fantlab ru

Джо Холдеман «Бесконечная война»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
1276
Моя оценка:
-

подробнее

Бесконечная война

The Forever War

Другие названия: Вечная война

Роман, год; цикл «Бесконечная война»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

«Ты теперь в армии, о-о-о!.. Ты теперь в армии!..» Теперь вы — новобранцы космических вооруженных сил, призванные со всей Земли на защиту от космического агрессора. Какой может быть звездная армия? Суперсовременное оружие? Романтика космических сражений? Как же! Держите карман шире! «Космическое мясо» — так ближе по сути. А если еще добавить к этому релятивистские эффекты, то окажется, что воевать придется устаревшим оружием, в недоработанных скафандрах, да еще и переучиваться каждые полгода личного времени. И жалеть пушечное мясо никто не собирается...

А если, вдобавок, каждая тактическая операция отбрасывает бойца все дальше и дальше в будущее? Как раз за разом находить себя и свое место в новом непривычном мире, который, чем дальше, тем недружелюбнее и недружелюбнее?

Всего лишь — надеяться на солдатскую удачу, которая проведет через сотни лет войны, поможет найти любовь и мир, в котором заслуженный ветеран сможет почувствовать себя дома!

Примечание:

The 1972 novella «Hero» forms the basis for the section entitled «Private Mandella». The 1975 novella «End Game» is the basis for the final section. Contento says the novel is «composed of four previously published stories».

* Сверка текстов показала, что «перевод Л.Корзуна» — это всё тот же, лишь минимально отредактированный, перевод А.Монахова(изд. «Ланцер»)

Источник: elias68



В произведение входит:


7.63 (138)
-
3 отз.
  • Sergeant Mandella
  • Lieutenant Mandella
  • End Game  [= Major Mandella] (1975)  
8.12 (40)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— антологию «Войны грядущего», 1993 г.

— антологию «Пятые Звездные войны», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1976 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1975 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1976 // Роман

лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1976 // Зарубежная фантастика (США; роман)

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1986 // Зарубежный роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1996 // Зарубежный роман года

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Научная фантастика (США)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Переиздание года (США)

Похожие произведения:

 

 


Вечная война
1992 г.
Пятые звездные войны
1993 г.
Войны грядущего
1993 г.
Мост к разуму
1994 г.
Бесконечная война. Бесконечная свобода
2001 г.
Бесконечная война
2002 г.
Бесконечная война
2004 г.
Бесконечная война
2008 г.
Бесконечная война
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Forever War
1974 г.
(английский)
The Forever War
1999 г.
(английский)
The Forever War
2001 г.
(английский)
The Forever War
2004 г.
(английский)
The Forever War
2010 г.
(английский)
Guerra sem fim
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как я хохотала, когда автор катком прошёлся по шаблону «они будут убивать и насиловать наших женщин и детей», а потом поняла, что это же не просто клеше. Это образ мыслей внушаемый на самом деле теми, кому выгоден фашизм, национализм и просто атомизация общества. Про 92% налога вообще чумной образ. Метко и в цель.

Сатира. Жёсткая сатира.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уильям Манделла становится космическим десантником в 1997 году, когда человечество впервые сталкивается с тельцианами — инопланетянами с неизвестной планеты. Первый Контакт явно пошел не по той дорожке — дороге межзвездной войны. И эта война грозит стать бесконечной из-за релятивистских эффектов во время гиперпространственных прыжков.

Фантастический боевик, во многом напоминающий известные произведения Гордона Диксона («Дорсай!», «Солдат, не спрашивай»). Но у романа Холдемана имеется и несколько отличий. Во-первых, война не стоит в романе на первом месте. Описано только четыре столкновения с противником, да и то только для того, чтобы показать изменения в боевой тактике землян, вызванные разницей в абсолютном времени. Главная линия сюжета — взаимоотношения между бойцами подразделения и их отношение к происходящим вокруг событиям. И тут мы натыкаемся на первое противоречие. Роман вроде бы о межзвездной войне, а дух у него явно антивоенный, ибо герой произведения вовсе не горит желанием «положить живот за други своя». В армии он не по убеждениям, а, скорее, по недоразумению: жизнь на Земле еще более невыносима для него, чем служба. А причина всего этого — во второй особенности романа. В релятивистском течении времени. Земляне путешествуют по космосу, используя окрестности «черных дыр», погружаясь в их искривленное пространство. Из-за этого время на корабле бежит медленнее, чем на Земле. Каждый полет прибавляет солдатам по 300 лет абсолютного времени, так что возвращаются они в уже другую эпоху. В этом заключается третья особенность произведения. Автор показывает нам, как может измениться социальная модель человеческого общества, следующего определенным тенденциям. Например, как оно борется с перенаселением. Речь идет об отказе от естественного воспроизводства населения и переходу к вазектомии (искусственному оплодотворению). А это, в свою очередь, ведет к отказу от традиционных половых отношений (попросту говоря — к лесбиянству и гомосексуализму). Знакомая проблема? Именно такая «мода» нынче и стала реальностью в той же Америке. Автор, наверное, и в кошмарном сне не предполагал, что его фантазия воплотится в действительность. В последнем боевом рейде героя уже начинают считать архаичным извращенцем и чуть не устраивают ему обструкцию. Наконец, четвертой особенностью является постоянная смена военной парадигмы — для каждого очередного рейда она своя собственная. Если первое столкновение к тельцианами превратилось в почти что библейское «избиение невинных», то дальше противник перестроился и уже больше не напоминал «невинных овечек». У землян даже стали появляться подозрения, что надолго их не хватит: вероятность выживания катастрофически падала после каждой миссии. Сравните первый бой Манделлы с последним — они отличаются как небо от земли.

Так что чтение не обещает быть легким: требуется приложить ум, чтобы понять, что происходит в сюжете, и оценить оригинальность очередной авторской находки. Это тем более важно, потому что некоторые их них уже начинают сбываться в наше время.

------------

РЕЗЮМЕ: хронология первой межзвездной войны землян, показанная на примере биографии обычного космического десантника. Ее особенность в том, что 4 сражения уложились в период почти 1150 лет! Лишний повод для того, чтобы не затевать такие войны вовсе.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

После 60-х годов ХХ века научная фантастика практически полностью переродилась в фентези, либо скатилась в плагиат. И роман Холдемана, вышедший в середине семидесятых, лучшее подтверждение второму варианту.

Ведь ярчайшая армейская сатира про космические войны, с экзоскелетами и многоуровневыми городами уже была написана десятилетием ранее — это «Билл — Герой Галактики». Причем произведение Гаррисона к тому же полно искрометного юмора, которого у Холдмана нет и в помине.

Концентрированная антиутопия про тоталитарное общество, основанное на лжи и постоянной войне тоже уже существовала — «1984» Оруэла (написана за четверть века до).

«Свободная любовь», вставленная в роман совершенно непонятно зачем, уже была отображена у Хаксли в его «Дивном Новом Мире».

Лунная колония, где собрались инакомыслящие, была в «Луна суровая хозяйка» Хайнлайна. Замедляющее стасис поле — в «Дюне» Герберта.

Неплохое предвидение получилось насчет принудительной гомосексуализации населения Земли и стирания расовых различий (хотя не удивлюсь, если и эта часть откуда-то скопирайтена).

Заимствований так много, что даже посетила мысль, что это сделано автором намеренно — вот только с какой целью? На пародию произведение не сильно похоже, написано достаточно серьезно.

В общем и целом — роман на 99% состоит из чужих идей и литературно откровенно слаб. После прочтения не оставляет после себя ничего, кроме разочарования.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На голову выше Звёздного десанта. Достойный ответ Хайнлайну. Находчиво по своим временам. Злободневно ныне.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Джо Холдемана, ветерана Вьетнамской войны, носит яркий, декларативно антивоенный характер. Солдаты Земли благодаря релятивистским законам всё дальше и дальше консервируются во времени, пока на их родной планете проходят десятилетия и столетия.

Холдеман очень здорово поднимает вопросы того, как с годами за бесконечными гиперпрыжками все, включая командование, абсолютно теряют ощущение реальности и теряют смысл того, как и почему они воюют так долго. Неплохо описана и жуткая ситуация, где чудом выживающий герой попросту уже не может вернуться домой — его родные края изменились до неузнаваемости, потому ему просто нет места без бесконечных космических путешествий и штурмов.

Но ужасы войны, посттравматическое расстройство, изменение личности в четырёхактовом романе, где герой проходит путь от курсанта до майора показан по-мужски грубо и примитивно. При этом не в пример «Звёздному десанту», в пику которому и подавалась «Бесконечная война», сами боевые и стратегические действия описаны тут скупо, неброско и шапочно. Уж что, а войну будущего можно было бы нарисовать глубже и красочнее.

В общем, как социальная пацифистская агитация — роман хорош. Как научно-фантастическое полотно о бесконечной войне будущего — не очень.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«The sergeant calls 'Stand up and fight!'

You're in the army now!»

Ну а какой еще здесь может быть эпиграф? Разве только

«А моя душа захотела на покой —

Я обещал ей не участвовать в военной игре!»

Решил перечитать впечатливший меня в 1993 году роман. Причём решил лет пять назад, а добрался только что. К тому же продолжения не читал.

«Бесконечная война» — классика военной фантастики, собравший все основные НФ-премии (Хьюго, Небьюла, Локус) и несколько региональных.

В романе четыре части:

«Рядовой Манделла» — призыв; суровая учебка в Миссури; смертельно опасная учебка на планете Харон; первый огневой контакт с тельцианами.

«Сержант Манделла» — долгая, напряжённая космическая погоня на диких скоростях; последствия перегрузок; возвращение на Землю, изменившуюся до неузнаваемости — города-муравейники, мировое правительство, странные табу и людоедская система здравоохранения; возврат на действительную службу.

«Лейтенант Манделла» — ранение; ампутация; планета-госпиталь Небеса со служащими в звании Ангела третьей степени; трагическое расставание с любимой;

«Майор Манделла» — Манделла единственный живой солдат, заставший начало конфликта сотни лет назад, из уважение получает руководящую должность; новые технологии, напряжённый финальный бой; возращение, конец войны.

Из первого прочтения запомнил только три вещи: в какой-то момент герой, вернувшись на Землю, обнаружил, что единственным приемлимым видом секса стал однополый; за время путешествий на околосветовых скоростях проценты по вкладу сильно выросли; и, главное — как справедливо разделить пирог (всё просто — один делит, другой выбирает). Оказалось, что первые два воспоминания правильные, а третье — из другого романа в жанре военной фантастики, так как читал Холдемана в составе легендарной антологии «Войны грядущего» и момент с теорией справедливого дележа был, скорее всего, в повести Пирса Энтони «Власть пришельцев».

Как и большинство качественной военной фантастики от грандов жанра — «Бесконечная война» антивоенная, по сути, вещь. Человек не хотел становиться ни солдатом, ни офицером. Его мутит от убийств и военной рутины. «Но на фуражке на моей серп и молот и звезда» и, значит, придётся воевать.

Неожиданно то, что роман пронизан мягким юмор и какой-то чеховской иронией. Это не грубоватый юмор «Звездного десанта» и не лобовая сатира «Билла героя Галактики». Как-то всё исподволь, но смешно.

Старомоден ли роман? Разве что самую малость. Пишущая машинка через тысячи лет развития цивилизации меня смутила. Военные же и научные технологии крайне изобретательны и нетривиальны.

Препарирование социальных тенденций — на самом современном уровне.

Сравнивая с тем же свежим «Гамбитом» Михала Холева (спустя полгода с трудом вспомнил название и автора), я порекомендую к прочтению Холдемана, несмотря на то, что тот вышел на полстолетия раньше.

Составляй я топ-10 НФ-романов о войне, «Бесконечная война» туда точно бы попала.

9(ОТЛИЧНО)

Несмотря на высокую оценку, читать рассказы и роман, продолжающие цикл, желания пока не возникло.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать? «Наш ответ Роберту Хайнлайну», от ветерана Вьетнамской компании.

Холдеман пишет космический боевик, но прежде всего это социальная драма, космических масштабов. Очень сильна антивоенная линия. Очевидно, что автор пишет о себе, о войне во Вьетнаме. Война, которую легко было начать, но невозможно закончить. Патриотический призыв в армию. Пренебрежение жизнью солдата. Бессмысленная жестокость, по отношению к местным. Сначала просто война, с промытыми мозгами, потом приходит понимание. И наконец, неприятие обществом ветерана, которого оно же отправило в ад. Нечто вроде лемовского ”Возвращения со звёзд”. В социальном регрессе перенаселённого человечества, так же видны лемовские мотивы.

Если морально-нравственная линия сильна и колоритна, то литературные параметры, в целом, средние. Сюжет линейный, с некоторой фантазией. Сценизм слегка занудлив. Впрочем, линия боевика для автора лишь вспомогательная. Военный футуризм для середины 70-х мог бы быть и поразвесистее. Вероятно, причина в том, что автор оставит себе пространство для техногенного развития человечества, в процессе перелётов ГГ, в анабиозе. Главные персонажи развиты не плохо, показаны в динамике.

В целом, роман прочёлся не так уж легко, но в результате, понравился.

Фраза «Во рту у меня уже был поднадоевший привкус генерал-майора...»

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман американского писателя-фантаста Джо Холдемана «Бесконечная война» 1974 года примечателен тем, что собрал внушительный урожай из всевозможных жанровых фантастических премий. Причиной тому яркая, полемическая, декларативно пацифистская история межзвездной войны, довольно едко обличающая милитаристов в их желании навести всюду порядок огнем и мечом.

Нет ничего удивительного в избранной автором теме, ведь он познал ужасы войны на собственном горьком опыте. Холдеман – ветеран Вьетнама, обладатель боевого ранения и ордена «Пурпурное сердце». Другой человек на его месте сделал бы прекрасную карьеру если не в армии, так на общественно-политическом поприще, но Холдеман оказался иного склада. Он прекрасно усвоил урок войны и конвертировал свои впечатления в антивоенной фантастике.

По сюжету романа главный герой попадает в корпус межзвездной армии, воюющей с некой враждебной человечеству цивилизацией, весьма искусной в ремесле уничтожения своего противника. После изнурительных тренировок бойцов перебрасывают телепортом к далеким звездам, где они выполняют боевую задачу.

Но война тянется дальше; она охватывает многие звездные системы, и герою со своими боевыми товарищами приходится вновь и вновь совершать марш-броски к дальним рубежам, все больше улетая от родной планеты. Учитывая релятивистские эффекты, солдаты теряют связь с Землей не только в пространстве, но и во времени – пока они выполняют спецоперации, время неумолимо и стремительно летит на Земле, ускоряя приход будущего и новых поколений землян, совершенно чуждых прежним соотечественникам героя.

Чем дольше длится конфликт, тем меньше воины видят в нем смысла. В конце концов все уже просто перестают понимать, во имя чего сражаются и с кем именно, поскольку враги отступают, а затем и вовсе исчезают. Кровь, боль, пот, грязь, ранения, смерть, поломки техники – вот что такое настоящая война.

Холдеман весьма убедительно демонстрирует шок ветеранов от возвращения на родину – от столкновения с совершенно новым поколением генетически модифицированных землян, которые оказываются в чем-то даже хуже инопланетных агрессоров, потому что с ними не о чем говорить. Культурная пропасть не имеет мостиков, разрыв фатален. Ветераны никому не нужны, они чужие среди своих, на новой Земле им не место. Им неуютно, некомфортно в новой культурной среде, они попали во временной капкан, и это безусловно трагедия. Потерянное поколение – об этом писал еще великий Ремарк.

Мощная пацифистская нота, взятая Холдеманом в «Бесконечной войне» явно резонирует с милитаризмом прославленного Роберта Хайнлайна и его программного в военной фантастике романа «Звездный десант». Если Хайнлайн прославляет военные подвиги и милитаризацию общества, считая те благом, Холдеман резко осуждает тягу человечества к конфликтам, доказывая, что любая война приводит не только к физическим, но и моральным жертвам с обеих сторон. В войне не бывает победителей, она приносит лишь несчастье и одиночество, уродует, извращает, разделяет людей между собой.

Прослеживаются определенные параллели и с «Возвращением со звезд» польского фантаста Станислава Лема, в котором тот описывает одиночество землянина, вернувшегося из длительного полета на Землю, где уже успело появиться новое поколение людей, совершенно чуждых ему по образу жизни, практикующих странные технологии вроде «бетризации» и живущих по другим принципам, делающим астронавта в их глазах космическим неандертальцем.

Человеческая общность – хрупкий сосуд. Стоит только выпасть из своего общества, вернуться назад бывает гораздо труднее, если вообще возможно. Наверно поэтому можно с уверенностью сказать, что Холдеман написал не только милитаристскую историю, но и своеобразный гимн одиночеству, полотно об отчуждении человека человеком. Действительно, инопланетные агрессоры играют здесь чисто декоративную роль, мы опять имеем дело с самими собой – со своими кривыми отражениями, в которых угадываются растерянные, одинокие, покинутые люди с забытым прошлым и без будущего. Все что у них есть – это странное настоящее, но они не знают, что с ним делать.

Совсем как ветеран любой реальной войны не знает, куда податься после демобилизации.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Риторический вопрос: «И за это дали премию Хьюго»?».

Эпиграф: «- Я дерусь потому что дерусь!».

В произведении автор закопал несколько интересных тем.

1. Служба в армии — это потерянные годы и тяжёлая адаптация (не всегда возможная) потом.

2. Смысл войны ускользает от тех, кому приходится воевать.

3. Война — это не победы, марши и парады, а кровь и дерьмо (часто вперемешку). Это гибель твоих друзей. Это противоестественное, но так нужная для выживания необходимость убить кого-то, чтобы выжить самому.

4. Страх перенеселённости. Прямо везде торчат «уши» «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» от Гарри Гарисона.

5. Ницше и теория сверчеловека с точки зрения автора.

Как автору удалось всё это уместить в «производственную», но фантастическую драму? Загадка. Большинству как противников, так и сторонников ЛГБТ очень или понравятся, или — наоборот, очень не понравятся идеи автора. Но читать это и смешно, и грустно, а местами даже страшно.

Читается книга достаточно легко, но после её прочтения ловишь себя на мысли о том, что наконец-то всё закончилось. Закончилось ли? Для автора и главного героя — нет. Может быть всё только начинается. Простите, «Бесконечную свободу» ещё не дочитал :)

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космос огромен, а расстояния и время в нем колоссальны. Чтобы повоевать с другой цивилизацией в космосе, надо преодолеть разделяющие вас световые года. Пока подразделение летит к цели, участвует в боевой операции, а затем возвращается домой, на его родной планете проходят годы. Можно встретить своих внуков, а можно абсолютно новое общество. А в один не очень прекрасный момент можно оказаться сбитым оружием, которое раньше казалось невозможным. Что поделать, у противника тоже идут годы, а технологии не стоят на месте.

Так получилась «Бесконечная война».

Это очень многоплановая книга. Есть «гуманитарная» часть с антивоенной, социальной, экономической и политической составляющие. Рассматривается много вариантов общественного устройства, изменяющегося за тысячелетие: тут и безусловный базовый доход с распределением услуг при почти всеобщей безработице (и это в семидесятых годах!), и различные виды цензуры и общественного контроля, и управление численностью населения через пропаганду однополых отношений, и генетические модификации людей, и многое другое.

Есть «технологическая» часть. Например, очень радующие глаз космические бои на сверхбольших скоростях. Длятся они неделями, пока ракета с одного корабля летит до другого, а управляет тактикой и маневрами компьютер, потому что скорости реакции человека не хватает. Есть описание релятивистских искажений времени, технологий протезирования, заморозки, лечения и прочие научных штук. И вишенка на торте: военное командование планирует операции на десятилетия вперед и подбирает туда еще не родившихся солдат. Вот это, я понимаю, глубина стратегической мысли.

При этом, несмотря на такую масштабность, бесконечная война похожа на локальный конфликт второй половины 20 — начала 21 века, а не на полномасштабную войну двух цивилизаций. Из миллиардного населения в боях заняты только десятки тысяч, экономика не перестраивается на массовые военные рельсы, а для большинства населения война — это что-то происходящее там далеко. Эдакий галактический Вьетнам, чьим ветераном, собственно, и является автор.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может, конечно, это и фантастика, но читается как злободневное публицистическое произведение. Причём не только антимилитаристское, что вполне было понятно для начала 1970-х, сразу же после бессмысленной и беспощадной Вьетнамской войны, в которой автор поучаствовал. Я вот ни разу не читал художественного произведения с таким мощным антигомосексуалистским пафосом, как в «Бесконечной войне». Мне не очень понятно, как так автор ухитрился в глухие 70-е понять, что будут делать властители Земли для сокращения населения. Да, пока всё не так жёстко, как в романе, но дорога идёт в том направлении. И уж совсем не понятно, как автор ухитряется оставаться живым классиком, получает Грандмастера и т.д. и т.п. — казалось бы, в наступившую эпоху торжества «общечеловеческих ценностей» его должны были подвергнуть за данный опус остракизму и «сбросить с корабля современности» как конченого нетолерантного гетеросексуалиста. Могу только предположить, что, видимо, в американском обществе — более того, в американском НФ-сообществе, — ещё осталось довольно много людей, придерживающихся традиции, а не бегущих, задрав штаны, без оглядки в будущее.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

7/10 Джо Холдеман «Бесконечная война» -- футурологическая фантастика. Я едва было не бросил читать роман на первой трети, из-за того как занудно и настойчиво описаны солдатские будни. Серая скучная каша сюжета, казалось, будет тянуться и тянуться, рассказывая о малоинтересных подробностях малотрогающей войны с инопланетянами... К счастью, роман все-же стал глубже и перешел к футурологии -- описанию мира далекого будущего с социологической точки зрения. Хоть и весьма поверхностный взгляд на устройство общества будущего меня развлек. В целом, сюжета очень мало -- на роман не тянет, нет накала страстей и, главное, очень плохо описаны переживания главного героя: призвали в армию -- окей, отправили в бой -- окей, ранили -- окей, потерял любимую женщину -- окей.

Резюме: среднего качества фантастика про мир будущего и армию

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока читал, забыл название книги, читая последние страницы в голове крутилось словосочетание «Бесконечная война».

Название как никак лучше характеризует данное произведение. Глупая, жестокая война, в очередной раз подтверждающая, что люди — жестокие и эгоистичные животные.

Как мало во вселенной добра. Мы могли бы направить все человеческие и природные ресурсы на то, чтобы сделать жизнь лучшей для всех. Но мы думаем лишь о себе, наше сознание имеет какой-то дефект. Совершенствуя методы ведения войны мы не развиваемся, а деградируем. Идут века, а люди все также стремятся ко власти. Нам нужно больше. Нам нужно уничтожать.

История главного героя как раз об участии в глупой и бесконечной войне от которой не было возможности избавится. В книге используется очень интересная штука, герой уходит на войну молодым парнем, а возвращается уже многолетним (по земному времени) мужчиной, хотя повзрослел он максимум на 2-3 года. И к моменту своего возвращения на землю все меняется там. Взгляды на мир и войну. И так несколько раз.

В книге нет ужасов ужасных войны, она написана не для того чтобы напугать кровью и кишками, это скорее призыв посмотреть на наше будущее в перспективе. Не обязательно появление пришельцев, мы и так готовы свою мать землю на части раздербанить. Было бы чем поживится.

Данное произведение противопоставляют «Звездному десанту» Хайналайна и при знакомстве с обеими работами легко понять почему. Но для себя я отметил схожесть «Ложной слепотой» Уоттса, которую я прочитал раньше. Хотя аналогию можно провести всего навсего в нескольких моментах.

Это не приключенческая история бравого солдата с эпичностью, превозмоганиями и романтикой. Это грустная повесть человека, которому не нужна была война.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Война… Война никогда не меняется. Эта книга словно памятник главному герою, который прошел жернова тысячелетней войны, чтобы остаться тем, кем он был. Это дикая пародия на все те бессмысленные войны, которые вело и будет еще вести человечество. Это взгляд на войну изнутри, от лица пушечного мяса, которое не надеется выжить ибо шансы равны нулю. Здесь есть место и романтике, и кровавой реальности.

Какой рецепт этой книги? Берем реальность войны, переносим ее в будущее и на другие планеты. Вместо врагов-землян — враги-инопланетяне. Вместо автоматов — лазеры. А всё остальное немного утрируем и растягиваем на тысячу лет.

Кроме всего этого, интересно наблюдать, как автор показал изменение мира на протяжении этой очень долгой войны. Интересно посмотреть на перекосы, которые отчасти уже, в той или иной мере и виде, нашли свое воплощении в нашем мире — тут и проблема перенаселения, и попытки сделать всех счастливыми, вопросы нетрадиционной сексуальной ориентации и генетические изменения человека. Вообще, это пожалуй самое интересное в книге — наблюдать, как меняется человеческий мир на протяжении долгого периода войны. Не все идеи изложеные автором удачны или логичны, но всё равно интересных решений много.

Есть вещи которые показались немного притянутыми за уши. Но это скорее всего издержки той формы, в которой хотел показать войну автор. Такой себе грубый ответ Хайнлайну.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иронично, что Роберт Хайнлайн никогда не был на войне, но смог написать чуть ли не самое известное произведение на военную тематику в фантастике. Речь идет о «Звездном десанте», конечно, который просто пропитан восхвалением армии. Не менее иронично, что ответом произведению Хайнлайна стал роман «Бесконечная война» за авторством Джо Холдемана, человека, побывавшего во Вьетнаме и перенесшего свои впечатления на бумагу. И поверьте, впечатления эти далеко не радужные.

Идейно «Бесконечная война» очень близка к фильму «Взвод» Оливера Стоуна, который, кстати, тоже снят на основе личного опыта режиссера. Вот только там, где зритель прощается с персонажами фильма, понимая, что для героев все страшное закончилось и осталось позади, читатель следует дальше. Да, «Бесконечная война» не ограничивается привычным сюжетным набором произведений на военную тематику: учебка, первые бои, передышка, большое сражение. Холдеман идет дальше и показывает жизнь военных на гражданке. Это тоже интересная и сложная тема, которой посвящено несколько отличных произведений (например, «Первая кровь» Дэвида Моррелла), и развернуться здесь есть где. Но Холдеман и на этом не останавливается, ведя героев, а вместе с ними и читателей, дальше.

Война в романе быстро уходит на задний план. Она всегда присутствует и ощущается, но как будто на фоне. А на переднем плане у нас судьба человека. Жизнь в непривычной среде, взаимоотношения между людьми, смысл самого существования и отношение общества к человеку и человека к этому обществу, — вот это все и составляет роман.

«Бесконечная война» неплохо снимает розовые очки. Я читал роман дважды, до и после армии, и хотя впечатления были различными, оба раза роман произвел сильное впечатление и понравился.

Рекомендую всем. Классика военной фантастики.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх