fantlab ru

Фёдор Достоевский «Братья Карамазовы»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.02
Оценок:
1430
Моя оценка:
-

подробнее

Братья Карамазовы

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 137
Аннотация:

«Братья Карамазовы» – одна из немногих в мировой литературе удавшихся попыток сочетать увлекательный роман-триллер, как мы выразились бы теперь, с глубинами философской мысли. Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализации христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей – таковы основные идеи этого гениального произведения.

Примечание:

Роман впервые опубликован в журнале «Русский вестник» (1879, № 1—2, 4—6, 8—11; 1880, № 1, 4, 7—11) с подписью: «Ф. Достоевский». Отдельным изданием роман вышел в двух томах в Петербурге в декабре 1880 г. (на титульном листе обе книги помечены 1881 годом).



В произведение входит:


9.11 (222)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 911

Активный словарный запас: крайне низкий (2197 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 86 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Убийца Дмитрий Карамазов» / «Der Mörder Dimitri Karamasoff» 1931, Германия, реж: Эрих Энгельс, Федор Оцеп

«Братья Карамазовы» / «The Brothers Karamazov» 1958, США, реж: Ричард Брукс

«Братья Карамазовы» 1968, СССР, реж: Кирилл Лавров, Иван Пырьев, Михаил Ульянов

«Мальчики» 1990, СССР, реж: Юрий Григорьев, Ренита Григорьева

«Братья Карамазовы» / «Karamazovi» 2008, Чехия, Польша, Франция, реж: Петр Зеленка

«Братья Карамазовы» 2009, Россия, реж: Юрий Мороз



Похожие произведения:

 

 


Братья Карамазовы (Том 1)
1882 г.
Братья Карамазовы (Том 2)
1882 г.
Полное собрание сочинений в шести томах. Том 6
1885 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах. Том 12
1888 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах (А.Ф. Маркс). Том 12
1895 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 16
1911 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 17
1911 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 18
1911 г.
Братья Карамазовы. I
1919 г.
Братья Карамазовы. II
1919 г.
Собрание сочинений в 14 томах. Том 1
1922 г.
Собрание сочинений в 14 томах. Том 2
1922 г.
Полное собрание художественных произведений. Том 10
1927 г.
Полное собрание художественных произведений. Том 9
1927 г.
Бедные люди
1931 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 1
1958 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 2
1958 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 10
1958 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9
1958 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 1
1963 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 2
1963 г.
Братья Карамазовы. Т.1
1963 г.
Братья Карамазовы. Т.2
1963 г.
Братья Карамазовы
1969 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 1
1970 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 2
1970 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 1
1972 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 2
1972 г.
Братья Карамазовы. Части I, II
1972 г.
Братья Карамазовы. Части III, IV; эпилог
1972 г.
Братья Карамазовы
1973 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 14
1976 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 15
1976 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 14
1976 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 15
1976 г.
Детям
1979 г.
Братья Карамазовы
1980 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 1
1980 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 2
1980 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 1
1981 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 2
1981 г.
Братья Карамазовы. Том 2
1981 г.
Братья Карамазовы
1982 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 1
1982 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 2
1982 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11
1982 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12
1982 г.
Братья Карамазовы
1984 г.
Братья Карамазовы
1984 г.
Братья Карамазовы
1984 г.
Братья Карамазовы
1984 г.
Братья Карамазовы
1985 г.
Братья Карамазовы
1985 г.
Братья Карамазовы
1985 г.
Братья Карамазовы
1987 г.
Братья Карамазовы
1987 г.
Братья Карамазовы
1987 г.
Братья Карамазовы. Части первая и вторая
1987 г.
Братья Карамазовы. Части третья и четвертая
1987 г.
Братья Карамазовы
1988 г.
Братья Карамазовы. В двух книгах. Книга 1
1989 г.
Братья Карамазовы. В двух книгах. Книга 2
1989 г.
Братья Карамазовы. Том 1
1991 г.
Братья Карамазовы. Том 2
1991 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 10
1991 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 9
1991 г.
Братья Карамазовы
1993 г.
Братья Карамазовы
1993 г.
Братья Карамазовы
1994 г.
Братья Карамазовы. Том 1
1994 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6
1994 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
1994 г.
Наш девятнадцатый век. Том 2
1995 г.
Из истории мировой гуманистической мысли
1995 г.
Братья Карамазовы
1995 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 1
1995 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 2
1995 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 1
1996 г.
Братья Карамазовы. В двух томах. Том 2
1996 г.
Братья Карамазовы
1998 г.
Братья Карамазовы
1998 г.
Братья Карамазовы
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 13
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 14
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 15
1999 г.
Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Братья Карамазовы
1999 г.
Детям. Сборник отрывков из повестей и романов
2000 г.
Братья Карамазовы
2003 г.
Братья Карамазовы. Книга 1
2003 г.
Братья Карамазовы. Книга 2
2003 г.
Собрание сочинений в 9 томах. Том 7. Братья Карамазовы
2003 г.
Братья Карамазовы в изложении для школьников
2004 г.
Собрание сочинений в 9 томах. Том 8. Братья Карамазовы
2004 г.
Братья Карамазовы
2005 г.
Братья Карамазовы
2005 г.
Братья Карамазовы
2005 г.
Братья Карамазовы
2005 г.
Братья Карамазовы. В 2 томах. Том 1
2005 г.
Братья Карамазовы. В 2 томах. Том 2
2005 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 13
2005 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 14
2005 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 10.  Братья Карамазовы. Часть 3, 4
2005 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 9. Рассказы.  Братья Карамазовы. Часть 1, 2
2005 г.
Ф. М. Достоевский. Избранное
2005 г.
Братья Карамазовы
2006 г.
Братья Карамазовы
2006 г.
Братья Карамазовы. В 2 томах. Том 2
2006 г.
Детям
2006 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 13
2006 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 14
2006 г.
Ф. М. Достоевский. Избранное
2006 г.
Братья Карамазовы
2007 г.
Братья Карамазовы
2007 г.
Детям
2007 г.
Братья Карамазовы
2007 г.
Братья Карамазовы
2008 г.
Братья Карамазовы
2008 г.
Братья Карамазовы
2008 г.
Братья Карамазовы
2008 г.
Братья Карамазовы
2008 г.
Братья Карамазовы
2008 г.
Братья Карамазовы. В 4 частях с эпилогом. Часть 1 и 2
2008 г.
Братья Карамазовы. В 4 частях с эпилогом. Часть 3
2008 г.
Братья Карамазовы. В 4 частях с эпилогом. Часть 4 и эпилог
2008 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 10
2008 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 9
2008 г.
Собрание сочинений. Братья Карамазовы. Книга 1
2008 г.
Собрание сочинений. Братья Карамазовы. Книга 2
2008 г.
Братья Карамазовы
2009 г.
Братья Карамазовы. В 2 томах. Том 1
2009 г.
Братья Карамазовы. В 2 томах. Том 2
2009 г.
Ф. М. Достоевский. Романы
2009 г.
Федор Достоевский. Полное собрание романов в 2 томах. Том 2
2009 г.
Братья Карамазовы
2010 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 8
2010 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 9
2010 г.
Братья Карамазовы
2010 г.
Братья Карамазовы
2011 г.
Братья Карамазовы
2011 г.
Детям
2011 г.
Том 10. Братья Карамазовы. Неоконченное. Стихотворения
2011 г.
Братья Карамазовы
2012 г.
Братья Карамазовы
2012 г.
Братья Карамазовы. Том 1
2012 г.
Братья Карамазовы.В 2 книгах. Книга 1
2012 г.
Братья Карамазовы.В 2 книгах. Книга 2
2012 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 10
2012 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 9
2012 г.
Братья Карамазовы
2012 г.
Братья Карамазовы
2013 г.
Братья Карамазовы
2013 г.
Братья Карамазовы
2013 г.
Братья Карамазовы
2013 г.
Братья Карамазовы
2013 г.
Братья Карамазовы
2013 г.
Братья Карамазовы
2013 г.
Братья Карамазовы
2014 г.
Братья Карамазовы
2014 г.
Братья Карамазовы
2014 г.
Братья Карамазовы
2015 г.
Братья Карамазовы
2015 г.
Братья Карамазовы. Книга 1
2015 г.
Братья Карамазовы. Книга 2
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 10
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 8
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 9
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 9
2015 г.
Братья Карамазовы
2015 г.
Братья Карамазовы
2016 г.
Братья Карамазовы
2017 г.
Братья Карамазовы
2017 г.
Братья Карамазовы
2017 г.
Братья Карамазовы
2018 г.
Братья Карамазовы. Том 1
2018 г.
Братья Карамазовы. Том 2
2018 г.
Карамазовы. Конспект романа
2018 г.
Братья Карамазовы
2019 г.
Братья Карамазовы. В 2 томах. Том 1
2019 г.
Братья Карамазовы. В 2 томах. Том 2
2019 г.
Братья Карамазовы. Части 3 и 4
2019 г.
Братья Карамазовы
2019 г.
Братья Карамазовы
2019 г.
Братья Карамазовы. Том 1
2020 г.
Братья Карамазовы
2021 г.
Братья Карамазовы
2021 г.
Братья Карамазовы
2021 г.
Братья Карамазовы
2021 г.
Братья Карамазовы. Том II
2021 г.
Братья Карамазовы. Часть 1-2
2021 г.
Братья Карамазовы. Часть 3-4
2021 г.
Братья Карамазовы
2021 г.
Братья Карамазовы
2022 г.
Братья Карамазовы
2023 г.

Аудиокниги:

Братья Карамазовы
2004 г.
Братья Карамазовы
2005 г.
Братья Карамазовы. Часть 1
2006 г.
Братья Карамазовы. Часть 2
2006 г.
Братья Карамазовы. Часть 3
2006 г.
Братья Карамазовы
2007 г.
Братья Карамазовы
2007 г.
Братья Карамазовы. Часть 1
2007 г.
Братья Карамазовы. Часть 2
2007 г.
Братья Карамазовы. Часть 3
2007 г.
Братья Карамазовы. Часть 4
2007 г.
Братья Карамазовы
2008 г.
Братья Карамазовы
2008 г.
Мальчики. Мальчик у Христа на ёлке
2008 г.
Бесы. Идиот. Преступление и наказание. Братья Карамазовы
2010 г.
Братья Карамазовы
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2011 г.
Братья Карамазовы
2014 г.
Братья Карамазовы
2015 г.
Братья Карамазовы
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Bracia Karamazow
1919 г.
(польский)
The Karamazov Brothers
1998 г.
(английский)
The Brothers Karamazov
1999 г.
(английский)
Los hermanos Karamazov
2004 г.
(испанский)
Die Bruder Karamasow
2006 г.
(немецкий)
Los hermanos Karamazov
2006 г.
(испанский)
The Brothers Karamazov
2007 г.
(английский)
The Brothers Karamazov
2007 г.
(английский)
The Karamazov Brothers
2007 г.
(английский)
The Karamazov Brothers
2008 г.
(английский)
Les Freres Karamazov
2009 г.
(французский)
The Karamazov Brothers
2010 г.
(английский)
I fratelli Karamazov
2011 г.
(итальянский)
The Karamazov Brothers
2017 г.
(английский)
The Karamazov Brothers
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

У моей бабушки был сундук. Большущий такой, покрытый ковром и полный семейных тайн. Само его наличие всегда влекло меня к нему. Мне хотелось убрать ковер, открыть тяжелый замок, поднять крышку и... Но у меня никогда не хватало решимости это сделать. Наверное, в каждой семье есть такой сундук. Но я сейчас не об этом. Последний роман великого писателя манил меня так же, как тот сундук. Я знала о нем, видела книжку на полке, ходила мимо — и не решалась взять и прочитать. Для него нужно повзрослеть, думала я. И правильно думала. Потому что, взявшись в первый раз, сразу после школы, я с ним не справилась. Меня задушили голоса героев, их было слишком много и каждый из них был главный. И еще мне до слез было жалко Митю (почему юные девочки так жалеют раздолбаев, попавших в беду, это уже отдельный разговор), так что книга пошла обратно на полку.

А потом случилось взросление. Что хорошо в «Братьях Карамазовых», так это сколько ни расти, а из романа не вырастаешь. Он не начинает казаться примитивным, простым и пройденным. Возвращаясь к нему, всякий раз находишь что-то новое, прежде не замечаемое. Как в бабушкином сундуке, да. Почему такое странное сравнение? Наверное, потому, что это прежде всего история семьи, которая, как лакмусовая бумажка, показывает все общество с его чаяниями и надеждами, взлетами и падением, нравственной высотой и мерзкой низменностью. Полифония голосов дает полноту картины и не позволяет отдать все симпатии или антипатии только одному герою. Потому что здесь, как в жизни, нет однозначных позиций, нет черных и белых, все немножко грязненькие и всем есть, чем оправдаться.

Мне немного жаль, что роман остался незаконченным. Что эта сага не развернулась в задуманное, что автору не хватило времени. Но лишь немного. Потому что самое главное он уже сказал.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, я прочитал этот роман вовремя. Вовремя в том плане, что я взялся за чтение когда мена интересовали проблемы, поставленные в «Братьях». А конкретно — религия. Любой человек, интересующийся религией, особенно христианством, должен прочитать эту книгу в обязательном порядке.

В романе много интересных тем, но я хочу сказать лишь о главном. На примере «противостояния» Ивана и Алексея автор показывает, ни много ни мало, полемику веры и разума. Представляете масштаб проблематики? А Достоевский раскрывает эту тему всего в нескольких десятках страниц. И что больше всего впечатляет — он остается до конца честным с читателем, и что даже еще важнее — с собой. Не секрет, что Федор Достоевский был глубоко (на грани фанатизма) верующим человеком. Достаточно вспомнить, его цитату «если бы Христос оказался порознь с истиной, я бы предпочел остаться с Христом нежели с истиной». Но вместе с тем, он не боялся задавать себе вопросы (ведь Иван — ни что иное как голос рассудка самого автора, его критика собственной веры), и, что самое важное — не боялся не найти ответов.

Центральная сцена романа — спор Ивана с Алексеем это спор автора с самим собой, попытка разобраться в собственной вере. И на первый взгляд вера этот спор проигрывает подчистую. Важно ли Богу какой процент людей спасется? Как можно судить того, кто не в силах осознать собственные заблуждения? Как может всеблагой Бог сознательно обрекать на вечные муки своих детей, пусть даже и самых грешных? Ни на один из этих вопросов Алеша (олицетворение веры Достоевского) не может ответить.

Казалось бы, вера кругом проигрывает, Алеша просто не может противостоять Ивану. Но вместе с тем он не предстает перед нами как дурачок, не способный к аналитическому мышлению. Напротив, Алексей невероятным образом показывает как вера может существовать не в конфронтации, а в гармонии с разумом, не противостоять ему, а дополнять его. Алеша олицетворяет простую мысль, которая при описании и анализе может оказаться, напротив, очень сложной — надо просто быть хорошим, несмотря ни на что. Не пытаться анализировать идущую из глубин своего существа мораль, а просто следовать ей. Это и есть вера — не свечки-иконки, не заумствования богословов, а интуитивное, бессознательное, но при этом абсолютно безошибочное понимание того, как нужно жить.

Разум Ивана, при всей его логической стройности, предстает в споре сухим и мертвым. Он пытается разобрать на части и научно осмыслить то, что выходит за пределы науки и вообще рационального.

Обратите внимание — в романе есть еще одна пара «антагонистов»: Ферапонт и Зосима. При всех своих суровости и аскетизме вера Ферапонта также мертва и далека от понимания собственной сути, как попытки Ивана проанализировать религию. Ферапонт — верующий формалист, искренне считающий, что путь к спасению лежит через ритуалы и следование канонам. А Зосима, «балующий себя конфетой» и изрекающий откровенную ересь про отсутствие в аду огня материального, гораздо ближе к Богу и ко Христианству.

Как и всегда у Достоевского, религия — не единственная тема романа. Он затрагивает и множество других вопросов, часто очень важных и интересных. Образ Смердякова вообще стал нарицательным, а многие сегодняшние публицисты и «интеллигенты» — просто живое его воплощение. Дмитрий Карамазов — очень русский образ, по сути отражающий великий дар и столь же великое проклятье русского человека — максимализм. Но даже такие сильные образы меркнут рядом с мощнейшей проработкой главной проблемы — отношений духа и разума.

Единственное о чем я жалел по прочтении, это что мир так и не увидел следующей части «Братьев».

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я собираюсь писать отзыв на книгу, давно ставшую классикой мировой литературы, предо мной невольно встает вопрос «Тварь я дрожащая или право имею?..»

Разбирать текст на молекулы, говорить о метафорах, олицетворениях и тайных и явных смыслах я не буду — все это было сделано много раз до меня (и гораздо грамотнее :) ).

Я же постараюсь вкратце рассказать, о чем эта книга и почему она мне очень понравилась.

В романе «Братья Карамазовы» Достоевский подробно рассматривает вопрос веры в Бога. Устами персонажей он выражает противоположные мнения. Алеша Карамазов верит беспрекословно, Иван сомневается и никак не может определиться, Дмитрий верит, но иногда и его одолевают сомнения. Сам автор прямо не становится ни на чью сторону, не подсвечивает «правильную точку зрения», не навязывает читателю то или иное мнение. Тем не менее, Алеша из всех персонажей вызывает самую большую симпатию. А мысль Ивана, что если «Нет бессмертия души, так нет и добродетели, значит, все позволено» сыграет решающую роль в разыгравшейся трагедии.

Вторая половина романа — это лихо закрученный психологический детектив, который держит в напряжении до самого конца. Происходящее настолько неоднозначно, что до сих пор многие рассуждают «Кто же все-таки убил Карамазова?»

Мне кажется, Достоевский дает четкий ответ на этот вопрос, но если смотреть на вопрос философски, то можно вывести трактовки, колеблющиеся от «никто не виноват, слишком много трагических совпадений», до «вместе убили, один фактически, другой попустительством, да и сам убитый таких дел наворотил, что иначе и получиться не могло».

Роман заканчивается печальными событиями, но сквозь грусть пробивается луч надежды на будущее.

Федор Михайлович собирался написать продолжение «Братьев Карамазовых», но, увы, уже не успел.

Этот роман — последнее из его произведений, опубликованных при жизни писателя. Достоевский скончался через два месяца после публикации романа.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше читаю Достоевского, тем большей его почитательницей становлюсь. Мне кажется, он гораздо более глубокий психоаналитик, чем его современник и основоположник этого самого психоанализа герр Фрейд с его «одним гвоздем» («Мир не висит на одном гвозде» — скажет ему впоследствии его же бывший ученик). И Достоевский принимается изучить все гвозди, на которых висит современный ему мир и современная ему Россия, и которые, кажется, вот-вот не выдержат, и все полетит в пропасть.

Собственно, все творчество Достоевского — это такое огромное исследование в поисках тех основ, на которых держится хоть сколь-нибудь гуманное общество, и путей сохранения этой самой гуманности. Одним из таких столбов для него оказывается христианство. То есть, даже, не просто христианство, а именно русское православие, потому что заботит его прежде всего судьба своей родной России, где понемногу сгущаются краски и предчувствуется что-то очень и очень страшное. И как раз в «Братьях Карамазовых» он выводит свои философские и социо-психологические поиски детальней всего, и особенно касательно христианства. В отличии от других его произведений, здесь судьбы героев в некоторых местах совершенно отходят на второй план, чтобы дать место какой-то более грандиозной и более обобщенной картине внутренних поисков. Это одновременно и сложная психологическая драма, и философских трактат, и исторически-культурологическое исследование.

Говоря о Достоевском, не могу не вспомнить Освальда Шпенглера. Он в своем «Закате Европы» подчеркивает разницу между русским православием и другими христианскими конфессиями, даже другими православными церквями. И его мысли как-то очень уж совпадают по духу с тем, что мы читаем у Достоевского. И он тоже видит русскую православную религиозность как ключ к процветанию России, как один из главных носителей ее самобытной культуры. Впрочем, это не странно, так как самого Достоевского Шпенглер превозносит как чуть ли не единственного из русских классиков, полностью проникшего в дух русской культуры. Здесь я должна оговориться: я сама украинка, со Львова, и для меня русская культура всегда была совершенно иностранной, и «таинственная русская душа» и вправду загадочной и таинственной, хотя общее у нас с вами, конечно, тоже имеется. И вот, пожалуй, именно благодаря Достоевскому у меня появилось некое подобие эмпатии в эту сторону, я начала кое-что понимать. И хотя, конечно, он описывает Россию 19 века, века больших поисков и больных нервов, и мотивация его героев не всем сейчас понятна и мало кому близка, но именно дух русской культуры в целом у него присутствует гораздо сильнее, чем у кого-либо другого. И если искать способов понять русскую ментальность, то наверное следует начинать с Достоевского.

«Братья же Карамазовы» — это венец данной темы. В этом романе открывается очень обширная панорама. Каждый из братьев — почти архетипический образ. Это более, чем просто человек, это символ. Второстепенные персонажи завершают это огромное символическое полотно. Как-то так у Достоевского получалось быть одновременно и реалистом, чуть ли не корреспондентом (ведь многие из упоминаемых им эпизодов, да и главные фабулы многих произведений основаны на реальных историях, почерпнутых, не в последнюю очередь, из прессы), и в то же время глубоким символистом. Поэтому все его произведения имеют много слоев, начиная с верхнего, реалистичного изображения окружающей его действительности, и заканчивая самым глубинным слоем общечеловеческих моральных и философских вопросов. Я вот только окончила читать «Братьев Карамазовых», но уже есть желание начать сначала и посмаковать отдельные детали. И я уверенна, что с каждым прочтением там можно найти для себя что-то новое.

Еще многие говорят, что не любят читать Достоевского, потому что он очень мрачен. Мрачен, да, но пожалуй и неисправимый оптимист при этом. До последнего он верил в возрождение своей страны, в то, что до самого страшного не дойдет. Жаль, что сбылись только худшие его пророчества. Но ему повезло, он не дожил. Не увидел революцию безбожия, когда и вправду вдруг стало все позволено, не увидел и последующее правление настоящего Великого Инквизитора, и вправду «освободившего» миллионы людей от их свободы. Он имел счастье умереть, не потеряв свою надежду. Но иногда мороз по коже от того, что читаешь у него отдельные вот такие фрагменты и вдруг понимаешь, что все потом сбылось.

Можно писать еще очень много, просто бесконечно, можно обсуждать каждый отдельный абзац и эпизод, ни на каком форуме места не хватит. Поэтому ограничусь тем, что отмечу эпизоды, которые особо врезались в память. Это, само собой, поэма о Великом Инквизиторе, претендующая на отдельное произведение, эпизод с «тлетворным духом», который настолько сильно вдруг обнажает всю подноготную любого монастыря, беседа Ивана с чертом, наполненная удивительным гротескным сарказмом посреди трагичности общей ситуации, ну и, само собой, речи в суде, да и все взаимодействия там персонажей. Отдельного внимания заслуживает Смердяков и вопрос вины Ивана в ситуации — повторение столь любимого Достоевским мотива «идеи, вышедшей на улицы» и ее последствий. И еще очень поразила меня Лиза Хохлакова. Ее последний разговор с Алешей для меня остался самым страшным местом в книге.

В целом же, «Братьев Карамазовых» можно соотнести с Ницшевской «Волей к власти» (тем более, учитывая некоторую незавершенность обоих) — это труд, в котором собрано все, чем был занят ум автора на протяжении всего его творчества. Возможно, из-за этого он немного теряет в плане напряжения развития сюжета, в сравнении с теми-же «Бесами» или «Идиотом», но это единственный минус, который я могу здесь для себя найти. Разве что еще присущее автору многословие, не всегда оправданное. Но это слишком мелкие недостатки, чтобы обращать на них внимание. В остальном же — еще один шедевр от любимого Федора Михалыча. Очень жаль, что второй роман так и не состоялся.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, прозвучит слишком высокопарно, но «Братья Карамазовы» — роман, который изменил мою жизнь. Это книга-путь. Путь через сомнения — сомнения страшные, всесокрушающие — к вере. По этому пути прошел в свое время и сам Федор Михайлович: он писал где-то (к сожалению, уже не помню, где), что всякий атеист содрогнулся бы, узнав, через какое неистовое по силе отрицание Бога и добра пришлось пройти ему. И как глубокий, тонкий психолог, избегая строгого морализаторства, автор швыряет читателя прямо в это самое отрицание, когда хочется просто схватиться за голову и закричать: «Для чего эта ахинея так нужна и создана?»

Сурово, болезненно, но очень эффективно.

В этой связи наиболее интересным и «цепляющим» для меня был образ Ивана. Безукоризненные доводы разума, помноженные на высокие представления о нравственности, но нравственности отшлифованной тысячелетиями человеческой цивилизации — против собственного несовершенства и несовершенства мира, доводящего до отчаяния. Глубокий экзистенциальный кризис, в котором есть что-то кьеркегоровское. И всё это вместе — против иррациональной, естественной силы, которую я назвала бы «присутствием добра» в человеке, которую Иван изо всех сил подавляет, но которая в итоге берет верх.

«Пойдешь, потому что не смеешь не пойти».

Причем не столь важно, будет ли это вера в Бога, в высшую справедливость или в добро вообще. Достоевский был православным христианином, жил в 19 веке и писал о православной стране 19 века — но это лишь оболочка, декорации. Если же смотреть вглубь — все переживания, заложенные в романе, актуальны и для современных людей с секуляризованным мировосприятием.

Читатель сомневается вместе с Иваном. Вместе с Алешей — слушает его, впечатляется его красноречием — но проходит через это и обретает веру. А глава «Не ты, не ты!» — была, пожалуй, самым эмоциональным эпизодом вообще из всех, что помню. У меня тряслись руки.

Другие персонажи, безусловно, тоже прописаны невероятно живо. Митя, Грушенька, Катерина Ивановна — я любила их за все их недостатки, слабости, страсти. Мотивы их поступков не всегда ясны рассудку, но сердцем чувствуешь — правда, все правда. Алеша для меня остался самым загадочным, а потому даже слегка пугающим — эта его склонность всех прощать и никого не судить... Очень жаль, что не был написан второй роман, где он должен был выйти на первый план, тогда как в «Братьях Карамазовых» описан, по словам автора, лишь эпизод из «первой молодости», своего рода подготовка к будущей судьбе.

Второстепенные герои вроде Миусова, Ракитина или Хохлаковой — характерны и легко запоминаются.

В текст вплетено множество аллюзий, добавляющих к истории второе, третье, еще бог знает какое дно... И при этом стиль очень легкий, простой, без претенциозности. Плюс захватывающий сюжет, нарастающий саспенс — тут роман не отстает от современной остросюжетной прозы. И — катарсис в конце.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Особенность творчества Достоевского, как по мне, в сравнительной легкости для восприятия читателя его произведений. Правда, для этого читателю неплохо бы настроиться на «волну Достоевского». Иначе читатель рискует уподобиться Сизифу и преодолевая тяжкую скуку, морщась от чрезмерных эмоций в тексте, добывать себе звание «культурного человека, осилившего Федора Михайловича». Или же, с высоты своего интеллекта, «всё понять», получить от этого некоторое моральное удовлетворение и только.

Произведение «Братья Карамазовы», как по мне, идеально подходит для знакомства с творчеством Достоевского. Начало произведения, наполненное своеобразным юмором и чрезвычайно колоритными персонажами — хороший «переходной шлюз» в мир творчества Федора Михайловича.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

У каждого уважающего себя автора должен быть свой magnum opus. Стыдно признаться, но все эти годы главного романа Федора Михайловича я-то и не читал. Но теперь несоответствие закрыто. «Братья Карамазовы» кончены. Мне есть чем поделиться.

То, что Достоевский отлично разбирается в психике человека и рисует его во всех метаниях, порывах и проявлениях общеизвестно. Но, как оказалось, и его политические, социальные, религиозные построения не устарели ничуть. Читаешь рассуждения брата Ивана о природе человека, о нейронных ансамблях, которые предопределяют все его действия — и вот тебе вся суть современного нейрофизиологического детерминизма. Знакомишься с повестью о Великом Инквизиторе — и вот он, знакомый вопрос, о свободе личности и общественном благе, который мы имеем счастье решать и все не можем решить до сих пор: взять тот же Telegram — мириться с блокировкой или обходить? Религиозная философия Достоевского, его рассуждения о Боге и Христе, Дьяволе и Черте не кажутся глупыми человеку, который остро переживает бессмысленность собственной жизни и относительность моральных норм, систем ценностей. И хотя концепции Христа как образца нового человека, по которому надо померить всех, не одна сотня лет — она по-прежнему работает. Так уж устроен мозг человека — ему нужны авторитеты, ему нужен контекст, ему нужна надежная опора в этом мире и при трезвом рассмотрении организованная религия не кажется однозначным злом. Для многих людей это отличный формат восприятия действительности и ругать его все равно, что ругать старые, но рабочие рецепты в еде, медицине или спорте — да, свет клином на них не сошелся; да, жизнь сложнее; да, они не абсолютны и есть современная наука с её достижениями; но в своей области эти вековые рецепты работают, и их можно успешно применять, если вы не атеистичный догматик — что само по себе нехорошо и свидетельствует лишь о вашей иррациональности, некой альтернативной форме мистицизма, который отрицает всю метафизику разом только из ценностных соображений (состояние ничуть не лучше агрессивной религиозности).

Структура романа построена точно, хотя первые страницы до автобиографии старца Зосимы дались тяжело (не считая крутейшего Великого Инквизитора). Но зато потом Федор Михайлович разгоняется и создает настоящий детективный триллер, которому позавидовал бы Дэвид Финчер. Особенно поражает богатство тонов и характеров: так, наряду с общей мрачной канвой истории, основными героями романа и их проблемами, Достоевский населяет тело романа множеством второстепенных персонажей. Выводит наивного, но по своему прекрасного и благородного Колю Красоткина — тринадцатилетнего социалиста, фрагменты с которым отличнейшая комедия, раскрывающая другую сторону дарования «мрачного» автора; или сцену с белой горячкой брата Ивана, в которой ему видеться куртуазный черт — теперь понятно, чем мог вдохновляться Булгаков, когда рисовал свою нечесть в «Мастере и Маргарите». Финальная сцена в зале суда, когда сторона обвинения и защиты поочередно интерпретируют убийство старшим братом Митенькой своего отца — это такой must read мировой литературы, что ради нее одной стоит читать эту, возможно, не для всех приятную книгу — вот один из источников вдохновения культового «Расемона» Акиры Куросавы, который с молоду был большим фанатом нашего мэтра. Композиция «Братьев» настолько сложна и многогранна, что видит бог, чтобы охватить её нужно писать не отзыв, а многостраничную диссертацию, чем слава господу занимаются на филфаках и без меня. Сюжет же настолько увлекателен и динамичен, что в какой-то момент ты просто уходишь в книжный запой и просыпаешься от беспощадной протрузии в шейном отделе, которая напоминает о 4-х часовом книжном марафоне прострелом в плече и острой головной болью. Увы, такова цена по-настоящему увлекательного чтения.

Основная тема романа сформулирована достаточно ясно по тексту и повторена многократно: это с одной стороны атомизация, размежевание людей, которые «позабыли братство» и утонули в индивидуализме; а с другой поиски некоей экзистенциальной опоры, которая позволяет человеку жить в этом несправедливом, злом мире и оставаться человеком (в т.ч. через то самое братство, братскую любовь к ближним). И знаете что? Достоевский находит убедительные ответы на все поставленные вопросы! Где явно, где полунамеком, он выводит образ мысли и чувств Нового Человека, и хотя ни один из героев романа не является идеальным, и даже в самых светлых из них разворачивается борьба (при жизни, как у Алеши, или после смерти, как у Зосимы), в душе читателя запечатляется целевое состояние, к которому следует прийти, чтобы на земле больше не было зла, а люди забыли о своих глупостях и ошибках, и жили так, как должны были бы жить все это время, если бы в своих эгоизмах не забыли того, что было им предначертано. Читатели не любящие экзальтацию будут морщить носики и не понимать текст: здесь много надрывов, истерик, крови, метаний, падений и взлетов... Но те, кто воспитан на аниме, наверное, проникнутся находками автора, как проникся ими я сам. Подход Достоевского к персонажам и истории узнаваем, в нем много авторских штампов, много морализаторства и мармеладничанья, но господа — таков авторский метод, таков стиль Федора Михайловича, и то, что среднестатистический обыватель не то, что не чувствует, но даже помыслить такого не может ничуть не умаляет достоинств романа. Наоборот, благодаря невероятной концентрации мыслей и чувств Достоевский — это как поход души в баню.

Открытый финал и брат Алеша, который не смотря на свои метания сумел сохранить внутренний стержень и чистоту, и полюбил обоих братьев (а также Лизаньку, Грушеньку, Катерину Ивановну, мальчиков и др.), осознал свой долг перед семьей и людьми, эта книга воспринимается как самый позитивный роман Достоевского (возможно благодаря контрасту с дикой чернухой, через которую мы продираемся к финалу и тому, что автор писал его умирая и по-видимому осознавая возможную смерть силился вложить в него все, что мог). И хотя автор не успел реализовать всех своих замыслов и подобно Гоголю отошел в мир иной не закончив вторую часть запланированного цикла, одной этой книги было бы достаточно, даже если бы Достоевский за всю жизнь не написал бы более ничего. Я в восхищении. 10/10 и однозначный must read.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Титанической мощи роман перед Вами, господа. И вовсе не потому, что затруднительно определить его жанр. И в то же время большинство критиков, как бы они ни пытались определить этот роман, правы. Это истоки психологического триллера, с элементами детектива и постмодернизма — куда же без него. Но это одновременно ещё и типичное для Ф.М. беспощадное препарирование человеческой психологии наряду с экспериментальной, я бы сказал, философией... Да что толку пытаться определить этот роман, господа! Лучше его просто прочитать. Ведь это, наряду со всем остальным, «христианское дарк-фэнтези», ни много ни мало — но оно в той же мере фэнтези, в какой похождения отца Брауна — «христианский детектив» (то есть, не смотрите на внешнее — загляните вместе с романом внутрь человека).

Да, именно — роман нужно просто читать, не пытаясь разложить на составляющие и выделить приёмы. Я поначалу даже порывался это сделать. Нехитрое на первый взгляд сопоставление высот человеческой души и тех бездн и пропастей, куда эта же душа может пасть — это, знаете ли, впечатляет. Не знаю, как у Вас, а у меня чуть волосы дыбом не вставали от некоторых пассажей романа. Впрочем, думаю, он произведёт колоссальное впечатление на любого читателя. Потому что, повторюсь, господа — нет смысла раскладывать роман на отдельные потрясающие сцены (диалог под фонарём или беседа с чёртом) — это, наверное, значило бы пытаться найти больше, чем сказал автор. Не нужно и добавлять лишних характеристик персонажам. Здесь и без того всё полнокровно, масштабно, жизненно. Автор уже проделал поистине поразительную работу. Нам, кажется, уже не удастся сказать что-либо ещё об этом романе, помимо исключительно проникновенных эпитетов.

Изначально ещё хотелось заметить, что читать его нужно людям, крепким в вере, так как вопросы этот роман ставит отнюдь не простые. Но дело вот в чём. Тут опять-таки надо просто читать — и люди, в вере крепкие, и уважаемые атеисты ощутят, как по мере прочтения их дух буквально-таки чуть ли не на дыбы встаёт. Как поразительно верно выразилась о Достоевском г-жа Хаецкая: «всё внутри дребезжит, орёт и в конце концов сливается в какую-то адскую, торжественную симфоническую поэму, на фоне которой еле слышно нежное, тонущее соло скрипки». И хотя это и сказано по поводу «Бесов», и вообще отзыв неполный (найдите полный, кстати!) — это будет совершенно верно и относительно «Братьев Карамазовых». Потому что, несмотря на всё произошедшее в романе и на его финал, чтение этой потрясающей книги каким-то невероятным образом обнадёживает. Каким — не могу сказать, это тайна настоящего мастера. Вот говорят, что творчество Достоевского мрачно, что чтение его потрясает и пугает; как хотите, господа, но меня этот роман каким-то странным, невероятным образом обнадёжил.

P.S. Сцена с Великим Инквизитором поначалу кажется не особенно впечатляющей. Только со временем понимаешь, что она не могла быть лучше, чем она есть. В неоконченном финале, «открытой концовке» — своя прелесть; уж, пожалуй, лучше и не придумаешь. А персонажи... ну, что тут сказать!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, до Достоевского действительно нужно дожить. Его произведения нужно читать только в зрелом возрасте. В юности книги Фёдора Михайловича кажутся просто тягомотиной и скукотищей (по себе знаю). Именно в зрелом возрасте, имея багаж знаний и жизненного опыта, начинаешь по настоящему понимать и ценить вот такие книги, в которых есть душевные муки, страдания, метания, которые юным читателям абсолютно непонятны и чужды. Посмотрев экранизацию «Братьев Карамазовых», которая произвела на меня сильное впечатление, я загорелась желанием прочесть это гениальное произведение. Прежде всего меня, конечно же, увлёк интересный, закрученный детективный сюжет, с обязательным элементом этого жанра, заседанием суда. Достоевский великолепный психолог, который смог создать на страницах своей книги живых людей, с их живыми мыслями, чувствами, разговорами, поступками. Читаешь, и веришь. Да, поступают люди, не всегда, может быть, логично, но понятно чисто по человечески. Немаловажной частью книги является религиозная тема. О религии и вере в Бога на страницах книги разговаривают и Фёдор Павлович Карамазов, и Смердяков, и Иван с Алешей. А один монолог Ивана Карамазова про мировую гармонию, которая не нужна, если она достигается ценой детских слез, чего стоит. Этот монолог цитируется многими. Хотя я с этими взглядами не совсем согласна, но все равно была ошеломлена такими мыслями, такими (всем известными и далеко не новыми), но от этого не менее страшными и шокирующими историями о детях. После прочтения было жаль бедного Митю Карамазова, который оказался жертвой предвзятого отношения следователя, судей и обычных людей. Ведь с самого начала все решили, что он убил отца, и от этого отталкивалось и следствие и суд. Драматическая история с Грушей, ненависть к отцу, руки в крови (а в чьей крови никто уже и не разбирался), это и послужило для суда важнейшими моментами для вынесения приговора. Адвокат Фетюкович в своей заключительной речи разложил все по полочкам, но эту его речь мало кто принял во внимание. В общем, очень жаль, когда осуждают невиновного, но такова наша жизнь, в которой такое происходит сплошь и рядом. В этом и заключается правдивость книги. Достоевский не писал сказку с хэппи-эндом, а написал правдивую историю, которая снова и снова случается в нашем неидеальном мире. Я рада, что наконец, прочла этот сложный роман. Теперь собираюсь перечитать «Преступление и наказание», которое я читала ещё в школе. Рекомендовать классику как-то странно. Но думаю, каждый, любящий умную, глубокую, заставляющую думать литературу, должен прочесть эту книгу.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такой твердой для меня десятки не было давно...книга которую тяжело сравнить с чем-то вообще в силу ее мощи, подачи текста, потока вызываемых ею мыслей и воображений. И что самое главное в ней обьединен интелектуальный аспект классической литературы и легкий приятный язык современных фантастов.

Отдельно хочется отметить героев произведения. Характер и черты каждого (не только братьев) настолько правильно и органично «смотрелись» у меня в голове что порой казалось что они были когда-то реальны, а Достоевский просто наблюдал за всей этой пьесой и записывал дословно что они говорили. Каждый герой грандиозно уникален, его мысли и речь создают образ этого героя.

Также особых похвал заслуживает глубокая философская и религиозная составляющая романа. Сколько тем, сколько вопросов...а изящность с которой автор задает эти вопросы читателю просто поражает. «Великий инквизитор», мистическая составляющая, и что не маловажно — юридически-филосовская и даже детективная атмофсефа делают свое дело и просто интелектуально «взрывают вам мозг».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Позвольте мне дать вам один практический совет. Литературу, настоящую литературу, не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца или ума, этого «желудка» души. Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, — тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней; ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая языком во рту — тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее редкостный аромат, и раздробленные, размельченные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и обретут красоту целого, к которому вы подмешали чуточку собственной крови. (В. Набоков)

«Братья Карамазовы» как раз и нужно принимать порционно, пытаясь осмыслить, опробовать те многие философские, религиозные смыслы, заложенные в книге.

«Братья Карамазовы» — детектив, причём с мастерски закрученной интригой, где не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Здесь есть элементы и психологического (Митя), и мистического (Иван) и социального (Смердяков), и судебного (прокурор-адвокат) детектива. Эпичности полотну добавляет христианский мотив, проводниками которого являются старец Зосима и младший из Карамазовых, апогеем же становится духовное изменение Дмитрия, для которого суд — это своя Голгофа, путь к Богу. К слову, Дмитрий — единственный персонаж, в котором произошли внутренние изменения, что несвойственно эпичным произведениям с кучей героев.

Роман нетороплив, в нём нет нагромождения событий и «экшена», но те что есть — ещё глубже раскрывают всех героев произведения. В романе сильнО психологическое напряжение, которое на надрывах (некоторые главы используют это слово) человеческой психики играет симфонию, ведомую дирижёром Достоевским. И куда ж без «мрачного мистицизма», инфернальных дам и политического наполнения, где даже школьник (Красоткин) имеет свою гражданскую позицию, а сам автор намекает, что государство должно стремиться к церкви.

Великий роман, отличное блюдо для саморазвития. И к этому сложно ещё что-то добавить.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения всего романа, да и в процессе, я периодически откидывалась на кресле, смотрела в потолок и пыталась осмыслить. Федор Михайлович... Не удивительно, что этот автор известен и уважаем во всем мире. Настолько тонко, подробно, реалистично описать душу человека, с её метаниями, сомнениями, муками выбора, моментами слабости и силы — по плечу далеко не каждому. Для меня Достоевский — это гений. А роман Братья Карамазовы — часть меня.

В произведении нет идеальных героев, каждый носит в своём сердце какой-то изъян. Даже старец Зосима. Кто-то пытается его игнорировать, кто-то постоянно ковыряет и жмёт на ранку, пытаясь выдавить то, что в ней есть.

Алексей, Дмитрий, Иван, Павел, Грушенька, Катя — такие родные и понятные.

Вопросы вины, причастности, прощения. В этой книге не будет прямых ответов. Роман, так же как его герои, покопошится в вашей душе, сковырнет то, что там спряталось и оставит с этим.

Есть детективная составляющая, есть развитие и сюжета, и героев. Так же очень ценна передача жизни и быта русских людей в простом городе второй половины XIX века. Картина мира, взаимоотношения, социальные коды.

Много драмы. Особенно внутренней. Сквозь которую иногда тонким лучом пробивается свет.

Обычно к произведениям Достоевского присовокупляют эпитет «мрачный».

Если бы меня попросили описать одном словом чувства и эмоции, которые остались от прочтения, то это будет слово «Тоска». Тягучая, ноющая, но очень нужная.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Братья Карамазовы» – итог, осмысление всей жизни Достоевского. Воспоминания детства здесь соединены с раздумьями и впечатлениями последних лет, а образы Дмитрия, Ивана и Алексея символизируют три этапа духовного развития самого автора. Роман имеет сложную, многоплановую структуру, его жанр трудно поддается определению. События происходят в течение двух недель, но в это короткое время вмещается столько историй, споров, конфликтов, идейных столкновений, что хватило бы на несколько произведений детективной, философской и семейно-бытовой драмы.

Действие романа заключено между двумя судебными процессами: разбирательством старца Зосимы и криминальным судом над Дмитрием Карамазовым. И такая последовательность символична. Достоевский достоверно показал, что нравственное падение героев, их отступление от морали, пренебрежение духовными истинами приводит к преступлению.

Но главная задача автора – не интрига. Достоевский изобразил в «Братьях Карамазовых» обобщенную формулу «загадочной русской души» с ее стремлением «забвения всякой мерки во всем», одновременно и разрушительной, и созидательной. Двойственность, осознанное отрицание веры и необходимость в ней как в спасительном якоре, смесь эгоизма и самопожертвования, вечное блуждание в плену ложных ценностей – таким представляется писателю русский человек.

В образах трех братьев писатель изобразил три основные тенденции развития русского общества. Символично, что у них общий корень – загнивающее и отмирающее барство 60-х годов (образ отца), а также общая вина. И каждый получает свою расплату. Убит Федор Павлович, Смердяков покончил жизнь самоубийством, сходит с ума Иван, идет на каторгу Дмитрий. А Алексей? Ему предстоит жить со всем этим.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ура! Я закончила читать «Братьев Карамазовых«! Не бросила, не отодвинула на неопределенный срок, а прочитала.

Нет, я не хочу сказать, что роман столь ужасен, что читать его невозможно. Он не ужасен, он не прекрасен. Он все этих категорий. Его нельзя и оценивать с позиции «нравится/не нравится».

Роман выше суетных понятий. В нем так много смысла, что каждый найдет в нем что-нибудь для себя интересного, полезного. Я совершенно не поняла, и не хочу понимать все, что в романе о православии, православном Боге и прочем. Я знаю, что для Достоевского эта тема важна и что ее понимание многое бы мне объяснило в романе. Но я вне традиции православия и имею о нем лишь общие сведения. У меня создалось впечатление, что Дмитрию Федоровичу и Ивану Федоровичу Карамазовым тесно в рамках этой религии, хоть они и размышляют о ней весьма много.

Кстати, у Достоевского роман, пишись он в наше время, получился бы не религиозным, а что-то вроде «Тропика рака». Уж больно много вакханического в романе, буквально избыток сексуальности, особенно подавленной.

Роман весьма любопытен тем обстоятельством, что положительных героев в нем и нет вовсе. Алексея Федоровича, конечно, надо бы назвать положительным. Потому как ничего и никому плохого он не сделал, и даже не подумал. Но и его не хочется. Вот не хочется и все. Мне кажется, что он мог бы предотвратить случившееся, а он не сделал этого, увлекся своим монастырем. Ивана Федоровича и Павла Федоровича мне было весьма жаль, от излишнего ума наворотили они изрядно. Дмитрий Федорович, пьяница и дебошир, из-за одних этих качеств, мне очень не нравится. Аграфене Александровне сочувствую безмерно, страшная и тяжелая судьба у женщины. А таких, как Катерина Ивановна терпеть не могу, все ей дано по жизни, а она нечем толком не может воспользоваться, сама не может быть счастливой и всех делает несчастными.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман я впервые прочитал лет двадцать назад. С тех пор перечитывал несколько раз, не перестаю восхищаться гением автора, который превращает уголовное происшествие в захолустном российском городке в захватывающую фантастическую мистерию космических масштабов. Мне приходилось читать разные мнения о Достоевском. В том числе высказывания некоторых умных и образованных людей о том, что это посредственный писатель, пишет он неряшливо, его тексты не соответствуют высоким стандартам изящной словесности. Может быть и не соответствуют, не мне с ними спорить. Но для меня «Братья Карамазовы» по-прежнему остаются самой лучшей из всех прочитанных мной книг.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх