fantlab ru

Фриц Лейбер «Ведьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
236
Моя оценка:
-

подробнее

Ведьма

Conjure Wife

Другие названия: Моя любимая колдунья

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

Обычная жизнь Нормана Сейлора меняется кардинальным образом, когда однажды он узнаёт тайну своей жены: Тэнси — колдунья. У неё есть множество амулетов, оберегов и других таинственных вещей. Все они призваны для того, чтобы служить защитой от воздействий жён профессорско-преподавательского состава колледжа Хемпнелл, которые, как выясняется, тоже ведьмы!

Норман не верит во всю эту магическую чепуху и убеждает Тэнси уничтожить амулеты и прекратить заниматься «колдовством». Но, если магии и ведьм не существует, как же объяснить рационально череду последующих событий и совпадений явно мистического характера? Может, Норману стоило прислушаться к словам супруги?

Входит в:

— журнал «The Haunt of Horror, August 1973», 1973 г.

— журнал «The Haunt of Horror, June 1973», 1973 г.

— журнал «Если 1996'7», 1996 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1944, ретроспективная // Роман

лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Хоррор - Роман (США)

Экранизации:

«Странная женщина» / «Weird Woman» 1944, США, реж: Реджинальд Ле Борг

«Ночь орла» / «Night of the Eagle; Burn, Witch, Burn» 1962, Великобритания, реж: Сидни Хайерс



Похожие произведения:

 

 


Ведьма
1996 г.
Необъятное время
1999 г.
Ведьма
2002 г.
Черный гондольер
2022 г.

Периодика:

The Haunt of Horror, June 1973
1973 г.
(английский)
The Haunt of Horror, August 1973
1973 г.
(английский)
Если № 7, июль 1996
1996 г.

Издания на иностранных языках:

Conjure Wife
1953 г.
(английский)
Ballet de sorcières
1976 г.
(французский)
Ombre del male
2002 г.
(итальянский)
Conjure Wife
2009 г.
(английский)
Conjure Wife
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Норман Сейлор, перспективный молодой преподаватель. Он построил замечательную научную карьеру на исследовании предрассудков и рациональном осмыслении магии. А это его жена, Тэнси – прекрасная помощница как в личной жизни, так и на карьерном поле. Чтобы помочь мужу Тэнси практикует магию, создает обереги и амулеты, а также проводит исследования компонентов заклинаний.

Лейбер помещает эту молодую пару в колледж Хемпнелл. Норман старается достигнуть карьерных высот, Тэнси помогает ему в силу своих возможностей. Но у свободомыслящих, не зажатых нормами морали и старающихся быть ближе к студентам, Сейлоров, не может не быть врагов. Врагов опасных и коварных, плетущих не только интриги, но и заклинания!

Факт, что Тэнси ведьма читатель узнает в первой же главе. Дальше автор начинает играть старую-добрую игру с Норманом, и с читателем, которая называется «Что здесь происходит на самом деле?» И вот он, основной конфликт книги – столкновение рационального мышления современного человека с дикими обрядами и предрассудками. С магией и колдовством. Примет ли Норман правила игры, или будет до самого конца убеждать себя в помутнении рассудка жены, использовать апофению как оружие против иррационального?

«Ведьма» — прекрасный осенний роман. Он словно создан для октябрьских вечеров: легковесный, таинственный, с отличной интригой и парой-тройкой замечательных сюжетных твистов. Приготовьте себе кружечку какао, включите нетленную Witchcraft Френка Синатры, и окунитесь в замечательную историю с головой.

И помните – все закончится хорошо, потому что для настоящей любви никакая магия не помеха.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

+++Естественное сверхъестественное+++

***

Норман в смятении. Всё началось с того, что в комнате его жены обнаружились пряди волос, обрезки ногтей и амулеты, изготовленные в традициях афроамериканской и индейской культур. Тех самых магических культов, которые он, профессор социологии, не так давно изучал по всей Америке, используя супругу в качестве добровольного секретаря и помощника. Конечно же он не собирается класть свою Тэнси в психиатрическую больницу! Тем более что в личной беседе она признала нервное расстройство и согласилась покончить с «колдовством» и всё сжечь. Зачем ему, молодому учёному и преуспевающему преподавателю колледжа, «защита от сглаза» и прочие суеверия? Только вот удача его разом кончилась, а неприятности посыпались на голову одна за другой. Интересно, почему?..

***

Роман «Ведьма» впервые опубликован в 1943-м году, но практически неотличим от типового сценария современных фильмов в жанре мистического триллера. Профессор, преподаватель и автор монографий о социальных основах колдовства узнаёт, что его рациональный материализм не даёт полной картины окружающего мира. То, что он считал суеверием давно прошедших исторических формаций, живо до сих пор и непосредственно влияет на жизнь общества и его лично. Все ходы и неожиданные повороты сюжета предсказуемы – но это сейчас, после многочисленных повторений.

Герой полагает, что у его жены невроз, а та – что все женщины ведьмы. Мужчинам даже невдомёк, какие изощрённые и жестокие битвы ежедневно и ежечасно ведутся за их спиной. Они даже влюбляются, женятся, изменяют, уходят к другим и возвращаются не просто так. Карьера, удача и здоровье мужчины вообще прямое следствие и показатель уровня колдовского мастерства его жены. Профессор Норман смог всё узнать лишь потому, что его Тэнси не такая как все. Увы, она тут же поплатилась за откровенность, и теперь уже Норману предстоит исправлять содеянное и возвращать утраченное.

Казалось бы, читатель двадцать первого века на каждой странице будет встречать историзмы и архаизмы разного уровня – но в тексте Фрица Лейбера их почти нет. Не то чтобы абсолютно без упоминаний, нет. Но его герой живёт здесь и сейчас, и пиетета к вещам и явлениям окружающего не испытывает. Никакого сравнения с намеренно ретроспективным подходом «художественных мемуаров» Стивена Кинга. Кроме того, в университетах и некоторых других сообществах ничего не меняется десятилетиями, а конкуренция за место и закулисные интриги так и вовсе вечны.

Интересны модернизация магии и её половая принадлежность. Мир не стоит на месте, и вместо флейты или свистка в ритуале приходится использовать патефонную иглу. Задача современной ведьмы состоит в том, чтобы подобрать замену ныне исчезнувшим из обихода элементам таким образом, чтобы ритуал оказывал по-прежнему актуальное и желаемое воздействие на реальность. Но женщины генетически идут путём практических проб и ошибок, а Норман решил перевести колдовство в чистую теорию и математические уравнения. Пускай остальные ведьмы хранят секрет от собственных мужей, ему же легче.

Роман из тех, которым больше подходит определение «рассказ» или «повесть». Минимум персонажей, сцен и действия, много описаний и рассуждений, эротики и юмора нет вовсе. Воплощённая идея и единичный случай, не вписанные в глобальную картину мира. Короткий отрезок жизни героев без начала и конца, зато с несколькими вариантами толкования финала. Читается легко и не воспринимается устаревшим, но оригинальным не выглядит, и будто чего-то не хватает. Возможно потому, что произведение несколько раз экранизировали и за восемьдесят лет существования успели разобрать на цитаты.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила двоякое впечатление. С одной стороны, интересный сюжет, приправленный магическими штучками образца 20 века. С другой стороны, не всегда уместное вклинивание научных мыслей главного героя в текст повествования. Местами все было объяснимо и не вызывало отторжения, однако чем больше развивались события, тем большим ляпом выглядели все эти научные рассуждения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Казалось бы, герой поверил в магию, сам понемногу начинает пользоваться ей, и тут – бац – совершенно не к месту в очередной раз всплывают его мысли о том, что у жены просто невроз, и всего этого не может быть на самом деле.
Мне показалось, что автор сам до конца не определился, на чью сторону встать, вот и скакал из крайности в крайность: здесь – магия, здесь – наука. Даже концовка, претендующая на схему «думайте сами, гадайте сами», оказалась, на мой взгляд, неуместной, так как на протяжении всего романа автор подводил читателя к мысли, что магия есть, и все это было на самом деле.

Таким образом, за идею – 9, за ее воплощение – 7.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ведьма» (или альтернативное название, которое мне больше нравится, — «Моя любимая колдунья») стала для меня просто открытием этого месяца. Сюжет хотя и прост, но держит в напряжении от начала и до конца, заставляя переживать за персонажей и надеяться на счастливую концовку. Итак, перед нами обычный университетский преподаватель Норман Сейлор, внезапно заподозривший неладное в своей любимой жене Тенси. Подозрения очень быстро подтверждаются: Тенси страдает каким-то психозом или неврозом, в общем, считает себя ведьмой, причем практикующей. Норман решает жене помочь и заставляет ее уничтожить все талисманы, амулеты, обереги и прочее, после чего продолжает жить спокойно. Секунд этак 10, ибо неудачи, несчастья и нелепые случайности вдруг сыплются на семейство Сейлоров как из рога изобилия. Затем градус неприятностей резко увеличивается вплоть до нападений на главных героев демонов, каменных статуй и ведьм, остро желающих смерти Тенси.

Главный минус всего романа, из-за которого я и не смог поставить ему высший балл, — начало. Действие прыгает с места в карьер, будто бы я включил фильм, а первые 20 минут не воспроизвелись. Да и не нравится мне такая позиция: «Моя жена занимается какой-то фигней, надо навязать ей, что это плохо и запретить полностью!». А как же принимать свою возлюбленную такой, какая она есть? Ведь никому не было плохо от ее убеждений, зато она была спокойна и счастлива (насколько это возможно). Потом эти моменты сглаживаются и читатель полностью погружается в атмосферу студенческого городка с его собственными интригами и особенностями. Книга, кстати, не про колдовство, точнее не только. Главную скрипку здесь играет любовь, которая и располагает к переживанию за Нормана и Тенси. Последнее испытание Нормана отдает сказочностью, но за 15 лет жизни в счастливом браке по любви, думаю, что такое возможно. По крайней мере, искренне надеюсь. И да, что все женщины ведьмы, я никогда не сомневался (и не имею ничего против этого).

Отличная мистическая книга про любовь (но не любовный роман: соплей тут не найдете), советую всем ценителям подобной романтики.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень любопытный роман. Лейбер затронул неиссякаемую тему колдовства, тему, которая в той или иной мере касается каждого. Мы как то не задумываемся о том, что вобщем-то каждая женщина отчасти калдунья. Этот роман заставляет более внимательно посмотреть на наших милых женщин, на то, какую роль они играют в нашей жизни, какую любовь и энергетику они нам дают, неважно мать, подруга или сестра. Может и они что то делают такое, что вас оберегает и помогает идти по жизни. Вот и Норман в это не верил и не обращал внимания на некоторые поступки своей жены. Но когда случилась беда, открыл для себя и другую сторону супруги, он не отшатнулся от нее, а наоборот бросился на ее спасение. Лейбер очень качественно передал умственные терзания героя открывшего для себя нечто новое, то во что он вообще никогда не верил. И мир книги вообще показался мне каким-то сказочным, удивительным, но в тоже время очень реалистичным. Очень качественный получился роман от мэтра.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, как это — быть мужем ведьмы?Тем более в наше просвещённое время, когда не только ведьмы, но и сам Бог (его существование) поставлено под сомнение.Поначалу, узнав о том, что жена его знается с потусторонними силами Норман, как истинный сын своего рационального века не может даже позволить себе поверить в возможность этого.«Сказки, мифы, легенды — и ничего более» — таково его окончательное решение.В общем простой, чёткий, материалистический вывод университетского преподавателя антропологии.И обсуждать, кажется, больше нечего... За исключением одного маленького «но» — колдовство, оказывается, всё-таки есть. Как??? А вот так!!! И не просто колдовство, а злобное, нацеленное против самого Нормана.И, когда Норман уже поставлен перед этим ошеломляющим фактом ему ничего не остаётся, как вступить в игру по колдовским правилам. Дальше — больше. Заинтересовавшихся отсылаю к первоисточнику.

Лейбер прекрасно передал ощущения человека, когда в его устоявшийся, привычный мир постепенно, исподволь проникает что-то небъяснимое, иррациональное, жуткое до ужаса и медленно заполняет его жизнь.Вся сущность героя противится этому вторжению, но оно сильнее сопротивления рационального человека.

К плюсам (и немалым) можно отнести простой, ясный стиль и туго закрученную интригу: начав читать,остановиться невозможно.Но, в отличие от массы других легко читаемых книг эта остаётся в памяти. «Что в час написано — то в час и позабыто...» — это не про «Ведьму». Попробуйте — сами убедитесь...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман, хотя знаешь, что там примерно будет происходить. И вообще мне всегда интересны эти американские студенческие городки, закрытые школы а-ля «Общество мертвых поэтов» или «Факультет». Все злободневно и современно, хотя роман написан 65 лет назад.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тихий , маленький университетский городок, и такие обычные соседки...:lol: Уже интересно:smile:

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловная удача. Роман, очевидно, написан в такие древние времена, когда мистика и магия в еще не превратились стараниями сотен авторов в «сюжетообразующий прием», в жанровую условность, которая изначально не нуждается в обосновании. Лейбер рассматривает некую тайну, фундаментальное качество природы, проявляющееся в связи с человеческой психикой, с индивидуальностью — и этим отличающееся от законов физики. Словом, это фантастика, а не предпосылка к завлекательному квесту.

Конечно, роман достаточно интересен, чтобы читать его и «просто так», минуя размышления о магии.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лейберу, в большинстве своем, удавалось создавать страшные, завораживающие истории. Этот роман из той же когорты! Читал и думал: а ведь на самом деле всё так и есть: у кого, например мама или бабушка не читает книгу «... магия»?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх