Джон Уиндем «Куколки»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В городе, которым правят религиозные фанатики, убивающие каждого, кто не такой как все, живет группа телепатов. С каждым новым днем им становится все труднее скрывать свой дар, поэтому они решают покинуть родной дом и отправиться в неизведанные края….
Впервые на русском языке опубликован под названием «Отклонение от нормы» в журнале «Смена», 1987 г., за №№ 4 (стр. 24-31), 5 (стр. 24-29), 6 (стр. 25-32), 7 (стр. 25-32), переводчик Ф. Сарнов.
Ранее, любительский перевод романа ходил в самиздате под названием «Христолюди» (другой вариант названия — «Христо-люди»). Роман приписывался братьям Стругацким, и содержал множество вставок с отсылками к персонажам и сюжетам, описанным в их повестях «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Гадкие лебеди», и др.
Входит в:
— сборник «The John Wyndham Omnibus», 1964 г.
— журнал «Смена № 4, 1987», 1987 г.
— журнал «Смена № 5, 1987», 1987 г.
— журнал «Смена № 6, 1987», 1987 г.
— журнал «Смена № 7, 1987», 1987 г.
— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 2», 1990 г.
— антологию «Смена'90», 1990 г.
Награды и премии:
лауреат |
Золотая Сепулька / Złota Sepulka, 1985 // Книга зарубежного автора (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1987 // Переводное произведение (роман) | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2018 // Переводной роман. 4-е - 5-е место (Великобритания) |
- /языки:
- русский (17), английский (3), польский (1)
- /тип:
- книги (16), периодика (4), самиздат (1)
- /перевод:
- Ю. Кидриньский (1), Е. Коваленко (1), Н. Коптюг (3), Е. Левина (3), Ф. Сарнов (9), С. Славгородский (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 13 июня 2022 г.
До этого момента у Джона Уиндема я читал только «День триффидов», который мне чрезвычайно понравился. Роман «Куколки» привлек меня темой постапокалипсиса и мутаций. Ну и, конечно же, автор не мог обойти стороной множество социальных вопросов.
Конец света в романе наступил уже давно, и его подробности нам неизвестны. По многочисленным намекам становится понятно, что произошла ядерная война, и весь мир заражен радиацией. Действие происходит на полуострове Лабрадор. Поначалу я думал, что название автор просто выдумал, но «Google» подсказал мне, такое название носит полуостров на востоке Канады. Видимо, ядерная война привела к изменению климата, т.к. погодные условия, описанные в романе, явно теплее, чем должны быть в столь северных широтах. Мы видим остатки человечества, которые пытаются выжить и строить свой быт. Люди здесь живут довольно примитивно. Их цивилизация представляет собой аграрное общество, состоящее из множества самостоятельных ферм. Люди здесь очень религиозны и живут по канонам католической церкви, но с небольшими дополнениями. Согласно их вере, ядерная война – это Бедствие, божья кара человечеству за его грехи.
Жить в мире постапокалипсиса весьма непросто. Из-за остаточной радиации постоянно происходят мутации. Некоторые весьма незначительны, как, например, гигантские овощи, иные же по-настоящему ужасны (несколько голов, конечностей и прочие уродства). Однако любые отклонения от нормы подлежат немедленному уничтожению. Новые пуритане пускают под нож мутировавших животных и сжигают целые поля культурных растений. При этом они опираются на трактат, названный «Покаяниями», где даны чёткие определения Нормы (именно с большой буквы). Отклонения людей от Нормы носят названия Богохульство, и считаются посланными дьяволом. Согласно «Покаяниям» у подобных людей даже нет души. Когда в семье рождается, например, ребенок-альбинос, или у младенца шесть пальцев, это считается позором семьи, и все вокруг делают вид, что ребенка просто никогда не существовало. Подобных детей не убивают. Метод «гораздо гуманнее»: детей-мутантов стерилизуют и изгоняют в заражённые радиацией Заросли, где все растения и животные представляют собой Отклонения. Люди Зарослей представляют собой дикарей, пытающихся выжить в ужасных условиях. Их быт и образ жизни показан лишь в небольших эпизодах. Время от времени они собираются в группы и нападают на фермы, чтобы украсть необходимые им для выживания вещи. Изгоняют мутантов по абсолютно логичной для местных причине: они не соответствуют определению, данному в «Покаяниях», так называемому Истинному Образу, по которому людей создал Бог.
Главный герой, Дэвид Строрм, вырастает на одной из таких ферм. Его отец – один из самых ярых сторонников «Покаяний», доходящий в собственных убеждениях до фанатизма. С раннего детства Дэвиду снится одно и то же: странный город с высотными зданиями, которых уже давно никто не видел, а над ним летающие аппараты, похожие на рыб. В столь жестоком мире рассказывать о подобных снах занятие довольно рискованное. В самом начале романа Дэвид знакомится с девочкой по имени Софи. Случайно он узнает, что у его новой знакомой есть лишний палец на ноге, т.е. она является Богохульством. Несмотря на все нравоучения отца, Дэвид решает хранить в тайне мутацию Софи, однако общество крайне жестоко к людям, непохожим на остальных. Со временем Дэвид понимает, что и сам обладает способностями, недоступными обычным людям – умеет передавать свои мысли на расстоянии. По счастливой случайности он такой не один. Его подруга Розалинда также обладает подобным талантом, а затем в округе обнаруживаются и другие ребята. Их способности должны оставаться тайной, ибо никому не хочется провести остаток жизни в Зарослях. Таким образом среди фанатиков тайно живут подростки, обладающие уникальным даром. А может быть, проклятием.
Джон Уиндем поднимает в своём романе крайне острые темы. Вся эта нетерпимость и по сей день актуальна. Однако направленность этого несколько смещена. Складывается стойкое ощущение, что мир явно переусердствовал в своих попытках доказать отсутствие расизма в западном мире. Нетерпимость к мутантам в романе очень гармонично скрещена с религиозным фанатизмом. Непонятно, что в итоге страшнее. Искать логику в поступках новых пуритан из романа просто бесполезно. Появление детей с телепатией очень пугает их. Возникает вопрос почему. Эти дети физиологически полностью соответствуют Истинному Образу, поэтому их практически невозможно обнаружить. Однако благодаря своему таланту они превосходят обычных людей, что уже можно считать непростительным грехом. А если учесть, что по их же учению Бог может читать в умах людей, то получается парадокс – мутанты ближе к Истинному Образу, чем все остальные. Вот тут и всплывают истинные мотивы религии и данного общества. Это лишь очередная попытка выжить, борьба устаревшего с новым. Мир изменился, и люди должны измениться вместе с ним. Противиться эволюции бессмысленно. Также мне было непонятно стремление новых пуритан быть как Прежние Люди, при условии, что своими грехами они и накликали на себя Бедствие.
Итог: Пишет Уиндем просто, но в то же время сочно. Читается быстро, а вот задуматься заставляет надолго. Из минусов можно отметить разве что несколько скомканную концовку. Название у романа довольно ёмкое. Мутанты, описанные в романе – это новый этап в эволюции человеческого вида. Человечество стоит на пороге перерождения, которое просто необходимо в этом новом, разрушенном мире.
artem-sailer, 27 мая 2023 г.
Роман очень понравился: целостность изображаемого постапокалиптического мира, логичность повествования, действий персонажей, живость героев, глубина погружения читателя, если так можно выразиться — вовлечение читателя в процесс. Книга увлекает, происходящему веришь.
Вполне себе жизнеспособная идеология людей, предки которых пережили ядерную катастрофу. О самой катастрофе ныне люди имеют очень и очень смутное представление, но исповедуют этакое постядерное христианство, подводящее божественную идею под сугубо практическую этику. Вот это, кстати, и есть зерно, истоки любой религии, и Уиндем здесь очень правдоподобен, хорошо проработал этот момент.
Приключенческая составляющая тоже имеется, и она тоже цепляет — сопереживаешь героям. Далеко не очевидные ходы персонажей, их неудачи в «борьбе с режимом» и провалы в последующей гонке преследования, оттеснение наших героев на обочину основной схватки — всё это я отношу к плюсам произведения, к удачной авторской находке, ибо это также добавляет книге правдоподобности.
Есть место и философии: что есть норма? признаки новой расы людей — как к ним и к их обладателям отнесётся «традиционное» человечество? наверное уж, негативно? неприязненно? жестоко?
Одним словом — написано очень качественно. Помнится, в юности воспринималось с меньшим интересом — казалось, что очередное и уже устаревшее произведение, наскучившая классика. По-моему, я тогда и не смог дочитать до конца. Сегодня же, в сорокалетнем возрасте, книга произвела очень сильное впечатление. Стареем, однако...
Стронций 88, 13 июля 2015 г.
Итак, я прочитал «День триффидов», «Кракен пробуждается», «Кукушки Мидвича», казалось бы, самое основное. Но только тут, только в этом романе я ощутил то, что (как оказалось) мне не хватало в предыдущих – я ощутил очарование! Я ощутил атмосферу! Мне было уютно читать этот роман. Он дышал какой-то атмосферой пионерства (в том плане возделывания и освоения нового), там практически не было описания погоды, но я ощущал как много там солнца, которое и согревает и губит... И при всей простоте сюжета он не скатился в простату голых приключений, где есть только белое и чёрное – он тонок и неоднозначен, жесток как жизнь. Это не сказка – здесь не всё так просто. Отбросить приключения, эту юношескую канву спасения от смерти, побега, и мы увидим, что и жители Ванкука, жители Окраин и Зеландии – они во многом похожи. Оставить вполне понятные симпатии к героям – и кажется, что мировоззрения жителей Ванкука имеет (о, да!) право на существование как способ сохранения вида и не только человеческого, но и видов животных и сельскохозяйственный культур. Разве это не правильно? Всё лишь до ужаса ужесточено фанатизмом, а правила возведены в абсолют новых библейских истин (это всё-таки постапокалипсис!). И что самое интересное, и они, и жители Окраин, и даже жители Зеландии вызывают схожие чувства. И прав главный герой, который видит в их мировоззрении (и мутантов и зеландцев) всё те же ничем не подтвёрждённые религиозные проповеди Ванкука. И каждый считает себя венцом эволюции и ванкукцы и зеландцы, и даже мутанты… И презираю других. Для зеландцев даже эти дети с такими же как у них способностями – дикари (это проскальзывало)… И убийство (вот так и не поведя бровью) большого количества людей, для них пустое дело, ведь они убивали не себе подобных (я уж думаю, с таким уровнем технологий можно было их как-то просто обезвредить и всё…). Возможно, даже они не моргнув и глазом, пожертвовали бы и главным героем ради девочки, которая была им нужна (уж остальных-то они не стали спасать) – такие холодные расчётливые машины в противовес обуреваемым эмоциями ванкукцам (страх и агрессия – ведь тоже эмоции). Очень непросто всё… Лишь дядя Аксель как человек повидавший мир, по-моему, был ближе всего к истине – каждый считает своё отклонение нормой и призирает отклонения других. Таков тот выживший мир.
Я считаю, что этот короткий роман – отличный постапокалипсис, увлекательный, очаровательно-приятный. Папиросная бумага подросткового приключения, внутри которой не так всё просто и очевидно. Таков тот выживший мир. Сложный и жестокий (без перегибов жестокий, жестокий из-за веков борьбы за выживания, а не из-за какой-то злобы – ведь, по сути, там можно понять каждого) в своём «пути к спасению».
Очень хорошие яркие ощущения оставил роман. И прочитался одним махом. Сладко и приятно было его читать. И вдвойне приятно ощущать в нём всю его тонкую неоднозначность. Неоднозначность, делающую этот роман очень реальным.
igorgag, 10 ноября 2022 г.
За последние тридцать лет у меня сложилась «традиция» каждые десять лет перечитывать «День триффидов» Уиндема. Последний раз я читал роман в оригинале, только в малость подпорченной электронной версии. Однако теперь решил поступить немного иначе — перечитать «Куколки», с которыми впервые познакомился два десятилетия назад, тогда — в переводе. Сейчас решил обратиться к оригиналу.
Вкратце суть романа. Автор рисует довольно далёкое будущее — сотни или даже тысячи лет спустя после постигшего человечество Tribulation — Бедствия, Невзгод и т.п. Ядерной войны короче. Не очень большое поселение на Лабрадоре живёт натуральным хозяйством, ведёт образ жизни вроде того, что был присущ жителям американского фронтира в XIX веке. С некоторыми отличиями... И среди самых существенных не только использование лука в качестве оружия (наряду с ружьями, впрочем), но — борьба с мутациями. С мутациями у выращиваемых растений, с мутациями у скота. С мутациями у людей! И с самими мутантами, устраивающими время от времени набеги на поселения «нормальных» из пограничных лесов.
Главный герой — рассказчик Дэвид Строрм начинает своё повествование с описания странных снов, снившихся ему в детстве, в которых он видит диковинные большие города на берегу моря с лодками в гавани и ещё более удивительными воздушными кораблями в небесах... Отец Дэвида Джозеф Строрм — фактически глава поселения, главный борец со всеми Отклонениями от нормы. Дэвид, его наследник, в перспективе должен занять его место и взять на себя это бремя. И вдруг, в какой-то момент, он узнает, что он и сам — Отклонение. Хотя его «изъян» не выражен в каком-либо физическом дефекте. Он всего-навсего способен к телепатии, обмену мыслеобразами — с ещё семью такими же «ненормальными» детьми, живущими в ближайшей округе.
Это зачин.
Взявшись за роман, я поймал себя на мысли, что почему-то утратил былой азарт в чтении текстов на английском и особенно немецком языках. Но преодолев сопротивление первых страниц, первых глав, я, кажется, понял, в чём причина. Значит, последние года три, а то и четыре мне попадались не самые увлекательные истории. С «Куколками» мне повезло больше. Автор умело нагнетает тревожное ожидание рассказчика (когда же, когда же случится настоящий «провал» и «отклонение» тайных телепатов будет раскрыто?). В общем, сюжет крепко меня затянул. Хотя и отметил всё-таки, что сухие описания по-английски по сути неотличимы от канцелярита. В русской прозе такой номер бы не прошёл (и поэтому переводчикам приходится особенно изощряться перетолмачивая такие фрагменты).
Позабавило предисловие к роману, написанное М. Джоном Харрисоном. Он сравнивает ситуацию, описанную в романе, с переменами, происходившими в Англии в середине прошлого века, когда выходцы из социальных низов начали массово становиться студентами «краснокирпичных» университетов — и тем самым отрываться от своих родителей, «от корней». По-моему, у Уиндема всё куда глубже.
Еще раз отметил в финале хладнокровие продвинутых «новых людей» в процессе ликвидации людей «примитивных». Подвели под это дело «философскую базу». «Не мы их, так они нас». Что-то напомнило...
its_muffin_time, 8 января 2022 г.
Ядерная катастрофа уничтожила большинство жителей Земли. Потомки тех, кто выжил собрались в небольшие поселения и ведут борьбу с мутациями. Животных и растения, которые хоть как-то отличаются от установленной Нормы сжигают, а человеческих детей — стерилизуют и выкидывают в необжитые леса к другим мутантам. Дэвид, главный герой романа, растет в семье, где родители ярые фанатики Нормы. Отец семейства настолько помешан на нормальности, что из-за одного «неправильного» помидора, может сжечь все поле, где высажены эти помидоры. И таких как он множество в их поселении. Но они даже не подозревают, что в их семьях, подрастают дети, которые отличаются от Нормы, просто их ненормальность не бросается в глаза.
Автор хорошо описал проблему Нормы, и отлично передал религиозное помешательство отца семейства. Настолько хорошо, что мне хотелось кричать. У автора, наверное, были какие-то свои отношения с такими фанатичными людьми, иначе я не могу объяснить все то, что творилось на страницах произведения. Вообще, отдельные персонажи, которые появляются в сюжете, прописаны просто отлично. Тот же отец, дядя Аксель или «подружка» Петры. Даже тетя Дэвида, которая появляется лишь мельком и говорит всего пару предложений имеет свой характер. А вот молодые люди, которые так же владели телепатией, помимо главных героев, потерялись — Рэчель и другие сестры, и вроде был еще парень, о котором вообще упоминали два раза.
Это мое первое знакомство с автором и как же я рада, что оно такое удачное. Книга отличная! Правда мне бы хотелось узнать, что там в Зеландии и что стало с героями, ведь судя по словам Зеландки, Дэвида спасли только из-за Петры. Да и то, каким способом... вот и получается, что каждый считает себя верхом цивилизации и не против уничтожения других «отклонений»...
jolly-fellow, 26 января 2019 г.
Произведение с хорошей задумкой, поднимающее вечную тему нетерпимости к людям непохожим на принятую в обществе норму. Но вот по качеству исполнения оно весьма напоминает черновик, а не отшлифованное законченное произведение. Качество текста намного слабее «День триффидов». Не знаю может это у меня такой привередливый вкус, но я не понимаю за что ему ставят такие высокие оценки. Произведение жутко затянуто пересказыванием огромного количества не важных подробностей. Описание взросления главного героя написано занудно и скучно. Много совершенно не нужных проблем выдуманы на ровном месте, на их описание ушли тонны текста но они никак не улучшают сюжет. Например сначала возня с малолетним ГГ, который не понимает что ему говорят по причине своего малолетия. На преодоление этого барьера у окружающих уходит много усилий, а у писателя много текста. Потом та же самая проблема с малолетней сестрой ГГ, которая тоже слишком мала чтобы понимать что вокруг неё происходит, и опять тонны текста для описания того как эту проблему преодолевают окружающие. Зачем вообще было вставлять это в текст? Ничего бы по сюжету не изменилось если бы сестре было не 6 лет а, например, 16 и она сразу бы всё понимала, а дядя ГГ разговаривал бы с ним о жизни в более старшем возрасте и автору бы не пришлось делать многословные описания объяснения простых вещей для ребёнка детсадовского возраста. Складывается такое ощущение, что автор делал наброски и, как всякий хороший писатель, писал всё что приходило в голову, намного больше чем потом войдёт в окончательное произведение. Обычно потом писатель за несколько проходов выбрасывает всё лишнее, но здесь всё так и было опубликовано на этапе неочищенных набросков. Повествование ведётся в стиле в котором обычно пишутся мемуары, то есть просто пересказ событий без ярких диалогов, сцен, захватывающих описаний. Возможно добавление диалогов и ярких сцен автор оставил на более поздний этап работы да так к нему и не приступил. Поведение героев не реалистичное, в него не веришь. Описание чувств и мотивация не проработаны. В основном они не трогают за душу и не вызываю сопереживаний. Герои совершенно картонные, личностей у них нет. Они как движущиеся марионетки, что-то делают, говорят но за ними нет личностей с внутренним миром, желаниями, устремлениями, склонностями. Складывается такое ощущение, что если автор перестанет их дёргать за ниточки то они просто упадут или замрут в разных позах ибо внутри они не живые, их изнутри ничего не движет. Если прервать чтение и задаться вопросом: «Что я могу рассказать о каком либо из персонажей? Какой он человек? Как бы он дальше вёл себя сам если бы автор не тащил его сквозь сюжет?». На такие вопросы нет ответа потому, что личностей за персонажами нет. Вот например ГГ потерял своего единственного самого лучшего друга. Судя из того, что он уже знает, он должен подозревать, что скорее всего её убьют каким-то ужасным образом. И что делает ГГ? Что он чувствует? О чём он думает? Да ничего. Автор вообще никак не описал его переживаний по этому поводу. Дальше пошел какой-то другой кусок сюжета, а судьба лучшего друга детства ГГ так никогда и не заинтересовала. Ему случайно сказали что её скорее всего стерилизовали и выбросили в лесу, но сам ГГ не принял ни малейшей попытки что-то о ней разузнать, как-то её найти. И такого неадекватного поведения героев в произведении полно. Думаю потому, что это составленные куски зарисовок, написанных автором в разное время, по быстрому слепленные в кучу. Например сцена погони за героями. Когда они въезжают в лес на ГГ кто-то прыгает сверху, ГГ теряет сознание от удара, читатель в напряжении ждёт развития событий и тут текст прерывается пространным описанием того как ГГ любит свою подружку и как он грезит о ней. Этот текст совершенно не стыкуется с предыдущим и не имеет смысла для последующего ни по атмосфере, ни по смыслу. Всякие странные вещи вроде того, что когда герои убегают от погони, догоняющие почему-то им постоянно выскакивают навстречу, и герои почему-то боятся всех встреченных ими людей хотя никаких средств связи автором не описано, я даже не буду начинать анализировать.
Кстати хочу напомнить, что ставить минусы отзыву за то, что вы не согласны с мнением его автора противоречит местным правилам, а то я боюсь, что на фоне всеобщих дифирамбов этот отзыв заминусуют под плинтус.
YanaD16, 24 июня 2022 г.
Дэвид живёт в мире, когда-то пострадавшем от ужасной Кары. Здесь любое отклонение от Нормы – преступление, а мутантов стерилизуют и изгоняют в бесплодные земли. Но однажды он знакомится со странной девочкой, не подозревая, кто она на самом деле...
Эта книга написана задолго до бума знаменитых «Людей Икс», и интересно раскрывает тему «люди против мутантов». Сюжет захватывает и интригует, положительным героям сопереживаешь, а некоторые моменты, хоть и без описания лишней жести, всё равно производят большое впечатление. В книге описан мир после ядерной войны, и даже малюсенькое отклонение
Книга небольшая по объёму, и некоторые эпизоды, на мой взгляд, было бы неплохо расширить. Героев достаточно много, и часть из них показана слишком мало, потенциал их не полностью раскрыт. А в конце действие вообще происходит уж очень быстро.
В целом, книга хорошая и однозначно запоминается. Пожалуй, это самое моё любимое произведение у Уиндема, после «Дня триффидов». Здесь, как всегда у писателя, затрагиваются весьма непростые темы.
Кропус, 27 сентября 2018 г.
Когда прочитал некоторые рецензии оставленные раньше, то очень удивился, что никто не обратил внимания на настоящий смысл концовки. Если до неё «отклонениям» искренне сочувствуешь, то тут выясняется, что общество мутантов тоже не против того, что бы устроить «нормам» геноцид. При чём не из мести или страха (Их государство, или что там у них, обогнало нормальных настолько, что боятся им не приходится). Нет, просто посланцы высокоразвитых мутантов-телепатов, относятся к обычным людям как к мусору. Так, что же — выходит нормалы были правы истребляя отклонения?! Хочется верить, что люди смогут преодолеть подобный примитивный социал-дарвинизм. Ведь даже в рамках романа среди нормалов тоже были достойные люди с сочувствием относящиеся к мутантам. Дядя героя, например. Без него вся группа наверняка бы не выжила.
Таже Софи. К слову, начало романа повествующее о детской дружбе героя с Софи считаю самым лучшем фрагментом текста. Интересно, кстати как к ней отнесутся телепаты. Ведь у неё тоже есть мутация, но другая: шесть пальцев на ногах. Скорее всего Софи телепаты тоже бы пустили под нож вместе с нормалами. Вот и думай, кто хуже.
igor_pantyuhov, 14 июня 2017 г.
До сих пор как-то в недоумении, что роман написан столько лет назад.. Настолько он качественно отличается от всего того, что я читал у авторов данного времени. Если честно, немного боялся читать последнюю страницу романа (а вдруг концовка получится такая же искуственно сжатая, как в Днях триффидов. Но нет. Все отлично с этим)
Что еще понравилось так это то, что нет обычных(хрясь, бах, баббахх и пр) «приемов» характерных для постапокалипсиса. Это просто роман о противоречиях, и то как люди неспособны их преодолеть, мирным путем. И такие вот вопросы, которые поставлены в романе, делает его уже серьезным произведением, а не просто очередной фантастической книгой. 9/10
WoroH, 8 июня 2021 г.
Прилетит вдруг Волшебник в голубом вертолете.
Под большим впечатлением.. Возможно, в сюжете нет чего многогранно-пластового, всё идет логично повествовательно. Но написано так хорошо. Книга небольшая, абсолютно нет мыла. Описания одежды, погоды, окружения абсолютно там где нужно. И в голове возникает определенная картина.
С самого начала создается определенная атмосфера дождя, слякоти, грусти. Вроде как из-за погоды, тяжести бытия людей после Бедствия. Но не только. В этом мире свои законы. Переиначенная Библия каким-то религиозным фанатиком-проповедником меняет само мировоззрение людей, образ жизни. В мире, где наблюдаешь за преследованием Отклонений, рано или поздно наступит момент, когда сам станешь изгоем. Но всегда нужно оставаться Человеком с большой буквы.
В этом романе главные герои — молодые люди, но на сколько зрелые мысли в их головах. Не то что у обрюзглых и окряглых, закостенелых фанатизмом, с помутненным сознанием, взрослых. Их разум открыт для возможностей другой жизни, для любви. Абсолютно каждый из этих подростков — Герои (даже Анна). Каждый из них самоотверженно сражался как мог за свое счастье. Не всем удалось дойти до цели, но они держались друг друга, помогали друг другу, переживали и любили.
Была бы вторая часть про Майкла и Рэчель? С удовольствием бы прочитал.
А также уже не Анти, а Утопию про мир, где быть тупым не модно.
Ctixia, 23 мая 2022 г.
Вторая книга Уиндема в моей жизни, и второй восторг. Великолепная антиутопия, иллюстрирующая некую форму религии — биологическую норму. Крепкий замес убеждения нормы и классической религии в декорациях постапокалиптического мира выдал весьма интересную картину мира.
По сюжету действие происходит на полуострове Лабрадор, что в современной Канаде. Очень давно было Бедствие, и пусть не прямо, но автор дает нам понять, что произошла ядерная катастрофа, большая часть мира заражена радиацией, мутации лезут из всех щелей, глобальное потепление не заставило себя ждать. Выжившие люди продолжают свою жизнь, возделывают земли, занимаются сельским хозяйством и даже восстанавливают цивилизацию — например, у них уже появилась паровая машина. После Бедствия у них остались рассказы о Прежних людях, которые уже приобрели форму сказок и небылиц, и, конечно, Библия, куда же без нее.
Библия и записки некоего человека (не помню фамилии), жившего уже после Бедствия, выдают нам в форме религии, которой придерживается община. Биологическая норма — свят святых, все мутации строго истребляются, пусть даже это колосок пшеницы. Людские же мутации называются богохульством, и из соображений гуманизма их просто стерилизуют и выгоняют в лес на верную смерть. Так как выявляются физические мутации специальной службой сразу при рождении, у младенцев, знаете ли, минимальные шансы выжить в лесу. Но люди далеко не сразу доходят до ужасной (для них) мысли, что есть мутации и не физического свойства...
Книга имеет линейный сюжет с экскурсами в прошлое рассказчика — мальчишки Дэвида Стромма, сына одного из самых богатых и влиятельных фермеров общины. Погружение в суть отклонений происходит постепенно, начиная с самого простого — шестого пальца, и раскручивается аж на половину земного шара. Концовка показалась мне в какой-то мере притянутой, но не разочаровала. Немного странными показались нити паутины, такой негуманный метод у, казалось бы, просвещенных людей.
Уиндем мне нравится всё больше и больше.
sashnet, 31 августа 2020 г.
Но концовка, особенно речь богини-зеландки в оправдание уничтожения всех людей, будто написанная Штрейхером или Геббельсом, убивает просто наповал. Чем она отличается от нацистов? Те тоже себя считали высшей расой и походя истребляли евреев, инвалидов с детства и прочих недочеловеков. Тем, что зеландцы считают себя высшей расой «по праву»? Ну даже если принять такой «аргумент», то с чего они взяли, что их раса действительно высшая, и среди женщин и детей, которых они истребили в деревне как тараканов, не оказались бы мутанты еще выше их по эволюционной лестнице?
В общем, это произведение классика фантастики оставило самое худшее впечатление из прочитанных за многие годы.
god54, 19 ноября 2021 г.
Оригинальное, качественное, реалистичное, психологическое, философское, захватывающее произведение. Надеюсь этим набором слов я оппытался передать эмоциональную сторону произведения. Не люблю цепляться к деталям, словам, абазацам. Важны эмоции, которые ты получаешь, сопереживание событий, яркие картинки мелькающие в голове, желание понять чужую точку зрения... Жаль, что нет продолжения, почти уверен, что герои построят иное общество, должен быть этот новый третий путь. Одним словом произведение для коллекции.
Darth_Veter, 15 июня 2021 г.
Итак, произошел очередной Апокалипсис: неразумное человечество развязало ядерную войну, истребившую бОльшую часть населения планеты и сделавшую непригодными для проживания обширные территории суши. Автор упоминает всего два региона, где жизнь еще возможна: канадский Лабрадор и Новую Зеландию. В процессе повествования также становится известно, что вся остальная территория Канады и прилегающих к ней США не только безлюдна, но и абсолютно непригодна для жизни — сплошной радиоактивный шлак и пустоши, заполненные мутировавшими растениями. Но и в самом Лабрадоре не так уж и здорово. Горстка людей ютится в нескольких фермах-поселениях, которыми управляют религиозные фанатики, отвергающие любое ОТКЛОНЕНИЕ от нормы. И кто бы мог подумать, что в имении самого одиозного из них окажется целый выводок мутантов! Они выглядят, как нормальные люди, но их сознание способно общаться с такими же, как они сами, без слов — по ментальному каналу. Уже с самого начала становится ясно, что рано или поздно между этими группами людей назреет очередной конфликт...
Что и говорить — сюжет весьма увлекательный! Героям романа придется пройти через унижение, страх и боль, чтобы доказать свое право на жизнь в этом изменившемся духовно и физически мире. Довольно рано они поняли, что им долго придется скрывать свои способности от окружающих (включая и собственных родителей). Это, так сказать, пролог. Герои живут среди «нормальных» людей, тайно общаются между собой и совсем не задумываются о своем будущем. Интрига начинается с двух событий: знакомства главного героя Дэвида с девочкой-мутантом и таинственного исчезновения одного из собратьев-по-дару. Первое заставляет героя усомниться в правдивости насаждаемой в обществе доктрины «отклонений от нормы», второе же показывает всей группе «общающихся без слов», что они очень уязвимы и фактически беззащитны. Автор мастерски нагнетает ощущение скрытой угрозы, показывая реакции детей на свое двусмысленное положение среди остальных людей. Следить за многочисленными персонажами весьма интересно, тем более, что они не исчезают насовсем, а возвращаются в сюжет в самые ключевые моменты повествования (своеобразные точки трансгрессии). Определенные логические натяжки в сюжете, конечно, имеются, но они не слишком оттягивают на себя внимание читающего, заставляя того с удвоенным вниманием следить за раскруткой событий.
Ключевые персонажи получились живыми и яркими: Дэвид и его отец-фанатик, Петра — настоящий «ребенок-катастрофа», живущая по соседству Розалинда и даже «невидимый» Мишель. Их появление «в кадре» оправдано и своевременно. Ведут себя они также естественно: не бросаются на своих врагов словно супермены, а бегут от них, испытывая вполне понятные человеческие эмоции. Это нравится читателю, заставляя его сопереживать всем перипетиям сюжета.
Общество выживших также показано натуралистично. В нем три градации: религиозные фанатики, отверженные мутанты и новые люди из Новой Зеландии. Автор подробно и понятно описывает каждую формацию, давая понять нам все ее плюсы и минусы. Конфликт группы ментатов с мутантами Дикого Леса выглядит немного надуманным, но заставляет читателя не расслабляться даже в обычных бытовых ситуациях, не забывать о той глубокой разнице, что лежит между двумя типами мутантов — теми, кто изменился физически, и теми, кто изменился психически, внутренне. Для последних мир Лабрадора внезапно становится чужим и смертельно-опасным.
Несмотря на враждебность окружения, повествование местами переключается на романтичный и даже эпичный стили, что несколько сглаживает апокалиптичную мрачность сюжета, и он перестает давить своей безысходностью, приобретая, скорее, приключенческий характер. После финала (который нарисован слишком схематично и отрывочно) у читателя не остается на душе неприятного осадка от картин подобного будущего. Напротив, появляется уверенность в том, что дни Старого мира сочтены и будущее — за новыми людьми из «Силандии».
-------------------
РЕЗЮМЕ: неплохой постапокалипсис, рассказанный от лица мутанта с развитыми ментальными способностями. Если б не шероховатости в изложении, определенно поставил бы «девятку».
Wolf94, 15 января 2020 г.
Разумы не все одинаковы. Есть получше, есть похуже, и чем они лучше, тем больше они значат. Видишь, к чему мы пришли?
Когда бралась за книгу, то совсем забыла, что читала ее два года назад! Удивительно, как память отказалась хранить сюжет! Хотя, антиутопия с религиозной основой — два литературных направления, которые стараюсь обходить стороной. Если от второй горит пукан, то первый просто не цепляет. Уиндему удалось, на мой взгляд, грамотно смешать ингредиенты.
Куколки — будущее после глобально катастрофы. Люди, вместо того чтобы двигаться дальше, вернулись к религии. Мыслишь иначе — тебя истребляют; лишний палец на ноге — дитя дьявола, которое надо стереть с лица земли!
…и каждое существо, которое имеет внешность человека, но сформировано не так, не является человеком. Это не мужчина и не женщина. Это Богохульство против Истинного Образа Божьего, и ненавистно оно перед лицом Божьим
Читаешь и ужасаешься. Родной отец может убить собственное дитя, если он имеет отклонение, при этом никаких душевных терзаний! Дикость и варварство! Но что делать, когда изъян не виден? Как отличить таких людей от нормальных?
Наш герой — Дэви, обладает телепатией. Это большой секрет, ведь его отец — проповедник, свято верующий в свою религию! Мальчик не разделяет взгляд общины:
...Отклонение, по крайней мере маленькое Отклонение, не делает человека чудовищем, как нам говорили. Оно никак не сказывается на человеке...
Если посмотреть, то небольшой роман, каких-то 288 страниц, вышедший в 1955 году (!), очень остро подчеркивает, как человечество может загнать себя в рамки слепой веры.
— Души — это всего лишь жетоны для церквей, чтобы их собирали. Все по одной цене, как гвозди. Нет. То, что делает человека человеком, — это разум. Это не вещь, это качество. Разумы не все одинаковы. Есть получше, есть похуже, и чем они лучше, тем больше они значат.