fantlab ru

Илья Бояшов «Конунг»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Конунг

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Этот роман лауреата премии «Национальный бестселлер» рассказывает историю молодого норвежского ярла Рюрика. Оказывается, еще до того как он стал княжить на Руси, его жизнь была полна захватывающих приключении.

Бояшов — великолепный стилист. Смешивая историческую правду факта, певучую речь исландских саг и брутальную мифологию викингов на выходе он получает текст, который простак прочтет как феерическую авантюру, а мудрец — как размышление о природе власти.

Примечание:

Первая публикация состоялась в журнале «Всемирный Следопыт».


Входит в:

— журнал «Наш следопыт, № 10 (104)», 2002 г.

— журнал «Наш следопыт, № 9 (103)», 2002 г.

— сборник «У Христа за пазухой», 2011 г.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/период:
2000-е (3), 2010-е (2)
/языки:
русский (6)

Конунг
2008 г.
У Христа за пазухой
2011 г.
Конунг
2017 г.

Периодика:

«Наш следопыт», № 10 (104)
2002 г.
«Наш следопыт», № 9 (103)
2002 г.

страница всех изданий (6 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  1  ]

Ссылка на сообщение ,

«Конунг» Ильи Бояшова — рассказ о детстве и юности варяга Рюрика, стилизованный под незамысловатый язык скандинавских саг. Такая форма выбрана не потому, что автор — фанат стилизации, и не только оттого, что книжки он пишет не слишком большие, выбирая самые ёмкие способы рассказывания историй. О жизни и деяниях викингов невозможно написать честный исторический роман, не выставив их при том кровавыми аморальными чудищами. Литература нового времени замешана на христианской этике, а смыслом жизни скандинавского воина были грабежи и убийства, притом не только дальних, но зачастую и ближних. Викинги были настоящими гопниками, лишёнными всяких понятий. Уважение среди них можно было заслужить истерическим беспределом, безрассудочная ярость считалась доблестью, бессмысленная жестокость — обязательным для мужчины качеством, не знающий удержу садизм — молодецкой забавой. Христианская литература немыслима без той или иной этической оценки героев, большее, что позволено в ней писателю — упомянуть об иных безобразных моментах, не вдаваясь в осуждение иновременных нравов (как поступил в «Тарасе Бульбе» Гоголь). Бояшов решил показать образ народа и времени без умолчаний и оценок. Потому и выбрал скупой тон аутентичного северного сказания.

Рюрик — сын ярла Олафа Удачливого из недоступного фьорда под Бьеорк-горой, охраняемой волками Фенрира, — до каких-то пор рос как нормальный скандинавский пацан. Мудрые воспитатели, вроде кузнеца Сварда, умело взращивали его честолюбие, и уже подростком он превзошёл всех сверстников, соперничая с сыном самого конунга. Участвуя юношей в многих боевых (грабительских и кровавых) походах отца, Рюрик совершил массу безрассудств и заставил опытных бойцов и берсерков уважажать себя и прочить великое будущее. Однако многообещающего мальчишку испортил один чудак, корабельщик Рунг.

Этот Рунг всю жизнь делал замечательные морские лодки — драконы, однако потом отказался брать в руки топор, заявив, что не желает больше строить корабли для разбоев. Его сочли сумасшедшим и только потому не убивали, когда он оскорблял викингов, называя их несвободными, сделанными из глины подобно рабам. «Свободный человек заберётся на вершину горы Бьеорк», — говорил он, и это точно были слова ненормального, ведь всем известно, что волки Фенрира туда никого не пропустят. Поэтому все от Рунга отмахивались, а Рюрик не смог, и на такой простой подначке суждено ему было сломаться. Не зная границ своей силы и храбрости и полагая себя способным на всё, он полез на эту обычную с виду, лысую гору и скатился оттуда чуть живым, сломанным ужасом.

После такого стыдного поражения Рюрик стал другим, забросил свои обычные бесчинства, от которых не знала куда деваться вся округа, перестал задирать силачей и искать повода показать удаль, а всё больше сидел на камешке, да смотрел молча на море. Правда, время от времени он продолжал совершать подвиги: обманул троллей, взял в жёны дочь злейшего врага, победил свирепого мертвеца. Но после каждого подвига, поверив вновь в свои силы, он неизменно пробовал взобраться на заколдованную гору и каждый раз ничего не получалось. На этой почве сын ярла окончательно свихнулся, и отчаявшиеся найти в нём предводителя викинги стали покидать Бьеорк-фьорд. Умер его отец, а ставший конунгом соперник Рюрика Харальд начал подгребать под себя всех свободных, безжалостно расправляясь с сопротивляющимися. А Рюрик, вместо того, чтобы возглавить сопротивление и стать конунгом самому, продолжал сидеть на берегу. В конце концов настал момент, когда оставаться в бездействии было уже невозможно, поскольку выбор был только один: умереть с честью или умереть в бесчестии. И тогда Рюрик стал действовать и нашёл совсем другой, третий выход. Ни убивать, ни умирать не пришлось, а Рунг-корабельщик построил лучшую небывалую лодку.

«Конунг» Бояшова — это рассказ о том, как взрослеют народы, как вырастают из дикости, как находят Бога. Каким надо стать, чтобы русские дали тебе власть над собой. Какой путь должен пройти их правитель, чтобы построить земной Асгард. Всё это надо понять, прежде чем призывать кого-то на царство.

Оценка: 8
[  4  ]

Ссылка на сообщение ,

Мы ничего не знаем о Рюрике. Мы не знаем, происходил ли он из скандинавов или из балтийских славян, был ли Игорь его сыном или внуком, как звали его жену (имя Ефанда появляется только в поздних летописях), что он делал в юности, интересовался ли он христианством или был верен отеческим богам, мы даже не знаем, призвали ли его или же он «сам призвался», а, может быть, он — лишь персонаж легенд. Мы знаем только имя — то ли от славянского «raroh» — «сокол», то ли от скандинавского «hroerekr» — «царственный славой».

Илья Бояшов воспользовался именем Рюрика, для того, чтобы написать роман о вызове богам, о борьбе с судьбой, о подлинной свободе, о «мече воина и топоре плотника».

Конунг Харальд Косматый действительно собирал земли мечом, но Бьеорк-гора неизвестна в сагах. Все, что Бояшов пишет о детстве и молодости Рюрика, о его славных походах, о его женитьбе и об его вызове богам — вымысел.

Язык романа — стилизация под скандинавские саги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рюрик ходит в походы, а один раз даже сражается с ожившим мертвецом.
Синеус и Трувор в романе — не братья Рюрика, а его бонды, есть и юноша по имени Олейг, есть в романе ладожские русы. Очень хорош разговор: «Кто же может быть правителем над русами».

Как старается Рюрик бросить вызов богам, на что он идет, чтобы покорить Бьеорк-гору, а потом —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
одна фраза: «Когда Рюрик поднялся на гору, он увидел корабли Харальда, казавшиеся щепками у его ног». Герой саги бился бы с великанами и богами, одолел бы их, сделавшись новейшим богом:smile:, или погиб, а здесь — всего лишь вершина с травой, непригодной даже для коз. Освобождение от жестокой языческой веры?

Скорее всего, Рюрик придет к вере в Распятого бога, но, может быть, до конца своих дней будет лишь удивляться тому, что Распятый держит половину мира.

Хотелось бы прочесть про путешествие Рюрика до края мира, но, должно быть, справедливо, что его настигло возмездие за легкомысленную жестокость.

Отрадно, что Визард все-таки не предал Рюрика.

«Куда нам плыть, конунг?» Мы в России знаем, куда поплыл Рюрик.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх