fantlab ru

Жоржи Амаду «Генералы песчаных карьеров»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Оценок:
130
Моя оценка:
-

подробнее

Генералы песчаных карьеров

Capitães da Areia

Другие названия: Капитаны песка

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

В заброшенном пакгаузе с дырявой крышей они нашли себе кров — кучка бездомных мальчишек города Байя всех цветов и оттенков кожи, всех возрастов — от девяти до шестнадцати лет. Свою шайку они называют «капитанами песка», и у них есть призанный главарь — Педро Пуля, парень пятнадцати лет.

Примечание:

Отрывок из романа на русском языке был опубликован в журнале «В защиту мира» в 1952 году , под названием «Песчаные капитаны». Новый перевод Ю. Калугина опубликован в «Молодой гвардии» за 1976 год (журнальный вариант, сокращённый примерно наполовину).


Входит в:


Экранизации:

«Генералы песчаных карьеров» / «The Sandpit Generals» 1971, США, реж: Холл Бартлетт

«Генералы песчаных карьеров» / «Capitães da Areia» 2011, Бразилия, Португалия, реж: Сесилия Амаду, Гай Гонсалвес



Похожие произведения:

 

 


Жоржи Амаду. Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1986 г.
Мертвое море. Капитаны песка
1992 г.
Генералы песчаных карьеров
1994 г.
Капитаны песка
2000 г.
Капитаны песка
2000 г.
Генералы песчаных карьеров
2002 г.
Капитаны песка
2002 г.
Капитаны песка
2002 г.
Капитаны песка. Лавка чудес
2002 г.
Генералы песчаных карьеров
2004 г.
Генералы песчаных карьеров
2004 г.
Капитаны песка
2006 г.
Генералы песчаных карьеров
2010 г.
Генералы песчаных карьеров
2010 г.
Генералы песчаных карьеров
2014 г.
Генералы песчаных карьеров
2018 г.
Генералы песчаных карьеров
2019 г.
Генералы песчаных карьеров
2022 г.

Аудиокниги:

Капитаны песка
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Капітани піску. Габрієла
1989 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Песчаные капитаны — книга, читанная мной в крайне нежном возрасте (лет в 8), в связи с чем вся грязь(а она там есть) пролетела мимо ушей. Задним числом осознание ничего не поменяло. Этот мир с щелчком встал где-то рядом с «Урфином Джюсом» и «Легендой об Уленшпигеле» — так что Тощий, укравший худого младенца Христа, Колченогий, который не стал грабить только один из многих домов, и Кот, которого любили все шлюхи, а он называл мамой 16-летнюю девочку — тоже мои товарищи детства. Не могу сказать, что это плохая компания. Фильм я не смотрела, но песню, конечно, все слышали (...и добрых слоооооов я не слыхааааал)- так мне не кажется, что эту песню те ребята бы одобрили. Ну, разве поиграть на жалость. Они бы лучше матерных частушек попели — все бодрее жить. А в душу — не надо лезть. Целее будете, сеньор.

Пронзительно печальная история о том, что дети остаются детьми, даже вооруженные до зубов и освоившие все возможные технологии мошенничества. О том, что делает с человеком сиротство. О море, о капоэйре, которая танец и которая борьба и о том, что жизнь — на редкость живучая штука.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я начал жизнь в трущобах городских и добрых слов я не слыхал, когда ласкали вы детей своих Я есть просил, я замерзал.»

Действие романа происходит в 30-е годы XX столетия в ясном городе Байя.

В центре романа мальчишки от 8 до 16 лет, которым пришлось рано повзрослеть, потому как им доводилось выживать, и для общества они были отпетыми мерзавцами и мошенниками, место которым в тюрьме либо колонии, но в душе- они всё же дети, называющие себя «Генералами песчаных карьеров».

Генералы живут в пакгаузе на песчаном храню, и положиться помимо как на самих себя, им не на кого. У них есть только они сами.

Основные герои романа — мальчишки Педро Пуля (15-летний вожак шайки), Крупной Жоан, Академик, Безногий, Долдон, Кот, Вертун, Леденчик, Педро Пуля и их друзья-взрослые священнослужитель Жозе Педро, портовый рабочий-забастовщик Жоан де Адам, капоэйрист Богумил, жрица культа кандомбле дон’Анинья.

Не все взрослые считали «Генералов» отбросами общества, пример тому священнослужитель Жозе Педро, тот, что велико сочувствовал и переживал за этих детей, и порой покрывал поступки «шайки», так как понимал, что в происхождении в обществе шайки беспризорников виновны не столько дети, сколько социум, находящееся вокруг. И генералы всё же дети, которым в первую очередь нужна материнская опека, и родительская опека, которых они были лишены. Правда из-за сочувствия к генералам, у Жозе Педро возникают загвоздки с городскими властями, и продвижением по службе, его самого, это никак не смущает.

Педро Пуля- прирождённый глава, хитроумный ловелас Кот, бездельник Долдон, добросердечный Большой Жоан, Леденчик- каждый герой изображён в романе как живой!

При всём цинизме, подлости и жестокости, «Генералы» способны на широкий жест, способные брать от жизни всё! Постоянно голодная шпана в краденных пиджаках, сегодня ревет у порога дорогого дома, перед хозяйкой, а завтра они уже выносят данный дом под чистую без малейшего сожаления о содеянном! И при этом всё же остаются детьми.

В первой части «Под луной, в старом заброшенном складе» рассказывается о том, что привело основных героев в ряды «капитанов песка» и о разных эпизодах из жизни шайки: о дерзких ограблениях и помощи друзьям в борьбе с полицейскими.

Во 2-й части «Ночь великого покоя твоих глаз»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в шайку попадает 13-летняя Дора и её младший брат, у которых умерли родители. Дора становится сестрой и матерью для «капитанов песка», а для Педро Пули ещё и невестой. Однако во время одного из ограблений её и Педро Пулю хватает полиция. Педро удается бежать из исправительной колонии, «капитаны» выкрадывают Дору из сиротского приюта, однако там Дора заболевает лихорадкой и скоро гибнет в укрытие «капитанов песка».

Дора для Педро Пули по сути является первой большой чистой и настоящей любовью.

И честно говоря, к моменту, когда я дочитал сюжетную линию до гибели Доры, на глаза навернулись слёзы, 1-й раз за всё время. Возможно потому, что мне довелось прочесть эту книгу уже будучи взрослым.

Немыслимо упустить такой момент, что вначале книги о личности вожака «Генералов» Педро Пули немного рассказывается, но по мере повествования, невзначай, оказывается, что он сын убитого полицейскими профсоюзного активиста, которого знал весь город!

Получается, что товарищи отца, не потрудились, не только позаботиться о сыне своего лидера, но и безразлично отслеживали, как Пуля превращается в уголовника, по-сути главы ОПГ! (Как так?! Непостижимо!!)Понятное дело, что не все «Генералы» хотели продолжать криминальный путь.

Они поволе судьбы прошли школу выживания, вследствие которой, кто-то стал монахом, кто-то городским бродягой, кто-то- крупным спекулянтом и ловеласом, а кто-то художником знаменитым на весь мир своими картинами, сюжет которых расскажет миру о непростой жизни мальчишек-беспризорников, которым приходилось хлебнуть горя полной ложкой!

В третьей части «Песни Баии, песни свободы» рассказывается о судьбе членов шайки на протяжении нескольких лет после гибели Доры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Профессор становится художником, картины которого о жизни бедняков-сирот поразили всю страну. Леденчик становится монахом, о чём он мечтал после встречи с падре Жозе Педро. Безногий погибает во время одного из нападений, Долдон становится городским бродягой, Кот — крупным спекулянтом, Вертун вступает в шайку «благородного бандита» Лампиана и сражается с полицией, Большой Жоан уходит в плавание на корабле. Но ни одна из этих дорог не подходит Педро Пуле — его «зовёт Революция», он хочет изменить судьбу всех бедняков и вступает в коммунистическую партию, а из «капитанов песка» создает штурмовую бригаду, которая помогает рабочим во время стачек и забастовок.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В центре романа — мальчишки солнечного города Байя, называющие себя «генералами». Они живут в пакгаузе на песчаном берегу, полностью положившись друг на друга и на самих себя. В душе они — дети, но из-за суровой жизни и опыта в реальности уже превратились во взрослых. Для них, ставших с 5-10 лет сиротами, единственной семьей остаются они сами. Амаду описывает несколько случаев из жизни их шайки, где им приходится воровать и мошенничать, чтобы заработать себе на хлеб. Для большинства «нормальных» жителей города они кажутся отбросами, малолетними преступниками, место которым — в тюрьме или колонии. Но вот только оказывается, что в полиции и колонии работают те, чьи методы жестоки и антигуманны даже по сравнению с методами банды.

Кто виноват в поступках детей — они сами, или общество, их вырастившее и их же карающее? Амаду приводит множество примеров, подтверждающих, что в глубине души каждого ребенка — потребность в материнской любви и заботе, остальное — лишь производная обстоятельств и воспитания. А если воспитывать только кнутом, даже за плохие дела, то и на выходе можно получить лишь ненависть и злобу. Кстати, если копать глубже, то скорее всего и за прошлым самих бичевателей обычно скрывается подобное, и получается замкнутый круг.

Большинство глав рассказаны от лица главных героев банды, у каждого — своя история, которая в итоге отразится на их судьбе в финале книги. Взаимоотношениям между ними тоже уделяется достаточно страниц, в основном это диалоги с характерной простой речью. А вот монологи с мыслями мальчишек получились самыми интересными, эмоциональными, наполненными искренностью, в которых и раскрываются их личности и характер.

Несмотря на то, что «генералы» являются антагонистами, им нельзя не симпатизировать, ведь их поступки также наполнены романтикой свободы и протеста, которая здесь занимает отдельное место. Конечно же, сразу вспоминаются Том Сойер или Оливер Твист — кто в детстве не мечтал побывать на их месте, удрав из дома навстречу приключениям?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

֍֍֍ БЕСПРИЗОРНЫЕ ЖЕРТВЫ БРАЗИЛИИ, или ОТВЕРЖЕННЫЕ И НЕПОКОРЁННЫЕ ֍֍֍

«КАПИТАНЫ ПЕСКА» (пер. Е.И. Беляковой, 2000)

ЦИТАТЫ:

««Бразилия решила проблему беспризорных — они попросту уничтожаются».»

(Из предисловия переводчика Е.И. Беляковой к роману Жоржи Амаду. «Капитаны песка».)

«Оборванные, грязные, полуголодные, дерзкие, то и дело сыплющие ругательствами, с неизменным окурком в зубах, они были настоящими хозяевами города, в совершенстве знавшими и беззаветно любившими его, они были его поэтами.»

(Жоржи Амаду. «Капитаны песка». 1937)

«Безрадостное существование отверженного мальчишки полно греха: Фитилю приходилось почти ежедневно воровать, нагло врать, выпрашивая милостыню у порога богатых домов.»

(Жоржи Амаду. «Капитаны песка». 1937)

«Эра Варгаса» ...

Жетулиу Дорнелис Варгас правил Бразилией в 1930-1945 гг. Жоржи Амаду роман «Генералы песка» («Генералы песчаных карьеров») напишет в 1937 году – самый пик правления Варгаса. Какой период истории Бразилии ни возьми, вечно её сотрясают исторические катаклизмы.

Диктатура Варгаса практически ничем не отличалась от любой иной диктатуры фашистского государства. В один ряд можно поставить Муссолини, Гитлера, Варгаса, Хуана Перона … А 1937 год знаменателен для Бразилии переворотом и принятием новой Конституции – Эстадо Ново. Национализм – превыше всего. В условиях этого режима и происходит действие романа.

Не забываем и о том, что Бразилия – страна, в которой рабство было отменено позднее всех стран в мире. Огромные массы свободных людей оказались не у дел: не знали куда их девать и что делать с этой свободой. В полном смысле этого слова: нет жилья, работы, элементарной социальной защиты …

В результате стали возникать фавелы – трущобы с немыслимой плотностью населения: настоящие человеческие муравейники. Люди, проживающие в фавелах, – неработающие люди. И численность их значительно превосходит численность относительно благополучного населения и богачей, особенно в крупных городах. Понятно, что преступность возрастает в геометрической прогрессии. Жизнь человеческая ничего не стоит. А людям надо как-то выжить …

К тому же, Бразилия – страна контрастов между ужасающей нищетой и невероятным богатством. И тех, кто мешает благополучию «благополучных» можно убивать без суда и следствия, как бродячих собак. Это было и это есть до сих пор. В первую очередь под уничтожение подпадают самые социально незащищённые слои населения: бездомные, беспризорные дети.

«Так называемые «эскадроны смерти», которые раньше занимались убийствами политических противников режима, теперь за деньги уничтожают беспризорников. Убийство уличного подростка стоит от 40 до 50 долларов.

… По данным «Национального движения в защиту детей улиц», с января 1988 года по декабрь 1990 года от рук наемных убийц погибли 4 611 детей.»

В такой атмосфере разворачивается действие романа Жоржи Амаду, ставшего классикой.

И, да. Читаю роман под названием «Капитаны песка» (!) в переводе Елены Ивановны Беляковой.

А начала – в переводе Александра Богдановского (Долдон, Вертун, Богумил, Леденчик … – это у Богдановского). Затем сравнила. Моё предпочтение – Белякова. Небо и земля. Специалисты отмечают, что перевод Богдановского (1975) изобилует ошибками. Когда это выяснила, пришлось перечитывать с начала. Всё к лучшему.

***

Подростки – народ безбашенный! Их дерзость, наглость и ярость в условиях выживания может восхищать и ужасать самых отъявленных, матёрых преступников. Для загадочного бразильского города Салвадор да Баия, бандформирование «Капитаны песка», состоящее из сотни детей от 8 до 16 лет во главе с 15-летним подростком, стало серьёзной проблемой в городе, о которой пишут газеты. Так начинается роман. Автор сразу же даёт понять читателю идею романа.

В какой-то аннотации к одному из изданий книги я прочла, что это роман о трудных подростках. Разве? – На мой взгляд, – в корне неверное понимание проблемы, которую ставит 25-летний Жоржи Амаду. Тысячи подростков по всей Бразилии лишены крова, внимания и заботы. И что же? – Кто-то полагает, что всё дело в них самих, подростках: они трудные, не хотят учиться, хотят грабить, воровать, поэтому бегут домашние дети из дома, пополняя ряды уличных бандитов? Жоржи Амаду пишет:

«Капитаны песка не похожи на других детей… Они знают о жизни все, даже тайны любви… С самого детства они ведут жизнь взрослых мужчин. Разве можно обращаться с ними, как с учениками иезуитского колледжа, идущими к первому причастию? У этих есть мать, отец, сестры, духовники, и еда, и одежда — у них есть все…»

В «Капитанах песка» автор в первую очередь знакомит нас с внутренним миром тех, кто вынужден скитаться, бродяжничать, пробиваться случайными заработками и воровать, грабить, чтобы выжить. А ведь среди них встречаются несомненно одарённые, талантливые дети!

С какой же любовью и Жоржи Амаду, и переводчик – Елена Белякова создают книгу! Белякова влюблена в «капитанов». Это чувствуется, особенно после чтения романа в другом переводе. Правда, со стилистикой не ладно: мешанина из настоящего и прошедшего времени не на пользу восприятия романа.

… Религия. Бог. Священник в лице падре Жозе Педро. Что ещё остаётся обездоленным, никому не нужным детям Бразилии? Но даже это им не позволено! Жозе Педро, пытаясь облегчить участь детей, сам подвергается нападкам:

«— Вы доставили нам массу хлопот, падре, своими порочными идеями о воспитании. Надеюсь, что доброта сеньора архиепископа, дающего вам приход, заставит вас больше думать о своем долге и отказаться от всяких там советских нововведений.»

А ведь дети – граждане Государства. Фактически. Но не юридически. Что может сделать для них Государство? – Немногочисленные «исправительные колонии» и приюты, в которых выжить сложнее, чем на улице?

Жуткими красками рисует исправительную колонию для бездомных детей Амаду. В неё подростки попадают прямо с улицы. Без суда и следствия. Как бродячие собаки.

… Мальчишки. Капитаны песка – мальчики. Видимо, у девочек-подростков судьба иная. Ещё более незавидная … Господи!!! Помоги им!!!

«Но все же священник надеялся, что в один прекрасный день Господь вдохновит его, научит, что сделать, а пока просто дружил с ребятами и по возможности предотвращал дурные поступки. Именно ему удалось искоренить педерастию в группе.»

Примечательно, что Жоржи Амаду к мужеложству (педерастии) относится, как к греху. И предводитель шайки бездомных мальчишек, впитавший наставления священника, – «Педро Пуля, если можно так выразиться, очистил банду от гомосексуализма, как хирург — рану от гноя.» 1937 год, однако … Ещё не всё загублено.

Но что может сделать один священник против системы? Его судьба – быть отвергнутым ею.

Ещё интереснее и кажется неправдоподобным появление в банде капитанов девушки 14 лет – Доры. Это всё равно, что появление женщины на корабле: быть беде. До этого события повествование носило некий налёт баллады или сказания о капитанах песка, а с появлением Доры это ощущение усиливается. Автор не смог совсем оторваться от фольклорного стиля изложения, характерного для более ранних его произведений. Например, «Жубиаба», «Мёртвое море».

Я никак не могла отделаться от ощущения, что меня ЧТО-ТО напрягает. Не могла понять, что именно. Может быть, излишняя драматизация, а потом, присоединившаяся к ней, мелодраматичность? А может быть мешал фильм – «Генералы песчаных карьеров», оставивший след в душе от создателей картины?..

Хотелось больше реализма. И меньше назидательности с карамельным сюсюканьем и слезливостью по поводу отсутствия материнской ласки, возможности прижаться к маминой груди и поцелуя на ночь. Все ли благополучные дети получают в своей семье такие знаки внимания? – Насколько мне известно, далеко не все. Разве это повод для ожесточения сердца?

В этой связи образ Хромого, мотивы его девиантного поведение мне кажутся искусственными – преувеличенными.

Не верилось и в идеальный образ Доры – «новой музы байянских беспризорников». Всё, что происходило с первого момента появления её под весьма условной крышей склада (пакгауза), где обитают ребята, чересчур романтично. Сначала её едва не растерзала толпа подростков-самцов, а на другой день она стала для них «мать Терезой»: мать, сестра, любимая, супруга одному из них. Не верю, как говорил «сами-знаете-кто».

«Ее появление было необыкновенным чудом, фантастическим счастьем: неожиданно они обрели мать и сестру, одно присутствие которой согревало душу.»

… Видимо, Жоржи Амаду хотел сделать своё произведение балладой в прозе. Такому ощущению способствуют ясная фабула; сильный, напряжённый драматический сюжет; яркое выражение чувств персонажей и самого автора (переводчица тоже посодействовала!); байянские песчаные пейзажи, завораживающие своей опасной, преступной непредсказуемостью, поэтические описания моря и звёздного неба, на котором одной из звёзд стала Дора …

«Поэтому только он видел, что Дора стала звездой и пролетела по небосводу. Она появилась для него одного, засверкала над его головой, когда он хотел покончить с собой, когда уже тонул.»

… Финальные главы «Капитанов песка» не только служат эпилогом романа, повествующем о том, как сложилась судьба основных персонажей, но и вселяют надежду в революционное преобразование: оптимизм и надежду на лучшее будущее.

P.S.

Почему распространённым названием и фильмов, и книг про песчаных капитанов (капитанов песка) является «Капитаны песчаных карьеров»? На самом деле у Жоржи Амаду никаких карьеров нет. Есть море, морской песок, занимающий обширную прибрежную полосу. Даже дюны не упоминаются, не то что карьер. Песчаный карьер – это выработка, где добывается песок.

А ещё есть звёзды. У героев сердца превращаются в звёзды. И любимые, которые исчезают в ночи, тоже превращаются в звёзды на небе, чтобы освещать путь … Очень поэтично пишет Амаду.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я начал жизнь в трущобах городских и добрых слов я не слыхал...» — кто из жителей нашей необъятной Родины не помнит этот великолепный романс девяностых годов. Конечно, и стихи и мелодия — из импортного фильма почтенного возраста, однако внимание миллионов людей сия трагичная песнь все же привлекла и память «замозолила». Я лично эту книгу прочитал в зрелом возрасте, достаточно давно, хотя и при нынешнем президенте:). Отсюда впечатления уже взрослого скептичного человека, хотя книга явно была рассчитана на гораздо более простодушную публику первой половины прошлого века.

Действительно жизнь и зачастую смерть юных беспризорников в стране, где много много диких обезьян, и где все (по крайней мере в тогдашней столице) ходят в белых штанах, описана вполне профессионально, правильно — то есть, без избыточности как в сторону сентиментальности, так и в сторону остросюжетности. Жизнь как она есть (точнее — была), показанная интересно и вызывающая эмоциональный отклик.

Но вот финальная часть романа действительно показалась какими-то левыми во всех смыслах придумками. Эта политика, это непонятное пренебрежение со стороны единомышленников судьбой ребенка своего павшего за правое дело товарища реально выглядит выбитым из автора в недоброй памяти 1937 году признанием в коммунистической деятельности.

В общем, впечатление по итогу оказалось двойственным, но для взрослых читателей, предполагаю, книга все таки остаётся ценной, чтение, особенно под упомянутый выше шлягер, создаёт четкое ощущение присутствия в этом мирке подростков -выживальщиков в каменных джунглях на берегу океана.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жоржи Амаду не стал нобелевским лауреатом потому, что сам отказался, а не потому, что таланта или известности не хватило.

Вообще-то в творчестве бразильца есть все, за что обычно «нобеля» дают — уверенный психологизм, реализм, настолько сгущенный, что клонится порой к магическому, этнографическая экзотика, непременный гуманизм к малым мира сего и (левая) идеологическая заряженность.

Не то, чтобы «нобеля» давали за плохие книги, ни боже мой, но стандарт у этой премии есть, точно так же как у «Оскара», для которого надо снимать «правильные» фильмы, с гуманизмом и моралью.

Все выше написанное не значит, что Амаду плохой писатель. Он, конечно, по праву классик, а в какой-то мере и отец основатель латиноамериканской Большой Литературы. Без него не было бы Маркеса и Льосы, точнее, они были бы другими. В его творчестве очень сильно звучит та интонация, которая и определила уникальность латинской школы.

Амаду нанес на карту мира свою родину. Раскрасил и оживил. По сей день про Южную Америку пишут и снимают кино по его лекалам.

В книге, которая повествует (иногда с предельным натурализмом) о грязной и жестокой жизни банды несовершеннолетних беспризорников, просто бурлит радость жизни! Чувствуется, что автор любит своих героев, любит свою страну, ее людей.

Даже таких страшноватых людей, как малолетние «капитаны песка». Беспризорники Амаду не кроткие страдальцы, а невыдуманная шпана, по которым плачет тюрьма. Но они и жертвы социальной несправедливости (сироты или дети спившихся, скатившихся на дно родителей), и они же — единственный по-настоящему свободные люди в мире.

Насколько романтизировал и обелил автор своих героев, я судить не буду. Иногда перед нами чуть ли не крапивинские детишки, иногда законченные уголовники. Но может быть, с малолетками так и бывает? В конце концов, уголовный образ жизни обладает определенной привлекательностью, иначе не был бы таким живучим во все времена на всех континентах.

Эта честность в изображении шпаны, которая при всей свой жестокости, подлости и цинизме способна, как ни странно, на красивый жест и умеет брать от жизни все, однозначно одна из сильнейших сторон книги.

«Капитаны песка» книга суровая, но южное жизнелюбие побеждает и прорывается на поверхность. В ней много моря, солнца, музыки, капоэйры, странных религиозных верований и экзотических обрядов, эротики «на грани» фона, скабрезного юмора и неубиваемой витальности. Почему-то герои мне кажутся веселыми. Злыми, испорченными и порой несчастными, но в основе своей веселыми, лихими зубоскалами.

Прирожденный вожак Пуля, озлобленный на жизнь Колченог, сохранивший в себе больше всех человечности, Большой Жоан, обаятельный хитрован Кот, в котором зрел бразильский брат Остапа Бендера, (только более успешный у женщин), лентяй Долдон, которому и воровать-то лень, религиозный Фитиль, они все как живые....

Взрослые персонажи представлены скромнее, но тоже выписаны броско и ярко. Что отец Жозеф, почти святой человек, присваивающий деньги из церковной кассы чтобы помочь своим нищим товарищам, что возникающий на одну главу вечно пьяный владелец карусели, остаются в памяти надолго. Хорош образ старшего товарища «капитанов», Богумила, не то моряка, не то афериста, а прежде всего — бойца, мастера народной борьбы.

Но в центре повествования конечно, «капитаны песка», отбросы жизни, шпана в краденных пиджаках, которые при этом остаются в душе детьми. Сегодня хлестнут ножом по лицу обывателя, который слишком уж держится за кошелек, завтра плачут под сентиментальную музыку из раздолбанного музыкального автомата...

И все же парни в большинстве своем не жаждут продолжать преступную карьеру.

Растянутый финал, в котором описывается взрослая жизнь, в которой каждый более менее стал тем, кем хотел (кто хотел — художником, кто хотел — спекулянтом, кто-то нанялся матросом, а кому-то повезло, и он так и остался профессиональным бездельником с гитарой наперевес, не то музыкантом, не то жиголо...), как будто подтверждает что, для живучих, как сорняки, детей трущоб, нищее детство это всего лишь школа жизни.

Им бы только вырасти, набрать силу, а там они возьмут от жизни все, и не обязательно в подворотне.

Думается, на русском или американском материале такого жизнелюбия из темы выжать не получилось бы.

Но в прокаленной солнцем и овеваемой морскими ветрами Байе — самое то.

Линия любви между Пулей и «хорошей девушкой» Дорой, которую судьба забросила в банду, может показаться слишком уж романтичной и напыщенной, слишком театральной в своей трагичности, но излишество во всем — непременная черта латинской культуры. Так что меня эта высокая страсть в низком мире ничуть не покоробила. Автор умеет быть убедительным. Море, полное звезд, ветер шепчет твое имя... трогательно, чего уж...

Только вот пришитая белыми нитками коммунистическая пропаганда не дает возможности поставить высший балл. Не то, чтобы я считаю, будто идеологически заряженная литература не бывает хорошей. Просто до поры до времени вообще ничего не предвещало скорого вторжения «политики».

А потом вдруг, ВНЕЗАПНО, оказывается что Пуля — сын убитого полицейскими профсоюзного активиста!!! Которого знал весь город! Вот уж точно «бразильские страсти», ведь получается, товарищи отца все это время были рядом и вдумчиво смотрели как сын их лидера превращается в уголовного авторитета, вожака банды... Не потрудившись не только как-то присмотреть за пареньком, но и даже сообщить ему, кто его отец и что с ним случилось.

Тут же возникает фигура «сознательного рабочего» и на невинного читателя обрушиваются страницы, написанные спародированным еще в СССР тридцатых годов языком агитки («молох» «баал» «рдеют» «рукоплещут» и тд.).

Конечно, левые силы играли большую роль в истории Латинской Америки. Да и в том, что человек, у которого отца копы застрелили, а сам он долгое время жил в заброшенном ангаре, не любит существующий общественный строй, нет ничего удивительного. Но мгновенное, под влиянием одного (!) разговора с сознательным студентом, обращение шпанюка в идейного борца за счастье рабочего класса, как-то не верится. Топорно, да и написано на языке «молоха» и «баала»...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

От фильма «Генералы песчаных карьеров» с детства у меня остались исключительно светлые и немного грустные воспоминания. И вот спустя много лет в руки мне попалась книга «Капитаны песка», по которой, собственно, и было снято кино, ставшее культовым для целого поколения. Сразу скажу, что первоисточник произвёл на меня несколько иное впечатление, совсем другие эмоции и настроение. Но давайте по порядку.

Действие романа разделено на три части.

В первой нам показывают несколько историй из жизни беспризорников одного бразильского города, заодно знакомя нас с каждым из героев книги. Язык, по началу, непривычный. Частый переход на повествование от третьего лица, в настоящем времени создаёт впечатление присутствия или некоего газетного репортажа с места событий, что немного оживляет монотонный рассказ с пространными, неспешными описаниями, с большим количеством прилагательных и частыми повторами. По сути, описываются простые будни несчастных детей, злоключения грустные, тягостные, всплесков эмоций особо не вызывают. Жоржи Амаду порой безжалостен в описаниях быта брошенных подростков, но безжалостность эта не хлёсткая, а густая как патока. Есть моменты, которые хотелось пролистать и забыть. Например, педерастия внутри банды, которое у меня вызывало чувство неприязни, если не гадливости. Понятно, что автор хотел до нас донести болезненную тоску по материнской любви, заставляющая искать утешение в интимных ласках у своих же товарищей, но одного, пусть даже двух намёков было бы вполне достаточно, зачем это было повторять не единожды?..

Эта часть самая объёмная в книге, но в ней у сюжета нет стремления двигаться дальше, ну хоть в каком-то направлении. У детей нет цели, нет самого главного — надежды. С ними и я, читатель, тоже будто топтался на месте. Поверьте, мне очень хотелось прочувствовать весь мрак беспризорной жизни, хотелось увидеть, зашкаливающий нервный надрыв от несправедливости по отношению к ребятам, но вместо этого меня не покидало ощущение, что я завяз рутинном болоте безысходности.

Во второй части сюжет трогается с мёртвой точки — в банде появляется девушка. У героев начинает биться гулко сердце, они начинают проявлять человечность, характеры играют новыми гранями, с ними и я робко начал было поднимать голову… Но часть эта слишком короткая, не успел я толком вжиться в новое настроение, как она закончилась, от чего трагизм этих глав немного смазался.

Заключительная треть романа похожа на затянувшийся эпилог, но она, на мой взгляд, самая удачная. Во-первых, я уже привык к манере письма Амаду, да и находился под впечатлением от предыдущей истории, всё-таки она сыграла свою роль и задала нужный тон. Во-вторых, тут впервые у ребят появляется долгожданная цель и надежда, из-за горизонта выглядывает будущее. Нам рассказывают дальнейшую судьбу «Капитанов» в манере прощания с героями и автор, надо отдать ему должное, делает это так, что расстаёмся мы с ними как с родными.

Читая эту книгу, мне вспомнилось, замечательное произведение Антона Семёновича Макаренко «Флаги на башнях» , написанную, кстати, примерно в тоже время, о таких же ребятах, но на другом конце земли. Вот её бы я перечитал ещё раз, а «Капитанов песка» уже вряд ли.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я оказался в ситуации, когда заставить себя продолжать читать было сложнее, чем вынудить себя вымыть посуду. Это касается первой половины: продраться сквозь стабильно неувлекательное жизнеописание бразильской шпоны приходилось долгие месяцы, страница за страницей, месяц за месяцем, понемногу, терпя прошли, нет, протянулись нескончаемые сто страниц. Так прошло месяца три. Как вдруг...

Начиная примерно с середины начинается поистине прекрасное! Возникает оно одновременно с появлением Доры. И мигом я забыл, как была скучна первая половина, и заиграли краски, появились эмоции, и драма накалилась до предела. Автор умудрился вытянуть всё произведение из глубокой и вязкой ямы аж на вершину литературной мысли. А над завершением драматической линии с Дорой я чуть ли не плакал! Даже таким простым языком, даже несмотря на всё, что было до Доры, это было прекрасно. Именно здесь должна была быть развязка, именно тут надо ставить точку — на Доре и на призвании и мечте Педро.

Эх, было бы всё так. Но финал оказался гораздо дальше, чем нужно. Пока он длился, драма успела остыть, а история радикально меняет направление, превращаясь в притчу о коммунизме. Если финал истории с Дорой заставлял чуть ли не рыдать, то настоящий финал оставляет за собой чувство, что ты находишься на презентации политического толка. Да, в конце нас ждёт счастливый конец, а истории с Дорой будто бы и не было. Дора, похоже, была эмоциональным наполнителем для того, чтобы в конце протолкнуть свой политический взгляд. Обидно. Жоржи, зачем ты так? Я не хочу мечтать о светлом будущем!

За драму и накал эмоций с Дорой — 10 баллов, за нудное начало и финал — 2 балла. В среднем — шесть.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх