FantLab ru

Ричард Матесон «Кнопка, кнопка…»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Голосов:
771
Моя оценка:
-

подробнее

Кнопка, кнопка…

Button, Button

Другие названия: Нажмите кнопку; "Нажми на кнопку, нажми"; Посылка

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 167
Аннотация:

Если вам принесли маленькую деревянную коробку с единственной кнопкой, закрытой стеклянным колпачком, то не спешите считать, что это рекламный трюк торговца. Если вы нажмете кнопку, где-то в мире умрет незнакомый вам человек, и вы получите пятьдесят тысяч долларов. Кто потянется нажать кнопку?

© ozor
Примечание:

  • Экранизирован в 2009 (под названием «The Box»), США, Darko Entertainment, Lin Pictures, Media Rights Capital, Radar Pictures Inc. Режиссер: Ричард Келли. В ролях: Кэмерон Диаз, Джеймс Мэрсден, Фрэнк Ланджелла, Джеймс Ребхорн, Холмс Осборн, Сэм Стоун, Джиллиан Джейкобс, Селия Уэстон, Дебора Раш, Лиза К. Виатт.

  • Рассказ экранизирован в возрождённом в 1985-1989 годах американском сериале «Сумеречная зона» (сезон 1, эпизод 20b; премьера 7 марта 1986 г.). Режиссёр: Питер Медак. Сценарий: Button, Button (The Twilight Zone).

  • Опубликован на русском языке также: Матисон, Р. «Нажми на кнопку, нажми»: [Рассказ] /Пер. Т. Джапаридзе // Молодежь Грузии. — Тбилиси, 1970. — 24 октября.


  • Входит в:


    Экранизации:

    «Profile in Silver / Button, Button» 1986, Великобритания, Канада, США, реж: Джон Д. Хэнкок, Питер Медак

    «Посылка» / «The Box» 2009, США, реж: Ричард Келли



    Похожие произведения:

     

     

    
    Современная фантастика
    1988 г.
    Человек, который дружил с электричеством
    1989 г.
    Ключи к декабрю
    1990 г.
    Ключи к декабрю
    1992 г.
    Легенда. Рассказы
    2001 г.
    Жизнь коротка
    2005 г.
    Посылка
    2009 г.
    Корабль смерти, Стальной человек и другие самые невероятные истории
    2011 г.
    Нажмите кнопку
    2018 г.

    Периодика:

    «Литературная Россия» № 36 1970
    1970 г.

    Аудиокниги:

    Элементы — модель для сборки
    1995 г.
    Тёмные аллеи №17. Тёмные аллеи в кино
    2011 г.
    Вечер короткого фантастического рассказа
    2017 г.

    Издания на иностранных языках:

    Richard Matheson: Collected Stories
    1989 г.
    (английский)




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва



    Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
    –  [  23  ]  +

    Ссылка на сообщение , 3 апреля 2010 г.

    Казалось бы совершенно простенький рассказ. Ну, посылка, ну, кнопка. Шутка? А вдруг — правда? Вспоминается поговорка: не буди лихо...

    Самое примечательное в рассказе Матесона — это изображение двух взглядов на проблему. Муж руководствуется нормами морали, не желает искушать судьбу. Кнопка для него — нечто вроде проверки человеческих качеств. Но у жены все иначе. Ее чисто женское желание позаботиться о семье все-таки берет верх над опасением остаться дураком в глазах окружающих. Примечательно, что о чужих жизнях она и вовсе не думала. Между тем автор и для самих читателей предлагает эту же простую дилемму: а что выбрал бы ты, дружок? 50 тысяч зелени или жизнь камбоджийского бомжа? И, читая, подсознательно ловишь всю чудовищность этих мыслей — как вообще можно раздумывать в такой ситуации? Ведь. Ведь. Жена описывает свое решение в таком духе: купить дом, съездить в Европу, обновить мебель, одежду. А ведь речи и не идет о выживании! Эти 50 тысяч для них ничего не решают, это излишек. Героиня же думает о комфорте и развлечениях. Чудовищно.

    Если честно, я ждал иной концовки. Уже видел, что нажав один раз, женщина не остановится — потребности будут тянуть все больше средств для реализации, а значит, кнопка будет нажимать все чаще и чаще. Но это так, уже мой личный вариант концовки. Автор же сделал несколько иначе, но и его вариант, безусловно, хорош.

    В заключении хочу сказать, что рассказ, вне всякого сомнения, достоин прочтения.

    Оценка: 8
    –  [  14  ]  +

    Ссылка на сообщение , 24 июня 2013 г.

    Нажмите кнопку! Получите 50 тысяч долларов, а где-то в мире умрёт человек, незнакомый вам человек. Мало пятидесяти тысяч? Уверен, что спятивший миллионер или дьявол или чёрт знает кто, короче тот, кто предлагает вам эту сделку не задумываясь даст и миллион и больше... Вы только нажмите кнопку! Вы в замешательстве? Боитесь? Сомневаетесь? Прочь сомнения, за ту минуту пока я набрал эти строчки, в мире, по разным причинам, умерло больше ста человек. Вы просто... нажмите кнопку!

    Рассказ этот страшен как гроза в открытом поле (кому не пришлось пережить, тот не в состоянии понять). Страшен тем, что чудовищно большое количество людей, хороших вроде бы людей, нажали бы эту кнопку. Уверен, что я бы поступил бы иначе. В самом деле уверен, но ведь ко мне никто и не обращался с таким предложением, пока что...

    Оценка: 9
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение , 10 ноября 2012 г.

    Достоевский как то сказал, что, если бы потерев пуговицу человек убивал бы незнакомца где-нибудь в Китае и знал, что ему за это ничего не будет, немногие бы справились с искушением. Рассказ, по сути, о том же, разве что нажать на кнопку героев заставляет не только тяга к нарушению табу, та что побуждает детей бить стёкла и мучить живых котят, но и дополнительный бонус — пятьдесят тысяч долларов. Но Матесон не Достоевский, глубоких размышлений об обыденном зле в наших душах не потянул. Особенно концовка...

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    А что, если бы всё было честно, и погиб действительно незнакомый человек, всё было бы нормально?

    Оценка: 7
    –  [  11  ]  +

    Ссылка на сообщение , 10 февраля 2010 г.

    Что чувствует человек, когда ему сообщают о смерти какого-то человека или группы людей, которых он не знал? Безразличие. Только немногие ощутят некоторое подобие сострадания где-то в глубине души. И это нормально, ведь нельзя же переживать за все человечество не в сумме, а за каждого отдельного индивида. Но вот нормально ли убить кого-то... убить своим безразличием к нему? Не помню уже кто из древних наставлял нас бояться безразличных и видимо не зря.

    Смерть же человека нам знакомого нас огорчает как минимум? Но вот быть знакомыми и знать друг друга — как говорят: «две большие разницы». А как можно вообще узнать человека? Ведь как писал Гюго: «у каждого человека 3 характера: который он приписывает себе сам, который приписывают ему и который есть на самом деле». Поэтому если Вам предложат нажать такую кнопку, подумайте, а знаете ли Вы своих близких... и даже самого себя?

    Оценка: 9
    –  [  10  ]  +

    Ссылка на сообщение , 21 мая 2015 г.

    Иногда встречаются отзывы, написанные закоренелыми скептиками, которые пренебрежительно относятся к стержневой идее данного рассказа и его литературных собратьев...

    Смысл в них сводится к тому, что нет и быть не может на самом деле таких людей, которые готовы продать душу в обмен на выполнение неких крайне наивно и весьма нечетко сформулированных желаний. А ежели такие люди и есть, то нам с вами не грозит угодить в их ряды благодаря высокому уровню интеллекта, нравственным принципам и прочим талантам...

    Ну, если так относиться к проблеме различных соблазнов и искушений, которые нам готова предложить жизнь, то можете считать, что где-то за углом уже ждет некто, имеющий предложить нечто такое, от чего вы не сможете отказаться. И не потребуется никаких пистолетов и угроз, чтобы вы с ним согласились...

    Однако, если вы знаете о грозящих соблазнах, то зря надеетесь, что сможете обогнуть тот угол, где вас уже ждет некто с заманчивым предложением. Это столь же наивно, как верить в то, что люди, способные вытряхнуть из ваших карманов деньги, водились только в школьном туалете во время большой перемены...

    Ассортимент неисчерпаем. Не соблазнитесь 50 тысячами зеленоспинных бумажек, супротив которых не устояла героиня Матесона, так подберут к вам другой ключик. В конце концов, история человечества убедительно доказывает, что вовсе не обязательно убивать незнакомых людей посредством нажатия кнопки, достаточно устроиться в какую-нибудь организацию, где можно будет получать зарплату и паек за организованный забой себе подобных во имя какой-нибудь красиво звучащей идеи...

    Да и героиню рассказа не стоит судить слишком строго до тех пор, пока собственноручно не обезвредишь свою персональную кнопку, притаившуюся где-то в сознании и взывающую к тому, чтобы ее нажали...Иногда палец отдергиваешь в самый последний момент...

    Оценка: 9
    –  [  9  ]  +

    Ссылка на сообщение , 2 января 2010 г.

    Рассказ о цене человеческой жизни. Когда ты не знаешь что произойдет с незнакомым тебе человеком, пусть даже смерть, легко рассуждать, думать, принимать решение — нажать кнопку.

    Но когда водоворот смертоносных событий втягивает тебя самого и вот ты уже отвечаешь за свой поступок не только своей жизнью но и жизнью близких тебе людей, только тогда происходит полное осознание человеческого и в то же время животного страха, который разрушает и выпивает жизнь «досуха».

    Кнопка кнопка — это трагическая история о неправильном, поспешном выборе, о том как легко лишить жизни незнакомого человека, как легко оправдать себя и как трудно спасти свою собственную жизнь после призвания к ответу.

    Оценка: 8
    –  [  8  ]  +

    Ссылка на сообщение , 16 июля 2014 г.

    Вы никогда не задумывались над тем, что если писатель или режисёр хочет, чтоб мы симпатизировали его герою, он делает его красивым. И сердца масс разрываются при виде порабощения прекрасных светоносных эльфов, душевных страданий обаятельных рабынь Изаур и Марианн и расквашенных бандитами физиономий красавцев-детективов. А если б все эти персонажи были обыкновенными, шевельнулся бы в наших душах хоть маленький червячок жалости к ним? Это и породило культ героизма и красоты. Героиня «Кнопки» пытается сравнивать ценность жизни симпатичной девушки по соседству и старого больного африканца. А можно ли вообще взвешивать подобные вещи?

    Это шокирующий рассказ, пусть даже и не самым лучшем образом написаный, о том страшном грехе, который общество допустило в своё сердце: измерять жизнь человеческую чем либо и назначать за неё цену.

    Оценка: 8
    –  [  8  ]  +

    Ссылка на сообщение , 11 апреля 2011 г.

    В целом рассказ очень понравился. Все передано замечательно! Интригующий с первых страниц сюжет, отлично расписана психология главных героев. Но вот финал, опять мне у Матесона не нравится. Ясно было сразу же, что жена нажмет кнопку, а вот результат показался надуманным, неубедительным.

    Оценка: 8
    –  [  8  ]  +

    Ссылка на сообщение , 5 февраля 2010 г.

    Да, проблема морального выбора в рассказе очень значительна, такой соблазн если и не вызовет сомнений в себе, то заставит задуматься о ближних (и не ближних)... Но кроме этого, есть и две более интересных детали.

    Первое — классический подвох «Не заключай пари с дьяволом». Пятьдесят тысяч и смерть — не достаточный ли повод, чтобы поточнее узнать условия? Каким образом будут получены деньги, абсолютно ли незнакомый человек, «не наблюдать смерть» — то же самое, что «не увидеть труп»? В связи с чем возникает вопрос, что было бы, нажми героиня кнопку, собрав всех родных и близких. Ну а второе — собственно, та финальная фраза. Уж что там могло скрываться за ней — остается только гадать. И еще раз, уже по другому поводу, задуматься о тех, кто нас окружает...

    В который раз женщину пускают по стопам «прародительницы Евы»: соблазну поддается именно Норма.

    Оценка: 9
    –  [  7  ]  +

    Ссылка на сообщение , 7 августа 2014 г.

    Смысл не в том, что чужого можно и убить... Наказана она (и похоже не только она). Именно за то, что вообще так спокойно расчетливо решила, что ей можно жить ни в чем себе не отказывая, а кто-то лишится жизни. Дьявольская ловушка. А муж бы не поддался — они оба друг друга не знали.

    Оценка: 10
    –  [  7  ]  +

    Ссылка на сообщение , 10 сентября 2011 г.

    По-моему больше тянет на зарисовку, а не на самостоятельный рассказ. Много неизвестных деталей. Психологичности не хватает, не раскрыты ни побуждения, ни терзания женщины. Не понравилось в общем.

    Оценка: 3
    –  [  7  ]  +

    Ссылка на сообщение , 15 марта 2010 г.

    Недавно посмотрев фильм Посылка, решила прочитать этот рассказ. После прочтения была приятно удивлена, это абсолютно две разные вещи.

    Когда находишь под дверью коробку непонятного происхождния и довольно интересную, ведь у нее есть всего одна кнопка, а тебя ставят перед выбором -50тысяч долларов за жизнь человека. Невольно встает вопрос: а кто будет этот человек? Ребенок, молодой, пожилой, а может быть в мире станет на одного маньяка меньше, или это будет кто-то из соседей? Но ведь ты ни когда не задумываешься, а знаешь ли ты сам себя и своих близких? Но люди в первую очередь алчны и эгоистичны. Лишь не многие способны к состраданию, имено поэтому каждый человек должен сам отвечать на этот вопрос.! А сможет ли он это сделать и что дальше будет? В рассказе огромный смысл проблемы нашего общества.

    Советую так же посмотреть фильм, думаю не пожалеете.

    Оценка: 10
    –  [  7  ]  +

    Ссылка на сообщение , 4 октября 2008 г.

    Давненько искал этот рассказ, чтоб перечитать и, наконец, это удалось! Это не бездушная поделка, это история/вопрос каждому из нас. Чего греха таить, каждый из нас иногда наверняка хотел бы вот так на халяву обзавестись деньжищами, смутно уповая и оправдывая при этом смерть другого человека тем, что, возможно, это какой-нибудь китаец (даром, что их много), или больной, или одинокий человек, которому, может статься, уже всё равно и жизнь ему безразлична. Вопрос, нажал бы ты кнопку, мучительный для одних, и однозначный для других. А что, если ты не нажмешь, но найдется тот, кто нажмет, и в результате тебя постигнет участь Артура? Насколько гуманно оправдать чужую смерть будущими благами семьи, появившейся тогда бы возможностью родить ребенка... и прочее? Для меня-то ответ очевиден, а для вас?..

    Оценка: 9
    –  [  6  ]  +

    Ссылка на сообщение , 20 марта 2013 г.

    Фильм существенно отличается от рассказа. Первоисточник я бы назвал более удачным — он краток, и без излишних красивостей-ужасностей.

    Концовка ударная и более циничная.

    Компактный и отлично выписанный рассказ

    Оценка: 8
    –  [  6  ]  +

    Ссылка на сообщение , 30 октября 2010 г.

    Действительно, для большинства людей кто-то незнакомый — всего лишь абстракция, нечто размытое, далекое и чужое... А значит, нет никакой разницы, мертв этот человек или жив... Это не жестокость и не отсутствие морали — это безразличие... Примерно как когда люди усиленно смотрят в окно в метро, когда хулиганы пристают к незнакомой барышне...

    Оценка: 9


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх