fantlab ru

Ольга Онойко «Море Имён»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
359
Моя оценка:
-

подробнее

Море Имён

Роман, год; цикл «Море»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Нет ничего более притягательного и в то же время опасного, чем гадать о судьбе человека по приметам бытия. Сегодня место гадалки занял лайфхакер, который с помощью Интернета может вскрыть предел любого человека, узнать, ради чего кто-то из нас живет и что ждет нас впереди. Но стоит ли заглядывать в будущее, если ты не готов принять его таким, какое оно есть?

Примечание:

Опубликован в сети в 2010 г.


Входит в:

— цикл «Море»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 447

Активный словарный запас: средний (2870 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Странник, 2013 // Лучший сюжет

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2013 // Крупная форма (роман)

номинант
Портал, 2013 // Крупная форма

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2013 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Странник, 2013 // Гран-При

номинант
Серебряная стрела, 2013 // Лучший фантастический мир

номинант
Мраморный фавн, 2012 // Роман

номинант
Новые горизонты, 2013 // (роман)

FantLab рекомендует:

Ольга Онойко «Море имён»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Море имён
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, Ольга Онойко опустилась с небес на землю. После межпланетных интриг и контактов с чуждыми расами — наша родная планета, наше время. Ну, правда, реальность не совсем та, но это не страшно. Люди как люди, имена чуть отличаются — и все. Идея интересная — параллельные реальности соприкасаются интернетами; способности главного героя — тоже интересны: лайфхакер, «взламывающий жизнь» — надо же, слово-то какое!

По ходу чтения романа выявляется, что Ольга очень хорошо знает множество разнообразных вещей — настолько, чтобы писать о них со знанием дела.

Ольга явно имеет опыт общения с детьми — образы двоих мальчишек даны настолько реально, что их воспринимаешь, как живых — и их мысли и их слова полностью соответствуют их возрасту.

Ольга явно хорошо знакома с программистами, сисадминами, сотрудниками поисковых систем — эта среда является основой романа, здесь важны и технические подробности и психология и взаимоотношения.

Ольга явно жила во времена татаро-монгольского нашествия — не побывав там, так написать невозможно!

Главный герой — в общем-то личность несложная. Имея незаурядные способности, он их постоянно совершенствует, но все это — с одной целью — поиски пропавшего брата.

Гораздо интереснее Летен, олигарх, политик, бывший военный, бывший бандит. Образ этот совершенно неоднозначен — в нем намешано всего, да и не понемногу, и хорошего и плохого, и доброты и безжалостности. Личность получилась сильная, подавляющая, мощная.

Отец главного героя — тоже очень неоднозначен: похоже, добиваясь своей цели, даже, пожалуй, хорошей, он просто не думает о том, как это воспринимается со стороны.

Из моральных проблем в романе серьезно поднята только одна, но очень сильная и сложная: что делать, если, помогая человеку осуществить свою мечту, ты принесешь несчастья многим людям. Да еще совершенно мельком обронена мысль о том, что такое религия. Любая. Мысль фантастическая, но по сути верная!

Читается роман, при всем изобилии компьютерных терминов, очень легко, с неослабевающиим интересом и с нарастающим сожалением о приближении конца. Правда, последние страницы не исключают дальнейшего развития событий. Поэтому — прошу, умоляю, требую: «ПРО — ДОЛ — ЖЕ — НИ — Я !»

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая прочитанная книга у Ольги Онойко. Вообще не знала про этого автора- но в фленте на дайрях упомянули «Море вероятностей», и я полезла посмотреть и запала.

Один из наиболее поразивших моментов, это то, что escape от реальности с противным отчимом, «насилием» и кадетским лагерем оказывается страшнее самой реальности:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нереальные страхи(зомби) становятся реальностью.
Хотя, наверное, так и нужно.

Потрясающие диалоги.

Если вещь и включает помимо авторской реальности образные элементы из других систем, то в общей картине они создают свой абсолютно уникальный мир.

Книга оставляет очень уютное чувство. Какое-то необычайное технофэнтези: с лавочками и деревьями, и именами Осень, Лед, Ясень, Иней, Пламень. И это оправдано и естественно вписывается. Походная романтика шестидесятых(это не совсем точно, но так легче описать), сказочные мотивы, реальность мира после ядерной катастрофы, киберпанковские методы работы с ноосферой(необычно киберпанквские, насколько я могу судить) современная политика и Куликовская битва не торчат кусками- а сочетаются как мазки, как единое.

Но уют совсем не означает отсутствие страшного, того, что заставляет читателя заглянуть внутрь себя и задуматься о выборе героя, как о своем.

Ничего похожего не видела близко. Жалко нет бумажного издания. Хочется перечитывать, подолгу останавливаясь на тех или иных местах :smile::smile::smile:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я давно не читала чего-то, что мне насколько бы сильно понравилось. Несколько дней после прочтения мне снились фрагменты цикла, и тоскливо ныло в груди: так хотелось бы получить работу в Лабораториях, я бы даже бесплатно стажёром работала, а полилог выучила только за то, что на нём Ворона поет :)

Все книги цикла разные, связанные только общей идеей и тем, что действие происходит в одной и той же мультивселенной. Очень насыщенно смыслами, «вызывает болтанку», если использовать сленг из книги:)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это действительно Фантастика. Читается на одном духу.

PS: роман закончен, опубликован на сайте автора. Скоро ожидаем чистовую версию и надеемся на бумажную.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оч-чень понравилось! Спасибо Фантлабу за рекомендацию.

Хорошо, что не стала читать отзывы до прочтения книги: средняя оценка меньше 8 поразила. Мне понравилось все! И в данном случае отсутствие даже элементарных знаний в области IT только помогло. Да, много непонятных терминов, но в их точном определении не было необходимости: общая идея, предложенный мир, логика сюжета объясняли все! Если бы понимала термины — анализировала бы, сопоставляла, видела бы противоречия, а так, только интуиция и общий восторг.

Книга понравилась настолько, что запретила себе обращать внимание на какие-то как будто-бы недостатки. 10!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В начале хочется сказать, что прочитал роман по совету ФЛ и абсолютно не жалею о содеянном. Во-первых, с удовольствием познакомился с творчеством нового для меня писателя. Во-вторых, роман действительно понравился.

Ольга – молодец! «Море имён» — качественная и интересная приключенческая фантастика со своими плюсами и недостатками. Отмечу, что плюсов больше!

Я не люблю жанровое деление фантастики, и когда мне с самой первой строчки говорят, о том, что придётся читать технофэнтези, меня это скорее отталкивает, чем притягивает. Я не знаток в этом жанре, поэтому он представляется мне диковинным «зверем», от которого не знаешь чего ждать (кроме избытка компьютерных терминов) :-) При прочтении этот стереотип развеялся, роман этому изрядно поспособствовал.

Ольга создала в романе необычный мир с оригинальными фантдопущениями. Лайфхакерство – настоящая находка. На одном этом явлении можно было построить достаточно интересный сюжет, однако Ольга пошла дальше и раскрыла перед читателями информационную подноготную нашей Вселленной. Все знают, что в начале было слово, но о существовании реки и моря имён я услышал впервые. Автор пытается вплести в мир всё выше сказанное, при этом правдоподобно это объяснить. Местами получилось хорошо, местам хуже. Но такой мир безусловно имеет право на жизнь.

Сюжет у романа динамичный, сам текст читается легко и захватывает, а мир в романе фантастически проработан. Это из плюсов. Из минусов же: главные герои мне показались неубедительными (кроме Летена и Осени – их бы оставил такими, какие они есть) и также показался не нужным отрывок с татаро-монгольским игом. На мой взгляд он перегрузил сюжет, итак перенасыщенный событиями.

Общее впечатление: роман понравился. Жду продолжения!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первой семантической ловушкой, с головой затягивающей в роман Ольги Онойко, становится его название. Автор дарит своему миру имена простые и полные изначального, глубинного смысла, оттого носители их становятся ближе к сказочным сущностям. Итак, в приветливо шумной Листве, столице величественной прекрасной Росы, проживают реально-сказочные люди. Милая, добрая и щедрая красавица Поляна встречает своего богатыря-суженого Летена. Тоскуют по никогда не виденному отцу и пропавшему без вести обожаемому мужу Ясеню печальный Иней-царевич и его мама Весела. В старинном особняке располагается офис интернет-поисковика «Ялика», где трудится юный Алей Обережь, которого бабушка-соседка характеризует сугубо положительно: хороший мальчик, сломавший подруге судьбу. Парадоксальная эта фраза становится рассечением вторым, переворачивает сознание и заставляет посмотреть на этот мир другими глазами – и вот уже Летен предстает глыбой Льда, отливающей Сталью немыслимого будущего взлета и воцарения на многие Лета; и вот уже веселый, заботливый, любящий отец семейства Ясень оборачивается двуликим Янусом, пугающим, ведущим хитрую и жесткую игру, внезапно и властно вмешивающимся в судьбы близких. И обоим очень нужен хороший мальчик Алей, как заветный аленький цветочек, вожделенный ключ для достижения неясных поначалу целей…

Легко и органично вписываются в контекст «Моря имен» страницы «производственного романа», повествующие об увлекательных трудовых буднях представителей сферы деятельности, которая для непосвященных находится на грани реальности и фантастики – IT-технологий. Умудренные опытом руководители и талантливая молодежь, гениальные поисковики, лайфхакеры, вселенские админы — они действительно кажутся полубогами, идеальным сплавом человеческого и искусственного интеллектов. Они обладают практически неограниченной свободой мышления, поступков, стремительных перемещений в виртуальное пространство, параллельные и вымышленные миры. Но эта свобода базируется на постоянном упорном труде, напряженной умственной деятельности, умении четко ставить задачи и добиваться их выполнения. А ещё им присуще огромное чувство ответственности – за простых пользователей, за близких и любимых, за будущее целой страны, которое может напрямую зависеть от выполненной ими работы.

Сопоставление реальностей то пугает, то дает неожиданно комический эффект, то приобретает эпических размах в великом русско-монгольском противостоянии. По дороге к Морю Имен читателей ждет море смыслов, размышлений, море удовольствия. Погружайтесь в него смело!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал с большим удовольствием. И именно потому, что понравилось — позволю себе критику.

Общее впечатление — очень хорошее, но:

это впечатление от подающего надежды молодого автора (хотя, похоже, автора «молодым» в смысле литературного опыта считать уже и не полагается).

То есть на фоне общего плезира — четкое впечатление, что в процессе написания автор не всегда знал, что там будет дальше и чем все кончится.

Зрелый и хороший автор себе такого никогда не позволит.

Это — основная и главная претензия. Все разговоры о вдохновении и музе очень романтичны, но профессионализм — прежде всего в том, что автор сначала выстраивает скелет — кто, куда и зачем должен прийти, а только потом подключает наращивание мышц и кожи.

В противном случае (в пределе) имеем романы типа Михаила Успенского — блестящее оформление отдельных сцен при абсолютно никакой общей сюжетной линии.

Ну и есть мелкие пожелания:

1. Все-таки не все в этом мире компьютерщики. Неплохо бы дать кое-какие примечания. Поскольку даже названия глав не всегда понятны. А если лезть за определениями в инет — то они не всегда совпадают с их пониманием автором.

2. Не могу удержаться от мелкой придирки — принадлежность к роду Борджигинов отнюдь не объясняет раскосых глаз, как и черноволосости. Как раз эти признаки — следствие последующего смешения с другими народами. Поскольку, как хорошо известно, монголы 12 века не были монголоидами.

На всякий случай, еще раз повторюсь, что книга очень понравилась. Что не мешает видеть в авторе значительный потенциал улучшения.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая вещь. Лучшее в современной фантастике. И, действительно, мечтал бы купить эту книгу в бумажном виде.

Отличное чувство языка, игра в ассоциации затягивает похлеще самого крутого экшена. Монах-проксидемон по имени Аникей доставил пять минут здорового смеха. Отлично!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, я прочитаю этот роман вслух своему мужу. Такой чести удостаиваются только очень немногие книги :)

Спасибо автору! Ждем продолжения!

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Идея, сюжет — 5+, главные герои (я бы выделил троих Олигарха, Отца и ЛайфХакера) — 5+

Диалоги отличные.

Интересно вот только как автор сообирается решать проблему совпадения профессии ГГ с одним известным сайтом. Не противоречит ли это правам собственности

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Язык, конечно, замечательный. Богатый, но не избыточный. Метафоры там, где нужно и в том объеме, в котором нужно, чтобы помогать воспринимать текст, а не мешать, как это часто бывает в работах клинических филологов.

А дальше я буду ругаться. Несмотря на свою высокую оценку этой вправду хорошей книги. Потому что потенциал у автора огромен. Но в длинной форме полноценно раскрыть его не получается. Хочется понять, почему. Общий ответ напрашивается сразу: повесть можно написать на одном дыхании, сыграть на одной струне, выплеснуть одним потоком настроения. Роман — вряд ли. Его приходится продумывать, конструировать, балансировать разные темы-мелодии, чтобы полифония не превратилась в какофонию. И вот этого «строительного» опыта, мне кажется, автору пока и не хватает.

Это понятно, а что конкретно?

1. От читателя, особенно в начале книги, требуется некоторый, пусть минимальный, уровень понимания, что такое семантический анализ, и хотя бы общее знакомство с некоторыми разделами психологии (когнитивная, психолингвистика, «квантовая» Роберта Уилсона). Просто для того, чтобы новые термины и понятия не заставляли отрываться от чтения с целью залезть в словарь. Грубо говоря, если читатель никогда не задумывался, как работают интернет-поисковики (а большинству это и не нужно, и не интересно), у него возникнут некоторые проблемы с восприятием текста. А жаль! Потому что как раз на первую половину, ну или может, треть романа автору хватило одного дыхания, и она читается «запоем». Самое обидное, что вся эта кагбэ научная глубина почти и не нужна для сюжета. Что мы, параллельных миров с попаданцами никогда не видели?

2. Сюжет. Поначалу плотный, он затем как будто разрыхляется. Так кажется потому, что темп повествования выдержан ровный вдоль всего текста. А это неправильно, его нужно ускорять! Вначале, когда читатель знакомится с персонажами и миром, в котором они живут, сей когнитивный акт сам по себе удерживает его внимание, но когда знакомство завершилось, требуется уже что-то другое — а именно, действие, развитие, движуха. Кроме того, окидывая взглядом уже прочитанную книгу, понимаешь, что сюжету не хватает цельности. Не хватает серьезного, глубокого главного конфликта, на который, как на нитку, нанизывались бы бусинки сюжетных поворотов. Частных вопросов задано немало (Летен vs Ясень; Алей vs Предел Летена; Инька vs страх, мамина любовь vs слабость, и т.д. и т.п.), прямо таки на эпос тянет, но все они как бы по-отдельности, не выстроены, не ранжированы, не сплетены в одну конструкцию. В итоге многие эпизоды (да и герои) выглядят как бы необязательными, притянутыми за уши, и вместо стройного здания, где каждый кирпичик на своем месте, получается эдакая насыпная куча, которая, конечно, тоже растет ввысь, но при этом лишена необходимой стройности. Именно из-за этого, имхо, чтобы куча не рассыпалась, автору периодически приходится вытаскивать рояли из кустов, крупнейший из которых — нежданно открывшиеся способности Иньки. Спрашивается, зачем тогда Ясень затеял всю это сверхсложную игру — между прочим, сюжетообразующую?

3. Персонажи. Экспозиция их многообещающа. Они прорисованы красиво, сочно, точными линиями. Но дальше, когда мы с ними со всеми познакомились — они же вроде как должны начать жить? Но не начинают. А начинают лишь двигать сюжет. Развитие романного бытия происходит лишь сначала в познании мироустройства (что в связи с п.1 многим не очень понятно и не так уж интересно), а затем — в способностях героев по передемиургиванию оного мироустройства, открывающихся опережающими темпами. То есть, развиваются способности ГГ, но не он сам. Хуже того, с мужской точки зрения Алей деградирует. Вначале выглядит вроде как сложившейся самостоятельной и достаточно сильной личностью, пусть и с чрезмерной рефлексией, наверное, оправданной редкими способностями. Но затем вдруг начинает отчего-то проявлять черты кисейной барышни, склонной в тяжелой ситуации заламывать руки и срываться в истерику, вместо того чтобы сжимать зубы — вот хотя бы как собственный младший брат, вызывающий куда больше уважения. Образ Летена, представленный красиво и достоверно, затем, вместо того чтобы обретать глубину, начинает расплываться, размазываться, превращаться в какого-то глобального доброго дядюшку. При этом Ясень, в отличие от оппонента, человеком «с длинной волей» не выглядит совершенно. А заигравшийся вшивый интеллигент во главе степного войска — это смешно. Так и представляешь себя суровых монгольских воинов, кружком сидящих у костра и зачарованно слушающих «Милая моя, солнышко лесное». Неудивительно, что наиболее достоверно выглядят второстепенные персонажи: Поляна, Ленька — от них не требуется развития.

4. Имена. Они красивы, спору нет. Но, оказывается, автор сам не понимает те дисциплины, которыми вроде как оперирует (см. п.1)! И это для меня лично стало, увы, главным «когнитивным диссонансом» романа. Просто катастрофическим! Да, туннель реальности второго уровня, общий для нации, связан с языком, он практически им и является («как говоришь — там и думаешь»). Но язык — неотъемлемая часть культуры, а имена — неотъемлемая часть языка! Они не с кондачка взялись! То, как мы называем своих детей, тоже является отражением того, как мы мыслим и как живем. И наш «этнический» туннель теснейшим образом связан с туннелем еще более высокого уровня — с парадигмой развития цивилизации в целом. Русские имена в большинстве своем имеют греческое, римское и христианское происхождение. И по отчеству (а не по матери) мы тоже старших зовем не по случайной прихоти. Что, в мире Алея не было Древней Греции и Древнего Рима? Или, может, рядом с ними существовала не менее мощная Гиперборея? Но ведь это совсем другой ход истории! Мир, в котором сложилась такая система имен, как в романе, должен быть совершенно, принципиально иным, нежели наш (и, кстати, нарисовать его было бы жутко интересно)! Допустим, совершенно иным должно быть влияние христианства, если оно вообще там имеется в роли мировой религии. Однако, мир романа почти ничем не отличается от нашего: и история та же самая почти, мировая война всего на месяц сдвинута, и афганская война была, и города те же, пусть и под другими названиями, и — что самое главное — люди совершенно такие же, как мы. Всё это кажется мелочью, но лично для меня — грубейшая оплошность. Потому что семантика — не мелкая деталь антуража, а сущностный элемент данной книги, практически главный ее герой.

Вывод: книга красивая, но сырая. И с непонятной ЦА. Мущщин и прочих мачо она будет возмущать «розовыми цветочками». Любители киберпанка будут морщиться от фэнтези, любители фэнтези — от айтишных заморочек. Ценители хорошей женской прозы (М.Галина, Е.Катишонок, М.Петросян, Е.Некрасова, М.(+С.) Дяченко) посетуют на чрезмерную попсовую картонность.

Но до собственного Предела автору еще очень далеко, и это вселяет надежду.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом довольно приятное произведение. Несмотря на в общем-то заурядный сюжет, читается на одном дыхании, оторваться сложно. И совершенно очаровательная деталь — осмысленные имена. А действительно, почему, при всем богатстве русского языка, имя человека должно быть никому не понятным набором звуков? Как это задушевно и красиво, когда девушку зовут Тайной, Радостью или Осенью.

Если книга выйдет в бумажном варианте, потратиться стоит.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир книги однозначно выигрывает. Хотя в параллельных мирах нет никакой оригинальной идеи, у Онойко получается подать идею красиво. Интересные имена и топонимы (правда, не ответа на вопрос, как они образовались), занятный способ перемещения, какие-то намёки на будущее развитие и более подробные описания — всё это очень и очень классно сделано. Отдельно покоряет сердца айтишников описание «другого Яндекса» и работы в нём.

Но вот герои.... герои проигрывают. Начиная от главного героя, который за пару дней получает силы, сравнимые с божественными, пальцем о палец не ударив. И заканчивая второстепенными персонажами, которые занимаются исключительно обустройством жизни главного героя. У него есть Идеальная Девушка (умная, красивая, загадочная, потрясающая любовница, имеющая выход на местного демиурга и дающая герою мудрые советы). Идеальный Младщий Брат (который хочет быть как главный герой и смотрит ему в рот, а ещё потрасающе способный, умный, не капризный). Идеальная учёба не мешает работе, а Идеальная работа — совешению подвигов. Преподаватели любят героя, а начальство вместо того чтобы заставлять работать, только платит зарплату и предоставляет обучающие материалы. Есть и Идеальный Спутник, который сначала немного пугает героя своей силой, но потом начинает буквально носить его на руках, защищать, лечить и стряхивать с него пыль. И, конечно, Идеальный Отец, Наставник и Противник в одном лице, который всегда на шаг впереди, но потом позволяет себя победить и признаёт, что герой намного его сильнее.

Мне очень интересно, что сделал бы герой, будь у него обычная девушка с обычной внешностью и своими желаниями. Обычный брат, который бы злился и не писал бы трогательных писем «забери меня отсюда». Обычная мама, которая обижалась бы на то, что сын врёт и не звонит. Обычные преподаватели, начальники и друзья. И, наконец, честный противник, который бы победи его, неопытного, ещё в первом раунде....

Но ладно. Идея, что отец-враг на самом деле тренирует своего сына, а не борется с ним мне понравилась

Но ещё есть финал. Который откровенно слит.

Потому что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в финале все просто становятся хорошими. И отец. И будущий диктатор-отец-народов. И сам герой. И его брат. Никакой развязки у сюжета нет, просто бог из машины (вернее, солнце-из-за-туч) освещает всех и это решает все проблемы.

Вот это откровенно плохо, на мой взгляд.

Говорят, следующая книга лучше.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень занимательная книга. Уж не знаю чем, но напомнила творчество Лукьяненко. Столько же глубины, размышлений, возможностей найти свой смысл. Столько всего, что полностью осознать не очень-то и получается.

Тем не менее в глубине своих собственных мыслей и размышлений иногда теряется повествование, иногда размышления утягивают дальше и глубже, чем то, о чем поведывает тебе книга. И немного жаль, что повороты сюжета не настолько резки, что бы возвращать тебя в мир книги и героев с их перипетиями.

Книга вышла отличная. Которую можно было бы сразу же сесть перечитывать, если бы новые открытия маячили не только в процессе повествования, но и в скрывались в самой сюжетной линии.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх