Терри Пратчетт «Мелкие боги»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Юмористическое | Ироническое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределенное время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
Эта история произошла давным-давно, когда по пустыне еще бродили горящие кусты и разговаривали со случайными прохожими (человек, который имеет привычку гулять по пустыне, ничуточки не удивится, если с ним вдруг заговорит ящерица, булыжник, а тем более куст).
Именно тогда церковь Великого Бога Ома ждала пришествия очередного пророка, который вот-вот должен был явиться, поскольку пророки — весьма обязательные люди и четко следуют установленному расписанию. Именно тогда юный послушник по имени Брута обнаружил в саду маленькую черепашку, которая на поверку оказалась тем самым Великим Богом Омом... А вообще, эта история про черепах и орлов, а также про то, почему черепахи не умеют летать.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > Отдельные произведения
Награды и премии:
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
- /языки:
- русский (5), английский (4)
- /тип:
- книги (9)
- /перевод:
- Н. Берденников (5), А. Жикаренцев (1)
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olga.sb, 25 декабря 2021 г.
Лучшая книга о богах?
Богам нужна вера, а людям нужны боги... Именно так заявляется в самом спорном романе сэра Терри. Религия — очень сложный вопрос, по поводу которого сломано немало копий и развязано немало войн...
Здесь речь идет о малых богах, то есть о богах перекрестков муравьиных тропок, богах ветерка над пастбищем и тд. И одним из таких богов — простой одноглазой черепашкой с единственным верующим стал когда-то великий и ужасный бог Ом. Он вынужден везде следовать за тем самым верующим — простым деревенским послушником Бруто, изменяя его и изменяясь сам. В общем, сюжет как всегда не главное, а главное рассуждения о природе веры, о восприятии богами людей и прочих религиозных и философских аспектах в сатирическом ключе.
Я очень люблю Пратчетта, но в первой половине меня не задел ни его юмор, ни тема, ни манера изложения... Но с середины пошло на ура: все герои здорово выросли и изменились, добавился злодей, а концовке и вовсе готова аплодировать стоя!
Говорят, о религии и политике спорить бесполезно — каждый верит и поклоняется своим богам. Автор же пытался преподнести свою версию правды, и меня это покоробило. Поэтому верующим рекомендую читать с осторожностью.
Темы ненужности войны, фанатизма, истоков веры и когда она становится инструментом. Кажется, я впервые увидела адекватную развязку войны! У Робин Хобб было четко показано, как война запускает историю по спирали насилия и жестокости, но только здесь удалось эту спираль раскрутить. Гениально! По итогу на тему религии это пожалуй одна из самых крутых и сильных книг.
Мне всегда было интересно сравнительное религиоведение, в основном именно с философской точки зрения. Здесь показывают много разных религий: похожих на олимп пантеон, деспотичный монотеизм, что-то вроде синтаизма с тысячами духов...
В общем, это наверное и самая философская вещь Пратчетта. Обычного веселья и приколов не ждите, здесь надо будет серьезно поскрипеть мозгами, но в подборке про богов эта мастрид! В очередной раз снимаю шляпу.
schastlivaya, 1 декабря 2019 г.
Это было здорово! Столь здраво и прекрасно описать как формируется религия, как люди в современном мире и верят, и при этом не верят в бога. Как мелкие боги утопают в вечности и про них все забывают. Как возникают пророки. Вроде несуразно, но как правдиво! Столь поверхностно пробежаться по всей теме, но при этом вникнуть в суть — надо уметь.
strannik102, 27 декабря 2017 г.
Очередной опус английских юмороведов. Совсем не вызвавший у меня ни смеха, ни широкой улыбки. А по прошествии нескольких дней и книг и вообще заплывший паволокой забвения.
Опять-таки вынужден делать реверансы перед почитателями Терри Праттчетта и ценителями английского юмора — вполне допускаю, что это не книга мне не угодила, а я не пришёлся впору ни книге, ни автору. Честно говоря на ум приходит только одно объяснение: давайте представим себе две рядом расположенные шестерни. Вроде и у той и у другой есть зубцы, так что кажется, что стоит только одной закрутиться и соприкоснуться со второй, как та немедля начнёт вращаться. А теперь присмотримся повнимательнее — и направлены эти косые шестерни в разные стороны, и углы скоса зубьев на них расположены под разными углами, и величины зубьев разные — в общем, ничего кроме скрежета эта пара издавать не может, и никакой крутящий-вертящий момент посредством такой «главной передачи» никуда не передаётся. Вот так и у меня с Праттчеттом — просто мы с ним из разных шестерёночных устройств и никак в зацепление перейти не можем...
Еркфтвгшд, 4 ноября 2017 г.
Это даже не юмор, это сатира. Сатирище о церкви и вере.
О том, как появляются боги и как исчезают. И что им нужно для бытия.
А еще о том, как верят люди и до чего вера может довести.
Терри как мог — старался сделать свой Плоский мир еще более выпуклым. И знаете что? Ему это удалось.
igor_pantyuhov, 17 июля 2017 г.
Ну что сказать.. В целом мне понравилось. Это конечно не про Стражу, Смерть и Ведьм, где количество стеба на квадратный сантиметр превышает все мыслимые пределы (я частично пролистывал эти циклы, не читал, Мелкие боги первый мой роман, полностью прочитанный у автора), но местами смешно. Не так часто как хотелось бы, но смешно. Да и там где я не смеялся, ухмылка не сходила с моего лица.
Kulyash91, 19 марта 2017 г.
Боялся я читать эту книгу. Точнее, не саму книгу, а Пратчетта. Причин тому несколько. Во-первых, автор очень популярный и очень много чего хорошего я про него слышал, а когда заранее настраиваешься на то, что вот, сейчас прочитаешь хорошую книгу от мастера своего дела (по словам других) иногда бываешь немного разочарован, когда действительность оказывается не соответствует ожиданиям (так у меня было с Гейманом). Во-вторых — с таким жанром, как фэнтези, я на «вы», очень мало с ним знаком, а неизвестное пугает. да и к тому же эту книгу преподносят как юмористическое фэнтези, а по мне так это вообще чтиво для детей школьного возраста. Но волею обстоятельств я вынужден был прочитать эту книгу (не то, что бы мне нож к горлу приставили и заставили читать, просто эту книгу мне надо было прочитать по правилам одной игры), именно поэтому и цикл «Плоский мир» я начал читать не с начала, а с 13-й книги (благо, нумерация условная). И до этого у Пратчетта я ничего не читал (впрочем, это и так было понятно из моих первых слов).
Мои опасения были напрасными, потому что книга получилась выше всяких похвал! Это не просто юмористическое фэнтези, тут прямо таки мешанина из жанров: тут и боевая фантастика, и аллюзии на религию, и отсылки к истории реального мира, и сатира на общество и много, много чего ещё. Читать эту книгу одно удовольствие, написано очень красивым и изящным языком (справедливости ради нужно отметить и переводчиков — Н. Берденникова и А. Жикаренцева). Книга буквально пропитана сарказмом и сатирой, в каждой строчке можно усмотреть пародию или высмеивание религии, общества, военных, философов, политиков и много кого ещё. По религии Пратчетт прошелся очень основательно и показал закулисье церкви и инквизиции во всей красе, точнее, без всяких прикрас (действие, конечно, разворачивается в выдуманном мире, но мы то с вами все понимаем, что к чему). Очень смелая и дерзкая книга. Так что, относить её к массе юмористического фэнтези я бы не стал, потому что хоть она и изобилует юмором и во время прочтения от смеха можно и живот сорвать, эта книга очень серьезная и глубокомысленная.
Автор очень глубоко копнул и в этой книге рассматривает вопрос о богах и веры людей в них, он размышляет по этому поводу и делится с нами своими размышлениями. В его книги боги существуют лишь тогда, когда в них верят люди и от того, насколько сильно люди в него верят и зависит его сила . Но боги сначала наводят страх на людей и заставляют себе поклоняться, а потом дают больше этим заниматься церкви, деятели которой со временем начинают терять веру в бога, но прикрываясь его именем творят всё. что им заблагорассудиться — «за веру», «во славу великого бога», «потому что так было сказано в священной книге» и т.п., а на самом деле просто дурят людей и управляют ими, ну или для достижения других каких-нибудь своих интересов. В общем, все эти божества — это плод деятельности людского воображения.
Так что, как можете судить из моих слов, насколько книга смешная, настолько же она и серьезная. Понимаю, что это утверждение может показаться странным, но так оно и есть и понять это вы сможете лишь прочитав эту книгу, которую я очень сильно рекомендую. Очень красиво написана, очень интересный и непредсказуемый сюжет, очень глубокомысленная и очень и очень смешная! не буду тут писать развернутую статью обо всех её плюсах и минусах, просто поверьте на слово, что книга очень хороша и достойна внимания!
Vienn, 12 февраля 2017 г.
Я тут подумала: Терри Пратчетт мой самый любимый автор, но я никогда не пишу рецензий на его книги. Хотя читаю и перечитываю просто бесконечно. Почему так? Да потому что это невозможно, веселая книжка, которую хочется растащить на цитаты и смешить всех вокруг при попытке анализа превращается в серьезный трактат, а рецензия не соответствует содержанию книги, хоть убейся
Книга с искрометным юмором об инквизиции и религиозных войнах. Или юмористическое фэнтези о пути праведника и нравственном законе внутри нас. Ну это же странно звучит, да?
И тем не менее, все это так и есть. История о том, что боги нуждаются в людях, но и люди в богах. О том, что объективно существующие вещи не нуждаются в вере, а несуществующим вера дает жизнь. О том, как вера в бога заменяется верой в структуру и иерархию, и изгоняется и замещается страхом. О философах, орлах, двух очень разных и важных черепахах, пророках, библиотеках и многом другом
Мне кажется, эта книга как бы примыкает к «Санта-Хрякусу» и развивает начатые там идеи. О том, что дает вера и зачем она нужна. Суть веры не меняется в зависимости от её приложения, будь это Пасхальная утка, Бог-тритон или вера в правду, справедливость, равенство. И не стоит забывать, что важнейший посыл автора: «Доброта — это то, что ты делаешь, а не то, о чем ты молишься.»
Движется сквозь космическое пространство Великий Атуин, низвергается вода с Краепада, империи свергают богов и возносят новых, приходят пророки и лже-пророки, сгорают и строятся библиотеки
Но незыблемы на Плоском мире Смерть, Библиотекарь и малый бизнес
Сэм Ваймс, 20 января 2017 г.
Читается на одном дыхании, нет желания отложить на попозже. Эта книга наполнена глубоким смыслом, дает возможность задуматься о том, что казалось элементарным и вроде не несло в себе ничего особенного. В то же время, книга интересная, поднимает настроение.
Paganist, 28 декабря 2016 г.
Заявленный жанр «юмористическое фэнтези», на мой взгляд, несколько неточен, если говорить о «Мелких богах». То есть, конечно, он написан вполне в сатирической манере, фирменной для автора, но вот общая фабула произведения всё же заставляется серьёзно задуматься. О чём? Прежде всего, об источнике веры, о месте веры в жизни человека, об институте церкви и ещё о многом другом. Также не стоит обзывать «Мелких богов» антирелигиозной (или антихристианской, ибо омианство в книге уж очень сильно смахивает на христианскую церковь) или антиклерикальной книгой. Склонен думать, что к религии автор относится весьма разумно и явно не ставил целью этой книгой пополнить армию воинствующих атеистов. Скорее он давал понять, что вера — дело сугубо личное, и нужно оставаться, прежде всего, человеком, независимо от идеологических воззрений. И чего-чего, а различных воззрений в романе хватает, чтобы убедиться, что источником зла являются человеческие невежество, жажда власти и другие пороки.
Очень понравился главный герой. Он действительно выглядит неким инородным телом, вещью в себе, феноменом не от мира сего в бесконечной суете, окружавшей его. Маниакальная правдивость и незыблемая вера Бруты — действительно подкупали. Чем-то он мне напомнил знаменитого теолога и католического святого Фому Аквинского.
Харп, 28 марта 2016 г.
[i]Аааа спонсор этого отзыва — российские издательства! Российские издательства — напиши в аннотации полную чушь и оттолкни читателя от хорошей книги![/i]
Серьезно, наших издателей есть за что хвалить — потрясающее умение написать в аннотации то, что к прочтению подтолкнет лишь человека, первый раз держащего в руках книгу, не считая школьные учебники. Знакомство с Плоским миром отложилось на два года, ибо о Терри Пратчетте я слышал только то, что тиражи его книг составляют неисчислимые триллионы экземпляров (аж целую статью где-то читал — только о тиражах и популярности Пратчетта), что он — самый популярный писатель в мире, ну и еще слышал, что юмористическую фэнтези пишет. О самом творчестве — ничего больше. Когда хвалят не писательский талант автора, а его бесчисленные тиражи, не знаю, каких любителей Донцовой это должно привлечь.
Как выяснилось в ходе вскрытия, всё это практически не соответствует реальности. Это я не про популярность с тиражами, хотя есть еще Стивен Кинг, который мог бы поспорить с Терри за звание самого известного автора современности, а про жанр. Юмористическая фэнтези. Понимаете? В аннотациях была обещана хлесткая сатира, искрометный юмор, и тому подобное, с чем знакомиться никак не хотелось. Начиная читать книгу, не заглянув в отзывы на Фантлабе, ожидая лишь развеселой беллетрестической фэнтези с юмором ничуть не выпуклее Плоского мира, был приятно удивлен. Да, я сам выбрал эту книгу с полочки, однако всё равно было интересно узнать, что за зверь этот Терри Пратчетт.
...который не оказался ни каким-нибудь Гальцевым, ни Петросяном, и даже вовсе не Беляниным, которого я здесь ожидал увидеть. Называя Пратчетта автором фэнтези, тем более юмористической, издатели, как и многие читатели, весьма жестоко просчитались. Он пишет далеко не это. Фэнтези, как и юмор, минимум — в этой книге, служат лишь антуражем, дополнением, средством — называйте как хотите, но основное содержание тут — далеко не «юмористическая фэнтези». Да, возможно, сатира, а не ЮФ, тут петросянские шутки далеко не в центре событий.
В первую очередь, вместо ржаки на меня обрушился, внезапно, поток мыслей. Нет, юмор, конечно, тоже был, однако он содержался лишь в междустрочном интервале и редко более. Впрочем, эти мысли были не абы какими пафосными и красноречивыми, они высказаны самым простым и понятным языком, и тут я понял, что фэнтези и юмор у Пратчетта — как раз таки не более, чем антураж к происходящему. Мне показалось, что эти две вещи — всего лишь средство, чтобы более простым и понятным языком донести до читателя свои мысли. Если писать драматичные пафосные книжки, большинство читателей и не обратят внимания на все эти размышления, серьезные размусоливания на таком же фоне как-то не выделяются. А когда начинаешь читать «юмористическую фэнтези» (сто раз сказал эти два слова, ну да и ладно), а тебе встречаются серьезные, и при этом не занудные размышления автора — вот это как раз здорово контрастирует и просто проглотить эти мысли невозможно. Благодаря таким средствам все эти сложные концепции становятся интересными и увлекательными, потому что это необычно, а необычное запоминается. Так что, дорогие товарищи издатели, говоря про юмор и про фэнтези, зачастую забывают, что они пишут совсем не о главном блюде.
Тут всего лишь два слоя — это как раз таки приключенческий роман для расслабона, и кое-что поглубже, и это самое кое-что как раз таки служит основой, как по мне. Тем более в этой книге — «Мелкие боги» — обыгрывается религия и вся ее суть. Религия вообще, как известно, во все времена была довольно щепетильной темой — куда ни плюнь, обязательно заденешь чьи-нибудь чувства, однако Пратчетт посвящает ей целую книгу. Причем, как мне показалось, достаётся в основном не вере, а как раз таки религии, истинную веру человека в какое-либо божество Терри гладит по головке. Бог, в честь которого отбабахали целое государство, понастроили храмов и наприносили жертв, снисходит на грешную землю в облике крошечной черепашки, потому что обнаружил там всего лишь одного верующего, несмотря на храмы, жертвы и прочее — как яркий пример.
А вот сам сюжет, надо сказать, до жути шаблонен и скучноват, особенно герои. Но не это в романе главное, так что я не особо-то возмущался.
Надо сказать, я тут зачастую запинался за весь цикл, а то и за всё творчество Пратчетта, хоть и прочитал всего лишь одну книгу. Если честно, не думаю, что он написал только одну вот такую — умную книгу, а в остальных основательно распетросянился и все они — лишь пустое развлекалово. Надеюсь, что не ошибся в этом.
Тимолеонт, 28 июля 2015 г.
Ещё одна книга из условного «теологического» цикла Пратчетта, в котором тема богов и религии является центральной.
Хорошо то, что автор не занимается тупой и бессмысленной насмешкой над религией. Его ирония, прежде всего, умна и глубокомысленна. Пратчетт, всё же, относится к религии с некоторым уважением. Поэтому «Мелких богов» с удовольствием могут прочитать как и атеисты, так и по-настоящему верующие люди. А его концепция «конституционной религии» — это великолепно, моё почтение!
Да и в целом это одна из лучших книг автора, где он смог развернуть свою оригинальную фантазию на 100%. Количество парадоксальных ситуаций, мыслей, идей и т.д, превышает все мыслимые пределы. На четыреста с лишним страниц не наберётся и десятка, где действие провисает и становится скучным.
Вывод. Одна из немногих «универсальных» книг, которые можно порекомендовать практически любому человеку.
primorec, 22 сентября 2013 г.
Есть тема, которую в последнее время принято практически избегать. Ну, или, по крайней мере, говорить о ней округлыми и ничего не значащими фразами. А то, вдруг, невзначай, оскорбишь «чувства верующих». Тем более, что верующих сейчас сколько угодно, и верят они в такую массу, порой взаимоисключающих, вещей, что о чем бы не помянул, рискуешь оскорбить эти самые чувства. Что не скажи, кто-то все равно будет недоволен. Лучше, вообще, держаться от нее подальше. Эта тема, как Вы уже догадались, Вера и Религия.
Сэр Терри отчаянно смелый человек, если решил посвятить этому отдельную книгу. Хотя, как, рассказывая о самых разных сторонах нашей с Вами жизни, не упомянуть об этом, просто не понятно.
Плоский Мир, как Вы помните, место выдающееся, поскольку здесь обитают все, все, все. Самые разные все, рожденные самой богатой фантазией писателей и читателей за века самого разнообразного творчества. А рождала людская фантазия не только гоблинов и троллей, героев и тиранов, но и Богов, Самых разных, на все случаи жизни. А случаев, как говорит нам жизненный опыт, превеликое множество.
Вот так из случая родился в одной провинциальной стране Плоского мира бог Ом. Сначала маленький и слабый, но быстро продвинувшийся в Великие, благодаря искренней Вере. Так и почивал он лаврах, пока не наступил неожиданный крах его карьеры. Нет, его не забыли: каждый день в храмах возносят молитвы, во славу его завоевывают целые страны, стоны и мольбы еретиков оглашают подземные казематы. Только верующих в него практически не осталось: все поглотили ритуалы, традиции, догматы. Остался один, самый последний, верующий не из страха, не по привычке... Просто верующий.
Это очень поучительная книга. С мягким юмором, когда достается всем: истово верующим и твердокаменным атеистам, философам и теоретикам всех мастей, политикам и военным, ученым и полным неучам. Это очень беспощадная книга, обнажающая самые потаенные людские мысли, те, которые они прячут даже от самих себя. Это очень грустная книга, рассказывающая о человеческой природе даже больше, чем хотелось бы узнать.
О чем она собственно? О религии? Наверное, так может показаться с первого взгляда. Она о Вере. Неважно какой: в Создателя, в науку, в политику, в себя самих. О том, что значит настоящая Вера, и когда и почему она умирает и утрачивает смысл, превращаясь в набор привычных ритуалов и зазубренных бездумно слов. А еще она о рождении Фанатизма.
Было жутко до дрожи, когда за мягкими шутками обнаруживались вполне узнаваемые картины. Вот философ, готовый «подвести базу» под любое учение, или его ученик-изобретатель, бездумно выпускающий джина «гонки вооружений». Или фанатик, готовый принести в жертву ради своей идеи невинного человека. Или Ворбис, верующий только в собственную правоту и творящий настоящее Зло, превращая окружающих в свое подобие. И над этим всем повисающий вечный вопрос: Неужели Ты действительно, не знаешь, ради чего все это? Т.е. Все — Мир, Жизнь, Смерть, Боги, Восходы и Закаты, и даже маленькие черепашки и полубезумные философы? Неужели даже не догадываешься? Что же может сгодится такой ответ сэра Терри: «Я вновь и вновь возвращаюсь к одной и той же мысли: мы живем в невероятном, фантастическом мире, хотя и не осознаем этого». Вот в это: что мир невероятен, удивителен, великолепен и в нем возможно ВСЕ, я верю твердо. И не так уж важно, как он возник: в акте Творения, пламени Сверхновой или в результате немыслимого стечения обстоятельств. Главное, что он есть.
NS 123, 14 сентября 2013 г.
«Может через сто лет мы и будем мертвы, но Здесь и Сейчас — мы живы!»
Очень хорошая религия, емкая и всеобъемлющая. А, если, серьезно, очень глубокая и философская книга. Нужно несколько раз перечитать, чтобы хорошенько разобраться.
Yazewa, 8 мая 2013 г.
Вот — роман, за который Пратчетт прочно входит в число уважаемых мной авторов. За ведьм — любимых, а за богов — уважаемых.
Умная, иронически умная книга. Это самый трудный жанр. Крайне трудный.
Отличная работа. Анализировать не хочется, слишком много сейчас эмоций. Спасибо автору.
видфара, 11 августа 2012 г.
Природа смешного всегда была для меня загадкой, а после этой книги я лишь убедился в том, что никогда в этом не разберусь...
Вот удивительно: в романе почти всегда светит яркое солнце, а читать страшно... И интересно. До чёртиков интересно!
Чёртики — это такие маленькие боги!)))
Что подумалось сразу после прочтения:
Религия становится опиумом народа только тогда, когда место веры занимает обряд.
Брута — великий человек Плоского мира.
Философия — это увлекательно!
Черепахи — некоторые из них бывают вкусны...
А ещё орла жалко)))