fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Злоумышленники»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
1072
Моя оценка:
-

подробнее

Злоумышленники

Рассказ, год (год написания: 1960); цикл «Мир Полудня»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 152
Аннотация:

В Аньюдинской школе, в 18-й комнате живет четверка сорванцов. Поль Гнедых он же Либер Полли, Александр Костылин он же Лин, Михаил Сидоров он же Атос и Генка Комов — Капитан. Это обычные мальчишки Мира Полудня. Конечно же будущие звездолетчики и покорители вселенной. Бесстрашные неутомимые охотники на ракопауков с грозной Пандоры.

Рассказ затрагивает одну из любимых тем Стругацких — новую систему образования — основу Мира Полудня.

Герои этого рассказа будут периодически появляться во многих произведениях Стругацких.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Эта новелла отсутствует в издании «Урала», но входит во все книжные версии повести «Полдень, XXII век». Первый черновик был написан АНС весной 1960 года, далее текст неоднократно перерабатывался, а в 1962 году был опубликован в журнале «Знание — сила», причем именно как глава из повести «Возвращение», а не отдельный рассказ.


Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Мир Полудня»  >  повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.  >  Возвращение

— условный цикл «История будущего»  >  Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами  >  повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.  >  Глава первая. Двое с «Таймыра»


Похожие произведения:

 

 


Возвращение
1962 г.
Возвращение
1963 г.
Полдень, XXII век /Возвращение/
1967 г.
Полдень, XXII век. — Малыш
1975 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1992 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1995 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
Собрание сочинений. Том второй
2001 г.
Собрание сочинений. Том второй
2003 г.
Полдень, XXII век
2004 г.
Билет в детство
2005 г.
В поисках Странников
2005 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Собрание сочинений. Том второй
2007 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Полдень. XXII век
2009 г.
Собрание сочинений. Том второй
2009 г.
Полдень. XXII век
2016 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966
2018 г.

Периодика:

Знание-сила №2, 1962 год
1962 г.

Самиздат и фэнзины:

Забытый эксперимент
2017 г.
Возвращение
2023 г.

Аудиокниги:

Полдень, XXII век
2006 г.
Полдень, XXII век
2009 г.
Полдень, XXII век
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том четвертый. 1960
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Les revenants des étoiles
1963 г.
(французский)
Tagasitulek
1968 г.
(эстонский)
Vidurdienis, XXII amžius
1972 г.
(литовский)
POLEDNE, XXII. století
1980 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обыкновенные мальчишки 22 века. Обыкновенные. Такие же, какими мы были в 13 лет. Разве что мечтают не о первых полетах в космос и о стройках пятилеток, а о покорении океанских глубин и далеких планет. Всегда мальчишки мечтают о том, что делают, и делают с энтузиазмом, взрослые. И неважно, какой на дворе век.

Но век-то — двадцать второй. И мечты вполне реальны. И именно этим мальчишкам суждено многое сделать в их жизни, которую понемногу, короткими штрихами авторы покажут читателям всего цикла Мира Полдня.

Но книга-то не об этом... Понятие Высокая Теория Воспитания было введено Стругацкими позднее, но этот рассказ — именно о воспитании. Пусть не все согласны с методами, которыми действует учитель, они действительно спорны, а порой и не понятны, но одно бесспорно — он этих мальчишек любит, он держится с ними действительно на равных, и они видят в нем старшего товарища, который просто знает чуть больше, чем они, и поэтому с ним всегда интересно.

Вот это, по-моему, главное — учеба ИНТЕРЕСНА! И поэтому в Учителя идут лучшие люди планеты, и поэтому дети с ранних лет впитывают незыблемые моральные правила, от которых никогда и нигде не отступают. И как ни назови эти правила — Моральный кодекс строителя коммунизма или Заветы Моисея — суть же в одном — в человечности, которую в Мире Полдня сумели сделать общей нормой...

И вот ради этого можно этому миру простить и содержание детей в интернатах, и снотворное излучение, и методы учителя Тенина...

И можно простить братьев Стругацких, которые, не будучи педагогами, может быть, выбрали не лучшие методы воспитания, но при этом показали великолепную ЦЕЛЬ воспитания!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне приходилось много слышать разных фраз на тему — сами АВС не знали пути к своему светлому Полдню.

Полдень видели, а пути нет. Я думаю, что это не так. Во-первых, всякий, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к основам марксизма-ленинизма знает о триединой задаче построения коммунистического общества — создать материально-техническую базу коммунизма, перейти к коммунистическому

самоуправлению, воспитать нового, всесторонне развитого человека.

И Стругацкие не могли этого не знать. Вопрос лишь в том, что задачу воспитания НОВОГО человека они ставили исключительно на первое место.

Так же они искали и сами способы его воспитания. Например, весь процесс воспитания в мире Полдня отдан в руки профессионалов высочайшего класса, заслуженно уважаемых членов общества. Вспомните «Жук в муравейнике», как там описан жизненный путь Льва Абалкина? Кто занимался его ростом и взрослением? То-то.

Рассказ написан от души, читать всем.:appl:

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И дольше века длится день.

Дольше века, но не вечно. И само название «Полдень. ХХII век» несколько тревожное. А потому что полдень не длится вечно и неминуемо поползет к закату. Именно с этого рассказа (главы) Полдень для меня прошёл. Да, все дело в педагогике. Система воспитания в этом мире вообще сомнительная. А данный учитель Тенин ведет себя аморально. Натравливает воспитанников на другого мальчика для того, чтобы выиграть время. Искусственным образом наращивает свой авторитет и показывает некомпетентность воспитанников. Досматривает личные вещи. И вдумайтесь — в комнате прозрачные стены! Большой брат все видит. И вот результат. Михаил Сидоров ведёт себя как дурак на Владиславе. Поль Гнедых неприкаянный, не может найти себя. Александр Костылин пасет коров. Не то, чтобы пасти коров — это плохо, но разве к этому он стремился?

Мне не нравятся люди Полдня. Гипертимичные, оптимистичные, инициативные, самоотверженные, ввсокоморальные и... такие неживые.

Лишь один нормальный человек нам встречается — Горбовский. С остальными что-то не так в мире Полудня. Может все дело в учителях?

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ действительно в первую очередь о подростках. Хотя вначале мне показалось, что ребята скорее студенты. Ассоциации возникли например даже с Аргентинским фильмом «Голубое дерево», вряд ли режиссеры читали Стругацких, просто тема вечная и не сильно зависит от времени и места.

Во-вторых конечно же об учителе. Настоящем учителе, с почти непререкаемым авторитетом. Но это почти очень важно. В реальной жизни такие учителя очень редки. Есть правда в таком отношение ученик-учитель, что-то от восточных учений. Что понравилось учитель не приказывает и даже не советует, а наводит на важные решения.

И ,как мне показалось, только в третьих о будущем, о важнейших сферах деятельности человека. В том числе, что болота и океаны не менее важны и интересны, чем космические просторы. А учитель и врач профессия не менее почетная, чем космонавт и глобоководник.

Но при этом без сильных характеров главных героев рассказ был бы скучным. С героями мы еще, как видно, встретимся и постараемся узнать насколько изменились или не изменились их характеры и взгляды на жизнь.

Немного грустно , что не упоминаются родители ребят.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идеальный учитель. Почти идеальные дети, при воспитании которых даже шалости любой величины стараются не карать, а предупреждать. То есть ещё и идеальная система воспитания. Нам бы такие детские дома, да? Утопия, да. Потому что взята сразу готовая отлаженная система без учёта человеческого фактора. Без показа куда девают детей, не вписывающихся в систему. То есть, все острые углы — за борт. На страницы произведения — идиллия.

Но прочитать о таком, помечтать, чертовски приятно. Детские персонажи хорошо показаны. Не уровень лучшего Крапивина, пожалуй, но тоже очень хорошо. В момент чтения рассказа я каждый раз верю почти во всё.

Но и да, это ведь не заблуждения авторов по части утопичности, идеализации образа человека вообще и ребёнка в частности. Рассказ — элемент общей схемы и в рамках сюжета повести и вИдения лучших моментов лУчшего мира будущего вообще. Как и раскрытие становления персонажей, которых мы затем увидим взрослыми. И в рамках данных задач рассказ смотрится очень и очень хорошо.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Важный для всего цикла рассказ. Это рассказ, который взрослому может показаться подростковым, но для прочитавшего подростка это очень взрослый рассказ.

Герои, которым в будущем предстоит проявить себя во взрослом возрасте, проявляются в юношеском. Проявляются их сильные и слабые человеческие качества. Ведь Атос, готовившийся здесь в штурманы, в Десантниках будет фигурировать только под своей фамилией Сидоров, и станет биологом (еще один раз он будет упомянут в Благоустроенной планете даже как микробиолог). И проявит он себя как бэд-гай. Получается, что первое впечатление Капитана окажется верным: «Атос казался Капитану человеком надменным и пустоголовым».

Здесь же высказаны основные моральные нормы, соответствующие всей нашей отечественной традиции: «Лжешь учителю — солжешь кому угодно», «Все самое плохое в человеке начинается со лжи». Или вот еще эта фраза: «Ты помнишь, что самое дрянное на свете? Я напомню тебе: трусить, врать и нападать». Над третьим надо особенно внимательно подумать. Что хотели сказать АБС? Только ли нападать первыми?

Любопытно, что у Р. Желязны, стопроцентного американца, в «Хрониках Амбера» (1 том, «9 Принцев») другое — герой игрок, значит, чтобы победить, должен обманывать и предавать («... зато прекрасно знаю, что ты опасный игрок и предательство тебе не в новинку»). Культур-мультур, в общем.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снова учительство и воспитание. Снова Стругацкие рисуют мир далекого прогрессивного будущего, в котором показывают, как ведут себя социальные институты, а так же как себя ведут ученики: какие у них мечты, цели и стремления. Вот и получается, что мотивы у детей что ни наесть чистые, а цели грандиозные, достижения целей в целом наивные, но от того смелые и человечные.

Воспитать человека морально-значимого, духовно-сильного, тяготеющего к знаниям и новым свершениям — основная задача в парадигме цивилизации прогресса. Именно это является основой для построения цивилизации будущего. Люди, которых воспитали, заложили основы человечности, честности, устремленности еще в самом детстве — будут великими героями на благо общества, да и всего человечества. В этом и весь основной посыл.

Главное, не убить в этих детях того самого стремления, не спугнуть их растущее любопытство к окружающему миру и далекому космосу — вот задача настоящего учителя. И когда Тенин понимает, что задумали его смелые ученики (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
побег с целью захвата космического корабля
), то не бьет их по рукам, не читает нотации, а наоборот не дает угаснуть этому героическому рвению, направляет их бешеную энергию в нужно русло, давая понять им самим всю наивность их действий, от того возбуждая и открывая в них новые цели: учиться дальше и совершенствоваться, чтобы в будущем добиться мастерства и профессионализма в том деле, которым им понравиться заниматься.

Именно таким и станет Геннадий Комов, с которым мы еще обязательно встретимся в произведении «Малыш» или «Жук в муравейнике», заслушиваясь его философскими теориями о вертикальном прогрессе.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, рассказ советский и насквозь пропитан теорией марксизма-ленизма и его главной задачи воспитания нового человека — строителя коммунизма. Первый постулат: дети должны быть изъяты из семей и воспитываться под присмотром специально обученных людей в замкнутых помещениях под названием интернат — более похожих на казармы. Второй постулат: цель всё — средства ничто. Третий постулат: вера, что методы воспитания могут изменить законы развития цивилизаций, обществ, групп людей. Сегодня это смешно, но тогда в это не только верили, но и прилагали все усилия для осуществления. Одно я не могу понять. Неужели авторы истинно верили, что романтизм фильмов тридцатых годов о сознательной молодежи превратится в реальность. Мы в те годы в это уже не верили. Заставляли верить — да, но не верили.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласна за многими: очень яркие запоминающие образы мальчишек, смело идущих к своей мечте, не останавливаясь ни перед какими трудностями. А вот учитель вызывает лишь отрицательные эмоции. Да, он желает успеха своим ученикам,да он любим ими! НО... Какими средсвами Он этого добивается? Тем, что роется в личных вещах учеников? Подставляет другого мальчика? Насколько этичны данные поступки? Чтобы сказали ученики, узнав об этом?

Я скажу перефразируя писателя, вступившего в полемику со Стругацкими «Нельзя строить дружбу на обмане!»

P.S. А еще детей лишают одного из путей получения жизненного опыта: путем совершения ошибок! Недаром классик сказал: И опыт, сын ошибок трудных!» Какими они вырастут, если убирать с их пути все камни и препятствия?

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшно люблю эту тему. Как вообще произведения, героями в которых являются Учителя. Не обязательно педагоги по профессии (как в «ОЗ», например), а вообще люди, которые тонко чувствуют детей и умно, тактично, сопереживая, ведут их в жизнь. Крайне невысокий уровень современных педагогов (в том числе тотальная бестактность), на мой взгляд, — тяжелейшая проблема и первооснова многих и многих бед.

У Стругацких Учитель — важнейшая фигура, и это правильно на 200 %.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если описать сюжетный ход данного рассказа одной фразой — становление и взросление главных героев. Именно этот расказ позволяет нам более глубоко понять их действия в будущем, тот выбор профессий, который они сделают. А также огромную роль в этом учителей.

А так обычный рассказ из жизни подростков, с их неуемной фантазией, жаждой приключений и их кодексом чести.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простые мальчишки с непростыми мечтами и планами. Учитель, буквально живущий их проблемами. Вроде и все. Но насколько яркая картинка жизни, обычной жизни 22 века...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый сложный шаг в будущее Стругацких — не изобрести новую технику, а воспитать нового человека. Но вот получится ли это сделать по рецептам Стругацких? Рассказ вызывает определенные сомнения в этом.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный, добрый рассказ. И в первую очередь, образом Учителя, который всегда найдет подход к своим ученикам, не даст совершить ошибку.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересное размышление о воспитании детей будущего, конечно. Взгляды авторов на педагогику, конечно, достаточно наивные — простите, но сразу видно, что они никогда толком не работали с детьми, не говоря уж об учительской работе. Но это ладно, вполне можно простить авторам и списать на разные фантастические обстоятельства. Некоторые удивляются методам воспитания учителя, но они как раз вполне в рамках допустимого и вполне могут при разумном применении помочь вырастить настоящего решительного человека, способного решать проблемы самостоятельно, без чьей-либо помощи. Больше удивляет, откуда у учителя столько времени на то, чтобы уделять столько времени своим ученикам... но это тоже можно списать на далёкое будущее, в котором у преподавателй не по 30-36 учеиков в классе).

А в остальном — неплохая приключенческая подростковая история. Достаточно бодрая, динамичная и поднимающая интересные и важные вопросы, вроде того, как должно проходить воспитание людей в светлом будущем.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх