FantLab ru

Харлан Эллисон «В землях опустелых»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.42
Голосов:
160
Моя оценка:
-

подробнее

В землях опустелых

In Lonely Lands

Другие названия: В краю чужом; В краю уединённом

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 48
Аннотация:

Педерсон прожил долгую жизнь. Но вот пришло время умирать, время очутиться в Землях Опустелых. Куда каждый ухoдит один. Но у Педерсона есть друг, есть соратник-инопланетянин, который вместе с ним ждёт прихода Сумеречного Человека...

© ceh
Примечание:

«Fantastic Universe», январь 1959


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Все звуки страха
1996 г.
Миры Харлана Эллисона. Том 1. Миры Страха
1997 г.

Периодика:

Солярис, 2/1992
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Маленькие шедевры от Великого Мастера. Том 1
2011 г.
Маленькие шедевры от Великого Мастера. Том 2
2011 г.
Миры Харлана Эллисона. Том 0. Волны в Рио
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Ellison Wonderland
1962 г.
(английский)
Alone Against Tomorrow
1971 г.
(английский)
The Essential Ellison
1987 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2013 г.

«In Lonely Lands» — фантастический рассказ американского писателя Харлана Эллисона, впервые напечатанный в журнале «Fantastic Universe» в 1959-м году.

Известный своей невероятной продуктивностью в малой прозаической форме (около двух тысяч рассказов, эссе, критических заметок и сценариев), Эллисон активно протестует против жанрового определения своих произведений как «фантастических рассказов», настаивая на емкой и многозначительной формулировке: «рассказы Харлана Эллисона».

Вот в этом весь он...

По собственному же определению «из тех парней, кого в гости больше одного раза не приглашают».

Начав литературную карьеру со скандала, который он закатил своему университетскому профессору (тот осмелился усомниться в наличии у студента писательского таланта), и по итогам которого его отчислили, Эллисон всю жизнь занимается тем, что все делает поперек и со всеми ругается.

Очень настойчивый человек. Тому самому профессору он на протяжении долгих лет отсылал по почте журналы с каждой своей очередной публикацией. Один за другим, один за другим, не надеясь на ответ.

Просто такой вот злопамятный.

После отчисления поехал в Нью-Йорк, крутился там по кухням и каморкам знакомых, прибился к какой-то бруклинской уличной шайке (потом написал об этом остросоциальный роман). Затем, наконец, продал за 40 баксов первый рассказ, и с тех пор ничем кроме литературы не зарабатывал. Большой любитель матерщины, абсурда и насилия. Великий мастер черного пиара. Он судился с телестудиями и демонстративно отметал предложение Диснеевской корпорации, громко ругался с постановщиками «Затерянных в космосе» и еще громче — со съемочной группой «Сумеречной зоны».

А из пары случайных реплик подвыпившей суперзвезды Френка Синатры, сказанных на какой-то вечеринке по поводу эллисоновских туфель (сам Синатра наверняка забыл об этом уже через минуту), Эллисон раздул целую эпическую историю, вошедшую во все официальные биографии как «Конфликт молодого писателя с легендарным Ф. Синатрой».

Хотя, скорее всего, его просто поразило, что хамил в тот раз не он сам, а ему.

Вообще, в этом смысловом ряду крайне рекомендуется к прочтению авторское эссе с чудесным названием «С Добрым Утром, Россия! Я не Корней Иванович Чуковский!»

Это написанное Эллисоном в 1996-м вступление к первому официальному переводу на территории России. До этого выходил неофициальный сборник, без согласования с правообладателем. Поэтому обращение Эллисона к русскому читателю чуть более, чем полностью состоит из цветистых проклятий и ругательств в адрес издательства, которое выпустило его в России без официального разрешения. Просто какое-то Письмо Гнева! Исполненная желчи отповедь! J’accuse! Не могу поступиться принципами! Не читал, но осуждаю!

Особенно удался писателю образ дохлого бронтозавра, которого он обещает скинуть на головы несчастным сотрудникам отечественного издательства сразу по приезде в Москву (кажется, так до сих пор и не заезжал ни разу, а жаль).

Шутки шутками, но от такого экстравагантного человека ждешь чего угодно, но только не такого рассказа, о котором пойдет речь ниже.

Здесь нет криков и ругани. Здесь нет излюбленных автором тем секса, насилия и карьерного рабства.

Это история, рассказанная вполголоса, за стаканом виски, под стрекот цикад.

Очень короткий и очень выразительный рассказ про вещи, по-настоящему важные для каждого человека.

Это история про старение. Про смерть. Про одиночество. Про боязнь одиночества. Про боязнь старения. Про засасывающий страх старения и смерти в одиночестве.

Петерсон, усталый и ветхий космический волк, возвращается домой, в Большой Сырт.

На самом деле, он вовсе не марсианин, а родом с Земли. Отец его был баптистом-пресвитерианцем, они поссорились, еще когда Петерсен был мальчишкой, сразу после этого он подался в Дальний космос. За годы странствий выпивка и радиация его окончательно доконали и довели до слепоты. Он приезжает Домой. Почему на Марс, а не на Землю? Потому, отвечает за героя Эллисон, что «дом человека там, где он был молод и счастлив…»

Петерсон всю жизнь был одиночкой, но судьба послала ему друга – марсианского аборигена (джилкита) по имени Претри. Такого же одинокого старика. Рука об руку, они пройдут до конца свой путь «опустелые земли», подобно теннисоновскому орлу из эпиграфа:

He clasps the crag with crooked hands;

Close to the sun in lonely lands,

Ring'd with the azure world, he stands.

Конечно, тут невольно тянет порассуждать долго и вдумчиво порассуждать на тему связи таланта и скандала, про уместность черного пиара и мизантропию даже добрейших и гуманнейших из классиков.

И про то, что должен ли хороший писатель быть хорошим человеком или вовсе не обязательно?

Да и вообще должен ли писатель хоть кому-то хоть что-то?

Но одно несомненно, и в этом Эллисон прав:

«Хорошо иметь друга... Друг нужен каждому»

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2008 г.

У Эллисона добрая половина рассказов написана так, что я порой очень сильно жалею, что не могу читать в оригинале. Эти недоговоренности, этот некий флёр таинственности и недосказанности лучше, как мне кажется, воспринимается, если ты «разговариваешь» на одном языке с писателем. И что-то безусловно теряется при переводе. Но не смотря на это, рассказ очень понравился и, прежде всего, своей атмосферой, создавать которую Эллисон – настоящий мастер. Всего несколько страниц текста, а погружение абсолютное. История Петерсона, история дружбы и одиночества, – очередной мини-шедевр великого американского рассказчика.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2015 г.

Этот рассказ не следует читать молодежи, ибо у них все впереди, и жизнь, и дороги, и множество ошибок. Он предназначен старикам, которые уже все прошли, все совершили и, наконец-то, дожили свою жизнь. Грустно, крайне поэтично и очень нежно пишет автор о времени, когда уже пора, о друге, который рядом, о вечности, которая впереди... Рекомендую читать тогда, когда уже кажется, что больше нет сил сражаться, и тогда поверишь, что силы есть всегда выиграть это и другие сражения...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 сентября 2013 г.

В рассказе «В землях опустелых» Харлан Эллисон постарался воспроизвести утонченную лиричность с легким налетом грустной поэтичности, завуалированную тихой уходящей печалью. Небольшой рассказ действительно получился несколько трогательным. Далеко немолодой уже, в прошлом космопроходчик , Педерсон нашел себе последнее пристанище на Марсе, который стал ему последним домом, где живет в ожидании смерти, практически один, поддерживаемым инопланетным другом — жилкитом Претри,готовым на все ,ради дружбы. Дружбы, которая затмевает все происходящее вокруг! Дружба, которая не знает расовых границ! Дружбы, которая заставляет двигаться и жить! Очень удачное произведение о взаимоотношении двух совершенно разных созданий!

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2008 г.

Рассказ очень философский, о том, что взаимопонимание разных народов — это не только обмен техническими достижениями, но и поддержка в самые важные моменты. Да и зачем они, эти технологии, в ту минуту, которая для всех нас в конце концов настанет? С чем мы придем к ней, и кто будет рядом?

Рассказ о смерти, который не пугает, а наоборот, почему-то утешает.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2006 г.

Kрасивый грустный поэтичный рассказ.

Но грусть эта очень добрая и правильная...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2016 г.

Не вечен человек. И как страшно проживать последние дни.Но вдруг появляется друг, который тебя сопровождает в это последнее путешествие из жизни в другой мир Землю Опустелую, и не только сопровождает, но и остаётся там с тобой. Философия смерти имеет другое понятие. Талантливо!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2007 г.

Как ни банально это звучит,подлинная дружба не знает границ,рас и предрассудков.Жаль ,что обретаешь ее в конце жизни где-то на Марсе.Но лучше поздно,чем никогда.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2016 г.

Интересно, мне одной показалось, что этот рассказ очень созвучен творчеству Брэдбери? И отнюдь не оттого, что действие происходит на Марсе...

Очень лирично и очень хорошо.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2018 г.

Очень, конечно, разного уровня у Эллисона рассказы. Этот близок к шедевру. Настроение, не натужная жизненная философия. Ни одного лишнего слова. Фантазия молодого человека о старости и смерти. Больше всего понравилось, что весь рассказ ведется «с точки зрения» слепого. И при этом — объемная яркая картинка. Блестяще!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх