Арно Шмидт «Республика учёных»
Написанный в 1957 году, роман изображает постапокалиптический мир 2008-го года. По окончании ядерной войны, в которой погибла Европа, часть Соединённых Штатов, противоборствующие стороны всё же смогли договориться и общими усилиями создали искусственный остров в Тихом океане, ставший домом для избранных представителей всего человечества — художников и учёных
Территории же, пострадавшие от радиоактивного излучения атомных бомбардировок, заселены кентаврами и другими не менее удивительными существами, нравы и обычаи которых автор рисует размашисто и не жалея красок.
Название пародирует трактат поэта Фридриха Готлиба Клопштока «Немецкая республика учёных», вместе с тем роман выдержан в неподражаемом постмодернистском стиле, сочетающем приёмы потока сознания и кинематографического монтажа, характерном для прозы Арно Шмидта.
Входит в:
— антологию «Гелиополис», 1992 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 27 сентября 2022 г.
К счастью, я не сторонник модернистской литературы, а также постмодернисткой и иных экспериментальных течений. Я сторонник классики. Поэтому данное произведение привлекло моё внимание лишь текстом: написано необычно и в чём-то даже лирично. В остальном оставляю на усмотрение любителей вышеуказанных жанров, ибо не беру на себя смелость критиковать и даже высказывать своё мнение. Пусть каждый решает сам, если есть время.
igorgag, 12 марта 2014 г.
Изданный всего один раз, в начале 90-х, в сборнике «Немецкая антиутопия ХХ века», русский перевод романа давно уже стал раритетом. О самом Арно Шмидте в России известно тоже до ужаса мало... Впрочем, не все и немцы слышали о таком писателе, хотя он уже признан там классиком. Припоминаю забавную историю... Прощаясь с работавшим у нас немецким специалистом (программистом-электроником широкого профиля) Хольгером Шмидтом, я поинтересовался, читал ли он книги своего однофамильца? Выяснилось, что нет. И даже более того. «Do you know the guy?» — спросил меня Хольгер. Откуда! Ведь Шмидт умер ещё в 1979 году...
Сам же я — в силу какой-то странности — прочитал «Республику» не в середине 90-х, как это произошло у меня с «Городом за рекой» и «Гелиополисом» (они вышли под одной обложкой), а только в начале «нулевых». Пришел тогда в неистовый восторг — от особой манеры писателя, от его мастерства, стёбности и т.д. и т.п.
Роман, как уже несложно догадаться, антиутопия. Написанный в 1957 году, он изображает мир в 2008м — после атомной войны, уничтожившей всю Европу, часть Соединённых Штатов и, кажется, другие территории. Противоборствующие стороны смогли после войны договориться и общими усилиями создали искусственный остров в Тихом океане (в районе Саргассова моря), на котором живут избранные представители всего человечества — художники и учёные (название же пародирует трактат поэта Фридриха Готлиба Клопштока «Немецкая республика учёных» — текст найти не удалось).
Главный герой романа, он же рассказчик, журналист Чарльз Генри Уайнер, американец с немецкими корнями, проделывает удивительное путешествие сначала через территорию, населённую мутантами (гоминидами), из которых кентавры являются наименее странными, затем попадает на остров, где посещает сначала правую половину, контролируемую западниками, а затем — половину левую, коммунистического блока.
Как выясняется, холодная война продолжается и на острове... И вообще пост-апокалиптическое человечество предстаёт в не очень выгодном свете... всё те же комплексы и те же страстишки...
Про авторскую же манеру (она присуща не только «Республике», но и другим произведениям Шмидта) лучше сказать словами А. Дранова, автора предисловия и одного из переводчиков романа Шмидта: «... сначала возникают, как в убыстренном кинокадре, яркие разрозненные картинки, «фото», затем вокруг них в ходе дальнейшего «припоминания» группируются дополняющие и объясняющие их кусочки, фрагменты, отрывки — «тексты». На втором этапе в сознании писателя возникает некая связующая незначительные события повседневности нить, на которую он нанизывает «жемчужины» воспоминаний, впечатлений, переживаний. Затем наступает очередь «сна» и «игры мыслей» — возникает «рагу из древесной смеси, обломков и слов-окурков».» Такой фрагментарный стиль Дранов называет атомарным...