FantLab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Голосов:
3703
Моя оценка:
-

подробнее

Сильмариллион

The Silmarillion

Роман, год; цикл «Легендариум Средиземья»

Аннотация:

Как известно, писатель Дж.Р.Р.Толкин это в первую очередь — «Хоббит», «Властелин Колец» и «Сильмариллион». Первая книга — волшебная сказка, имевшая огромную популярность. Второе — глубокий и масштабный роман, суть исток современной «фэнтези». А третье — это попытка автора собрать воедино разрозненные предания Земель Белерианда и сделать из них более-менее связную историю. К сожалению, закончить этот труд Профессор не успел, во многом выход этой книги — заслуга его сына Кристофера.

Примечание:

Текст, по возможности близкий к окончательному варианту мифологии, воссоздан на основании черновых материалов К. Толкином и Г.Г. Кеем.


В произведение входит:

  • Айнулиндалэ / Ainulindale
  • Валаквента / Valaquenta
  • Квента Сильмариллион / Quenta Silmarillion
8.39 (114)
-
2 отз.
  • Акаллабет (Падение Нуменора) / Akallabeth (The Downfall of Numenor)
  • О Кольцах Власти и Третьей Эпохе / Of the Rings of Power and the Third Age
8.60 (5)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Гэндальф "Лучшая книга в жанре фэнтези"

лауреат
Локус / Locus Award, 1978 // Роман фэнтези

лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1978 // Зарубежная фантастика (Великобритания; роман)

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1985 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Сильмариллион
1992 г.
Сильмариллион
1992 г.
Сильмариллион
1992 г.
Сильмарильон
1992 г.
Сильмариллион
1993 г.
Сильмариллион
1993 г.
Хоббит
1993 г.
Сильмариллион
2000 г.
Сильмариллион
2002 г.
Сильмариллион
2002 г.
Книга вымышленных миров
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Сильмариллион
2003 г.
Хоббит. Сильмариллион. Малые произведения
2003 г.
Сильмариллион
2004 г.
Полная история Средиземья
2007 г.
Сильмариллион
2007 г.
Полная история Средиземья
2009 г.
Полная история Средиземья в одном томе
2009 г.
ПОЛНАЯ история Средиземья в одном томе
2009 г.
Сильмариллион
2009 г.
Сильмариллион
2009 г.
Сильмариллион
2009 г.
Полная история Средиземья
2011 г.
Сильмариллион
2012 г.
Полная история Средиземья
2013 г.
Сильмариллион
2013 г.
Хроники Средиземья
2013 г.
Сильмариллион
2014 г.
Сильмариллион
2014 г.
Сильмариллион
2015 г.
Сильмариллион
2015 г.
Сильмариллион
2016 г.
Сильмариллион
2016 г.
Сильмариллион
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Сильмариллион
1991 г.
Две твердыни. Сильмариллион
2000 г.
Хоббит. Сильмариллион
2014 г.
Сильмариллион
2015 г.
Сильмариллион
2017 г.
Сильмариллион
2017 г.

Аудиокниги:

Сильмариллион
2004 г.

Издания на иностранных языках:

The Silmarillion
1977 г.
(английский)
The Silmarillion
1979 г.
(английский)
Anthologie de la littérature de science-fiction
1981 г.
(французский)
The Silmarillion
2001 г.
(английский)
The Silmarillion
2004 г.
(английский)
The Silmarillion
2004 г.
(английский)
Сильмариліон
2008 г.
(украинский)
Сильмариліон
2014 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитав «Сильмариллион», ты восхищаешься его глубиной и многогранностью, а перечитывая — понимаешь, что понять его можно если только читать по предложению в день, полноценно анализируя каждый участок текста. Но рано или поздно приходит осознание того, что «Сильмариллион», при всей его детальности и проработанности, является лишь очень кратким и сжатым конспектом двенадцатитомной «Истории Средиземья» (что, впрочем, ни в коей мере не умаляет величия самого «Сильмариллиона»).

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну знаете, как бывает?

Читаешь ты «Хоббита». Думаешь, Толкиен выдающийся писатель.

Читаешь «Властелина колец». Нет, он великий писатель.

Читаешь «Сильмариллион». Да он чертов гений!

Действительно надо быть гением, чтобы описать несколько тысячелетий существования выдуманного мира. Причем сделать это так, чтобы было интересно, легко, не упустить ничего лишнего и не удариться в многословие. Не обязательно растекаться на толстенные тома и в итоге все равно не закончить историю (привет, Джордж Мартин), а можно уложиться в относительно небольшую и компактную книжку. И тут есть все — великие битвы, отважные герои, дворцовые интриги, предательство, жестокость и любовь. Берен и Лютиэн навсегда в моем сердце.

Что там у нас с «Детьми Хурина»? Скоро узнаем.

И, Питер Джексон, дорогой, не надо это экранизировать. Хватит нам «Хоббита»

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно сказать не вытянул, увы, но основной фильм получился настолько шедевральным, что книга лично для меня оказалась совсем не тем, что я себе представлял. Думал тут тоже будет очередная история об приключениях, а оказалась просто история и мифы Средиземья. Это только для тех кто фанатеет от вселенной Толкина. Причем здорово фанатеет. Что тут сказать, сам «Властелин Колец» я с трудом добил до конца, поскольку история преподносилась в непривычном для меня формате, да ещё и читать стал после экранизации, да ещё и возраст уже не подходящий, поэтому все шло совсем тяжко, а уж что говорить про «Сильмариллион». Поэтому если ты считаешь себя глубоким поклонникам нашего метро, то приготовится к реальному испытанию на веру. Просто попробуй все прочитать до конца, запомнить, связать и понять. Мужайся поклонник мира Средиземья, я в тебя верю, ты дойдёшь до конца, до этой Роковой горы.

А я побреду прочь, побеждённый и сломленный :)

Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильмариллион — лучшее, что написал Дж. Толкин. Здесь присутствует все то, что должно было присутствовать во Властелине колец, судя по восторженным отзывам. Это и атмосфера безысходности, и эпичнейший накал страстей, и самое главное, здесь присутствуют настоящие, живые персонажи. Событий, происходящих в данной книге хватило бы на 5-6 полноценных томов. По сравнению с ним, Властелин колец выглядит как детская сказка. Ее история просто теряется и кажется незначительной, по сравнению с Сильмариллионом. Смотрите, где присутствует большая драматичность в линии Арвен / Арагорн, или в линии Берен/ Лютиэнь? Где сильнее чувствуется непобедимое зло и безнадежность? Посмотрите какая интрига в истории с Сильмариллами. Можно продолжать и продолжать. Спасибо Кристоферу Толкину, что он собрал сочинения воедино и издал их.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая сказка, позволяет узнать о событиях предшествующие «Властелину колец». За исключением нудного начала читается легко. Интересно становится уже как только в мире появляются эльфы. Жаль что некоторые события (например: гибель Дориата и падение Гондолина) очень мало описаны автором. Зато совсем не интересная история про Турина Турамбара описана аж на 40 страницах. Семёрка — справедливая оценка за данное произведение.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да простят меня любители этого действительно гениального творения, но мне оно не очень понравилось. Это моя, сугубо личная, оценка.

Я являюсь фанаткой Толкиена, «Властелин колец» — лучшая фэнтэзи книга всех времен и народов, перечитана мною несколько раз. Когда я бралась, прочитав огромное количество положительных отзывов, за этот роман (как его называют) Библию мира Средиземья, ожидала окунуться в ту же атмосферу, что и в «ВК», почувствовать похожие эмоции. Но этого, увы, не произошло. «Сильмариллион» — совершенно иное произведение, абсолютно. Мне оно напомнило не Библию, а Мифы древней Греции. Та же атмосфера, те же ужасы: кровосмешения, убийства. Сказочности нет и в помине. Про любовь Берена и Лучиэни написано всего пару строк.

Повесть про эпоху Кольца Всевластья единственная часть, которая меня заинтересовала. Здесь нашлось много ответов на вопросы, оставшиеся после прочтения «ВК» (какова судьба Исильдура до битвы с Сауроном, когда и как появились маги, откуда взялись палантиры). Сразу все выстроилось в определенную картину. Но на некоторые вопросы ответов я так и не отыскала, например: откуда взялись хоббиты?

В общем, это сложная и очень эпичная вещь. И, безусловно, она достойна прочтения.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве золотом, сам того не зная, я подрабатывал местечковым Рокдевятым. Дело было так. Мне таки удалось подсадить пару своих знакомых на «Властелина колец», но вот «Сильмариллион» никто из них осилить не смог. Нудно, мол очень. И я пересказывал им его содержание самыми простецкими словами, кое-что и от себя додумывая. Что-то вроде: «И стал злой дядька Моргот поить эльфов мутагенами. Кого нормально, те стали орками, кого перепоил наверно троллями, а кому остатки со дна чана достались, те видать гоблинами».

По пришествию множества лет я и сам должен признать: попытка Толкиена внятно изложить собственную мифологию вышла так себе. Ну то есть сама мифология может и ничего, но вот ее подача весьма хромает. Попытки автора подрожать стилю древних эпосов и правда местами навевают сон. На мой взгляд, стилизация под архаичность языка и изложения здесь не совсем уместна, от него произведение с таким объемом информации навевает тоску, с ним не возникает какой-то эмоциональной связи. Тот же Мэлори катал сотни страниц без единого диалога просто потому, что тогда так было принято, и иначе он не умел. К услугам же профессора были уже столетия развития литературных языка и формы повествования. Но он решил зачем-то удариться в седую старину. Как литературный эксперимент книга занимательна, как художественное произведение она доставляет удовольствие весьма среднее.

P. S. +1 субъективный балл книге за то, что свой ник я выколупал прямо из нее в период бурной юности, полистав словарик эльфийского в конце. А когда горячая любовь к трудам профессора подостыла, его уже просто стало лень менять…

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Благовейный трепет испытываешь уже лишь открыв эту книгу, когда взору предстают контуры Белерианда с его звонкими и певучими названиями: Эред Луин, Дориат, Гондолин, Нарготронд... Словно к священному менгриру, невольно хочется прикоснуться к ним, чтобы перенять хотя бы частицу той, заключенной в них, первородной силы и красоты.

Оживающие под пером профессора Толкина легенды здесь струятся подобно величественным водам Сириона или Гелиона, и вдохновением, отвагой, ненавистью, смертью и любовью пронизаны все строки этого величественного и прекрасного произведения. Что бы не творилось на страницах «Сильмариллиона» — все затмевает страсть, ею, как Музыкой Айнуров, пронизано всё вокруг, и нигде более не встретить таких закатов и рассветов, нигде не услышать таких чарующих песен, не увидеть эльфийских танцев под серебряным светом Изиль. И всё представленное, звучащее поэзией, множество имён, мест, преданий с завораживающей чуткостью постепенно сплетается в линии отдельных создвездий, чтобы, в итоге, предстать в едином грандиозном узоре Вселенной.

Очень важно читать «Силльмарион» не отрываясь, дабы не потерять его завораживающий ритм, не сбиться с пути и не остаться навечно среди мрачных ущелий Эред Горгората — пожалуй, это единственное, что можно посоветовать. Это — чуткая книга, и ей необходим такой же читатель (не стоит и помышлять читать «Силльмарион» «между делом»), но взамен она предлагает непревзойдённо «проработанный» мир, поражающий своим размахом и глубиной мифологии.

Так пусть же дивные, волшебные строки уведут нас, бессловесных свидетелей тех эонов, уведут куда-то далеко-далеко — туда, где в Небесных Морях чистым светом сияет Эарендил...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв на роман “Сильмариллион”:

Мир, созданный фантазией профессора Джона Рональда Роуэла Толкина – это поистине непостижимо масштабная и проработанная вселенная, которая является не просто самостоятельным и полностью осознанным явлением в культуре мировой литературы, но и невообразимо прекрасным отображением нашего мира, имеющем свою личную философию, историю и глубину фольклора, который различен в зависимости от народов да существ, что также в изобилии населяют земли, которые Толкин создавал как часть легенды нашей с вами Земли, хотя в некоторых интервью и признавал им созданный мир альтернативной вселенной.

“Сильмариллион” на данном грандиозном полотне, на котором мы наблюдаем и общеизвестную трилогию “Властелина Колец”, и самостоятельного “Хоббита”, и великое множество иных малоизвестных творений, — таких как “Дети Хурина”, например, — да незавершённых произведений, является как таковой Библей этого мира. Беря за основу своих фэнтези-реалий нордические предания, легенды народов севера, библейские сюжеты и сплетая всё это в, так сказать, один “узел”, притом отменно обвязывая его нитями своих фантастичных измышлений, Джон сотворил оригинальный и непостижимый мир, ключом к понимаю масштабов которого является как-раз-таки “Сильмариллион”. Данная книга – это, да, тяжелое чтиво, ибо очень часто придётся смотреть на последние страницы книги и выискивать в словарях понятий и прочего названия, имена и так далее и так далее. Но для фаната мира Арды – это нечто, что не просто заинтересует, но и просто до невозможности поработит, ибо, так как сам являюсь непомерным обожателем сего фэнтези-мира, могу однозначно утвердить, что эту книгу если нужно читать, то читать сразу и полностью. Желательно без перерывов или же с крайне небольшими их промежутками: дабы ничего не забыть; дабы уследить за всей историей с первой песни, которую исполняли Иллуватару, до битвы валларов против Моргота; дабы по несколько раз не вспоминать ранее виденные и выученные понятия. Да, это необыкновенно тяжело, потому я даже не знаю, как мне рассматривать эту книгу в контексте обычного читателя.

Как ценитель и почитатель творчество профессора Толкина, — который, по известной легенде, создал не языки народов для своего мира, а, так как был лингвистом, мир для выдуманных собой языков, — я однозначно ставлю “Сильмариллиону” высший бал и призываю всех любителей и фанатов сей вселенной срочно прочесть данное произведение, коль доселе это не было сделано. Обыкновенному читателю я, всё-таки на свой страх и риск, украдкой порекомендую данное чтиво, заверив в том, что таким образом он вступает на путь, ведущей к невероятно огромному и красиво миру, полному приключений, переживаний и новых историй, которыми так хочется наполнить собственную жизнь каждому из нас.

Отзыв на повесть «Акаллабет»:

Как Библия слагается из множеств и множеств историй да преданий, так и целостный рассказ о камнях Сильмарилах да событиях, что случились после их упокоения на небесах, огне и воде, который представляет из себя как таковой священный текст Арды, также разделён на отдельные равные по важности и по искусности написания составляющие. «Акаллабет» – один из таковых.

Нравоучительная история о возвышении людской гордыни над разумом, о гибельности нашей алчной натуры. Повесть, что своим содержанием являет пред читателем аллюзию на события как былой древности, так и сегодняшних дней, лишь бы в сих событиях был человек... Нельзя рассматривать данный текст как самостоятельное произведение. Это как таковая часть «мозаики», непостижимо огромной, в собранном виде которая представляет собой нечто грандиозное и несоизмеримое. «Акаллабет» – это сентенциозная легенда мира профессора Толкина, которую обязательно следует прочесть после ознакомления с историей о трёх камнях; то есть после «Сильмариллиона», ибо как часть фабулы сей вселенной – беспрекословное важное, поучительное и незаменимое сказание.

Отзыв на повесть «О Кольцах Власти и Третьей Эпохе»:

Что особенно примечательно и привлекательно, особенно для обычного читателя, так это та деталь, без которой нельзя рассматривать данное произведение: пусть оно и является частью сказания «Сильмариллион», но, в отличие от подобного сей повести «Акаллабета», этот сказ – самостоятелен. То есть его можно читать и как нечто обособленное, сродни легенде о Ное в отстранении от Библии. То есть, несмотря на то, что рассказ «О Кольцах Власти...» являет из себя однозначную часть древних преданий Арды, среди которых главенствующее – это «Сильмариллион», он так же способен восприниматься и как что-то самобытное, не требующее какой-либо подноготной. Хотя как фанат я ни в коем случае не могу отделить сие произведение от иного безмерно масштабного полотна, на котором мы лицезрим историю того Средиземья, которое знаем и любит, и которое в конечном итоге нам в краткой форме профессор Толкин «обрисовывает» как-раз-таки в данном тексте, что непременно будет вознесен ценителем творчества данного великого британца, а обыденному читателю представиться как интересная и занятная интерпретация былых реалий нашего мира, из которого драматически и возвышенно уплыли среди звезд эльфы.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из книг Толкиена «Сильмариллион» понравился больше всех. Конечно, по сравнению с «натуральными» мифами и эпосами он кажется немножко корявым и нарочитым — ведь мифы веками совершенствовались усилиями многих, избавляясь от всего лишнего и усредняясь в некий общенародный идеал, а здесь все же творение одного человека, несущее слишком явный отпечаток его индивидуальности, а потому — совершенно не похожее ни на один из мифологических канонов. Конечно, Толкиен заимствовал некоторые мотивы и сюжеты, но способ мышления его в корне отличается от мышления человека «героической эпохи». Это не «память», а «проповедь» — не стоит ждать от интелектуала ХХ века живости и непосредственности его «варварских» предшественников, яркого эротизма ирландского эпоса, грубой телесности и замысловатой образности скандинавского. В «Сильмарилионе» очень мало быта и повседневности по сравнению со среднестатистическим народным сказанием, где сплошь свадьбы и похороны, слишком акцентуированны и абстрактны добро и зло (настоящие мифы — кошмар для моралиста, зато Толкиен для него — просто находка). Толкиновские образы чисты и прозрачны для нас, ибо их корни питает наша современность.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Собственно это даже не рецензия, а просто рекомендация читателям, которые только собираются читать «Сильмариллион» или же так и не прочли его до конца, исходя из собственного опыта, как правильно читать «Сильм»:)

Стыдно признаться человеку, гордо называющему себя толкинистом, что «Сильмариллион», открытый в первый раз, был закрыт и оставлен недочитанным буквально через пару глав. Каюсь, именно так все и случилось. Ну уж слишком скучно и сложно было продираться через дебри замыслов валар, и все эти бесконечные дома эльфов.

Вторая попытка была мною совершена через пару месяцев, когда я с мамой поехала на отдых. Специально взяла с собой только «Сильмариллион», чтобы не соблазниться в поезде или на пляже другой книгой. И, это сработало! Оказывается, нужно было потерпеть первые главы, а дальше начинались великолепные рассказы и легенды, которые так приятно читать по вечерам, наслаждаясь красивым видом. Стоит ли говорить, что книга была прочитана мною очень быстро, чему я право удивилась:)

Еще через год, раздосадованная познаниями людей в толкинистких пабликах о всех родословных эльфов и заинтересованная, кто же такие все эти Маэдросы, Финголфины и т.д. я начала читать «Сильмариллион» в третий раз, вооружившись карандашом и блокнотом. И как оказалось читать Сильм можно с удовольствием, приятно проводя время за рисованием родословных. Ух, обожаю составлять все эти таблички, карты и генеалогии! И теперь я наконец-то в теме всех шуток, а то я все удивлялась, почему Феанора вечно называют «лучшим папочкой»:)

Теперь я собираюсь читать это произведение и в четвертый раз, а там глядишь в ...дцатый, а неизвестными именами меня уже не испугаешь, я уже познакомилась и завела дружбу со всеми персонажами, и некоторые даже стали горячо любимыми:) Да, да, Финрод, это про тебя!:)

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

книга эта, на мой взгляд, — вершина творчества Толкиена. в ней наиболее ярко проявилось его умение работать с мифологией разных народов и современное ему осмысление мифической реальности. если и правда человечество создает миры в своей фантазии, то по этой книге получился наверное один из самых удивительных миров. мой опыт знакомства с книгой по аудиоверсии. очень хорошо подобран голос и пафосность и артистичность. на мой взгляд это настоящее произведение искусства которые иногда появляются из игры в бисер, если вы поняли, о чем я...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложная штука для неподготовленного читателя. Однако — это историческая книга мира Средиземья. Вряд ли можно найти еще хоть один мир, настолько продуманный, как толкиеновское Средиземье. И даже не смотря на то, что временами начинал путаться в именах и родственных связях, во время прочтения Сильмариллиона, все равно именно после прочтения этой книги, в моем мозге полноценно сложилась картина, кусочки которой выстраивались в нужной последовательности во время прочтения «Хоббита» и «Властелина колец». И, только прочитав, я полноценно осознал, что иногда судьба оборачивается самым неожиданным боком. Ведь если задуматься — все герои мира Средиземья с их сражениями и невероятнейшими победами и трагедиями оказали на этот самый мир меньше влияния, чем выбор двух маленьких фермеров-хоббитов.

К тем, кто думает — читать ли : временами будет не просто, но оно того стоит!=)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, создать подробную историю вымышленного мира — труд титанический. Да еще такого удивительного, как мир Арды, да еще будучи в такого рода работе одним из первооткрывателей. Работа мэтра заслуживает всяческого уважения.

Но вот читать этот труд, как обыкновенное художественное произведение, достаточно затруднительно. Просто потому, что это очень сухое псевдодокументальное повествование и нет в нем ни живых героев, на увлекательных приключений, ни бурных эмоций и страстей. И сопереживать читателю здесь, естественно, тоже никому не получится.

А вот если каждый из эпизодов этого повествования раскрыть, превратив в полноценное художественное произведение, как сделал это сам Толкиен в эпопее «Властелин колец», или как обошлась Ольга Чигиринская с историей о Берине и Лучиэнь, написав великолепный роман «По ту сторону рассвета», то тут и вся история Сильмариллиона начнет играть новыми красками.

Короче: история Арды еще ждет своего подробного раскрытия в череде новых увлекательных художественных произведений. Дерзайте, авторы!

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Истоки мира «Властелина колец». Отлично проработанная мифологическая система. Трагическое в основном повествование. Периоды благополучия и процветания сменяются сокрушительными поражениями и гибелью целых королевств. Но в каждом поколении находятся новые люди, которые готовы не покориться и сражаться до последнего, в надежде, что их усилия и смерти не напрасны.

Книга интересна не только как почва «Хоббита» и «Властелина колец», но и сама по себе

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх