fantlab ru

Андрей Кивинов «Мент обреченный»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.32
Оценок:
80
Моя оценка:
-

подробнее

Мент обреченный

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

В этой повести описаны трудовые будни Андрея Воронова и его товарищей — следователей в небольшом российском городе в середине бурных 90-х годов. Один губернатор сменяет другого, и каждый новый начальник ставит перед милиционерами все более бредовые задачи. А ведь кражи, грабежи, убийства никуда не деваются и кто-то должен их раскрывать. Серия квартирных краж, ограбление фургона, перевозящего компьютеры, расстрел рабочих мебельной фабрики — вот они, суровые будни милицейской работы.

Входит в:

— сборник «Мент обреченный», 1997 г.

— антологию «Герои. Новая реальность», 2010 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 106

Активный словарный запас: очень высокий (3378 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Мент обреченный
1997 г.
Герои: Новая реальность
2010 г.
Мент обреченный
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серая ментовская чернуха.

--

Если Вы не поклонник бомжеватого реализма «Улиц разбитых фонарей» — проходите мимо.

А фантастика тут немного есть, хотя лучше бы не было. Это — утрированное до абсурда фантдопущение об идиотском социальном эксперименте, из которого вытекает нехитрая мораль. Что, дескать, какой бы псих нами сверху не правил, мы должны просто делать то, что подсказывает совесть и будь, что будет. На самом деле, эта мораль вытекала бы из неплохого в целом текста и без этих неудачных анекдотов про стоматологов. «Града обреченного» из «Ментов» не получилось.

Не понравилось.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастический финал пришит искусственно. Нарочито искусственно. Я даже не сразу понял, что этот кусочек относится к тому же произведению. На мой взгляд, он абсолютно лишний, только портит повесть, в которой имеется свой, родной и естественный, полуоткрытый финал. Возможно, этот кусочек дописан позже, чтобы по формальному критерию попасть в сборник ВВ? Подозреваю, что в сборнике 1997 его не было. И, наверное, читай я повесть именно тогда и именно в трех частях — оценка была бы еще выше. Потому что, в отличие от многих других произведений, вошедших в сборник-2010, это — литература в изначальном смысле, а не жанровая проза. Детективный сюжет не делает повесть детективной (в мыльном смысле), элементы абсурда не делают ее фантастичной. Наоборот, именно в таком виде повесть точнее и ёмче отражает реальность тех лет... а может быть, и не только тех. Многое ли изменилось за 20 лет? Изменилось ли хоть что-то? Вот в чем вопрос! И тот факт, что вопрос сей всплывает, независимо от ответа на него, вот просто сам вопрос, да, всплывает неминуемо после прочтения, не позволяя списать повесть в утиль, причислить к написанному на потребу, объявить сиюминутной попсой — сам этот факт означает, фактически, знак качества для литературного произведения: «проверку временем прошло!» И если бы не убогий, принижающий до уровня гетто новый финал...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно неоднозначно относящееся к фантастике произведение. По большому счёту — это милицейский детектив с элементами сатиры, доведённой до уровня гротеска абсурдно-фантасмагорических форм. Фактически повесть состоит из трёх почти самостоятельных новелл (три главы) и плюс трёх-страничного эпилога-заключения. Главы к фантастике практически отношения не имеют, если не считать за таковую моменты авторской художественной гиперболы в отношении некоторых административно-управленческих решений милицейского начальства в середине 90-х годов.

Но можно ли поручиться, что «приказ с самого верха» о необходимости оснастить все кабинеты ОВД глобусами и другие сходные культурно-управленческие новации — являлись бы самыми фантастическими приказами в те времена, когда даже российские морозы уступали по крепости государственно-управленческим маразмам. Особенно когда кадровые назначения на высшие посты государства делались не исходя из проф.уровня кандидатов, а исходя из уровня его личной преданности Первому. Вот и получались министры, сильно напоминающие управленца-герцога в исполнении Леонида Броневого из трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен».

Где-то я читал, что эта повесть писалась для проекта «Миры братьев Стругацких. Время учеников», но что-то/где-то не сложилось — то ли по срокам, то ли по, что называется, «недостаточности привязки». Действительно, с «Град обречённый» явно-объединяющим моментом основного повествования в 3-х главах — является пожалуй только эпиграф-цитата, а похожесть названий, атмосферы быто-описания и общих мотивов — не более, чем аллюзии. И складывается даже такое впечатление, что первоначально повесть писалась как совсем не относящееся к фантастике произведение, а уже потом — был добавлен и эпиграф и эпилог-привязка к повести братьев Стругацких.

Но, несмотря на всё вышеизложенное моё старческое брюзжание, «Мент обречённый» — вполне неплох, читать его приятно и, если изначально не подходить к нему предвзято и не рассматривать исключительно в связке со Стругацкими (что у меня, увы, плохо получилось), мы имеем очень и очень достойное близко-фантастическое произведение.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это безусловно — самое лучшее произведение этой антологии! Читается легко, интересно, на одном дыхании. Всю книгу переживаешь за героев, думаешь, а что же дальше? И проглатываешь страницу за страницей. А конец грустный очень, я даже чуть всплакнула.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если милицейские сериалы вам успели надоесть (или вообще никогда не нравились) от чтения этой повести лучше воздержаться. Потому что хотя «Мент обреченный» и позиционируется, как фантастическая проза, «милицейского» здесь куда больше, чем фантастического. Как и в сериале «Улицы разбитых фонарей», основанном на повестях Кивинова, перед нами неприглядная российская реальность «лихих 90-х» (даже цены, упоминаемые в повести, явно из тех времен). Ну а центральные герои — все те же опера, которые несмотря на маленькую зарплату, неустроенную личную жизнь и идиотизм начальства все-таки пытаются поддерживать порядок. Более того! Чтобы добру не пропадать, в повторную переработку пущены уже использованные сюжеты. Так, например, дело об ограблении из 2-й главы вы могли видеть в «Улицах разбитых фонарей» (эпизод «Аварийная защита»). Но не все так мрачно. Что касается фантастики, то в «Менте обреченном» градус абсурда по сравнению с ранними повестями Кивинова гораздо выше. Бредовые фантазии сменяющих друг друга милицейских начальников — это практически цитата из Салтыкова-Щедрина («История одного города»). Довольно смелая сатира по нынешним временам, учитывая, что жизнь зачастую оказывается не менее абсурдной. Не далее как прошлой осенью глава МВД Нургалиев на полном серьезе заявил, что настоящий милиционер должен знать иностранный язык, владеть компьютером, а еще ... уметь танцевать и играть в бильярд. Тут вспоминается переделка знаменитой советской песни: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью», а писателю Кивинову хочется сказать «спасибо».

Однако, по моим ощущениям, в новом жанре Андрей Кивинов чувствует себя неуютно. Для него это скорее повод под новым соусом подать старые истории из серии «Прорвемся, опера!» Может, это и не так плохо, но уж очень вторично. А фантастический эпилог к основному действию «пришит» настолько белыми нитками, что только подчеркивает общую искусственность происходящего.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

хоть самому сериалы про ментов, солдат, студентов и вообще сериалы на тв, в кино и книгах надоели давно и бесповоротно, хотел бы встать на защиту этого произведения.

эту книгу прочитал еще до того как вышли все эти пресловутые сериалы и мне она показалась интересной, оригинальной, смелой. Наша реальность 90х отражена очень точно, с юмором, без пошлости, героев и время автор не очерняет, но и ангелов у него нет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала показалось, что финал у повести неудачный. Фантастическая линия пришита к сюжету белыми нитками.

Но ведь в этом же вся фишка! Автор, якобы неумело, пытается выдать свой текст за фантастику. А на самом деле лишь подчёркивает его правдивость Так, или почти так, всё и происходило на самом деле. И до сих пор, спустя более десятка лет после написания повести, происходит. Может, кто-то не в курсе, что за человек занимает сейчас пост министра обороны РФ? Так поинтересуйтесь, это теперь даже не считают нужным скрывать. Не дантист, правда, но ничем не лучше.

А в неумелость Кивинова как-то с трудом верится. Писать он умеет. Одна сцена с собаками чего стоит!

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень многим, конечно, известна «История города Глупова» Салтыкова-Щедрина — сюрреалистическое повествование о бредовых попытках властьимущих перекроить жизнь города по своему усмотрению. Через сотню с лишним лет Андрей Кивинов написал повесть «Мент обреченный», в которой убедительно продемонстрировал, что сюрреалистичность российской действительности никуда не делась за все это время. Идиотские приказы начальства, тотальная коррупция, разгул бандитизма, и среди всего этого — судьба обычного милиционера. Человека, который просто пытается делать то, что умеет, и старается сохранить какую-то совесть, порядочность и профессионализм. Да, немало места в повести занимает расследование уголовных преступлений, которое Кивинов описывает интересно и с большим знанием дела. Да, многие элементы нашей реальности выпячены и гипертрофированно подчеркнуты, придавая произведению черты сатиры. Да, резкая ирония автора заставит не раз ухмыльнуться даже искушенного читателя. Но самое главное в повести — не приключения, не детектив, не ироничность, а тот беспощадный приговор нашему обществу в целом и нашей милиции в частности, в которых порядочный человек обречен. Обречен в лучшем случае на нищету и прозябание, в худшем — на гибель.

Повесть Кивинова написана хорошо и честно. Вот только совершенно не понимаю, что она делает в антологии «Герои, Новая реальность». Фантастический элемент в ней можно рассмотреть разве что в лупу, а уж литературной игры нет и в помине.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде если строго подходить, то произведение не совсем и по теме. Фантастика в чисто гомеопатических дозах. Общий литературный приём на котором всё основано тоже не нов — взять ситуацию и довести до идиотизма. А завязка сюжета выведена из анекдота времён позднего Брежнева: «...а дустом посыпать не побывали?». Но как-то всё органично, не затянуто и к месту (не в пример некоторым произведениям сборника). Правда отчего то сердце щемит и мысли всякие лезут в голову, типа: «а так ли уж это всё фантастично?».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх