FantLab ru

Чак Паланик «Колыбельная»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Голосов:
1087
Моя оценка:
-

подробнее

Колыбельная

Lullaby

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

...СВСМ. Синдром внезапной смерти младенцев. Каждый год семь тысяч детишек грудного возраста умирают безо всякой видимой причины — просто засыпают и больше не просыпаются... Синдром «смерти в колыбельке»?

Или — СМЕРТЬ ПОД «КОЛЫБЕЛЬНУЮ»?

Под колыбельную, которую, как говорят, «в некоторых древних культурах пели детям во время голода и засухи. Или когда племя так разрасталось, что уже не могло прокормиться на своей земле».

Под колыбельную, которую пели изувеченным в битве и смертельно больным — всем, кому лучше было бы умереть. Тихо. Без боли. Без мучений...

Это — «Колыбельная».

Награды и премии:


лауреат
Премия Ассоциации книготорговцев Тихоокеанского Северо-Запада / Pacific Northwest Booksellers Association Award, 2003

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2002 // Роман


Колыбельная
2003 г.
Колыбельная
2004 г.
Колыбельная
2004 г.
Колыбельная
2004 г.
Бойцовский клуб. Удушье. Колыбельная
2005 г.
Колыбельная
2005 г.
Колыбельная
2008 г.
Колыбельная
2008 г.
Колыбельная
2015 г.
Колыбельная
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Lullaby
2003 г.
(английский)
Lullaby
2003 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтение Паланика вызывает временное психическое расстройство.

Не знаю, КАК можно писать такие книги, не будучи сумашедшим.

Его книги просто затягивают как в водоворот. Где-то я читала, что все книги в мире состоят из 40 элементов, которые лишь тусуются между собой, из чего и получается книга.

Так вот Паланик видимо и понятья не имеет об этих 40 сюжетных элементах. Его сюжеты никогда раньше не встречались, и вообще ничего подобного вы раньше не читали.

Он настолько необычен и безумен, насколько это вообще возможно.

Начните читать эту книгу, и у вас появится парочка-другая фобий:)

Колыбельная от которой усыпляемый засыпает навсегда — это власть, власть которой властьимеющий очень боится поделиться.

Зыбкая дружба, общая тайна — такими простыми словами не объяснить необычность сюжета, героев и отношений между ними.

И тем не менее, после этой как и после любой другой книги Паланика требуется неделя другая отдыха. Чтобы придти в себя.

Это второй автор после которого я болею.

Первый — Достоевский.

Спросите тогда зачем читать?

Не знаю. Нравится.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне книга показалась оптимистичной и светлой. Парень и девушка, которые могли бы убивать направо и налево, а потом прикарманить все богатства мира, «свернуть пространство и закуклиться»(с), предпочитают исцелять сбитых зверюшек, ходить по воде и другими способами поддерживать в людях веру в чудеса. Все неприятные моменты книги, а их немало, отошли на задний план после прочтения последних строк, и осталось только хорошее чувство. Не знаю, что будет дальше с героями, возможно, со временем им захочется большего, но пока «дети» намного лучше «родителей». А «родители» — это ведь не только Элен и Стрейтор. Это еще и медсестры-убийцы, и некрофил Нэш. По сравнению с этим призыв Летающей Девы «прекратить рожать детей» весьма невинен и даже кажется всего лишь остроумной шуткой.

Очень интересная личность — Элен. «Злая ведьма», надеящаяся воскресить сына. С самого начала что-то зацепило в ее образе, и не сразу удалось понять, что именно. А вот что: она старается спасти мир, но в любой ситуации думает о себе, любимой — но и все ее клиенты заботятся прежде всего о себе: попавшись на доме с привидениями, соглашаются продать его очередному простофиле; чтобы убрать кого-то с дороги, покупают драгоценности для исполнительницы. Элен наживается на людях, которые сами рады сделать гадость другим. Ее было по-настоящему жаль только однажды — в медицинском центре «Новый континуум». Мона и Устрица первыми объявили войну, и чем она закончится — трудно сказать.

В песенке не вижу ничего плохого. Да, это может быть самое страшное оружие на свете, причем достаточно просто знать, что оно существует, чтобы посеять панику. Однако при этом люди могли бы научиться предупредительности (для самосохранения) и самодисциплине (для сохранения чужих жизней). А при грамотном использовании эта песня и вовсе — орудие милосердия. При тяжелой неизлечимой болезни, а иногда в самую отчаянную минуту, когда ничего уже не нужно — разве не хотелось бы услышать ее и просто заснуть?

Также в книге много идей по поводу жизни, людей и мира, где мы живем. Автор на них подробно не останавливается, но уже упомянутые мысли о людях-крокодильчиках или соусе для барбекю забавны. Главное, что эти идеи не представлены как Великое Откровение, а просто добавлены как «штрихи к портрету». А есть читатели, которые не понимают этого и думают, будто Паланик выдает себя за серьезного философа, а потом еще и сердятся на него, дескать, обманул. Ничего подобного — ни на какие глубокие измышления автор не претендует.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной контркультурный шедевр от Паланика. Это роман-притча, потому что здесь автор старается путем выражения очевидных вещей заставить задуматься каждого из нас. Настойчиво повторяемая по ходу романа идея борьбы с пороками цивилизации приобретает иногда весьма причудливые формы, как например история с коровой-Иудой. Радует то, что несмотря на узнаваемый авторский почерк, каждый роман писателя читается так, как будто написан другим человеком.

В этой книге присутствует изрядная доля фантастики, которая очень тесно связана с нашей повседневной реальностью, что иногда трудно отличить где правда, а где вымысел. Страшная идея абсолютной власти, которая может достаться не тем людям, меняет само представление о власти, как только о средстве управления и повелевания. Получая власть, человек желает еще большей власти и из-за этого идея изменить мир к лучшему не осуществима...

Поучительный и побуждающий хотя бы задуматься над тем, что мы делаем роман.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная книга. Странная, тяжелая, иногда мучающая, иногда раздражающая. По нарастающей идет сверхъестественное, по нарастающей идет количество и глубина проблем. Все больше узнаем мы о героях, о их прошлом, и на протяжении всего чтения трансформируется восприятие их личностей. И вполне логично то, что в конце истории они и сами начинают изменяться радикально, меняя тела...

Горы трупов, описанные мимоходом, без эмоций. И — слезы мужчины, обвиненного в смерти любимого ребенка. Власть над жизнью и смертью, едва ли — потенциально — не над всем миром. И — мелкие бытовые неурядицы, обычные жизненные проблемки. Все рядом, все перемешано, переплетено...

А вы хотели бы убивать мыслью? Так соблазнительно навести порядок в этом мире людей, созданных ... или посеянных?.. и для чего?..

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я вообще скорее не люблю Паланика, чем люблю, но этот текст меня тронул и впечатлил. Мало того, что в его основу положена пугающе-завораживающая идея (которая при ближайшем рассмотрении оказывается еще и очень продуктивной в плане философских и этических вопросов), так это еще и книга, написанная с огромной душевной отдачей. Это видно из самого текста, и это потверждают слова самого Паланика и факты его биографии. Другие книги Паланика, известные мне (правда, это только два романа — «Рэнт» и «Снафф»), больше напоминают компиляты, созданные с коммерческой целью, иногда занимательные и остроумные, а иногда халатные и шитые белыми нитками. Но «Колыбельная» — это тонкий и настоящий текст, в котором среди отрывистого и грубоватого фирменного слога то и дело вспыхивают фрагменты неожиданно изящные, плавные, сентиментальные, наполненные глубокой грустью и неподдельным просветлением. От этих разбросанных по всему тексту искорок бегут мурашки по коже и родится в душе восторг.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«А вот этот роман на сегодняшний день для меня — лучшее, что есть у Паланика» — так начинается моя рецензия на предыдущий из прочитанных мной романов Паланика. Ничего не хочу менять или отменять в предыдущей рецензии, но просто рядом с «Удушьем» в оценочном ряду ставлю ещё и «Колыбельную». Именно рядом, а не «за» или «перед». Потому что «Колыбельная», на мой взгляд, изрядно отличается от предыдущих двух произведений («Бойцовский клуб» и «Удушье»).

В «Колыбельной» автор для инициации и раскручивания событийного ряда романа использует уже полумистическую основу. Хотя насколько всё это дело мистика, а насколько просто продвинутая техника воздействия на человека — с этим ещё разбираться надобно. Ибо кое в каких нюансах описываемого Паланик, безусловно, прав, и человечеству известны и ритуалы вуду и некоторые другие антинаучные, но зато действенные приёмчики перевода человека из состояния «активная протоплазма» в пассивную форму (спасибо Шекли за образ). А уж верить во все эти магии африканских и гаитянских колдунов или не верить — это личное дело каждого.

Но роман силён ещё и другим. Если в первых двух упомянутых мной романах автор призывает к разрушению человеческой цивилизации и пытается поставить ей диагнозы, то в этом романе Паланик просто описывает разные симптомы болезней современного общества, а уж складываются ли эти симптомы в ту или иную болезнь современного общества — опять-таки решать нам, читателям.

А ещё приметил вот какой нюанс: если при чтении первых романов Паланика его авторский стиль и коробил и вызывал сопротивление и неприятие, то по мере погружения в глубины его творчества всякие внешние острые приёмчики перестаёшь замечать, а если какие-то неформатности и бросаются в глаза, то уже воспринимаются гораздо терпимее. Отчего сам процесс чтения только выигрывает. И восприятие сути излагаемого тоже.

Так оказалось, что после чтения теперь уже четырёх романов Паланика желание читать его дальше не только не увяло, но наоборот, интерес усилился и окреп. Что ж, пойду дальше в его библиографию :-)

Всем крепкого спокойного сна и никаких колыбельных!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трудно оценить: вообще — неплохо, но, если сравнить с «Бойцовским клубом» и «Невидимыми тварям» — тогда слабо. Из книги в книгу у автора перепрыгивает одна и та же идея: самоуничтожение — путь к благу. Но в «Колыбельной» не это основная тема. Жажда власти — основной мотив всех действий человека, даже все самые благородные поступки совершаются лишь во имя этого.

Но сама структура книги оставляет желать лучшего. Герои действуют как бы в другой реальности, то есть в отрыве от сложившейся ситуации. Приходится долго думать почему кто-то так или иначе сказал.

Много неясного так и осталось. Например, что это за сверхъестественные явления творились в в домах, принадлежащих Элен? Это и вправду духи мёртвых или такое же мозгозапудривание, как и «Умник, Ушлый, Умора» Устрицы? И самое странное: Элен зарабатывала огромные ценности с помощью колыбельной. Тогда к чему ей был весь этот бизнес с недвижимостью? Для чего, вообще, было вводить эту тему в книгу?

А камешек, полученный на спиритическом сеансе, который все с собой таскали? Какая его функция?

Ещё одна нестыковка: в начале объясняется, что колыбельная убивает яростью, которую заклинатель питает к человеку. Но мы видим, что ГГ злиться на Устрицу, а дохнет попугай...

Ну и самая главная глупость: Колыбельная была не короткая ( Джон Нэш её прочитал, но не запомнил! ). Вероятно это было четверостишие или даже больше. Однако, вся книга построена на идее, что герои не способны контролировать свои мысли и случайно прочитывают её мысленно. По принципу: помните — если тебе раз сказали о краснолицей обезьяне, ты уже не можешь не думать о ней. Ну уж извините! Случайно можно подумать слово, ну два-три. Но любой человек способен так себя контролировать, чтоб мысленно не прочитать хотя бы две строчки, не говоря уже о большем. Например, все знают первые две строчки гимна своей страны, но любой может владеть собой, чтоб не думать их в тот момент, когда не надо.

Так что ерунда какая-то получается.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный пример того, как неплохую идею можно загубить кривой реализацией.

В прочем, это характерно для всего творчества писателя.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слабая книга... У Чака вообще кроме «Бойцовского клуба» все посредственное. Пипл хавает и ладно... Много грязи, плоский сюжет. Читать, правда, легко, но лично мне неприятно было. Короче, на любителя псевдосерьезной литературы, не требующей совершенно никакой подготовки.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я уже смогла убедиться в том, что Чак Паланик это человек-эпатаж!

Это человек который любит шокировать и эпатировать публику. И это третья книга, которую я у него читала. Его книги, как правило, очень сильные и тяжелые. Эта не исключение. Она может понравиться, или не понравиться. Но равнодушным она никого не оставит.

Роман был опубликован в 2002 году после трагических событий в жизни автора: его отец и мачеха были убиты и сожжены, а Чак Паланик принимал участие в судебном процессе, способствуя смертному приговору убийцы.

Чак писал книгу с мыслью о месте человеку, который убил его отца ...

Походу своего расследования репортер узнает что это песня из очень древней книги магии Гринуар и была написана для случаев, когда нужно мирно тихо без мучений и лишних страданий умертвить человека, раннего или тяжело больного.

Но эта песня попала в наш мир и продолжает действовать до сих пор.

Стрейтор отправляется в крестовый поход с целью уничтожить все копии данной баюльной песни с целью, чтобы больше никто не умер, чтобы больше никото не пострадал от этой смертоносной песни. Но сам случайно узнать эту колыбельную и запоминает, тем самым наделив себя необычной сверхъестественно властью и силой убивать людей силой мысли. Просто проговорив про себя эту песню направленно на какого-либо человека и тот умирал.

В течение книги на наш герой понимает, что поступает плохо, понимает что он причиняет вред, он не хочет причинять этот вред, он переживает, он все прекрасно осознает, он страдает и мучается, его терзает угрызение совести. Тем не менее, остановиться очень сложно. Он поддается порывам, а вокруг умирают люди.

При этом он пытается себя всячески оправдать... Но есть ли оправдание убийству? Убийству человека, неважно какого... Он сам перед собой оправдывает те злодеяния, которые он совершает.

Невольно задумываешься, каково обладать подобной властью, как можно жить с такой силой не причинив никому вреда? Даже своим врагам...

Книгу интересно читать. И даже когда начинается какая то ерунда (а в один прекрасный момент в книге это начинается) ты всё равно читаешь понимая, что даже эта фигня в этой книги не просто так. Что это нужно для того, чтобы читателю открылся весь смысл книги. Ты читаешь и понимаешь, что если пропустить хоть слово ты упустишь главное и потеряешь суть всего происходящего. Читаешь и погружаешься в эту тягучую и сумбурную атмосферу... В этой книги просто невозможно что-то пропустить... Ты читаешь и ловишь каждое слово автора.

Чак Паланик пишет очень нестандартно, у него очень интересный слог. Слог простой но настолько интересный и необычный, завораживающий и самобытный.

Всю дорогу во время прочтения меня не покидало ощущение, что я читаю книгу про каких-то марвеловских героев, про супергероев, про людей которые силой мысли могут убивать, которые наделены сверхчеловеческими способностями. Про людей, которые обладают мощной, смертельной силой.

Где-то с середины книги меня не покидало ощущение что автор обкурился. Были такие моменты когда хотелось спросить Чака Паланика что ж он такое употребляет?)). Иной раз было непонятно, то ли он описывает сон главного героя, то ли это явь. Такое странное непонятное ощущение возникало…

Подводя итог скажу что Книга ставит главный вопрос: на сколько ценна человеческая жизнь? И сможешь ли ты убить человека? И легко ли это сделать? Вообще книга наводит на много всеразличных мыслей. Люблю книги, которые заставляют задуматься…

Уже с 2008 года киношниками планируется экранизация по данному произведению и реализация состоится в 2016 году. А Чак Паланик сам будет учувствовать в адаптации сценария к фильму. Ну а я жду экранизацию с нетерпением, интересно как все это будет воплощено в жизнь.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ни одно из его произведений не посеяло во мне такой грусти, как это. Я читала и хотела, чтобы всё поскорее закончилось, но оно так и не закончилось… И речь не о самой «баюльной» песне, которой навсегда присыпали деток и не только. Речь о нашем мире, в котором всё так вот… Помню, одна знакомая девушка сказала, что после этой книги стала вегетарианкой – охотно верю.

И несколько цитат:

В книжке ее называют «баюльной песней». В некоторых древних культурах ее пели детям во время голода или засухи. Или когда племя так разрасталось, что уже не могло прокормиться на своей земле. Ее пели воинам, изувеченным в битве, и смертельно больным — всем, кому лучше было бы умереть. Чтобы унять их боль и избавить от мук. Это колыбельная.

Убить тех, кого любишь, это не самое страшное. Есть вещи страшнее. Например, безучастно стоять в сторонке, пока их убивает мир. Просто читать газету. Так чаще всего и бывает.

Может быть, мы попадаем в ад не за те поступки, которые совершили. Может быть, мы попадаем в ад за поступки, которые не совершили. За дела, которые не довели до конца.

Удивительно, как быстро ты учишься отгораживаться от прошлого, когда тебе есть чем занять руки и голову. Пережить можно все — даже самую страшную боль. Только тебе нужно что то, что будет тебя отвлекать. Попробуйте вышивать. Или мастерить абажуры из цветного стекла.

В мире есть вещи страшнее, чем пережить смерть жены и ребенка.

Например, наблюдать, как тот же мир отбирает их у тебя. Наблюдать, как стареет жена. Как ей становится скучно жить. Как твои дети потихонечку узнают все, от чего ты пытался их оградить. Наркотики, развод, общепринятые нормы, болезни.

— Речь не о том, кто виноват, а кто нет, — говорит он. — Динозавры не были ни хорошими, ни плохими с точки зрения морали, однако же они вымерли. Рассуждения в точности как у Адольфа Гитлера. Как у Иосифа Сталина. Как у серийного убийцы. Как у массового убийцы.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная проза! Получала искреннее удовольствие при чтении, ну и после тоже. Помимо своеобразного юмора (который действительно жжет!), книга так же о чувствах. Ну а сколько гадостей в ней, одни только гнильные пузыри на ноге передергивали.

Читать рекомендую если не всем, то многим!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня нет сомнений, Чак Паланик и безумец и гений одновременно, иначе откуда в его голове могут возникать ТАКИЕ идеи и сюжеты? Произведение-нечто. Порой приводит в ужас и в жилах стынет кровь от происходящего, иногда становится противно, но это все из за правды подробности и красочности описаний. Несколько раз мне хотелось закрыть книгу, но пересилить себя и дочитала.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде как общепринято причислять Паланика к литературному панку. Тут вам и натуралистичность, и грязь, и испражнения с высокой колокольни на моральные устои. И особенно — резкий, рваный стиль письма. Все при Чаке.

Объективно: по сравнению с написанными / выпущенными ранее БК и Удушьем, Колыбельная гораздо больше напоминает сложное музыкальное полотно. Постоянно встречающиеся темы-фразы (для тех кто читал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«я считаю раз...», «вниманию владельцев...», «палки и камни могут покалечить...», «эти шумо-голики, эти тишина-фобы»
и др.). Довольно сложная структура самого текста с флэш-бэками, «отсылками» и «предвосхищениями». Панк-симфония? Очень похоже. Эдакий альбом группы The Clash, но вместо песен по три минуты по получасовой сюите на каждой стороне пластинки.

Субъективно: личное произведение? да, в общем-то нет. Автор выглядит куда более отстраненным и даже само-саркастичным. Пример: Устрица — очевидная пародия на Тайлера Дердена. Если Удушье и БК — это ядовитые стрелы в адрес среднего класса, то Колыбельная — это такие же стрелы в адрес фриков и маргиналов.

Недостатки: Сюжет хорош по замыслу, но в конечном итоге смазан и принесен в жертву структуре текста. Некоторые темы не закончены: например, дома с привидениями.

Плюсы: каждый найдет для себя сам.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга реально страшная. Автор так тонко подводит к развязке…, что ты сам начинаешь верить, что совершенное оружие есть. День за днем вокруг нас ложь, несправедливость, наглость. И особенно люди которые раздражают. Наш герой с виду просто репортер местной газеты, переживший трагедию. Он проводит расследование смерти детей в колыбельках и находит «орудие мести». Чтобы делал маньяк если бы ему дали оружие не оставляющее следов? Наш герой получает власть, власть которая опьяняет, дает тебе чувство собственной значимости. Еще профессор Джон Дьюи говорил, что глубочайшим стремлением человека является «желание быть значительным». А когда ты начинаешь вершить судьбы….Ощущение власти у героя нарастает: «произнесенная в полный голос баюльная песня звучит не так глупо, как звучала в тот вечер в кабинете у Дункана. Она звучит мощно и сильно. Это звук смертного приговора.» Лавина всевластия над жизнью людей начинает опьянять и жизнь как таковая ничего уже не стоит. Это всего лишь «раздражители» от которых можно легко избавиться.

Развязка, концовка….просто супер. Да уж это точно подмечено – мы все одержимы….

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх