FantLab ru

Жоржи Амаду «Капитаны песка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Голосов:
86
Моя оценка:
-

подробнее

Капитаны песка

Capitães da Areia

Другие названия: Генералы песчаных карьеров

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

В заброшенном пакгаузе с дырявой крышей они нашли себе кров — кучка бездомных мальчишек города Байя всех цветов и оттенков кожи, всех возрастов — от девяти до шестнадцати лет. Свою шайку они называют «капитанами песка», и у них есть призанный главарь — Педро Пуля, парень пятнадцати лет.

Примечание:

Отрывок из романа на русском языке был опубликован в журнале «В защиту мира» в 1952 году , под названием «Песчаные капитаны». Новый перевод Ю. Калугина опубликован в «Молодой гвардии» за 1976 год (журнальный вариант, сокращённый примерно наполовину).


Входит в:


Экранизации:

«Генералы песчаных карьеров» / «The Sandpit Generals» 1971, США, реж: Холл Бартлетт

«Генералы песчаных карьеров» / «Capitães da Areia» 2011, Бразилия, Португалия, реж: Сесилия Амаду, Гай Гонсалвес



Похожие произведения:

 

 


Жоржи Амаду. Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1986 г.
Мертвое море. Капитаны песка
1992 г.
Генералы песчаных карьеров
1994 г.
Капитаны песка
2000 г.
Капитаны песка
2000 г.
Генералы песчаных карьеров
2002 г.
Капитаны песка
2002 г.
Капитаны песка
2002 г.
Капитаны песка. Лавка чудес
2002 г.
Генералы песчаных карьеров
2004 г.
Генералы песчаных карьеров
2004 г.
Капитаны песка
2006 г.
Генералы песчаных карьеров
2010 г.
Генералы песчаных карьеров
2010 г.
Генералы песчаных карьеров
2014 г.
Генералы песчаных карьеров
2018 г.

Аудиокниги:

Капитаны песка
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Капітани піску. Габрієла
1989 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Песчаные капитаны — книга, читанная мной в крайне нежном возрасте (лет в 8), в связи с чем вся грязь(а она там есть) пролетела мимо ушей. Задним числом осознание ничего не поменяло. Этот мир с щелчком встал где-то рядом с «Урфином Джюсом» и «Легендой об Уленшпигеле» — так что Тощий, укравший худого младенца Христа, Колченогий, который не стал грабить только один из многих домов, и Кот, которого любили все шлюхи, а он называл мамой 16-летнюю девочку — тоже мои товарищи детства. Не могу сказать, что это плохая компания. Фильм я не смотрела, но песню, конечно, все слышали (...и добрых слоооооов я не слыхааааал)- так мне не кажется, что эту песню те ребята бы одобрили. Ну, разве поиграть на жалость. Они бы лучше матерных частушек попели — все бодрее жить. А в душу — не надо лезть. Целее будете, сеньор.

Пронзительно печальная история о том, что дети остаются детьми, даже вооруженные до зубов и освоившие все возможные технологии мошенничества. О том, что делает с человеком сиротство. О море, о капоэйре, которая танец и которая борьба и о том, что жизнь — на редкость живучая штука.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жоржи Амаду не стал нобелевским лауреатом потому, что сам отказался, а не потому, что таланта или известности не хватило.

Вообще-то в творчестве бразильца есть все, за что обычно «нобеля» дают — уверенный психологизм, реализм, настолько сгущенный, что клонится порой к магическому, этнографическая экзотика, непременный гуманизм к малым мира сего и (левая) идеологическая заряженность.

Не то, чтобы «нобеля» давали за плохие книги, ни боже мой, но стандарт у этой премии есть, точно так же как у «Оскара», для которого надо снимать «правильные» фильмы, с гуманизмом и моралью.

Все выше написанное не значит, что Амаду плохой писатель. Он, конечно, по праву классик, а в какой-то мере и отец основатель латиноамериканской Большой Литературы. Без него не было бы Маркеса и Льосы, точнее, они были бы другими. В его творчестве очень сильно звучит та интонация, которая и определила уникальность латинской школы.

Амаду нанес на карту мира свою родину. Раскрасил и оживил. По сей день про Южную Америку пишут и снимают кино по его лекалам.

В книге, которая повествует (иногда с предельным натурализмом) о грязной и жестокой жизни банды несовершеннолетних беспризорников, просто бурлит радость жизни! Чувствуется, что автор любит своих героев, любит свою страну, ее людей.

Даже таких страшноватых людей, как малолетние «капитаны песка». Беспризорники Амаду не кроткие страдальцы, а невыдуманная шпана, по которым плачет тюрьма. Но они и жертвы социальной несправедливости (сироты или дети спившихся, скатившихся на дно родителей), и они же — единственный по-настоящему свободные люди в мире.

Насколько романтизировал и обелил автор своих героев, я судить не буду. Иногда перед нами чуть ли не крапивинские детишки, иногда законченные уголовники. Но может быть, с малолетками так и бывает? В конце концов, уголовный образ жизни обладает определенной привлекательностью, иначе не был бы таким живучим во все времена на всех континентах.

Эта честность в изображении шпаны, которая при всей свой жестокости, подлости и цинизме способна, как ни странно, на красивый жест и умеет брать от жизни все, однозначно одна из сильнейших сторон книги.

«Капитаны песка» книга суровая, но южное жизнелюбие побеждает и прорывается на поверхность. В ней много моря, солнца, музыки, капоэйры, странных религиозных верований и экзотических обрядов, эротики «на грани» фона, скабрезного юмора и неубиваемой витальности. Почему-то герои мне кажутся веселыми. Злыми, испорченными и порой несчастными, но в основе своей веселыми, лихими зубоскалами.

Прирожденный вожак Пуля, озлобленный на жизнь Колченог, сохранивший в себе больше всех человечности, Большой Жоан, обаятельный хитрован Кот, в котором зрел бразильский брат Остапа Бендера, (только более успешный у женщин), лентяй Долдон, которому и воровать-то лень, религиозный Фитиль, они все как живые....

Взрослые персонажи представлены скромнее, но тоже выписаны броско и ярко. Что отец Жозеф, почти святой человек, присваивающий деньги из церковной кассы чтобы помочь своим нищим товарищам, что возникающий на одну главу вечно пьяный владелец карусели, остаются в памяти надолго. Хорош образ старшего товарища «капитанов», Богумила, не то моряка, не то афериста, а прежде всего — бойца, мастера народной борьбы.

Но в центре повествования конечно, «капитаны песка», отбросы жизни, шпана в краденных пиджаках, которые при этом остаются в душе детьми. Сегодня хлестнут ножом по лицу обывателя, который слишком уж держится за кошелек, завтра плачут под сентиментальную музыку из раздолбанного музыкального автомата...

И все же парни в большинстве своем не жаждут продолжать преступную карьеру.

Растянутый финал, в котором описывается взрослая жизнь, в которой каждый более менее стал тем, кем хотел (кто хотел — художником, кто хотел — спекулянтом, кто-то нанялся матросом, а кому-то повезло, и он так и остался профессиональным бездельником с гитарой наперевес, не то музыкантом, не то жиголо...), как будто подтверждает что, для живучих, как сорняки, детей трущоб, нищее детство это всего лишь школа жизни.

Им бы только вырасти, набрать силу, а там они возьмут от жизни все, и не обязательно в подворотне.

Думается, на русском или американском материале такого жизнелюбия из темы выжать не получилось бы.

Но в прокаленной солнцем и овеваемой морскими ветрами Байе — самое то.

Линия любви между Пулей и «хорошей девушкой» Дорой, которую судьба забросила в банду, может показаться слишком уж романтичной и напыщенной, слишком театральной в своей трагичности, но излишество во всем — непременная черта латинской культуры. Так что меня эта высокая страсть в низком мире ничуть не покоробила. Автор умеет быть убедительным. Море, полное звезд, ветер шепчет твое имя... трогательно, чего уж...

Только вот пришитая белыми нитками коммунистическая пропаганда не дает возможности поставить высший балл. Не то, чтобы я считаю, будто идеологически заряженная литература не бывает хорошей. Просто до поры до времени вообще ничего не предвещало скорого вторжения «политики».

А потом вдруг, ВНЕЗАПНО, оказывается что Пуля — сын убитого полицейскими профсоюзного активиста!!! Которого знал весь город! Вот уж точно «бразильские страсти», ведь получается, товарищи отца все это время были рядом и вдумчиво смотрели как сын их лидера превращается в уголовного авторитета, вожака банды... Не потрудившись не только как-то присмотреть за пареньком, но и даже сообщить ему, кто его отец и что с ним случилось.

Тут же возникает фигура «сознательного рабочего» и на невинного читателя обрушиваются страницы, написанные спародированным еще в СССР тридцатых годов языком агитки («молох» «баал» «рдеют» «рукоплещут» и тд.).

Конечно, левые силы играли большую роль в истории Латинской Америки. Да и в том, что человек, у которого отца копы застрелили, а сам он долгое время жил в заброшенном ангаре, не любит существующий общественный строй, нет ничего удивительного. Но мгновенное, под влиянием одного (!) разговора с сознательным студентом, обращение шпанюка в идейного борца за счастье рабочего класса, как-то не верится. Топорно, да и написано на языке «молоха» и «баала»...

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От фильма «Генералы песчаных карьеров» с детства у меня остались исключительно светлые и немного грустные воспоминания. И вот спустя много лет в руки мне попалась книга «Капитаны песка», по которой, собственно, и было снято кино, ставшее культовым для целого поколения. Сразу скажу, что первоисточник произвёл на меня несколько иное впечатление, совсем другие эмоции и настроение. Но давайте по порядку.

Действие романа разделено на три части.

В первой нам показывают несколько историй из жизни беспризорников одного бразильского города, заодно знакомя нас с каждым из героев книги. Язык, по началу, непривычный. Частый переход на повествование от третьего лица, в настоящем времени создаёт впечатление присутствия или некоего газетного репортажа с места событий, что немного оживляет монотонный рассказ с пространными, неспешными описаниями, с большим количеством прилагательных и частыми повторами. По сути, описываются простые будни несчастных детей, злоключения грустные, тягостные, всплесков эмоций особо не вызывают. Жоржи Амаду порой безжалостен в описаниях быта брошенных подростков, но безжалостность эта не хлёсткая, а густая как патока. Есть моменты, которые хотелось пролистать и забыть. Например, педерастия внутри банды, которое у меня вызывало чувство неприязни, если не гадливости. Понятно, что автор хотел до нас донести болезненную тоску по материнской любви, заставляющая искать утешение в интимных ласках у своих же товарищей, но одного, пусть даже двух намёков было бы вполне достаточно, зачем это было повторять не единожды?..

Эта часть самая объёмная в книге, но в ней у сюжета нет стремления двигаться дальше, ну хоть в каком-то направлении. У детей нет цели, нет самого главного — надежды. С ними и я, читатель, тоже будто топтался на месте. Поверьте, мне очень хотелось прочувствовать весь мрак беспризорной жизни, хотелось увидеть, зашкаливающий нервный надрыв от несправедливости по отношению к ребятам, но вместо этого меня не покидало ощущение, что я завяз рутинном болоте безысходности.

Во второй части сюжет трогается с мёртвой точки — в банде появляется девушка. У героев начинает биться гулко сердце, они начинают проявлять человечность, характеры играют новыми гранями, с ними и я робко начал было поднимать голову… Но часть эта слишком короткая, не успел я толком вжиться в новое настроение, как она закончилась, от чего трагизм этих глав немного смазался.

Заключительная треть романа похожа на затянувшийся эпилог, но она, на мой взгляд, самая удачная. Во-первых, я уже привык к манере письма Амаду, да и находился под впечатлением от предыдущей истории, всё-таки она сыграла свою роль и задала нужный тон. Во-вторых, тут впервые у ребят появляется долгожданная цель и надежда, из-за горизонта выглядывает будущее. Нам рассказывают дальнейшую судьбу «Капитанов» в манере прощания с героями и автор, надо отдать ему должное, делает это так, что расстаёмся мы с ними как с родными.

Читая эту книгу, мне вспомнилось, замечательное произведение Антона Семёновича Макаренко «Флаги на башнях» , написанную, кстати, примерно в тоже время, о таких же ребятах, но на другом конце земли. Вот её бы я перечитал ещё раз, а «Капитанов песка» уже вряд ли.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я оказался в ситуации, когда заставить себя продолжать читать было сложнее, чем вынудить себя вымыть посуду. Это касается первой половины: продраться сквозь стабильно неувлекательное жизнеописание бразильской шпоны приходилось долгие месяцы, страница за страницей, месяц за месяцем, понемногу, терпя прошли, нет, протянулись нескончаемые сто страниц. Так прошло месяца три. Как вдруг...

Начиная примерно с середины начинается поистине прекрасное! Возникает оно одновременно с появлением Доры. И мигом я забыл, как была скучна первая половина, и заиграли краски, появились эмоции, и драма накалилась до предела. Автор умудрился вытянуть всё произведение из глубокой и вязкой ямы аж на вершину литературной мысли. А над завершением драматической линии с Дорой я чуть ли не плакал! Даже таким простым языком, даже несмотря на всё, что было до Доры, это было прекрасно. Именно здесь должна была быть развязка, именно тут надо ставить точку — на Доре и на призвании и мечте Педро.

Эх, было бы всё так. Но финал оказался гораздо дальше, чем нужно. Пока он длился, драма успела остыть, а история радикально меняет направление, превращаясь в притчу о коммунизме. Если финал истории с Дорой заставлял чуть ли не рыдать, то настоящий финал оставляет за собой чувство, что ты находишься на презентации политического толка. Да, в конце нас ждёт счастливый конец, а истории с Дорой будто бы и не было. Дора, похоже, была эмоциональным наполнителем для того, чтобы в конце протолкнуть свой политический взгляд. Обидно. Жоржи, зачем ты так? Я не хочу мечтать о светлом будущем!

За драму и накал эмоций с Дорой — 10 баллов, за нудное начало и финал — 2 балла. В среднем — шесть.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх