fantlab ru

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.33
Оценок:
2968
Моя оценка:
-

подробнее

,

Двенадцать стульев

Другие названия: 12 стульев

Роман, год; цикл «Остап Бендер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 353
Аннотация:

Бывший богач, светский лев и «предводитель дворянства» Ипполит Воробьянинов после революции стал обычным делопроизводителем ЗАГСа в маленьком городе. Он не забыл еще своих прежних привычек и часто грезит о былой жизни. Однажды размеренный ход жизни оказывается нарушен — умирающая теща поведала Воробьянинову об огромном богатстве, во время революции спрятанном ею в один из стульев гостиного гарнитура. Он тут же бросается на поиски, вместе со встреченным им «великим комбинатором», мошенником и любителем денежных знаков Остапом Бендером. Сокровище найти будет нелегко, но обуянные страстью к богатству Бендер и Воробьянинов не остановятся ни перед чем...

Примечание:

Сюжет романа и саму идею соавторства Ильфу и Петрову предложил Валентин Петрович Катаев — брат Петрова, который к тому времени уже был литературной знаменитостью. По его плану работать надлежало втроем: Ильф с Петровым начерно пишут роман, Катаев правит готовые главы «рукою мастера», при этом литературные «негры» не остаются безымянными — на обложку выносятся три фамилии. Что из этого получилось? Известно …

Первая публикация — в иллюстрированном ежемесячнике «Тридцать дней», 1928, №№ 1-7.

1) на чешский Josef Dýma 1933

2) на чешский Naděžda Slabihoudová 1959 (1-е изд.)

3) на немецкий Elsa Brod, Mary von Pruss-Glowatzky 1930

4) на немецкий Ernst von Eck 1958

5) на немецкий Renate Reschke, Thomas Reschke 2000

6) на эсперанто Aleks Kerbel 2006

7) на французский Alain Préchac 2005 (1-е изд.)

8) на турецкий Mehmet Özgül 2002



В произведение входит:


7.08 (12)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 301

Активный словарный запас: очень высокий (3277 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Двенадцать стульев» / «Dvanáct kresel» 1933, Чехословакия, Польша, реж: Мартин Фрич, Михал Вашиньски

«13 стульев» / «13 Stühle» 1938, Германия, реж: Э.У. Эмо

«Тринадцать стульев» / «Treze Cadeiras» 1957, Бразилия, реж: Франц Айкхорн

«12 стульев» / «Las doce sillas» 1962, Куба, реж: Томас Гутьеррес Алеа

«Один из тринадцати» / «Una su 13 / 12+1» 1969, Италия, Франция, реж: Ницолаш Гешнер, Лучано Лучиньяни

«12 стульев» / «The Twelve Chairs» 1970, США, реж: Мел Брукс

«12 стульев» 1971, СССР, реж: Леонид Гайдай

«12 стульев» 1977, СССР, реж: Марк Захаров

«12 стульев» / «Zwölf Stühle» 2004, Германия, реж: Ульрике Оттингер

«12 стульев» 2005, Россия, Украина, реж: Максим Паперник



Похожие произведения:

 

 


12 стульев
1928 г.
Двенадцать стульев
1928 г.
Двенадцать стульев
1929 г.
Двенадцать стульев
1930 г.
Двенадцать стульев
1931 г.
12 стульев
1933 г.
Двенадцать стульев
1934 г.
Двенадцать стульев
1934 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1935 г.
Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. Двенадцать стульев
1938 г.
Чудесные гости
1947 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1948 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1956 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1956 г.
12 стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Записные книжки Ильфа
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1959 г.
Двенадцать стульев
1960 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1961 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1962 г.
Двенадцать стульев
1965 г.
12 стульев
1968 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1968 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1972 г.
12 стульев
1974 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1975 г.
12 стульев
1977 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1977 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1979 г.
Двенадцать стульев
1981 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1981 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1981 г.
12 стульев. Золотой теленок
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1982 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1982 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1983 г.
Двенадцать стульев
1984 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1984 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Рассказы
1984 г.
Двенадцать стульев
1986 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1986 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1986 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1986 г.
12 стульев
1987 г.
Двенадцать стульев
1987 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1987 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1987 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1987 г.
12 стульев
1988 г.
12 стульев. Золотой теленок
1988 г.
Двенадцать стульев
1988 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1988 г.
Двенадцать стульев
1989 г.
Двенадцать стульев
1989 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1990 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1990 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1990 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1991 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1991 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1991 г.
12 стульев. Золотой теленок
1992 г.
Двенадцать стульев
1992 г.
Двенадцать стульев
1992 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1992 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1992 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1992 г.
12 стульев
1993 г.
12 стульев. Золотой теленок
1993 г.
Двенадцать стульев
1993 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1993 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1993 г.
Двенадцать стульев
1994 г.
Двенадцать стульев
1994 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1994 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1994 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 1
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Первый том.
1994 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1995 г.
Двенадцать стульев. Комментарии к роману
1995 г.
12 стульев. Золотой теленок
1998 г.
Двенадцать стульев
1998 г.
Двенадцать стульев
1998 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1998 г.
12 Стульев. Золотой теленок
1999 г.
Двенадцать стульев
1999 г.
12 стульев
2000 г.
Двенадцать стульев
2000 г.
Двенадцать стульев
2000 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2000 г.
Двенадцать стульев
2001 г.
Двенадцать стульев
2001 г.
Двенадцать стульев
2001 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2001 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2001 г.
Двенадцать стульев
2002 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2002 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2002 г.
Двенадцать стульев. Илья Ильф. Записные книжки
2002 г.
Двенадцать стульев
2003 г.
Двенадцать стульев
2003 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2003 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Повести. Рассказы. Фельетоны
2003 г.
Илья Ильф, Евгений Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Том 1
2003 г.
Сочинения
2003 г.
Двенадцать стульев
2004 г.
Двенадцать стульев
2004 г.
Двенадцать стульев
2004 г.
12 стульев. Золотой теленок
2005 г.
Двенадцать стульев
2005 г.
Двенадцать стульев
2005 г.
Двенадцать стульев
2005 г.
Двенадцать стульев
2006 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2006 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2006 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2006 г.
Подарок от Остапа Бендера. Жизнь продолжается, господа! (комплект из 2 книг)
2006 г.
Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 50. Илья Ильф, Евгений Петров. Часть 1
2007 г.
Двенадцать стульев
2007 г.
Двенадцать стульев
2007 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2007 г.
12 стульев. Золотой теленок
2008 г.
Двенадцать стульев
2008 г.
Двенадцать стульев
2008 г.
Двенадцать стульев
2008 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Светлая личность
2008 г.
Двенадцать стульев
2009 г.
Двенадцать стульев
2009 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2009 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2009 г.
Мы в Москве! 1923-1936: рассказы и фельетоны
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
12 стульев (+ DVD)
2010 г.
Двенадцать стульев
2010 г.
Двенадцать стульев
2010 г.
Двенадцать стульев
2010 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2010 г.
12 стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
2012 г.
Собрание сочинений в одной книге
2012 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Одноэтажная Америка
2012 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2013 г.
Двенадцать стульев
2013 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2014 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Повести. Рассказы. Очерки
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
12 стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Малое собрание сочинений
2015 г.
Двенадцать стульев
2015 г.
Двенадцать стульев
2015 г.
Двенадцать стульев
2016 г.
Двенадцать стульев. Авторская редакция
2016 г.
Собрание сочинений
2016 г.
Двенадцать стульев
2016 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2016 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Лучшие произведения в одном томе
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
12 стульев. Золотой теленок
2017 г.
12 стульев
2017 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Необыкновенные истории города Колоколамска
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Двенадцать стульев
2018 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2018 г.
Двенадцать стульев
2019 г.
Двенадцать стульев
2019 г.
12 стульев. Золотой теленок. Одноэтажная Америка
2019 г.
Двенадцать стульев
2020 г.
Двенадцать стульев
2023 г.

Аудиокниги:

Двенадцать стульев
2002 г.
12 стульев
2004 г.
12 стульев
2004 г.
12 стульев. Золотой теленок
2004 г.
12 стульев
2006 г.
Классики юмора №2
2010 г.
12 стульев
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Дванадцять стiльцiв
1934 г.
(украинский)
12 stole
1945 г.
(датский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно шедевр советской литературы. Меня только удивляет, почему не был запрещен — столько всяких подколок о соц. действительности в этих романах.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, просмотренные фильмы меняют впечатление. Уже ждешь, что это шедевр. По мере чтения слегка разочаровываешься. Что великий комбинатор с легкостью совершает невероятную глупость. Что авторов «несло» и они, похоже, соревновались друг с другом в озорстве и изощренности. Что в конце они, очевидно, выдохлись и явно стремительно и неинтересно всё свернули. Нет, спору нет — все равно и с юмором, и поучительно. Но как-то без восторга...

Оценка: 7
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение Ильи Ильфа и Евгения Петрова, «двенадцать стульев», было написано 1927 году, и является сатирой как на политический строй того времени и изменения которые он вносил, так и на быт простых людей, показывающий ментальность нашего народа, которая, кстати, актуальна и по сей день.

Эта книга будет интересна молодым людям, которые хотели бы в сатирической форме узнать о том, что происходило в нашей стране тех времён. Да и в целом, любому человеку, который хочет от души посмеяться.

Действия в этой книге происходят в стране советов в 20-е годы 19-го века. Недавно закончилась революция, тёща бывшего члена буржуазии, Воробьяниного Ипполита Матвеевича, спрятала фамильные драгоценности в сидушку стула. Ипполит Матвеевич бросился искать этот стул. Но, не всё так просто. Точно таких же стульев было 12 штук. О приключениях нашего героя в поисках заветного стула и ведется повествование.

Герои книги:

1) Уже описанный мной выше Ипполит Матвеевич.

2) Мадам Петухова. Собственно тёща Ипполит Матвеевича.

3) Остап Бендер. Он же великий комбинатор. Неожиданно стал компаньоном Воробьяниного в поисках заветного сокровища.

4) Федор Востриков — священнослужитель

5) Мадам Грицацуева — жена О. Бендера

6) Александр Яковлевич — завхоз 2-го дома старсобеса

7) Варфоломей Коробейников — заведующий старгородским архивом.

8) Эллочка Людоедочка — молодая, красивая женщина.

И еще много различных эпизодичных персонажей.

Книга начинается с описания скучной и обыденной жизнь господина Воробьяниного. Конфлик настает тогда, когда тот узнает о спрятанных сокровищах и собирается «отчалить» за ними. Самый мой любимый и интересный эпизод, это момент распределения должностей в новом государстве на совещании «союза меча и орала».

Естественно мой любимый герой это Остап Бендер. Это великолепный и изящный прохвост, подвешенный на язык и способный провернуть любую офёру.

Проблем с пониманием прочитанного не возникло, поскольку авторы пишут просто, захватывающе и интересно.

Это очень интересная книга, уверен, прочту ее еще не один раз!!!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кстати, поймал себя на том, что эту книгу полностью, от корки до корки, я, пожалуй, никогда и не читал. Избранные отрывки зачитаны до дыр, но это ведь другое. Поэтому-то и решил покрыть этот долг перед классикой, но теперь испытываю какое-то странное чувство — не находится в голове ничего такого, что мог бы написать в отзыве.

Обычно после перечитывания давно известного произведения всё равно есть что сказать в конце, но здесь вот какой-то другой случай — добавить практически нечего, кроме восторгов. Тот самый случай, когда можешь сказать так много, что сказать что-то конкретное и не получается.

Великолепный роман, о котором написано так много, что остаётся лишь констатировать какую-то банальщину вроде «нечего тут говорить, нужно просто прочитать эту книгу».

В голову упорно лезет:

- А когда же будем бить морду?

- Во второй серии.

Что плавно переводит читателя к необходимости тут же браться за «Золотого телёнка».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Говори! Говори, куда дел сокровища убиенной тобой тёщи!»

Юмористический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и опубликованный в 1928 году.

Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнаёт от умирающей тёщи о бриллиантах, спрятанных в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура. В процессе поисков Воробьянинов знакомится с Остапом Бендером, который соглашается принять участие в авантюре.

Настоящее юмористическое произведение, которое заставляет искренне смеяться, а не выдавливать из себя смешки, попутно краснея за автора. Помимо юмора и сюжета посвященного поискам бриллиантов, в романе просто потрясающе передан дух того времени, а также главные и второстепенные герои. Мошенник и авантюрист Остап Бендер, не унывающий проходимец, который может извлечь выгоду из всего, а также знает «четыреста сравнительно честных способов отъема денег». «Гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору» Киса Воробьянинов. И хотя в книге присутствует такой яркий дуэт главных персонажей, остальные на их фоне не теряются, и остаются в памяти надолго. Отец Федор, члены «Союза меча и орала», мадам Грицацуева, Эллочка-людоедка и многие другие. Все они внесли весомый вклад в юмористическую составляющую книги, а также имеют запоминающиеся цитаты. «Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены», «Не учите меня жить».

Великолепное юмористическое произведение, написанное красивым языком, наполненное шутками, цитатами и запоминающимися героями, которое должен прочитать каждый.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключения Великого Комбинатора

***

Удивительно. Восхитительно. Комбинаторно!

Есть произведения, а есть Произведения. Первые бывают всякие разные. Хорошие и плохие. Низкопробные и поразительные. Серые и яркие. А бывают Произведения, после которых (или при чтении которых) встаешь и в голос вопрошаешь: «Почему я не читал (-а) этого раньше?!». «12 стульев» — из вторых. Из Произведений.

…Ипполит (он же Киса, которым становится лишь к середине романа) узнает, что его тёща спрятала драгоценности в гарнитуре, а точнее в одном из стульев. Теща при смерти, других родственников у неё нет. Поэтому наследство достанется Ипполиту. Но всё не так просто. Гарнитур-то ушел, а кому – неизвестно. Это ж был лихой 1917… Ипполит отправляется на поиски гарнитура, встречает Великого Комбинатора – Остапа Бендера. Теперь жизнь Кисы уже не будет прежней. Весь сюжет – это поиски двух концессионеров. Поиски упорные, иступленные. Чистая авантюра!

Что же делает «12 стульев» Произведением с большой буквы? Тут как минимум три фактора, два из которых очень тесно связаны – сатира и смелость. Третий фактор – герои. С них и начнем.

Итак, герои. Их тут ровно двое – главных. Ипполит и Остап Бендер. Ипполит – мужчина на заре лет. Вдовец. Работает в ЗАГСе. По всем прикидкам звезд с неба не хватает. Но всё-таки с чувством собственного достоинства. Способный много стерпеть, если это нужно во благо великой цели. Глупым его не назовешь, но и до умного Ипполит не дотягивает. А вот кто точно умён – так это Остап Бендер. Великий Комбинатор. Настоящий творец и авантюрист. Он силён и смел, он хорош собой и по-молодецки горяч. Он скромен и охоч до похвалы. Он правой рукой залезет к вам в карман, тогда как левая уже сбыла то, что успела украсть до правой руки. Остап Бендер – пример для подражания многим авантюристам. Не его судьба, а его подходи. Его смелость во время обмана – Талант. Быть может, Джонни Депп взял что-то из Остапа Бендера для своего Джека Воробя, хотя источники утверждают обратное (речь о Ките Ричарде). Крылатые фразы Остапа Бендера живут уже почти сто лет. Ну разве найдется тот, кто не слышал знаменитый афоризм – «Остапа понесло»?

Сатира и смелость. Эти два фактора идут рука об руку. Роман написан в первой трети XX века, когда в СССР цензура сжирала всё, что лежало на виду, а потом съедала остатки. Во многих источниках отмечается, что «12 стульев» — это не просто роман о Великом Комбинаторе, но и роман о времени. И это действительно так. Здесь высмеивается всё: от борьбы за строчки в газете и до собраний «вольнодумцев», от ворующего святоши до ворующего содержателя пансионата для престарелых, от обычных людей, которые только и ждут, как их обманут, до сложных людей, которые только и ждут, как их обманут. Авторами высмеивается даже сама попытка найти сокровища, попытка поставить всё на одну карту. Высмеиваются даже рояли в кустах. Здесь они стоят настолько заметно, что легко понять – они стоят здесь намеренно. Даже с указателем и оркестром рядом, чтобы было и видно, и слышно. И это в 1928-то году! Сейчас за это хвалят Джо Аберкромби – за слом шаблонов. По части сатиры – юмора в романе хватает. Может даже и не столько шутки, после которых человек смеется, но сама абсурдность ситуаций заставит даже самого сдержанного читателя улыбнуться или усмехнуться.

Можно ли за что-то поругать «12 стульев»? Есть, конечно, мелкие недочеты. Хотелось бы чуть больше знать о прошлом Кисы и Остапа. Хотелось бы обойтись без финального твиста в отношении одного из героев. Предсказуемость сюжета – тоже штука не самая приятная. Хотя это, наверное, уже закон жанра, а не банальность. В общем-то, все недочеты – это что-то сиюминутное или неизбежное.

Заключение: «12 стульев» — шедевр. В 2021 году роман читается на ура. Легко, смешно, сатирично. При этом роман очень глубокий. Ведь это книга не просто о двух авантюристах, поставивших всё не ЗЕРО. Это книга о людях, которые хотят, чтобы их обманули. Это книга о бюрократии. Это книга о СССР в XX веке, о быте, о нравах.

10 стульев из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитав спустя много лет после первого прочтения в нежном возрасте эту книгу, у которой всегда была репутация если не антисоветского романа, то точно романа с антисоветским душком, вынужден признать, что на самом деле роман абсолютно просоветский. Совершенно банальная метафора: «бывшие люди» начинают бодаться с советской властью за своё имущество, но закономерно проигрывают, потому что теперь их имущество пошло на пользу «всему народу» — разворачивается, так сказать, «на большом социальном фоне» и не без чувства юмора, которое у авторов, безусловно, было, — и работает. Советская власть победила, потерпевшие могут идти на все четыре стороны! — кто в могилу, а кто по миру... Что ж, авторы, обласканные Советской властью, имели полное право её славить — даже несмотря на «отдельные недостатки», примерами которых эта книга набита под завязку. Кто девушку кормит, тот её и танцует. Другое дело — мне не очень понятно, зачем всё это продолжают бесконечно переиздавать — даже мне, человеку довольно подкованному в советской истории, многие вещи в книге были непонятны совсем. Ознакомившись с известными комментариями М.Одесского и Д.Фельдмана, узнал много такого, чего просто не мог знать (ну, самый яркий пример — это почему Бендер пришёл в Старгород пешком и без носков: вот уж никогда бы не догадался) о реалиях 1920-х годов. То есть сей опус давным-давно имеет только исторический интерес (ну разве что за исключением нескольких бессмертных шуток) и его давно пора издавать в серии «Литературные памятники» для маньяков-книголюбов тиражом 200 экземпляров. Так, собственно, и бывает с 99% любой литературы, которая пишется всегда «здесь и сейчас» и для современников, а вовсе не для «далёких потомков».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Двенадцать стульев» — прекрасный роман с прелестнейшим слогом, что позволяет легко читать его, да и сам сюжет увлекательнейший; Ипполит Матвеевич, работает в ЗАГСе, но затем, после смерти тёщи, его жизнь резко меняется, т.к узнаёт, что есть сокровища, которые спрятаны в одном из стульев, некогда принадлежавшие самой тёще, после этой новости он отправляется на их поиск вместе с обаятельным аферистом — Остапом Бендером, его персона не нуждается в представлений.

Роман просто изобилует интереснейшими персонажами, чего тот же Бендер стоит, иль Ляпис Трубецкой, описаниями советского быта начала 20 века, острыми «подколами» в адрес обывателей и это всё приправлено хорошим юмором. Читать рекомендую всем.

9/10

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна книга, которая была прочитана в рамках благого дела восполнения пробелов в школьной программе. Не столько приключенческая книга, сколько памятник эпохи. Как одним предложением описать 1927 год? «Все крадут все у всех». Просто какой-то мир воров, но, справедливости ради, заметим, что появился он не от хорошей жизни. Вот уж действительно эпоха, когда «героем нашего времени» по полному праву становится благородный разбойник. Не потому, что он какой-то большой оригинал, или потому, что невольно вынужден спасать мир, а потому, что добродушный и эрудированный мошенник с минимальными понятиями все-таки значительно лучше всех прочих серых обывателей этого мира воров. Мировоззрение бывшего одесского сыщика Петрова тут определенно накладывает отпечаток на окружающую действительность. Так мы получили книгу про год десятилетнего юбилея великой октябрьской революции, в который любая речь с трибуны превращается в лекцию о международной обстановке. Просто магия какая-то.

Роман уже и так давным давно растащен на цитаты. Викицитатник не даст соврать. Но все-таки хотелось бы выделить кое-что из того, что туда не попало.

«Вася был нормальным халтурщиком-середнячком. А Клотильда слишком много читала Шиллера».

«Сенсационный случай на пять строчек петита!»

«Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно».

Однако больше всего запомнилась фраза Бендера про то, что счастье всегда приходит в последнюю минуту.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальный, несколько раз экранизированный труд Ильи Ильфа и Евгения Петрова о похождениях неистощимого интеллектом и несокрушимого в моральном плане «турецко-подданого» по папаше, но в остальном вполне советского гражданина Остапа Бендера и его компаньона, психологически нестабильного бывшего предводителя уездного дворянства Ипполита Матвеевича Воробьянинова.

Конечно, нынешним молодым людям и даже не очень молодым нравственный посыл Остапа Ибрагимовича: «Кодекс надо чтить» возможно не понятен или вызывает пренебрежительную усмешку, но это пройдет, иногда с наказанием земным, иногда — гораздо страшнее Божьим. А вот судьба незадачливого преступника Кисы в любом случае правильно вызывает лишь снисходительное презрение.

Рекомендую, книга с неустаревшим и правильным смыслом.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/908287.html

Тот печальный случай, когда по классической книге сняты два классических кинофильма. В результате первоисточник отставляют в дальний угол чулана. Интонациии Миронова и Филиппова сверкают в памяти. Темп книги кажется медленным. Хочется подтолкнуть сюжет, ведь ты и так уже знаешь, что роскошный перл уже ждет не дождется тебя через пару страниц.

И все же перечитывание отрезвляет. Понимаешь, сколько нюансов было отброшено или переделано сценаристами и режиссерами. В этот раз дополнительным подспорьем была рукописная версия романа с комментариями. Согласно предисловию, текст неоднократно перерабатывался в соответствии с политическим моментом и мнениями конкретных цензоров. Комментарии к изданию весьма любопытны именно в связи с указаниями на прообразы и мотивы. Множество эпизодов так или иначе обыгрывают статьи 1927ого года: мейерхольдовские постановки — театр Колумба, открытие Клуба железнодорожников, а также статьи нового Уголовного кодекса. Комментаторы даже хронологию романа привязывают к конкретным точкам — началу борьбы с троцкистами, которые обвиняли правительство в предательстве идей Революции и откатыванию ситуации назад. Мол, роман был конъюнктурным ответом — никакого отката нет и не будет. Бывшим дворянам и священнослужителям не удастся обогатиться и вернуть все назад.

При чтении с Бендера быстро слетает приклеившиеся лица Миронова и Гомиашвили. Они старше героя почти в полтора раза. В фильмах это уже побитые жизнью мужики, тоже из «бывших». Бендер же — молодой мошенник, ровесник века, видевший изящную потусторонность Серебряного века совсем мальчишкой. Он хорошо впитал дыхание времени в его быстрой переменчивости и театральности. Вот только, кроме этой маски, в «Двенадцати стульях» ничего не показано. В какой-то момент Остап даже стал напоминать щедринского Органчика, только более поздней модели. Он говорит перл за перлом, он очень эффективен в своей роли, но человеческого в нем не чувствуется. Трагедия — выбранный им путь обесчеловечивает, сводит до человека-функции с товарным лицом.

Воробьянинову полная версия добавила целых две главы. В них Киса раскрывается как кутила и прожигатель жизни. Невошедшее в классический текст добавляет красок эпизодам с Союзом меча и орала и посещением столовой «Прага». Он авантюрист своего времени: афера с марками, адюльтер с прокурорской женой, брак по расчету с купеческой тщедушной дочкой. Здесь нет находчивости Бендера, но для той поры Воробьянинов был яркой личностью. Времена изменились, он постарел, и именно поэтому ему нужен Великий комбинатор.

Итого: Вычеркнутые из рукописи главы добавили роману конъюнктурной остроты. При чтении начинаешь видеть, что вся история со стульями — это мелкая авантюра на фоне жизни страны. Вокруг стройки, открытие новых заводов с непроизносимыми названиями, улучшение быта за счет новой экономической политики, а отец Федор ползает на коленях перед инженером Брунсом, которого с руками отрывают ведущие предприятия.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книге без малого сто лет, а до сих пор читается с удовольствием. А ведь из современных распиаренных творений многие не вспомнятся и через год, после выхода из печати. Почему же «12 стульев» так долговечна? Мало того, что долговечна, а ещё и очень актуальна? И с каждым годом становится всё более современной?

Попробуем немножко поразбираться в феномене.

Не буду упоминать о ярких персонажах, — и без меня это как следует осветили. Не скажу о стиле, — раньше, как-то авторы больше, чем сейчас следили за грамотностью и чистотой родного языка. И про бесспорную ценность историческую не скажу, — описание реалий того времени очень ценно для наших современников.

Дело-то в том, что роман абсолютно провидческий... То, что описано встречается сейчас на каждом шагу, и даже чаще!

Это я про всякие «программы самосовершенствования», «коучинги», «тренинги», «n-число шагов к счастью, богатству, гармонии». Про модные заклинания «это на самом деле работает», «поставьте себе конкретную цель», «покиньте зону комфорта», «поверьте в себя»... Роман-то — очень точная иллюстрация к этому явлению.

Смотрите — Ипполит Воробьянинов очень хочет быть богатым. Умирает тёща и раскрывает ему тайну сокровищ. Дело за малым — просто поехать и взять их! Итак — конкретная цель поставлена — сокровища мадам Петуховой! Киса наивно поверил в себя и, покинув зону комфрта(относительного), отправился в Старгород. Ну в общем на этом и закончилась бы история незадачливого кладоискателя, с его «знанием» жизни и человеческой психологии. Но совершенно случайно судьба сталкивает героя с «успешным менеджером», авантюристом Остапом Бендером. И «сын турецкоподданного» берётся помочь (разумеется небескорыстно) герою обрести счастье. Разница с современностью тут только количественная — в романе описана «штучная работа», нынешние же «учителя жизни и успеха» не мелочатся — собирают сразу аудиторию, чтобы оплата побольше была...

Вернёмся к нашим героям. Перед нами хроника обучения достижения успеха — опять всем знакомые аферистические дутые общества, типа «Союза меча и орала», красочные обещания райской жизни благодаря «междупланетному шахматному турниру», вымогательства в виде «пожарной инспекции», игра на человеческой глупости — история с Эллочкой-людоедкой. Зметьте — все аферы прекрасно работают и в наше время. Иногда даже кажется, что нынешние проходимцы использовали текст, как справочник, уж очень схожи ситуации и приёмы.

Остап рассыпает перед Воробьяниновым свои таланты и способности — «Учитесь, Киса!» (опять заклинания тренеров). Но вот не получается ничего у бывшего «уездного предводителя команчей». То ли дореволюционное воспитание мешает, то ли наглости не хватает, то ли глупость? И тут опять — далеко не всех слушателей сегодняшних «курсов успеха» ждёт этот самый успех. Несмотря на то, что «это реально работает» и «у меня же это получилось».

Весь роман — картина неуспеха Кисы, несмотря на все искренние усилия Остапа «сделать человека» из Ипполита Матвеевича.

Финал печален — оба плохо кончили. Кстати — тоже заставляет задуматься — стоит ли доверяться обаятельным проходимцам, которых сейчас пруд пруди. И стоит ли доверяться своей наглости и предприимчивости.

И вдобавок ко всему это подлинно юмористическая книга! )))

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Живописать достоинства этой пары («Золотой телёнок» и «12 стульев») — дело и неблагодарное и не очень умное. Это то же самое, что пытаться рассказать слепому о богатстве оттенков белого и синего на южных пляжах с белым песком в полдень, либо — о прелестях дайвинга на коралловых рифах.

Эти две книги — уже давно и прочно — неотъемлемая часть Российской культуры. Их должен прочесть каждый, кто изъясняет мысли свои на русском языке.

Это — не предположение, уважаемый потенциальный читатель. Это — так оно и есть на самом деле

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение стоит в ряду тех, которые часто рекомендуют, которые обязательно надо прочитать, с которыми связаны большие ожидания. Особенно хорошо, когда они оправданы. Еще лучше, когда книга настолько хороша, что превосходит все ожидания. «12 стульев» — это именно тот случай.

Одна из главных вещей, которая меня приятно удивила, заключается в поразительной эрудиции авторов. Множество отсылок к каким-либо историческим событиям и персонам, обширный словарный запас, масса заметок о современных событиях локального и мирового уровня.

Безусловно, второе по списку, но не последнее по значению — непревзойденный юмор. Когда сюжет подошел к моменту встречи участников концессии и отца Федора, я буквально не мог сдержаться, смеялся вслух. Не припомню, когда такое происходило в последний раз.

Третье заключается в синтезе двух вышеназванных вещей. Острые зарисовки, касающиеся быта, политического курса, «вечных» этически-моральных вопросов, наполняют книгу смыслом.

Четвертое — яркие образы. Герои, каждый из которых наделен своей собственной историей. Их поступки логичны, не смотря на некоторую гротескность приписываемых им свойств. Впрочем, гротеск идет рука об руку с сатирой.

В пятерку несомненных плюсов входит еще один, вытекающий из предыдущего. Ильф и Петров создали образ антигероя, которого мы скорее назовем обаятельным авантюристом, нежели беспринципным преступником и негодяем. На основании которого было создано множество более поздних персон, населяющих мир литературы. В целом же, Остап Бендер и Киса Воробьянинов — пожалуй, один из тех дуэтов, которые могут претендовать на такую же узнаваемость, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Прекрасный язык произведения, его структура, прекрасный финал, в котором содержатся, на мой взгляд, социальные взгляды самих авторов — какие бы мотивы им не приписывали сторонники государственного коммунизма или современного либерализма — все это позволило роману стать безусловной классикой и оказать влияние не только на русскую, но и культуру в целом.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не роман — сплошное удовольствие!

Его читаешь, словно пьёшь любимое пиво из бездонного бочонка. Читаешь и смакуешь каждую фразу. Особо удачные сразу же оседают в памяти.

После «12 стульев» чувствуешь себя вечным шутником и эрудитом.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх