fantlab ru

Джон Уиндем «Куколки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
1702
Моя оценка:
-

подробнее

Куколки

The Chrysalids

Другие названия: Отклонение от нормы; Отступление от нормы; Хризалиды / Re-Birth

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 163
Аннотация:

В городе, которым правят религиозные фанатики, убивающие каждого, кто не такой как все, живет группа телепатов. С каждым новым днем им становится все труднее скрывать свой дар, поэтому они решают покинуть родной дом и отправиться в неизведанные края….

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые на русском языке опубликован под названием «Отклонение от нормы» в журнале «Смена», 1987 г., за №№ 4 (стр. 24-31), 5 (стр. 24-29), 6 (стр. 25-32), 7 (стр. 25-32), переводчик Ф. Сарнов.

Ранее, любительский перевод романа ходил в самиздате под названием «Христолюди» (другой вариант названия — «Христо-люди»). Роман приписывался братьям Стругацким, и содержал множество вставок с отсылками к персонажам и сюжетам, описанным в их повестях «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Гадкие лебеди», и др.


Входит в:

— сборник «The John Wyndham Omnibus», 1964 г.

— журнал «Смена № 4, 1987», 1987 г.

— журнал «Смена № 5, 1987», 1987 г.

— журнал «Смена № 6, 1987», 1987 г.

— журнал «Смена № 7, 1987», 1987 г.

— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 2», 1990 г.

— антологию «Смена'90», 1990 г.


Награды и премии:


лауреат
Золотая Сепулька / Złota Sepulka, 1985 // Книга зарубежного автора (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1987 // Переводное произведение (роман)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2018 // Переводной роман. 4-е - 5-е место (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Дорогами приключений. Выпуск 2
1990 г.
Смена'90
1990 г.
Отклонение от нормы
1990 г.
Поиски наугад
1992 г.
День триффидов. Отступление  от нормы
1993 г.
Паутина
1993 г.
Миры Джона Уиндема. Том 2
1995 г.
Выживание
1996 г.
День триффидов
2002 г.
День триффидов
2009 г.
Куколки
2016 г.
День триффидов. Куколки
2017 г.

Периодика:

Смена №5 1987
1987 г.
Смена № 6, 1987
1987 г.
Смена № 7, 1987
1987 г.

1987 г.

Самиздат и фэнзины:

Отклонение от нормы
1987 г.
Во всём виноват лишайник
2024 г.

Издания на иностранных языках:

The Chrysalids
1955 г.
(английский)
Re-Birth
1960 г.
(английский)
Какавидите
1982 г.
(болгарский)
Poczwarki
1984 г.
(польский)
Какавидите
1985 г.
(болгарский)
The Chrysalids
1986 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала под названием «Хризалиды». Перевод был замечательный, что, как понятно, усилило впечатление.

Мне не просто понравилось. Я эту книгу долго искала, так сказать «в те времена далекие, теперь почти былинные», когда не было www.fantlab.ru и вообще — страшно подумать — источников в интернете.

Ностальгирую... Потому что книгу такую надо было «днем с огнем» искать. И в 8 случаях из 10 можно было найти фантастику хорошую, после услышанных рекомендаций, в 1 — тупую и откровенно отстойную, и в последнем, довольно редком, — потрясающую и по-настоящему запоминающуюся, поражающую, будоражащую воображение.

В каком-то автобусе мне случайно довелось упереться взором в страницы этой книги, и — понеслось. Хочется прочитать — а ... ЧТО ЭТО БЫЛО?!! Повторяю, форумов типа — а что это за книжка, подскажите пожалуйста, — опять не было.

Мои друзья, несмотря на общность душ и взглядов на жизнь, искусство и литературу, — в фантастике разбирались СЛАБО. В смысле, совсем не разбирались. И вот — в поиск по журналам, библиотекам и т.д.

Постепенно мне удалось выяснить, что это Джон Уиндем, Хризалиды. Когда я прочитала, разочарования не последовало. Последовало длительное «послевкусие». Полное одобрение финала. Я тоже, как и swglold, вижу две затерянные фигурки, пробирающиеся через радиоактивное запустение на другой конец мира.

Мне нравится наблюдать за теми, кто идет своей дорогой, своим путем, несмотря на более простые варианты выбора.

Символика, один из столпов фантастики, в этой книге присутствует в полной мере. Ну какой старший школьный возраст?! ОК, пусть так и будет для многих. Но ведь — смотря чего ищешь.

Я вижу в хризалидах — новое поколение. Какое клеймо не вытрави, суть не изменишь. Проклюнется новая жизнь. Иная. Умрет старая. Принятие и того, и другого, — есть жизнь. Но здесь же и борьба. Новое должно убить старое, и наоборот. Поскольку и те, и другие это понимают, вопрос решается просто — у кого власть, тот и побеждает. Ну, или драпает. Разрядка агрессии — драка или бегство. Уиндем в этом мастер. Все процессы в мозгу читателя запущены. Но ведь этого недостаточно для хорошей книги, ведь как «это все» лихо закручено, как описаны переживания героев, их сильные родственные и дружеские чувства. Они сопереживают. Они ценят друг друга. Они любят и умеют прощать. Поэтому, видимо, многим близок главный герой и его группа. И ни ему, ни автору, ни многим из читателей не близок образ суперкосного «пахаря», третирующего и находящего особое удовлетворение в истязании окружающих и себя в первую очередь. История с тетей гг и ее ребенком до сих пор у меня в памяти, как будто я читала эту книгу вчера. Образность и красочность повествования плюс все круто замешано на психологии и приправлено быстрым развитием сюжета.

И ведь было это написано, как говорится, «еще до войны»...

Я бесконечно уважаю и люблю этого автора за то, что он заставил меня задуматься о мало доступных для моего понимания в ту пору материях. Таких как преследование себе подобных за отличия и отклонения от нормы.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, я прочитал «День триффидов», «Кракен пробуждается», «Кукушки Мидвича», казалось бы, самое основное. Но только тут, только в этом романе я ощутил то, что (как оказалось) мне не хватало в предыдущих – я ощутил очарование! Я ощутил атмосферу! Мне было уютно читать этот роман. Он дышал какой-то атмосферой пионерства (в том плане возделывания и освоения нового), там практически не было описания погоды, но я ощущал как много там солнца, которое и согревает и губит... И при всей простоте сюжета он не скатился в простату голых приключений, где есть только белое и чёрное – он тонок и неоднозначен, жесток как жизнь. Это не сказка – здесь не всё так просто. Отбросить приключения, эту юношескую канву спасения от смерти, побега, и мы увидим, что и жители Ванкука, жители Окраин и Зеландии – они во многом похожи. Оставить вполне понятные симпатии к героям – и кажется, что мировоззрения жителей Ванкука имеет (о, да!) право на существование как способ сохранения вида и не только человеческого, но и видов животных и сельскохозяйственный культур. Разве это не правильно? Всё лишь до ужаса ужесточено фанатизмом, а правила возведены в абсолют новых библейских истин (это всё-таки постапокалипсис!). И что самое интересное, и они, и жители Окраин, и даже жители Зеландии вызывают схожие чувства. И прав главный герой, который видит в их мировоззрении (и мутантов и зеландцев) всё те же ничем не подтвёрждённые религиозные проповеди Ванкука. И каждый считает себя венцом эволюции и ванкукцы и зеландцы, и даже мутанты… И презираю других. Для зеландцев даже эти дети с такими же как у них способностями – дикари (это проскальзывало)… И убийство (вот так и не поведя бровью) большого количества людей, для них пустое дело, ведь они убивали не себе подобных (я уж думаю, с таким уровнем технологий можно было их как-то просто обезвредить и всё…). Возможно, даже они не моргнув и глазом, пожертвовали бы и главным героем ради девочки, которая была им нужна (уж остальных-то они не стали спасать) – такие холодные расчётливые машины в противовес обуреваемым эмоциями ванкукцам (страх и агрессия – ведь тоже эмоции). Очень непросто всё… Лишь дядя Аксель как человек повидавший мир, по-моему, был ближе всего к истине – каждый считает своё отклонение нормой и призирает отклонения других. Таков тот выживший мир.

Я считаю, что этот короткий роман – отличный постапокалипсис, увлекательный, очаровательно-приятный. Папиросная бумага подросткового приключения, внутри которой не так всё просто и очевидно. Таков тот выживший мир. Сложный и жестокий (без перегибов жестокий, жестокий из-за веков борьбы за выживания, а не из-за какой-то злобы – ведь, по сути, там можно понять каждого) в своём «пути к спасению».

Очень хорошие яркие ощущения оставил роман. И прочитался одним махом. Сладко и приятно было его читать. И вдвойне приятно ощущать в нём всю его тонкую неоднозначность. Неоднозначность, делающую этот роман очень реальным.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Куколки» Джона Уиндема – своеобразный коктейль с привкусом «Кукушек Мидвича» этого же автора и «Вина из одуванчиков» Рэя Бредбери. Для лучшего прочувствования романа советую сперва прочесть «Кукушек...», а затем сразу «Куколок» — это позволит лучше понять оба произведения, да и герои станут более яркими и живыми.

Когда-то давно современное нам общество все-таки допилило сук, на котором сидело, и произошел глобальный катаклизм неясного происхождения. Выжившие люди стали селиться племенами и общинами и откатились в развитии к аграрному обществу. Ведущей парадигмой вновь стала религия, а стремление к «норме», «быть как все» стало доминантным. В центре повествования – история жизни Дэвида Строрма, паренька, которому не повезло родиться на свет в семье крайне религиозной и «нормальной», да еще и родиться с даром телепатии. Или проклятьем телепатии, тут как посмотреть. В общем, жизнь у парня не сахар, у него есть друзья (такие же телепаты), но общество их не просто никогда не примет, оно в лучшем случае их стерилизует и выбросит на Окраины, а в худшем – просто-напросто убьет. Но все это лежит на поверхности, сама же история таит в себе немало сюрпризов.

Великолепное вышло произведение. Баланс между приключенческой составляющей и смысловой соблюден почти идеально. Жизнь есть развитие, и нет предела совершенству. Человек венец природы лишь на данном этапе развития нашей планеты, а всего 70 млн. лет назад властелинами Земли были динозавры. Никто не знает, что будет завтра, но всегда следует помнить, что человек — существо не только социальное, но и биологическое, а значит способность к изменчивости и адаптации у нас в крови. Хотел написать сюда сразу все свои мысли, но передумал, т.к. каждый прочитавший и сам все поймет и обдумает. Ну а если и не поймет, то точно получит удовольствие, ведь, кроме повода задуматься, произведение дает еще и возможность насладиться насыщенным событиями сюжетом, в котором все время что-то происходит, да и любовно-романтическая часть не оставит равнодушным.

Поверьте, я не смог словами передать и десятой доли того, что чувствую, но запечатлеть мыслеобраз фантлаб пока не позволяет по техническим причинам.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закостенелое общество выживших после тотальной ядерной войны плохо помнит свои корни, и прошлое они осознают лишь как Прежних Людей, от которых остались лишь легенды и одинокие развалины. Зато, что они хорошо запомнили и впитали, это борьбу с генетическими отклонениями, за чистоту кода — равно необходимое условие выживания рода после ядерной войны. Но сама природа их борьбы теперь больше сводится к религиозным постулатам, чем к осознанию научных предпосылок. Постепенно общество становится мягче и толерантнее, теперь «отклонения» уже не убивают на месте, а лишь изгоняют в окраины, попутно лишив возможности продолжения рода. Но тупой догматизм мешает разглядеть возможность полезных отклонений и заставляет их бороться с малейшей инаковостью, а религиозный фанатизм, когда все видимые признаки искоренены, толкает на поиски любых скрытых несхожестей. Отдельные особо ортодоксальные личности, как-то отец главного героя, незадумываясь принесут в жертву этой борьбе и своих почти взрослых детей.

Такова одна сторона мира описанного автором, но такое положение отнюдь не везде, бывалый моряк рассказывает, что есть и иные земли, где к отклонениям могут относиться иначе, в иных местах даже норма считается другой и уже люди данной общины соответственно будут считаться отклонениями; более того, говорят, в одном месте обитают люди, что вообще непостижимо, с черным цветом кожи... Вот в таком не простом мире судилось появиться на свет главному герою. И к своему ужасу, со временем, он обнаружил у себя некоторое отклонение — возможность к телепатии.

А где-то далеко, в Зеландии, технологическое наследие Прежних Людей сохранилось и даже получило дальнейшее развитие, там к отклонениям относятся несколько иначе, более того, возможность к телепатии стала доминирующей и старательно культивируется. К остальным же отклонениям, равно как к прежним «нормальным» людям относятся как к отработанному материалу, к пережитку прошлого. Нет, их не уничтожают целенаправленно, но могут порушить мимо проходя, как современный человек не задумывается случайно разрушив муравейник встретившийся ему на пути.

И хотя исход в Зеландию, автор вроде бы старается представить как возможное счастливое завершение всех несчастий, но так ли уж хорошо то общество? Что-то меня гложет смутное сомнение, а их концепция «гуманной» смерти всем остальным вызывает отторжение, в голову приходят мысли, что самовлюбленные зеландцы лишены чувства сострадания и плохо впитали урок Прошлых Людей, боюсь как бы они не пошли по тому же пути и с той же концовкой.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Природа любит разнообразие, проверяя все мыслимые пути, нащупывая оптимальный вариант для решения главной своей задачи — выживания и развития, заполнения каждой, даже самой малой ниши жизнью. Природа любит разнообразие, но, что греха таить, людям разнообразие в повседневной жизни не слишком нравится. Конечно, хорошо увидеть что-нибудь новенькое, но потом вернуться в привычный мир, оставив все необычное за дверьми родного дома. И не надо лукавить: все, кто необычно выглядит, говорит или странно ведет себя, вызывают у нас недоверие и опаску.

Но недоверие можно растопить, мосты общения можно навести. Но не для героев романа «Куколки». Они живут в страшном Постапокалиптическом мире, где остатки человечества даже спустя века после Катастрофы борются за выживание, где больше нет науки и искусства. Есть только тяжкий труд и нетерпимость к странному и необычному, и любой отличный от определенной религией нормы уничтожается или изгоняется в страшные Джунгли.

Наши герои выглядят как «нормальные» люди, но их отличие скрывается внутри. Они — телепаты, способные разделить чувства и мысли друг друга и потому становятся особо опасными для этого жестокого и нетерпимого общества — их нельзя отличить обычными способами. Они живут, подчиняются общим законам, маскируются ради выживания, заботятся и поддерживают друг друга, постепенно осознавая, насколько они отличны. Не просто другие: новая раса людей.

О чем книга? О терпимости и понимании, ценности каждой отдельной жизни и ее неповторимости. О разнообразии и разных путях решения общих для людей проблем. Об опасностях прямолинейных подходов и узости мышления.

В книге «нормальные» люди сами отказываются от открывшихся путей и возможности влиться в новое общество, подчиняясь страху и ненависти. Но ведь были среди них другие, которых вели уважение к жизни и любовь, которые помогали этим странным детям, оберегая, как самую большую драгоценность.

И еще это книга — напоминание. Всем родителям, которые хотят, чтобы их дети были похожи на них и разделили их образ жизни, считая его единственно правильным. И ради этого готовы подавлять «нежелательные» наклонности и отказывать в выборе собственного пути. Напоминание о том, что каждый — неповторим и природа очень любит разнообразие ради торжества Жизни.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нашим писунам, творящим в жанре постапокалиптика, есть чему поучиться у Уиндэма. В повести немного действия, но она так держит за глотку, что пока не дочитаешь до конца, не отпустит. Самое главное — веришь всему, что читаешь. Герои живые, мыслящие, переживающие, понятные, хоть и обладающие сверхественными способностями и живущие в труднейших физических и социальных условиях. Великолепная книга, разрабатывающая потрясающую и актуальную тему — тему отклонения от нормы, что это такое, что такое норма вообще, где ее пределы или лимиты, и есть ли они (норма — пределы) вообще. Что считать нормальным, а что нет? Почему общество отторгает все то, что идет против общепринятых норм, физических параметров, мыслей, в конце концов? Серьезная повесть с великолепным приключенческим и фантастическим сюжетом. И, главное, глубоким смыслом.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

До сих пор как-то в недоумении, что роман написан столько лет назад.. Настолько он качественно отличается от всего того, что я читал у авторов данного времени. Если честно, немного боялся читать последнюю страницу романа (а вдруг концовка получится такая же искуственно сжатая, как в Днях триффидов. Но нет. Все отлично с этим)

Что еще понравилось так это то, что нет обычных(хрясь, бах, баббахх и пр) «приемов» характерных для постапокалипсиса. Это просто роман о противоречиях, и то как люди неспособны их преодолеть, мирным путем. И такие вот вопросы, которые поставлены в романе, делает его уже серьезным произведением, а не просто очередной фантастической книгой. 9/10

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение с хорошей задумкой, поднимающее вечную тему нетерпимости к людям непохожим на принятую в обществе норму. Но вот по качеству исполнения оно весьма напоминает черновик, а не отшлифованное законченное произведение. Качество текста намного слабее «День триффидов». Не знаю может это у меня такой привередливый вкус, но я не понимаю за что ему ставят такие высокие оценки. Произведение жутко затянуто пересказыванием огромного количества не важных подробностей. Описание взросления главного героя написано занудно и скучно. Много совершенно не нужных проблем выдуманы на ровном месте, на их описание ушли тонны текста но они никак не улучшают сюжет. Например сначала возня с малолетним ГГ, который не понимает что ему говорят по причине своего малолетия. На преодоление этого барьера у окружающих уходит много усилий, а у писателя много текста. Потом та же самая проблема с малолетней сестрой ГГ, которая тоже слишком мала чтобы понимать что вокруг неё происходит, и опять тонны текста для описания того как эту проблему преодолевают окружающие. Зачем вообще было вставлять это в текст? Ничего бы по сюжету не изменилось если бы сестре было не 6 лет а, например, 16 и она сразу бы всё понимала, а дядя ГГ разговаривал бы с ним о жизни в более старшем возрасте и автору бы не пришлось делать многословные описания объяснения простых вещей для ребёнка детсадовского возраста. Складывается такое ощущение, что автор делал наброски и, как всякий хороший писатель, писал всё что приходило в голову, намного больше чем потом войдёт в окончательное произведение. Обычно потом писатель за несколько проходов выбрасывает всё лишнее, но здесь всё так и было опубликовано на этапе неочищенных набросков. Повествование ведётся в стиле в котором обычно пишутся мемуары, то есть просто пересказ событий без ярких диалогов, сцен, захватывающих описаний. Возможно добавление диалогов и ярких сцен автор оставил на более поздний этап работы да так к нему и не приступил. Поведение героев не реалистичное, в него не веришь. Описание чувств и мотивация не проработаны. В основном они не трогают за душу и не вызываю сопереживаний. Герои совершенно картонные, личностей у них нет. Они как движущиеся марионетки, что-то делают, говорят но за ними нет личностей с внутренним миром, желаниями, устремлениями, склонностями. Складывается такое ощущение, что если автор перестанет их дёргать за ниточки то они просто упадут или замрут в разных позах ибо внутри они не живые, их изнутри ничего не движет. Если прервать чтение и задаться вопросом: «Что я могу рассказать о каком либо из персонажей? Какой он человек? Как бы он дальше вёл себя сам если бы автор не тащил его сквозь сюжет?». На такие вопросы нет ответа потому, что личностей за персонажами нет. Вот например ГГ потерял своего единственного самого лучшего друга. Судя из того, что он уже знает, он должен подозревать, что скорее всего её убьют каким-то ужасным образом. И что делает ГГ? Что он чувствует? О чём он думает? Да ничего. Автор вообще никак не описал его переживаний по этому поводу. Дальше пошел какой-то другой кусок сюжета, а судьба лучшего друга детства ГГ так никогда и не заинтересовала. Ему случайно сказали что её скорее всего стерилизовали и выбросили в лесу, но сам ГГ не принял ни малейшей попытки что-то о ней разузнать, как-то её найти. И такого неадекватного поведения героев в произведении полно. Думаю потому, что это составленные куски зарисовок, написанных автором в разное время, по быстрому слепленные в кучу. Например сцена погони за героями. Когда они въезжают в лес на ГГ кто-то прыгает сверху, ГГ теряет сознание от удара, читатель в напряжении ждёт развития событий и тут текст прерывается пространным описанием того как ГГ любит свою подружку и как он грезит о ней. Этот текст совершенно не стыкуется с предыдущим и не имеет смысла для последующего ни по атмосфере, ни по смыслу. Всякие странные вещи вроде того, что когда герои убегают от погони, догоняющие почему-то им постоянно выскакивают навстречу, и герои почему-то боятся всех встреченных ими людей хотя никаких средств связи автором не описано, я даже не буду начинать анализировать.

Кстати хочу напомнить, что ставить минусы отзыву за то, что вы не согласны с мнением его автора противоречит местным правилам, а то я боюсь, что на фоне всеобщих дифирамбов этот отзыв заминусуют под плинтус.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет «Куколок» это перевёртыш «Мидвичских Кукушек». В тех была группа существ новой расы стремившихся к захвату власти и уничтожению ослабленного путами цивилизации общества. Здесь же наоборот, общество скатившееся практически к родо-племенному строю и строго регламетированному религиозному уставу, строго порицающему всякие отклонения. Такие отклонения по мысли догматиков этого примитивного социума должны нещадно уничтожаться. С чисто практической точки зрения такой подход оправдан и логичен. Такая логика конечно очень жестока, но она ровно такова, каковы условия её породившие. И тем более опасны с точки зрения такого социума отклонения, которые никак не проявляются внешне. Их невидимость является почти стопроцентной гарантией их воспроизводства и всё более и более широкого распространения. И неважно что сами носители отклонений никакой опасности не представляют. Важна сама по себе потенциальная возможность опасности.

В таких условиях несколько молодых людей с необычными способностями вынуждены скрывать их от всех. Попутно их терзают очень неприятные мысли о несовершенстве того маленького замкнутого мира, где они живут. В романе пример таких терзаний Дэвид. Чем большее развитие получает ситуация в которую попадают он и его друзья, тем больше он задумывается о недостатках своей общины и признанной всеми «Нормы». В то время, как другие (те же отец и мать Дэвида) почитают её за идеальное общество.

В романе даётся много разных точек зрения и высказывается много интересных мыслей, касательно того, что есть идеальное человеческое сообщество и как оно должно развиваться. Впрямую вопрос об идеале конечно не ставится, но уже само отсутствие чёткой авторской позиции по этому поводу волей-неволей наталкивает на такой вопрос читателя. И оно же даёт неявный, но очевидный ответ: идеала не существует. Даже технически развитая Новая Зеландия не способна претендовать на роль такого «общественного эталона». Хотя безусловно стоит на много ступеней выше жёсткой религиозной общины. Но это именно лишь ступень, очередной виток эволюционного эксперимента. Кто знает, чем он закончится? Незаметно вкрадывается в роман Уиндэма предостережение. Вспомните первое впечатление от первого мысленного контакта Дэвида и Розамунды с новозеландскими прогрессорами. Они показались им высокомерными и говорили чуть ли не менторским тоном. А высокомерие — суть гордыня, которая нередко предшествует падению. Так что, успех эксперимента в целом — под вопросом.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уиндэм не расставил четко акценты, какой из трех групп он симпатизирует. Попробую это сделать я.

Зеландцы унаследовали все пороки предыдущего человечества (читай нашего) и приобретение нового свойства – телепатии – никак не отразилось на их облико морале. Высокомерие, мессианство, расчетливость, бездушие, мгновенное «гуманное» умерщвление низших (как они считают) существ, вызывает только отвращение. Даже близких себе они практически обрекают на гибель. Думаю, в реале они Дэвида и Розалинду тоже бы не взяли. Им нужна была только Петра – остальные балласт.

Как только они достигнут могущества, под их каток попадут все неполноценные. Обыкновенный фашизм северо-атлантического разлива. Будущего за ними я не вижу.

У Отклоненных с Окраин тоже нет никаких шансов – деградация на лицо и вымирание их настигнет очень быстро.

А вот у Нормальных шанс есть. Это общество хоть и медленно, но развивается. Раньше всех ненормальных просто уничтожали, потом стали стерилизовать и выгонять на Окраину. Пройдет время, и выгонять перестанут… В общине Нормальных много персонажей вызывающих симпатию, и кажется, что их даже большинство – дядя Дэвида Аксель и тетя Гарриет, родители Софи, и даже инспектор. Они пока еще не «рулят», но потенциал их накапливается. Верится, что за периодом Инквизиции наступит Возрождение, если общество Нормальных пройдет между Сциллой мракобесия и Харибдой разнузданной толерантности. Золотая середина ценилась во все времена и у всех народов.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда прочитал некоторые рецензии оставленные раньше, то очень удивился, что никто не обратил внимания на настоящий смысл концовки. Если до неё «отклонениям» искренне сочувствуешь, то тут выясняется, что общество мутантов тоже не против того, что бы устроить «нормам» геноцид. При чём не из мести или страха (Их государство, или что там у них, обогнало нормальных настолько, что боятся им не приходится). Нет, просто посланцы высокоразвитых мутантов-телепатов, относятся к обычным людям как к мусору. Так, что же — выходит нормалы были правы истребляя отклонения?! Хочется верить, что люди смогут преодолеть подобный примитивный социал-дарвинизм. Ведь даже в рамках романа среди нормалов тоже были достойные люди с сочувствием относящиеся к мутантам. Дядя героя, например. Без него вся группа наверняка бы не выжила.

Таже Софи. К слову, начало романа повествующее о детской дружбе героя с Софи считаю самым лучшем фрагментом текста. Интересно, кстати как к ней отнесутся телепаты. Ведь у неё тоже есть мутация, но другая: шесть пальцев на ногах. Скорее всего Софи телепаты тоже бы пустили под нож вместе с нормалами. Вот и думай, кто хуже.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман, точно классика жанра жаль что такой короткий :frown:, я его за день прочел. Сколькобы я не читал постапокалиптики, у людей живших в годы холодной войны произведения на эту тему получались лучше, чем у современников, видимо это было так актуально в то время... у писателей того времени все получалось атмосферние. У Джона Уиндэма все получилось замечательно. Люди выжили только на острове Лабрадоре, и в Новой Зеландии (это мы узнаем по ходу чтения романа)...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1 часть романа повествуется от маленького мальчика 9 лет, как он видит этот мир, так и описывает. Главный герой живет в маленькой деревушке, где правит религиозный фанатизм, за незначительное отклонение от нормы (мутации:bigeyes2:), будь то растение, животное либо человек фанатики стараются это уничтожить. Отец главного героя и является таким фанатиков. В общине у них правила и самое главное, что бог создал человека по подобию своему, что у человека должны быть две руки, две ноги, и на каждой конечности по пять пальцев ну и в таком духе. В романе поднимается вопрос, а откуда люди знают как выглядит бог? Дядя этого мальчика рассказывал историю о путешествиях моряков, и те повидали много племен и каждое считает себя нормой, а других мутантами. Тогда кто же нормальный, а кто отклонение? В ходе романа выясняется, что у мальчика выявляется способность мысленно разговаривать с такими же как и он...

2 часть романа рассказывается о событиях, когда главный герой уже юноша. В окрестности их деревни находится 8 таких же, как и он, и они пытаются скрыть свое «отклонение»...

В общим читайте это КЛАССИКА с большой буквы:wink:. В этом жанре это одна из лучших книг. Уиндэм на мой взгляд хотел сказать в этом романе, что эволюция не стоит на месте все меняется в том числе и люди...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Триффидов» я сразу же принялся за «Куколок». Этот роман был написан чуть позже, в 1955 году. Тут сразу нас встречает постапокалипсис без объяснения того, что же все-таки случилось когда-то. Оно просто случилось. Человечество живет небольшими поселениями и не очень понимает, что находится дальше ближайших 50-100 км. В самом начале мы знакомимся с небольшой деревней, в которой вера в Бога является доминирующей. Причем красной линий в этой вере проходит правило, по которой объясняется, что все Божье должно быть правильным, то есть не иметь Отклонений. Все неправильное должно быть уничтожено, чтобы случайно не передать плохие гены потомству. Но в условиях постапокалипсиса с неизбежной мутацией понятие Нормы весьма расплывчатое. И в каждом поселение Норма своя. То есть они есть Норма. То как они выглядят, как живут, чем занимаются — это Норма. У других — Отклонение от Нормы. И если отклонение случается в поселение, то приходит специальный инспектор и выносит вердикт — уничтожить или оставить.

В таких условиях живет маленький мальчик, сын главы деревни. Он случайно знакомиться с девочкой с шестью пальцами на ногах. но держит это в секрете, ведь девочка хорошая, а если о ней узнают другие, то ничем хорошим это не закончится. Более того, вскоре выясняется, что сам мальчик и некоторые другие дети в округе владеют телепатией, т.е. они могут передавать друг другу свои мысли. Безусловно, если это вскроется, то кровь польется рекой.

Эта книга мне понравилась больше «Дня триффидов». Меня всегда интересовала тема религиозного насилия и навязанных обществом догм. За детей очень переживал во время чтения, ведь они пытались вырваться из клетки выдуманных Норм. Мир оказался больше и интереснее, чем им вдалбливали в головы учителя и родители. Да, мир давно изменился, но где-то там еще остались высокие дома и летающие штуки, на которых люди могут перемещаться. Это новый мир, мир сверхлюдей, которые понимают друг друга. Но привычный мир камней и палок не пускает, держит в тисках и заставляет бояться и ненавидеть самого себя за то, какой ты есть.

Совершенно неустаревший роман, прекрасно читается в наши дни. Да, без популизма на страницах не обошлось, не факт, что новый открытый мир без дефектов, но кто и правда знает, что есть Норма?

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

До этого момента у Джона Уиндема я читал только «День триффидов», который мне чрезвычайно понравился. Роман «Куколки» привлек меня темой постапокалипсиса и мутаций. Ну и, конечно же, автор не мог обойти стороной множество социальных вопросов.

Конец света в романе наступил уже давно, и его подробности нам неизвестны. По многочисленным намекам становится понятно, что произошла ядерная война, и весь мир заражен радиацией. Действие происходит на полуострове Лабрадор. Поначалу я думал, что название автор просто выдумал, но «Google» подсказал мне, такое название носит полуостров на востоке Канады. Видимо, ядерная война привела к изменению климата, т.к. погодные условия, описанные в романе, явно теплее, чем должны быть в столь северных широтах. Мы видим остатки человечества, которые пытаются выжить и строить свой быт. Люди здесь живут довольно примитивно. Их цивилизация представляет собой аграрное общество, состоящее из множества самостоятельных ферм. Люди здесь очень религиозны и живут по канонам католической церкви, но с небольшими дополнениями. Согласно их вере, ядерная война – это Бедствие, божья кара человечеству за его грехи.

Жить в мире постапокалипсиса весьма непросто. Из-за остаточной радиации постоянно происходят мутации. Некоторые весьма незначительны, как, например, гигантские овощи, иные же по-настоящему ужасны (несколько голов, конечностей и прочие уродства). Однако любые отклонения от нормы подлежат немедленному уничтожению. Новые пуритане пускают под нож мутировавших животных и сжигают целые поля культурных растений. При этом они опираются на трактат, названный «Покаяниями», где даны чёткие определения Нормы (именно с большой буквы). Отклонения людей от Нормы носят названия Богохульство, и считаются посланными дьяволом. Согласно «Покаяниям» у подобных людей даже нет души. Когда в семье рождается, например, ребенок-альбинос, или у младенца шесть пальцев, это считается позором семьи, и все вокруг делают вид, что ребенка просто никогда не существовало. Подобных детей не убивают. Метод «гораздо гуманнее»: детей-мутантов стерилизуют и изгоняют в заражённые радиацией Заросли, где все растения и животные представляют собой Отклонения. Люди Зарослей представляют собой дикарей, пытающихся выжить в ужасных условиях. Их быт и образ жизни показан лишь в небольших эпизодах. Время от времени они собираются в группы и нападают на фермы, чтобы украсть необходимые им для выживания вещи. Изгоняют мутантов по абсолютно логичной для местных причине: они не соответствуют определению, данному в «Покаяниях», так называемому Истинному Образу, по которому людей создал Бог.

Главный герой, Дэвид Строрм, вырастает на одной из таких ферм. Его отец – один из самых ярых сторонников «Покаяний», доходящий в собственных убеждениях до фанатизма. С раннего детства Дэвиду снится одно и то же: странный город с высотными зданиями, которых уже давно никто не видел, а над ним летающие аппараты, похожие на рыб. В столь жестоком мире рассказывать о подобных снах занятие довольно рискованное. В самом начале романа Дэвид знакомится с девочкой по имени Софи. Случайно он узнает, что у его новой знакомой есть лишний палец на ноге, т.е. она является Богохульством. Несмотря на все нравоучения отца, Дэвид решает хранить в тайне мутацию Софи, однако общество крайне жестоко к людям, непохожим на остальных. Со временем Дэвид понимает, что и сам обладает способностями, недоступными обычным людям – умеет передавать свои мысли на расстоянии. По счастливой случайности он такой не один. Его подруга Розалинда также обладает подобным талантом, а затем в округе обнаруживаются и другие ребята. Их способности должны оставаться тайной, ибо никому не хочется провести остаток жизни в Зарослях. Таким образом среди фанатиков тайно живут подростки, обладающие уникальным даром. А может быть, проклятием.

Джон Уиндем поднимает в своём романе крайне острые темы. Вся эта нетерпимость и по сей день актуальна. Однако направленность этого несколько смещена. Складывается стойкое ощущение, что мир явно переусердствовал в своих попытках доказать отсутствие расизма в западном мире. Нетерпимость к мутантам в романе очень гармонично скрещена с религиозным фанатизмом. Непонятно, что в итоге страшнее. Искать логику в поступках новых пуритан из романа просто бесполезно. Появление детей с телепатией очень пугает их. Возникает вопрос почему. Эти дети физиологически полностью соответствуют Истинному Образу, поэтому их практически невозможно обнаружить. Однако благодаря своему таланту они превосходят обычных людей, что уже можно считать непростительным грехом. А если учесть, что по их же учению Бог может читать в умах людей, то получается парадокс – мутанты ближе к Истинному Образу, чем все остальные. Вот тут и всплывают истинные мотивы религии и данного общества. Это лишь очередная попытка выжить, борьба устаревшего с новым. Мир изменился, и люди должны измениться вместе с ним. Противиться эволюции бессмысленно. Также мне было непонятно стремление новых пуритан быть как Прежние Люди, при условии, что своими грехами они и накликали на себя Бедствие.

Итог: Пишет Уиндем просто, но в то же время сочно. Читается быстро, а вот задуматься заставляет надолго. Из минусов можно отметить разве что несколько скомканную концовку. Название у романа довольно ёмкое. Мутанты, описанные в романе – это новый этап в эволюции человеческого вида. Человечество стоит на пороге перерождения, которое просто необходимо в этом новом, разрушенном мире.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одним из цементирующих свойств многих обществ является деление на своих и чужих. Причем свои могут характеризоваться совершенно разными критериями. Так, после ядерной катастрофы на планете стали появляться мутанты. Для общества они чужие. И пусть вся мутация заключается лишь в наличии лишнего пальца у человека, или в повышенной силе у животных — они чужие. А чужие не должны жить в обществе. Животные должны быть уничтожены, люди (которые и не считаются людьми) изгнаны. И вот однажды главный герой понимает, что он тоже чужой. Что интересно, в повести по большому счету и нет резкого противопоставления хороший/плохой. «Нормальные» люди жестоки, мутанты в джунглях жестоки, и даже таинственные спасители с далеких островов тоже равнодушны к человеческим жизням и преследуют лишь свои цели. Все как в жизни. Ну и вопрос, который задает автор — а что есть норма?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх