FantLab ru

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.39
Голосов:
2316
Моя оценка:
-

подробнее

Двенадцать стульев

Другие названия: 12 стульев

Роман, год; цикл «Остап Бендер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 306
Аннотация:

Бывший богач, светский лев и «предводитель дворянства» Ипполит Воробьянинов после революции стал обычным делопроизводителем ЗАГСа в маленьком городе. Он не забыл еще своих прежних привычек и часто грезит о былой жизни. Однажды размеренный ход жизни оказывается нарушен — умирающая теща поведала Воробьянинову об огромном богатстве, во время революции спрятанном ею в один из стульев гостиного гарнитура. Он тут же бросается на поиски, вместе со встреченным им «великим комбинатором», мошенником и любителем денежных знаков Остапом Бендером. Сокровище найти будет нелегко, но обуянные страстью к богатству Бендер и Воробьянинов не остановятся ни перед чем...

Примечание:

Сюжет романа и саму идею соавторства Ильфу и Петрову предложил Валентин Петрович Катаев — брат Петрова, который к тому времени уже был литературной знаменитостью. По его плану работать надлежало втроем: Ильф с Петровым начерно пишут роман, Катаев правит готовые главы «рукою мастера», при этом литературные «негры» не остаются безымянными — на обложку выносятся три фамилии. Что из этого получилось? Известно …

Первая публикация — в иллюстрированном ежемесячнике «Тридцать дней», 1928, №№ 1-7.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 300

Активный словарный запас: очень высокий (3262 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Двенадцать стульев» / «Dvanáct kresel» 1933, Чехословакия, Польша, реж: Мартин Фрич, Михал Вашиньски

«13 стульев» / «13 Stühle» 1938, Германия, реж: Э.У. Эмо

«Тринадцать стульев» / «Treze Cadeiras» 1957, Бразилия, реж: Франц Айкхорн

«12 стульев» / «Las doce sillas» 1962, Куба, реж: Томас Гутьеррес Алеа

«12 стульев» / «The Twelve Chairs» 1970, США, реж: Мел Брукс

«12 стульев» 1971, СССР, реж: Леонид Гайдай

«12 стульев» 1977, СССР, реж: Марк Захаров

«12 стульев» / «Zwölf Stühle» 2004, Германия, реж: Ульрике Оттингер

«12 стульев» 2005, Россия, Украина, реж: Максим Паперник



Похожие произведения:

 

 


12 стульев
1928 г.
12 стульев
1933 г.
Двенадцать стульев
1934 г.
Двенадцать стульев
1934 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1935 г.
Чудесные гости
1947 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1948 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1956 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1956 г.
12 стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Записные книжки Ильфа
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1959 г.
Двенадцать стульев
1960 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1961 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1962 г.
Двенадцать стульев
1965 г.
12 стульев
1968 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1972 г.
12 стульев
1974 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1975 г.
12 стульев
1977 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1977 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1979 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1981 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1981 г.
12 стульев. Золотой теленок
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1982 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1982 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1983 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1984 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Рассказы
1984 г.
Двенадцать стульев
1986 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1986 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1986 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1986 г.
12 стульев
1987 г.
Двенадцать стульев
1987 г.
Двенадцать стульев
1987 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1987 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1987 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1987 г.
12 стульев
1988 г.
12 стульев. Золотой теленок
1988 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1988 г.
Двенадцать стульев
1989 г.
Двенадцать стульев
1989 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1990 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1990 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1990 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1991 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1991 г.
Двенадцать стульев
1992 г.
Двенадцать стульев
1992 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1992 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1992 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1992 г.
12 стульев
1993 г.
12 стульев. Золотой теленок
1993 г.
Двенадцать стульев
1993 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1993 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1993 г.
Двенадцать стульев
1994 г.
Двенадцать стульев
1994 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1994 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1994 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 1
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Первый том.
1994 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1995 г.
Двенадцать стульев. Комментарии к роману
1995 г.
12 стульев. Золотой теленок
1998 г.
Двенадцать стульев
1998 г.
Двенадцать стульев
1998 г.
12 Стульев. Золотой теленок
1999 г.
Двенадцать стульев
1999 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1999 г.
12 стульев
2000 г.
Двенадцать стульев
2000 г.
Двенадцать стульев
2000 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2000 г.
Двенадцать стульев
2001 г.
Двенадцать стульев
2001 г.
Двенадцать стульев (подарочное издание)
2001 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2001 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2001 г.
Двенадцать стульев
2002 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2002 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2002 г.
Двенадцать стульев. Илья Ильф. Записные книжки
2002 г.
Двенадцать стульев
2003 г.
Двенадцать стульев
2003 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2003 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Повести. Рассказы. Фельетоны
2003 г.
Илья Ильф, Евгений Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Том 1
2003 г.
Сочинения
2003 г.
Двенадцать стульев
2004 г.
Двенадцать стульев
2004 г.
Двенадцать стульев
2004 г.
Двенадцать стульев
2005 г.
Двенадцать стульев
2005 г.
Двенадцать стульев
2005 г.
12 стульев. Золотой теленок
2006 г.
Двенадцать стульев
2006 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2006 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2006 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2006 г.
Подарок от Остапа Бендера. Жизнь продолжается, господа! (комплект из 2 книг)
2006 г.
Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 50. Илья Ильф, Евгений Петров. Часть 1
2007 г.
Двенадцать стульев
2007 г.
Двенадцать стульев
2007 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2007 г.
12 стульев. Золотой теленок
2008 г.
Двенадцать стульев
2008 г.
Двенадцать стульев
2008 г.
Двенадцать стульев
2008 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Светлая личность
2008 г.
Двенадцать стульев
2009 г.
Двенадцать стульев
2009 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2009 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2009 г.
Мы в Москве! 1923-1936: рассказы и фельетоны
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
12 стульев (+ DVD)
2010 г.
Двенадцать стульев
2010 г.
Двенадцать стульев
2010 г.
Двенадцать стульев
2010 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2010 г.
12 стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
2012 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Одноэтажная Америка
2012 г.
Собрание сочинений в одной книге
2012 г.
Двенадцать стульев
2013 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2013 г.
12 стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2014 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Повести. Рассказы. Очерки
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Двенадцать стульев
2015 г.
Двенадцать стульев
2015 г.
Малое собрание сочинений
2015 г.
Двенадцать стульев
2016 г.
Двенадцать стульев
2016 г.
Двенадцать стульев. Авторская редакция
2016 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2016 г.
Собрание сочинений
2016 г.
12 стульев. Золотой теленок
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Необыкновенные истории города Колоколамска
2017 г.
Лучшие произведения в одном томе
2017 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2018 г.

Аудиокниги:

Двенадцать стульев
2002 г.
12 стульев
2004 г.
12 стульев
2004 г.
12 стульев. Золотой теленок
2004 г.
12 стульев
2006 г.
Классики юмора №2
2010 г.
12 стульев
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Дванадцять стiльцiв
1934 г.
(украинский)
12 stole
1945 г.
(датский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  33  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2013 г.

Гениальное произведение. Если каким то чудом вам до сих пор не случилось прочесть о приключениях обаятельного жулика, Великого Комбинатора и сына турецко-подданого Остапа Бендера и бывшего уездного предводителя дворянства Кисы Воробъянинова, то вы должны незамедлительно устранить столь вопиющую оплошность.

Почти триста страниц смеха — таков подарок двух замечательных авторов многим миллионам читателей. Литературоведы и критики до сих пор спорят, задуман ли был роман как сатира на весь советский строй или на отдельные его недостатки, а также первое или второе в итоге получилось у Ильфа и Петрова. К счастью, для меня это не важно, я просто неизменно протягиваю руку за этой книгой и снова и снова наслаждаюсь невероятными, уморительными приключениями героев в искромётном, сочном юмористическом обрамлении высшего класса. Ведь именно это произведение да ещё его не менее знаменитый собрат являются, пожалуй, рекордсменами по количеству афоризмов, шуток, знаменитых цитат, крылатых выражений и прочего:

«На третьем ходу выяснилось, что Остап играет восемнадцать испанских партий. На остальных досках васюкинцы применили хотя устаревшую, но верную защиту Филидора.»;

«Киса, я хочу вас спросить, как художник — художника: вы рисовать умеете?»;

«Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это — гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору»;

«Твой суслик летит к своей курочке на крыльях любви!!!»;

«Говори!.. Говори, куда дел сокровища убиенной тобой тёщи!»;

«Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами»;

«Почём опиум для народа?»;

«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»;

«Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.»

и множество других.

Только после четвёртого или пятого прочтения этого романа я задумался над несколькими вещами. Почему события и люди, конца 20-х и начала 30-х годов так легко воспринимаются читателями всех поколений. Ведь временной интервал, отдаляющий нас от того времени всё растёт, а интерес и любовь читателя остаются неизменными. Понятно, что остроумие, ирония, обаяние, юмор, привносимые Остапом — вечны. Но вот элемент сатиры, казалось бы должен был потускнеть от налёта времени — то, что является объектом сатиры в одном веке, не всегда остаётся таковым в другом. Но только не в этом случае.

Не знаю как в другое, предшествующее нашему время, но сейчас мы живём в эпоху победивших героев романа. И ладно бы, если бы это были главные герои — окружённый неким ореолом романтизма и овеянный духом приключений авантюрист и сопутствующий ему меланхоличный мизерабль. Но нет, эти победившие — герои второстепенные или вернее сказать, это их духовные наследники.

Эллочка Щукина, как известно легко и свободно обходилась тридцатью словами. Многие наши современники могут похвастаться таким же или близким к нему результатом. А отдельные, «элитные» представители, так называемые «гопники» и вовсе способны вдвое сократить словарь людоедки Эллочки.

Александр Яковлевич или попусту Альхен был ворюгой застенчивым. Ему по крайней мере, хватало совести стыдится собственных поступков, он был противен сам себе. Но в наше время его преемники как правило не страдают из-за таких пустяков, как муки совести. Напротив, упоминание о таких понятийных категориях как порядочность, совесть, честь вызывает у современных «альхенов» уже даже не саркастическую и брезгливую ухмылку, а просто недоумение и непонимание.

Отец Фёдор Востриков, вот и сбылись твои мечты о свечном заводике. И хорошо то как — даже не пришлось остригать волосы и мотаться по стране в поисках стульев с зашитыми в них бриллиантами. Забудем о праведности, подвижничестве, служении. Немного смекалки и много цинизма — теперь добро само течёт тебе в руки. В каждом тучном священнослужителе, выходящем из джипа или мерседеса, я вижу тебя.

И пока подобные люди не только среди нас, но и над нами, этот роман не потеряет своей важности и значимости для нас. А читателя, я уверен, он не потеряет никогда.

Оценка: 10
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2010 г.

Блестящее сатирическое и юмористическое произведение, настоящая непреходящая классика. От чтения оторваться почти невозможно. Авторы помимо основной сюжетной линии рисуют образ современной им страны, со всеми ее красивыми и уродливыми чертами. Кажется, что почти все стороны жизни охвачены ими — новая Москва и патриархальные городки, мошенники и идейные борцы, осколки дворянства и новый рабочий класс. Бюрократ, поэт, стяжатель, вдовушка на выданье, любители шахмат, священники, торговцы — в этом романе, написанном легким, живым, острым языком — вы найдете всех.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2011 г.

Исключительно нелегко написать юмористическую книгу. Но написать юмористическую книгу, над которой будут смеяться — и как смеяться — многие поколения читателей, когда реалии эпохи, описываемой на страницах «Двенадцати стульев» давно станут древней историей, труднее во сто крат. Ильфу и Петрову это удалось. Этот блестящий авторский дуэт я поставил бы на один уровень вместе с великим Марком Твеном, больше рядом никого не вижу.

Рецензировать книгу действительно бесполезно, ее надо читать, а еще смотреть две блестящие экранизации: Л. Гайдая и М. Захарова.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2017 г.

Замечательнейшее произведение, пережившее своих авторов и ставшее истинной классикой на долгие десятилетия!

Авантюрно-сатирическая комедия о злоключениях неудачливых искателей кладов и сокровищ. Каждый герой повествования представляет собой некое клише на отдельно взятого представителя профессии, сословия общества или класса. Роман на столько живой и объемный в плане исполнения, что картины, описываемые авторами, живо встают в воображении и переносятся в реальную жизнь (разве у Вас нет среди знакомых своих «Остапов», «Ипполитов Матвеевичей» или «Эллочек»?). Язык произведения великолепный! А юмор невозможно просто похвалить!

Остап Бендер — истинный кладезь острот и крылатых фраз, растащенных читателями и широко используемых по сей день. Он истинный герой романа, эдакий неунывающий плут и мошенник средней руки, авантюры которого не всегда заканчиваются однозначно хорошо, но сама концепция которых просто, но гениальна! Только его смекалка и находчивость, живой ум и настоящий талант афериста могут и до Киева довести, и помочь в решении любой сложнейшей задачи, и преобразить лохмотья в царские шмотки!

Рукоплещу авторам стоя! Талантища!

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2011 г.

Трудно написать об этом романе что-то толковое, потому что я прирос к нему настолько, что не чувствую, где проходит граница между мной и этим романом. Этот роман — неотъемлемая часть самого меня. Я просто не могу представить тот мир, в котором этого романа нет, как не мог бы представить мир, в котором нет меня.

Поэтому анализировать его, давать характеристики, искать параллели и ляпы — немыслимо. Это не эталон, на который нужно ориентироваться, с ним нельзя сравнивать какие-то другие литературные произведения, за исключением, пожалуй, «Золотого телёнка». Подобное создать уже невозможно — ушло то время. Для меня это произведение, стоящее в стороне от всей остальной литературы. Есть «Двенадцать стульев» (и «Золотой телёнок»), а есть всё остальное. Для меня немыслимо даже пытаться думать над тем, какую оценку поставить этому произведению, оно вне любой шкалы оценок.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2014 г.

Любимейшая книга, прочитанная не менее десяти раз. Классика, полностью разобранная на цитаты.

Вершина сатирической мысли, свежий глоток свободы в советском обществе. Книга,наполненная высококлассным юмором и интереснейшим сюжетом.

Как бы грустно вам не было, какой бы упадок духа вы не переживали — эта книга вас спасёт. Читая её, можно подметить «Хм, забавный момент!», можно усмехнуться, можно рассмеяться и можно хохотать до безумия. Отличный слог, увлекательный сюжет, стёб — у современников вообще, наверное, животики не отпускало, когда они это читали. Афоризмы — много, очень много афоризмов, и несравненный Бендер — образец оптимизма и неугасающей надежды. Рекомендую от души всем обладателям чувства юмора.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2011 г.

Не думею, что на сегодняшний день существует другое произведение, хоть насколько-нибудь сравнимое с «12 стульями — Золотым телёнком» в своём жанре.

Не думаю, что таковое когда-либо будет написано.

Сколько же идиом, метафор, крылатых фраз появилось в русском языке после этой книги. Наверное, счёт идёт на сотни.

Авторы заставляют читателя смеяться пятьсот страниц подряд без перерыва. Совершенно феерическая сатира и уникальный нестареющий юмор.

Ну, а о героях Ильфа м Петрова можно написать энциклопедию.

Десятки из них стали именами нарицательными. Людоедка Эллочка, Голубой воришка Альхен, архивариус Коробейников, ребусник Синицын, механик-анахорет Полесов, бухгалтер Берлага...

Наверное, потратив пару часов, я перечислил бы сотню.

Для человека, говорящего на русском языке эти произведения, как по мне, к прочтению обязательны.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2017 г.

Читал недавно, что эта книга была написана по заказу «органов» как ответ на «Три столицы» Шульгина и должна была показать, что против советской власти могут выступать только такие отщепенцы и сумасшедшие, как Остап с Кисой. Как бы то ни было, получился шедевр советской литературы и неубиваемый герой стал именем нарицательным для обаятельных жуликов и аферистов.

«У вас вся спина белая», «Мрак, жуть», «Поедем на таксо, красота», «Отрыв от народа — и падение», «А 250 рублей не спасут гиганта мысли? — Я полагаю, торг здесь неуместен», «В лучшие времена дам больше — Лучшие времена скоро наступят!», «Так я пишу расписку — «Пишите, пишите». «Барин, из Парижа!», «А почём у вас солёные огурцы — Семь копеек — Однако!», «А не выпить ли нам вина, дедушка?», «Je ne mange pas six jours» — бессмертные фразы, которыя всегда помню и применяю по жизни.

Сцена с Безенчуком и гробами на Казанском вокзале — достойное завершение эпопеи абсурда.

А история «Союза меча и орала» со сценой деления потрфелей в будущем правительстве — отдельная песня, которую можно ставить и экранизировать сколько угодно — это прямо адаптация «Бесов» Достоевского для журнала «Крокодил».

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2016 г.

Ни одна советская семья не обходилась без этой книги в своей библиотеке. Пикуль, Доктор Живаго, Вечный зов, ну и 12 стульев с Золотым теленком. Сейчас обсудим первый роман дилогии. Было бы уместно упамянуть обстоятельства выхода книги. Шел 28 год, советской власти нет ещё и десяти, еще ребенок, нэп прошелся по стране, старые нравы вроде бы ушли, но отнюдь не позабыты, цензура вроде есть, но печататься можно, ещё не сажают, но уже берут «на карандаш». И вот в такой атмосфере и был написан один из величайших романов нашей страны, читавшийся взахлеб при выходе, запрещенный с 1949-1956, и являющийся настольной книгой по сей день.

«Бывший уездный предводитель дворянства» Ипполит Матвеевич Воробьянинов, служащий загса, узнаёт от умирающей тёщи о бриллиантах, спрятанных в одном из стульев гамбсовского гостиного гарнитура. Поиски сокровищ приводят героя в Старгород, где Воробьянинов знакомится с «великим комбинатором» Остапом Бендером, а через некоторое время к крысиным бегам подключается их конкурент — священник церкви Фрола и Лавра отец Фёдор Востриков, получивший информацию о драгоценностях во время исповеди мадам Петуховой. Вся книга это череда приключений, нелепых ситуаций, заправленная великолепным одесским юмором. Книга, настолько растасканная на цитаты, что и по сей день мы их употребляем в обиходе, напрочь забыв о первоисточнике. Главные герои путешествуют по разным городам бывшей империи, что дает нам картину жизни тех лет, общение с разного рода служащими так же дает ценную информацию. Этот роман прежде всего стоит воспринимать как энциклопедию молодой советской России. Не стесняясь авторы высмеивают как красных, так и белых, не принимая ничью сторону, за что были подвергнуты критике крайне-революционной прессой. Положительных героев тут нет, все негодяи разного рода привлекательности терпят лишения, влюбляются, испытывают животную страсть, страсть наживы и, естественно, остаются с носом.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2018 г.

Это произведение стоит в ряду тех, которые часто рекомендуют, которые обязательно надо прочитать, с которыми связаны большие ожидания. Особенно хорошо, когда они оправданы. Еще лучше, когда книга настолько хороша, что превосходит все ожидания. «12 стульев» — это именно тот случай.

Одна из главных вещей, которая меня приятно удивила, заключается в поразительной эрудиции авторов. Множество отсылок к каким-либо историческим событиям и персонам, обширный словарный запас, масса заметок о современных событиях локального и мирового уровня.

Безусловно, второе по списку, но не последнее по значению — непревзойденный юмор. Когда сюжет подошел к моменту встречи участников концессии и отца Федора, я буквально не мог сдержаться, смеялся вслух. Не припомню, когда такое происходило в последний раз.

Третье заключается в синтезе двух вышеназванных вещей. Острые зарисовки, касающиеся быта, политического курса, «вечных» этически-моральных вопросов, наполняют книгу смыслом.

Четвертое — яркие образы. Герои, каждый из которых наделен своей собственной историей. Их поступки логичны, не смотря на некоторую гротескность приписываемых им свойств. Впрочем, гротеск идет рука об руку с сатирой.

В пятерку несомненных плюсов входит еще один, вытекающий из предыдущего. Ильф и Петров создали образ антигероя, которого мы скорее назовем обаятельным авантюристом, нежели беспринципным преступником и негодяем. На основании которого было создано множество более поздних персон, населяющих мир литературы. В целом же, Остап Бендер и Киса Воробьянинов — пожалуй, один из тех дуэтов, которые могут претендовать на такую же узнаваемость, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Прекрасный язык произведения, его структура, прекрасный финал, в котором содержатся, на мой взгляд, социальные взгляды самих авторов — какие бы мотивы им не приписывали сторонники государственного коммунизма или современного либерализма — все это позволило роману стать безусловной классикой и оказать влияние не только на русскую, но и культуру в целом.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2014 г.

Сколько раз перечитываю эту книгу, сколько раз пересматриваю одноименный фильм, всё время задаюсь себе вопросом: Остап Бендер — это положительный герой или отрицательный? На фоне его спутника по поиску сокровищ, он, конечно даже очень положительный, как и на фоне многих других персонажей, встречающихся на пути искателей бриллиантов.

Бендер, с его слов, чтит уголовный Кодекс, хотя сам же его иногда и нарушает, преследуя при этом личную выгоду и решая текущие стоящие перед ним задачи. Но люди, им обманутые и обведенные вокруг пальца, как правило представляют далеко не самый лучший и порядочный слой общества. Бендер об этом знает и прекрасно использует эту слабину в своих целях. Но в то же время он честен по отношению к своему партнеру Кисе, он бы мог давно его бросить на произвол судьбы и решать судьбу поиска стульев в одиночестве: Киса ему больше мешает, чем помогает. Но Остап остается с Кисой до последнего, всё рассказывает ему о последнем стуле и жестоко за это расплачивается.

С одной стороны Остап Бендер — это вроде бы жулик и мошенник, но прочтя роман, да и просмотрев фильм, приходишь к выводу, что жизнь общества без такого жулика и мошенника была бы намного скучнее и однообразнее. Всё-таки лично я, считаю что положительного в Бендере больше, чем отрицательного. И правильно авторы сделали, не дав ему умереть, и возродили Бендера во втором своем бессмертном произведении.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2017 г.

Не роман — сплошное удовольствие!

Его читаешь, словно пьёшь любимое пиво из бездонного бочонка. Читаешь и смакуешь каждую фразу. Особо удачные сразу же оседают в памяти.

После «12 стульев» чувствуешь себя вечным шутником и эрудитом.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 апреля 2017 г.

Великий роман, который писался в привязке к своему времени, но пережил его и вошел в культурный код страны. Причем нынешней России по духу он даже ближе, чем позднему СССР, ведь по сути у нас продолжается в каком-то смысле переиздание нэпа. Поэтому не согласен с тем, что актуальность «12 стульев» утрачивается. В России принципиально мало что изменилось еще со времен Салтыкова-Щедрина и его «Истории одного города», а это вообще 18-19 века. Что уж говорить о более близкой эпохе. Пьют? Пьют, нам растираться не к чему, мы нарзаном измучены. Воруют? Воруют. Бюрократы? Никуда не делись. Прожекты а-ля Нью-Васюки? Сколько угодно, причем не только от великих комбинаторов, но и губернаторов с мэрами. Опиум для народа? Снова в моде. Веганство и прочее правильное питание? Тоже. Капитальный ремонт Провала? Только о нем и слышно. И так далее.

Да, какие-то детали требуют расшифровки, но гениальность произведения в том, что многое понимается интуитивно, а какая-то злободневная сатира может восприниматься с юмором даже в отрыве от изначально заложенного смыслового содержания. Как тот же «сын турецкоподданного» — до чтения примечаний и углубления в подробности он просто веселил как некая напыщенная конструкция. Или «друг детей» — вместе с ФИО Конрад Карлович Михельсон это само по себе смешно звучит, особенно с комментарием Остапа, что дружбы такой милиция не потребует. И таких примеров масса. Ну а если кто-то не узнал Эллочку... Вот уж кто спустя почти век сохранился в целости и сохранности, скрывшись под розовой завесой гламура. Вечный образ, как и большинство выведенных в романе.

На фоне невероятной яркости персонажей сам сюжет с поисками сокровищ отходит даже не на второй, а на третий план. И трагичные, в общем-то, судьбы героев (если читать по порядку, не зная заранее, что Остап спасется) воспринимаются не так остро, как могли бы. Потому что роман на самом деле не про Осю и Кису, а о стране в целом. И тут как никогда уместна цитата из не менее бессмертного продолжения: «Узнаю, узнаю брата Колю».

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2012 г.

Самое яркое,смешное,запоминающееся литературное произведение советского периода!Не поспоришь! Одновременно,что парадоксально — самое антисоветское произведение советской литературы! На страницах книги практически нет ни одного положительного персонажа во многослойном обществе великой страны Совдепии. Много раз перечитывая книгу,задаешь вопрос КАК? Как весь этот блестящий,искрометный ,живой юмор,прорвался и самоутвердился рядом с благонадежными и цензуроодобренными «разгромами»,«цементами» и прочими « оптимистическими трагедиями»?.Как это могли печатать в 20-е,30-е,40-е годы,времена,когда расстреливали за анекдот и опечатку?Чудны дела твои,Господи!

Великий роман,который ,я уверен, всегда будет входить в пресловутый список «100 книг,которые я возьму на необитаемый остров».

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2011 г.

Массу удовольствия испытала, прочитав эту замечательную книгу. А сколько в ней крылатых фраз!

Улыбайтесь... А теперь расплатитесь с официантом и незаметно уйдите...

Почем опиум для народа?

Командовать парадом буду я!

А может тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!!!...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх