fantlab ru

Нэнси Кресс «Цветы тюрьмы Аулит»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.22
Оценок:
100
Моя оценка:
-

подробнее

Цветы тюрьмы Аулит

The Flowers of Aulit Prison

Другие названия: The Flowers of the Aulit Prison

Повесть, год; цикл «Probability Universe»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

Автор представляет психологию общества инопланетян — общую коллективную реальность, вне которой полноценной жизни нет и она не существует для индивида.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «The Year's Best Science Fiction: Fourteenth Annual Collection», 1997 г.

— сборник «Beaker's Dozen», 1998 г.

— журнал «Если 1998'8», 1998 г.

— антологию «Nebula Awards 33», 1999 г.

— сборник «Future Perfect: Six Stories of Genetic», 2012 г.

— антологию «Погружение», 2018 г.

— антологию «Ноябрьский марафон Научной Фантастики 2021», 2021 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1997 // Короткая повесть

лауреат
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 1997 // Лучшее произведение малой формы

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1997 // Короткая повесть

Номинации на премии:


номинант
HOMer Awards, 1996 // Короткая повесть



Периодика:

Если № 8, август 1998
1998 г.

Самиздат и фэнзины:

Погружение
2019 г.
Свет чужого солнца. Повести. Рассказы
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: Fourteenth Annual Collection
1997 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Fourteenth Annual Collection
1997 г.
(английский)
The Best New SF 10
1997 г.
(английский)
Nebula Awards 33
1999 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — лауреат премии Небьюла 1997 года. Редкий случай построения сюжета фантастического. Когда скелетом сюжета является невероятное допущение, принимаемое за данность. А всё остальное вертится вокруг этого скелета, начиняя его реальностью.

Нэнси Кресс для скелета использовала психологию общества инопланетян — общая коллективная реальность, вне которой полноценной жизни нет и не представляется как для индивида. Вот этот невероятный скелет обрастает и отношениями, и эпизодами, и персонажами , которые уже реальны. Всё это создаёт неповторимую картину и как результат — премии. Попробуйте , напишите так!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно не читал такого, чтобы мне сильно понравилось (больше надо читать наверное). Дело тут не в «двухступенчатом» умирании и даже не в коллективной реальности, которая, как можно понять из текста, появляется у любых индивидов, обменявшихся парой мыслей. А вот то, как относятся к выпавшим из этого «коллективного бессознательного» мне живо напомнило «Обряд перехода» — малоизвестный и очень недооцененный у нас рассказ Генри Каттнера, где приговорённый к этому «переходу» считается мертвецом, которого не замечают, что бы он ни делал — ходил где угодно, брал любой товар бесплатно и т.д. Здесь идут дальше, используя нарушителей для целей закулисных группировок, стремящихся по-своему использовать достижения земной науки. Хороши сцены из тюремной жизни, где заключённых заранее считают мертвецами и держат только для выпытывания полезных сведений. Вопрос, совершила ли героиня преступление, остаётся без ответа, как и её дальнейшая судьба, возможно, для того, чтобы оставить читателю пищу для размышлений после прочтения — так произведение и его автор пускают корни в нашем подсознании.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иной мир. В котором коллективная реальность одна на всех, а те, кто отказывается её воспринимать (совершая преступления), объявляются «нереальными» и изолируются от общества. Эксперименты с внедрением ложных воспоминаний и контролируемой шизофренией упомянуты вскользь. Идея хороша, но слабо проработана.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Cтранные сюжеты удаются этой писательнице. Неожиданные. Не могу сказать, что этот меня как-то зацепил; пожалуй, нет. Не вызвала сочувствия героиня, не показались реальными образы. Не стал объемным мир этой планеты. И образ землянина как-то прошел мимо, как чужой. И осталась непонятной логика присуждения престижной премии. Может, перевод не донес что-то важное?!

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта небольшая повесть принесла малоизвестной в России писательнице Н. Кресс целый букет из трёх литературных премий. После прочтения меня донимает вопрос — неужели для того, чтобы добиться успеха у читателей достаточно одной интересной, но в остальном голой идеи? А как же достойное воплощение, сюжет, персонажи, которым можно сочувствовать, интерес читателя к демонстрируемым событиям и связанное с ним удовольствие от самого процесса чтения произведения? Большую часть сюжетного времени я пытался понять и принять условия игры, пробовал проникнуть в предложенный мир, когда же почувствовал, что вроде бы что-то начинает получаться, то... повесть закончилась. Как же так, ну можно было понять такой подход при наличии продолжений, а их нет, выходит все усилия впустую, удовольствия от потраченного времени практически никакого.

Меня всегда неимоверно бесит, когда автор забрасывает читателя в совершенно незнакомый, чуждый человеческому восприятию мир без всяких предисловий. Мол, сами там как-нибудь разбирайтесь, мне-то до лампочки, кто из вас научится плавать в этом пруду, а кто камнем пойдёт на дно. Здесь как раз такой случай — некий Мир, освещаемый светом шести лун, повествование ведется от лица женской особи неземной расы. Единственная деталь в описании этого подвида чужих — наличие шейного меха. Мир абсолютно лишён детализации, как, например, выглядит дерево элиндель, о ветке которого упоминается на первой странице? В общем, автор действует по принципу — накидать побольше незнакомых слов собственного изобретения, а читатель пусть сам отдувается, пытаясь представить как всё это выглядит и работает, только как это сделать если напрочь отсутствуют какие-либо отправные точки для включения воображения, кроме невнятных словесных загогулин. Я даже имя героини постоянно забывал в процессе, вроде Эли Пек что-то-там...

Не пытаясь остановиться, чтобы поближе познакомить читателя с обстановкой, с главной героиней, автор торопится вывалить нам на голову все тонкости местного мировоззрения и побыстрее окунуть в устройство пенитенциарной системы. Все аборигены ощущают себя частями коллективной реальности, самое страшное для них наказание — получить статус «нереального». Преступник, нарушающий реальность ближнего, сам отвергает всеобщую гармонию, противопоставив себя обществу, он становится изгоем, пустым местом для окружающих, но тогда вопрос — зачем его ещё и дополнительно изолировать, помещая в замкнутую тюремную среду? Кстати, указанная в заглавии тюрьма Аулит до боли напоминает обычную американскую зону, известную нам по фильмам и сериалам, что явно свидетельствует о том, откуда автор черпала своё вдохновение.

Понятие смерти делится на два этапа — на первом ты физически жив, но находишься в статусе нереального, а второй — это уже физическое небытие, причем мёртвых преступников маринуют в химическом составе, препятствуя их «воссоединению с предками». Постепенно автор подводит героиню к выполнению полудетективного квеста — добраться до истины, выяснить зачем она совершила преступление и виновна ли она вообще. Что-то похожее мы видели в рассказе Ф.К. Дика «Мы вам всё припомним», хотя до уровня Дика Н. Кресс ещё шагать и шагать. Понятно, что многие читатели любят различные теории заговоров, рассуждения на тему «а власти скрывают...», но во всём же должна быть элементарная логика. Обоснование подобных теорий в авторском изложении здесь не выдерживает никакой критики, а как же принцип Оккама, в конце концов?

Финал, умещающийся в одно предложение, концентрирует внимание на участи героини, но оставляет за рамками будущее Мира. В принципе, такой подход можно было принять, если бы судьба данного персонажа вызвала некий отклик, а так — никаких особых эмоций, ни радости, ни грусти. Подводя итоги, могу сказать лишь одно — произведение прошло мимо, не зацепило, это при том, что я убежден — изложение истории от лица представителя инопланетной расы — неизбежно выигрышный прием, который сложно испортить, оказывается и он не всегда срабатывает. Как говорят у нас, замах на рубль — удар на копейку. Автор попыталась придумать оригинальный мир, свою философскую концепцию мировоззрения негуманоидов, но литературных средств для воплощения замысла не хватило — продираться через текст сложно и скучно, да и нужно ли?

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной представитель рейтингов «… лучших НФ-рассказов (повестей)». И очередное разочарование. Причём — не только по сути, но и по форме: математически (по статистике фантлаба, ссылка «подробнее») доля читателей, оценивших текст на «супер-пупер» — меньше 16%. Всего. Зато доля тех, кто в принципе отказывает тексту к каких-либо «достижениях» — больше 20%. Среднеарифметическая оценка — «крепенький середнячок». И это — кандидат в «лучшие из лучших»? Да где же совесть-то у оных составителей оных рейтингов? Да, конечно же, кто-то — ну, просто без ума от сего текста, вполне допускаю. Так ведь это же — чистой воды вкусовщина, братья и сёстры! Чистой воды.

Насколько честнее, демократичнее и политкорректные было бы — сразу после названия рейтинга — тиснуть приписочку «по мнению тематического меньшИнства»; а дальше — в скобочках — можно даже и указать «составляющего не менее 16% целевой аудитории Фантлаба, оценившей данный рассказ». Тогда хоть понятно будет — насколько достоверен оный рейтинг «НФ-шедевров». Идеально, конечно же указывать при этом нечто большее, чем констатацию факта «нравится / не нравится», ну — хоть кратенькую какую характеристику собственных вкусов. А так — одни казусы. Субъективизм — аки жизненная позиция.

По сути же оного текста — впечатление ещё более туманное, чем по статистике. В математике хоть указать на ошибки можно, в литературно-фантазийной же плоскости рассматривать можно исключительно литТриаду (Тема + Идея + Антураж). Вот, с последним — всё более-менее: целый букет и фантДопущений, формирующих экзотическую реальность и прочих компонентов «визуализационного фантазийного ряда», формирующих итоговое «впечатление» у читателя. Всё достаточно экзотично, сочно, образно — вопросов нет, вполне тянет на литпремию. Наверное. Учредителям оной премии — виднее. С темой — уже гораздо хуже. Тематический фон — не просто упрощённый, он — фактически — никакой: редкие, обрывистые характеристики, какое-то шифрованное повествование, намёками, имитацией «да всем же известно», типа — «…ну, кто же не знает старика Крупского…». В итоге живописуемый мир — раздражающе плоский, невоспринимаемый «картинкой», остающийся до последних страниц «набором слов».

Ну, а на Идею, уважаемый потенциальный читатель, у автора — надо полагать — ни сил ни времени не хватило. Повествование заради повествования. Посему литТриада — классическая «дырка от бублика», то бишь — с массивным Антуражем, с какой-никакой Темой и с нулевой Идеей.

Нет, уважаемый потенциальный — не тянет сей текст на шедевр. Хотя и проклятий по прочтении не вызовет. Середнячок — он и в Африке середнячок

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх