fantlab ru

Пол Андерсон «Тау — Ноль»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
443
Моя оценка:
-

подробнее

Тау — Ноль

Tau Zero

Другие названия: Когда замирает время

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 45
Аннотация:

В этом романе о тайнах Хроноса всерьез задумывается уже экс-физик, выбрав на сей раз для путешествий во времени... саму Вселенную! Экипаж звездолета «Леонора Кристина», слишком разогнавшись, совершает незапланированный «полет» к концу времен, проходит вместе с коллапсирующей Вселенной (с точки зрения релятивистской теории размеры звездолета становятся сравнимы с ее размерами!) — так называемую сингулярность, откуда наша Вселенная когда-то и появилась «на свет», и в результате выныривает во Вселенной какой-то новой, неведомой.

© В. Гаков
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Журнальный вариант — 1967 под названием «To Outlive Eternity», расширенный книжный — 1970.


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第24回 (1993) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1971 // Роман

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1998 // Научная фантастика - Роман (США)

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2010 // Переводная книга НФ (США)

номинант
Sky Awards, 2010 // Самое популярное переводное произведение - Крупная форма (США)

Похожие произведения:

 

 


Танцовщица из Атлантиды
1994 г.
Миры Пола Андерсона. Том 2
1995 г.
Тау Ноль
1996 г.
Три сердца и три льва. Царица ветров и тьмы. Тау — ноль. Рассказы
2001 г.
Зовите меня Джо
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Tau Zero
1970 г.
(английский)
Tau nolla
1981 г.
(финский)
Tau Zero
2006 г.
(английский)
Tau Zero
2006 г.
(английский)
Tau Zero
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо читается, половину слушал в аудиоформате в озвучке Оробчука.

Много ненаучного, но не так много сюжетов, которые вообще берутся перепрыгнуть через время.

Самое неуместное — вначале мы боимся на 0.9с врезаться в пылинку, потом мы тараним на этих же 0.9с звезды. Ускорение то есть, то нет. Короче, автор много нагнал реальных терминов, но переврал законы. Можно было бы и без такой точности, зато было бы не придраться к тахионам и антиграву.

В целом норм.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему книга написана лишь для того чтоб показать межличностные и сексуальные отношения между людьми, запертыми на долгие годы в замкнутом пространстве корабля.

Совершенно выдуманная, ненаучная база подогнанная под людские склоки, разборки, драки, тоску и пр.

Невероятно трудно и скучно читать.

Хотелось заглянуть в окончание и узнать чем закончилось путешествие.

Ни экшена, ни науки... Короче разочарование полное

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот это вот не плохо. Это не устарело даже по сей день.

Как, например, некоторые сказки Азимова, Лема, Бредбери и им подобных, стариканов жанра.

Если отбросить некоторую надуманную атмосферу межличностных отношений экипажа, которую без вреда для повествования, можно было выкинуть «за борт», то даже очень хорошо.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения осталось чувство восхищения величием человеческого гения, который смог найти выход даже в, казалось бы, критической ситуации. Я надеюсь, что человечество сможет выйти в глубокий космос в ближайшие 100-200 лет!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы привыкли, когда читаешь научную фантастику, понимаешь, что это хоть это выдумка (фантастика), но все-таки хоть сколько-нибудь правдоподобная, логичная выдумка (научная). Здесь же научная составляющая выдумки написана тяп-ляп, а местами откровенный бред даже для фантастики. Но не важно, к этому можно и не придираться сильно. Ведь главное — сама суть повествования.

Ломается двигатель, и теперь корабль постоянно ускоряется, по-тихоньку приближаясь к абсолютному пределу скоростей — скорости света. Экипаж не знает, что их ждет: просто смерть, трагическая смерть или все-таки победа.

Что ждет читатель? Описание неизведанной Вселенной, новых галактик; описание новых явлений, красивых или страшных; постоянную борьбу экипажа с новыми угрозами и смертельными проблемами и проч., и проч. А вот фиг вам. Бесконечные диалоги ни о чем. Может быть, автор старался больше описать романтическую составляющую вместо фантастической — ну т.е. чувства, переживания, эмоции и т.п.? Получилось средне, на любителя. Может перевод был кривой? Местами попадались «биллионы», которых в русском языке быть не должно, еще некоторые мелочи. Может быть.

Какие можно сделать выводы после прочтения? Что любую сложную внутреннюю душевную проблему можно решить либо выругавшись хорошенько, либо потра*авшись, либо опустошив бутылку хорошего пойла.

Книга неплохая, легкая фантастика, но вовсе не элита в своем жанре.

Но главный персонаж описан хорошо. Он меня бесит почти так же, как и героев в ходе сюжета. А самое противное, что в итоге он

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

оказывается абсолютно прав, и вообще, настоящим мужиком.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень мощно описывается психологическая атмосфера коллектива космического корабля как микрокосмоса живущего сквозь весь мегакосмос. Обыгрывается идея наблюдения обыкновенными людьми за возникновением Вселенной. Зрелищно. Масштабно. Эпически. Психологически.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем привет, только что дочитал эту книгу и спешу написать свой отзыв.

В общем, роман интересный, и замах у автора великий — герои вылетают не просто с планеты Земля, но и с галактики, и даже со скопления галактик, а далее и вовсе умудряются долетаться до конца существования этой Вселенной и зарождения новой! Такого размаха я что-то не припомню в произвдениях. Ну равзе что вспоминается серия мультфильма Футурамы, где Бендер, профессор и Фрай делают тоже самое, причем три раза подряд — проносятся на машине времени сквозь все времена до конца мира и зарождения новой Вселенной. Но, ту серию Футурамы я смотрел давно и она меня поразила, а вот теперь прочитав книгу Пола Андерсона, я считаю, что авторы Футурамы вдохновлялись именно этим произвдением при создании той серии. Вот откуда растут ноги у такой теории.

Но не одна лишь серия мультфильма схожа с этим произведением. Мне ярко видится схожесть также и с Станиславо Лемовским Гласом Господа. Ведь в конце Гласа преподносится более-менее окончательная терия, к которой пришли ученые при работе над проектом по изучению неведомого сигнала из глубин космоса. Согласно этой теории некая сверх-развитая раса существ, предвидя скорое исчезновение своего Космоса (своей Вселенной) умудряется как-то подать сигнал, который должен был пройти сквозь новый большой взрыв и остаться в новосозданной Вселенной, чтобы дать информацию, знания и данные новым расам, которые будут жить в этой Вселенной, чтоб ускорить их развитие и просто быть весточкой из прошлой Вселенной.

Так и у Пола Андерсона — только вместо сигнала в новую создаваемую Вселенную отправился целый корабль с горсткой людей на борту, чтоб не просто дать информацию новому миру, а основать его и жить в нем. По-моему, очень схожие концепции.

А больше таких грандиозных концепций не припомню.

Еще конечно же, при прочтении конца книги приходит на ум мысль, что жизнь во Вселенной так и зародилась — проникновением людей из прошлой Вселенной. Но мне кажется, что это побочная мысль и Пол Андерсон не особо ее развивал, и она вообще появляется лишь изза того, что мы часто оразмышляем, откуда взялась жизнь — бессмысленный вопрос. Не все ли равно, откуда она взялась.

Роман сосредоточен на двух вещах — описании временных парадоксов в релятивистской теории, и описания чувств людей, оказавшихся запертыми в корабле. И я думаю, что без описания чувств людей нельзя было обойтись, ведь чего только стоит понимание того, что пока главные герои полчасика болтают о том, о сем — во внешнем космосе проходит несколько миллионов лет (это уже ближе к концу их полета, когда у них была сверх высокая скорость). Хотя лично я слегка скучал, читая все эти диалоги — не мое это.

В общем, водводя итоги, можно сказать, что роман очень хороший.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение отличное. НФ состовляющая на высоте. Книга отлично показывает необьятность вселенной и ничтожность человечества на её фоне. Недостатком считаю концовку в стиле «Мы пережили гибель и новое рождение вселенной. Всем спасибо, все свободны».

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пол Андерсон написал огромное количество произведений, многие из них, мягко говоря, не высокого качества, но среди них так же встречаются очень хорошие работы, что всегда ставило автора в ряды лучших зарубежных фантастов. Прочтение же данного романа, было для меня настоящим потрясением (в хорошем смысле), размах происходящего невообразим, начинаясь с событий на Земле, действие все увеличивает свои масштабы, с начало до расстояний солнечной системы, далее межзвездного пространства, масштабов галактики и несет героев все далее, к развязке поистине грандиозной. В тоже время чувствуется, что герои, это обычные люди, борющиеся за свои жизни, оказавшиеся в ситуации постоянного стресса. Пол Андерсон превзошел сам себя, теперь я всегда буду считать его одним из не многих грандов мировой фантастики.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мере прочтения всё больше мной овладевала мысль о ничтожности и мизерности человечества в общем и человека в частности в сравнении с колоссальным размером и возрастом вселенной. Параллельное описание потрясающих подробностей движения Корабля по просторам звездных систем, галактик и галактических кланов, подкрепленное техническими выкладками из области математики, физики и астрономии, и обычных насущных страстей представителей человечества в лице 50-ти членов экипажа звездолета, еще более меня в этом убедило. Масштаб временных и дистанционных рамок описанных в романе событий просто потрясает. Зато теперь лично мне не так уж страшно мысленно путешествовать по бесконечности и вечности окружающей нас Вселенной.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читатель с опытом знает, что ждать от рассказа о долгом межзвездном перелете. Конечно, будут увлеченные своим делом ученые, восторги по поводу начала пути, разочарование от обыденности и скуки долгого путешествия, порождающие отчаяние и неизбежные конфликты между участниками экспедиции, обязательна авария или катастрофа, борьба с последствиями которой займет большую часть истории, и, в награду за долготерпение — благополучный финал.

Все это есть в «Тау-Ноль». И, как не странно, наличие всех этих штампов роман не портит. Как часто у Андерсона — немного смещенные акценты и небольшие нюансы — и книга из рассказа об очередной смелой попытке людей проложить путь между звездами, каких уже много написали и еще напишут, превращается в эпическую историю о путешествии сквозь Пространство и Время, через Начало и Конец, через всеобщую Смерть — к новой Жизни.

И не надо обладать огромной фантазией, чтобы представить, что ощущают эти запертые в мчащемся без остановки корабле люди, о чем они думают, когда гаснет последний луч света и вокруг — только безбрежная Пустота и Одиночество. Вот этот постоянный накал страстей — от надежды — к отчаянию — и снова к надежде — удачная находка романа, поддерживающая интригу до самого финала.

Но, наверное, и это не помогло бы этой истории выделиться из целой плеяды подобных, если бы не отличный персонаж -Шарль Реймон. Образ обычного парня, казалось бы, ничем не примечательного на фоне гениальных ученых и талантливых администраторов, но сумевшего пронести через все испытания главное — человеческие упорство и непоказное мужество, верность долгу и честь, оказался абсолютно к месту. Именно он делает банальный финал, значащим: такое Человечество, действительно, достойно Звезд.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика мировой фантастики. Думаю ключевым моментов тут является даже не сама по себе участь участников экспедиции, а попытка объяснить такие моменты как энтропия Галактики, почему и как произошел Большой Взрыв. Не смотря на отличное изложение мне данная книга показалась слишком растянутой. Для сравнения стоит прочитать рассказ Айзека Азимова «Последний вопрос». Фактически та же тема, но изложена на несравненно меньшем объеме бумаги.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

С художественной точки зрения книга оставила меня совершенно равнодушным. Ни драйва, ни ярких персонажей, ни закрученного сюжета здесь нет. Это скорее «фантастика научной идеи», роман в котором Андерсон решил наглядно продемонстрировать современный на тот момент уровень понимания физики нашей Вселенной.

Не являясь специалистом в области физики сказать насколько у автора получилось донести до читателя основные научные концепции я лично затрудняюсь.

Но вот то, что меня зацепило настолько, что спустя много лет после прочтения книги я безошибочно вспоминаю этот роман, так это почти священный ужас от того как далеко забросило героев книги. Ощущения людей оказавшихся буквально у конца всех времен за пределами Вселенной и наблюдающих за гибелью мира переданы читателю с очень высокой степенью достоверности прямо до дрожи в коленках.

Так что если хотите испытать истинный онтологический ужас — поскучайте пару вечеров продираясь сквозь скучные научные разговоры скучных персонажей романа.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вы мне не поверите и даже не поймете:

В космосе страшней, чем даже в дантовском Аду.

По пространству-времени мы прём на звездолете

Как с горы на собственном заду!»

Вряд ли Владимир Высоцкий читал «Тау – ноль», когда писал свою залихватскую песню космопроходчиков. Разве что – на языке оригинала, что сомнительно. Но поэт удивительно верно передал общее настроение от романа, герои книги вполне могли петь эту песню на своих вечеринках. Им уже не на что надеяться, кроме как на свой оптимизм и безбашенность.

Интересный эксперимент поставил Пол Андерсен в этой технической робинзонаде: как поведут себя люди, когда жить можно – но незачем. И никто и ничто не может дать внятный ответ на вопрос: «Зачем жить дальше?» — ни логика, и вера в Бога.

Никто, кроме полусвихнувшегося ученого и несгибаемого неформального лидера, взявшего на себя самое тяжелое – необходимость выбора. «Если не я – то кто же?» — вот вопрос, который постоянно стоит перед Шарлем Реймоном. Его выбор всегда этически верен, мы постоянно соглашаемся с этим выбором, потому что автор так расставил фигуры на шахматной доске своего романа.

Но персонажи – не просто шахматные фигурки, автор старается наделить их индивидуальностью, отдельные страницы настолько неподдельно романтичны, что вызывают умиление – насколько хорошо и органично автор вплел эти эпизоды в производственный, в общем-то, роман.

Логика построения фабулы (во как загнул!) гарантирует хэппи-энд, тем более, что мы знаем – Пол Андерсен других эндов не сильно любит. Но вот как именно все обернется – это угадать слабО. Мне, по крайней мере, не удалось вычислить хэппи-эндные детали сюжета до самого финала, который оказался даже еще более «забавным», чем я мог себе придумать.

Читайте Пола Андерсона: хорошая литература, приятное чтение – отдохнете и наберетесь положительных эмоций.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

За что люблю писателей-фантастов 60-70-х, так за то что кроме умения писать большинство из них были ещё и учеными. Пройти весь путь с главными героями от смерти вселенной до её зарождения не у каждого получится, особенно так чтобы это было интересно читать подростку. И не смотря на то что идеи романа уже немного устарели, все равно тянет узнать чуточку больше того что почерпнул из книги...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх