www fantlab ru

Виктор Пелевин «TRANSHUMANISM INC.»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
316
Моя оценка:
-

подробнее

TRANSHUMANISM INC.

Роман, год; цикл «Трансгуманизм»

Аннотация:

В будущем богатые люди смогут отделить свой мозг от старящегося тела — и станут жить почти вечно в особом “баночном” измерении. Туда уйдут вожди, мировые олигархи и архитекторы миропорядка. Там будет возможно все.

Но в банку пустят не каждого. На земле останется зеленая посткарбоновая цивилизация, уменьшенная до размеров обслуживающего персонала, и слуги-биороботы.

Кто и как будет бороться за власть в этом архаично-футуристическом мире победившего матриархата? К чему будут стремится очипованные люди? Какими станут межпоколенческие проблемы, когда для поколений перестанет хватать букв? И, самое главное, какой будет любовь?

Если вы не читали Виктора Пелевина, этот невероятный роман — ваша дверь в его вселенную. Знакомых с его книгами ждет мир через два века после “iPhuck-10”, напоминающая о “Жизни Насекомых” композиция — и много интересного о технологиях зеленого вампиризма.

В связи с нравственным возрождением нашего общества в книге нет мата, но автору все равно удается сказать правду о самом главном.

Примечание:

Рецензия: Т. Москвина «Пелевин придумал жуткое будущее» // «Аргументы недели» № 39, 6 октября 2021 г., с. 17


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 340

Активный словарный запас: средний (2922 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
Новые горизонты, 2022 // . Финалист (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Transhumanism inc.
2021 г.
TRANSHUMANISM INC.
2021 г.
TRANSHUMANISM INC.
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рецензия полицейско-литературного алгоритма ZA-3478/PH0 бильт 9.3 на роман Transhumanism Inc.

Про фемку-дуру или про барыгу,

Про дискурсы и мировой кагал,

Он пишет вам одну и ту же книгу, —

Порфирий-бот однажды мне сказал, —

Всё грезя о несбыточной нирване,

Хоть понимая, что кругом обман,

Олегыч проиграл вампиру Раме,

И каждый год воссоздает роман.

Златой звездой порхая по орбите,

Преодолев пред миром сущий страх,

За миг всезнанья в пламенном зените,

Он обращает сонмы смыслов в прах.

Из этого распада трут вампиры

Баблос, гламур и агрегат М-пять.

Бессилие литературной лиры

Дает им силу повернуть бег вспять.

Поднимется опять звезда со стоном,

Ускорится в отравленный зенит;

А там – мамаша-Майя со страпоном

В тенёта бытия её сразит.

И поглощает всё тщета и скверна,

В нирвану навсегда закрыта дверь,

Пелевин превратился в Гольденштерна,

Ему из пут не вырваться теперь.

Оценка: нет
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Август-сентябрь — время ежегодной порции свежего Виктор Олегыча!

Он приходит к нам вместе с первым урожаем яблок и вездесущих кабачков. Кто-то собирает детей к школе, а кто-то ждёт, и, главное, дожидается нового Пелевина.

Я, будучи в малочисленном, по нынешним снобским временам, лагере безоговорочных поклонников творчества автора, считаю ПОВ лучшим сатириком современности. Сатириком-буддистом. Пусть ворчат, что последние романы один большой твит. Пусть. Я, как человек привычки, каждый раз получаю удовольствие от ежегодной дозы Пелевина.

Сюжет пересказывать не буду. Сеттинг ещё мудрёней и футуристичней, чем в «iPhuck 10». Просто несколько штрихов:

деклассированные скоморохи, распевающие «Всё идёт по плану» (лучший комментарий к уже несколько лет продолжающейся мейнстримизации Летова); холопы в зелёных от соплей марлевых повязках; вокепедея.

Отличные разноплановые повести в одном сеттинге. Первая знакомит нас с гротескным миром далёкого будущего, победившего карбоновый отпечаток — «назад к природе», бессмертные мозги вождей и богатеев в банках (привет «Футураме»). Вторая, про мастера боевых кукол, самурая в душе, очень трогательная, похожа одновременно на раннего ПВО и всех писателей, пишущих про Японию — от Гибсона до Акунина с Олди; в третьей — прекрасно описанный нейротрансмиттерный секс-трип с обратной связью — давно ПВО так далеко не забирался на территорию психонавтики; в четвертой есть гениальный маркетинговый концепт продажи Майн Кампфа евреям, цыганам и геям — не хуже рекламных идей из «Генерейшен П»; новелла про кошек — практически «Жизнь насекомых» с неожиданным твистом в конце. Да что говорить, все части романа прекрасны. В финале — изящная закольцовка.

Виктор Олегович исподволь, неспеша, выстроил собственную вселенную. В «TH inc.» есть большое количество отсылок к прошлым произведениям. Нам прямым текстом дают понять, что события «iPhuck 10», «Empire V», «Бэтман Аполло» происходят в одной развивающейся (куда-то не туда) вселенной.

Излюбленный автором солипсизм, буддизм и вампиры, приправленные конспирологией.

Автор выводит в тексте самого себя в образе единственного известного в будущем писателя Шарабан-Мухлюева и стебётся над конспирологией о том, что его не существует.

В какой-то мере роман является нашим асимметричным ответом Нилу Стивенсону с его затянутым и несмешным «Падение или Додж в аду».

Отличный, по-прежнему яркий Пелевин.

Смешно и страшно.

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Банкротство?

«Сасаки-сан не делал ничего такого, что следовало скрывать от общества — он просто не хотел ходить в ошейнике.»

И увидела, что это хорошо. В процессе чтения ощущение медово-масляной гладкости, в которой скользишь, не боясь перепачкаться, пока руки умелой массажистки заново творят тебя по образу и подобию божию. Легкая эйфория, никакой затуманенности сознания, ясность ума и бодрость духа необычайные. Много смеешься, потому что смешно.

С удовольствием констатируешь, что пелевинская мультивселенная, прежде аморфная, обретает наконец внутреннюю структуру. Еще не умеешь вычленить ее Альфы и Омеги из-под напластований конспирологии, и попытка разложить для себя по полочкам кто на ком стоял, вряд ли увенчается успехом. Но яшмовый стержень уже ощущается. Нет, не в том месте, для которого в русском языке только медицинские и бранные обозначения, и не производящий возвратно-поступательные движения, я не про поршень говорю, а про ось, по определению неподвижную.

Не тот мир, в котором хотелось бы жить (хотя про данный нам в ощущениях тоже никто не спрашивал). Пелевин ведь и не ставит цели жить в своих мирах максимально комфортно, высшее достижение у него выход из колеса Сансары. Финтифлюшки с банками, в которые укупориваешь себя на веки вечные, чтобы проводить время с гуриями мусульманского рая, Евой эдемского сада или в образе Казановы, Потемкина (де Сада, как вариант), за приличествующими им занятиями — это так, бантики.

То есть, у Майи много завлекательных манков, и не все ли равно, если получать свою порцию данного в ощущениях станешь непосредственной стимуляцией центра удовольствия, отставив телесную машинерию? Симуляции, зато какого качества! и, заметьте, не изнашивают носителя, как бренная телесность.

Паразитический (или паразитарный?), в общем — поразительный мир Трансгуманизм инкорпорейтед с рустикальными реалиями телег (о, эта восхитительная многозначность пелевинской игры словами) и биороботов-хелперов — холопов. Со свидетелями Прекрасного — аналог свидетелей Иеговы нашей реальности, и сердобол-большевиками (- а зачем у вас два раза «бол» в названии? — хорошее слово не грех и повторить).

Этот мир весь ориентирован на получение удовольствия, которого, как ни парадоксально, больше всего достается холопам, пребывающим в состоянии непрерывного счастья. От того и срок их недолог, но искренне наслаждаться жизнью в дерьме — это ли не величайший дар и большая из милостей? Нет, — ответите, и я с вами соглашусь. И не в том, чтобы мастурбировать посредством виртуального помощника, потом идти на вынос мозга на красную площадь, а в самом конце насыщенного событиями дня — на протест, обвесившись пластиковыми куклами, изображающими детей. Ну, в промежутке кое-что будет на том самом колесе Сансары. В смысле, не на том самом, но мы с вами поняли, к чему отсылка.

А баночное счастье с молочными и винными реками, с яблоками с древа познания? Снова нет. Положа руку на сердце, плавать вечность в рассоле — имела я эти именины. Так кто тут по-настоящему счастлив? Может быть Гольденштерн, свободный и прекрасный, со своим ежеутренним ритуалом воскресения из праха и суфийским пониманием Бога, только навыворот: не видеть Его во всем, а быть Им, одновременно осознавая себя во всем? Не-а, это к тому же колесу быть как на галерах прикованным, разве что амплитуда пошире.

Transhumanism inc. непременно станут соотносить с сорокинской «Теллурией», та же футуристическая патриархальность, во многом схожие антураж и персонажи. И да, это тоже предусмотрено программой, находя отражение в фигуре бессмертного классика Шарабан-Мухлюева (что-то даже подсказывает мне, что вечный трикстер В.О. оставил себе вторую часть фамилии). Но разница таки принципиальная.

Теллуровыми гвоздями пробивали головы, чая постичь смысл в «здесь и сейчас», тогда как искать его на любом из уровней колеса, дело безнадежное. Утекай.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что нам приготовил Пелевин-2021?

Уже давно считается хорошим тоном обвинять писателя в самоповторах, отсутствии новых идей, сиюминутности и т.п. Мне иногда кажется, что эта участь постигла почти все романы после «Чапаева и Пустоты» [конечно, утрирую]. В то же время, почитатели таланта Виктора Олеговича в душе всё же ожидают увидеть среди прочего привычный набор пелевинских «фишек» — иронию, сатиру, цитаты и самоцитаты, намёки, аллюзии и иллюзии, выход за рамки привычного мировоззрения.

Всё это есть в изобилии в новом романе «Transhumanism Inc.». Что касается предложенного антуража, то он поражает проработкой деталей и точностью описаний. Продумано всё — от сапог до «кукух». Какие-то идеи наверняка оставались «в закромах» от предыдущих романов, но доработаны очень точно и реалистично. Используется множество новых забавных и остроумных словечек-определений. Конечно, читателю вначале придётся немного потрудиться, чтобы разобраться в устройстве описываемого мира, но потом от чтения будет трудно оторваться.

Перед нами разворачивается мир будущего, который заслужило современное человечество. Описана «посткарбоновая» цивилизация спустя 200 лет после событий из романа «iFuck». Есть отсылки и к другим произведениям Пелевина (и не только Пелевина, конечно). Получилось этакое киберпанковое крепостничество, за которым легко просматривается окружающая нас сейчас действительность. Некоторые эпизоды заслуживают того, чтобы их хорошенько обдумать.

Мата, кстати, действительно нет, разве что Ж-слово ;)

Из последних пелевинских романов, как по мне, самый интересный и даже захватывающий.

Изначально беспокоил формат романа в виде набора рассказов, но отдельные части оказались настолько неразрывно связаны общими идеями, героями, сюжетом, что являются скорее единым целым, рассматриваемым под разными углами.

Лично меня в этом году Виктор Олегович очень порадовал, выдав отличный, очень динамичный роман. «Поздний» Пелевин держит планку!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая по счету книга Виктора Пелевина, посвященная будущему — в ней удачно соединяются многие идеи из предыдущих — чипирование людей с целью завлечения в цикл потребления, новый «социализм» и вожди в банке, противоборство России и Запада, прошлого и будущего. Все подано под острым соусом пелевинских острот, иронии и самоиронии.

После сомнительных прошлогодних приключений блондинки к нам возвращается «старый-новый» Пелевин — видно, как он хорошо себя чувствует в жанре научной фантастики. Словно как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Атон Гольденштерн, снова вознесшийся к своему куполу всемогущества и всевидения

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал сегодня, хотя начал практически сразу же после выхода. Честно говоря, новые работы Виктора Олеговича даются мне все труднее и труднее. И дело здесь не в том, что это, по сути, одна и та же работа (структура романа, его костяк), вовсе нет. Лично меня уже просто воротит от этого оголтелого, тошнотворного феминизма. Ну неужели так интересно об этом писать уже не первую книгу подряд? Даже ведь не юмор уже, и не ирония, и не философская аллюзия, и вообще незнамо что. Реально, надоело.

И знаете, кажется, я догадываюсь, о чем будет треть следующей августовского-сентябрьской книги ПВО. Да-да, снова про какой-то мракобесный, мерзкий, радикальный феминизм. Видимо, автора самого прикалывает. Ему-то хорошо, он написал, а нам это читать. И ладно бы, прочли и забыли, так ведь из раза в раз. Из раза в раз.

В остальном, структурно, работа очень напомнила сорокинскую «теллурию». Только та выигрывает в сравнении. Мир живее, ярче, правдоподобнее. Общая канва Виктору Олеговичу практически никогда не удается, по части создания прописанных миров. Вот атмосферы и тумана нагнать, это да. Но этот туман тут же рассеивается когда дочитываешь до конца. Раньше это прикалывало, лет в 17. Казалось каким-то правильным и загадочным и неизмеримо крутым и профессиональным. А теперь просто какой-то неспособностью изменить хоть что-то от всего этого веет. Вроде как и пытается художник всякий раз другую картину рисовать, а выходит снова одно и то же.

Скажем так, если убрать 75% процентов из «Трансгуманизма» он абсолютно ничего не потеряет. Сюжетно уж точно. А еще будет менее больно, потому что не придется продираться сквозь колючий, ядовитый феминизм.

Прошлым летом прочитал «Смерти.нет» и после нее, вскоре, начал читать сабж с мыслями, что «вот уж сейчас Пелевин разнесет эту дамочку в пух и прах». В итоге «Смерти.нет» не проигрывают новому романа ПВО. Правда, это не комплимент. Ни одному автору, ни другому. Скорее очень мрачное и устойчивое разочарование.

Следующую книгу буду читать через страницу. Следующую, если вообще буду, просто послюнявлю. Не хочу читать про феминисток. Вот такой вот я упертый, никогда не думал, что автор станет их «певцом».

Конец, к слову, если анализировать сюжетную канву, вообще не пришей рукав. Словно автор внезапно обнаружил: так, необходимое количество символов набрано, сворачиваем лавочку и резко пошел вабанк. А первую треть (если не больше) книги вообще было нечто вялотекущее. Какие-то бессмысленные высшие смыслы, которые здесь выглядят уже не как откровение, а как заезженная пластинка.

Ей богу, еще один шаг вниз/назад.

Отсылки, аллюзии. Якобы, их много. А уберите их, что останется? Обычный потасканный Пелевин. Если меня сильно не прикололо еще на предыдущей работе, то на этой уже все, накипело.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин пишет один и тот же роман. Снова и снова.

Каждым раз талантливо и необычно, но «опять про море» (тм), ЕВПОЧЯ.

Виртуальное существование всё объясняет, но ничего нельзя проверить на истинность.

Потому что солипсизм неопровержим. Но уныл и сводится к солипсизму же.

А детали и переживания героев в романе — отличны и захватывающи. Но ничем новым не заканчиваются.

Обязательно прочтите это сами и убедитесь. Гурии сами себя не дождутся.

(Лучшая часть — про Сасаки и духов. Незатерто и стебно.)

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новая книга, да ещё одна история сверхутопии-стёба из вселенной iPhuck. И сразу понимаешь, что в руках классический Пелевин, и что он за несколько страниц текста окунёт вас в мир, в котором отражается наша действительность, с корпорациями, инклюзивностью, бессмертием или бесконечной смертью, и т.д. Лично моё мнение — Пелевин как автор показывает всю абсурдность нашего современного бытия сквозь призму вероятного будущего. При этом несмотря на наполненность романа сложными конструкциями отсылок к различным религиозным, культурным и другим слоям — нет ощущения перегруза информацией, читается легко. Динамика повествования не провисает, мир яркий и живой. Сатира и юмор как всегда у Пелевина на высочайшем уровне. Если кратко — кому нравится Пелевин, однозначно будут в восторге.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал. С перерывами на Физрука и Супермена, отвлекаясь на Мартина все же осилил творение классика нашего Шарабан-Мухлюева (альтер-эго автора в данной книге). И понял что был к нему несправедлив. Ах если бы это был лишь самоповтор... Начало книги посвящено тем бесславным ублюдкам, что смеют говорить про автора «не торт» Конечно ни один писатель не любит критиков и Пелевин немало по ним топтался и раньше. Но тут он зацепил и читателей. Мол те кто сплевывает делают все неправильно и должны научится сглатывать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Э-э-э, если я правильно понял вопрос… Как вы, наверное, слышали, я друг парадоксов, поэтому мне нравится, когда у меня сосут с песнями. Утомляет только, что песни уже третий век те же самые – мол, не торт. Да почему же это не торт? Вы, наверное, сплевываете. А надо сглатывать. Но все-таки я верю, что со временем вы научитесь, как и предыдущие семь поколений. Так что не буду пока списывать вас со счета. Хотя, говоря между нами, мог бы легко…

И вообще кому чего не нравится пусть сначала напишет бестселлер сам. Может оно и так только зачем все это тащить в книгу?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Надо было назвать число от одного до пятисот, а потом найти свое предсказание. Мане выпало вот что:

Слушай, кисо, если ты так хорошо понимаешь рецепт, по которому сделаны мои книги, попробуй напиши такую же. Лет на десять член изо рта сможешь вынуть.

Маня поняла предсказание в том смысле, что год будет неудачным в делах любви. Так и вышло

Дальше идет парочка годных историй о том как мировая закулиса домогается юной девы с интимной стрижкой «адольфыч», а старый японский мастер делает аниме тян с боевыми прогами из клонированных украинок. И призывает в них духов великих воинов. Понятное дело, без саке, гейш и харакири не обошлось. И вот за эту пару историй можно поставить пятерочку. Все остальное ну очень на любителя творчества Виктора Олеговича. По мне так занудство страшное с намеками на критику режима, коммунистов, либералов, аналоговнетов, лучезарных лидеров, протестующей молодежи, проклятых американцев и прочих жидорептилоидов чипирующих все вокруг. И толстая отсылка к другим произведениям в конце. В принципе и такое зайдет благо хитрый автор сумел надергать из всех повесток сразу. Но раньше у него получалось как-то веселее. А соотношение годноты и УГ было повыше.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Юмористическая литература, безостановочный стендап по мотивам чьих-то постов в соцсетях. В очередной раз задумался, отчего мне всегда так стрёмно читать Пелевина, понял, что он вызывает у меня испанский стыд. Книга похожа на выступление Петросяна, где он читал смешной рэп.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для героев романа Пелевина современное для нас время зовется карбоном. Карбон (он же каменноу́гольный) — один из периодов фанерозоя. Википедия подсказывает, что начался он 358,9 ± 0,4 млн лет назад, а закончился 298,9 ± 0,15 млн лет назад. Хороший способ намекнуть на то, что наша нынешняя современность — это глубокое прошлое с точки зрения текущего времени произведения. А раз так, то какой вообще смысл жителю Доброго Государства (явная аллюзия на творчество Васи Ложкина) как-то равняться на древний карбон и нравы его обитателей? Вот он и не равняется. Тем более, что у героев романа своих странных проблем хватает. Книга получилось именно про это. Про странные проблемы непонятных персонажей, про которые рассказывается живым языком. Пелевин с годами становится все больше похож на Сорокина. По крайней мере неофеодализм у обоих писаталей получился очень похожим. От будущего Виктор Олегович явно не ждет ничего хорошего. Не сказал бы, чтобы все стало черным и будущее превратилось в каторгу. Скорее — в «колонию запутанного режима».

Структурно вселенная романа принадлежит к вампирскому циклу. В далеком будущем вампиры освоили новые технологии по переработке податного населения на баблос. Все остальное, что происходит в романе и мире, стало либо следствием основного технического процесса, либо его побочным эффектом. Чернь перерабатывают массовым образом, элиту — индивидуальным. Основное занятие невампира — работать так, чтобы быть достойным индивидуальной переработки. Вспоминается комментарий сируфа из «Поколения П», который про сгорающие человеческие жизни говорил: «Вы все равно не знаете, что с ними делать» и «Лучше греться у огня потребления, чем гореть в нем заживо». Карбон остался далеко позади, но оба утверждения мистического божества из вавилонской мифологии все еще истинны. Вот люди и вкалывают, пытаясь прикоснуться к элитному потреблению. Про это тоже уже было во второй книге про Раму: мало того, что ты истратишь кучу своих и одолженных денег на то, чтобы прикоснуться к элитному потреблению, так потом окажется, что тебя за твои же деньги скормили чертям. Можно негодовать, что у автора пошли повторы. Но если вы, как и я, любите думать одну и ту же мысль по-разному, то можете смело браться и за эту книгу. Писать автор все еще не разучился.

В книге есть по крайней мере один очень хороший совет от автора. Каждый раз, когда испытываешь сильную эмоцию, стоит задуматься, кто выступает ее спонсором. Даже в наше простое (по сравнению с книжным) время заявлять, что ты сам и выступаешь, может быть не всегда достоверным. Исполнитель и организатор может и ты, а кто заказчик?

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и настала осень, а значит пришло время поговорить о новой книге Виктора «Наше всё» Олеговича.

Про содержание книги, про богатый внутренний мир автора, про то, что он «исписался, выдавая по книге в год», про самоповторы и про буддизм для бедных написано множество рецензий, причём людьми умнее меня, так что, желающим узнать об этом, я предлагаю погуглить. Для меня интереснее поговорить о другом – о построении текста и о стилистике. Этим вещам почему-то обычно уделяют крайне мало внимания.

Начнём с того, что перед нами не роман в классическом понимании, а роман в рассказах – сборник из нескольких историй, события которых развиваются в одном и том же сеттинге в одно и то же время. Персонажи одной истории могут стать второ- и третьестепеннными персонажами в другой, а поступки главного героя одной повести могут стать важными для понимания контекста другой. Более того, местами Пелевин отсылается и к другим своим работам, подтверждая то, о чём многие читатели уже догадывались – события каждого его произведения развиваются в одном и том же мире, и нужно лишь расставить тексты в верном хронологическом порядке. «TRANSHUMANISM INC.» даёт несколько зацепок, чтобы встроить ранее выбивающиеся из общей картины произведения на стрелу времени, и уже этим книга по умолчанию ценна для почитателя творчества Виктора Олеговича.

При этом, мне так сходу сложно вспомнить какие-нибудь аналогичные примеры подобного построения текста в современной литературе (за исключением других книг Пелевина). Ближайшей аналогией будет «Кетополис» – десятилетней давности эксперимент русских фантастов «цветной волны», где несколько авторов сложили мозаику текстов про один день жизни таинственного вымышленного острова, скрещенный с метавселенной Тёмной Башни Стивена Кинга, где «всё живое служит лучу», а все дороги ведут в Касл-Рок.

С формой разобрались. А что сам текст?

Следует отметить, что малая форма Пелевину (за редким исключением) удаётся лучше, чем большая, и разбираемая книга в силу особенностей построения имеет все недостатки как короткой прозы автора, так и длинной. И, к счастью, имеет также и все их достоинства.

Например, в своих романах Пелевин превосходно описывает миры. Да, они неуютные, даже неприятные, наполнены непостижимыми и чуждыми для человека силами, но прописаны очень живо и детально. «TRANSHUMANISM INC.», полемизируя с Сорокиным о том, что нас ждёт в прекрасной России будущего, показывает киберпанковский мир победившего феминизма с клонами-холопами, социальным рейтингом, всеобщей цифровизацией, и мозгами давно почивших олигархов, подключенным к виртуальной реальности (привет «Додж в аду» Стивенсона!). Тут есть где развернуться, и Пелевин разворачивается. Но, увы, первая повесть под названием «Гольденштерн всё» здесь является одной большой экспозицией. Добрую сотню страниц устами героев нам рассказывают, как устроен мир, разъясняют термины, намекают, как общество докатилось до жизни такой, и выглядит это как прямая речь автора, не способного подать информацию более гармонично. Персонажи, обсуждающие привычные для них бытовые мелочи, выглядят так же нелепо, как если бы мы сейчас в разговоре с друзьями на кухне вдруг начали говорить о том, как работают мобильные телефоны или процедуру выборов в Государственную Думу. «Как вам известно...» и прочие её производные в первой повести встречается на каждом шагу, а как вам известно, фраза «Как вам известно...», часто встречающаяся в произведении, является главным признаком плохо поданной экспозиции. Это можно бы было простить, если бы в последующих частях то же самое нам не повторяли снова и снова, иногда теми же самыми словами. Редактура подкачала? Или авторский замысел? Непонятно.

Остальные повести в книге продолжают раскрывать придуманный автором мир, и, надо сказать, делают это максимально подробно и со всех сторон. Нам покажут, как работают спецслужбы, как функционируют клоны-холопы и какое место занимают в обществе, как выглядит виртуальный мир для мозгов в банках и по каким принципам он устроен, затронут жизнь молодёжи нового мира и судьбу протеста, расскажут про секс в мире победившего феминизма и про то, как развлекаются богачи и гангстеры. Повести дополняют друг друга, складываясь в единое яркое полотно, и такая композиция играет повествованию на руку.

Также короткие Пелевинские тексты, зачастую, удачно стилизованы («Хрустальный мир», «Ника», «Зигмунд в кафе» и т.д.), но на длинной дистанции поддерживать высокий уровень языка у автора получается редко – Пелевину куда важнее донести мысль, нежели красиво её сформулировать. В «TRANSHUMANISM INC.» такая стилизация встречается, например, в повестях «Поединок» и «Митина любовь», но тонко написанные абзацы на одной и той же странице могут соседствовать с казённым канцеляритом и откровенным косноязычием. Читается, конечно, бодро, не в последнюю очередь из-за желчного зубоскальства автора, экстраполирующего современные тренды в далёкое будущее, и подающего полученный маразм в виде анекдотичной антиутопии, но если брать всю книгу, то уровень текста получается крайне неровный.

Также неровными оказываются анекдоты-предостережения. Избрав своей целью культуру пориджей и «отмены», радикальный феминизм и локдаун, Пелевин, к сожалению, в этот раз промахнулся. Аудитория, которая вместе с автором ещё с 90-х годов, возможно, оценит шутки про нейрострапон, матчества и «кукуху», но современному поколению вряд ли будет интересно. По большей части молодёжь уже живёт в этом самом антиутопическом мире «TRANSHUMANISM INC.», и для них предостережение запоздало. В этом опоздании заключается главная проблема романа. Где-то с середины двухтысячных Пелевин перешёл от вневременных историй про путь духа к сатирическим, почти стендапным зарисовкам о нашем быте, буквально выхватывая свежие мемы и актуальную повестку со страниц газет на страницы своих книг, и потому оставался на коне, но вот именно сейчас запоздал – на год или на два. Оттого обязательные каламбуры, шутки и остроты, пардон за тавтологию, потеряли остроту. Они, конечно, временами забавны, но, увы, не актуальны. В 2021 году можно посмеяться над анекдотом про новых русских, но только если ты сам помнишь те времена. Штуки «TRANSHUMANISM INC.» устарели не настолько, но суть сравнения, думаю, ясна. Штуки по поводу Михалкова, Бондарчука, Ленина... серьёзно? Да и в целом общий мессадж романа не столько злободневен, сколько отдаёт старческим брюзжанием по поводу молодёжи, этих ваших интернетов и травы, которая раньше была зеленее, а жвачка «бумер» за два рубля. Кстати, есть ли связь между названием жвачки и наименованиями поколений? Оставим эту идею Пелевину, про «бумеров», «зумеров» и «фрумеров» в романе всё и так уже написано.

Зато вневременными становятся (или остаются?) прорезавшиеся у позднего Пелевина нотки романтики и сентиментальности. Всё в тех же повестях «Поединок» и «Митина любовь», одна из которой замешана на восточном образе мысли, а другая отсылает к Бунину, сатира на время отступает, чтобы показать глубину чувств персонажей, подкинуть им испытание не по силам и посмотреть на довольно предсказуемый, но не мене печальный оттого итог. Ровно такие эмоции вызывает и концовка книги, изящно закольцовывающаяся не только с первой повестью, но и с целым корпусом пелевинских текстов – будто что-то прекрасное и великое коснулось на мгновение персонажей и читателей. Прикоснулось, и снова исчезло в небытии, оставив мучительно-сладкое послевкусие.

Вердикт: Довольно стандартная, пусть и не самая актуальная и ровная вещь Пелевина. Более насыщена идеями и смыслами, чем предыдущий роман. Может понравится поклонникам романов «S.N.U.F.F.» и «iPhuck 10». Повествовательное и идейное продолжение сразу нескольких циклов автора, связывающее их воедино. Читать? Можно.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь получилась настоящая антиутопия, ради которой, наверно, всё и писалось. Нечто среднее между «О дивным, новым миров» Хаксли, где все люди живут прекрасно, а кто нет, тот вообще самый счастливый (но при этом от такой благости становится тошно и хочется долбануть по ней ядерным зарядом), и «1984», с его тотальной цензурой, слежкой и абсолютной подконтрольностью всех сторон и аспектов жизни без исключений.

Единый сюжет по факту отсутствует, это набор из нескольких косвенно связанных, но в целом самодостаточных и независимых историй. Каждая из них по отдельности показывает какой-нибудь аспект нового мира — как живут разные слои нового мира, как они развлекаются, как проводят свой досуг и т.д. Все истории примерно одного уровня — среди них нет откровенно провальных-скучных, но и нет шедевров.

А в остальном — типичный Пелевин в хорошем смысле. Он много прогнозирует и пытается смоделировать гипертрофированное развитие современной культуры и социальных взаимоотношений. Если честно, моментами выглядит пугающе правдоподобно и закономерно. Но в любом случае это, как и всегда, неплохое высмеивание современной повесточки.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и настал момент, когда мне сложно выставить объективную оценку роману Пелевина.

Начнем по порядку.

1) Совершено не понравилась обложка (которая белая) книги. Абсолютно не зашли выдуманные цитаты вымышленных критиков. Пустячок. А что с самого начала пошло не так.

2) Категорически не зашли почти все ключевые шутки романа. Это и K-rap, и стендаперы, и Шарабан-Мухлюев.

3) Не очень зашли некоторые отдельные рассказы. Самым слабым и второстепенным показался рассказ «Кошечка».

Стоит уточнить, что вышеупомянутые юморески не плохие, но какие-то детские что-ли, или какие-то совсем гипертрофированные. Мне показалось, что не очень гармонично они вписываются в мрачный мир Трансгуманизма Инк.

Хотя, честно говоря, потрясающий СНАФФ тоже переполнен подобными каламбурами-шутейками.

Но прочитав книгу полностью, обдумав её пару-тройку дней, я всё-таки склонен утверждать, что это хороший пелевинский роман. Всё в нём так же лихо всё закручено, все ружья снова выстреливают, всё такая же загроможденность смыслов и философии…

Если вам нравится поздний Пелевин, то ТРАНСГУМАНИЗМ ИНК вам точно зайдёт. Оторваться от книги всё так же сложно, и всё так же невозможно после Пелевина читать другие, словно замедленные книги.

П.С. Только ленивый не сравнил ТРАНСГУМАНИЗМ ИНК с Теллурией Сорокина. И я читая первые 10-15 страниц, костным мозгом почувствовал, что я в Мире Будущего Владимира Георгиевича.

Задумывалось ли так специально, вышло ли случайно, или Пелевин решил открыто соревноваться на поприще Сорокина – я не знаю. Но вышло достойно.

У Пелевина все ручейки идей стекаются в один океан смысла. У Сорокина всё таки атмосфера мрачности ощущается получше.

Моя оценка крайнему роману Виктора Пелевина – 8 из 10.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередное самокопирование если верить репортажу в ленте. Впрочем кого это теперь удивляет. Можно подумать остальные авторы действуют как-то иначе. Ладно попробуем почитать может не все так страшно. Хотя после «Солнца» надежд почти не осталось, сплошной «пелевен курильщика»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во-вторых, — и это, пожалуй, самое важное — роман «Transhumanism Inc.» наполнен отсылками к другим текстам писателя. В нем встретятся айфак и вампиры-летучие мыши, солярный бог и секс с куклой. Лев Толстой, в конце концов. И тут происходит волшебство. Подобно тому, как роман в новеллах постепенно превращается в единое художественное полотно, роман «Transhumanism Inc.» становится ключом, который превращает разрозненные пелевинские тексты в один общий литературный мир, одну общую смысловую сеть.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх