fantlab ru

Ричард Матесон «Немой»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Оценок:
221
Моя оценка:
-

подробнее

Немой

Mute

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 57
Аннотация:

То, что для кого-то является звуками, для другого может оказаться тупыми, нескончаемыми ударами по живому сознанию, невыносимым непрекращающимся грохотом, а не неким способом связи людей друг с другом. Порой, в редкие паузы между словами, парень успевал схватить обрывок их чувств и желаний, подобно тому как животное успевает схватить кусок приманки до того, как захлопнутся стальные челюсти капкана.

© ozor

Входит в:

— сборник «Посылка»

— антологию «The Twilight Zone: The Original Stories», 1985 г.

— антологию «На суше и на море, 1985», 1985 г.

— сборник «Richard Matheson: Collected Stories», 1989 г.

— сборник «Нажмите кнопку», 2017 г.


Похожие произведения:

 

 


На суше и на море. 1985
1985 г.
Я — легенда
1995 г.
Легенда. Рассказы
2001 г.
Посылка
2009 г.
Корабль смерти, Стальной человек и другие самые невероятные истории
2011 г.
Нажмите кнопку
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Twilight Zone: The Original Stories
1985 г.
(английский)
The Twilight Zone: The Original Stories
1985 г.
(английский)
Richard Matheson: Collected Stories
1989 г.
(английский)
The Best of Richard Matheson
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Извините те, кому понравился этот рассказ. Мне он не понравился. Совсем. Ну, за исключением… но об этом потом.

Весь текст – слезодавка. Нет, я не враг слезодавок, но с ними ситуация проста – они должны резонировать. У меня этот рассказ резонанса не вызвал. Почему? Потому, что положительный герой оказался неинтересен, он всё время страдал – без перерыва и очень однообразно. Ладно, может же текст быть построен на героях отрицательных? Нет, и здесь не сработало. Главный антигерой, учительница, карикатурна просто до ужаса (во всех смыслах этого слова). Да, такие, или похожие, учителя существуют, но в этом тексте она выглядит очень уж специально подобранным персонажем — специально подобранным, чтобы усугубить муки ребёнка. Шериф. В начале он совершенно адекватный человек и вдруг, без всякого перехода, он становится чёрствым антигероем. Мне это не легло.

Сюжет. Он строится на том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ребёнок не разговаривает и его пытаются заставить говорить. Именно не научить, не помочь как-то, а именно заставить. «Для его же собственной пользы» (ох как я не люблю людей, использующих этот подлый словесный оборот для оправдания своих поступков).

Но, помилуйте, действие разворачивается не раньше середины XX века. Человечество уже знало, что немой это тот, кто говорить не может, а не не хочет. Немых учили не говорить, а объясняться жестами ещё в XVIII веке! И что, никто в американском городке об этом не знает?

Оценка и что в рассказе понравилось. Действительно, отзыв я понаписал на двойку, максимум на тройку, а поставил шестёрку. Почему? Из-за морали. В рассказе имеется мораль. Как ни странно, именно она, оторванный от основного текста комментарий, заставляет отнестись к рассказу с уважением. Автор подводит итог, и итог неожиданный:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В этой истории нет плохих героев. Все действуют из добрых побуждений. Просто представления о добре у них разные.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, именно этот рассказ был экранизирован Родом Серлингом в его «Сумеречной зоне» в 4-ом сезоне сериала еще в далеком 63-ем году. Только там был не мальчик, а девочка, потерявшая своих родителей в пожаре...

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ тяжел.

Для читателя.

Выбором.

Что лучше для мальчишки — замкнутый мирок, в котором он сможет общаться лишь с несколькими себе подобными или Большой Мир

Родители, которые уподобились тем родителям-компрачикосам (утрированно)

которые калечат собственных детей ради каких то целей или Большая Любом приемной матери

И еще интересный момент — обретение дара речи, обставленное автором с такими мучительными подробностями похоже на рождение — только муки испытывает ребенок.

Интересно...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучший рассказ у Матесона.

Полностью соглашусь с отзывом ivan2543. Сильное произведение, ставящее перед нами уйму философских вопросов, и которое показывает, как сложно индивиду отличному от серого общества жить в нем. Как общество меняет людей, не похожих на данное среднего представителя человечества.

Конечно же, вызывает некоторое вопросы и поведение родителей Пола. Кому то оно покажется правильным, а кому то нет.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная философская вещь. Эта повесть ставит под сомнение эффективность вербального способа общения – фундамента человеческой культуры. В центре мироздания находится Логос – слово-знак, абсолютный символ. Однако насколько это слово искажается человеком при его интерпретации? Имеет ли хоть какое-то отношение она к тем понятиям, которые призвана выражать? Издревле именно мастера художественного слова более других сомневались в эффективности речи – этот кажущийся парадокс (кто ближе может знать недостатки системы? тот кто часть ее) широко известен. Насколько отличается то, что мы говорим от того, что хотим сказать и насколько близко будет к тому, что мы сказали то, что услышит собеседник? Или дробясь в бесконечном лабиринте зеркал, словно гностический Бог, оно потеряет свою изначальную силу? Несовпадение кодов, культурный «шум», погрешности переводов – проблема любой коммуникации.

Взгляд Матесона на центральную проблему общения пессимистичен. Для творчества писателя вообще характерен мотив одиночества и изоляции личности, и в этом произведении он раскрывает одну из основных причин всеобщего непонимания – опосредованность коммуникации. Семиотическая проблема становится информационной трагедией – личность блуждает в лабиринте сознаний и восприятий, не имя возможности выйти за рамки своего опыта. Эта идея нашла последовательное отражение в творчестве писателя, и именно в этой повести она является одной из основных. Мальчик остается непонятым – люди не способны непосредственно воспринимать его мысли, а он не может переводить их в речь, которая кажется ему неупорядоченным шумом, чем-то примитивным.

Есть и другая проблема в этом произведении – проблема регрессивности законов общества. Более совершенный представитель человечества отторгается обществом как ущербный, не способный быть как все. Чем дальше он уходит в своем развитии, тем меньше у него шансов на понимание. И это вторая трагедия человечества – инерция, делающая невозможным революционный прогресс. Если герой романа «Я — легенда» — реликт, переживший свое время, то герой этой повести – словно пришелец из будущего. У них один выбор – измениться или погибнуть. Невилл предпочел второе. Пола никто не спрашивал – ему пришлось перестраиваться. Конечно, теперь у него есть семья, и, скорее всего, он успешно вольется в человеческое общество. Вот только почему так нестерпимо грустно оттого, что дерзкий эксперимент был обречен?

Итог: прекрасная повесть, о том, как трудно быть сверхчеловеком. Нужен ли людям прогресс, готовы ли они изменить свою природу? Пока прогноз неутешителен…

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный хотя и мрачный рассказ, оставляющий тяжелое послевкусие.

С самого начала понимаешь, что «это жжж не спроста», но только в самом конце открывается весь ужас происходящего. Хотя финал и дарит надежду.

Таких родителей надо сдавать «в поликлинику для опытов» (лучше со смертельным исходом).

А подобные учителя встречаются не так уж и редко. Помню, у нас левшей по рукам указками били, чтобы писали правильной конечностью.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что важнее — научное открытие и любовь? Имеет ли жестокость пределы? Действительно ли добрыми намерениями выложена дорога в ад? Матесон не подбрасывает нам эти вопросы постепенно — он бросает всю эту охапку в костер сомнений каждого читателя, и каждый из нас для себя находит собственные ответы. В этом-то и есть мастерство и гениальность.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. И хоть развязка предсказывается сразу же с интересом читаешь до конца. Финальная сцена, где мальчик встречается с немецким профессором, вообще вызвала бегание мурашек по коже. Страшно и пронзительно! У родителей ребенка, конечно же, нет ничего святого. И наука — это неоправдание. Уподобить своего сына лабораторной крысе. Очень жаль, что не он их сжег в этом доме! :glasses:

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, основная проблема, поставленная здесь, — это ответственность. Родители ответственны на рожденного ими ребенка. И стократ ответственнее должны они быть, если они этого ребенка буквально создали, вырастив из него личность, не вписывающуюся в окружающий социум. Фактически — это эксперимент на человеке, причем получается так, что эксперимент жестокий и бесчеловечный. Понимали ли это люди, проводившие его?..

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

мурашки по коже, вроде бы ничего особенного, а после прочитанного осталась тяжесть на душе и ощущение чего-то неправильного, сделанного не так как надо, сделанного очень-очень плохо, сильный рассказ!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная история. Не так часто в центре внимания писателей-фантастов оказывается проблема телепатии. Рассказ не только раскрывает необычные возможности телепатии, но и содержит мощный гуманистический посыл. Автор в очередной раз поднимает проблему человека с необычными способностями, «Белой вороны» среди обычных людей. Очень узнаваемы попытки «усреднить» мальчика-телепата, заставить его стать таким же как все. Поневоле задумаешься, что мы на самом деле теряем из-за нашей системы воспитания и образования. С другой стороны, нельзя не задуматься о цене предполагаемого успеха. Можно ли подвергнуть своего ребенка такому испытанию? И что в конце концов важнее — невероятные способности или обычная родительская любовь?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх