FantLab ru

Иван Бунин «Антоновские яблоки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
127
Моя оценка:
-

подробнее

Антоновские яблоки

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Чем пахнет Яблочный Спас? И что несет за собой этот аромат свежих антоновских яблок? Писатель ведет нас по следам воспоминаний, ощущая яблочный запах в дворянских усадьбах, сквозь череду которых проводит свой тур, пытаясь познакомить читателя с последними представителями этого умирающего традиционного мира меняющейся России.

Входит в:



Рассказы
1955 г.
Собрание сочинений. Том 2. Повести и рассказы 1890-1909
1965 г.
Стихотворения. Рассказы. Повести
1973 г.
Здравствуй, поле русское!
1977 г.
Здравствуй, поле русское!
1978 г.
Антоновские яблоки
1979 г.
Повести и рассказы
1979 г.
Повести. Рассказы
1980 г.
Повести и Рассказы
1982 г.
Повести. Рассказы
1982 г.
Рассказы
1982 г.
Повести и рассказы
1983 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Избранные сочинения
1984 г.
Повести и рассказы
1985 г.
Поэзия и проза
1986 г.
Велга
1989 г.
Антоновские яблоки
1990 г.
Антоновские яблоки
1990 г.
Избранные произведения
1991 г.
Избранная проза
1998 г.
Первая любовь
2001 г.
Русский рассказ
2002 г.
Первая любовь
2002 г.
Русская проза начала XX века
2003 г.
Стихотворения. Повести. Рассказы
2003 г.
Повести и рассказы
2004 г.
Повести и рассказы
2004 г.
Жизнь Арсеньева. Повести. Рассказы
2006 г.
Грамматика любви
2007 г.
Повести и рассказы. Жизнь Арсеньева
2007 г.
Тёмные аллеи
2007 г.
Темные аллеи
2009 г.
Темные аллеи. Окаянные дни. Повести и рассказы
2013 г.
Солнечный удар
2014 г.
Темные аллеи. Жизнь Арсеньева
2014 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2018 г.
Грамматика любви
2019 г.
Митина любовь
2019 г.

Аудиокниги:

Проза. Поэзия
2003 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 1
2005 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 1
2005 г.
Избранная проза
2005 г.
Детские рассказы для внеклассного чтения
2010 г.
Темные аллеи. Избранная проза
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, написанный в 1900 г. на рубеже двух веков — это прощанье с уходящим 19-м веком, с уходящей Россией. Позднее Бунин успеет увидеть, как не уходила – улетала Россия, уносилась в никуда старая жизнь. И вот уже не 20-й даже, 21-й на дворе. И Бунин для нас — на далёком горизонте, где-то рядом с Пушкиным. Читаем мы рассказ великого русского писателя, написанный великим русским языком, читаем о своей земле и уже не всё понимаем. Даже я, человек немолодой, в деревне выросший, сумевший в детстве даже молотьбу по-старому повидать, и то не понимаю. Немало слов, которыми я, мало сказать, никогда не пользовался, но и смысл которых плохо доходит. Понева, тенетник, канифасовый, взмёт, – прекрасные слова, только давно отзвучавшие. Хорошо ещё, что не нужны нам все слова, чтобы понять главное. Чтобы услышать этот гимн (ведь гимн может быть и негромким, больше в душе, чем в гортани), гимн старине и родине.

Уверен, ещё век пройдёт, и два, и три, а Бунина читать будут. Только как? Сколько ещё вещей и слов уйдёт из жизни? И сдаётся мне, что вкус антоновских яблок уже на моей жизни изменился.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая эту повесть в школе и к экзаменам, всегда кроме запаха и прозрачного воздуха не ощущала. Даже вспоминала антоновские яблоки из собственной деревни, медовые внутри — то бишь с прозрачными нектарными пятнами в мякоти.

Перечитывая, задавалась другими вопросами. Вспоминала что-то о том, как нам указывали на смерть дворянской усадьбы, что-то о «Вишневом саде» Чехова, но никогда не проводила параллели с творчеством самого Бунина, потому что читать нужно было только «Антоновские яблоки» да «Легкое дыхание».

Теперь же я осознала всю картину: автор последовательно описывает типы оставшихся дворян в каждой главке, связывая их жизнь с определенными традициями. Это и Яблочный Спас, и радости в день святого Лаврентия поздним летом, охота в пасмурную осеннюю погоду, проведение сумеречных вечеров за расскзами, просматривание архивов с напоминаниями о том, что представляет из себя дворянская аристократия, тоже со своим особым запахом, более сильным дворянским, и работа с урожаем к концу осеннего сезона, времени престольных праздников.

Эта повесть скорей стоит в одном ряду с «Летом Господним» Шмелева, который дает картину купеческого хозяйства в контексте традиций и народно-церковного календаря. Сам Бунин сравнивает хозяйство помещика с хозяйством хорошего крепкого мужика. Но, так как самому мужику уже лет под сто, он чувствует себя виноватым, что зажился, так и дворянство подряхлело вместе со своими запущенными садиками. И память уже совсем не та — выдохся тот самый яблочный запах.

Если приглядеться к последним представителям бунинских помещиков, они все смуглые, чуть ли не цыгане, татары. Это та еще древность — оставшаяся со времен князей-рюриковичей, самые что ни на есть близкие к народу, не превратившиеся в модных представителей двора старостветские помещики. О их смерти написал еще Гоголь. И вот они теряют свои соки и, вместе с природой, как это всегда бывает у Бунина, уходят в мир зимы. Надежда ли это на их возрождение? Может, Бунин так и хотел, но социально-политические реалии возвращают к жизни в ином свете, часто совсем не весеннем.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такое слово — «пастораль». Звучит красиво и даже завораживающе, означает буквально — «...жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь...». Ключевой элемент здесь — «...поэтизирующий...».

Правда, речь не совсем уж о чтобы и прямо-таки «простой» сельской, скорее — ностальгические мотивы, некие царапающие сердце умирающие воспоминания о культурном, но — все же — барском времяпрепровождении.

И вот это — интересно. У меня в родне, как бы — ни мелкопоместных, никаких, все — сплошь казаки и кулаки. Потому запах яблок в деревне — помню отчетливо, и — понимаю вполне, чем Автор восторгается-то. Этот... нет, не запах..., не то это слово, вот, наверное — ДУХ, вот так правильнее будет сказать. Да — это вполне себе поэтическое понятие, словами передающееся довольно затруднительно. Но — на 100% достойное того, чтобы его именно поэтизировать.

А, вот, все прочее, о чем речь в тексте... Я — повторюсь: нет у меня этих воспоминаний, ни ностальгических, никаких. Но... читаешь, и — как будто, действительно, ностальгия душит. По поводу чего? Это же — НЕ МОИ воспоминания.

Вот это и называется — литературный ДАР. Так что ты не проходи мимо, уважаемый потенциальный читатель. Тебе тоже — точно понравится

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх