стороны интересная идея, персонажи и развитие сюжета, с другой моральный облик Даниила вызывает не самые лучшие ощущения, эпизод с Пантелеевым тоже интересен но не понятен тем зачем идеализировать обычного убийцу и грабителя каким он в обычной жизни и являлся.В общем интересно необычно но не так что бы вау! и дух захватывало .Читать стоит хотя бы потому что — сколько людей столько и мнений

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот я и добрался до совместного творчества Олди и Валентинова. Эти люди не идут по простому пути, не стараются облегчить жизнь читателю, а скорее наоборот, делают все возможное, чтобы после прочтения романа была возможность поразмышлять о прочитанном. Не скажу, что я смог разгадать все авторские загадки, но это все же и не самое главное, не такую цель я перед собой ставил. Когда-нибудь, лет через 10-15, если не надоест чтение книг, я бы с удовольствием перечитал это произведение, чтобы сравнить ощущения сейчас и тогда, может восприятие будет совсем другим.

На первый взгляд, в этом романе все слишком простое и обыденное. Мальчишка-школьник, у которого постоянные подростковые проблемы. С кем-то подрался, кому-то проиграл в карты, в кого-то влюбился, не выучил уроки, проблемы с матерью. Вроде бы ничего необычного? Но есть несколько отличительных особенностей. Он очень хорошо стреляет в тире и дружит со старым работником тира, что же в этом такого особенного? А что если каждый выстрел по мишени может стоить кому-то жизни? Что если каждая из мишеней, это чья-то судьба и от выстрела мальчишки зависит судьба целого мира? Слишком пафосно? Но это только, если не знать кто направляет его руку. Помимо школьника Данила, одну из главных ролей в романе будет играть старый тирмен, который прожил длинную и интересную жизнь. Описание его жизненного пути, который начался еще в годы революции, будет одним из самых увлекательных моментов в произведении. Не зря говорят, что человек живет, пока занимается любимым делом и не важен возраст. С годами люди становятся или озлобленными на весь мир, или счищающими своим долгом с кем-то поделиться накопленными знаниями. Даниле повезло, ему встретился человек, искренне любящий свою работу, хотя это очень спорный момент насчет везения, легко можно пойти по ложному пути.

Вообще, героев в романе много. Но и событий, происходящих с героями тоже много. Поэтому на каждом этапе жизненного пути, встречаются разные люди. Даже самое обычное общение, авторы преподносят в виде некого предназначения. Есть множество дорог, но выбрать нужную можно только тебе самому. Постоянная проблема выбора, будет играть одну из самых важных составляющих в мире тирменов. Авторы покажут тех, кто пошел по ложному пути и к чему это их привело.

Назвать данное произведение фантастикой, я не могу. Очень уж тонкая грань проходит между нашей реальностью и этим романом. И кто знает, на каких весах находится наша жизнь и кому придет в голову ее измерить.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то не поняла я смысл этой книги, ну не поняла. Поначалу казалось: идея — человек-орудие смерти. Не новая идея (вспомните рассказ Брэдбери «Коса»). Читаю дальше — кажется, тирмены — орудие жизни. Потом думаю, орудие судьбы, что ли? Ну ладно, как то устаканились уже с идеями-тирменами, не в этом суть, видно. Но и дальше все так же туманно, напутано и накручено. А концовка — ну разумеется! — на усмотрение читателя, как хочешь, так и понимай; что на душу ляжет, чем сердце успокоится. Уж слишком модны нынче такие многовариантные финалы, чуть ли не в каждой второй книге. Прямо-таки традиция.

Что касательно героев. Петр Леонидович — увлекательный дядька, со стержнем и внутренним очень достойным и человечным содержанием, ему сочувствуешь. Именно он, мне кажется, главный герой. А Данька — сущий ребенок, так и не ставший взрослым, какой то телок на веревочке у кого угодно — у приятелей, у бандитов, у старшего тирмена, у судьбы. Он-то как раз и показался хладнокровным маленьким палачом, не понимающим, что делать можно, а что — нельзя никогда, ни при каких обстоятельствах. Бандиты какие-то интересные получились, невсамделишные, но «прикольные». А Ленька Пантелеев к чему тут? Дань конъюнктуре?

Но несмотря на кучу вопросов, книгу я прочла с большим интересом, и наверняка еще перечитаю не раз. Я люблю длинные повествования, эдакие саги, тем более фантастические. Если главный замысел (и смысл) авторов был — написать увлекательную книгу, им это вполне удалось. Хотя, кто же хочет написать плохую книгу?

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый очевидный вопрос к авторам — при чем тут стрельба? ГГ с равным успехом мог пасьянсы раскладывать на своих «заданиях». А в финале «героически» сбросить колоду на пол.

Т.е. во флешбеках оружие есть и даже окружающие в кого-то постреливают в тире. Но не ГГ. Для чего привнесена сущность «тирмен» — загадка.

Ну и классические добрые киллеры и совестливые отморозки. Без этого никак? Герои нашего времени...

p.s. оценка — за качество текста, которое все же выше среднего.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги громкие, пафосные, с высоким штилем, эпическим размахом, множеством действующих лиц, подробным описанием мира.

А есть книги сравнительно простые. Они невелики по объёму, легко читаются, и не заставляют запоминатть огромное количество персонажей. Но какие из них глубже? Всё зависит, конечно, от мастерства писателя. А его у харьковской троицы хватает.

Мы знаем о масонах, иллюминатах, розенкрейцерах. Очень громкие названия, очень громкая слава, сразу ясно, что это давно не тайные общества. А есть тирмены. Скромно, кратко, и по сути. Люди тира. Стрелки. По совместительству — рыцари Великой Дамы, персты Судьбы, которые вершат её суд своими руками. Они — фактически киллеры, но они не служат никому — кроме судьбы. Ни один тирмен не убъёт никого по заказу, или по своей воли — иначе жестоко поплатится за это...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для любителей: если вы ждёте боевки в духе «Особо опасен» — лучше вообще не берите этой книги в руки. Поверьте — это совершенно ни к чему.

Как часто бывает, наши авторы богато насытили текст аллюзиями, ссылками на различные произведения мировой литературы и философии, провели криптоисторические линии — всё это ньюансы, с которыми надо разбираться во время повторного (не одного!) прочтения. А основной смысл — он достаточно простой. Это ещё одна история о том, как человек пытается противостоять своему предназначению, пытается сломить волю самой судьбы — причём ГГ (Даньку-Архангела) движет вовсе не эгоизм. Здесь уже срабатывает одно простое правило — «Нельзя стрелять по своим. Иначе ты — просто животное», как говорят авторы устами одного из героев. Даниил делает выбор — он предпочитает убить себя — но не своего учителя.

И всё переменилось. Все, кто был жертвами тирменов, и сами тирмены вернулись в «нулевой» уровень. Все стали такими, как прежде. и отсюда вопрос — с выстрелом Даньки себе в голову (и в Великую Даму, стоявшую сзади) прекратило существование сообщество тирменов? И что их теперь ожидает, воскресших из мёртвых, и бывших стрелков? «Думай, дон Читатель!» призывает нас рецензия в МФ. А подумать есть над чем. Многплановый, интересный роман, написанный простым слогом — всё это о «Тирмене». Единичный экземпляр, штучная литература — как алмаз редкой огранки. Советую прочитать — возможно, лучший роман, когда-либо написанный этой тройкой в соавторстве.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как все романы Олди «Тирмен» меня потряс и оставил заметный след в душе. История безумно понравилась, есть, конечно, слабые моменты, но они блекнут и не вспоминаются после прочтения. У меня лишь одно серьёзное но:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На... Зачем было делать такой неопределённый финал? Две прямо противоположных интерпретации концовки в голове, и понятия не имею какая из них ближе к истине.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Умер ли Даниил и попал в Рай, где всем хорошо и всегда счастливо (уж очень хорошо всё закончилось), или выстрел в свой череп был лишь иллюзией и он продолжил жить на Земле? В принципе, всё можно объяснить: Канариса подлечили в психушке, лекарств покололи, да и дядя Петя замечал, что он всё разумнее становится, вот и выздоровел Адмирал, стал Андреем; что дядя Петя живым в тир возвращается — в больнице же медсестра кричала доктору, что он подобного не видел; воскрешение Линько — может он просто в коме был? Да и последнюю стеклянную мишень Данька не поразил, верёвку Пьеро перебил, значит и Пётр не умер. Но с другой стороны, очень уж напоминают посиделки трёх тирменов в тире собрание шести других на минус третьем. Но лично для себя решил, что Даниил и прочие остались живы, не умерли.

В общем — моё искреннее восхищение потрясающей историей и твёрдая девятка.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обманчивое ощущение что вот вот, сейчас, еще немного, и раскроются все загадки и тайны. Что будет понятен и смысл и произведения и та мысль, которую до нас хотели донести авторы... Не судьба. Не в этот раз. Все так же за отсутствием ярких идей очередная мутная история в качественном изложении. Все чаще и чаще заметно что языком современные писатели владеют, а идей никаких, пустота... О чем книга то, авторы, аууу!!!!! И да, еще. Как же надоели бессвязные концовки...:confused:

Оценка: 3
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю низкую оценку только потому, что все эти «Стрелки» и «Великие Дамы» внешне слишком напоминают разных «Великих», «Темных» и «Иных» из произведений городского треш-фэнтези. Это портит впечатление от хорошего сюжета и интересной темы.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое произведение Олди в соавторстве с Валентиновым, что я прочел. Что хотелось бы отметить, так это стиль повествования и главных героев. Насчет повествования- оно не такое тягучее, как в сольных вещах Олди. Насчет героя же... Да, герой тоже сильно отличается от типично олдевских. Во всяком случае внутренних монологов нет. И возраст не тот- от подростка до очень молодого парня. Ах да, есть еще старый Петр Леонидович, но у Олди я и таких главных героев не видел. Текст идет гладко, шероховатостей не заметил.

Теперь что мне не очень понравилось. Стрелковая романтика. От этого вида отдыха я далек. Даниил Архангельский. Вроде и хороший человек, а вроде и душонка с гнильцой. Невыразительные «хомячки» местной каморры.

Ну и напоследок. Желаю, чтобы в конце вы встретились со ждущим именно вас другом. Вашим другом на одну минуту, тирменом.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет хороший. Изложение хорошее. Герои, антигерои тоже хорошие ( в исполнении, естественно). Сотрудничество Олди и Валентинова в этот раз дало жизнь некоему четвертому, новому автору. Так вот этот четвертый как-то получился пожиже родителей, на четверочку.

А в целом получилось не плохое произведение, есть о чем подумать, где-то посмеяться, где-то погрустить.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По характеру текста напоминает зрелых Стругацких. То, что писали в предыдущих отзывах о мелких недостатках, правда. Но это с лихвой окупается прекрасным стилем повествования. Образы главных героев (да и эпизодических) убедительны и полнокровны. Сюжет... Да не в том же дело, сколько народу замочили, а сколько просто трахнули. Не об этом ведь роман, а за жизнь.

Наверное, Стругацкие оборвали бы действие чуть пораньше, финал истории был бы более открыт и мрачен, что ли... «ТирМэн» заканчивается хэппи-эндом (ну, почти что), чуточку с соплями и слезьми. Ой, это, кажется, спойлер :smile:! Но, похоже, это не маркетинг, а жизнерадостное мироощущение авторов.

Приятно почитать литературно-художественное произведение, которое создавалось не для того, чтобы наколотить бабок. В данном случае авторы писали так, чтобы понравилось им самим. А значит, вложили кусочек души. То бишь, получилось одухотворённое литературно-художественное произведение. И не важно, какой это жанр, фантастика, мэйнстрим или эротика.

Хорошая книжка. Пойти купить, на полку поставить.

P.S. Пацаны, если вы любите боевую фантастику, не верьте аннотации! Эта книшка не про мочилово, вам хлуздят! Не читайте её, она беспонтовая!

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первый роман Г.Л.Олди в соавторстве с А.Валентиновым, который я прочитал.

Смело заявлю (разумеется ИМХО) — третий здесь, конечно, не лишний, но и не так уж и необходим был. Сюжет, идея — всё нормально. Но вот, видимо, разница в писательском стиле создают какое-то неоднородное полотно с шероховатостями и зазубринками. Это, как в кино — «рваный» монтаж. Оно вроде бы и неплохо, и интересно, но несколько сбивает с толку. Приходится постоянно, хоть немножко но «подстраивать прицел», чтобы «цель не уходила».

Но вообще-то роман произвёл очень сильное впечатление и вот почему. Меня иногда посещают мысли, что в мире подлунном «не всё так, как на самом деле». Что существуют некие силы (незримо, но ощутимо) управляющие миропорядком. Вот и авторы представили одну из моделей такого мироздания — причём «вид из незримой» части. По воле писателей наша повседневность предстаёт перед нами в виде айсберга : то что «дано нам в ощущениях» — только малая часть истинного положения вещей. А что там — под водой, остаётся только гадать. Ну вот харьковчане так нагадали. И достаточно достоверно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх