FantLab ru

Джек Лондон «Мартин Иден»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.73
Голосов:
1493
Моя оценка:
-

подробнее

Мартин Иден

Martin Eden

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 121
Аннотация:

Молодой моряк по имени Мартин Иден однажды спас от смерти незнакомого юношу, который в благодарность пригласил его на званый ужин. Впервые оказавшийся в благородном обществе, неотёсанный и неуклюжий Мартин знакомится с сестрой юноши, Руфью Морз, и та моментально покоряет его сердце. Мартин понимает, что ему — простому парню — никогда не быть вместе с такой девушкой, как Руфь. Однако Мартин Иден не умеет сдаваться и принимает решение завязать с прежней жизнью и сделаться лучше, умнее и образованнее, дабы завоевать сердце Руфь.

Примечание:

Впервые был напечатан в журнале «Пасифик Мансли» в 1908—1909 годах и уже в 1909 году вышел отдельной книгой в издательстве «Макмиллан Компани».


Входит в:

«Театр FM», 2004 г.


Экранизации:

«Мартин Иден» / «Martin Eden» 2019, Италия, Франция, Германия, реж: Пьетро Марчелло



Похожие произведения:

 

 


Том XIII
1929 г.
Мартин Иден
1949 г.
Мартин Иден
1949 г.
Мартин Иден
1950 г.
Избранное
1951 г.
Martin Eden
1954 г.
Мартин Иден
1955 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том 5.
1955 г.
Мартин Иден
1956 г.
Мартин Иден
1958 г.
Мартин Иден
1959 г.
Мартин Иден
1961 г.
Собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 7
1961 г.
Мартин Иден. Рассказы
1972 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в тринадцати томах. Том 7
1976 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1. Мартин Иден. Рассказы
1976 г.
Мартин Иден
1977 г.
Мартин Иден
1977 г.
Джек Лондон. Избранное
1979 г.
Мартин Иден
1979 г.
Мартин Иден
1979 г.
Избранные произведения. Мартин Иден. Рассказы
1980 г.
Мартин Иден
1981 г.
Мартин Иден
1982 г.
Мартин Иден
1983 г.
Мартин Иден
1983 г.
Белый клык. Мартин Иден. Рассказы
1984 г.
Избранное
1985 г.
Избранное
1985 г.
Мартин Иден. Белый Клык. Рассказы
1985 г.
Мартин Иден. Рассказы
1985 г.
Мартин Иден. Рассказы
1985 г.
Мартин Иден
1986 г.
Мартин Иден
1986 г.
Мартин Иден. Рассказы
1986 г.
Мартин Иден. Рассказы
1986 г.
Мартин Иден
1987 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в десяти томах. Том 4
1993 г.
Мартин Иден. Зов предков
1993 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1994 г.
Мартин Иден. Люди бездны
1994 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
1996 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в 20 томах. Том 10. Мартин Иден
1998 г.
Мартин Иден
1998 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том  2
1998 г.
Мартин Иден
2001 г.
Мартин Иден
2002 г.
Избранные сочинения в трёх томах. Том первый.
2003 г.
Мартин Иден
2003 г.
Мартин Иден (аудиокнига)
2003 г.
Мартин Иден. Рассказы
2006 г.
Мартин Иден. Сердца трех
2006 г.
Мартин Иден
2007 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений. Том 7. Мартин Иден
2008 г.
Мартин Иден
2009 г.
Полное собрание романов в двух томах. Том 1
2010 г.
Мартин Иден
2011 г.
Мартин Иден
2011 г.
Мартин Иден
2013 г.
Мартин Иден
2013 г.
Мартин Иден
2014 г.
Мартин Иден
2015 г.
Мартин Иден
2015 г.
Мартин Иден
2015 г.
Мартин Иден
2016 г.
Мартин Иден
2016 г.
Мартин Иден
2016 г.
Великий Гэтсби. Мартин Иден
2017 г.
Мартин Иден
2017 г.
Мартин Иден
2017 г.
Martin Eden
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2019 г.
Мартин Иден
2019 г.

Аудиокниги:

Мартин Иден
1976 г.
Мартин Иден
2003 г.
Театр у микрофона. Часть 2
2006 г.
Мартин Иден
2007 г.
Мартин Иден
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Martin Eden
1953 г.
Английская литература.
2004 г.
(английский)
Martin Eden
2009 г.
Martin Eden
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вначале я был заинтригован названием романа Мартин Иден. Кто это? Молодой или старый? Богач или бедняк? Умен или глуп? И при первом знакомстве я был немного удивлён и разочарован, но простота Мартина Идена обаятельна, а цели наивны, но благородны. И вот я уже не могу оторваться от книги: я становлюсь частью Мартина Идена, его удивительной жизни Икара. Этот роман как будто не просто для чтения, эта ода жизни. Такой яркой и трудной, полной творчества подпитываемого любовью и нуждой. Очень рекомендую прочесть этот удивительный роман.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший цельный роман, написанный простым языком. Произведение многоплановое, можно находить множество слоёв, но я хотел бы выделить важный (для меня) слой. Это — великодушие человека. Общество всегда было наполнено условностями. В данном случае: социальные различия между людьми мешают общаться. И этот барьер не так легко преодолеть, как кажется. Моя подруга цитировала преподавательницу: «Общаться со всеми могут только невротики». Это не совсем так. Хотя, согласитесь, мысль заманчивая. Мартин — душа широкая, почти русская. Ему чужды условности, поскольку это претит его пониманию жизни.Это романтик, но романтик практичный, житейский.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он готов помочь всем: бедной женщине с детьми, товарищу по работе, а став знаменитым- не задирает нос.

Понимаю, что это книга, но, некоторые факты автобиографии были взяты автором из жизни. Кстати, тут встречается отсылка к реальным произведениям Лондона: рассказ «Приключение».

То, что герой умирает- для меня неожиданно. «Мартин Иден»- первый роман, который я прочитал у Джека Лондона. Не знаю, насколько хороши другие, но, думается, это самый лучший.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот даже не знаю, как описать свои впечатления.

Очень хочется поговорить о таланте и силе воли человека, о великом стремлении, о тяге к познанию, о целеустремленности, но это будет только одна из сторон книги.

Еще очень хочется поговорить о любви. На что только не способна подвигнуть человека любовь, но любовь ли это к другому человеку или это любовь к идее, мечте, придуманному нами образу, которому мы только придаем внешность другого человека, по сути случайного? И так ли уж не похоже на настоящую любовь желание жить вместе с любимым и растить с ним детей? Так ли уж пошло хотеть быть уверенной в финансовой защищенности (ведь дети хотят есть и даже очень талантливые рассказы, но не обмененные на деньги, голод не утолят)?

А еще хочется говорить о выбитой почве из-под ног. Если цель твоя перечеркнута, если цель становится недостижимой, потому что стала ясна ее иллюзорность, ее обманчивость, то сил нет ни на что, то остается лишь разочарование во всем. И как найти новый смысл, новую цель? И возможно ли вообще их тогда найти?

А еще не стоит сбрасывать со счетов эмоциональное выгорание. Масса потраченных сил, которые не приносят результата, убьют и радость творчества, и радость труда, и всякое желание что-то делать. И просто отдых, и запоздалый результат это выгорание не вылечат. А как же излечиться от этого?

Но загвоздка в том, что всё это по отдельности — это не про эту книгу, а всё это вместе — это про эту книгу, но я не очень-то верю, что всё вместе это может быть в жизни одного человека в одно и то же время.

Мне понравилась эта книга, я с интересом ее прочитала, но уж очень из ряда вон выходящая ситуация описана в ней, настолько, что не очень-то верилось в реалистичность происходящего. А еще, при всем таланте и трудолюбии героя, на мой взгляд, ему крайне не хватало самокритичности. А может, будь она в нем в достаточном количестве, ничего бы он не достиг? Или, наоборот, будь она в нем в достаточном количестве, он мог бы радоваться жизни? Как же Мартин Иден хотел избежать участи безрадостного мистера Батлера и как был уверен, что избежит ее, но собственная его участь, пожалуй, еще безрадостнее.

Я и понимаю, и не понимаю Мартина Идена и «Мартина Идена».

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мартин Иден» — довольно неоднозначное произведение для человека сугубо левых взглядов (по крайней мере именно таким я воспринимал мировоззрение Джека Лондона), но тем не менее оно одно из самых сложных и глубоких с точки зрения поднятых идей общественного сознания, а так же взаимоотношения общества и творца, становления сильной личности через муки самосовершенствования и самообучения. Отдельного рассмотрения требует и само мировоззрение Мартина Идена, которое является основополагающим мерилом его сильной (тут уж не поспоришь) личности, которая в конечном итоге вступает с автором романа в самые вопиющие противоречия.

1. Социал-дарвинизм или материализм Спенсера. Это один из столпов, на котором держится мировоззрение Мартина, а так же анализ окружающего общества, логика его поступков и стремлений. Развитие общества Мартин рассматривал через призму эволюционизма Дарвина, как и Спеснер, чьи труды оказали на него самое сильное влияние, став базисом его отношения к миру. По мнению Идена общество представляет из себя постоянную борьбу за выживание, подчиняясь логике естественного отбора, и только методами этой борьбы способно преображаться и прогрессировать. Этим самым Мартин вступает в самые непримиримые противоречия с принципами социализма, критикуя образ жизни пролетариев, что в конечном итоге приведет его к отчуждению от близкого круга его старых друзей и родственников.

2. Реакционный индивидуализм или этика Ницше. Это второй столп философии Мартина, которым он полностью противопоставляет себя сложившемуся укладу общества, критикуя основные принципы его жизнедеятельности, начиная от низов, где сводят концы с концами бедняки, заканчивая верхами, где расположился господствующий класс буржуазии, в котором главный герой так же не видел ни достоинства, ни искренности. И этим самым Мартин вступает в противоречия уже с принципами капитализма, которые основаны на главенстве одного общественного класса над другим, что позволяет невежеству и безграмотности самих буржуа проникать в механизмы уклада этого общества, что по сути делает их противниками просвещения (искусства, знания, истории). Буржуазия критикует и Спенсера и Ницше, да и вообще любую мировоззренческую идею так, как им выгодно, тем самым ставя в приоритет капитал, а не человеческие достижения, что доводит Мартина до бешенства, а потом он и сам на собственном примере убеждается в лицемерии, лживости и слабости этого класса, проникаясь к ним самым искренним презрением.

3. Противоречия философии Мартина Идена. Так или иначе Мартин обособляется, как индивидуалист, поборник воли (по Ницше), который видел выход для восстановления уклада общества в наличии у власти сильной личности, которая смогла бы задать вектор развития бедных пролетариев и упразднить буржуазию. Но в логике его рассуждений я, как читатель, вижу очень большие противоречия.

3.1. Во-первых это критика самого социализма. Я не утверждаю, что социализм не за что критиковать, но в полемике Мартина я вижу слишком едкое высокомерие, которое не дает ему взглянуть на всю картину общества целиком, на его дальнейшую перспективу развития. По мнению Идена пролетарии — это рабы, которые остались на обочине жизни естественного отбора, от того слабы и дееспособны, от того мечтают навязать свои порядки равноправия и единения. То есть якобы нет никакой классовой борьбы, нет никаких производственных отношений эксплуататора и эксплуатируемого, а сам рабочий класс из себя вообще ничего не представляет, как производственная сила. Но это же ложь и заблуждение. Рабочий класс является базисом, на котором держится эта капиталистическая пирамида и их попытка установить равноправие и социалистическую парадигму в обществе полностью оправдана и логична — они хотят демократии (диктатуры пролетариата).

3.2. Во-вторым это сам социал-дарвинизм, на котором Мартин основывает свою критику. Если честно, я вообще не понимаю и не принимаю теорию развития социальных отношений через призму естественного отбора, так как в самом этом принципе этих отношений нет. Эта теория развития видов (животных видов), но не социальных институтов. Перекладывать теорию Дарвина на общество, которое пытается быть социальным и цивилизованным — ошибка. Как раз таки умение найти в отношениях между людьми понимание, справедливость, из чего и состоит цивилизованное общество — это и есть развитие, следующая после эволюции видов ступень, где более не применимы пещерные принципы. Мартин же все это перечеркивает, называя откровенные механизмы регресса развитием. И да, в этом противостоянии идеям Мартина Идена я становлюсь на сторону социализма, ибо не вижу в его речах (уж прости меня Герберт Спенсер) вообще никакой логики.

3.3. В-третьих эта теория о «сильных» личностях, которые якобы смогут переломить устои этого больного общества (меритократия). Да, по мнению Мартина общество больно, ибо в нем нет искренности и честолюбия, где господствующий класс установил свой менталитет невежества, провозгласив свои «высокие» требования к искусству и знаниям. Но что значит эта самая «сильная» личность? Как она будет бороться с буржуазией, как будет спасать искусство от грязных лап невежд и циников? Да и что это за общество такое, в котором, по мнению Идена должны остаться лишь такие же индивидуалисты? Будет ли это называться вообще обществом, где не останется ничего социального? В том-то и проблема, что Мартин — закостенелый реалист и не умеет ничего идеализировать, вот и не получается у него придумать такого будущего, где всё логично. И такими речами он лишь оправдывает тот же самый капитализм, где будет та же самая буржуазия (которая ему противна), только с вывеской на витрине «сильные личности». Чрезмерная убежденность в своих право-либеральных взглядах не дает Мартину осознать, что меритократия по своей механике и логике ничем не отличима от власти буржуазии.

4. Сила личности Мартина Идена и его внутренний надлом. Что ж так или иначе, но сам главный герой — это действительно сильная личность, которая сделала себя сама, проделав над собой колоссальные усилия. Этим он заслуживает уважение многих. В этом неравном бою с собственным невежеством и в муках творчества большую роль сыграл, как ни странно, его возделанный индивидуализм. Именно обособившись, пропитавшись презрением к остальным, он сумел добиться своих целей. Но проблема его мировоззрения в том, что индивидуализм бывает только личной историей и его нельзя сделать целой парадигмой для общества. Вообще если рассматривать его личность в отрыве от его взглядов, то это прежде всего честный человек, который держит свое слово до конца, а так же человек сочувствующий другим, даже тот, кто помогает остальным совершенно бескорыстно (казалось бы, какой уж тут индивидуализм и ницшеанство). В конце концов Мартин перестает быть индивидуалистом, ибо чтобы быть им и дальше, нужна неиссякаемая сила воли, а главный герой её таки лишается. Определенные события выбивают почву из под его ног, что самым жестоким образом заставляет Мартина посмотреть на свой источник вдохновения (его любимая Руфь) совсем другими глазами.

В итоге. Наблюдать за изменениями главного героя, его душевными терзаниями, ростом его личности, а так же за его трагичной судьбой — судьбой влюбленного индивидуалиста — это самое яркое мое впечатление на данный момент на поприще чтения художественной литературы. Одновременно я испытываю уважение к такому герою, но при этом не могу принять его выводы и никогда с ними не соглашусь.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилась книга! Джек Лондон открылся с совершенно другой стороны для меня. Все время слушая книгу, не мог отделаться от параллели сюжета с «Цветами для Элджернона». Мораль книги очень близка фразе, которую я часто люблю повторять «Меньше думаешь — больше счастлив!».

З.Ы. А еще запомнилась цитата «Если работаешь как животное, то и напиваешься как животное. А если работаешь как человек, то и пьешь не больше рюмки в неделю».

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не сильно знаком с творчеством Джека Лондона, но достаточно наслышан. Поэтому я ожидал, что роман должен быть хорош. Но я не ожидал, что он будет настолько хорош. Да, после прочтения я считаю, что это шедевр и никак не меньше.

Для меня в этом романе переплелись три основные составляющие.

Первое — это стиль изложение, реалистичность описываемого. Ты будто находишься рядом с работником прачечной в адской жаре, обливаясь потом. Потом ты голодаешь вместе с Мартином. Потом ощущаешь буквально кожей нахождение в доме богачей. Размышления Мартина настолько естественны, что постепенно начинается казаться, что это уже не его мысли, а твои.

Второе — это любовная линия. Любовью пропитан весь роман. В мыслях, поступках, смыслах — везде любовь, красота, одухотворенность. Что-то возвышенное. Взлеты и падения. Любовь которая окрыляет и которая убивает. Я думаю любой, кто в жизни любил, поймет эту составляющую. И вспомнит — точно, так все и бывает.

И третье, наверное то, что для меня оказалось самым важным — это упрямство и решительность главного героя, Мартина. Его стремление к цели. Когда он решил добиться расположения своей любимой — он словно стрела помчался к своей цели, разрушая все преграды, веря в себя и делая всё, что в его силах, для достижения этой цели.

Очень интересно читать об изменениях, которые происходят с главным героем. Процесс его становления, роста, возвышения и в итоге падения. Всё это описано очень живо. И, хотя нас ждет в определенной степени закономерный финал, этот роман как знамя, взяв которое в руки можно идти вперед.

Также я думаю весьма интересно будет читать тем, кто хотел бы попробовать себя на поприще писателя или пробует себя в этом качестве. Ведь важная составляющая романа это именно становление Идена как писателя. Равно как и трудности, которые ожидали его на этом пути.

В общем не хочется много писать. Да и стыдно что-то писать, после прочитанного. Лучше пойти и перечитать избранные фрагменты и поразмышлять о высоком.

В конце лишь хочется сказать: многие знания — многие печали. Мартин всё-таки опалил свои крылья, взлетев слишком высоко...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мартин Иден, двадцатилетний моряк, волею случая оказывается в доме богатой семьи. Он из обычной многодетной семьи, члены которой привыкли к тяжелой работе, сам он неоднократно в своих плаваньях бывавший на волосок от смерти, сидит за одним столом с культурными, начитанными людьми, и не знает, как пользоваться большим набором столовых приборов. Но это еще не беда. Вся проблема в том, что рядом с ним сидит невероятно красивая девушка Руфь, и Мартин влюбляется в нее с первого взгляда. И вот после этого ужина Мартин решил добиться расположения девушки. Для этого ему придется много читать и учиться, чтобы не ударить в грязь лицом во время следующей встречи.

Произведение, которое оставило у меня двоякое впечатление. Читать про повседневную жизнь Мартина, его работу в прачечной, желание стать писателем интересно. Погружаешься в книгу полностью, тебя захватывает жизнь бедного молодого человека, его проблемы с деньгами, вынужденные голодовки. Но как только речь заходит про Руфь, обеды в семье Морз, философские рассуждения, возникает вопрос: Зачем? Для чего мне знать про Герберта Спенсера, социализм? Я, конечно, понимаю что это взгляды автора, и что Спенсер его любимый философ, но вверять их в уста главного героя, который всю жизнь жил в бедности, и только последние два года плотно стал читать книги. Сомневаюсь, что его вообще бы заинтересовала вся эта философия. А его споры с профессором, который почти всю жизнь посвятил изучению наук, выглядит нелепо. Ну а главы с 36 по 38 полностью посвященные философии смотрятся странно.

И совсем не верится в любовь Мартина и Руфи. Она родилась в богатой семье, палец о палец не ударила, думает, что деньги берутся из отцовского кармана, он из бедной семьи, вся его жизнь это попытка заработать себе на кусок хлеба. Как они вообще могли полюбить друг друга. Зачем он стремится к ней, когда рядом есть хорошие работящие девушки. Зачем она стремится к нему, когда у нее на уме только деньги, она даже свадьбу отложила на срок, пока Мартин не заработает достаточного количества денег. Правильно сказал молодой человек по имени Олни, что им богатство досталось от родителей, поэтому они от нечего делать изучают латинский язык, и становятся бакалаврами искусства, а Мартину самому приходится всего добиваться, в связи, с чем он и выбирает себе знания, которые ему пригодятся в жизни.

И что самое интересное в данном произведении — главным героям совершенно не хочется сопереживать. Мартин вместо того чтобы найти нормальную работу, зарабатывать пусть и небольшие но деньги, чтобы хотя бы не голодать, а по вечерам писать свои шедевры, сидит голодный, без денег не имея даже возможности увидеться с любимой девушкой, потому что сдал единственный костюм в заем. Мало ли во что он верит, жить надо сегодняшним днем, в не грезами о богатстве. Он должен был работать с утра до вечера, чтобы сходить с ней куда-нибудь на выходных. И Руфь, должна была не отсрочивать свадьбу на два года, чтобы у Мартина была возможность заработать, а жить с ним, найти работу по специальности, и помогать человеку, которому призналась в любви. А то уж очень хорошо устроилась. Я тебя очень сильно люблю, прямо жить без тебя не могу, но жить буду с родителями, а ты зарабатывай, чтобы мне жилось вольготно.

Только два светлых момента нашел я в данной книге. 1. Мартин всегда выполняет обещание и отдает долги. 2. Бриссенден. Человек, который смирился, но продолжает жить.

Убери философию, Руфь, ненужные мысли и рассуждения главного героя (автора), выведи на первый план девушку Лиззи, вышла бы книга про молодого человека, который сумел добиться всего поднявшись от моряка до писателя, при поддержке любящей его девушки (которая тоже вкладывается в любовь, а не ждет пока ради нее зарабатывают деньги).

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще в детстве читал великолепную повесть Джека Лондона «Белый клык», а также роман «Джерри-островитянин» и его продолжение. Про волков и собак автор писал бесспорно отлично, но и про людей ничуть не хуже и «Мартин Иден» тому подтверждение. Роман невероятно глубокий, затрагивающий множество тем, одновременно с этим он во-многом еще и автобиографичный. Сказать по правде, начиная читать это роман на смартфоне, как книгу, которую я буду читать где-то в дороге или в минуты ожидания, я не думал, что взялся за такое мощное и монументальное произведение.

Поначалу кажется, что это история о любви людей из разных социальных классов, моряка Мартина Идена и девушку из довольно обеспеченной семьи – Руфь. Тема, наверное, и так достаточная для полноценной книги, но это оказывается лишь верхним слоем этого по-настоящему многослойного произведения, становится отправной её точкой. Читаешь дальше, кажется, что основная тема писательство, творческий процесс, начиная от зарождения идеи, заканчивая проблемами с изданием. Все это объединяется в историю о пути успеха, дороги наверх, саморазвитии. Но и это не всё, цели и смысл жизни, одиночество, тяжелый труд, социализм и капитализм, искусство и мораль, социальное неравенство и многое другое затрагивает автор, но роман не превращается от этого в непонятную мешанину, когда «вроде обо всём, но при этом ни о чём». Роман последователен, всё на своих местах.

Здесь есть собственные убеждения автора, которые он хочет донести до читателя, но что отличает хорошее литературное произведения с авторской позицией и пищей для размышлений, как и вообще любой вид искусства, от посредственной пропаганды чего-либо, это ненавязчивость в подаче этих самых убеждений. Хоть Джек Лондон и был социалистом, и через отдельных персонажей («Мне бы очень хотелось, чтобы вы стали социалистом, прежде чем я умру. Только это может спасти вас в час разочарования в жизни, которое, несомненно, наступит»), через развязку книги, явно делился своим личным мировоззрением, но нет чувства будто тебя пытаются насильно в чём-то убедить. Во-многом этому способствует и то, что главный герой придерживается противоположных автору взглядов. Соглашаться ли с автором полностью, частично или вовсе нет, личное дело каждого, как это и должно всегда быть. Истина же, наверное, как это часто бывает, где-то посередине и на многие события в книге, можно и нужно смотреть под разными углами, тогда чтение будет давать повод подумать.

Читать Джека Лондона, как всегда, приятно и легко, написано всё простым языком, очень легко сконцентрироваться и сложно оторваться. Текст не перегружен, несмотря на количество поднятых в нём тем.

Самый главный герой здесь, конечно, один – Мартин Иден, но и остальные персонажи, которых он встречает на своём пути, так же с хорошо прописанными характерами, в них веришь, здесь нет ненужных героев, которых можно просто убрать, не нарушив целостности истории. Некоторым из них можно сопереживать наравне с главным героем.

Финал книги логичный с точки зрения сюжета, хоть и неоднозначный с точки зрения обычной жизни. По-другому, наверное, закончиться и не могло, но оправдать поступок Мартина полностью для меня трудно. От этого сам главный герой тоже не является идеальным человеком, хоть в нём и очень много хорошего.

Итог: мощное, монументальное произведение, с множеством актуальных тем для размышлений, с очень интересным главным героем, и хорошими персонажами в целом. Отличный сюжет, во-многом, автобиографичный и это чувствуется, так как веришь в происходящее. При этом очень легкое для восприятия и приятное в чтении. Книга стоит того чтобы с ним ознакомится и более того, чтобы его перечитывать. Думаю, каждый может найти в нём что-то своё. Пытаясь же рассказать об этой книге, очень легко упустить что-нибудь.

Оценка: 10/10 («Превосходно»).

«Боже мой, — думал Мартин, — а я тогда голодал, ходил оборванцем! Почему они меня в то время ни разу не пригласили обедать? Тогда это пришлось бы как раз кстати. Ведь всё это вещи, написанные давным-давно. Если вы теперь кормите меня обедами за то, что я сделал давным-давно, то почему вы не кормили меня тогда, когда я действительно в этом нуждался?.. Нет, вы меня угощаете вовсе не за мою работу, а потому, что меня угощают все, и потому, что угощать меня теперь считается за честь.»

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мартин Иден — это то, что можно перечитывать снова и снова. Заинтересованность в происходящем возникает с первых страниц и не отпускает до последних строк. Наблюдать за становлением личности и осознанием лицемерия окружающего общества очень интересно. Эта книга не о любви, не о строе общества, она о человеке, который смог переступить через самого себя, чтобы достичь цели. И когда герой, добившись желаемого огромной ценой, разочаровался в этом, в моём сознании произошел невообразимый резонанс. Конец жизни Мартина Идена не мог стать другим при любых обстоятельствах, так как этому человеку не нашлось бы места ни в одном из обществ.

Нельзя обвинить Руфь в предательстве, она не смогла понять его, увидеть в нем то прекрасное, чем он буквально сиял перед читателями. И виной этому только рамки, в которые ее вогнало воспитание.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О чём эта книга? О любви? Нет. Или о писателе? Косвенно. Или о том, что простые работяги лучше буржуев? Думаю, что тоже нет. Или может о том, что лучше никогда ничего не менять в своей жизни, иначе кончишь плохо. Не-а. Перед самим романом есть рецензия некоего А. Беляева, скорее всего писателя. У меня на руках был 10 том собрания сочинений Лондона 1998 года издательства Москва «Терра». Беляев неправильно понял кое-чего. Думаю, что многие тоже не поняли. Он пишет, что Мартину нужно было остаться с рабочим классом, но с рабочим классом, как пишется в книге, он бы только уставал, бухал и не смог бы ничего написать. И ему это не нравилось, ему в итоге не понравилось и в «высших» кругах, где разница с бедными была только в качестве жизни. Этой книгой автор хотел показать в первую очередь, что подняться самостоятельно с низов и при этом остаться довольным жизнью просто невозможно. Конечно, если бы к Идену успех быстро пришёл, то конец был бы другой, но так не бывает, если тебя не «рекомендуют». В книге есть момент,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где Мартин просит издания объяснить, почему его не печатают. Ему ответили, что печатают только известных писателей и только заказанное журналом. Т.е. его не печатают не потому, что он плохой писатель, а потому, что они его не знают! В итоге, конечно, он добился успеха, но благодаря не своему таланту, а чёрному пиару, который ему устроил один журналист. Я так думаю, потому что почти сразу ему начали приходить чеки на большие суммы.

Спор Руфь и Олни — очень хорошо запоминающийся момент во всей книге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Думать о прекрасном, смаковать прекрасным, учиться всему подряд, творить что-нибудь и даже любить можно только на сытый желудок в свободное время. Это доказывает работа Мартина в прачечной. Мартин Иден постепенно сам стал мистером Бэтлером (или Батлером, смотря какой перевод), которого он однажды раскритиковал. Не точь-в-точь, но суть одна. Этот мужик поднялся с низов и заработал состояние и проблемы с желудком, потому что не доедал.

Такова жизнь: кругом блат, только «благородным» везде дорога. То, что можно всего добиться, если постараться, вопреки всем обстоятельствам, при этом, остаться физически и душевно здоровым, и щеголять этим — красивая сказка. Человек должен либо иметь старт в лице родителей, либо иметь хорошие внешние данные, либо он должен удачно оказаться в одно время и в одном месте с какой-нибудь возможностью, чтобы чего-то добиться. Одни только ум и старание не приводят к успеху. Вернее, приводят, конечно, но с большими потерями. Попробуйте без блата, без копейки в кармане и без поддержки родных и близких добиться чего-нибудь. Просто меня забавляют богатенькие, свеженькие и счастливые люди, которые утверждают, что достигли всего самостоятельно благодаря упорному труду. Работягам плевать на всякую красоту, которой восторгается «высший свет», им бы поесть хорошо и напиться после тяжёлого труда. Ничего вы не добьётесь, а если добьётесь, то будете физически и морально истощенны. Ну нельзя устроиться работать в организацию грузчиком и подняться до директора без чьей-либо помощи и удачных обстоятельств, даже за 30 лет (в книге этого нет, это мои мысли). Всё, что человек имеет, он имеет только благодаря моральной и материальной поддержке, и везению.

Быть может, если бы Мартин был из «благородных», то ему было бы проще. Так устроен мир: богатые богатеют, потому что им готовы платить только за то, что они богатые и известные (конечно, не просто давать денег, но и конкретно батрачить они не будут), а бедным нужно выживать и, чтобы не сойти с ума, временами напиваться.

Биография самого Джека Лондона доказывает, что я прав. Спасибо ему за урок, но я уже до прочтения его романа усвоил этот урок опытным путём. Многим «ясамвсегодобился» и «ясамавсегодобилась» будет полезно почитать. Рекомендую.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитать «Мартин Иден» пятнадцать лет спустя — все равно, что обнаружить новую книгу под прежним названием. Меняется восприятие; дает о себе знать читательский багаж; то, что раньше казалось незначительным, выходит на первый план. Как-то сама собой по ходу прочтения возникла ассоциация с башней, которая возводилась по кирпичику, чтобы в финале рухнуть, похоронив под собой все воспетое автором — веру в себя и презрение к обывателям; индивидуализм и ницшеанство; и, конечно, любовь как высшее духовное проявление человека.

С удивлением обнаружила, что параллели с «Цветами для Элджернона» провела не только я — многие упоминают об этом в отзывах (все-таки читающие люди мыслят одинаково). Действительно, невозможно не заметить сходства: человек чувствует себя одиноким, если в чем-то уступает тем, на кого хочет равняться, но это ничто в сравнении с тотальным одиночеством человека, превзошедшего свое окружение и осознающего то, что раньше было ему недоступно.

Финал почему-то многим не понятен: дескать не было у ГГ причин сводить счеты с жизнью... А я вот думаю, что такой финал в книге совершенно необходим. Автор и так методично развенчал все, чем был очарован его герой, надо же было оставить ему последний шанс проявить и утвердить ту самую силу духа, в которую он так верил. Сознательный уход из жизни Мартина Идена призван доказать — несмотря ни на что, его воля осталась несломленной.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мартин Иден мистера Джека Лондона крут. Социализдов размазал, буржуазию размазал, нормальный такой мизантроп к концу книги получился. Наш человек.)

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Исключительно сильный и глубокий текст. Написанный простым языком, лишённый и намёка на вычурность, роман можно смело назвать полновесной «глыбой» в истории американской и мировой литературы. Почему? Да потому что история эта если и выдуманная, то самую малость. Фактически роман является альтернативной автобиографией автора. И достаточно ознакомиться с биографией Джека Лондона, чтобы понять — он скорее записывал, то что пережил сам, чем занимался сочинительством. То есть произведение правдиво. Отсюда вытекает и следующий плюс романа: в нём перед читателем предстаёт панорама американских реалий начала 20 века: от утлых комнат в бедняцких кварталах до особняков в респектабельных районах, от низов общества до его сливок, от изнурительной, адской работы до беззаботной жизни высшего общества.

Количество вопросов, поднятых в «Мартине Идена» велико. И каждый, умело вплетённый в сюжет, раскрыт в той или иной мере. Проблема «неравной любви», столкновение мировоззрения рабочего класса и «белых воротничков», внутренности писательско-издательской кухни, вопросы морали, искусства, призвания, веры в себя и много других пластов затронуто в романе. В то же время, произведение пронизано психологизмом и не лишено художественной эстетики.

Симптоматично, что роман имеет трагическую развязку. Думается, что хеппи-энд (высмеиваемая главным героем «американская мечта») решительно испортил бы всё то, что выстраивал автор в течение всего повествования. Трагический же конец ставит логическую точку в этом монументальном произведении.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может я, относительно, не много в жизни одолел книг, но этот роман, пожалуй, самый сильный и глубокий из всего ранее мной прочитанного. В сравнение напрашивается «Цветы для Элджернона», но Д.Киз меня почему-то не зацепил. В «Мартине Идене» же я просто провалился и не мог оторваться от книги, хотя тема не совсем моя. Не уверен стал бы я читать роман увидев аннотацию к ему...

Великое произведение!

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильнейший роман!

С каким мастерством описал Лондон, как великая душа, скованная бренным телом и социальными рамками рвется к своей цели! Если в «Цветах для Элджернона» Киз показал внутренний конфликт персонажа,у которого эмоциональное развитие не поспевало за интеллектуальным, то здесь всё наоборот. Глубоко чувственный Мартин Иден не умел выразить свои мысли, чувства и впечатления, полученные во время странствий по миру в качестве моряка, но стимул в виде прекрасной женщины подтолкнул его к действиям и саморазвитию. Остается только почтительно склонить голову перед целеустремленностью и проделанной работой.

Однако со знанием и культурным развитием приходит и осознание, что «прогнило что-то в королевстве Датском». И те, кто ранее виделся, как высшие существа, оказываются такими же людьми, с такими же пороками, рамками и предубеждениями, но просто волею судьбы родившимися в ином социальном классе. И снова следует переосмысление жизни...

В романе сильнейшая психологическая составляющая. События, происходящие в книге, служат скорее декорациями для создания тех или иных ситуаций и поведения героев. Именно на мысли, чувства и переживания Мартина Идена сделана основная ставка, а не на его физические поступки.

«Мартин Иден» оставил у меня тяжеловатое послевкусье. Но тяжеловатое из-за реализма (Станиславский сказал бы «Верю!»)), а не из-за каких то недостатков. И после прочтения действительно в голове осталось много тем и вопросов, которые захотелось обдумать.

Эта книга не даром входит в сонм признанной классической литературы и однозначно я бы советовал ее прочитать всем и каждому, хоть и уверен, что не всем она хорошо «зашла» бы.

Однозначно оценка 10 из 10.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх