FantLab ru

Борис Штерн «Записки динозавра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Голосов:
226
Моя оценка:
-

подробнее

Записки динозавра

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 35
Аннотация:

Столетний старик — главный редактор журнала «Наука и мысль» — ждет визита дьявола: ведь много лет назад он продал нечистому душу в обмен на разрешение начальства создать журнал.

Но повесть — не о чертях и не о бессмертии, а о старости, ответственности, подлинных и мнимых ученых.

Примечание:

Химия и жизнь. — 1990. — № 4-8 (сокр.); авт. сб. «Рыба любви». — К., 1991.


Входит в:

— сборник «Записки динозавра», 1995 г.

— сборник «Рыба любви», 1991 г.

— журнал «Химия и жизнь 1990'07», 1990 г.

— журнал «Химия и жизнь 1990'08», 1990 г.

— антологию «Наша старая добрая фантастика», 2017 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 148

Активный словарный запас: средний (2881 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (повесть)

FantLab рекомендует:

Борис Штерн «Записки динозавра»


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Наша старая добрая фантастика. Иное небо
2019 г.

Издания:

Рыба любви
1991 г.
Записки динозавра
1995 г.
Сказки Змея Горыныча
2002 г.

Периодика:

Химия и жизнь № 7, 1990
1990 г.
Химия и жизнь № 8, 1990
1990 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Славное говорящее название — «Записки динозавра», только о каком динозавре идёт речь – о профессоре Невесёлове, или писателе Штерне? Стареющем учёном, стоявшем у истоков тех самых открытий, архивы о которых будут открыты ещё не скоро, или писателе из тех времён, когда из озёр высовывали свои морды динозавры, вода была мокрая-мокрая, а фантастику писали такие мастера стиля, как Шефнер, Анчаров, братья Стругацкие, наконец.

О чём эта книга?

Не люблю отвечать на этот вопрос.

Почему-то так получается, что если на этот вопрос можно дать толковый и обстоятельный ответ, то книгу чаще всего можно и не читать, собственно достаточно этот ответ и прочитать. А если в книге есть ЧТО-ТО, ради чего её стоит взять в руки, то получается только промямлить – ну как вам сказать…

Но раз вы настаиваете – попробую.

Старенький профессор идёт из своего дома в другой дом, оттуда в третий – уже едет, а не идёт, ну и так далее. По дороге ему вспоминаются то дела дней давно минувших, то события сегодняшнего дня: научные эксперименты, подковёрные интриги, старые друзья, женихи внучки Татьяны, японочка на Чукотке…Что-то уж и припомнить толком не удаётся, что-то подзабылось. Вот собственно и весь сюжет.

Боюсь, такой пересказ не выглядит чересчур завлекательным. Да и фантастика ли это вообще? – спросите вы. Тут я могу точно ответить – фантастика, там космонавт присутствует, который на Марс летал.

Могу ответить ещё так: это книга о жизни человеков, но кто-нибудь ещё подумает, что я иронизирую.

А это не так, просто я хочу обратить ваше внимание на хорошую книгу и на тот факт, что в советской фантастике были достойные писатели кроме братьев Стругацких.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта прекрасная повесть стала для меня знакомством с автором и я был приятно удивлён мастерством и безупречностью стиля. Что особенно порадовало: произведение написано просто превосходным русским языком — живым, гибким, остроумным. Повесть начинается почти как анекдот о склерозном старичке, но очень скоро читатель понимает, что этот старичок совсем не прост, так же, как всё более серьёзными становятся вопросы, которые задаёт автор. Впрочем, нужно отдать должное автору и главному герою — ироничное отношение ко всему происходящему их не оставляет даже в самые опасные минуты. Действие повести происходит вроде бы в 21-ом веке, человек побывал на Марсе, но жизнь людей очень уж похожа на жизнь в эпоху «позднего застоя». Штерн высмеивает многие нелепости советского времени, но главное в книге — поиски человеком своей души. Книга лирическим юмором напомнившая книги Шефнера и Орлова, и в то же время, это очень самобытное произведение. И можно только посетовать на то, что повесть, являясь безусловным шедевром, к сожалению, издавалась не часто и знакома не столь широкому кругу читателей, какого она заслуживает.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга прочитана по совету ФантЛаба (с). Совершенно удивительная, теплая и мудрая книга. Написанная хорошим русским языком. Насколько я понимаю, это – лучшая книга Бориса Штерна. Теперь я долго не возьмусь прочесть у Штерна что-либо еще – не хочется испортить такое замечательное послевкусие от этой книги.

Главный герой этой книги – динозавр. Но «динозавр» в этой книге – это не нечто зеленое и чешуйчатое, как вы могли подумать. Динозавр в этой книге – это человек, переживший тяжелые времена советской науки. Переживший и сумевший выжить. Академик, стоявший у истоков советской ядерной физики. Ковавший атомный щит и меч нашей родины.

События, о которых идет речь в этой книге, это, практически, один в один – портрет нашей эпохи (книга написана в середине 80-х годов 20-го века). Правда, портрет кисти художника-реалиста, увлекавшегося, в свое время, абстракционизмом и импрессионизмом. Так как мир, описанный в этой книге такой же как наш, но немножечко другой. Из видимых отличий – в ней говорится о совместной, советско-американской, экспедиции на Марс как о факте недалекого прошлого.

Собственно, сами события книги уложились буквально в 2 дня жизни академика Новоселова. В 2 дня и во всю жизнь. Повествование ведется от первого лица. Неспешная беседа человека, пожившего и повидавшего на своем веку столько, сколько другим за 3 жизни не повидать. Человека смелого, принципиального. Несмотря на свой почтенный возраст не дряхлого старика, но – Мужчины. Мужчины по духу и по поступкам. Который ничего и никого не боится, и действует так, как ему подсказывает совесть.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудесная повесть. Неторопливое, очень спокойное, обстоятельное, где-то даже «ленивое» повествование. Мне чем-то напомнило Стругацких. Хотя и от Булгакова тоже что-то есть. Вообще, история получилась просто волшебная! Чем это достигается – я, если честно, не понял. Стиль – превосходный. Это единственное, что хоть как-то можно проанализировать. А в остальном, не знаю. Такое ощущение, что Штерн внимательно прислушивался к тому, что ему нашептывала его Муза и, стараясь ее не спугнуть, почти не редактируя, это записывал. Может я и ошибаюсь, но текст выглядит этаким монолитом, родившимся целиком и сразу. Необычно, вернее непривычно, выглядит главный герой, от лица которого ведется повествование. Почти столетний старец, академик Невеселов, рассказывает о своей жизни, начиная с того, как некогда, в далекой юности, заключил сделку с дьяволом. И заканчивая тем, что вот теперь, к сожалению, пришло время «собирать камни»…

Переворачивал страницы очень медленно исключительно по причине продлить свое удовольствие от чтения. Превосходная история, которую с огромным удовольствием всем рекомендую.

PS Жаль только – коротковата…

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть безусловный шедевр, возможно это одно из лучших произведений в фантастике которое я прочитал за те четверть века что читаю НФ. Начиная повесть никак не ожидаешь, что произведение раскроется такой многомерностью и закончиться на такой высокой ноте. Казалось бы как обыденное произведение о практически столетнем старце — реликте научного мира СССР может стать чем то эдаким. Но сдается мне, что Штерн при создании ее (повести) не обошелся без помощи того, кого в повести по имени не называют. Тяжело поверить, что такое можно написать просто самому. Отдельно хочется отметить философские скрепы проходящие в повести, как меридианы по земному шару. Вроде и повествование только что было «не о чем», вдруг выскакивает философский постулат, и все обретает глубину и смысл. Финал повести просто великолепен, все выписано до последней запятой, головоломка складывается с математическим изяществом, уходя в верх к экстремуму как график функции. .... Нет слов... просто восторг и восхищение. Очень жаль что наткнулся на эту повесть только сейчас ...

И язык, великолепный, красивый, гибкий русский язык. В безупречном стиле, без изъяна и отступления, язык на котором хочется говорить и слушать. И которого практически не осталось вокруг нас... Спасибо Борис Гедальевич за урок, урок прекрасного.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О чем книга? О жизни, о смерти, об обещаниях, что мы даем, о черте которую пересекаем. Произведение где намешана грусть и мягкий юмор, где за обыденными вещами проглядывает фантастическое, а может не проглядывает, и нашему академику столетнему старцу, все это кажется, игра разума, которому сказали, нет на свете бога и нет дьявола и за все в ответе ты сам. Выбор что он сделал когда-то, для претворения в жизнь того о чем он мечтал, выбор который он делает каждый день. И это чувство которое присуще человеку Хомо сапиенсу сапиенсу, как выражается академик, что за каждый свой неблаговидный поступок нужно платить и за тем хорошим что у тебя есть в жизни однажды придут и поэтому только поэтому он ждет ее — расплаты, которой возможно никому не нужна кроме него самого.

История с мастерский вплетенным юмором, исключительно жизнеутверждающая, с легким намеком на грусть, рассказанная столетним старцем.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Больше всего порадовал язык. Стиль речи старого человека, ритм, некоторое «пробуксовывание» на деталях... Я была уверена, что автору действительно было лет 70 с хвостиком.

Идея торговли с дьяволом — старая, в общем-то, — подана достаточно оригинально. Да и не в дьяволе же дело. Кто, если разобраться, душу продал — герой или «академики Эл»?

Знакомая до зубной боли атмосфера брежневских времен выписана очень точно — с якобы движением в светлое завтра и вездесущими топчущими всё бронтозаврами, с крысиными подкопами, с шоферами и швейцарами, от чьих звонков зависит будущее науки, искусства и чего угодно, с диким ажиотажем по поводу невинного фильма для детей среднего школьного возраста... Странно, что писано в перестроечные годы, действие происходит, по несложным подсчетам, плюс-минус в наши дни — а описаны примерно 70-е...

Некоторые моменты, тем не менее, показались схематичными, хотелось подробнее и глубже. Возможно, автор не хотел углубляться и превращать повесть в роман — но... но.

И все же чего-то мне не хватило в этой повести. Затрудняюсь даже сформулировать, чего именно. Прочитала с удовольствием. Долго колебалась, как оценить. И все-таки больше 8 не ставится... Скажем, 8+.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это необычное произведение — пожалуй, лучшая повесть Штерна. На первый взгляд, в ней совсем немного фантастического. Пожалуй, это — исповедь человека, прожившего долгую и трудную жизнь. В свое время ему пришлось сделать непростой выбор и пойти на сделку... С кем? В первую очередь, с собственной совестью. И вот пришло время платить по долгам.

В довольно небольшом произведении автору удалось объединить, казалось бы, малосовместимые вещи. Есть в ней некая чертовщинка, что-то от «Мастера и Маргариты». Много в этой повести и советских реалий, и читателю удастся узнать многое о специфике научной работы в те времена. А с другой стороны, в ней так много человеческого, находящегося вне конкретной эпохи. Ведь человек всегда должен оставаться человеком.

Эта история произвела на меня сильное впечатление.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютный и безусловный шедевр! Не часто попадаются такие великолепные вещи. Умная, немного грустная и очень жизнеутверждающая книга. А какой изумительный юмор! Штерн очень хороший писатель, но для меня он в первую очередь автор «Записок Динозавра». Настоятельно рекомендую всем, кто по какой-то причине еще не читал. Не лишайте себя удовольствия.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочется сказать много хорошего об аудиокниге. Читает её Николай Козий. Сама повесть – шедевр, а аудиокнига – дважды шедевр. Артист полностью вошел в роль, смог найти единственно верную интонацию – только так и рассказывал бы про свою жизнь этот столетний академик, одновременно весело и грустно, с паузами, без которых потерялось бы всё очарование. За такую работу надо присваивать народного артиста!

О самой книге можно сказать много всяких теплых слов — и то, что это шедевр, и то, что автор — гений, и всем читать — но как-то все они выглядят заезженно, фальшиво по сравнению с тем, что такое эта повесть на самом деле. Это недосягаемая вершина, это уникальное, единственное в своем роде произведение, которое просто не с чем сравнить: настолько это выше, и мощнее, и сильнее всей остальной фантастики. Во всяком случае каждый, кто прочитает эту повесть, не забудет ее уже никогда, и будет много-иного раз, хотя бы мысленно, к ней возвращаться.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная повесть... Вдвойне она замечательна ощущением от чтения этой повести в первый раз именно в журнале «Химия и Жизнь», который очень напоминал описанный журнал «Наука и Мысль», и , наверное, второй с первого был в благодарность за поддержку списан. Приятно было перечесть ее сейчас, в наше время, так непохожее на описываемое в книге. Возможно, если бы не неприятность с СССР, так бы оно примерно все и выглядело; с очередями за валенками и радостным просмотром «Звездных войн»; возможно, даже полет на Марс случился бы.

Но что оказалось инвариантом — так это реальное разделение людей на homo sapiens и homo sapiens sapiens... Первых всё равно гораздо больше. А надежда всё равно на вторых.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Больше всего меня пленил мягкий, тонкий и ненавязчивый юмор (хотя да, есть шутки и прямые-незатейливые), тонкий же лиризм и общая атмосфера грусти о прекрасно прожитой жизни, с которой так не хочется расставаться. Что интересно, это одна из редких книг, перечитывать которые просто нужно, так как при каждом чтении обращаешь внимание на что-то, не замеченное раньше, и приходишь опять в восторг.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудеса, калейдоскоп событий, чертовщина – все это в книжке есть, но до уровня сказки для младших научных сотрудников она не дотягивает даже близко. Мысли нечеткие, разговоры невнятные, логика хромает, в итоге получаем не волшебство, а какую-то мутную путаницу.

Не смог найти в повести ничего нового: своих идей – технических, социальных, философских — тут просто нет. Все вторично – и рассуждения, и сюжетные ходы. Вот одну из идей автор выделяет в тексте особо: «Наконец, дьяволом могу быть я. Это неожиданная… Это неожиданная и важная мысль.» — Но и эта мысль оказывается неоригинальной: заявления «дьявол — это я» упоминаются, например, в книге Робера Мюшембле «Очерки по истории дьявола, XII-XX вв.»

Повесть написана в конце 80-х, и автор густо пересыпает текст перестроечным перцем. Тут и уничтожение советской науки, и дядя-сталинист, не дающий получить заработанные деньги мальчишке-токарю. Эта псевдопублицистика делает книжку еще слабее.

И уж совсем непонятно, зачем автор берется рассказывать нам, что «Слово о полку Игореве» — не подлинник, а подделка. Возможно, это тоже объясняется перестроечным зудом ниспровержения. Не надо бы писателю с фамилией Борис Штерн публично высказывать свое мнение по такому деликатному для русской литературы вопросу. «Не лезьте к нам в душу грязными руками».

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, живой, красивый, соответствующий герою язык. Да, похож на Стругацких и Булгакова. Но произведение ни о чем. Все те философские постулаты, о которых так много восторженных отзывов, звучат каждый день из уст стариков, которые думают, что вещают что-то мудрое. Ничего оригинального. Есть определенная структура

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«продал душу дьяволу- обманул дьявола»
, а всё остальное между этими пунктами — описание похождений с разговорами ни о чем. Из фантастического для нас сейчас воспринимается то, что повесть написана в 1990 г. Может Штерн не мог предположить, что СССР развалится. Получается, что всё описанное будущее, полеты на марс, псевдонаучная жизнь, ЗИМы — это такой оптимистичный вариант альтернативной истории перестройки. Ну и немного мистики. Больше фантастического в повести нет ничего. Читать вроде и не тяжко из-за языка, но повесть относится к разряду тех, сюжет которых не вспомнишь на следующий день. Есть такие произведения, которыми все восхищаются, а ты в недоумении. Для меня это Хромая судьба, Ведьмак (кроме рассказов), а теперь и Записки динозавра.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не совсем фантастика. Даже можно сказать, что это совсем не фантастика, а достаточно весомое аллегоричное литературное панно в духе/стиле «а вот так мы вас всех, чтобы знали, почём рубль лих!» Во многом повесть перекликается с «Понедельник начинается в субботу» Стругацких и трилогией Рыбакова о Симагине. В первом случае это сказочно-ироничный подтекст, во втором — назидательно-нравоучительный в советской манере. Получившаяся в итоге смесь, по моему личному мнению, гармонична и уморительна в своей серьёзности. И шутки не вызывают отвращения — хотя некоторые из них на грани, — но замечательное чувство ностальгии. Оно, это чувство, часто и ярко проскальзывает после «Мастера и Маргариты» Булгакова, что я могу всецело назвать плюсом к повести Штерна.

Советую прочесть хотя бы потому, что название произведения уже вызывает почтительный интерес.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх